«Веды о любви». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 8 июля 2014 года (вечер). Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 58.26M)


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Веды о любви

(8 июля 2014 года, вечер. Москва, Кисельный)

 

Спасибо вам за то, что пришли и принимаете участие в храмовой службе. Мы всегда приветствуем искренних искателей истины и людей, которые искренне заинтересованы в духовной жизни. Преданные и люди, которые стремятся к преданности, подобно мне, мы чувствуем и считаем себя слугами всего человечества, слугами всех наших братьев и сестер. Духовная жизнь открыта для всех и каждого. Это явление, которое не имеет ничего общего с сектантством. Неважно, кем ты являешься: молодым, старым, мужчиной, женщиной, русским, американцем и так далее. Духовная жизнь предназначена для всех. Она укоренена в нашей природе, свойственна нам. Таким образом, она является уделом каждого. Именно на этом пути мы можем обрести полноту удовлетворенности, подлинные любовь, красоту и очарование.

#00:02:37#

Речь идет о том пути, идя по которому можно обрести истинную любовь, любовь вечную. Мы должны позволить себе извлечь максимальное благо из того времени, которое нам отпущено. Мы должны использовать наш жизненный срок, время оптимальным образом в поисках абсолютного блага, не размениваясь ни на что меньшее, на некие явления или блага этого бренного мира.

По словам Прахлады Махараджа, этот материальный мир подобен процессу, в ходе которого ты жуешь то, что уже было пережевано. Этот мир состоит из временных, преходящих удовольствий и страданий. Счастье и страдания — и то, и другое временно и преходяще, но подлинного, сути в этом мире нет, в то время как мы предназначены для чего-то лучшего и большего, нежели пребывание в этом мире, в этом порочном круговороте действий и следствий, страданий.

#00:05:07#

Каждое действие влечет равное по силе противодействие. Что бы мы ни делали, мы вынуждены расплачиваться за каждое наше действие. Это неизбежный закон кармы. Единственный путь, ведущий к свободе, заключается в том, чтобы стать духовным человеком. Мы со своей стороны должны пытаться прилагать усилия к тому, чтобы совершать действия, направленные на достижение нами нашего максимального блага.

#00:06:14#

Мы — нечто большее, нежели мужчины и женщины, нежели тела из плоти и крови. Наша жизненная сила есть душа. Душа — то начало, которое никогда не умирает. Душа не рождается и не умирает. Она не может быть разрезана, она не может быть сожжена. Она не может быть, как говорится о ней, смочена, увлажнена. Она духовна и трансцендентна по своей природе и является тем началом, благодаря которому мы живем, источником нашей жизненной силы. Мы все, будучи практикующими здесь, стремимся к этой цели, пытаемся соприкоснуться с измерением души.

#00:07:40#

Наш великий прадед, наш пра-Гуру, Шрила Шридхар Махарадж, говорил в связи с этим поиском: «Для того, чтобы этот поиск осуществлять, требуется мужество, масштабами сопоставимое с Гималаями. И этот поиск есть самое величайшее приключение, которое только может быть в жизни». Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Подготовь себя к этому приключению, величайшему предприятию, и будь мужественен. Открой себя, найди себя! Найди, открой свое подлинное „я“ и стань готов к тому, чтобы обрести свое величайшее благо».

#00:08:51#

Веды говорят нам о том, что это и есть цель человеческой жизни. В этом отношении мы превосходим животных. В телах животных и в человеческих телах заключены души одной природы. Душа та же самая, но способности, которыми наделены человеческие существа, — это способность, возможность стремиться к постижению Бога и постижению своего духовного «я». Мы окажем величайшую услугу себе. Мы будем врагами себе, если станем пренебрегать этим шансом.

#00:10:15#

Есть ли у кого-то вопросы? Пожалуйста! Мне нравятся вопросы, потому что я более склонна слушать, нежели говорить. Я в большей мере слушательница, нежели оратор, поэтому мне нравится слушать людей, мне нравится слушать преданных. И если у кого-то из них есть насущные вопросы, то я буду счастлива помочь, насколько это в моих силах, поделиться тем, что у меня есть. Кто-то из вас пришел сюда впервые, кто-то уже знаком с этим. Здесь также присутствуют люди, которые безраздельно посвятили себя духовной жизни и живут в храме. Таким образом состав собрания у нас смешанный, но мы хотели бы, чтобы все присутствующие здесь получили благо от общения.

#00:10:15#

Я не видела рекламные объявления и не знаю, в каком качестве меня представили публике. Я не знаю, что вам известно о том, кто я такая и какова моя миссия. Я видела собственные фото в группах во Вконтакте.ру, но я увидела лишь фото и некие надписи на русском, которые я не понимаю, где говорилось о смысле и содержании моего визита. Но я, к сожалению, не поняла, что там было написано.

Субал Сакха Прабху: Тема ваших лекций: «Что Веды говорят о любви».

#00:12:55#

Бхакти Лалита Деви Даси: Любовь служит высочайшим посланием Вед. Именно поэтому мы здесь, и это то явление, которое мы ищем. Есть песня на английском, песня американского певца, и в ней следующие слова: «мы все ищем любовь там, где ее нет». Мы пытаемся найти объекты любви в наших друзьях, в родных и близких, в родственниках, в детях, домашних животных — кошках и собаках. Однако никто во взаимоотношениях с обитателями этого мира не находит ту самую заветную, вечную любовь.

#00:14:28#

В этом мире все временно. Все реалии этого мира существуют лишь какое-то время, а затем гибнут. Мы же нуждаемся в любви, которая длится вечно. Мы нуждаемся в любви, которая по природе своей духовна. Подобная любовь может быть найдена лишь в духовной жизни. Это то высочайшее явление, поисками которого мы заняты, и мы находим это высочайшее явление в Кришне. Достичь этого явления не легко и не просто. Ради этого достижения требуется пожертвовать своим эго, пожертвовать многим в себе. Речь идет об усилиях, о процессе самоочищения.

#00:16:05#

Однако в то же время этот процесс радостный, источник счастья, поскольку мы знаем, что мы используем отведенное нам время и силы должным образом. То будет напрасная трата времени и жизненных сил, если мы будем заниматься исключительно борьбой за существование, борьбой за выживание, пренебрегая духовной жизнью, не совершая никаких усилий в этом направлении. Нам крайне важно осознать истинное положение вещей и понять, что любовь, подлинная любовь может быть лишь духовной, трансцендентной по своей природе.

Теперь есть ли у кого-то вопрос?

#00:17:34#

Гостья: Что есть духовный путь для женщины в миру?

Бхакти Лалита Деви Даси: Духовный путь для женщины в этом мире будет точно таким же, как и для всех остальных, поскольку речь идет о явлении универсальном. Мы все испытываем потребность в одном и том же явлении. Мужчины или женщины — мы все являемся вечными слугами Бога. Мы не хотим оставаться эксплуататорами. Мы не стремимся оставаться эксплуатирующими в этом мире. Тот мир, в котором мы находимся, в настоящее время есть измерение эксплуатации, и сознание эксплуатации в настоящее время покрывает, окутывает нас. Идет ли речь о мужчине или о женщине — нам всем нужен Кришна и нам всем нужна любовь. Мы все нуждаемся в том, чтобы избавиться от величайшей опасности, и этой величайшей опасностью является смерть.

Существует решение этой проблемы и этим решением служит вечность, вечная жизнь. Эта вечная жизнь существует в измерении сознания, и достичь ее можно посредством сознания. Это то явление, в котором нуждаются все и каждый: мужчины, женщины, люди любых национальностей, жители любых стран — мы все в равной степени нуждаемся в этом.

#00:20:53#

Наш Гурудев, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, в юности (ему тогда было двадцать с небольшим лет) написал поэму, название которой было переведено с бенгали как «Трубный зов». В этой поэме он рисует образ капитана корабля. Этот капитан корабля обращается с призывом ко всем — к молодым, старым, мужчинам, женщинам, обещая им переправить их на другой берег океана. Он говорит: «Поднимайтесь все на борт моего судна, и мы сумеем очутиться на другом берегу океана материального существования».

#00:22:30#

Далее Гурудев в своей поэме описывает природу духовного мира, природу материального мира, говорит о красоте и блаженстве духовной реальности, духовного мира. Материальный мир подобен огромному океану, в котором нас подстерегают многочисленные опасности. Испытывая влияние, воздействие особой божественной энергии, вводящей в заблуждение, иллюзии, именуемой маха-майей, мы не осознаем, насколько эта нужда, эта потребность реальна и актуальна. Мы находимся в состоянии заблуждения, неведения, не зная даже, кто мы и где мы находимся. Мы нуждаемся в том, чтобы проснуться, пробудиться по отношению к нашему истинному «я» и нашей истинной необходимости, нужде. Отвечает ли это на ваш вопрос?

#00:24:29#

Гостья: В целом да, но я обратилась к вам как к женщине: существуют ли какие-то правила, предписания?

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы имеете в виду, есть ли какие-то предписания в духовной практике вайшнавов, специально адресованные для женщин?

Гостья: Да, может быть, в Ведах что-то есть об этом?

#00:25:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы принадлежим к очень специфической линии, уходящей корнями в ведическую культуру. Наша традиция укоренена в ведическом знании. Линия, которой мы принадлежим, известна как рупануга, а также как гаудия-вайшнава-сампрадая. Наше учение передается в рамках ученической преемственности от учителя к ученикам. Существует огромная ведическая культура, множество священных текстов: Пураны, Упанишады и так далее, и наши Гуру извлекают из этого огромного пласта самую суть, квинтэссенцию, и представляют ее нам.

Также определенные положения и установления Гуру и ачарьи могут изменять, модифицировать в соответствии с временем, эпохой, страной и теми или иными обстоятельствами. Речь идет о теизме XXI столетия и о той ситуации, когда подход к этим вещам либерален в том смысле, что некоторые правила и предписания, которые некогда были достаточно жесткими, становятся гибкими.

#00:28:39#

То, что было истиной некогда в прошлом, в недавнем прошлом и даже в отдаленные эпохи, миллионы лет тому назад, то, что было истиной тогда, остается истиной и сегодня. Речь идет об истине, которая стоит вне времени, нисходит и открывается нам. Однако в современную эпоху в современном мире с его реалиями наши Гуру адаптируют для нас эту практику таким образом, чтобы она была доступна всем и каждому. В соответствии с нашим индивидуальным темпераментом и с потребностью в служении мы можем занять определенную позицию. Занять позицию — имеется в виду найти свое место в соответствии со своей индивидуальностью и потребностью в служении.

#00:30:33#

Некоторые женщины испытывают потребность в том, чтобы безраздельно посвятить себя служению, жить в храме — подобно тому, как это делаю я. Тогда как другие женщины будут испытывать потребность в семейной жизни. Это также хорошо и приемлемо. У нас есть множество примеров того, как наши преданные живут в рамках семьи. Мужья, жены, дети практикуют сознание Кришны сообща. Мы воодушевляем людей вести образ жизни, который будет способствовать духовной практике. Мы должны быть искренними с собой и понимать, кто мы и что будет для нас благом.

#00:32:10#

Мы пытаемся мыслить в долгосрочной перспективе. Мы хотим следовать этому процессу на протяжении всей нашей жизни, до конца наших дней. Мы хотим быть устойчивыми и стабильными. Мы не желаем спешить с тем, чтобы, образно говоря, попасть в аварию, столкнуться с катастрофой. Мы нуждаемся в стабильности, в стабильном движении вперед. Нам предстоит долгое путешествие. Мы хотим идти этим путем до конца наших дней в этой жизни и, возможно, в следующих рождениях продолжать идти этим путем.

Поэтому то состояние, то положение, которое будет для нас благоприятным, те отождествления, которые будут для нас благоприятными, мы стремимся принимать. Однако преданность независима от этих отождествлений. Преданность не имеет ничего общего с материальным миром. Преданность независима от обозначений или отождествлений материального мира. В зависимости от того, как мы себя отождествляем, от обозначений, которые мы принимаем, мы следуем тем или иным правилам и предписаниям.

#00:34:55#

Есть люди, подобные мне, живущие в так называемых брахмачари-ашрамах. Брахмачари означает ученика или ученицу, живущего/живущую в целибате, человека, который посвятил себя исключительным образом практике сознания Кришны. Существуют правила и рекомендации, адресованные мне, как мне в моем положении жить духовной жизнью, и я стараюсь соблюдать эти параметры, оставаться в этих рамках. Я стараюсь принимать то, что для меня благоприятно в этом положении. Тогда как другой человек, у которого есть семья, дети, для него существуют другие параметры, рамки, в которых он остается. Эти параметры и рамки в действительности предназначены для того, чтобы защитить нас, для нашего блага.

#00:36:58#

Эти ограничения позволяют нам оставаться цивилизованными людьми, избавляют нас от того явления, которое можно назвать влиянием Кали. Возможно, вам неизвестно, кто такой Кали. В данном случае говоря о Кали, мы имеем в виду не богиню Кали, но название века, современной эпохи, которая известна как эпоха ссор и лицемерия. Мы нуждаемся в защите соответственно. Мы нуждаемся в том, чтобы оставаться цивилизованными людьми. И эти правила, эти предписания, эти рамки или параметры позволяют нам быть такими. Они не подавляют нас, не уничтожают наше «я», но помогают нам. Они призваны защищать нас.

#00:38:38#

Существуют многочисленные детали, нюансы этого, но я надеюсь, что вы получили ответ. В действительности для женщины вести духовную жизнь может быть даже более легким. В какой бы индийский храм вы ни пришли, вы неизменно увидите одну и ту же картину: сотни женщин и несколько мужчин. Конечно, мое замечание есть в известном смысле обобщение, но все же я могу заметить, что мы, женщины — более мягкие живые существа. Наше эго не настолько твердокаменное, как эго мужчин.

#00:39:57#

Наш Гурудев неизменно испытывал великую гордость за своих учениц. Он всячески воодушевлял своих последовательниц женского пола идти вперед, ничего не боясь. Он всячески нас воодушевлял и всегда подталкивал на первый план. Согласно его гороскопу (гороскопу Шрилы Бхакти Сундара Говинды Махараджа) его ученицы, его дочери являлись и являются его лучшими последовательницами. Поэтому он возлагал на наши плечи бремя ответственности различных обязанностей и воодушевлял нас, вселяя в нас эту мысль, представление о том, что мы не менее действенны, нежели мужчины.

#00:41:55#

То был чудесный опыт, удивительный опыт ученичества у него — возможность быть его ученицей и получать от него вдохновение. Я нахожусь здесь и беседую сегодня с вами исключительно потому, что таково было его желание. По правде говоря, я по характеру довольно застенчива и мне требуется заставлять себя, совершать над собой усилие, чтобы сидеть в публичном собрании, обращаться к людям. Однако мой Гуру говорил мне вновь и вновь: «Иди на сцену и проповедуй сознание Кришны». Поэтому я пытаюсь делать то, что в моих силах. И это источник великого счастья для меня — возможность делиться с людьми тем, что я обрела, чему научилась. Если я сумею хоть как-то помочь моим братьям и сестрам, людям в целом, то будет самый оптимальный способ, каким я смогу использовать себя, свою жизнь.

#00:44:00#

Мы все способны на это. Если у вас есть что-то хорошее, то делитесь этим хорошим с другими, не оставляя это хорошее для себя. Веды описывают явление, именуемое джива-химсой, что означает причинение вреда живым существам. Веды говорят, что величайший вред, который мы можем причинить другим живым существам, заключается в позиции пассивности, когда мы, будучи способны помочь избавиться живому существу от величайшей опасности, а величайшая опасностью является смерть, этого не делаем. Если у тебя есть решение величайшей проблемы, и ты не разрешаешь ее, ты не помогаешь человечеству таким образом, то, согласно Ведам, подобная позиция есть одна из разновидностей насилия. Поэтому нам всем стоит приложить максимум усилий к тому, чтобы найти окончательное решение и делиться этим с другими.

#00:46:28#

Слушательница: Мы все согласны, что эксплуатировать не нужно, что это очень плохо, что нужно защищать слабых [неразборчиво]. Как помочь нашим украинцам, которых бомбит проамериканское киевское правительство?

Муралишвар Прабху: Какое правительство бомбит?

Слушательница: Киевское, которое ориентируется на американские ценности алчности, жадности и эксплуатации.

#00:47:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я бы также хотела изменить это положение вещей. Я бы хотела, чтобы в этой стране воцарился мир. Я отправлюсь в Киев через несколько недель, и я тоже переживаю, я думаю об этом, насколько мы будем в безопасности, но ситуация не подвластна нашему контролю. Мы бессильны что-либо сделать, мы не можем каким-либо образом исправить существующее положение вещей. Наш духовный учитель Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Такова сама природа этого материального мира — в этом мире будет происходить война за войной, война за войной, война за войной».

В целом, описывая природу этого мира, он использовал следующие образы: «Этот мир — это нечто вроде точки на линии, линия на плоскости и плоскость в бесконечности». Единственное, что мы в состоянии сделать — стать духовными людьми и помогать всем, с кем мы соприкасаемся, становиться духовными людьми. Это универсальное решение, решение всего, всех проблем. Такова сама суть учения Бхагавад-гиты.

Нам говорят: «Займи правильную позицию. Единственное, что ты способен сделать, — это занять правильную позицию, поскольку окружающий тебя мир ты исправить не в состоянии». В наших силах занять правильную личную позицию и делиться этим правильным пониманием с окружающими.

#00:50:24#

Слушательница: Люди работали, воспитывали детей, они же занимали правильную позицию. Нужно повлиять на Киев.

Бхакти Лалита Деви Даси: Но, как я только что сказала, об этом-то и идет речь, что мы не в состоянии контролировать эту ситуацию, изменить ее. Это нечто вне нас, за пределами нас. Единственное, что мы можем сделать, — исправить себя, занять правильную позицию сами и постичь Бога, постичь свою духовную природу. Нынешняя ситуация — война на Украине и в целом этот мир, как было сказано, — точка на линии, линия на плоскости, плоскость в бесконечности. В ретроспективе эта ужасающая война, гуманитарная катастрофа — все это крайне незначительные события. Аналогичные события будут происходить вновь и вновь. Сначала в одном месте, затем в другом, в третьем. Подобная ситуация неизбежна.

В этом материальном мире будут происходить бесконечные войны. Нас ожидают в этом мире все виды смерти, будь то смерть от ядерного оружия или так называемая естественная смерть. Попытки изменить то, что не может быть изменено, являются напрасной тратой времени и сил. Священные писания говорят нам, что единственное решение состоит в том, чтобы изменить себя. И если мы сумеем очистить таким образом себя и постичь свое духовное «я», постичь Бога, то это постижение будет лучшим из того, что мы сможем сделать для себя и для других.

#00:54:35#

Садху, преданные, являются величайшими благотворителями, людьми, которые трудятся на благо человечества. Они являются истинными друзьями человечества. Они пытаются спасти, избавить обитателей этого мира от них самих, от нежелательных реалий материального мира, избавить их от смерти. Для того чтобы найти подлинное решение наших жизненных проблем, нам необходимо погрузиться глубже, проникнуть глубже в реальность.

#00:55:21#

Слушательница: То есть если на меня летит бомба, то мне нужно медитировать.

Бхакти Лалита Деви Даси: Никто не отменял здравый смысл. Мы не говорим о том, что если на вас падает бомба, то вы должны сидеть медитировать вместо того, чтобы идти в бомбоубежище. Нам стоит не терять здравый смысл и быть реалистами. Но в конечном счете та истина, о которой говорю я, является абсолютной. Тогда как те истины, о которых говорите вы, являются относительными. Но мы нуждаемся в том, чтобы привести в гармонию эти два явления — истины относительные и истину абсолютную. Если же мы не в состоянии привести в гармонию эти начала — относительное видение и видение абсолютное, тогда нам советуют придерживаться абсолютной точки зрения, пытаться укрепиться в измерении бытия, известном как ниргуна, в трансцендентном измерении бытия, а не пытаться утвердиться в измерении бытия, которое относительно по своей природе, утвердиться в бренном мире. То, что я говорю, это мой личный совет. Но если я буду знать, что начнется бомбежка, то естественно я постараюсь покинуть это место.

#00:58:05#

Тогда как, с другой стороны, могут найтись садху, которые вместо того, чтобы спасаться бегством, предпочтут в этой ситуации медитировать. Спасаться бегством или оставаться в медитации — этот выбор зависит от вашей природы, от ваших склонностей. Лично я не свободна от материалистического сознания, я лишь пытаюсь обрести сознание духовное. В моей жизни присутствуют и та, и другая стороны — материальная и духовная. Я пытаюсь свести материальную сторону к минимуму. Мы пытаемся быть реалистами, мы пытаемся осознавать, где мы находимся, и что будет для нас в нашем конкретном положении максимальным благом. Мы все разные, и каждому стоит знать себя.

#00:59:56#

Но в конечном счете нам всем стоит познать природу абсолютной истины, обрести представление об этом явлении. Нам не стоит быть невежественными относительно этого явления. Абсолютная же истина такова, что этот материальный мир исполнен страданий и в этом материальном мире будут происходить война за войной, войной за войной. Мы нуждаемся в том, чтобы пробудиться и прийти в чувство, обрести духовные чувства. Такова цель жизни, таково послание Вед, такова суть учения Вед. И мы, насколько это в наших силах, постараемся привести в гармонию наши жизни с этим учением Вед.

Мы можем на этом завершить собрание. Я надеюсь, что мы встретимся завтра. Я буду счастлива всех видеть вновь и буду рада услышать ваши вопросы. В скором времени сюда вернется Шрила Авадхут Махарадж, он приедет из Томска, и в четверг вечером состоится его лекция.

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундарджиу ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга-Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада ки джай!

Рупануга Гуру-варга ки джай!

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ачарья-вринда ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Джай всем собравшимся преданным и гостям ки джай!

Всемирному сообществу преданных ки джай!

Гаура-бхакта-вринда ки джай!

Экадаши-врата ки джай!

Джай Харинам-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 



←  Публичные программы в Киеве 25 и 27 июня 2014 года ·• Архив новостей •· «Веды о любви». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 8 июля 2014 года (день). Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 61.1 МБ)


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Веды о любви

(8 июля 2014 года, вечер. Москва, Кисельный)

 

Спасибо вам за то, что пришли и принимаете участие в храмовой службе. Мы всегда приветствуем искренних искателей истины и людей, которые искренне заинтересованы в духовной жизни. Преданные и люди, которые стремятся к преданности, подобно мне, мы чувствуем и считаем себя слугами всего человечества, слугами всех наших братьев и сестер. Духовная жизнь открыта для всех и каждого. Это явление, которое не имеет ничего общего с сектантством. Неважно, кем ты являешься: молодым, старым, мужчиной, женщиной, русским, американцем и так далее. Духовная жизнь предназначена для всех. Она укоренена в нашей природе, свойственна нам. Таким образом, она является уделом каждого. Именно на этом пути мы можем обрести полноту удовлетворенности, подлинные любовь, красоту и очарование.

#00:02:37#

Речь идет о том пути, идя по которому можно обрести истинную любовь, любовь вечную. Мы должны позволить себе извлечь максимальное благо из того времени, которое нам отпущено. Мы должны использовать наш жизненный срок, время оптимальным образом в поисках абсолютного блага, не размениваясь ни на что меньшее, на некие явления или блага этого бренного мира.

По словам Прахлады Махараджа, этот материальный мир подобен процессу, в ходе которого ты жуешь то, что уже было пережевано. Этот мир состоит из временных, преходящих удовольствий и страданий. Счастье и страдания — и то, и другое временно и преходяще, но подлинного, сути в этом мире нет, в то время как мы предназначены для чего-то лучшего и большего, нежели пребывание в этом мире, в этом порочном круговороте действий и следствий, страданий.

#00:05:07#

Каждое действие влечет равное по силе противодействие. Что бы мы ни делали, мы вынуждены расплачиваться за каждое наше действие. Это неизбежный закон кармы. Единственный путь, ведущий к свободе, заключается в том, чтобы стать духовным человеком. Мы со своей стороны должны пытаться прилагать усилия к тому, чтобы совершать действия, направленные на достижение нами нашего максимального блага.

#00:06:14#

Мы — нечто большее, нежели мужчины и женщины, нежели тела из плоти и крови. Наша жизненная сила есть душа. Душа — то начало, которое никогда не умирает. Душа не рождается и не умирает. Она не может быть разрезана, она не может быть сожжена. Она не может быть, как говорится о ней, смочена, увлажнена. Она духовна и трансцендентна по своей природе и является тем началом, благодаря которому мы живем, источником нашей жизненной силы. Мы все, будучи практикующими здесь, стремимся к этой цели, пытаемся соприкоснуться с измерением души.

#00:07:40#

Наш великий прадед, наш пра-Гуру, Шрила Шридхар Махарадж, говорил в связи с этим поиском: «Для того, чтобы этот поиск осуществлять, требуется мужество, масштабами сопоставимое с Гималаями. И этот поиск есть самое величайшее приключение, которое только может быть в жизни». Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Подготовь себя к этому приключению, величайшему предприятию, и будь мужественен. Открой себя, найди себя! Найди, открой свое подлинное „я“ и стань готов к тому, чтобы обрести свое величайшее благо».

#00:08:51#

Веды говорят нам о том, что это и есть цель человеческой жизни. В этом отношении мы превосходим животных. В телах животных и в человеческих телах заключены души одной природы. Душа та же самая, но способности, которыми наделены человеческие существа, — это способность, возможность стремиться к постижению Бога и постижению своего духовного «я». Мы окажем величайшую услугу себе. Мы будем врагами себе, если станем пренебрегать этим шансом.

#00:10:15#

Есть ли у кого-то вопросы? Пожалуйста! Мне нравятся вопросы, потому что я более склонна слушать, нежели говорить. Я в большей мере слушательница, нежели оратор, поэтому мне нравится слушать людей, мне нравится слушать преданных. И если у кого-то из них есть насущные вопросы, то я буду счастлива помочь, насколько это в моих силах, поделиться тем, что у меня есть. Кто-то из вас пришел сюда впервые, кто-то уже знаком с этим. Здесь также присутствуют люди, которые безраздельно посвятили себя духовной жизни и живут в храме. Таким образом состав собрания у нас смешанный, но мы хотели бы, чтобы все присутствующие здесь получили благо от общения.

#00:10:15#

Я не видела рекламные объявления и не знаю, в каком качестве меня представили публике. Я не знаю, что вам известно о том, кто я такая и какова моя миссия. Я видела собственные фото в группах во Вконтакте.ру, но я увидела лишь фото и некие надписи на русском, которые я не понимаю, где говорилось о смысле и содержании моего визита. Но я, к сожалению, не поняла, что там было написано.

Субал Сакха Прабху: Тема ваших лекций: «Что Веды говорят о любви».

#00:12:55#

Бхакти Лалита Деви Даси: Любовь служит высочайшим посланием Вед. Именно поэтому мы здесь, и это то явление, которое мы ищем. Есть песня на английском, песня американского певца, и в ней следующие слова: «мы все ищем любовь там, где ее нет». Мы пытаемся найти объекты любви в наших друзьях, в родных и близких, в родственниках, в детях, домашних животных — кошках и собаках. Однако никто во взаимоотношениях с обитателями этого мира не находит ту самую заветную, вечную любовь.

#00:14:28#

В этом мире все временно. Все реалии этого мира существуют лишь какое-то время, а затем гибнут. Мы же нуждаемся в любви, которая длится вечно. Мы нуждаемся в любви, которая по природе своей духовна. Подобная любовь может быть найдена лишь в духовной жизни. Это то высочайшее явление, поисками которого мы заняты, и мы находим это высочайшее явление в Кришне. Достичь этого явления не легко и не просто. Ради этого достижения требуется пожертвовать своим эго, пожертвовать многим в себе. Речь идет об усилиях, о процессе самоочищения.

#00:16:05#

Однако в то же время этот процесс радостный, источник счастья, поскольку мы знаем, что мы используем отведенное нам время и силы должным образом. То будет напрасная трата времени и жизненных сил, если мы будем заниматься исключительно борьбой за существование, борьбой за выживание, пренебрегая духовной жизнью, не совершая никаких усилий в этом направлении. Нам крайне важно осознать истинное положение вещей и понять, что любовь, подлинная любовь может быть лишь духовной, трансцендентной по своей природе.

Теперь есть ли у кого-то вопрос?

#00:17:34#

Гостья: Что есть духовный путь для женщины в миру?

Бхакти Лалита Деви Даси: Духовный путь для женщины в этом мире будет точно таким же, как и для всех остальных, поскольку речь идет о явлении универсальном. Мы все испытываем потребность в одном и том же явлении. Мужчины или женщины — мы все являемся вечными слугами Бога. Мы не хотим оставаться эксплуататорами. Мы не стремимся оставаться эксплуатирующими в этом мире. Тот мир, в котором мы находимся, в настоящее время есть измерение эксплуатации, и сознание эксплуатации в настоящее время покрывает, окутывает нас. Идет ли речь о мужчине или о женщине — нам всем нужен Кришна и нам всем нужна любовь. Мы все нуждаемся в том, чтобы избавиться от величайшей опасности, и этой величайшей опасностью является смерть.

Существует решение этой проблемы и этим решением служит вечность, вечная жизнь. Эта вечная жизнь существует в измерении сознания, и достичь ее можно посредством сознания. Это то явление, в котором нуждаются все и каждый: мужчины, женщины, люди любых национальностей, жители любых стран — мы все в равной степени нуждаемся в этом.

#00:20:53#

Наш Гурудев, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, в юности (ему тогда было двадцать с небольшим лет) написал поэму, название которой было переведено с бенгали как «Трубный зов». В этой поэме он рисует образ капитана корабля. Этот капитан корабля обращается с призывом ко всем — к молодым, старым, мужчинам, женщинам, обещая им переправить их на другой берег океана. Он говорит: «Поднимайтесь все на борт моего судна, и мы сумеем очутиться на другом берегу океана материального существования».

#00:22:30#

Далее Гурудев в своей поэме описывает природу духовного мира, природу материального мира, говорит о красоте и блаженстве духовной реальности, духовного мира. Материальный мир подобен огромному океану, в котором нас подстерегают многочисленные опасности. Испытывая влияние, воздействие особой божественной энергии, вводящей в заблуждение, иллюзии, именуемой маха-майей, мы не осознаем, насколько эта нужда, эта потребность реальна и актуальна. Мы находимся в состоянии заблуждения, неведения, не зная даже, кто мы и где мы находимся. Мы нуждаемся в том, чтобы проснуться, пробудиться по отношению к нашему истинному «я» и нашей истинной необходимости, нужде. Отвечает ли это на ваш вопрос?

#00:24:29#

Гостья: В целом да, но я обратилась к вам как к женщине: существуют ли какие-то правила, предписания?

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы имеете в виду, есть ли какие-то предписания в духовной практике вайшнавов, специально адресованные для женщин?

Гостья: Да, может быть, в Ведах что-то есть об этом?

#00:25:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы принадлежим к очень специфической линии, уходящей корнями в ведическую культуру. Наша традиция укоренена в ведическом знании. Линия, которой мы принадлежим, известна как рупануга, а также как гаудия-вайшнава-сампрадая. Наше учение передается в рамках ученической преемственности от учителя к ученикам. Существует огромная ведическая культура, множество священных текстов: Пураны, Упанишады и так далее, и наши Гуру извлекают из этого огромного пласта самую суть, квинтэссенцию, и представляют ее нам.

Также определенные положения и установления Гуру и ачарьи могут изменять, модифицировать в соответствии с временем, эпохой, страной и теми или иными обстоятельствами. Речь идет о теизме XXI столетия и о той ситуации, когда подход к этим вещам либерален в том смысле, что некоторые правила и предписания, которые некогда были достаточно жесткими, становятся гибкими.

#00:28:39#

То, что было истиной некогда в прошлом, в недавнем прошлом и даже в отдаленные эпохи, миллионы лет тому назад, то, что было истиной тогда, остается истиной и сегодня. Речь идет об истине, которая стоит вне времени, нисходит и открывается нам. Однако в современную эпоху в современном мире с его реалиями наши Гуру адаптируют для нас эту практику таким образом, чтобы она была доступна всем и каждому. В соответствии с нашим индивидуальным темпераментом и с потребностью в служении мы можем занять определенную позицию. Занять позицию — имеется в виду найти свое место в соответствии со своей индивидуальностью и потребностью в служении.

#00:30:33#

Некоторые женщины испытывают потребность в том, чтобы безраздельно посвятить себя служению, жить в храме — подобно тому, как это делаю я. Тогда как другие женщины будут испытывать потребность в семейной жизни. Это также хорошо и приемлемо. У нас есть множество примеров того, как наши преданные живут в рамках семьи. Мужья, жены, дети практикуют сознание Кришны сообща. Мы воодушевляем людей вести образ жизни, который будет способствовать духовной практике. Мы должны быть искренними с собой и понимать, кто мы и что будет для нас благом.

#00:32:10#

Мы пытаемся мыслить в долгосрочной перспективе. Мы хотим следовать этому процессу на протяжении всей нашей жизни, до конца наших дней. Мы хотим быть устойчивыми и стабильными. Мы не желаем спешить с тем, чтобы, образно говоря, попасть в аварию, столкнуться с катастрофой. Мы нуждаемся в стабильности, в стабильном движении вперед. Нам предстоит долгое путешествие. Мы хотим идти этим путем до конца наших дней в этой жизни и, возможно, в следующих рождениях продолжать идти этим путем.

Поэтому то состояние, то положение, которое будет для нас благоприятным, те отождествления, которые будут для нас благоприятными, мы стремимся принимать. Однако преданность независима от этих отождествлений. Преданность не имеет ничего общего с материальным миром. Преданность независима от обозначений или отождествлений материального мира. В зависимости от того, как мы себя отождествляем, от обозначений, которые мы принимаем, мы следуем тем или иным правилам и предписаниям.

#00:34:55#

Есть люди, подобные мне, живущие в так называемых брахмачари-ашрамах. Брахмачари означает ученика или ученицу, живущего/живущую в целибате, человека, который посвятил себя исключительным образом практике сознания Кришны. Существуют правила и рекомендации, адресованные мне, как мне в моем положении жить духовной жизнью, и я стараюсь соблюдать эти параметры, оставаться в этих рамках. Я стараюсь принимать то, что для меня благоприятно в этом положении. Тогда как другой человек, у которого есть семья, дети, для него существуют другие параметры, рамки, в которых он остается. Эти параметры и рамки в действительности предназначены для того, чтобы защитить нас, для нашего блага.

#00:36:58#

Эти ограничения позволяют нам оставаться цивилизованными людьми, избавляют нас от того явления, которое можно назвать влиянием Кали. Возможно, вам неизвестно, кто такой Кали. В данном случае говоря о Кали, мы имеем в виду не богиню Кали, но название века, современной эпохи, которая известна как эпоха ссор и лицемерия. Мы нуждаемся в защите соответственно. Мы нуждаемся в том, чтобы оставаться цивилизованными людьми. И эти правила, эти предписания, эти рамки или параметры позволяют нам быть такими. Они не подавляют нас, не уничтожают наше «я», но помогают нам. Они призваны защищать нас.

#00:38:38#

Существуют многочисленные детали, нюансы этого, но я надеюсь, что вы получили ответ. В действительности для женщины вести духовную жизнь может быть даже более легким. В какой бы индийский храм вы ни пришли, вы неизменно увидите одну и ту же картину: сотни женщин и несколько мужчин. Конечно, мое замечание есть в известном смысле обобщение, но все же я могу заметить, что мы, женщины — более мягкие живые существа. Наше эго не настолько твердокаменное, как эго мужчин.

#00:39:57#

Наш Гурудев неизменно испытывал великую гордость за своих учениц. Он всячески воодушевлял своих последовательниц женского пола идти вперед, ничего не боясь. Он всячески нас воодушевлял и всегда подталкивал на первый план. Согласно его гороскопу (гороскопу Шрилы Бхакти Сундара Говинды Махараджа) его ученицы, его дочери являлись и являются его лучшими последовательницами. Поэтому он возлагал на наши плечи бремя ответственности различных обязанностей и воодушевлял нас, вселяя в нас эту мысль, представление о том, что мы не менее действенны, нежели мужчины.

#00:41:55#

То был чудесный опыт, удивительный опыт ученичества у него — возможность быть его ученицей и получать от него вдохновение. Я нахожусь здесь и беседую сегодня с вами исключительно потому, что таково было его желание. По правде говоря, я по характеру довольно застенчива и мне требуется заставлять себя, совершать над собой усилие, чтобы сидеть в публичном собрании, обращаться к людям. Однако мой Гуру говорил мне вновь и вновь: «Иди на сцену и проповедуй сознание Кришны». Поэтому я пытаюсь делать то, что в моих силах. И это источник великого счастья для меня — возможность делиться с людьми тем, что я обрела, чему научилась. Если я сумею хоть как-то помочь моим братьям и сестрам, людям в целом, то будет самый оптимальный способ, каким я смогу использовать себя, свою жизнь.

#00:44:00#

Мы все способны на это. Если у вас есть что-то хорошее, то делитесь этим хорошим с другими, не оставляя это хорошее для себя. Веды описывают явление, именуемое джива-химсой, что означает причинение вреда живым существам. Веды говорят, что величайший вред, который мы можем причинить другим живым существам, заключается в позиции пассивности, когда мы, будучи способны помочь избавиться живому существу от величайшей опасности, а величайшая опасностью является смерть, этого не делаем. Если у тебя есть решение величайшей проблемы, и ты не разрешаешь ее, ты не помогаешь человечеству таким образом, то, согласно Ведам, подобная позиция есть одна из разновидностей насилия. Поэтому нам всем стоит приложить максимум усилий к тому, чтобы найти окончательное решение и делиться этим с другими.

#00:46:28#

Слушательница: Мы все согласны, что эксплуатировать не нужно, что это очень плохо, что нужно защищать слабых [неразборчиво]. Как помочь нашим украинцам, которых бомбит проамериканское киевское правительство?

Муралишвар Прабху: Какое правительство бомбит?

Слушательница: Киевское, которое ориентируется на американские ценности алчности, жадности и эксплуатации.

#00:47:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я бы также хотела изменить это положение вещей. Я бы хотела, чтобы в этой стране воцарился мир. Я отправлюсь в Киев через несколько недель, и я тоже переживаю, я думаю об этом, насколько мы будем в безопасности, но ситуация не подвластна нашему контролю. Мы бессильны что-либо сделать, мы не можем каким-либо образом исправить существующее положение вещей. Наш духовный учитель Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Такова сама природа этого материального мира — в этом мире будет происходить война за войной, война за войной, война за войной».

В целом, описывая природу этого мира, он использовал следующие образы: «Этот мир — это нечто вроде точки на линии, линия на плоскости и плоскость в бесконечности». Единственное, что мы в состоянии сделать — стать духовными людьми и помогать всем, с кем мы соприкасаемся, становиться духовными людьми. Это универсальное решение, решение всего, всех проблем. Такова сама суть учения Бхагавад-гиты.

Нам говорят: «Займи правильную позицию. Единственное, что ты способен сделать, — это занять правильную позицию, поскольку окружающий тебя мир ты исправить не в состоянии». В наших силах занять правильную личную позицию и делиться этим правильным пониманием с окружающими.

#00:50:24#

Слушательница: Люди работали, воспитывали детей, они же занимали правильную позицию. Нужно повлиять на Киев.

Бхакти Лалита Деви Даси: Но, как я только что сказала, об этом-то и идет речь, что мы не в состоянии контролировать эту ситуацию, изменить ее. Это нечто вне нас, за пределами нас. Единственное, что мы можем сделать, — исправить себя, занять правильную позицию сами и постичь Бога, постичь свою духовную природу. Нынешняя ситуация — война на Украине и в целом этот мир, как было сказано, — точка на линии, линия на плоскости, плоскость в бесконечности. В ретроспективе эта ужасающая война, гуманитарная катастрофа — все это крайне незначительные события. Аналогичные события будут происходить вновь и вновь. Сначала в одном месте, затем в другом, в третьем. Подобная ситуация неизбежна.

В этом материальном мире будут происходить бесконечные войны. Нас ожидают в этом мире все виды смерти, будь то смерть от ядерного оружия или так называемая естественная смерть. Попытки изменить то, что не может быть изменено, являются напрасной тратой времени и сил. Священные писания говорят нам, что единственное решение состоит в том, чтобы изменить себя. И если мы сумеем очистить таким образом себя и постичь свое духовное «я», постичь Бога, то это постижение будет лучшим из того, что мы сможем сделать для себя и для других.

#00:54:35#

Садху, преданные, являются величайшими благотворителями, людьми, которые трудятся на благо человечества. Они являются истинными друзьями человечества. Они пытаются спасти, избавить обитателей этого мира от них самих, от нежелательных реалий материального мира, избавить их от смерти. Для того чтобы найти подлинное решение наших жизненных проблем, нам необходимо погрузиться глубже, проникнуть глубже в реальность.

#00:55:21#

Слушательница: То есть если на меня летит бомба, то мне нужно медитировать.

Бхакти Лалита Деви Даси: Никто не отменял здравый смысл. Мы не говорим о том, что если на вас падает бомба, то вы должны сидеть медитировать вместо того, чтобы идти в бомбоубежище. Нам стоит не терять здравый смысл и быть реалистами. Но в конечном счете та истина, о которой говорю я, является абсолютной. Тогда как те истины, о которых говорите вы, являются относительными. Но мы нуждаемся в том, чтобы привести в гармонию эти два явления — истины относительные и истину абсолютную. Если же мы не в состоянии привести в гармонию эти начала — относительное видение и видение абсолютное, тогда нам советуют придерживаться абсолютной точки зрения, пытаться укрепиться в измерении бытия, известном как ниргуна, в трансцендентном измерении бытия, а не пытаться утвердиться в измерении бытия, которое относительно по своей природе, утвердиться в бренном мире. То, что я говорю, это мой личный совет. Но если я буду знать, что начнется бомбежка, то естественно я постараюсь покинуть это место.

#00:58:05#

Тогда как, с другой стороны, могут найтись садху, которые вместо того, чтобы спасаться бегством, предпочтут в этой ситуации медитировать. Спасаться бегством или оставаться в медитации — этот выбор зависит от вашей природы, от ваших склонностей. Лично я не свободна от материалистического сознания, я лишь пытаюсь обрести сознание духовное. В моей жизни присутствуют и та, и другая стороны — материальная и духовная. Я пытаюсь свести материальную сторону к минимуму. Мы пытаемся быть реалистами, мы пытаемся осознавать, где мы находимся, и что будет для нас в нашем конкретном положении максимальным благом. Мы все разные, и каждому стоит знать себя.

#00:59:56#

Но в конечном счете нам всем стоит познать природу абсолютной истины, обрести представление об этом явлении. Нам не стоит быть невежественными относительно этого явления. Абсолютная же истина такова, что этот материальный мир исполнен страданий и в этом материальном мире будут происходить война за войной, войной за войной. Мы нуждаемся в том, чтобы пробудиться и прийти в чувство, обрести духовные чувства. Такова цель жизни, таково послание Вед, такова суть учения Вед. И мы, насколько это в наших силах, постараемся привести в гармонию наши жизни с этим учением Вед.

Мы можем на этом завершить собрание. Я надеюсь, что мы встретимся завтра. Я буду счастлива всех видеть вновь и буду рада услышать ваши вопросы. В скором времени сюда вернется Шрила Авадхут Махарадж, он приедет из Томска, и в четверг вечером состоится его лекция.

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундарджиу ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга-Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада ки джай!

Рупануга Гуру-варга ки джай!

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ачарья-вринда ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Джай всем собравшимся преданным и гостям ки джай!

Всемирному сообществу преданных ки джай!

Гаура-бхакта-вринда ки джай!

Экадаши-врата ки джай!

Джай Харинам-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования