«Лучший друг». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 30 июля 2013 года | Киев, Украина | Фестиваль VEDALIFE



скачать (формат MP3, 54.20M)

Краткое содержание беседы:

#00:00:00# Вопрос о «просветлённых», их книгах и идеях.

#00:07:57# Вопрос: Почему мы читаем маха-мантру именно на 108 бусинах чёток?

#00:11:34# Вопрос: Если я хочу успокоить и очистить свой ум, почему бы не читать какую-либо иную мантру? Почему именно маха-мантра?

#00:20:15# Вопрос: Чем обусловленно то, что маха-мантру так тяжело повторять по сравнению с другими мантрами

#00:35:25# Вопрос: Что делать тем, кто не находит смысла жизни и также не находит счастья в служении?

#00:46:24# Вопрос: Что нужно понять, чтобы перестать испытывать ревность? Возможно ли это, ведь мы читаем, что и в высшем мире присутствует ревность?

#00:54:02# Вопрос: Означает ли пробуждение кундалини то, что мы стали ближе к божественному миру?

#00:58:47# Вопрос: Есть некие места, называемые «местами силы». Что значат такие места с точки зрения ведической философии?

#01:05:37# Вопрос: Женщина  вегетарианка и пытается встать на духовный путь, но она вынуждена готовить для мужа мясо. Какие кармические последствия это имеет для неё, и что делать?


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Лучший друг

(30 июля 2013 года. Киев, Украина. Фестиваль «VEDALIFE»)


#00:00:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть ли у кого какие-то вопросы? Мы уже в течение шести дней фестиваля постоянно общаемся здесь, говорим обо всем, и если у вас за это время, может быть, какие-то вопросы накопились, или вам что-то интересно — все что угодно вы хотели бы знать, — пожалуйста, спрашивайте.

#00:01:10#

Вопрос: [Неразборчиво, показывает Бхакти Лалите книгу.] Мы разбирались в вопросах просветления. Хотелось бы узнать, что за [неразборчиво]?

#00:01:36#

Переводчица (Налина Сундари Деви Даси): А вы читали эту книгу уже?

#00:01:40#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мне нужно прочитать сначала, чтобы [ответить]… Можете ли вы в двух словах идею передать? Вы присаживайтесь. [Просит поставить стул для женщины, задавшей вопрос.]

#00:03:13#

Этот мир представляет собой непроходимые «джунгли» разнообразных концепций, идей и мировоззрений. Они есть как старые, так и новые, возникающие сейчас, и они между собой перемешиваются, из них получается что-то еще. Но таким признаком, что человек по-настоящему просвещен, для нас является то, что он становится естественно смиренным — он не ходит и не говорит всем вокруг о том, что он просветленный. Для нас подозрительно, когда человек так говорит о себе. Ведь признаком по-настоящему просветленной духовной личности как раз является смирение и такое сияние изнутри, для которого не нужно никакого пиара или рекламы.

#00:05:05#

Но в то же время мы, конечно, не можем лишать кого-то вдохновения, если он во что-то верит, мы не можем подрубать на корню его веру. Мы верим в то, что все возможно на самом деле и нет ничего невозможного. Поэтому мы лишь стараемся выполнять наставления нашего учителя, практиковать нашу духовную практику. Во время духовной практики к нам приходят какие-то результаты, мы чувствуем что-то настоящее и делимся этим с другими. Но мы стремимся всегда проверять или, скажем, всегда быть уверенными в том, что идеи, которым мы следуем, исходят из авторитетного источника, из достоверного источника. И, следуя этому источнику, мы верим или мы должны быть уверены в том, что он ведет нас в подлинный изначальный источник всего, что он приведет нас к желаемой цели.

#00:07:33#

И, конечно, очень сложно просто по обложке книги сказать, достоверна та или иная идея, но для нас подозрительно слышать о том, что кто-то объявил себя просветленной душой. Однако мы не критикуем и не стараемся осуждать, не погрузившись в суть дела. У кого-то есть еще вопросы?

#00:08:02#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему, когда читаешь мантру, нужно сто восемь раз повторить и сделать не менее четырех кругов?

#00:08:31#

Бхакти Лалита Деви Даси: Число сто восемь — число главных гопи в духовном мире, которые являются главными преданными Кришны. И так получилось, что это число очень благоприятно. Наш Гуру дает нам наставление при посвящении читать минимум четыре круга в день — не максимум, а минимум: начинать с четырех. Говорится также, что наше повторение мантры является пищей для четок, то есть так же, как мы готовим пищу и предлагаем ее Божеству, так же и мала, наши четки, является Божеством. Они сделаны из туласи, и наше предложение [«пищи»] четкам — наше повторение мантры, то есть они как бы питаются нашей мантрой. Но шестнадцать кругов — это обычное наставление, шестнадцать кругов — это нормальное количество. Но если мы очень заняты в служении, у нас нет времени, тогда можно читать четыре круга или меньше, чем шестнадцать.

#00:11:00#

В нашей линии есть такой святой — Харидас Тхакур, который был известен тем, что повторял тысячи имен Бога в день. Он нама-ачарья, то есть Гуру, учитель повторения мантры, повторения святых имен. Такова наша традиция, которой мы следуем. Есть ли еще какие-то вопросы?

#00:11:40#

Вопрос: Насколько важно повторять именно мантру Харе Кришна или еще какие-то мантры, если мантры используются для концентрации ума, чтобы успокоить ум, чтобы сосредоточить ум, просто направить его?.. Какое это имеет значение по большому счету?

#00:12:44#

Бхакти Лалита Деви Даси: Уникальность Харе Кришна маха-мантры заключается в следующем. Мы расскажем о ней немного. Ее принес Шри Чайтанья Махапрабху, Который является воплощением Шри Кришны и Шримати Радхарани, Его [Кришны] потенции служения. Махапрабху объединяет эти два начала в Себе. Шри Чайтанья Махапрабху принес этот метод духовной практики — повторение Харе Кришна маха-мантры, как единственный духовный путь в нашу эпоху, в которую мы сейчас живем, в Кали-югу. Сейчас эта практика — религия нашей эпохи. И ни одна другая мантра не может сравниться с маха-мантрой. Вся сила Бога, весь Его потенциал заложен как семя в этой мантре, она содержит в себе всю силу Господа. Святое Имя в форме Харе Кришна маха-мантры обладает гораздо большей силой, нежели просто фокусировка и очищение ума. Этот эффект — лишь первый, самый начальный, самый незначительный результат повторения Харе Кришна маха-мантры.

#00:15:27#

Говорится, что, начиная повторять Харе Кришна маха-мантру, вы почувствуете… самым первым эффектом будет именно то, — и это описано в писаниях, — что Харе Кришна маха-мантра, подобно воде, будет омывать ваш ум, она очистит его от всей «грязи», «пыли». Под грязью и пылью подразумеваются наши заблуждения, концепции и предрассудки, которые мы накопили за прошлые жизни. Маха-мантра наводит порядок в нашем уме. Таким образом, эффект номер один — это очищение зеркала нашего ума. Мы «протираем» наше восприятие, наше восприятие мира становится ясным. И эффект номер два — говорится, что Харе Кришна маха-мантра, подобно дождевой воде, тушит пожар материального существования. Говорится, что мы живем в этом мире, постоянно сталкиваемся со страданиями, и они сравниваются с лесным пожаром, который невозможно никак потушить. Этот порочный круг рождений, болезней, страданий и смерти, который мы вынуждены проходить снова и снова, живя в этом мире, с помощью Харе Кришна маха-мантры полностью останавливается. И затем говорится, что, подобно лучам восходящей луны, освежающим прохладным лучам луны, Харе Кришна маха-мантра успокаивает, как бы ложится на лепестки лотоса нашего сердца и приносит умиротворение и покой.

#00:18:27#

Затем говорится, что после этого, продолжая воспевать Харе Кришна маха-мантру, душа проникает сквозь поверхностный аспект этого мира и ныряет глубже в океан служения, в океан безграничной радости. Есть восемь основных стихов, которые оставил после Себя Шри Чайтанья Махапрабху. Они называются «Шикшаштака», и это [все вышеперечисленное] подробно описано в первом из них. Таким потенциалом не обладает ни одна другая мантра, поэтому в этот век общая рекомендация для всех душ, которые сейчас живут в этом мире, — принять эту мантру, получить ее от Гуру и постоянно воспевать ее.

#00:20:16#

Вопрос: Чем обусловлено — может, какой-то плохой кармой или чем-то иным — то, что другую мантру ты повторяешь, например, неделю или месяц, и она очень хорошо [неразборчиво] ложится в сознание, она звучит в спокойном, тихом уме, а с мантрой Харе Кришна может быть по-другому, ее сложно повторять. Чем это [обусловлено]? Может, это душа какая-то «грязная»? Что это значит?

#00:21:38#

Бхакти Лалита Деви Даси: Когда мы получаем Харе Кришна маха-мантру от нашего Гуру, он также нам рассказывает о десяти главных оскорблениях, которые мы можем совершить, повторяя ее. Также еще важно бывает время, когда вы повторяете мантру. Если попробуете сделать это утром, до рассвета или до того, как начнете заниматься своими делами, то ваш ум обычно в это время более спокойный, чем в другое время дня, поэтому легче бывает повторять мантру именно утром. На самом деле у каждого из нас свой собственный ум, он по-разному работает, и я знаю, что некоторые преданные закрываются одеялом, чтобы никого не видеть и не слышать, и повторяют мантру в полном одиночестве и изоляции, чтобы ничто не отвлекало их ум.

#00:23:40#

То есть поначалу может помочь именно это — [необходимо] изучить свой ум и понять, какое место и время вам подходит, чтобы спокойно повторять мантру. Но в итоге мы стремимся к тому, чтобы повторять ее везде и всегда. Гурудев говорил, что хорошо, если вы будете повторять ее, не привязываясь к какому-то месту и определенному времени, а в любом положении, в любой ситуации, в любое время и лучше всегда. Также у нас есть гаятри-мантра, которую дают при втором посвящении. Говорится, что она обладает силой перенести нас с нашего уровня сознания до самой Голоки Вриндавана, где живет Кришна, через все уровни бытия. Для того, чтобы повторять эту мантру, гаятри-мантру, есть определенные условия, предписания, когда и в какое время ее нужно повторять, в каком состоянии и в каком месте.

#00:25:28#

В книге «Шри Гуру и его милость» есть рисунок, на котором изображен один маленький круг внутри круга большего по размеру. Маленьким кругом является гаятри-мантра, а большим — Харе Кришна мантра. Гаятри-мантра действует только до уровня Голоки Вриндавана, дальше в ней отпадает необходимость, но Харе Кришна мантра продолжает действовать и на Голоке Вриндавана, необходимость в ней никогда не исчезает. Также еще нужно помнить о том, что, когда вы соприкасаетесь с чем-то по-настоящему ценным и редким, часто, чтобы по-настоящему почувствовать вкус к этому, соприкоснуться с подлинной сущностью этого явления, вам потребуются более серьезные попытки с вашей стороны. Как говорил Шрила Шридхар Махарадж, Гуру нашего Гуру, наш дедушка-Гуру, так скажем: «Жить духовной жизнью и повторять Харе Кришна маха-мантру — для этого требуется отвага размером с Гималаи». Гималайская отвага, скажем так. Нужна отвага даже большая, чем для того, чтобы взобраться на Эверест. Это самое невероятное приключение во все времена. Мужество наше и подготовка, которые требуются для этого, безграничны. И нам всегда нужно быть готовым пойти на риск. На первом этапе для нас действует правило — не побеждает тот, кто не рискует. Если вы не рискнете чем-то, не проявите какую-то инициативу со своей стороны, то вы ничего не получите. В середине этапа пути действует другое правило — весь риск и никакой выгоды: вы рискнули всем, вы пожертвовали всем, оставили все, и кажется, что вы совершенно ничего не получили.

#00:29:37#

На самом деле это может быть не так, но это кажется так, кажется тому, кто оставил все, но еще не обрел нового. Как на поле боя. На заключительном этапе пути будет действовать правило или принцип — никакого риска и вся выгода. Нам нужно быть как солдатам на поле боя — в любой момент быть готовым пожертвовать своей жизнью. Но взамен мы получим безграничное благо. Поэтому для духовной практики вам нужно быть смелой и быть готовой к тому, что всегда придут испытания, которые будут проверять нашу готовность, решительность, искренность. Также одна из изначальных наших задач — научиться контролировать свой ум и эмоции, установить с ними сотрудничество, чтобы они работали не для себя, не ради своих собственных капризов, а ради нашего интеллекта и нашей души. И это, на самом деле, происходит спонтанно, само собой, по мере того как мы практикуем бхакти-йогу.

#00:32:27#

Наш ум постоянно требует все новых и новых развлечений, и в таком случае он становится нашим худшим врагом. Но в наших интересах подружиться с ним, то есть сделать его своим другом, сотрудником. Часто бывает, что наш ум хочет то одного, то другого — то ему нужны наркотики, то алкоголь, то развлечения, то ему хочется встрять в какие-то проблемы. Таково поведение неконтролируемого ума, он ведет себя, как капризный ребенок, для которого нет никаких ограничений. Но когда ум становится послушным, он начинает прислушиваться к голосу нашего разума, к голосу интеллекта, и он начинает вести себя хорошо. Поэтому естественно, что в начале пути мы сталкиваемся с проблемой сражения с нашим собственным умом. По мере того, как мы учимся взаимодействовать с нашим умом, как я уже говорила, он становится более спокойным, дружелюбным и послушным. Таков прогресс нашего ума — он из нашего врага превращается в нашего друга. И поэтому мы говорим, что никто не может быть вам лучшим другом, чем вы сами. Это происходит по милости. Когда вы повторяете мантру, вовлекаетесь в служение, в общение, это происходит само собой, как результат практики.

#00:35:27#

Вопрос: Что делать человеку, если он не находит смысла жизни и также не находит счастья в служении?

#00:36:15#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле это зависит от индивидуального случая. Нельзя так в общем сказать. Это зависит от способности человека вообще понять, проанализировать свою жизнь, понять, в чем ее смысл, и понять, какое служение человек совершает, что это за служение. Нам также необходимо иметь так называемую духовную удачу, то есть милость учителя, которая бы нас поддерживала и двигала дальше.

На страницах Бхагавад-гиты описывается баньяновое дерево, ветви которого растут вниз, а корни расположены наверху, то есть оно перевернуто. Перевернутое дерево, корни которого растут вверх, а ветви — вниз. Этот мир подобен этому дереву, здесь мы привыкли принимать ложь за правду, а правду — за ложь. Все приобретает противоположное значение, как в отражении, когда соприкасается с материей, с миром материи. Именно поэтому необходимое условие для ясного понимания вещей — очищение нашего ума, нашего восприятия. Потому что, когда мы находимся под сильным влиянием маха-майи, иллюзорной энергии Господа, мы действительно не в состоянии просто объективно понять ни окружающую обстановку, ни себя в этой обстановке. И, конечно же, мы просто не можем осознать, что на самом деле являемся чистым сознанием, душой, и наш потенциал бесконечен и духовен, что это тело — лишь временная оболочка.

#00:39:56#

Это тело как одежда, которую мы снимаем в конце жизни, и затем ее утилизируют. Нас вводят в заблуждение все эти телесные концепции жизни. И в таком состоянии, помраченном состоянии сознания, конечно же, очень сложно понять, в чем смысл и цель твоей жизни. Это замутненное восприятие реальности, помутненное состояние рассудка. Поэтому нас может наполнить силой, или энергией, или, как угодно назовите, светом, только подключение к Источнику энергии, к «электростанции», которой являются Гуру и преданные Бога. Просто слушание о реальности, о том, как духовное знание устроено, действительно освещает тьму, которая сейчас [царит] в нашем сердце, и делает наше представление ясным. И как раз в такой момент служение начинает приносить нам радость, оно становится радостным занятием.

#00:42:32#

Служение не отнимает у нас силы, а дает их нам. Служение — это центральная концепция всей нашей духовной практики, бхакти-йоги, служение является ее смыслом. Наш учитель Рупа Госвами сравнивал нас с больными гепатитом, то есть людьми с пораженной печенью. Когда пациент, больной гепатитом, пробует сахар, для него сахар на вкус горький. И как неудивительно, но одним из вспомогательных средств при лечении этой болезни как раз и является принятие в пищу сахара. По мере выздоровления пациент чувствует, что сахар для него становится на вкус слаще и слаще с каждым днем. Этот пример очень ярко иллюстрирует то, какой для нас кажется на вкус духовная жизнь [поначалу]. Нам, правда, она кажется горькой, потому что мы больны заблуждениями. Поэтому для нас все, что связано с Истиной, с духовностью, на вкус поначалу кажется горьким, в нашем болезненном состоянии сознания.

#00:45:14#

Но постепенно, в результате практики, когда мы слушаем, практикуем, служим, мы чувствуем все больше и больше вкус, который в нас пробуждается, мы чувствуем сладость духовной жизни. Наше нынешнее положение, к сожалению, таково, что мы пока еще все больны болезнью материального существования, заблуждениями, поэтому истина для нас приходит в виде «таблетки», которая горька на вкус, но она призвана, чтобы облегчить наше положение. Пожалуйста, спрашивайте еще.

#00:46:29#

Вопрос: Что нужно понять, чтобы перестать испытывать ревность? В каких ситуациях? И вообще можно ли это сделать, если в Высшем мире тоже испытывают ревность?

#00:47:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Зависть или ревность (эти понятия приравниваются) для нас в нашем нынешнем положении в этом мире — один из шести главных наших врагов, которыми являются гнев, жадность, безумие, зависть, ненависть и похоть или желание обладать. И нам необходимо расправиться с этими шестью врагами, нам нужно победить их. И победить мы их можем лишь с помощью духовной практики, духовного знания. Они трансформируются, то есть похоть становится любовью; зависть [преобразуется] в желание отдавать, служение; гнев успокаивается. Один из рецептов, как можно избавиться от зависти или ревности — нужно просто сделать что-то хорошее для этого человека. Даже если вам сложно сделать это явно, можно сделать это неявно, можно что-то подарить или сделать что-то хорошее.

#00:50:34#

А те чувства, которые проявлены в божественном мире, обладают совершенно другой природой. Они не сравнимы с нашими чувствами, их причина совсем другая, они являются частью божественной игры. В духовном мире есть даже такое явление, как конкуренция между двумя группами преданных Кришны. Они как бы соревнуются за внимание Кришны, и это абсолютно духовные чувства, они не сравнимы с нашими материальными явлениями. Все наши внутренние враги очищаются и трансформируются благодаря очищающему эффекту мантры и духовной практики. И самым удивительным является то, что нам не нужно заострять свое внимание на каждом из своих недостатков, нам нет нужды бороться с каждым из них. Все, что нам нужно — это посвятить себя позитивной деятельности, то есть вовлечься в служение, повторение мантры, общение с преданными, и все эти проблемы разрешатся в процессе.

#00:53:13#

Описывается, что по милости Гуру, даже невзирая на все ваши недостатки, на то, что вам недостает чего-то, приводится такой пример — даже маленькая птичка [переводчица: «Я не знаю точное название»] может стать Гарудой, божественным орлом, который перевозит самого Господа Вишну. По милости Гуру мы можем реализовать свой самый высший потенциал. И внутри нас происходят настоящие, подлинные изменения.

#00:54:04#

Вопрос: Пробуждение кундалини может ли означать, что мы приблизились к божественному миру?

#00:54:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: Как мы знаем, кундалини переносит нашу жизненную энергию от нижних наших центров к высшим. Это один из методов просветления. Но если целью вашей духовной практики является обретение связи с Кришной, то есть с Личностью Бога через служение Ему, обретение своего места в мире служения, то кундалини не обладает такой способностью, у нее просто нет такой возможности дать вам это. В этом мире существует так много разных уровней сознания, так много различных целей, и в соответствии с количеством этих уровней сознания существуют разные пути их достижения, разные практики. Это легко понять на примере того, как если бы мы захотели отправиться куда-то и сели в машину. Вы должны знать, куда вы едете. Вы не можете просто сесть и поехать, куда глаза глядят. Вам нужна карта и пункт вашего назначения. Только зная, куда едете, вы можете туда приехать. Количество возможностей безгранично. Но нам, если мы хотим попасть куда-то, нужно выбрать одну из этих бесчисленных точек и проложить к ней свой маршрут.

#00:57:57#

Есть очень-очень много разных видов йоги. И у каждой из них есть свой определенный итог или результат, который вы получаете, практикуя их. Говоря по-простому, кундалини-йога приведет вас к кундалини. А бхакти-йога приведет вас на план бхакти, на план преданности. Вот так все устроено.

#00:58:49#

Вопрос: Есть такие обычно называемые места силы, одним людям там становится плохо, другим хорошо [неразборчиво]. Как Синай, например. На Украине очень много разных. Многие люди чувствуют что-то [неразборчиво], медитации там проходят различные, все усиливается. Что это за места с точки зрения бхакти-йоги?

#01:00:15#

Бхакти Лалита Деви Даси: В нашей духовной практике у нас есть три места, которые обладают особенной силой. Есть много вообще, но эти три самые главные — это Вриндаван, Навадвип и Пури, Джаганнатха Пури. В философии гаудия-вайшнавизма эти три места обладают особой силой, потому что в них происходили игры Господа. По всей территории Индии, включая Гималаи, находится очень много разных подобных мест. Эти места обладают особенной силой, они могут вам даровать свои благословения. Наше поведение в таких местах должно быть осторожным, аккуратным, мы не желаем каким-то образом оскорбить или повести себя в этих местах неподобающе, неуважительно. Но человек, который приехал туда осознанно, если он будет осознанно выражать свое уважение к этим местам, получит невероятный результат. Но если человек приходит, и ему нет дела до этих правил, которые существуют, он не пытается постичь природу этого места, правила этих мест, он получит соответственно негативные последствия. Поэтому у нас так же есть подобное — места силы, скажем.

#01:03:13#

Налина Сундари Деви Даси: Или вы в общем спрашивали, что такое место силы?

[неразборчиво]

#01:03:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Эти места для нас священны, потому что говорится, что Господь низошел, Он принес Свое духовное окружение в том мире, включая предметы, всю обстановку, все окружение из Своего божественного мира в этот, и эти места — врата, они обладают природой того мира. Это немного похоже на пример с декорациями в театре — когда актер и актриса перевозят декорации с собой. Они берут с собой все, что необходимо для представления. Когда Господь приходит из духовного мира в наш мир, Он берет с Собой — так же, как в этом примере, — все необходимое для Своих игр. Он переносит с Собой все Свое окружение сюда. Еще, может быть, на парочку вопросов мы попытаемся ответить. И, наверное, уже будем к концу подходить.

#01:05:40#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, если девушка занимается духовной жизнью, вегетарианка [неразборчиво], а муж не поддерживает [неразборчиво], не вегетарианец…

Налина Сундари Деви Даси: Как на ней это отражается? Или в чем вопрос?

Вопрос: [неразборчиво]. Что будет дальше [неразборчиво]?

Налина Сундари Деви Даси: Что будет дальше, если ее будущий муж [неразборчиво]?.. Получает ли она за это какие-то последствия?

#01:07:42#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это всегда сложность в таких случаях, когда оба супруга не являются вегетарианцами. Есть много разных способов, но если возможно, можно установить какие-то свои правила на кухне. Поскольку девушка готовит, то может сказать: «Я не буду готовить мясо, а буду готовить вот это, вот это, вот это. Если хочешь мясо, то сходи в магазин или в ресторан». Решением этой проблемы может стать ее поведение, она может искренне поделиться своими переживаниями с мужем, сказать: «Мне доставляет очень большие беспокойства, страдания приготовление мяса». Ей нужно учиться готовить хорошо вегетарианскую еду. Сейчас существует так много разных альтернатив, включая сою, которую иногда на вкус просто не отличить от мяса. Если она будет хорошо и вкусно готовить вегетарианскую еду, то это может даже безболезненно пройти.

#01:10:22#

Когда Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада прибыл в Америку из Индии (это из истории сознания Кришны), когда он открыл свой центр, он начал готовить там еду. Он очень хорошо готовил. И когда пришли первые его ученики, чтобы для них без последствий, без негативных ощущений прошел переход на вегетарианство, он готовил очень сытную еду. Он мог сделать стейк из сыра, особый сыр, панир называется, который делается из молока, с томатным соусом, специями. Это было сытно, вкусно и позволяло им не чувствовать себя плохо без мяса. Сейчас, слушая это, у всех пробудится аппетит. Наши учителя, в том числе Шрила Прабхупада, любил использовать такое слово — замещение. Когда вы меняете, переходите от старых представлений к новым, постарайтесь заместить их чем-то позитивным, отказаться от негативного с помощью замещения чем-то позитивным. Если вы бросаете есть мясо, вам нужна вкусная хорошая вегетарианская еда.

#01:12:40#

Последствия, которые вы получаете, убивая животных, кармические последствия очень и очень сильные. Вы убиваете животных, причиняете им видимые страдания, они испытывают страх. За все это вы ответственны, когда убиваете или употребляете мясо. В этом мире, построенном на законе кармы, [законе] действий и их последствий, вы всегда за какое-то свое действие получите обратную реакцию. И даже часто вам нужно будет заплатить еще чуть-чуть больше. Причинив страдание животному сейчас, вы окажетесь в жизни в ситуации, в которой вынуждены будете испытать его страдания, пережить его страдания и даже еще большие страдания. Это неизбежный закон кармы, и мы не можем, нет никакого пути для нас, чтобы от него уйти. Мы в нашей жизни стараемся свести к минимуму ущерб, который мы приносим другим существам одним фактом своего существования. Мы стараемся придерживаться не просто вегетарианской диеты, но мы, готовя еду, предлагаем ее Богу. Тогда эта пища перестает быть кармической пищей. Мы, так или иначе, вынуждены убивать кого-то для своей еды, то есть вообще поедая пищу, мы получаем кармические последствия, а так она уже становится не кармической, а духовной пищей. Здесь стратегия такая, что вам нужно научиться готовить вкусную вегетарианскую пищу, предлагать ее Богу, то есть готовить в духовном сознании, а затем угощать этой пищей свою семью. Такая деятельность изменит их сознание постепенно. Начинать нужно лучше в доброжелательном настроении, сострадательном, сладостном, не агрессивном состоянии. Поговорить по душам со своим мужем, искренне поговорить. И возможно даже, что он поймет, просто поговорив с вами. Можно попытаться. Если по-хорошему не получится, то нужно будет по-плохому, сказать: «Извини, я этого готовить не буду. Если хочешь мяса, то иди в ресторан». Удачи!

#01:17:52#

Я думаю, мы уже полтора часа с вами побеседовали, поэтому закончим на этом.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Сундарджиу ки джай!

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада ки джай!

Шри Рупануга Гуру-варга ки джай!

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Всем гостям ки джай!

Джай фестиваль Ведалайф ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Налина Сундари Деви Даси: Шримати Бхакти Лалита Деви Даси ки джай!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил Журавлев Дмитрий
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 



←  «Искренняя борьба». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж описывает дух самозабвения и бескорыстия, присущий последователям Шрилы Сарасвати Тхакура | “A Sincere Fight.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj describes the selfless spirit of Srila Saraswati Thakur’s followers ·• Архив новостей •· «Капля милости Гурудева». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж | “Gurudev’s Drop of Mercy.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 56.8 МБ)

Краткое содержание беседы:

#00:00:00# Вопрос о «просветлённых», их книгах и идеях.

#00:07:57# Вопрос: Почему мы читаем маха-мантру именно на 108 бусинах чёток?

#00:11:34# Вопрос: Если я хочу успокоить и очистить свой ум, почему бы не читать какую-либо иную мантру? Почему именно маха-мантра?

#00:20:15# Вопрос: Чем обусловленно то, что маха-мантру так тяжело повторять по сравнению с другими мантрами

#00:35:25# Вопрос: Что делать тем, кто не находит смысла жизни и также не находит счастья в служении?

#00:46:24# Вопрос: Что нужно понять, чтобы перестать испытывать ревность? Возможно ли это, ведь мы читаем, что и в высшем мире присутствует ревность?

#00:54:02# Вопрос: Означает ли пробуждение кундалини то, что мы стали ближе к божественному миру?

#00:58:47# Вопрос: Есть некие места, называемые «местами силы». Что значат такие места с точки зрения ведической философии?

#01:05:37# Вопрос: Женщина  вегетарианка и пытается встать на духовный путь, но она вынуждена готовить для мужа мясо. Какие кармические последствия это имеет для неё, и что делать?


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Лучший друг

(30 июля 2013 года. Киев, Украина. Фестиваль «VEDALIFE»)


#00:00:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть ли у кого какие-то вопросы? Мы уже в течение шести дней фестиваля постоянно общаемся здесь, говорим обо всем, и если у вас за это время, может быть, какие-то вопросы накопились, или вам что-то интересно — все что угодно вы хотели бы знать, — пожалуйста, спрашивайте.

#00:01:10#

Вопрос: [Неразборчиво, показывает Бхакти Лалите книгу.] Мы разбирались в вопросах просветления. Хотелось бы узнать, что за [неразборчиво]?

#00:01:36#

Переводчица (Налина Сундари Деви Даси): А вы читали эту книгу уже?

#00:01:40#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мне нужно прочитать сначала, чтобы [ответить]… Можете ли вы в двух словах идею передать? Вы присаживайтесь. [Просит поставить стул для женщины, задавшей вопрос.]

#00:03:13#

Этот мир представляет собой непроходимые «джунгли» разнообразных концепций, идей и мировоззрений. Они есть как старые, так и новые, возникающие сейчас, и они между собой перемешиваются, из них получается что-то еще. Но таким признаком, что человек по-настоящему просвещен, для нас является то, что он становится естественно смиренным — он не ходит и не говорит всем вокруг о том, что он просветленный. Для нас подозрительно, когда человек так говорит о себе. Ведь признаком по-настоящему просветленной духовной личности как раз является смирение и такое сияние изнутри, для которого не нужно никакого пиара или рекламы.

#00:05:05#

Но в то же время мы, конечно, не можем лишать кого-то вдохновения, если он во что-то верит, мы не можем подрубать на корню его веру. Мы верим в то, что все возможно на самом деле и нет ничего невозможного. Поэтому мы лишь стараемся выполнять наставления нашего учителя, практиковать нашу духовную практику. Во время духовной практики к нам приходят какие-то результаты, мы чувствуем что-то настоящее и делимся этим с другими. Но мы стремимся всегда проверять или, скажем, всегда быть уверенными в том, что идеи, которым мы следуем, исходят из авторитетного источника, из достоверного источника. И, следуя этому источнику, мы верим или мы должны быть уверены в том, что он ведет нас в подлинный изначальный источник всего, что он приведет нас к желаемой цели.

#00:07:33#

И, конечно, очень сложно просто по обложке книги сказать, достоверна та или иная идея, но для нас подозрительно слышать о том, что кто-то объявил себя просветленной душой. Однако мы не критикуем и не стараемся осуждать, не погрузившись в суть дела. У кого-то есть еще вопросы?

#00:08:02#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему, когда читаешь мантру, нужно сто восемь раз повторить и сделать не менее четырех кругов?

#00:08:31#

Бхакти Лалита Деви Даси: Число сто восемь — число главных гопи в духовном мире, которые являются главными преданными Кришны. И так получилось, что это число очень благоприятно. Наш Гуру дает нам наставление при посвящении читать минимум четыре круга в день — не максимум, а минимум: начинать с четырех. Говорится также, что наше повторение мантры является пищей для четок, то есть так же, как мы готовим пищу и предлагаем ее Божеству, так же и мала, наши четки, является Божеством. Они сделаны из туласи, и наше предложение [«пищи»] четкам — наше повторение мантры, то есть они как бы питаются нашей мантрой. Но шестнадцать кругов — это обычное наставление, шестнадцать кругов — это нормальное количество. Но если мы очень заняты в служении, у нас нет времени, тогда можно читать четыре круга или меньше, чем шестнадцать.

#00:11:00#

В нашей линии есть такой святой — Харидас Тхакур, который был известен тем, что повторял тысячи имен Бога в день. Он нама-ачарья, то есть Гуру, учитель повторения мантры, повторения святых имен. Такова наша традиция, которой мы следуем. Есть ли еще какие-то вопросы?

#00:11:40#

Вопрос: Насколько важно повторять именно мантру Харе Кришна или еще какие-то мантры, если мантры используются для концентрации ума, чтобы успокоить ум, чтобы сосредоточить ум, просто направить его?.. Какое это имеет значение по большому счету?

#00:12:44#

Бхакти Лалита Деви Даси: Уникальность Харе Кришна маха-мантры заключается в следующем. Мы расскажем о ней немного. Ее принес Шри Чайтанья Махапрабху, Который является воплощением Шри Кришны и Шримати Радхарани, Его [Кришны] потенции служения. Махапрабху объединяет эти два начала в Себе. Шри Чайтанья Махапрабху принес этот метод духовной практики — повторение Харе Кришна маха-мантры, как единственный духовный путь в нашу эпоху, в которую мы сейчас живем, в Кали-югу. Сейчас эта практика — религия нашей эпохи. И ни одна другая мантра не может сравниться с маха-мантрой. Вся сила Бога, весь Его потенциал заложен как семя в этой мантре, она содержит в себе всю силу Господа. Святое Имя в форме Харе Кришна маха-мантры обладает гораздо большей силой, нежели просто фокусировка и очищение ума. Этот эффект — лишь первый, самый начальный, самый незначительный результат повторения Харе Кришна маха-мантры.

#00:15:27#

Говорится, что, начиная повторять Харе Кришна маха-мантру, вы почувствуете… самым первым эффектом будет именно то, — и это описано в писаниях, — что Харе Кришна маха-мантра, подобно воде, будет омывать ваш ум, она очистит его от всей «грязи», «пыли». Под грязью и пылью подразумеваются наши заблуждения, концепции и предрассудки, которые мы накопили за прошлые жизни. Маха-мантра наводит порядок в нашем уме. Таким образом, эффект номер один — это очищение зеркала нашего ума. Мы «протираем» наше восприятие, наше восприятие мира становится ясным. И эффект номер два — говорится, что Харе Кришна маха-мантра, подобно дождевой воде, тушит пожар материального существования. Говорится, что мы живем в этом мире, постоянно сталкиваемся со страданиями, и они сравниваются с лесным пожаром, который невозможно никак потушить. Этот порочный круг рождений, болезней, страданий и смерти, который мы вынуждены проходить снова и снова, живя в этом мире, с помощью Харе Кришна маха-мантры полностью останавливается. И затем говорится, что, подобно лучам восходящей луны, освежающим прохладным лучам луны, Харе Кришна маха-мантра успокаивает, как бы ложится на лепестки лотоса нашего сердца и приносит умиротворение и покой.

#00:18:27#

Затем говорится, что после этого, продолжая воспевать Харе Кришна маха-мантру, душа проникает сквозь поверхностный аспект этого мира и ныряет глубже в океан служения, в океан безграничной радости. Есть восемь основных стихов, которые оставил после Себя Шри Чайтанья Махапрабху. Они называются «Шикшаштака», и это [все вышеперечисленное] подробно описано в первом из них. Таким потенциалом не обладает ни одна другая мантра, поэтому в этот век общая рекомендация для всех душ, которые сейчас живут в этом мире, — принять эту мантру, получить ее от Гуру и постоянно воспевать ее.

#00:20:16#

Вопрос: Чем обусловлено — может, какой-то плохой кармой или чем-то иным — то, что другую мантру ты повторяешь, например, неделю или месяц, и она очень хорошо [неразборчиво] ложится в сознание, она звучит в спокойном, тихом уме, а с мантрой Харе Кришна может быть по-другому, ее сложно повторять. Чем это [обусловлено]? Может, это душа какая-то «грязная»? Что это значит?

#00:21:38#

Бхакти Лалита Деви Даси: Когда мы получаем Харе Кришна маха-мантру от нашего Гуру, он также нам рассказывает о десяти главных оскорблениях, которые мы можем совершить, повторяя ее. Также еще важно бывает время, когда вы повторяете мантру. Если попробуете сделать это утром, до рассвета или до того, как начнете заниматься своими делами, то ваш ум обычно в это время более спокойный, чем в другое время дня, поэтому легче бывает повторять мантру именно утром. На самом деле у каждого из нас свой собственный ум, он по-разному работает, и я знаю, что некоторые преданные закрываются одеялом, чтобы никого не видеть и не слышать, и повторяют мантру в полном одиночестве и изоляции, чтобы ничто не отвлекало их ум.

#00:23:40#

То есть поначалу может помочь именно это — [необходимо] изучить свой ум и понять, какое место и время вам подходит, чтобы спокойно повторять мантру. Но в итоге мы стремимся к тому, чтобы повторять ее везде и всегда. Гурудев говорил, что хорошо, если вы будете повторять ее, не привязываясь к какому-то месту и определенному времени, а в любом положении, в любой ситуации, в любое время и лучше всегда. Также у нас есть гаятри-мантра, которую дают при втором посвящении. Говорится, что она обладает силой перенести нас с нашего уровня сознания до самой Голоки Вриндавана, где живет Кришна, через все уровни бытия. Для того, чтобы повторять эту мантру, гаятри-мантру, есть определенные условия, предписания, когда и в какое время ее нужно повторять, в каком состоянии и в каком месте.

#00:25:28#

В книге «Шри Гуру и его милость» есть рисунок, на котором изображен один маленький круг внутри круга большего по размеру. Маленьким кругом является гаятри-мантра, а большим — Харе Кришна мантра. Гаятри-мантра действует только до уровня Голоки Вриндавана, дальше в ней отпадает необходимость, но Харе Кришна мантра продолжает действовать и на Голоке Вриндавана, необходимость в ней никогда не исчезает. Также еще нужно помнить о том, что, когда вы соприкасаетесь с чем-то по-настоящему ценным и редким, часто, чтобы по-настоящему почувствовать вкус к этому, соприкоснуться с подлинной сущностью этого явления, вам потребуются более серьезные попытки с вашей стороны. Как говорил Шрила Шридхар Махарадж, Гуру нашего Гуру, наш дедушка-Гуру, так скажем: «Жить духовной жизнью и повторять Харе Кришна маха-мантру — для этого требуется отвага размером с Гималаи». Гималайская отвага, скажем так. Нужна отвага даже большая, чем для того, чтобы взобраться на Эверест. Это самое невероятное приключение во все времена. Мужество наше и подготовка, которые требуются для этого, безграничны. И нам всегда нужно быть готовым пойти на риск. На первом этапе для нас действует правило — не побеждает тот, кто не рискует. Если вы не рискнете чем-то, не проявите какую-то инициативу со своей стороны, то вы ничего не получите. В середине этапа пути действует другое правило — весь риск и никакой выгоды: вы рискнули всем, вы пожертвовали всем, оставили все, и кажется, что вы совершенно ничего не получили.

#00:29:37#

На самом деле это может быть не так, но это кажется так, кажется тому, кто оставил все, но еще не обрел нового. Как на поле боя. На заключительном этапе пути будет действовать правило или принцип — никакого риска и вся выгода. Нам нужно быть как солдатам на поле боя — в любой момент быть готовым пожертвовать своей жизнью. Но взамен мы получим безграничное благо. Поэтому для духовной практики вам нужно быть смелой и быть готовой к тому, что всегда придут испытания, которые будут проверять нашу готовность, решительность, искренность. Также одна из изначальных наших задач — научиться контролировать свой ум и эмоции, установить с ними сотрудничество, чтобы они работали не для себя, не ради своих собственных капризов, а ради нашего интеллекта и нашей души. И это, на самом деле, происходит спонтанно, само собой, по мере того как мы практикуем бхакти-йогу.

#00:32:27#

Наш ум постоянно требует все новых и новых развлечений, и в таком случае он становится нашим худшим врагом. Но в наших интересах подружиться с ним, то есть сделать его своим другом, сотрудником. Часто бывает, что наш ум хочет то одного, то другого — то ему нужны наркотики, то алкоголь, то развлечения, то ему хочется встрять в какие-то проблемы. Таково поведение неконтролируемого ума, он ведет себя, как капризный ребенок, для которого нет никаких ограничений. Но когда ум становится послушным, он начинает прислушиваться к голосу нашего разума, к голосу интеллекта, и он начинает вести себя хорошо. Поэтому естественно, что в начале пути мы сталкиваемся с проблемой сражения с нашим собственным умом. По мере того, как мы учимся взаимодействовать с нашим умом, как я уже говорила, он становится более спокойным, дружелюбным и послушным. Таков прогресс нашего ума — он из нашего врага превращается в нашего друга. И поэтому мы говорим, что никто не может быть вам лучшим другом, чем вы сами. Это происходит по милости. Когда вы повторяете мантру, вовлекаетесь в служение, в общение, это происходит само собой, как результат практики.

#00:35:27#

Вопрос: Что делать человеку, если он не находит смысла жизни и также не находит счастья в служении?

#00:36:15#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле это зависит от индивидуального случая. Нельзя так в общем сказать. Это зависит от способности человека вообще понять, проанализировать свою жизнь, понять, в чем ее смысл, и понять, какое служение человек совершает, что это за служение. Нам также необходимо иметь так называемую духовную удачу, то есть милость учителя, которая бы нас поддерживала и двигала дальше.

На страницах Бхагавад-гиты описывается баньяновое дерево, ветви которого растут вниз, а корни расположены наверху, то есть оно перевернуто. Перевернутое дерево, корни которого растут вверх, а ветви — вниз. Этот мир подобен этому дереву, здесь мы привыкли принимать ложь за правду, а правду — за ложь. Все приобретает противоположное значение, как в отражении, когда соприкасается с материей, с миром материи. Именно поэтому необходимое условие для ясного понимания вещей — очищение нашего ума, нашего восприятия. Потому что, когда мы находимся под сильным влиянием маха-майи, иллюзорной энергии Господа, мы действительно не в состоянии просто объективно понять ни окружающую обстановку, ни себя в этой обстановке. И, конечно же, мы просто не можем осознать, что на самом деле являемся чистым сознанием, душой, и наш потенциал бесконечен и духовен, что это тело — лишь временная оболочка.

#00:39:56#

Это тело как одежда, которую мы снимаем в конце жизни, и затем ее утилизируют. Нас вводят в заблуждение все эти телесные концепции жизни. И в таком состоянии, помраченном состоянии сознания, конечно же, очень сложно понять, в чем смысл и цель твоей жизни. Это замутненное восприятие реальности, помутненное состояние рассудка. Поэтому нас может наполнить силой, или энергией, или, как угодно назовите, светом, только подключение к Источнику энергии, к «электростанции», которой являются Гуру и преданные Бога. Просто слушание о реальности, о том, как духовное знание устроено, действительно освещает тьму, которая сейчас [царит] в нашем сердце, и делает наше представление ясным. И как раз в такой момент служение начинает приносить нам радость, оно становится радостным занятием.

#00:42:32#

Служение не отнимает у нас силы, а дает их нам. Служение — это центральная концепция всей нашей духовной практики, бхакти-йоги, служение является ее смыслом. Наш учитель Рупа Госвами сравнивал нас с больными гепатитом, то есть людьми с пораженной печенью. Когда пациент, больной гепатитом, пробует сахар, для него сахар на вкус горький. И как неудивительно, но одним из вспомогательных средств при лечении этой болезни как раз и является принятие в пищу сахара. По мере выздоровления пациент чувствует, что сахар для него становится на вкус слаще и слаще с каждым днем. Этот пример очень ярко иллюстрирует то, какой для нас кажется на вкус духовная жизнь [поначалу]. Нам, правда, она кажется горькой, потому что мы больны заблуждениями. Поэтому для нас все, что связано с Истиной, с духовностью, на вкус поначалу кажется горьким, в нашем болезненном состоянии сознания.

#00:45:14#

Но постепенно, в результате практики, когда мы слушаем, практикуем, служим, мы чувствуем все больше и больше вкус, который в нас пробуждается, мы чувствуем сладость духовной жизни. Наше нынешнее положение, к сожалению, таково, что мы пока еще все больны болезнью материального существования, заблуждениями, поэтому истина для нас приходит в виде «таблетки», которая горька на вкус, но она призвана, чтобы облегчить наше положение. Пожалуйста, спрашивайте еще.

#00:46:29#

Вопрос: Что нужно понять, чтобы перестать испытывать ревность? В каких ситуациях? И вообще можно ли это сделать, если в Высшем мире тоже испытывают ревность?

#00:47:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Зависть или ревность (эти понятия приравниваются) для нас в нашем нынешнем положении в этом мире — один из шести главных наших врагов, которыми являются гнев, жадность, безумие, зависть, ненависть и похоть или желание обладать. И нам необходимо расправиться с этими шестью врагами, нам нужно победить их. И победить мы их можем лишь с помощью духовной практики, духовного знания. Они трансформируются, то есть похоть становится любовью; зависть [преобразуется] в желание отдавать, служение; гнев успокаивается. Один из рецептов, как можно избавиться от зависти или ревности — нужно просто сделать что-то хорошее для этого человека. Даже если вам сложно сделать это явно, можно сделать это неявно, можно что-то подарить или сделать что-то хорошее.

#00:50:34#

А те чувства, которые проявлены в божественном мире, обладают совершенно другой природой. Они не сравнимы с нашими чувствами, их причина совсем другая, они являются частью божественной игры. В духовном мире есть даже такое явление, как конкуренция между двумя группами преданных Кришны. Они как бы соревнуются за внимание Кришны, и это абсолютно духовные чувства, они не сравнимы с нашими материальными явлениями. Все наши внутренние враги очищаются и трансформируются благодаря очищающему эффекту мантры и духовной практики. И самым удивительным является то, что нам не нужно заострять свое внимание на каждом из своих недостатков, нам нет нужды бороться с каждым из них. Все, что нам нужно — это посвятить себя позитивной деятельности, то есть вовлечься в служение, повторение мантры, общение с преданными, и все эти проблемы разрешатся в процессе.

#00:53:13#

Описывается, что по милости Гуру, даже невзирая на все ваши недостатки, на то, что вам недостает чего-то, приводится такой пример — даже маленькая птичка [переводчица: «Я не знаю точное название»] может стать Гарудой, божественным орлом, который перевозит самого Господа Вишну. По милости Гуру мы можем реализовать свой самый высший потенциал. И внутри нас происходят настоящие, подлинные изменения.

#00:54:04#

Вопрос: Пробуждение кундалини может ли означать, что мы приблизились к божественному миру?

#00:54:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: Как мы знаем, кундалини переносит нашу жизненную энергию от нижних наших центров к высшим. Это один из методов просветления. Но если целью вашей духовной практики является обретение связи с Кришной, то есть с Личностью Бога через служение Ему, обретение своего места в мире служения, то кундалини не обладает такой способностью, у нее просто нет такой возможности дать вам это. В этом мире существует так много разных уровней сознания, так много различных целей, и в соответствии с количеством этих уровней сознания существуют разные пути их достижения, разные практики. Это легко понять на примере того, как если бы мы захотели отправиться куда-то и сели в машину. Вы должны знать, куда вы едете. Вы не можете просто сесть и поехать, куда глаза глядят. Вам нужна карта и пункт вашего назначения. Только зная, куда едете, вы можете туда приехать. Количество возможностей безгранично. Но нам, если мы хотим попасть куда-то, нужно выбрать одну из этих бесчисленных точек и проложить к ней свой маршрут.

#00:57:57#

Есть очень-очень много разных видов йоги. И у каждой из них есть свой определенный итог или результат, который вы получаете, практикуя их. Говоря по-простому, кундалини-йога приведет вас к кундалини. А бхакти-йога приведет вас на план бхакти, на план преданности. Вот так все устроено.

#00:58:49#

Вопрос: Есть такие обычно называемые места силы, одним людям там становится плохо, другим хорошо [неразборчиво]. Как Синай, например. На Украине очень много разных. Многие люди чувствуют что-то [неразборчиво], медитации там проходят различные, все усиливается. Что это за места с точки зрения бхакти-йоги?

#01:00:15#

Бхакти Лалита Деви Даси: В нашей духовной практике у нас есть три места, которые обладают особенной силой. Есть много вообще, но эти три самые главные — это Вриндаван, Навадвип и Пури, Джаганнатха Пури. В философии гаудия-вайшнавизма эти три места обладают особой силой, потому что в них происходили игры Господа. По всей территории Индии, включая Гималаи, находится очень много разных подобных мест. Эти места обладают особенной силой, они могут вам даровать свои благословения. Наше поведение в таких местах должно быть осторожным, аккуратным, мы не желаем каким-то образом оскорбить или повести себя в этих местах неподобающе, неуважительно. Но человек, который приехал туда осознанно, если он будет осознанно выражать свое уважение к этим местам, получит невероятный результат. Но если человек приходит, и ему нет дела до этих правил, которые существуют, он не пытается постичь природу этого места, правила этих мест, он получит соответственно негативные последствия. Поэтому у нас так же есть подобное — места силы, скажем.

#01:03:13#

Налина Сундари Деви Даси: Или вы в общем спрашивали, что такое место силы?

[неразборчиво]

#01:03:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Эти места для нас священны, потому что говорится, что Господь низошел, Он принес Свое духовное окружение в том мире, включая предметы, всю обстановку, все окружение из Своего божественного мира в этот, и эти места — врата, они обладают природой того мира. Это немного похоже на пример с декорациями в театре — когда актер и актриса перевозят декорации с собой. Они берут с собой все, что необходимо для представления. Когда Господь приходит из духовного мира в наш мир, Он берет с Собой — так же, как в этом примере, — все необходимое для Своих игр. Он переносит с Собой все Свое окружение сюда. Еще, может быть, на парочку вопросов мы попытаемся ответить. И, наверное, уже будем к концу подходить.

#01:05:40#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, если девушка занимается духовной жизнью, вегетарианка [неразборчиво], а муж не поддерживает [неразборчиво], не вегетарианец…

Налина Сундари Деви Даси: Как на ней это отражается? Или в чем вопрос?

Вопрос: [неразборчиво]. Что будет дальше [неразборчиво]?

Налина Сундари Деви Даси: Что будет дальше, если ее будущий муж [неразборчиво]?.. Получает ли она за это какие-то последствия?

#01:07:42#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это всегда сложность в таких случаях, когда оба супруга не являются вегетарианцами. Есть много разных способов, но если возможно, можно установить какие-то свои правила на кухне. Поскольку девушка готовит, то может сказать: «Я не буду готовить мясо, а буду готовить вот это, вот это, вот это. Если хочешь мясо, то сходи в магазин или в ресторан». Решением этой проблемы может стать ее поведение, она может искренне поделиться своими переживаниями с мужем, сказать: «Мне доставляет очень большие беспокойства, страдания приготовление мяса». Ей нужно учиться готовить хорошо вегетарианскую еду. Сейчас существует так много разных альтернатив, включая сою, которую иногда на вкус просто не отличить от мяса. Если она будет хорошо и вкусно готовить вегетарианскую еду, то это может даже безболезненно пройти.

#01:10:22#

Когда Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада прибыл в Америку из Индии (это из истории сознания Кришны), когда он открыл свой центр, он начал готовить там еду. Он очень хорошо готовил. И когда пришли первые его ученики, чтобы для них без последствий, без негативных ощущений прошел переход на вегетарианство, он готовил очень сытную еду. Он мог сделать стейк из сыра, особый сыр, панир называется, который делается из молока, с томатным соусом, специями. Это было сытно, вкусно и позволяло им не чувствовать себя плохо без мяса. Сейчас, слушая это, у всех пробудится аппетит. Наши учителя, в том числе Шрила Прабхупада, любил использовать такое слово — замещение. Когда вы меняете, переходите от старых представлений к новым, постарайтесь заместить их чем-то позитивным, отказаться от негативного с помощью замещения чем-то позитивным. Если вы бросаете есть мясо, вам нужна вкусная хорошая вегетарианская еда.

#01:12:40#

Последствия, которые вы получаете, убивая животных, кармические последствия очень и очень сильные. Вы убиваете животных, причиняете им видимые страдания, они испытывают страх. За все это вы ответственны, когда убиваете или употребляете мясо. В этом мире, построенном на законе кармы, [законе] действий и их последствий, вы всегда за какое-то свое действие получите обратную реакцию. И даже часто вам нужно будет заплатить еще чуть-чуть больше. Причинив страдание животному сейчас, вы окажетесь в жизни в ситуации, в которой вынуждены будете испытать его страдания, пережить его страдания и даже еще большие страдания. Это неизбежный закон кармы, и мы не можем, нет никакого пути для нас, чтобы от него уйти. Мы в нашей жизни стараемся свести к минимуму ущерб, который мы приносим другим существам одним фактом своего существования. Мы стараемся придерживаться не просто вегетарианской диеты, но мы, готовя еду, предлагаем ее Богу. Тогда эта пища перестает быть кармической пищей. Мы, так или иначе, вынуждены убивать кого-то для своей еды, то есть вообще поедая пищу, мы получаем кармические последствия, а так она уже становится не кармической, а духовной пищей. Здесь стратегия такая, что вам нужно научиться готовить вкусную вегетарианскую пищу, предлагать ее Богу, то есть готовить в духовном сознании, а затем угощать этой пищей свою семью. Такая деятельность изменит их сознание постепенно. Начинать нужно лучше в доброжелательном настроении, сострадательном, сладостном, не агрессивном состоянии. Поговорить по душам со своим мужем, искренне поговорить. И возможно даже, что он поймет, просто поговорив с вами. Можно попытаться. Если по-хорошему не получится, то нужно будет по-плохому, сказать: «Извини, я этого готовить не буду. Если хочешь мяса, то иди в ресторан». Удачи!

#01:17:52#

Я думаю, мы уже полтора часа с вами побеседовали, поэтому закончим на этом.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Сундарджиу ки джай!

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада ки джай!

Шри Рупануга Гуру-варга ки джай!

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Всем гостям ки джай!

Джай фестиваль Ведалайф ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Налина Сундари Деви Даси: Шримати Бхакти Лалита Деви Даси ки джай!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил Журавлев Дмитрий
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования