«Говардхан. Терпение, смирение, почтение». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 2 марта 2014 года. Говардхан, Индия



скачать (формат MP3, 38.51M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Говардхан. Терпение, смирение, почтение

(2 марта 2014 года. Говардхан, Индия)

 

Преданный: …в отношении ритуалов всяких, традиций... Возникает некое отторжение, то есть считаешь себя чужим на этом празднике жизни. Как быть, если совершаешь оскорбления в уме, потому что не понимаешь иную культуру?

#00:02:33#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Если ты понимаешь, что видишь это все своим материальным взором, что, возможно, наносишь оскорбления, — это уже первый шаг, чтобы преодолеть себя, «отодвинуть» оскорбительные мысли в сторону.

#00:03:33#

Нам помогут примеры Гурудева, Гуру Махараджа. Они показывали нам, как это все воспринимать. Гурудев был очень практичным, очень реалистичным, и, верите вы или нет, девиз Гурудева звучит так: «Уважение, почтение к другим и отсутствие желания уважения к себе». Гурудев был всегда очень чувствительным к тому, что происходит с другими, он всегда заботился о преданных. Он заботился даже о том, чтобы преданных не беспокоили комары. Он всегда заботился и делал все возможное, чтобы преданные чувствовали себя хорошо и ничто их не отвлекало от воспевания, от изучения писаний или служения.

#00:05:53#

Когда мы находимся в святой Дхаме, мы должны понимать, что главный принцип здесь — уважение, почтение к другим. Мы должны всегда это помнить. В этом месте все связано с высшей реальностью, и даже мы с вами сейчас.

#00:06:11#

Есть десять оскорблений святой Дхамы, которых нужно избегать, и в начале тура нам дали листочки с правилами поведения. И одно из этих правил — в первую очередь не наносить оскорбления жителям святой Дхамы, но также и посетителям — таким, как мы с вами. Ни в коем случае не наносить оскорбления деревьям, животным, даже свиньям и собакам, потому что они также связаны со святой Дхамой, ведь они находятся здесь.

#00:08:00#

Западные преданные однажды задали такой вопрос Гуру Махараджу: «Неужели в святой Дхаме все связано с высшей реальностью? Даже водители рикш?» (Как известно, они завышают цену западным людям, и это всегда их беспокоит.) И Гуру Махарадж ответил: «Да, они тоже, потому что у них есть связь с Дхамой».

#00:08:33#

Я хочу вас попросить, чтобы вы сели сюда, прямо к Гурудеву. Я неудобно себя чувствую, когда не все видят Гурудева.

Кто-нибудь из присутствующих здесь встречался с Гурудевом на его веранде в Дам-Дам-парке? Старая веранда в Дам-Дам-парке, возле храма.

Преданные: Нет, только в Лахте.

#00:09:31#

Шрила Мадхусудан Махарадж: А я не видел Лахту. Вы видели старую веранду в Дам-Дам-парке на фотографиях, а я видел Лахту на фотографиях. На веранде Гурудева, хоть она была небольшой, всегда было много преданных. Они сидели примерно так же, как мы с вами сидим сейчас. Мне хочется, чтобы мы сидели близко друг к другу. Мы сейчас не в храме. Считайте, что мы на даршане у Гурудева, и то, что мы сейчас говорим, — это сева, которую он нам дает, служение.

#00:11:44#

Я продолжу ответ на твой вопрос о том, как избавиться от оскорблений в святой Дхаме. Старая веранда Гурудева была действительно очень маленькая, и преданных всегда сидело много. Я думаю, сейчас в Навадвипе все еще есть тот стол, похожий на школьную парту, соединенный со скамейкой. Гурудеву тоже задавали подобный вопрос о поведении в Навадвипе. Навадвипа, Пури и Вриндаван — это, можно сказать, три комнаты одного храма. Гурудев сидел за этим столом. Он положил руку на стол и сказал, что если внизу развести огонь, то сверху можно почувствовать тепло, несмотря на то, что огонь не будет виден.

#00:14:27#

Эта маленькая веранда была перестроена Ачарьей Махараджем, когда Гурудев находился в туре за границей. Он сделал веранду больше: за счет коридора увеличил место для сидения и спальню расширил также. Кто-то из вас, может быть, видел эту веранду в Навадвипе.

#00:15:19#

тр̣на̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[1]

Два совета: [первый —] не отвлекайтесь сильно на внешние факторы, а второй — поймите, что выполнение наставлений Гурудева, которые содержатся в этой шлоке, — это самая лучшая практика. Каждый день у вас есть возможность тренировать свое терпение и смирение. Это то, что Гурудев пытался прямо-таки «вбить» в наши головы. Я думаю, если бы он сейчас мог что-нибудь сказать, он бы сказал именно это: «Практикуйте уважение и почтение».

#00:17:16#

Шрила Гуру Махарадж говорил, что наш путь — «видеть через слушание». Если мы будем слушать квалифицированных личностей, тогда мы сможем видеть настоящие качества святой Дхамы. Своим зрением мы не можем их увидеть, лишь только через слушание высших вайшнавов мы сможем что-то понять.

#00:18:08#

В книге «Божественное руководство» есть глава, которая называется «По пути во Вриндаван». Я не помню точно название следующей главы, но в ней описано, как вести себя во Вриндаване, как мы должны все воспринимать. Это прямое руководство Гурудева по поведению в святой Дхаме.

#00:19:34#

Я знаю, что утром и вечером у вас проходят лекции на русском языке, поэтому будет очень хорошо включить чтение этой книги. Некоторые отрывки читать каждый день очень актуально для нас, так как мы сейчас непосредственно находимся в святой Дхаме и проведем здесь еще несколько недель.

#00:20:32#

У вас появляется два задания после того, как вы спускаетесь с борта самолета. Первое — привыкнуть к Индии. Если вы привыкли и чувствуете себя хорошо в Индии, вам еще необходимо понять, как вести себя в Дхаме. Не следует путать святую Дхаму и Индию в целом.

#00:21:40#

Я помню, как в первый раз пришел в Индию. Я не ехал, а именно шел, поэтому понимал и привыкал постепенно. Но когда после долгого пребывания в Индии я на самолете прилетел в Лондон, мой ум был слегка в шоке. Поэтому я сейчас понимаю, как это для вас — прилететь в Индию на самолете. Вы были в России или Украине, и тут бац — вы в Индии, и нужно к этому как-то привыкать. Вы сюда прилетели — можно сказать, что это довольно неестественный процесс. Вы были в аэропорту в Москве, а через двенадцать часов (чуть-чуть поспали) оказались в Индии. Это непростой процесс, и вам теперь нужно привыкнуть к Индии, но сложнее адаптироваться в святой Дхаме.

#00:23:47#

Первое место, которое вы посетили, самое удивительное и самое главное место для нас — Говардхан. Конечно, Навадвипа тоже очень важна для нас, потому что оттуда раздается милость. Но Гурудев хотел быть именно здесь, он называл это место «прибежищем Говардхана». Говардхан создал для нас прибежище, это место очень важное. Все наши храмы, независимо от того, где они находятся, связаны с Говардханом.

#00:24:57#

Самые возвышенные, важные места для нас — Радха-кунда и Шьяма-кунда, где мы сегодня побывали. Нужно понять, что мы поклоняемся этим местам и не можем никак там остаться. Воспринять духовное и синхронизировать с внешним очень сложно даже для возвышенных душ. Для нас это практически невозможно.

#00:26:54#

Гурудев рассказывал, как он в первый раз побывал в Матхе — всем известная история, когда брахмачари привели его туда. Он знал, как должен выглядеть ашрам. Но когда он увидел тот храм, куда его привели, он сказал: «У вас тут маленький домик, а где же ашрамБрахмачари ответили: «Это и есть ашрам». Когда Гурудев встретил Гуру Махараджа, тогда он все понял. Он играет эту лилу специально, чтобы показать нам: не сразу можно увидеть, что маленький домик — на самом деле ашрам.

#00:28:45#

Нужно понимать, что адаптация будет требоваться от нас не только здесь, но и в других местах. В книге «Божественное руководство» записаны беседы Шрилы Говинды Махараджа с преданными перед поездкой во Вриндаван, также рассказано о путешествиях по святым местам. Очень важно читать эту книгу, так как там даются непосредственные наставления о поведении в Дхаме и рассказывается, как святую Дхаму следует воспринимать. Гурудев сказал бы: «Оставайтесь с преданными, ходите на программы, воспевайте Святое Имя, читайте и не отвлекайтесь, не ходите на рынок, по магазинам, потому что это вы можете сделать в любом другом месте».

#00:30:08#

Преданный: Можно еще два уточняющих вопроса? Если уже совершил оскорбление, как быть? И что делать с чувством того, что ты несколько не в теме, не на волне этого места, с чувством отчужденности?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Выход из ситуации, когда ты уже нанес оскорбление, — повторение Святого Имени. Ты это делаешь?

Преданный: Это было давно, в тот раз... Но и сейчас тоже, отчасти...

#00:31:48#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это в твоем сознании. Гуру Махарадж говорил, что все оскорбления «сгорают» через желание просить прощения. Также он говорил: чем больше мы искренни, тем больше мы в безопасности. Если мы чувствуем, что совершили оскорбление, что мы воспринимаем все свои материальным взором, это очень хорошо. Хорошо раскаяться и понять, что мы должны быть искренними. Если мы хотим двигаться дальше, то главное руководство — это искренность.

#00:34:38#

Сейчас мы находимся под покровительством Говардхана, но через несколько дней мы поедем в самый центр Вриндавана — в те места, где мы всегда боимся нанести оскорбления. Вриндаван, Шьяма-кунда, Радха-кунда — это места настолько возвышенные, что оскорбление может быть губительным для нас, поэтому нужно знать еще один момент. Перед тем как покидать святую Дхаму, мы должны искренне помолиться и попросить у Дхамы, чтобы она простила все наши оскорбления, которые мы нанесли или могли нанести.

#00:37:14#

Мы все знаем, что Навадвипа — это место, где прощаются все оскорбления. Но Гурудев также предупреждает, чтобы мы были очень аккуратны в поведении в Навадвипе. Если мы совершим оскорбления в Навадвипе, то где нам просить прощения за них? Нам больше негде будет это делать. Поэтому, покидая любую святую Дхаму, в том числе Навадвипу, мы должны искренне помолиться, искренне попросить прощения за те оскорбления, которые мы нанесли или могли нанести.

Хришикеш Махарадж, что бы вы посоветовали?

#00:38:02#

Шрипад Хришикеш Махарадж: Трудно что-либо добавить. Действительно, нужно читать эту книгу — «Божественное руководство». Многие, особенно приехавшие в первый раз сюда и не так давно соприкоснувшиеся с нашей миссией, наверное, не читали эту книгу, поэтому сегодня же вечером мы начнем ее читать. В ней на самом деле есть все. Хорошо, что Махарадж напомнил...

#00:39:38#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Важно понимать, что, читая книги Гурудева, Гуру Махараджа, Шрилы Прабхупады, Сарасвати Тхакура, мы будем соприкасаться с самым чистым источником. Эти книги — проявление их наставлений.

#00:41:05#

Обратите внимание, что три наших главных храма находятся возле Говардхана. Этот храм непосредственно находится на Говардхане, храм в Навадвипе находится возле Гупта-Говардхана (скрытого Говардхана) и Говинда-кунды. Храм в Джаганнатха-Пури находится возле того места, которое напоминало Шри Чайтанье Махапрабху о Говардхане. А храм в Дам-Дам-парке в Калькутте Гуру Махарадж всегда называл «transit station», то есть «пересадочная станция», «транзит». Эти три храма существуют со времен основания нашего Матха, они самые главные, и все три храма связаны с Говардханом. И, конечно же, важное место — храм в Хапании, месте явления Шридхара Махараджа.

#00:42:16#

Преданный: Второй вопрос: об отчужденности… В Навадвипе программы отличаются от того, как проводят их у нас…

Шрила Мадхусудан Махарадж: Я не знаю, как Авадхут Махарадж установил в храмах одни и те же стандарты… Нужно понимать, что в Индии в разных храмах различные стандарты. Но нам всегда нужно равняться на Навадвипу, потому что там нормы и правила были установлены самими Гуру Махараджем и Гурудевом.

У меня есть вопрос: а в России во всех наших центрах программы проводятся одинаково?

Шрипад Хришикеш Махарадж: Примерно одинаково.

Переводчик: [на английском] Он чувствует себя отчужденным, не чувствует своей принадлежности к этой группе людей, к тому, что происходит.

#00:45:23#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Следуй процессу, и та семейная теплота придет, ты почувствуешь. У тебя очень крутая семья. Идеалом [проведения программ] остается Навадвипа, потому что там всегда за всеми процессами следил Гуру Махарадж, находясь у себя в комнате наверху. Он всегда слышал, что происходит внизу, и поверьте, он всегда кого-нибудь отправлял вниз, если что-то шло не так. Мы там были, мы знаем.

#00:47:21#

Гурудев также всегда слышал все, ему нравилось слышать все. Те стандарты, которые существуют в Навадвипе, установлены самим Шрилой Гуру Махараджем и Шрилой Гурудевом. Сейчас, конечно, некоторые вещи мы делаем не так, как это было раньше. И когда я чувствую это, я всегда пытаюсь возвратиться к стандартам, которые были нам даны Гурудевом и Гуру Махараджем, тогда я чувствую себя в безопасности.

#00:49:15#

Еще одно: даже совершая служение по стандартам, что дал Гуру, не факт, что мы удовлетворим его. Я сегодня утром упоминал, что мы часто приходили к Гурудеву на веранду до мангала-арати, особенно в его поздние годы. Мы проводили утро с Гурудевом, в то время как все остальные внизу пели арати. Они, совершая парикраму вокруг храма, пели: «Гурудева! Кр̣пā-бинду дийа̄…», где говорится: «Гурудев! Только по твоей милости я могу что-либо сделать». Гурудев серьезным тоном говорил: «Они все лгуны, они врут». Тогда я понял, что лучше быть с Гурудевом на веранде, чем внизу слышать, как Гурудев с балкона говорит, что все лгуны.

Вся слава [говорит на русском] Говинда Махарадж ки джай!

#00:52:33#

Я часто был с Гурудевом, когда он кого-то отчитывал за что-нибудь. Я понимал, что мог бы легко оказаться на месте того, кого ругали. У Гурудева была способность видеть те вещи, которые мы не видели, которые были для нас незаметны. В людях, которые казались совсем недалекими, он видел самые лучшие стороны. Он всегда выбирал самое лучшее — это была его особенность.

#00:53:24#

У меня есть небольшая просьба: пока будем собираться, если кто-нибудь найдет стеклышко от очков... Не ищите специально, просто если где-то найдете, то, пожалуйста, отдайте...

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрипад Хришикеш Махарадж: Джай Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Преданная: Джай Шрипад Хришикеш Махарадж ки джай!

#00:54:06#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Пожалуйста, максимальным количеством оставайтесь на арати здесь, наверху, и постарайтесь видеть Гурудева. Подходите ближе. Гурудев всегда любил, когда возле него было много преданных. Иногда случалось, что я приходил, а он сидел один, и я говорил: «О, Гурудев, вы выглядите таким одиноким». Он будет очень счастлив, если вы будете близко, прямо перед ним.

Переводчик: Алакананда Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Ювати Деви Даси
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас

 


[1] «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 3).

 



←  «Радха-кунда | Холм Говардхан | Божество Гопала».  Шруташрава Прабху | Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. Чтение Шри Чайтанья-чаритамриты | Мадхья-лила, глава 18. 25 марта 2008 года | Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Положение Радха-кунды». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1982 год | Навадвипа Дхама, Индия. «Мгновения Прекрасной Реальности», часть 4.5  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 40.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Говардхан. Терпение, смирение, почтение

(2 марта 2014 года. Говардхан, Индия)

 

Преданный: …в отношении ритуалов всяких, традиций... Возникает некое отторжение, то есть считаешь себя чужим на этом празднике жизни. Как быть, если совершаешь оскорбления в уме, потому что не понимаешь иную культуру?

#00:02:33#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Если ты понимаешь, что видишь это все своим материальным взором, что, возможно, наносишь оскорбления, — это уже первый шаг, чтобы преодолеть себя, «отодвинуть» оскорбительные мысли в сторону.

#00:03:33#

Нам помогут примеры Гурудева, Гуру Махараджа. Они показывали нам, как это все воспринимать. Гурудев был очень практичным, очень реалистичным, и, верите вы или нет, девиз Гурудева звучит так: «Уважение, почтение к другим и отсутствие желания уважения к себе». Гурудев был всегда очень чувствительным к тому, что происходит с другими, он всегда заботился о преданных. Он заботился даже о том, чтобы преданных не беспокоили комары. Он всегда заботился и делал все возможное, чтобы преданные чувствовали себя хорошо и ничто их не отвлекало от воспевания, от изучения писаний или служения.

#00:05:53#

Когда мы находимся в святой Дхаме, мы должны понимать, что главный принцип здесь — уважение, почтение к другим. Мы должны всегда это помнить. В этом месте все связано с высшей реальностью, и даже мы с вами сейчас.

#00:06:11#

Есть десять оскорблений святой Дхамы, которых нужно избегать, и в начале тура нам дали листочки с правилами поведения. И одно из этих правил — в первую очередь не наносить оскорбления жителям святой Дхамы, но также и посетителям — таким, как мы с вами. Ни в коем случае не наносить оскорбления деревьям, животным, даже свиньям и собакам, потому что они также связаны со святой Дхамой, ведь они находятся здесь.

#00:08:00#

Западные преданные однажды задали такой вопрос Гуру Махараджу: «Неужели в святой Дхаме все связано с высшей реальностью? Даже водители рикш?» (Как известно, они завышают цену западным людям, и это всегда их беспокоит.) И Гуру Махарадж ответил: «Да, они тоже, потому что у них есть связь с Дхамой».

#00:08:33#

Я хочу вас попросить, чтобы вы сели сюда, прямо к Гурудеву. Я неудобно себя чувствую, когда не все видят Гурудева.

Кто-нибудь из присутствующих здесь встречался с Гурудевом на его веранде в Дам-Дам-парке? Старая веранда в Дам-Дам-парке, возле храма.

Преданные: Нет, только в Лахте.

#00:09:31#

Шрила Мадхусудан Махарадж: А я не видел Лахту. Вы видели старую веранду в Дам-Дам-парке на фотографиях, а я видел Лахту на фотографиях. На веранде Гурудева, хоть она была небольшой, всегда было много преданных. Они сидели примерно так же, как мы с вами сидим сейчас. Мне хочется, чтобы мы сидели близко друг к другу. Мы сейчас не в храме. Считайте, что мы на даршане у Гурудева, и то, что мы сейчас говорим, — это сева, которую он нам дает, служение.

#00:11:44#

Я продолжу ответ на твой вопрос о том, как избавиться от оскорблений в святой Дхаме. Старая веранда Гурудева была действительно очень маленькая, и преданных всегда сидело много. Я думаю, сейчас в Навадвипе все еще есть тот стол, похожий на школьную парту, соединенный со скамейкой. Гурудеву тоже задавали подобный вопрос о поведении в Навадвипе. Навадвипа, Пури и Вриндаван — это, можно сказать, три комнаты одного храма. Гурудев сидел за этим столом. Он положил руку на стол и сказал, что если внизу развести огонь, то сверху можно почувствовать тепло, несмотря на то, что огонь не будет виден.

#00:14:27#

Эта маленькая веранда была перестроена Ачарьей Махараджем, когда Гурудев находился в туре за границей. Он сделал веранду больше: за счет коридора увеличил место для сидения и спальню расширил также. Кто-то из вас, может быть, видел эту веранду в Навадвипе.

#00:15:19#

тр̣на̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[1]

Два совета: [первый —] не отвлекайтесь сильно на внешние факторы, а второй — поймите, что выполнение наставлений Гурудева, которые содержатся в этой шлоке, — это самая лучшая практика. Каждый день у вас есть возможность тренировать свое терпение и смирение. Это то, что Гурудев пытался прямо-таки «вбить» в наши головы. Я думаю, если бы он сейчас мог что-нибудь сказать, он бы сказал именно это: «Практикуйте уважение и почтение».

#00:17:16#

Шрила Гуру Махарадж говорил, что наш путь — «видеть через слушание». Если мы будем слушать квалифицированных личностей, тогда мы сможем видеть настоящие качества святой Дхамы. Своим зрением мы не можем их увидеть, лишь только через слушание высших вайшнавов мы сможем что-то понять.

#00:18:08#

В книге «Божественное руководство» есть глава, которая называется «По пути во Вриндаван». Я не помню точно название следующей главы, но в ней описано, как вести себя во Вриндаване, как мы должны все воспринимать. Это прямое руководство Гурудева по поведению в святой Дхаме.

#00:19:34#

Я знаю, что утром и вечером у вас проходят лекции на русском языке, поэтому будет очень хорошо включить чтение этой книги. Некоторые отрывки читать каждый день очень актуально для нас, так как мы сейчас непосредственно находимся в святой Дхаме и проведем здесь еще несколько недель.

#00:20:32#

У вас появляется два задания после того, как вы спускаетесь с борта самолета. Первое — привыкнуть к Индии. Если вы привыкли и чувствуете себя хорошо в Индии, вам еще необходимо понять, как вести себя в Дхаме. Не следует путать святую Дхаму и Индию в целом.

#00:21:40#

Я помню, как в первый раз пришел в Индию. Я не ехал, а именно шел, поэтому понимал и привыкал постепенно. Но когда после долгого пребывания в Индии я на самолете прилетел в Лондон, мой ум был слегка в шоке. Поэтому я сейчас понимаю, как это для вас — прилететь в Индию на самолете. Вы были в России или Украине, и тут бац — вы в Индии, и нужно к этому как-то привыкать. Вы сюда прилетели — можно сказать, что это довольно неестественный процесс. Вы были в аэропорту в Москве, а через двенадцать часов (чуть-чуть поспали) оказались в Индии. Это непростой процесс, и вам теперь нужно привыкнуть к Индии, но сложнее адаптироваться в святой Дхаме.

#00:23:47#

Первое место, которое вы посетили, самое удивительное и самое главное место для нас — Говардхан. Конечно, Навадвипа тоже очень важна для нас, потому что оттуда раздается милость. Но Гурудев хотел быть именно здесь, он называл это место «прибежищем Говардхана». Говардхан создал для нас прибежище, это место очень важное. Все наши храмы, независимо от того, где они находятся, связаны с Говардханом.

#00:24:57#

Самые возвышенные, важные места для нас — Радха-кунда и Шьяма-кунда, где мы сегодня побывали. Нужно понять, что мы поклоняемся этим местам и не можем никак там остаться. Воспринять духовное и синхронизировать с внешним очень сложно даже для возвышенных душ. Для нас это практически невозможно.

#00:26:54#

Гурудев рассказывал, как он в первый раз побывал в Матхе — всем известная история, когда брахмачари привели его туда. Он знал, как должен выглядеть ашрам. Но когда он увидел тот храм, куда его привели, он сказал: «У вас тут маленький домик, а где же ашрамБрахмачари ответили: «Это и есть ашрам». Когда Гурудев встретил Гуру Махараджа, тогда он все понял. Он играет эту лилу специально, чтобы показать нам: не сразу можно увидеть, что маленький домик — на самом деле ашрам.

#00:28:45#

Нужно понимать, что адаптация будет требоваться от нас не только здесь, но и в других местах. В книге «Божественное руководство» записаны беседы Шрилы Говинды Махараджа с преданными перед поездкой во Вриндаван, также рассказано о путешествиях по святым местам. Очень важно читать эту книгу, так как там даются непосредственные наставления о поведении в Дхаме и рассказывается, как святую Дхаму следует воспринимать. Гурудев сказал бы: «Оставайтесь с преданными, ходите на программы, воспевайте Святое Имя, читайте и не отвлекайтесь, не ходите на рынок, по магазинам, потому что это вы можете сделать в любом другом месте».

#00:30:08#

Преданный: Можно еще два уточняющих вопроса? Если уже совершил оскорбление, как быть? И что делать с чувством того, что ты несколько не в теме, не на волне этого места, с чувством отчужденности?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Выход из ситуации, когда ты уже нанес оскорбление, — повторение Святого Имени. Ты это делаешь?

Преданный: Это было давно, в тот раз... Но и сейчас тоже, отчасти...

#00:31:48#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это в твоем сознании. Гуру Махарадж говорил, что все оскорбления «сгорают» через желание просить прощения. Также он говорил: чем больше мы искренни, тем больше мы в безопасности. Если мы чувствуем, что совершили оскорбление, что мы воспринимаем все свои материальным взором, это очень хорошо. Хорошо раскаяться и понять, что мы должны быть искренними. Если мы хотим двигаться дальше, то главное руководство — это искренность.

#00:34:38#

Сейчас мы находимся под покровительством Говардхана, но через несколько дней мы поедем в самый центр Вриндавана — в те места, где мы всегда боимся нанести оскорбления. Вриндаван, Шьяма-кунда, Радха-кунда — это места настолько возвышенные, что оскорбление может быть губительным для нас, поэтому нужно знать еще один момент. Перед тем как покидать святую Дхаму, мы должны искренне помолиться и попросить у Дхамы, чтобы она простила все наши оскорбления, которые мы нанесли или могли нанести.

#00:37:14#

Мы все знаем, что Навадвипа — это место, где прощаются все оскорбления. Но Гурудев также предупреждает, чтобы мы были очень аккуратны в поведении в Навадвипе. Если мы совершим оскорбления в Навадвипе, то где нам просить прощения за них? Нам больше негде будет это делать. Поэтому, покидая любую святую Дхаму, в том числе Навадвипу, мы должны искренне помолиться, искренне попросить прощения за те оскорбления, которые мы нанесли или могли нанести.

Хришикеш Махарадж, что бы вы посоветовали?

#00:38:02#

Шрипад Хришикеш Махарадж: Трудно что-либо добавить. Действительно, нужно читать эту книгу — «Божественное руководство». Многие, особенно приехавшие в первый раз сюда и не так давно соприкоснувшиеся с нашей миссией, наверное, не читали эту книгу, поэтому сегодня же вечером мы начнем ее читать. В ней на самом деле есть все. Хорошо, что Махарадж напомнил...

#00:39:38#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Важно понимать, что, читая книги Гурудева, Гуру Махараджа, Шрилы Прабхупады, Сарасвати Тхакура, мы будем соприкасаться с самым чистым источником. Эти книги — проявление их наставлений.

#00:41:05#

Обратите внимание, что три наших главных храма находятся возле Говардхана. Этот храм непосредственно находится на Говардхане, храм в Навадвипе находится возле Гупта-Говардхана (скрытого Говардхана) и Говинда-кунды. Храм в Джаганнатха-Пури находится возле того места, которое напоминало Шри Чайтанье Махапрабху о Говардхане. А храм в Дам-Дам-парке в Калькутте Гуру Махарадж всегда называл «transit station», то есть «пересадочная станция», «транзит». Эти три храма существуют со времен основания нашего Матха, они самые главные, и все три храма связаны с Говардханом. И, конечно же, важное место — храм в Хапании, месте явления Шридхара Махараджа.

#00:42:16#

Преданный: Второй вопрос: об отчужденности… В Навадвипе программы отличаются от того, как проводят их у нас…

Шрила Мадхусудан Махарадж: Я не знаю, как Авадхут Махарадж установил в храмах одни и те же стандарты… Нужно понимать, что в Индии в разных храмах различные стандарты. Но нам всегда нужно равняться на Навадвипу, потому что там нормы и правила были установлены самими Гуру Махараджем и Гурудевом.

У меня есть вопрос: а в России во всех наших центрах программы проводятся одинаково?

Шрипад Хришикеш Махарадж: Примерно одинаково.

Переводчик: [на английском] Он чувствует себя отчужденным, не чувствует своей принадлежности к этой группе людей, к тому, что происходит.

#00:45:23#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Следуй процессу, и та семейная теплота придет, ты почувствуешь. У тебя очень крутая семья. Идеалом [проведения программ] остается Навадвипа, потому что там всегда за всеми процессами следил Гуру Махарадж, находясь у себя в комнате наверху. Он всегда слышал, что происходит внизу, и поверьте, он всегда кого-нибудь отправлял вниз, если что-то шло не так. Мы там были, мы знаем.

#00:47:21#

Гурудев также всегда слышал все, ему нравилось слышать все. Те стандарты, которые существуют в Навадвипе, установлены самим Шрилой Гуру Махараджем и Шрилой Гурудевом. Сейчас, конечно, некоторые вещи мы делаем не так, как это было раньше. И когда я чувствую это, я всегда пытаюсь возвратиться к стандартам, которые были нам даны Гурудевом и Гуру Махараджем, тогда я чувствую себя в безопасности.

#00:49:15#

Еще одно: даже совершая служение по стандартам, что дал Гуру, не факт, что мы удовлетворим его. Я сегодня утром упоминал, что мы часто приходили к Гурудеву на веранду до мангала-арати, особенно в его поздние годы. Мы проводили утро с Гурудевом, в то время как все остальные внизу пели арати. Они, совершая парикраму вокруг храма, пели: «Гурудева! Кр̣пā-бинду дийа̄…», где говорится: «Гурудев! Только по твоей милости я могу что-либо сделать». Гурудев серьезным тоном говорил: «Они все лгуны, они врут». Тогда я понял, что лучше быть с Гурудевом на веранде, чем внизу слышать, как Гурудев с балкона говорит, что все лгуны.

Вся слава [говорит на русском] Говинда Махарадж ки джай!

#00:52:33#

Я часто был с Гурудевом, когда он кого-то отчитывал за что-нибудь. Я понимал, что мог бы легко оказаться на месте того, кого ругали. У Гурудева была способность видеть те вещи, которые мы не видели, которые были для нас незаметны. В людях, которые казались совсем недалекими, он видел самые лучшие стороны. Он всегда выбирал самое лучшее — это была его особенность.

#00:53:24#

У меня есть небольшая просьба: пока будем собираться, если кто-нибудь найдет стеклышко от очков... Не ищите специально, просто если где-то найдете, то, пожалуйста, отдайте...

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрипад Хришикеш Махарадж: Джай Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Преданная: Джай Шрипад Хришикеш Махарадж ки джай!

#00:54:06#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Пожалуйста, максимальным количеством оставайтесь на арати здесь, наверху, и постарайтесь видеть Гурудева. Подходите ближе. Гурудев всегда любил, когда возле него было много преданных. Иногда случалось, что я приходил, а он сидел один, и я говорил: «О, Гурудев, вы выглядите таким одиноким». Он будет очень счастлив, если вы будете близко, прямо перед ним.

Переводчик: Алакананда Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Ювати Деви Даси
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас

 


[1] «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 3).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования