«Сознание» (часть 1). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 30 апреля 2008 года | Ижевск



скачать (формат MP3, 21.01M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Сознание
(часть 1)

(30 апреля 2008 года. Ижевск)

 

Добрый вечер, здравствуйте, добро пожаловать! Итак, сегодня мы будем говорить о сознании и его развитии, которое достигает своей кульминации, наивысшей точки в бхакти-йоге. Сознание — это самое главное, сознание отражает наше «я». Кто мы сами по природе своей? Мы — живые существа, наделенные сознанием, поэтому само наше сосуществование, сама наша жизнь проявляется через сознание.

#00:01:02#

Без сознания ничего не существует. К примеру, всего лишь несколько лет назад Ижевска для меня не существовало, потому что я и не подозревал, что существует такой город. Мы говорим: «сознательные живые существа». [Что это такое?] Посмотрим, например, на растения. Растения также наделены сознанием, это сознательные живые существа. Насекомые, животные, рыбы, птицы, человеческие живые существа — все это разные формы жизни. Веды говорят, что существует 8 400 000 форм жизни, в которых живое существо может пребывать.

#00:02:11#

Обычно нас учат, что сознание произошло из материи. Мы часто слышим о теории Дарвина. Но это лишь теория, то есть это лишь представление Дарвина о том, как может быть устроена реальность. Почему это представление называют теорией? Потому что его невозможно доказать. Если бы эту теорию можно было доказать, тогда это были бы факты, говорящие о том, как устроено все.

#00:03:03#

К сожалению, проблема в том, что нам преподают ее не как теорию, а как утвержденный факт. Итак, нам говорят, что сознание происходит из материи, и мы принимаем это на веру, поскольку сомневаться в подобных вопросах очень непопулярно. Как правило, когда нам преподают подобные истины, мы еще слишком молоды и не обладаем достаточной независимостью, чтобы сомневаться в подобных утверждениях.

#00:03:52#

Однако куда бы мы ни посмотрели, куда бы мы ни обратили свой взгляд, мы видим свидетельства обратного. Все, что мы видим прямо сейчас своими глазами, появилось из сознания. Этот стол появился из сознания, все эти книги появились из сознания, этот диктофон проявлен из сознания. Само это здание, в котором мы сейчас находимся, произошло из сознания. Это здание существует, поскольку архитектор, то есть сознательное разумное живое существо, разработал план этого здания. И затем множество других сознательных разумных живых существ объединились и строили это здание. Они привезли все необходимые материалы, проводили необходимые строительные работы, чтобы воплотить этот план в жизнь.

#00:05:18#

Итак, мы понимаем, что первопричина этого здания — сознание. Сознание является первопричиной всего, что в этой комнате: этих стульев, роялей, одежды, в которую мы сейчас одеты. Даже наши тела: каким образом они появились? Два сознательных живых существа объединились, и в результате их союза появилось это тело.

#00:05:55#

Несмотря на все технологические достижения, ни один ученый мира не способен в лаборатории самостоятельно создать яблоко, хотя ученые создают столько удивительных устройств. Например, если бы вы услышали, насколько качественно записывает звук этот маленький диктофон, вы бы поразились. Но те же самые ученые, инженеры не могут при этом своими силами сотворить яблоко, апельсин, банан или хотя бы цветок. Итак, что же тогда находится в основе всех этих вещей, неужели это не должно стать первым вопросом в нашей жизни?

#00:06:46#

Я — сознательное живое существо, сознание — корень моего существования. Но откуда произошло сознание? Нам преподносят столь много сомнительных и неразумных, нелогичных теорий.

[Попытка задать вопрос из зала.]

Простите, мне приходится говорить через переводчика, это сложно. Если еще придется по ходу отвечать на вопросы, то мне будет тяжело продолжить свою мысль, поэтому время для вопросов будет чуть позже.

#00:07:44#

Итак, если мы — сознательные живые существа, то наша задача, наша цель — понять, каково происхождение сознания. Если мы — сознательные живые существа, то каков наш первоисточник, откуда мы? Если мы видим, что все произошло из сознания, то мы должны заключить логически, что и весь космос, вся вселенная также произошла из сознания, из высшего сознания. Мы можем называть это сознание Богом, Высшим существом. Если вы еще не догадались, мы называем Его Кришна.

#00:08:39#

Кришна означает «в высшей степени привлекательная Личность», «всепривлекающая Личность». Поскольку Бог — безграничная, бесконечная Личность, то Он должен обладать всеми качествами в бесконечной степени, и Своим бесконечным разумом Он проявляет этот космос. Оглянитесь вокруг, посмотрите: сколь прекрасен этот мир! А те части этого мира, которые не кажутся прекрасными, это те места, которые мы сами же испортили, это те части природы, которые были нарушены вмешательством человека. В противном случае природа прекрасна и гармонична.

#00:09:39#

Итак, откуда же все это многообразие, красота и величие пришли? Более того, здесь все не только величественно, не только прекрасно, здесь все упорядоченно, все подчиняется порядку. Мы знаем, что недавно закончилась зима, пришла весна, за весной неминуемо будет лето, затем придет осень, за осенью — снова зима. Мы знаем эту последовательность. Планета Земля несется в космосе со скоростью десятки тысяч километров в час, обращаясь вокруг Солнца, но при этом Земля не отклоняется от своей орбиты нисколько. Если бы Земля отклонилась от своей нынешней орбиты, то нам всем было бы очень плохо.

#00:10:54#

Если мы посмеем заявить, что это здание, в котором мы сейчас находимся, или соседний жилой дом, или любое другое помещение произошло в результате случайного взрыва, сможет ли кто-нибудь всерьез поверить в это предположение? Например, если бы я сказал, что этот рояль произошел из случайного взрыва газа, кто-нибудь поверил бы в это? Кто-нибудь из присутствующих здесь поверил бы в такое? Но при этом мы верим почему-то, что вся вселенная, которая намного более прекрасна и сложна, нежели этот рояль, произошла из случайного взрыва. А если вы подвергаете эту теорию сомнению, тогда вас называют сентиментальным глупцом или религиозным фанатиком, говоря, что вы ненаучны. Столько ярлыков тогда на нас навешивают! Существует столь большая предвзятость, предрассудки в отношении духовных взглядов.

#00:12:20#

Однако наша первопричина духовна по своей природе, ведь сознание духовно. Ученые говорят, что энергия не может быть уничтожена. Так что же приносит энергию в мое тело? Это сознание. И это сознание согласно науке никогда не сможет быть уничтожено, значит, оно должно быть духовно, потому что мы прекрасно знаем, что любая материя вокруг нас распадается. Например, мое тело: очевидно, что оно отлично от сознания, оно состоит из материи. Мое сознание приводит в движение это тело, но при этом само тело понемногу ослабевает, распадается. Естественным образом мое тело ослабевает до тех пор, пока оно не придет в полную негодность и не будет выброшено. Мои глаза уже не работают так, как раньше, мой слух уже не столь острый, как раньше, я не могу бегать так же быстро, как раньше — все тело понемногу ослабевает, но при этом мое сознание не ослабевает. Ослабевает только мое физическое проявление.

#00:14:05#

В этом мы видим разницу, различие между материей и сознанием. Очень легко увидеть эту разницу. При всем этом я вижу, что, несмотря на все эти изменения материи, изменения моего тела, я сам, моя личность остается той же самой. Я — тот же самый человек, та же самая личность, какой я был рожден. Итак, в какой же степени с того дня, как я родился, изменился мой ум, изменилось мое тело, изменился мой разум? Это касается не только меня, но это верно по отношению к каждому из нас. Все мы знаем, сколь сильно мы меняемся, но при этом мы остаемся теми же самыми личностями. Конечно, мы все — не одна и та же личность, но каждый из нас остается индивидуальностью, какой и был. Каждый из нас остается той же самой постоянной личностью, которая помнит обо всех этих изменениях.

#00:15:31#

Но кто же эта личность? Почему мы не задаемся этим вопросом? Разве это неважно для нас? Разве неважно нам хотя бы в принципе понять природу своего «я»? При этом, если мы не понимаем природу своего временного «я», природу своего тела, нас называют сумасшедшими. Однако все эти «я», все эти отождествления, с которыми мы связываемся на протяжении всей своей жизни, временны, все они будут разрушены уже через несколько лет. Эти временные личности, временные «я» — это понятия, которые могут быть указаны в ваших документах, удостоверениях, сертификатах, дипломах.

#00:16:49#

Например, когда я пересекал границу России, мне нужно было заполнить анкету, я должен был указать свое имя, фамилию, дату рождения, пол, национальность и так далее. Но все эти факты — ложные представления обо мне, они никак не связаны с моим «я», все эти факты верны в отношении моего тела. Да, очевидно, что я был рожден в Америке, это тело было рождено такого-то числа, я мужчина, у меня мужское тело.

#00:17:27#

Но верны ли эти факты в отношении моего подлинного «я»? Когда это тело, с которым я так долго и так тщательно себя отождествляю, связываю, будет выброшено (а это неминуемо произойдет), что случится со мной тогда? Ведь это неминуемо для каждого из нас. Вне зависимости от того, верующие мы или атеисты, русские или американцы, коммунисты или капиталисты, с каждым из нас произойдет это: наше тело, эта наша оболочка будет выброшена.

#00:18:26#

Если мы ближе к христианской школе мысли, тогда наше тело положат в ящик и закопают в землю; если мы больше следуем восточной школе, тогда, скорее всего, наше тело предадут огню. Но что тогда? Что тогда случится с этой постоянной, неизменной личностью — той личностью, которая помнит обо всех изменениях, происходивших в течение этой жизни?

#00:19:04#

Итак, разве глупо задумываться на эти темы, разве глупо интересоваться происхождением своего «я», разве глупо задумываться о том, кто я на самом деле? Разве самоосознание — это болезненный процесс? Если мы понимаем природу своего подлинного «я», то разве это приводит нас к каким-нибудь болезненным переживаниям или же это что-то радостное? На протяжении столь долгого времени мы отождествляли, связывали себя с этим комком материи. Если у нас появится понимание, что на самом деле мы — не эти комки материи, но частицы сознания, которые наделены огромным потенциалом, разве это понимание не принесет нам счастья?

#00:20:13#

Сейчас мир переживает трудные времена, потому что даже сам поиск подобных понятий, поиск духовного очень непопулярен. Считается, что поиск своего подлинного «я» — безумие. Раньше в любых культурах, у любых народов существовала определенная категория людей, которых называли философами, которые глубоко задумывались на подобные темы. Общество относилось к таким людям с большим уважением, поскольку они своими мыслями, своим мышлением глубоко проникали в духовную природу «я». Хотя в целом в системе нашего образования нам коротко упоминают о существовании неких духовных понятий, тем не менее посвящение хотя бы малой части своей жизни духовному поиску считается чем-то ненормальным, непопулярным в современном мире. Но на самом деле только сейчас, только в этой жизни мы можем заняться духовным поиском.

#00:22:09#

Существует восемь миллионов других форм жизни, в которых мы можем плескаться в океанах чувственных удовольствий в образе животных сколько нам влезет. Однако только сейчас, когда мы рождены людьми, у нас есть возможность задуматься, задать вопросы о своей природе. Поэтому «Веданта» начинается именно с этого афоризма: «Атха̄то брахма̄-джиджн̃а̄са̄[1] — теперь пришло время задать вопросы, заняться поисками своего „я“». Поскольку вы, родившись людьми, обладаете большими способностями, мощным рассудком, у вас есть возможности задавать подобные вопросы, искать на них ответы. Воспользуйтесь этими способностями, постарайтесь найти ответы, потому что человеческая жизнь пролетает очень быстро.

#00:23:28#

Например, недавно в одном журнале мы прочли, что по статистике в этом году средняя продолжительность жизни в России составляет шестьдесят семь лет. Жизнь пролетает очень быстро, но что мы получаем, что мы выносим из этой драгоценной человеческой жизни? К этой жизни мы стремились так долго, ведь прежде чем обрести человеческое рождение, нам пришлось пройти через всевозможные животные формы жизни. Но что мы обретаем сейчас, в результате своей человеческой жизни? Поиск своего подлинного «я» — счастливый поиск. А поиск высшего «Я» — это поиск, исполненный еще большего счастья. Ведь поиск самой прекрасной Личности, поиск самой великодушной и доброй Личности должен быть прекрасным, счастливым процессом.

#00:24:53#

Итак, у нас есть столько заблуждений: мы находимся в заблуждении относительно природы своего «я», относительно природы Бога. В наших странах обычно говорят о Боге наказующем, но Бог никогда и никого не наказывает. Мы наказываем сами себя. Каждое действие влечет за собой равное противодействие. В чем причина существования этих последствий наших поступков? В нашей свободе. Мы наделены свободой: свободой поступать правильно, свободой ошибаться.

#00:25:46#

Когда мы злоупотребляем своей свободой, мы получаем дурные последствия. Но поскольку в большинстве случаев мы даже не осознаем окружающего мира и что с нами происходит, то мы виним в своих страданиях, в своих проблемах других: свою семью, родных, общество, в конечном счете виним Бога или даже начинаем сомневаться в природе Бога: «Да как Бог может допустить такое? Как Бог может допустить, что плохие вещи случаются с хорошими людьми?» При этом мы сталкиваемся всего лишь с последствиями своих собственных поступков, но мы не в состоянии принять этого, поэтому всегда хотим обвинить кого-то или что-то, но не себя.

#00:26:56#

Итак, нам нужно быть более честными с собой. Если мы хотим прийти к природе своего сознания, к природе своего «я», приблизиться к Богу, нам следует быть более честными с собой. А все, что приходит к нам, — всего лишь последствия наших собственных поступков, это не вина кого-либо еще. Нам необходимо научиться смотреть на все с другой точки зрения. По задумке образование предназначено именно для этого: научить нас смотреть на все с более широкой точки зрения. Но, к сожалению, современное образование, как правило, приводит к противоположному результату. Хотя с самого детства нам говорят о важности образования, нам твердят, что без образования мы не сможем реализовать себя в жизни, тем не менее ни одно образовательное учреждение не затрагивает эти важнейшие вопросы. Эти вопросы — самое главное для нас, нет ничего более важного, чем природа нашего «я».

#00:28:23#

Разве нам не следует найти решение проблемы смерти? Ведь никто не хочет умирать, никто не хочет стареть. Неужели нам не следует заняться поиском решения проблемы старости? Никто не хочет болеть — неужели нам не следует искать решение этой проблемы? В детстве представители науки говорили мне, что благодаря науке очень скоро все эти явления — старость, болезни и смерть — мы победим, уже через несколько лет. И тот срок, к которому они обещали победить все эти явления, уже давно прошел. Но я не вижу, чтобы эти явления были побеждены. Кто-нибудь из вас видит, что этого нет, что из мира ушла смерть, ушли болезни, ушла старость?

#00:29:33#

Итак, если мы не хотим соприкасаться с этими вещами, почему мы вынуждены сталкиваться с ними? Возможно ли избежать всего этого? Разве это не самый осмысленный вопрос: существует ли место, где нет смерти, старости, болезней, неравенства, страданий, преступлений? Неужели нас не должен интересовать этот вопрос: существует ли такое место?

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Ганга Мата Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

Сознание (часть 2)
Сознание (часть 3)

 


[1] Веданта-сутра, 1.1.1.

 



←  «Под внимательным оком Йога-майи». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 15 сентября 2014 года. Гупта Говардхан | Under the Ever-watchful Eye of Yoga Maya. Srila B. S. Goswami Maharaj. September 15, 2014. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· Празднование дня явления Шримати Радхарани. 2 и 6 сентября 2014 года. Ярославль  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 22.0 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Сознание
(часть 1)

(30 апреля 2008 года. Ижевск)

 

Добрый вечер, здравствуйте, добро пожаловать! Итак, сегодня мы будем говорить о сознании и его развитии, которое достигает своей кульминации, наивысшей точки в бхакти-йоге. Сознание — это самое главное, сознание отражает наше «я». Кто мы сами по природе своей? Мы — живые существа, наделенные сознанием, поэтому само наше сосуществование, сама наша жизнь проявляется через сознание.

#00:01:02#

Без сознания ничего не существует. К примеру, всего лишь несколько лет назад Ижевска для меня не существовало, потому что я и не подозревал, что существует такой город. Мы говорим: «сознательные живые существа». [Что это такое?] Посмотрим, например, на растения. Растения также наделены сознанием, это сознательные живые существа. Насекомые, животные, рыбы, птицы, человеческие живые существа — все это разные формы жизни. Веды говорят, что существует 8 400 000 форм жизни, в которых живое существо может пребывать.

#00:02:11#

Обычно нас учат, что сознание произошло из материи. Мы часто слышим о теории Дарвина. Но это лишь теория, то есть это лишь представление Дарвина о том, как может быть устроена реальность. Почему это представление называют теорией? Потому что его невозможно доказать. Если бы эту теорию можно было доказать, тогда это были бы факты, говорящие о том, как устроено все.

#00:03:03#

К сожалению, проблема в том, что нам преподают ее не как теорию, а как утвержденный факт. Итак, нам говорят, что сознание происходит из материи, и мы принимаем это на веру, поскольку сомневаться в подобных вопросах очень непопулярно. Как правило, когда нам преподают подобные истины, мы еще слишком молоды и не обладаем достаточной независимостью, чтобы сомневаться в подобных утверждениях.

#00:03:52#

Однако куда бы мы ни посмотрели, куда бы мы ни обратили свой взгляд, мы видим свидетельства обратного. Все, что мы видим прямо сейчас своими глазами, появилось из сознания. Этот стол появился из сознания, все эти книги появились из сознания, этот диктофон проявлен из сознания. Само это здание, в котором мы сейчас находимся, произошло из сознания. Это здание существует, поскольку архитектор, то есть сознательное разумное живое существо, разработал план этого здания. И затем множество других сознательных разумных живых существ объединились и строили это здание. Они привезли все необходимые материалы, проводили необходимые строительные работы, чтобы воплотить этот план в жизнь.

#00:05:18#

Итак, мы понимаем, что первопричина этого здания — сознание. Сознание является первопричиной всего, что в этой комнате: этих стульев, роялей, одежды, в которую мы сейчас одеты. Даже наши тела: каким образом они появились? Два сознательных живых существа объединились, и в результате их союза появилось это тело.

#00:05:55#

Несмотря на все технологические достижения, ни один ученый мира не способен в лаборатории самостоятельно создать яблоко, хотя ученые создают столько удивительных устройств. Например, если бы вы услышали, насколько качественно записывает звук этот маленький диктофон, вы бы поразились. Но те же самые ученые, инженеры не могут при этом своими силами сотворить яблоко, апельсин, банан или хотя бы цветок. Итак, что же тогда находится в основе всех этих вещей, неужели это не должно стать первым вопросом в нашей жизни?

#00:06:46#

Я — сознательное живое существо, сознание — корень моего существования. Но откуда произошло сознание? Нам преподносят столь много сомнительных и неразумных, нелогичных теорий.

[Попытка задать вопрос из зала.]

Простите, мне приходится говорить через переводчика, это сложно. Если еще придется по ходу отвечать на вопросы, то мне будет тяжело продолжить свою мысль, поэтому время для вопросов будет чуть позже.

#00:07:44#

Итак, если мы — сознательные живые существа, то наша задача, наша цель — понять, каково происхождение сознания. Если мы — сознательные живые существа, то каков наш первоисточник, откуда мы? Если мы видим, что все произошло из сознания, то мы должны заключить логически, что и весь космос, вся вселенная также произошла из сознания, из высшего сознания. Мы можем называть это сознание Богом, Высшим существом. Если вы еще не догадались, мы называем Его Кришна.

#00:08:39#

Кришна означает «в высшей степени привлекательная Личность», «всепривлекающая Личность». Поскольку Бог — безграничная, бесконечная Личность, то Он должен обладать всеми качествами в бесконечной степени, и Своим бесконечным разумом Он проявляет этот космос. Оглянитесь вокруг, посмотрите: сколь прекрасен этот мир! А те части этого мира, которые не кажутся прекрасными, это те места, которые мы сами же испортили, это те части природы, которые были нарушены вмешательством человека. В противном случае природа прекрасна и гармонична.

#00:09:39#

Итак, откуда же все это многообразие, красота и величие пришли? Более того, здесь все не только величественно, не только прекрасно, здесь все упорядоченно, все подчиняется порядку. Мы знаем, что недавно закончилась зима, пришла весна, за весной неминуемо будет лето, затем придет осень, за осенью — снова зима. Мы знаем эту последовательность. Планета Земля несется в космосе со скоростью десятки тысяч километров в час, обращаясь вокруг Солнца, но при этом Земля не отклоняется от своей орбиты нисколько. Если бы Земля отклонилась от своей нынешней орбиты, то нам всем было бы очень плохо.

#00:10:54#

Если мы посмеем заявить, что это здание, в котором мы сейчас находимся, или соседний жилой дом, или любое другое помещение произошло в результате случайного взрыва, сможет ли кто-нибудь всерьез поверить в это предположение? Например, если бы я сказал, что этот рояль произошел из случайного взрыва газа, кто-нибудь поверил бы в это? Кто-нибудь из присутствующих здесь поверил бы в такое? Но при этом мы верим почему-то, что вся вселенная, которая намного более прекрасна и сложна, нежели этот рояль, произошла из случайного взрыва. А если вы подвергаете эту теорию сомнению, тогда вас называют сентиментальным глупцом или религиозным фанатиком, говоря, что вы ненаучны. Столько ярлыков тогда на нас навешивают! Существует столь большая предвзятость, предрассудки в отношении духовных взглядов.

#00:12:20#

Однако наша первопричина духовна по своей природе, ведь сознание духовно. Ученые говорят, что энергия не может быть уничтожена. Так что же приносит энергию в мое тело? Это сознание. И это сознание согласно науке никогда не сможет быть уничтожено, значит, оно должно быть духовно, потому что мы прекрасно знаем, что любая материя вокруг нас распадается. Например, мое тело: очевидно, что оно отлично от сознания, оно состоит из материи. Мое сознание приводит в движение это тело, но при этом само тело понемногу ослабевает, распадается. Естественным образом мое тело ослабевает до тех пор, пока оно не придет в полную негодность и не будет выброшено. Мои глаза уже не работают так, как раньше, мой слух уже не столь острый, как раньше, я не могу бегать так же быстро, как раньше — все тело понемногу ослабевает, но при этом мое сознание не ослабевает. Ослабевает только мое физическое проявление.

#00:14:05#

В этом мы видим разницу, различие между материей и сознанием. Очень легко увидеть эту разницу. При всем этом я вижу, что, несмотря на все эти изменения материи, изменения моего тела, я сам, моя личность остается той же самой. Я — тот же самый человек, та же самая личность, какой я был рожден. Итак, в какой же степени с того дня, как я родился, изменился мой ум, изменилось мое тело, изменился мой разум? Это касается не только меня, но это верно по отношению к каждому из нас. Все мы знаем, сколь сильно мы меняемся, но при этом мы остаемся теми же самыми личностями. Конечно, мы все — не одна и та же личность, но каждый из нас остается индивидуальностью, какой и был. Каждый из нас остается той же самой постоянной личностью, которая помнит обо всех этих изменениях.

#00:15:31#

Но кто же эта личность? Почему мы не задаемся этим вопросом? Разве это неважно для нас? Разве неважно нам хотя бы в принципе понять природу своего «я»? При этом, если мы не понимаем природу своего временного «я», природу своего тела, нас называют сумасшедшими. Однако все эти «я», все эти отождествления, с которыми мы связываемся на протяжении всей своей жизни, временны, все они будут разрушены уже через несколько лет. Эти временные личности, временные «я» — это понятия, которые могут быть указаны в ваших документах, удостоверениях, сертификатах, дипломах.

#00:16:49#

Например, когда я пересекал границу России, мне нужно было заполнить анкету, я должен был указать свое имя, фамилию, дату рождения, пол, национальность и так далее. Но все эти факты — ложные представления обо мне, они никак не связаны с моим «я», все эти факты верны в отношении моего тела. Да, очевидно, что я был рожден в Америке, это тело было рождено такого-то числа, я мужчина, у меня мужское тело.

#00:17:27#

Но верны ли эти факты в отношении моего подлинного «я»? Когда это тело, с которым я так долго и так тщательно себя отождествляю, связываю, будет выброшено (а это неминуемо произойдет), что случится со мной тогда? Ведь это неминуемо для каждого из нас. Вне зависимости от того, верующие мы или атеисты, русские или американцы, коммунисты или капиталисты, с каждым из нас произойдет это: наше тело, эта наша оболочка будет выброшена.

#00:18:26#

Если мы ближе к христианской школе мысли, тогда наше тело положат в ящик и закопают в землю; если мы больше следуем восточной школе, тогда, скорее всего, наше тело предадут огню. Но что тогда? Что тогда случится с этой постоянной, неизменной личностью — той личностью, которая помнит обо всех изменениях, происходивших в течение этой жизни?

#00:19:04#

Итак, разве глупо задумываться на эти темы, разве глупо интересоваться происхождением своего «я», разве глупо задумываться о том, кто я на самом деле? Разве самоосознание — это болезненный процесс? Если мы понимаем природу своего подлинного «я», то разве это приводит нас к каким-нибудь болезненным переживаниям или же это что-то радостное? На протяжении столь долгого времени мы отождествляли, связывали себя с этим комком материи. Если у нас появится понимание, что на самом деле мы — не эти комки материи, но частицы сознания, которые наделены огромным потенциалом, разве это понимание не принесет нам счастья?

#00:20:13#

Сейчас мир переживает трудные времена, потому что даже сам поиск подобных понятий, поиск духовного очень непопулярен. Считается, что поиск своего подлинного «я» — безумие. Раньше в любых культурах, у любых народов существовала определенная категория людей, которых называли философами, которые глубоко задумывались на подобные темы. Общество относилось к таким людям с большим уважением, поскольку они своими мыслями, своим мышлением глубоко проникали в духовную природу «я». Хотя в целом в системе нашего образования нам коротко упоминают о существовании неких духовных понятий, тем не менее посвящение хотя бы малой части своей жизни духовному поиску считается чем-то ненормальным, непопулярным в современном мире. Но на самом деле только сейчас, только в этой жизни мы можем заняться духовным поиском.

#00:22:09#

Существует восемь миллионов других форм жизни, в которых мы можем плескаться в океанах чувственных удовольствий в образе животных сколько нам влезет. Однако только сейчас, когда мы рождены людьми, у нас есть возможность задуматься, задать вопросы о своей природе. Поэтому «Веданта» начинается именно с этого афоризма: «Атха̄то брахма̄-джиджн̃а̄са̄[1] — теперь пришло время задать вопросы, заняться поисками своего „я“». Поскольку вы, родившись людьми, обладаете большими способностями, мощным рассудком, у вас есть возможности задавать подобные вопросы, искать на них ответы. Воспользуйтесь этими способностями, постарайтесь найти ответы, потому что человеческая жизнь пролетает очень быстро.

#00:23:28#

Например, недавно в одном журнале мы прочли, что по статистике в этом году средняя продолжительность жизни в России составляет шестьдесят семь лет. Жизнь пролетает очень быстро, но что мы получаем, что мы выносим из этой драгоценной человеческой жизни? К этой жизни мы стремились так долго, ведь прежде чем обрести человеческое рождение, нам пришлось пройти через всевозможные животные формы жизни. Но что мы обретаем сейчас, в результате своей человеческой жизни? Поиск своего подлинного «я» — счастливый поиск. А поиск высшего «Я» — это поиск, исполненный еще большего счастья. Ведь поиск самой прекрасной Личности, поиск самой великодушной и доброй Личности должен быть прекрасным, счастливым процессом.

#00:24:53#

Итак, у нас есть столько заблуждений: мы находимся в заблуждении относительно природы своего «я», относительно природы Бога. В наших странах обычно говорят о Боге наказующем, но Бог никогда и никого не наказывает. Мы наказываем сами себя. Каждое действие влечет за собой равное противодействие. В чем причина существования этих последствий наших поступков? В нашей свободе. Мы наделены свободой: свободой поступать правильно, свободой ошибаться.

#00:25:46#

Когда мы злоупотребляем своей свободой, мы получаем дурные последствия. Но поскольку в большинстве случаев мы даже не осознаем окружающего мира и что с нами происходит, то мы виним в своих страданиях, в своих проблемах других: свою семью, родных, общество, в конечном счете виним Бога или даже начинаем сомневаться в природе Бога: «Да как Бог может допустить такое? Как Бог может допустить, что плохие вещи случаются с хорошими людьми?» При этом мы сталкиваемся всего лишь с последствиями своих собственных поступков, но мы не в состоянии принять этого, поэтому всегда хотим обвинить кого-то или что-то, но не себя.

#00:26:56#

Итак, нам нужно быть более честными с собой. Если мы хотим прийти к природе своего сознания, к природе своего «я», приблизиться к Богу, нам следует быть более честными с собой. А все, что приходит к нам, — всего лишь последствия наших собственных поступков, это не вина кого-либо еще. Нам необходимо научиться смотреть на все с другой точки зрения. По задумке образование предназначено именно для этого: научить нас смотреть на все с более широкой точки зрения. Но, к сожалению, современное образование, как правило, приводит к противоположному результату. Хотя с самого детства нам говорят о важности образования, нам твердят, что без образования мы не сможем реализовать себя в жизни, тем не менее ни одно образовательное учреждение не затрагивает эти важнейшие вопросы. Эти вопросы — самое главное для нас, нет ничего более важного, чем природа нашего «я».

#00:28:23#

Разве нам не следует найти решение проблемы смерти? Ведь никто не хочет умирать, никто не хочет стареть. Неужели нам не следует заняться поиском решения проблемы старости? Никто не хочет болеть — неужели нам не следует искать решение этой проблемы? В детстве представители науки говорили мне, что благодаря науке очень скоро все эти явления — старость, болезни и смерть — мы победим, уже через несколько лет. И тот срок, к которому они обещали победить все эти явления, уже давно прошел. Но я не вижу, чтобы эти явления были побеждены. Кто-нибудь из вас видит, что этого нет, что из мира ушла смерть, ушли болезни, ушла старость?

#00:29:33#

Итак, если мы не хотим соприкасаться с этими вещами, почему мы вынуждены сталкиваться с ними? Возможно ли избежать всего этого? Разве это не самый осмысленный вопрос: существует ли место, где нет смерти, старости, болезней, неравенства, страданий, преступлений? Неужели нас не должен интересовать этот вопрос: существует ли такое место?

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Ганга Мата Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

Сознание (часть 2)
Сознание (часть 3)

 


[1] Веданта-сутра, 1.1.1.

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования