«Сознание» (часть 2). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 30 апреля 2008 года | Ижевск



скачать (формат MP3, 15.98M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Сознание

(часть 2)

(30 апреля 2008 года. Ижевск)

 

Когда я был ребенком, меня учили, что существует рай. Но что происходит в раю? Кто-нибудь задается этим вопросом: если вы достигнете рая, чем вы там будете заниматься? Чем Бог занимается в раю? Какова жизнь в раю? Каков распорядок жизни в раю? Вот, наступило утро в раю: что делают люди? Какова природа в раю, вода, какие там цветы? Есть ли в раю хорошая пища, красивые цветы, музыка? Нам нужно задаваться этими вопросами.

#00:01:10#

Если я — сознательное живое существо, произошедшее от высшего сознания, значит, должен существовать мир сознания. В данный момент я застрял в мире материи. На санскрите это называется самсара-чакра, то есть колесо рождений и смертей. Хотя я вечен, тем не менее я вынужден изменяться, крутясь в этом колесе снова и снова. И все эти изменения болезненны, поскольку в момент смерти все, что мы сумели накопить за жизнь, покидает нас. Наше богатство, образование, друзья, квартиры, машины, наши связи — все, что мы накапливаем в течение жизни, сводится к нулю.

#00:02:28#

Итак, существует ли место, где мы можем находиться постоянно, где эти изменения не будут происходить с нами? Какова природа того мира? Недавно я был на Украине, и на одной лекции в университете студентка задала вопрос: «Скажите, а вам не кажется, что это будет слишком скучно, монотонно?» На что я могу сказать, что материя монотонна и скучна, но дух не таков. Сейчас мы пытаемся найти вкус в материи, но в ней нет вкуса. Подлинный вкус есть в сознании. Ведь все те более тонкие вещи, к которым мы стремимся в жизни, существуют на плане сознания. Счастье, любовь, нежность, гармония — все эти понятия не существуют в мире материи, все это — понятия сознания.

#00:03:47#

Итак, если мы взглянем на все, к чему на самом деле стремимся, то поймем, что все наши цели находятся в мире сознания и все они проявлены в бесконечной степени в высшем сознании. Бхакти-йога — это процесс воссоединения, связывания сознательных живых существ с Высшим сознательным живым существом, индивидуальная связь. Речь не идет о коллективной, всеобщей связи или о связи нас всех как единого куска. Нет, индивидуальная связь каждого с Высшим.

#00:04:46#

Высшее совершенство нас как сознательных живых существ — установить связь с Высшим сознательным живым существом, основанную на любви и нежности. В этом мы можем найти все, к чему мы когда-либо стремились, мы сможем удовлетворить все свои стремления, причем в большей степени, чем когда-либо даже смели мечтать. Это предположение вовсе не является нелогичным или неразумным, потому что все мы ищем счастья. Это первопричина нашего существования: все мы ищем счастья. Люди или животные, рыбы или птицы, растения или насекомые — все ищут счастья.

#00:06:01#

Например, если вы посмотрите на формы крон деревьев, растущих на улице, по которой ездит много грузовиков, больших машин, вы увидите, что деревья избегают соприкосновения, ударов от проезжающих машин. Почему? Потому что деревья — тоже сознательные живые существа, которые ищут счастья. Итак, мы видим, что каждый из нас ищет счастья, и найти его возможно. Нас обычно учат, что мы можем найти счастье в материи, мы привыкли так думать, мы принимаем это на веру. Нам говорят, что в духовном найти счастье невозможно. Но давайте просто задумаемся: можно ли обрести счастье через материю?

#00:07:12#

Даже грубые формы рекламы иногда вводят нас в заблуждение, что же говорить о тонких приманках, тонкой рекламе? Нам говорят, что если у тебя будет такая прическа, если ты будешь курить сигареты, пить пиво этой марки, водить машину определенной модели, если будешь жить в этом районе, тогда ты будешь счастлив. Так говорит нам реклама. Посмеем ли мы считать, что эта реклама не работает? Я не знаю, как обстоят дела в России, но знаю точно, что в западном мире, Америке, многие крупные компании готовы платить миллионы долларов за право показать всего лишь тридцатисекундный рекламный ролик во время каких-нибудь крупных спортивных состязаний.

#00:08:19#

Влияют ли на нас подобные вещи? Куда бы мы ни посмотрели, отовсюду на нас льется дезинформация, со всех сторон мы находимся под влиянием лжи. В нас взращивают большие предрассудки, предвзятость в отношении любой духовности, поэтому, чтобы начать идти по духовному пути, нам необходимо преодолеть множество предрассудков, и это очень нелегко.

#00:09:11#

Но именно это занятие приносит наибольшие плоды, ведь речь идет о бесконечной взаимности. Если наша цель — установить отношения с высшей, бесконечной Личностью, то Она ответит нам взаимностью в бесконечной степени. Мы называем эту высшую Личность Кришна, хотя, разумеется, у этой Личности не может быть только одно имя. У Него бесконечное количество имен. Понятие «Бог» — нечто безличностное, бесформенное, что-то вроде «господин». Обращение «Кришна» более личностно, более привлекательно. Вы не обязаны к Нему обращаться именно «Кришна». Нет никакого вреда, если вы будете называть Его Богом или любым другим именем.

#00:10:30#

Но почему мы ограничиваем Бога? Разве у Бога не должно быть имя? Почему мы считаем, что у Бога нет имени? У Него обязательно должно быть имя. Если мы посмотрим на окружающий мир, природу, мы обязательно придем к выводу, что за этим всем обязательно должен находиться разум. Разум — в основе всего этого. Неужели нормальный человек не придет к выводу, что за всем космосом, вселенной должен быть разум? А если мы говорим о разуме, то разве есть хоть один пример разума, который не был бы связан с личностью? Кто-нибудь видел, чтобы что-нибудь разумное пришло не от личности? Значит, это высшее бесконечное Сознание должно быть Личностью, причем наделенной бесконечно прекрасными качествами.

#00:11:55#

В Бесконечном, Безграничном не может быть негативного, отрицательных качеств. Невозможно представить себе, что Бесконечное может быть бесконечно жестоким, мстительным, потому что мы знаем, что подобные качества низки, это качества отсутствия сознания. Мы знаем, что даже в человеческом обществе люди, находящиеся на более высоком уровне сознания, не наделены подобными качествами: они не мстительны, не злы, не злопамятны. Если даже развитое человеческое живое существо не обладает подобными качествами, то как мы можем предполагать, что подобные негативные качества могут быть в Боге? Если в некоторых людях мы видим хорошие, положительные качества, это существует, то разве мы можем предположить, что у Бога нет этих качеств?

#00:13:44#

Бхакти-йога означает установление отношений с этой высшей, гармоничной, прекрасной, бесконечной Личностью. Бхакти-йога также объясняет, каким образом выражать свою любовь к Нему. В этом мире мы знаем, как правильно выразить любовь к своим близким, любимым, детям, но каким образом нам следует выражать свою любовь к Богу? Каким образом мы можем обмениваться с Ним чувствами? Какова будет природа этого обмена чувств? Это высшая, чистая форма духовности, теизм в зените своего развития.

#00:15:02#

Мы не говорим сейчас о какой-либо сектантской догме. Эти идеи предназначены для любых живых существ. Если все живые существа произошли от Бога, то Бог должен быть предназначен для всех живых существ, Он не может быть ограничен только одной группой живых существ. Как можно представить, что из всего многообразия живых существ Бог выбирает и встает на сторону только одной ограниченной группы живых существ? Как это возможно? Тогда какую группу Он выберет?

#00:16:06#

Итак, если одна группа людей молится Богу и нападает на другую группу людей, которая также молится Богу и просит помощи в своей борьбе, тогда на чью сторону встать Богу, кому помогать? Возможно ли, чтобы Бог был на стороне только одной ограниченной группы людей? Очевидно, что Бог предназначен для всех живых существ без исключения. Если все живые существа произошли от Бога, то Он должен быть предназначен для всех. И духовное знание просвещает нас в этом, оно помогает нам преодолеть столько ошибочных представлений. Бог должен быть предназначен для всех, не только для меня, не только для моей группы.

#00:17:25#

Что такое духовность? Каковы духовные качества? К примеру, если бы мы сейчас раздали анкеты всем присутствующим, всем желающим и попросили ответить на такие вопросы: «Какие качества на ваш взгляд свойственны духовной личности?», ваши ответы не были бы связаны с какой-либо группой людей. К примеру, Бхагавад-гита перечисляет определенные качества духовных личностей: доброта, сострадание, всепрощение. Там также говорится и о противоположных качествах: зависть, злонравность, жестокость. Там нигде не сказано, что определенная группа людей обладает божественными качествами, а другая — анти-божественными.

#00:18:50#

Любой, кто обладает божественными качествами, которые, в общем-то, очевидны для всех, по природе своей должен быть божественным. Поэтому духовное положение человека — это вопрос его качеств, а не титулов. Даже кастовая система в Индии — это деградация изначальной чистой идеи. В Бхагавад-гите сказано, что изначально эта система была создана в соответствии с качествами и родом занятий людей.

#00:19:37#

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣
[тасйа карта̄рам апи ма̄м̇
виддхй акарта̄рам авйайам][1]

Там сказано, что существуют различные группы, подразделения в зависимости от качеств и рода занятий этих людей. Лишь позже в результате отсутствия духовного понимания эта изначальная система деградировала до того, что сейчас известно как кастовая система, где все передается по наследству.

#00:20:15#

На самом деле эта изначальная система существует не только в Индии, но в каждой стране. К примеру, некоторые люди решили, что они избавятся от классового неравенства через коммунизм, они решили благодаря коммунизму достичь равенства всех людей. Но просто законами, указами невозможно достичь этой цели. К примеру, в американских законах есть множество фраз об этом: все граждане Америки обладают равными правами на жизнь, свободу, поиск счастья, перед Богом все равны. Что интересно: у всех людей до единого, подписавших Декларацию независимости Америки, в которой были столь прекрасные и возвышенные слова, были рабы.

#00:21:41#

Итак, все ли люди были сотворены равными или нет? Очевидно, что они не считали рабов равными себе. Наверное, они считали, что у рабов некие недоразвитые души?

#00:22:14#

На самом деле были такие люди (есть и сейчас), которые всерьез считали, что у людей с черным цветом кожи, привезенных из Африки, нет души. В детстве, например, меня учили, что у животных нет души. Но когда мы начинаем искать природу своего «я», мы начинаем задумываться над вопросом: что такое душа, каковы признаки души?

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

Сознание (часть 1)
Сознание (часть 3)

 


[1] «Разделив людей согласно их качествам (гунам) и роду занятий (карме), Я создал общество, состоящее из четырех сословий (варн). Несмотря на то, что Я создатель этой системы, знай Меня как бездействующего и неизменного» (Бхагавад-гита, 4.13).

 



←  «Не следуй своему уму — предайся Гуру!» Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 16 июля 2010 года | “Do Not Follow Your Mind: Surrender to Your Guru.” Srila B. N. Acharya Maharaj. 16 June 2010 ·• Архив новостей •· «Воспевай постоянно». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. Июнь 2010 года | “Chant Constantly.” Srila B. N. Acharya Maharaj. June 2010  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 16.8 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Сознание

(часть 2)

(30 апреля 2008 года. Ижевск)

 

Когда я был ребенком, меня учили, что существует рай. Но что происходит в раю? Кто-нибудь задается этим вопросом: если вы достигнете рая, чем вы там будете заниматься? Чем Бог занимается в раю? Какова жизнь в раю? Каков распорядок жизни в раю? Вот, наступило утро в раю: что делают люди? Какова природа в раю, вода, какие там цветы? Есть ли в раю хорошая пища, красивые цветы, музыка? Нам нужно задаваться этими вопросами.

#00:01:10#

Если я — сознательное живое существо, произошедшее от высшего сознания, значит, должен существовать мир сознания. В данный момент я застрял в мире материи. На санскрите это называется самсара-чакра, то есть колесо рождений и смертей. Хотя я вечен, тем не менее я вынужден изменяться, крутясь в этом колесе снова и снова. И все эти изменения болезненны, поскольку в момент смерти все, что мы сумели накопить за жизнь, покидает нас. Наше богатство, образование, друзья, квартиры, машины, наши связи — все, что мы накапливаем в течение жизни, сводится к нулю.

#00:02:28#

Итак, существует ли место, где мы можем находиться постоянно, где эти изменения не будут происходить с нами? Какова природа того мира? Недавно я был на Украине, и на одной лекции в университете студентка задала вопрос: «Скажите, а вам не кажется, что это будет слишком скучно, монотонно?» На что я могу сказать, что материя монотонна и скучна, но дух не таков. Сейчас мы пытаемся найти вкус в материи, но в ней нет вкуса. Подлинный вкус есть в сознании. Ведь все те более тонкие вещи, к которым мы стремимся в жизни, существуют на плане сознания. Счастье, любовь, нежность, гармония — все эти понятия не существуют в мире материи, все это — понятия сознания.

#00:03:47#

Итак, если мы взглянем на все, к чему на самом деле стремимся, то поймем, что все наши цели находятся в мире сознания и все они проявлены в бесконечной степени в высшем сознании. Бхакти-йога — это процесс воссоединения, связывания сознательных живых существ с Высшим сознательным живым существом, индивидуальная связь. Речь не идет о коллективной, всеобщей связи или о связи нас всех как единого куска. Нет, индивидуальная связь каждого с Высшим.

#00:04:46#

Высшее совершенство нас как сознательных живых существ — установить связь с Высшим сознательным живым существом, основанную на любви и нежности. В этом мы можем найти все, к чему мы когда-либо стремились, мы сможем удовлетворить все свои стремления, причем в большей степени, чем когда-либо даже смели мечтать. Это предположение вовсе не является нелогичным или неразумным, потому что все мы ищем счастья. Это первопричина нашего существования: все мы ищем счастья. Люди или животные, рыбы или птицы, растения или насекомые — все ищут счастья.

#00:06:01#

Например, если вы посмотрите на формы крон деревьев, растущих на улице, по которой ездит много грузовиков, больших машин, вы увидите, что деревья избегают соприкосновения, ударов от проезжающих машин. Почему? Потому что деревья — тоже сознательные живые существа, которые ищут счастья. Итак, мы видим, что каждый из нас ищет счастья, и найти его возможно. Нас обычно учат, что мы можем найти счастье в материи, мы привыкли так думать, мы принимаем это на веру. Нам говорят, что в духовном найти счастье невозможно. Но давайте просто задумаемся: можно ли обрести счастье через материю?

#00:07:12#

Даже грубые формы рекламы иногда вводят нас в заблуждение, что же говорить о тонких приманках, тонкой рекламе? Нам говорят, что если у тебя будет такая прическа, если ты будешь курить сигареты, пить пиво этой марки, водить машину определенной модели, если будешь жить в этом районе, тогда ты будешь счастлив. Так говорит нам реклама. Посмеем ли мы считать, что эта реклама не работает? Я не знаю, как обстоят дела в России, но знаю точно, что в западном мире, Америке, многие крупные компании готовы платить миллионы долларов за право показать всего лишь тридцатисекундный рекламный ролик во время каких-нибудь крупных спортивных состязаний.

#00:08:19#

Влияют ли на нас подобные вещи? Куда бы мы ни посмотрели, отовсюду на нас льется дезинформация, со всех сторон мы находимся под влиянием лжи. В нас взращивают большие предрассудки, предвзятость в отношении любой духовности, поэтому, чтобы начать идти по духовному пути, нам необходимо преодолеть множество предрассудков, и это очень нелегко.

#00:09:11#

Но именно это занятие приносит наибольшие плоды, ведь речь идет о бесконечной взаимности. Если наша цель — установить отношения с высшей, бесконечной Личностью, то Она ответит нам взаимностью в бесконечной степени. Мы называем эту высшую Личность Кришна, хотя, разумеется, у этой Личности не может быть только одно имя. У Него бесконечное количество имен. Понятие «Бог» — нечто безличностное, бесформенное, что-то вроде «господин». Обращение «Кришна» более личностно, более привлекательно. Вы не обязаны к Нему обращаться именно «Кришна». Нет никакого вреда, если вы будете называть Его Богом или любым другим именем.

#00:10:30#

Но почему мы ограничиваем Бога? Разве у Бога не должно быть имя? Почему мы считаем, что у Бога нет имени? У Него обязательно должно быть имя. Если мы посмотрим на окружающий мир, природу, мы обязательно придем к выводу, что за этим всем обязательно должен находиться разум. Разум — в основе всего этого. Неужели нормальный человек не придет к выводу, что за всем космосом, вселенной должен быть разум? А если мы говорим о разуме, то разве есть хоть один пример разума, который не был бы связан с личностью? Кто-нибудь видел, чтобы что-нибудь разумное пришло не от личности? Значит, это высшее бесконечное Сознание должно быть Личностью, причем наделенной бесконечно прекрасными качествами.

#00:11:55#

В Бесконечном, Безграничном не может быть негативного, отрицательных качеств. Невозможно представить себе, что Бесконечное может быть бесконечно жестоким, мстительным, потому что мы знаем, что подобные качества низки, это качества отсутствия сознания. Мы знаем, что даже в человеческом обществе люди, находящиеся на более высоком уровне сознания, не наделены подобными качествами: они не мстительны, не злы, не злопамятны. Если даже развитое человеческое живое существо не обладает подобными качествами, то как мы можем предполагать, что подобные негативные качества могут быть в Боге? Если в некоторых людях мы видим хорошие, положительные качества, это существует, то разве мы можем предположить, что у Бога нет этих качеств?

#00:13:44#

Бхакти-йога означает установление отношений с этой высшей, гармоничной, прекрасной, бесконечной Личностью. Бхакти-йога также объясняет, каким образом выражать свою любовь к Нему. В этом мире мы знаем, как правильно выразить любовь к своим близким, любимым, детям, но каким образом нам следует выражать свою любовь к Богу? Каким образом мы можем обмениваться с Ним чувствами? Какова будет природа этого обмена чувств? Это высшая, чистая форма духовности, теизм в зените своего развития.

#00:15:02#

Мы не говорим сейчас о какой-либо сектантской догме. Эти идеи предназначены для любых живых существ. Если все живые существа произошли от Бога, то Бог должен быть предназначен для всех живых существ, Он не может быть ограничен только одной группой живых существ. Как можно представить, что из всего многообразия живых существ Бог выбирает и встает на сторону только одной ограниченной группы живых существ? Как это возможно? Тогда какую группу Он выберет?

#00:16:06#

Итак, если одна группа людей молится Богу и нападает на другую группу людей, которая также молится Богу и просит помощи в своей борьбе, тогда на чью сторону встать Богу, кому помогать? Возможно ли, чтобы Бог был на стороне только одной ограниченной группы людей? Очевидно, что Бог предназначен для всех живых существ без исключения. Если все живые существа произошли от Бога, то Он должен быть предназначен для всех. И духовное знание просвещает нас в этом, оно помогает нам преодолеть столько ошибочных представлений. Бог должен быть предназначен для всех, не только для меня, не только для моей группы.

#00:17:25#

Что такое духовность? Каковы духовные качества? К примеру, если бы мы сейчас раздали анкеты всем присутствующим, всем желающим и попросили ответить на такие вопросы: «Какие качества на ваш взгляд свойственны духовной личности?», ваши ответы не были бы связаны с какой-либо группой людей. К примеру, Бхагавад-гита перечисляет определенные качества духовных личностей: доброта, сострадание, всепрощение. Там также говорится и о противоположных качествах: зависть, злонравность, жестокость. Там нигде не сказано, что определенная группа людей обладает божественными качествами, а другая — анти-божественными.

#00:18:50#

Любой, кто обладает божественными качествами, которые, в общем-то, очевидны для всех, по природе своей должен быть божественным. Поэтому духовное положение человека — это вопрос его качеств, а не титулов. Даже кастовая система в Индии — это деградация изначальной чистой идеи. В Бхагавад-гите сказано, что изначально эта система была создана в соответствии с качествами и родом занятий людей.

#00:19:37#

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣
[тасйа карта̄рам апи ма̄м̇
виддхй акарта̄рам авйайам][1]

Там сказано, что существуют различные группы, подразделения в зависимости от качеств и рода занятий этих людей. Лишь позже в результате отсутствия духовного понимания эта изначальная система деградировала до того, что сейчас известно как кастовая система, где все передается по наследству.

#00:20:15#

На самом деле эта изначальная система существует не только в Индии, но в каждой стране. К примеру, некоторые люди решили, что они избавятся от классового неравенства через коммунизм, они решили благодаря коммунизму достичь равенства всех людей. Но просто законами, указами невозможно достичь этой цели. К примеру, в американских законах есть множество фраз об этом: все граждане Америки обладают равными правами на жизнь, свободу, поиск счастья, перед Богом все равны. Что интересно: у всех людей до единого, подписавших Декларацию независимости Америки, в которой были столь прекрасные и возвышенные слова, были рабы.

#00:21:41#

Итак, все ли люди были сотворены равными или нет? Очевидно, что они не считали рабов равными себе. Наверное, они считали, что у рабов некие недоразвитые души?

#00:22:14#

На самом деле были такие люди (есть и сейчас), которые всерьез считали, что у людей с черным цветом кожи, привезенных из Африки, нет души. В детстве, например, меня учили, что у животных нет души. Но когда мы начинаем искать природу своего «я», мы начинаем задумываться над вопросом: что такое душа, каковы признаки души?

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

Сознание (часть 1)
Сознание (часть 3)

 


[1] «Разделив людей согласно их качествам (гунам) и роду занятий (карме), Я создал общество, состоящее из четырех сословий (варн). Несмотря на то, что Я создатель этой системы, знай Меня как бездействующего и неизменного» (Бхагавад-гита, 4.13).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования