«Кришна, джива, дхарма». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 8.15M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Кришна, джива, дхарма

(1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:00:18#

Слушатель: Махарадж, однажды мой друг задал мне один вопрос. «Почему, — спросил он, — Кришна нуждается в нашей любви?» Зачем Кришне нужна любовь с нашей стороны?

#00:00:38#

Шрила Шридхар Махарадж: Мы уже находимся в измерении Кришны. Ничто не существует независимо от Него. Мы связаны с Ним. И какова связь с Ним? Какова ее природа? Любовь. Какого рода эта связь? Преданность, любовь. Автоматически.

#00:01:10#

Слушатель: Это чудесно, Махарадж!

#00:01:14#

Шрила Шридхар Махарадж:

майа̄ татам идам̇ сарвам̇ джагад авйакта-мӯртина̄
(авйакта-мӯртина̄… авйакта-мӯртина̄…)
мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни на ча̄хам̇ теш̣в авастхитах̣
1

#00:01:40#

«Таково Мое особое мистическое положение. Все пребывает во Мне и ничто не во Мне. Особое мистическое положение, попытайся понять его. Кто Я? Каково Мое положение?» Это нечто очень специфическое. «Я повсюду и Я нигде. Все пребывает во Мне и ничто не пребывает во Мне». Такое наставление нам дано. «Пожалуйста, попытайся понять».

#00:02:29#

Преданный: Навадвип Прабху.

Шрила Шридхар Махарадж: Приехал один?

Навадвип Прабху: С женой.

#00:02:34#

Шрила Шридхар Махарадж:

…паш́йа ме йогам аиш́варам…2

«Особое, специфическое, мистическое, таинственное, загадочное положение: Мои взаимоотношения с внешним миром. Попытайся понять природу этих отношений».

Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:03:09#

«Ачинтйа-бхеда̄бхеда», — сказал Махапрабху. Это общее замечание. Каково положение? Какова взаимосвязь? Единство и различие. Общий закон таков — ачинтйа-бхеда̄бхеда. «Нечто общее и нечто отличное, и „демаркационная линия“ находится в Моих руках», — говорит Кришна. Одновременное тождество и отличие всего сущего. «Они находятся в таком положении, Я нахожусь в таком положении. Одновременное единство и различие — таково Мое особое положение и положение других также по Моей воле. Моя воля есть все и вся. Я говорю: „Да будет вода!“, и появляется вода. Я говорю: „Да будет огонь!“, и возникает огонь».

#00:04:28#

Санкалпа. Если мы попытаемся познать причину... В противном случае это нечто вечное. Этот сотворенный мир, этот закон применим к нему. Иногда это нечто настолько тонкое, что не может быть распознано, но благодаря некоей тонкой силе эволюция началась. Столь многие реалии пришли в бытие. Подобно тому, как огромное дерево возникает из крошечного семечка. Нечто в этом роде.

#00:05:26#

асато ма̄ сад гама̄йа
та̄масо ма̄ джйотир гама̄йа…
3

Бытия нет — не-существование, затем — вновь существование. «Ману-самхита» начинается с этого утверждения. Риши обращаются к Ману и задают вопрос: «Пожалуйста, дай нам совет относительно нашего долга». И Ману дает следующий совет, он объясняет природу дхармы: «Вы хотите знать, что есть дхарма

#00:06:12#

видвадбхих̣ севитах̣ садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣
хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата
4

#00:06:38#

Видвадбхих̣ севитах̣. Видвадбхих̣ — те, кто обрел ведическое знание. Обычному знанию здесь нет места, поскольку оно почерпнуто из иллюзорной сферы, сферы ложного понимания, ложного представления, заблуждения. Любое утверждение, которое происходит из мира заблуждения, не может быть принято в качестве свидетельства. Видвадбхих̣ — те, кто утвержден в знании, источником которого является… которое свободно от заблуждений; это те, кто обрел знание Истины откровения, знание, низошедшее с высшей стороны. О таком знании идет речь. Это то, что принимают эти люди; то, что они практикуют, — люди, знакомые с ведическим знанием, Истиной откровения. Видвадбхих̣ севитах̣.

#00:08:03#

Садху означает «честный человек». Какова природа садху? Это тот, кто не испытывает ни влечения, ни отвращения к чему бы то ни было в этом мире. Это тот, кто уравновешен, тот, кто не имеет предрассудков, в позитивном или негативном смысле. Кто не испытывает отвращения или влечения к достижениям этого мира, тот является садху. Хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то. Внутреннее подтверждение придет изнутри, из сердца. Наиболее сокровенное чувство сердца подтвердит истинность этого явления, и это дхарма. Подобное явление рассматривается в качестве истинной дхармы, истинного долга.

#00:09:23#

[санскрит]

#00:09:43#

Стадия, предшествующая творению. [Санскрит.] На этой стадии бытие обладало природой тьмы. Тама-бхутам, апра-гьятам (?). Какое-либо знание о природе Реальности не было возможно. Не было никаких признаков, каких-либо черт, по которым можно было бы составить представление о природе бытия. На основании каких-либо симптомов мы можем судить о чем-либо, но эти симптомы отсутствовали. Какие-либо аргументы были невозможны. Тьма. Невозможно было судить о природе Реальности. На этой стадии существования не было места для логики, представители которой приходили в этот мир. И это относится к ученым также. Не было возможности для эксперимента, не было такой возможности. [Санскрит.]

#00:11:28#

В этой связи я могу привести один пример — сон без сновидений. Такого рода сон. Подумайте над этим. Это начальная стадия [творения] подобна сну без сновидений, глубокому сну. Все было погружено в глубокий сон. Затем возник свет Бхагавана-Нараяны. Так все началось.

#00:12:24#

Существуют обширные комментарии, в которых эти темы затрагиваются. Один из комментаторов поднимает этот вопрос. Все виды долга, согласно этому комментатору, брахма-гьяна — высочайшее явление, знание высшего Начала, высочайшая концепция нашего долга. Иными словами, нам говорят: знание Целого и наших взаимоотношений с Целым. Мы должны знать Абсолют. Мы должны знать, каков наш долг по отношению к Абсолюту. Кто я? Где я? Это также следует рассмотреть. Тогда мы поймем, составим истинное представление о природе нашего долга.

#00:13:56#

Долг по отношению к высочайшему измерению, в связи с высочайшей концепцией Реальности. Кришна-концепция, дхарма, вопрос долга. Кришна-концепция должна возникнуть в связи с вопросом о долге. Это абсолютная форма долга. Абсолютная природа долга должна быть связана с Абсолютом. Не может быть иначе. Прямые взаимоотношения с Ним, очень тесная связь с Ним — желанна.

#00:15:10#

Махапрабху, «Бхагаватам» дают нам представление о семейной жизни с Господом. Это нечто особенное, нечто удивительное. Удивительная концепция гаудия-вайшнавизма. Мы можем жить с Ним одной семьей. Это не вопрос понимания, медитации. И мы не пытаемся получить что-то от Него, исполнить свои желания за Его счет — то, что делают карми. Если я пытаюсь удовлетворить свои прихоти, свои нужды с помощью Верховного, — это карма-канда. Если я хочу достичь чего-либо с помощью Верховного, обрести желанное с Его помощью, объект моего наслаждения, эксплуатации, если я прошу Его о такой благосклонности, — это карма.

#00:16:46#

Гьяна — я хочу знать Его. Где Он? Каков Он? Какова Его природа? Все это — гьяна-йога. Удовлетворенность обретается в отдаленном видении. Но преданные, особенно преданные Рамануджа-сампрадаи, хотят поклоняться в духе трепета и благоговения, учитывая возвышенное положение Господа. Для них немыслимы близкие, тесные взаимоотношения с Ним. Однако «Бхагаватам» показал нам иное измерение нашей жизни. «Бхагаватам» явил, что существует [высшее] измерение, и если мы сумеем обрести положение в этом измерении, то сможем отправиться непосредственно к Личности [Бога] и наслаждаться Его ипостасью любви.

#00:18:20#

Рага-марга. Измерение любви. Отвергая все наши внешние занятия, можно достичь наиболее сокровенного измерения бытия, глубоко погрузиться в Реальность, достичь измерения любви. Мы можем обратиться к Нему и совершать особенное служение Ему. Это своего рода семейный долг — давать и принимать свободно. Подобное возможно.

#00:19:17#

Гопи стремятся к этому, привержены этому явлению. Они не гьяни. Они говорят: «Мы не гьяни, которые удовлетворены чем-то абстрактным, и не карми. Когда мы в опасности, мы молимся, чтобы Ты спас нас». «Нас не интересует подобное [карма и гьяна], — говорят они. — Такого рода молитвы нас не интересуют, мы хотим Вриндаван. Мы хотим параферналии Вриндавана. Мы желаем, чтобы Ты был нашим Владыкой, тогда мы будем удовлетворены. Будь милостив и даруй нам такую возможность».

#00:20:08#

[санскрит]

«Мы может быть очень низкими, а Ты столь возвышен, столь велик, столь благороден. Мы — самые низкие, а Ты — самый возвышенный. Мы живем в лесу. Мы полуцивилизованные девушки из джунглей. Но Ты можешь делать все что угодно. Наше стремление таково, наше чаяние таково — мы желаем жить с Тобой в семейном кругу. Нам не нужно то и другое — все эти [внешние] явления. Они не могут удовлетворить нас». [Санскрит.]

#00:21:07#

Прямые конкретные взаимоотношения. Давать и принимать. Очень близкий контакт, если это возможно. И преданные…

#00:21:29#

кармибхйах̣ парито харех̣ прийатайа̄
вйактим̇ йайур джн̃а̄нинас
тебхйо джн̃а̄на-вимукта-бхакти-парама̄х̣
премаика-ниш̣т̣ха̄с татах̣…
5

И премаика-ниш̣т̣ха̄ [обретший чистую любовь к Богу] Уддхава говорит…

#00:21:42#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рeн̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м…6

Как измерить стандарт, данный в «Бхагаватам»? Каким образом можно оценить близость к Господу? Шаг за шагом. [Как это сделал] Уддхава. Сам Кришна произносит эту шлоку: «Никто не дорог Мне так, как Уддхава»7. И этот Уддхава говорит: «Я хочу, чтобы пыль со стоп гопи посыпала мою голову». Так можно измерить, получить представление о градации преданности. Махапрабху и «Бхагаватам» даровали нам это явление.

Переводчик: Муралишвар Дас

 


1 Бхагавад-гита, 9.4.

2 Стих полностью: на ча мат-стха̄ни бхӯта̄ни, паш́йа ме йогам аиш́варам / бхӯта-бхр̣н на ча бхӯта-стхо, мама̄тма̄ бхӯта-бха̄ванах̣ — «Узри же Мое мистическое могущество, благодаря которому Я един со всем сущим и одновременно отличен от него. Пронизывая мироздание, поддерживая жизнь всех существ, Я не смешиваюсь с ними, являясь их Источником» (Бхагавад-гита, 9.5).

3 «Я смертен, сделай же меня вечным! Я невежда — открой мне доступ к знанию» (из Упанишад).

4 «Этим священным законам (дхарме) следуют люди, обладающие знанием Вед, чистые сердцем и свободные от ненависти и привязанности» («Ману-самхита», 2.1).

5 Первая часть десятого стиха из «Шри Упадешамриты», которая гласит: «В шастрах сказано, что из всех, кто занимается кармической деятельностью, Верховный Господь Хари особо выделяет тех, кому известны высшие ценности жизни. Из множества таких гьяни, людей, постигших высшую мудрость, тот, кому его знания помогли получить освобождение, обращается к преданному служению. Он стоит выше остальных гьяни. Однако его превосходит тот, кто действительно обрел прему, чистую любовь к Кришне».

6 Стих полностью: а̄са̄м ахо чаран̣а-рeн̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м, вр̣нда̄ванe ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м /  йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄,  бхeджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м — «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

7 Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.14.15): на татха̄ ме прийатама а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣ / на ча сан̇карш̣ано на ш́рӣр найва̄тма̄ чайатха̄ бхава̄н — «Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Санкаршана, ни даже Я Сам не дороги Мне так, как ты, Мой дорогой Уддхава».




←  Всеукраинский VEDALIFE-тур. Черкасы, Сумы, Полтава. 6-8 января 2014 года ·• Архив новостей •· «Фильмы нашего сердца». Шрила Б. С. Госвами Махарадж | “Heart Movies.” Srila B. S. Goswami Maharaj  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 8.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Кришна, джива, дхарма

(1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:00:18#

Слушатель: Махарадж, однажды мой друг задал мне один вопрос. «Почему, — спросил он, — Кришна нуждается в нашей любви?» Зачем Кришне нужна любовь с нашей стороны?

#00:00:38#

Шрила Шридхар Махарадж: Мы уже находимся в измерении Кришны. Ничто не существует независимо от Него. Мы связаны с Ним. И какова связь с Ним? Какова ее природа? Любовь. Какого рода эта связь? Преданность, любовь. Автоматически.

#00:01:10#

Слушатель: Это чудесно, Махарадж!

#00:01:14#

Шрила Шридхар Махарадж:

майа̄ татам идам̇ сарвам̇ джагад авйакта-мӯртина̄
(авйакта-мӯртина̄… авйакта-мӯртина̄…)
мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни на ча̄хам̇ теш̣в авастхитах̣
1

#00:01:40#

«Таково Мое особое мистическое положение. Все пребывает во Мне и ничто не во Мне. Особое мистическое положение, попытайся понять его. Кто Я? Каково Мое положение?» Это нечто очень специфическое. «Я повсюду и Я нигде. Все пребывает во Мне и ничто не пребывает во Мне». Такое наставление нам дано. «Пожалуйста, попытайся понять».

#00:02:29#

Преданный: Навадвип Прабху.

Шрила Шридхар Махарадж: Приехал один?

Навадвип Прабху: С женой.

#00:02:34#

Шрила Шридхар Махарадж:

…паш́йа ме йогам аиш́варам…2

«Особое, специфическое, мистическое, таинственное, загадочное положение: Мои взаимоотношения с внешним миром. Попытайся понять природу этих отношений».

Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:03:09#

«Ачинтйа-бхеда̄бхеда», — сказал Махапрабху. Это общее замечание. Каково положение? Какова взаимосвязь? Единство и различие. Общий закон таков — ачинтйа-бхеда̄бхеда. «Нечто общее и нечто отличное, и „демаркационная линия“ находится в Моих руках», — говорит Кришна. Одновременное тождество и отличие всего сущего. «Они находятся в таком положении, Я нахожусь в таком положении. Одновременное единство и различие — таково Мое особое положение и положение других также по Моей воле. Моя воля есть все и вся. Я говорю: „Да будет вода!“, и появляется вода. Я говорю: „Да будет огонь!“, и возникает огонь».

#00:04:28#

Санкалпа. Если мы попытаемся познать причину... В противном случае это нечто вечное. Этот сотворенный мир, этот закон применим к нему. Иногда это нечто настолько тонкое, что не может быть распознано, но благодаря некоей тонкой силе эволюция началась. Столь многие реалии пришли в бытие. Подобно тому, как огромное дерево возникает из крошечного семечка. Нечто в этом роде.

#00:05:26#

асато ма̄ сад гама̄йа
та̄масо ма̄ джйотир гама̄йа…
3

Бытия нет — не-существование, затем — вновь существование. «Ману-самхита» начинается с этого утверждения. Риши обращаются к Ману и задают вопрос: «Пожалуйста, дай нам совет относительно нашего долга». И Ману дает следующий совет, он объясняет природу дхармы: «Вы хотите знать, что есть дхарма

#00:06:12#

видвадбхих̣ севитах̣ садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣
хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата
4

#00:06:38#

Видвадбхих̣ севитах̣. Видвадбхих̣ — те, кто обрел ведическое знание. Обычному знанию здесь нет места, поскольку оно почерпнуто из иллюзорной сферы, сферы ложного понимания, ложного представления, заблуждения. Любое утверждение, которое происходит из мира заблуждения, не может быть принято в качестве свидетельства. Видвадбхих̣ — те, кто утвержден в знании, источником которого является… которое свободно от заблуждений; это те, кто обрел знание Истины откровения, знание, низошедшее с высшей стороны. О таком знании идет речь. Это то, что принимают эти люди; то, что они практикуют, — люди, знакомые с ведическим знанием, Истиной откровения. Видвадбхих̣ севитах̣.

#00:08:03#

Садху означает «честный человек». Какова природа садху? Это тот, кто не испытывает ни влечения, ни отвращения к чему бы то ни было в этом мире. Это тот, кто уравновешен, тот, кто не имеет предрассудков, в позитивном или негативном смысле. Кто не испытывает отвращения или влечения к достижениям этого мира, тот является садху. Хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то. Внутреннее подтверждение придет изнутри, из сердца. Наиболее сокровенное чувство сердца подтвердит истинность этого явления, и это дхарма. Подобное явление рассматривается в качестве истинной дхармы, истинного долга.

#00:09:23#

[санскрит]

#00:09:43#

Стадия, предшествующая творению. [Санскрит.] На этой стадии бытие обладало природой тьмы. Тама-бхутам, апра-гьятам (?). Какое-либо знание о природе Реальности не было возможно. Не было никаких признаков, каких-либо черт, по которым можно было бы составить представление о природе бытия. На основании каких-либо симптомов мы можем судить о чем-либо, но эти симптомы отсутствовали. Какие-либо аргументы были невозможны. Тьма. Невозможно было судить о природе Реальности. На этой стадии существования не было места для логики, представители которой приходили в этот мир. И это относится к ученым также. Не было возможности для эксперимента, не было такой возможности. [Санскрит.]

#00:11:28#

В этой связи я могу привести один пример — сон без сновидений. Такого рода сон. Подумайте над этим. Это начальная стадия [творения] подобна сну без сновидений, глубокому сну. Все было погружено в глубокий сон. Затем возник свет Бхагавана-Нараяны. Так все началось.

#00:12:24#

Существуют обширные комментарии, в которых эти темы затрагиваются. Один из комментаторов поднимает этот вопрос. Все виды долга, согласно этому комментатору, брахма-гьяна — высочайшее явление, знание высшего Начала, высочайшая концепция нашего долга. Иными словами, нам говорят: знание Целого и наших взаимоотношений с Целым. Мы должны знать Абсолют. Мы должны знать, каков наш долг по отношению к Абсолюту. Кто я? Где я? Это также следует рассмотреть. Тогда мы поймем, составим истинное представление о природе нашего долга.

#00:13:56#

Долг по отношению к высочайшему измерению, в связи с высочайшей концепцией Реальности. Кришна-концепция, дхарма, вопрос долга. Кришна-концепция должна возникнуть в связи с вопросом о долге. Это абсолютная форма долга. Абсолютная природа долга должна быть связана с Абсолютом. Не может быть иначе. Прямые взаимоотношения с Ним, очень тесная связь с Ним — желанна.

#00:15:10#

Махапрабху, «Бхагаватам» дают нам представление о семейной жизни с Господом. Это нечто особенное, нечто удивительное. Удивительная концепция гаудия-вайшнавизма. Мы можем жить с Ним одной семьей. Это не вопрос понимания, медитации. И мы не пытаемся получить что-то от Него, исполнить свои желания за Его счет — то, что делают карми. Если я пытаюсь удовлетворить свои прихоти, свои нужды с помощью Верховного, — это карма-канда. Если я хочу достичь чего-либо с помощью Верховного, обрести желанное с Его помощью, объект моего наслаждения, эксплуатации, если я прошу Его о такой благосклонности, — это карма.

#00:16:46#

Гьяна — я хочу знать Его. Где Он? Каков Он? Какова Его природа? Все это — гьяна-йога. Удовлетворенность обретается в отдаленном видении. Но преданные, особенно преданные Рамануджа-сампрадаи, хотят поклоняться в духе трепета и благоговения, учитывая возвышенное положение Господа. Для них немыслимы близкие, тесные взаимоотношения с Ним. Однако «Бхагаватам» показал нам иное измерение нашей жизни. «Бхагаватам» явил, что существует [высшее] измерение, и если мы сумеем обрести положение в этом измерении, то сможем отправиться непосредственно к Личности [Бога] и наслаждаться Его ипостасью любви.

#00:18:20#

Рага-марга. Измерение любви. Отвергая все наши внешние занятия, можно достичь наиболее сокровенного измерения бытия, глубоко погрузиться в Реальность, достичь измерения любви. Мы можем обратиться к Нему и совершать особенное служение Ему. Это своего рода семейный долг — давать и принимать свободно. Подобное возможно.

#00:19:17#

Гопи стремятся к этому, привержены этому явлению. Они не гьяни. Они говорят: «Мы не гьяни, которые удовлетворены чем-то абстрактным, и не карми. Когда мы в опасности, мы молимся, чтобы Ты спас нас». «Нас не интересует подобное [карма и гьяна], — говорят они. — Такого рода молитвы нас не интересуют, мы хотим Вриндаван. Мы хотим параферналии Вриндавана. Мы желаем, чтобы Ты был нашим Владыкой, тогда мы будем удовлетворены. Будь милостив и даруй нам такую возможность».

#00:20:08#

[санскрит]

«Мы может быть очень низкими, а Ты столь возвышен, столь велик, столь благороден. Мы — самые низкие, а Ты — самый возвышенный. Мы живем в лесу. Мы полуцивилизованные девушки из джунглей. Но Ты можешь делать все что угодно. Наше стремление таково, наше чаяние таково — мы желаем жить с Тобой в семейном кругу. Нам не нужно то и другое — все эти [внешние] явления. Они не могут удовлетворить нас». [Санскрит.]

#00:21:07#

Прямые конкретные взаимоотношения. Давать и принимать. Очень близкий контакт, если это возможно. И преданные…

#00:21:29#

кармибхйах̣ парито харех̣ прийатайа̄
вйактим̇ йайур джн̃а̄нинас
тебхйо джн̃а̄на-вимукта-бхакти-парама̄х̣
премаика-ниш̣т̣ха̄с татах̣…
5

И премаика-ниш̣т̣ха̄ [обретший чистую любовь к Богу] Уддхава говорит…

#00:21:42#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рeн̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м…6

Как измерить стандарт, данный в «Бхагаватам»? Каким образом можно оценить близость к Господу? Шаг за шагом. [Как это сделал] Уддхава. Сам Кришна произносит эту шлоку: «Никто не дорог Мне так, как Уддхава»7. И этот Уддхава говорит: «Я хочу, чтобы пыль со стоп гопи посыпала мою голову». Так можно измерить, получить представление о градации преданности. Махапрабху и «Бхагаватам» даровали нам это явление.

Переводчик: Муралишвар Дас

 


1 Бхагавад-гита, 9.4.

2 Стих полностью: на ча мат-стха̄ни бхӯта̄ни, паш́йа ме йогам аиш́варам / бхӯта-бхр̣н на ча бхӯта-стхо, мама̄тма̄ бхӯта-бха̄ванах̣ — «Узри же Мое мистическое могущество, благодаря которому Я един со всем сущим и одновременно отличен от него. Пронизывая мироздание, поддерживая жизнь всех существ, Я не смешиваюсь с ними, являясь их Источником» (Бхагавад-гита, 9.5).

3 «Я смертен, сделай же меня вечным! Я невежда — открой мне доступ к знанию» (из Упанишад).

4 «Этим священным законам (дхарме) следуют люди, обладающие знанием Вед, чистые сердцем и свободные от ненависти и привязанности» («Ману-самхита», 2.1).

5 Первая часть десятого стиха из «Шри Упадешамриты», которая гласит: «В шастрах сказано, что из всех, кто занимается кармической деятельностью, Верховный Господь Хари особо выделяет тех, кому известны высшие ценности жизни. Из множества таких гьяни, людей, постигших высшую мудрость, тот, кому его знания помогли получить освобождение, обращается к преданному служению. Он стоит выше остальных гьяни. Однако его превосходит тот, кто действительно обрел прему, чистую любовь к Кришне».

6 Стих полностью: а̄са̄м ахо чаран̣а-рeн̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м, вр̣нда̄ванe ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м /  йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄,  бхeджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м — «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

7 Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.14.15): на татха̄ ме прийатама а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣ / на ча сан̇карш̣ано на ш́рӣр найва̄тма̄ чайатха̄ бхава̄н — «Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Санкаршана, ни даже Я Сам не дороги Мне так, как ты, Мой дорогой Уддхава».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования