«О поклонении Божествам». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 15 октября 2013 года. Харьков, Украина



скачать (формат MP3, 69.37M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

О поклонении Божествам

(15 октября 2013 года. Харьков, Украина)

 

Бхакти Лалита Деви Даси: Я очень счастлива быть здесь со всеми вами и провести время вместе с вами, праздновать сознание Кришны, памятуя о наших Гуру. Это очень счастливая жизнь для всех нас. Нет ничего лучше, чем помнить о наших Гуру, служить нашему Гуру, а также находиться в обществе преданных, говорить о славе Господа, соблюдать экадаши. Сегодня для нас особый день. Вы знаете, что такое экадаши?

Преданный: Да… [неразборчиво].

#00:01:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да. Мы следуем этому дню так, как мы умеем, в соответствии с тем, что нужно соблюдать пост. Мы принимаем анукалпа-прасад, который готовит Гаятри Диди, которая сама даже не принимает сегодня анукалпу. Она очень добра к нам, она заботится о нас. Это мой первый раз в Харькове. Это очень красивое место, я чувствую вдохновение. Гурудев благословил всех вас. И Шрила Авадхут Махарадж также уделяет свое внимание вам. Я думаю, что это только начало чего-то очень особенного.

#00:02:51#

Однажды здесь будет красивый храм Шри Чайтанья Сарасват Матха. Сейчас мы начинаем вот с таких нама-хатт, арендуемые квартиры, приезжаем и уезжаем. Это скромное начало. Преданные здесь — величайшие хозяева. Они очень тепло принимают всех гостей и заботятся о них. И мы чувствуем себя здесь как дома. Вообще, это довольно странное место для нас, но по их милости мы чувствуем себя как дома. Преданные сделали это место очень домашним, они принесли алтарь, поставили здесь [изображение] Гурудева, они готовят прасад, они заботятся о преданных, которые приезжают.

#00:04:39#

У нас очень много домов по всему миру, и где бы ни воспевали Святое Имя, собираясь наши преданные, где бы они ни были, это все наш дом. (Можем еще открыть двери, довольно жарко здесь.) И у нас был бесконечный летний фестивальный сезон. Мы начали праздновать с нашего фестиваля «VEDALIFE» еще в июле. Это был невиданный успех, тысячи людей приходили, присоединялись к нашим программам. Мы были очень удивлены, увидев такой уровень заинтересованности в местных людях.

#00:06:16#

Теистические концепции и другие духовные вещи довольно близки людям, которые живут здесь, я так думаю. Было очень легко говорить с каждым, и каждый был готов принять что-то. Это принесло много вдохновения для каждого из нас. Мы сидели, разговаривали долгими часами, и никто не уставал. Шрила Авадхут Махарадж собирается сделать это еще несколько раз за год здесь, на Украине. Мы также праздновали в России — в Санкт-Петербурге, в Москве. И мы вернулись сюда, и в субботу у нас был большой фестиваль в Киеве.

#00:07:44#

И это вдохновляет, вдохновляет то, что мы получаем такой большой отзыв от публики. Сознание Кришны — вселенское понятие, это религия души. Сознание Кришны не предназначено [исключительно] для высших классов, богатых, умных, образованных людей, оно не только для брахманов, оно — для каждой души. У нас у всех есть вселенские потребности в любви, в удовлетворении, в счастье, и все это мы можем обрести в сознании Кришны. Мы все предназначены для Кришны, мы все созданы для служения Кришне, это то, где мы найдем свое благополучие и свою счастливую жизнь.

#00:09:37#

Кришна настолько велик, что в бесконечном понимании Он может охватить всех нас. И мы можем найти удовлетворение лишь в Нем, лишь в служении Его преданным или в служении преданным Его преданных. Поэтому мы очень удачливы быть в обществе преданных, связываться с преданными, и это очень хорошо для старта нашей духовной жизни. На самом деле это можно назвать неким спрятанным сокровищем, спрятанным сокровищем жизни. Мы здесь не только для страдания и для существования.

#00:11:01#

Мы дети нектара, и мы созданы для нектара. И мы больше нигде не найдем счастья, кроме как в мире нектара, в мире Кришны. Это на самом деле очень редкая вещь, которую можно найти в этом мире. Из бесконечного количества душ всего лишь несколько перейдут на ту сторону. Всего несколько начнут духовную практику и постараются достичь каких-то духовных благ. И даже [лишь] нескольких это приведет к цели. Это не дешевая вещь. Только удачливые души могут обрести это, только те души, у которых накопилась сукрити.

#00:13:00#

Очень хорошая аналогия: вы идете в ювелирный магазин и видите множество разновидностей драгоценных камней. И что приобретут массы в этом магазине? Они купят что-то более дешевое, то, что выглядит как дорогостоящее, то, что имитирует дорогостоящее. И только несколько людей смогут позволить себе заказать поистине драгоценный камень. Вайшнавская культура и духовная жизнь подобна этому драгоценному камню.

#00:14:26#

Не все готовы отдавать так много, не все готовы «платить» так много. Массы не готовы отдать так много. Обычно то, что удовлетворяет массы, — ходить на духовные программы по воскресеньям. И только некоторые люди пожертвуют своим эго, пожертвуют своими ежедневными вещами. Редок тот случай, когда человек придет и будет готов отдать все, что у него есть. Вот почему в этом мире мы находим небольшие группки тех духовно ориентированных людей.

#00:16:11#

Те редкие души отдают все, что у них есть, они «умирают», чтобы жить, и это очень редкие случаи. Не все желают делать это. Столько, сколько ты отдаешь, — это ровно столько, сколько ты получаешь. Мы соприкасаемся со всемогущим Господом. Мы делаем один шаг в Его сторону, а Он делает десять шагов к нам. Если мы ищем Его, то Он будет искать нас и придет к нам в форме Гуру. После этого наша духовная жизнь может стать реальностью и настоящей жизненной вещью.

#00:17:48#

То, о чем мы читаем, то, о чем мы слышим, обращается в нашу практику. Мы все ищем ананду — блаженство, любовь, сладость, и мы найдем ее, двигаясь по этому пути. Это благополучие нашей жизни, и оно возможно только по безграничной милости. Это не то, на что мы можем рассчитывать, это не то, за что мы можем бороться, мы только можем молиться об этом. Я знаю, что сейчас у многих из вас есть вопросы, хорошие вопросы. Я не знаю всего, я могу не ответить на некоторые из них, но я постараюсь.

#00:19:32#

Преданный: Скажите, пожалуйста, в чем состоит трансцендентный смысл поклонения Божествам? И как этот процесс видят преданные разного уровня?

#00:20:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: Для кого-то это может быть лишь формальное поклонение, в котором есть множество правил. А для кого-то это может быть бхаджаном, внутренним, совершенно сокровенным, экстатическим процессом служения Божествам. Согласно квалификации преданности, есть младшие преданные и есть высшие преданные.

#00:21:35#

Для неофита, для начинающего [духовную жизнь] человека — это формальное поклонение, которое полно правил. Но для самых возвышенных преданных это бхаджан. Вамшидас Бабаджи Махарадж поклоняется Гауре-Нитаю и предлагает не воображаемые вещи для нас, и спорит с Гаурой-Нитаем. Санатана Госвами поклоняется Мадану-Мохану. Санатана Госвами каждую ночь спит под другим деревом и делает лепешки (чапати), и предлагает их Мадану-Мохану. Большие толстые чапати, которые делает всего лишь из муки и воды, — он их жарит на костре и предлагает Мадану-Мохану.

#00:23:29#

Мадан-Мохан Кришна спрашивает: «Можно Мне немножко соли?» А Санатана Госвами ему отвечает: «Ты, что, думаешь, я хоть сколько-то хозяин дома? Сейчас мне придется пойти и найти немного соли для Тебя». И в какой-то момент в Ямуне застревает большой корабль с солью. Корабль не смогли вытащить из мели на реке, он просто там застрял. И кто-то сказал: «Пойдите, пожалуйста, за тем садху, за Санатаной Госвами, он может дать благословение, и все будет хорошо».

#00:24:56#

После всех этих событий Санатана Госвами получил целый короб соли. Хозяин корабля спросил: «Что я могу дать тебе взамен? Большое тебе, огромное спасибо». «Может, немножечко соли для моих Божеств? Он просит меня снова и снова немножечко соли, поэтому, пожалуйста, дай мне ее». Хозяин лодки построил целый храм и дал все необходимое для поклонения Мадану-Мохану. И когда мы посещаем Индию, мы посещаем все святые места, мы посещаем храмы разных Божеств и слышим так много историй.

#00:26:41#

Божества могут ходить, могут разговаривать. И тот, кто пребывает в высшем сознании, он может испытывать некие иные вещи, нечто высшее, то, на что не можем рассчитывать мы. В нашем нынешнем состоянии мы всего лишь приходим на арати и молимся, просим Божеств, чтобы Они нас увидели. Потому что мы в нашем нынешнем состоянии не можем увидеть Их. Недавно я испытала нечто подобное во Вриндаване. Там очень много обезьян, и они украли мои очки. Поэтому мне пришлось идти на парикраму с Авадхутом Махараджем без очков.

#00:28:34#

Я могла ориентироваться без проблем, но я не могла видеть детали, например, на лицах Божеств. Я подходила к Божествам и вспоминала Гурудева, когда он подходил к Джаганнатху и говорил Господу Джаганнатху: «Я здесь. Пожалуйста, увидь меня». Гурудев приходил в храм Джаганнатха и говорил: «Я здесь. Пожалуйста, увидь меня, Господин, я здесь». Несколько раз нам удавалось попасть в Джаганнатха Пури и стоять на Ратха-ятре возле Гурудева, потому что мы знали, что он увидит Их, и просили, чтоб он увидел нас.

#00:29:55#

Он всегда ходил вечером, когда заканчивался фестиваль, потому что Божества проводили всю ночь в дороге. В это время вся толпа расходится, и вы можете близко подойти к Божествам, предложить им свои пранама-мантры и что-то еще. Мы ходили с Гурудевом, приходили и просили за его спиной: «Пожалуйста, Господин, я здесь, увидь меня». Этим мирским, будничным зрением, которое покрыто иллюзией, на самом деле мы не можем увидеть, что происходит.

#00:31:06#

Преданный: Вы можете сказать, что такое Божества?

#00:31:42#

Бхакти Лалита Деви Даси: Они представители Радхи. Как здесь — Радхи, Кришны, Чайтаньи. Устанавливая Божества в храме, мы призываем Их низойти сюда. Они представители, которых мы позвали сюда с помощью процесса установки Божеств, и Они здесь пребывают внутри Божеств. Некоторые из Них (не так часто) являют Себя Сами. Так, у Гопала Бхатты Госвами были шалаграма-шилы Вишны, Нараяны в форме камней.

#00:33:15#

Он так искренне желал одеть своих Божеств, и кто-то даже дарил ему одежду для Божеств. Но это были шалаграма-шилы, у Них не было ни рук, ни ног, не было возможности одеть [Их]. Он отложил одежду в сторонку, пошел спать, а когда проснулся, увидел, что один из шалаграма-шил принял форму Кришны, играющего на флейте. С помощью этого шалаграма-шилы Кришна явился собственнолично для того, чтобы удовлетворить Своего преданного.

#00:34:24#

У него появилась возможность поклоняться Божеству, которое звали Радха-Раман. Этот храм мы посещаем во время парикрамы, и это любимый храм Шрилы Гурудева. Мы очень часто туда попадали, и Шрила Говинда Махарадж получал даршан у Госвами, и очень часто он просто сидел долгое время и наблюдал за Божествами. Иногда даже не ходил в другие храмы, только в этот. Да, спрашивайте.

#00:35:31#

Преданный: То есть эта статуэтка, с которой я взаимоотношения формирую, — это образ Бога? Где мои отношения — они в сердце происходят, либо с самими Божествами?

#00:36:26#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле и то, и другое. Господь живет в нашем сердце как Сверхдуша. Также мы поклоняемся Божествам для нашей духовной жизни, для нашего служения. Есть девять видов служения. Это один из способов продвижения в нашей духовной жизни сознания Кришны, в становлении преданных. Первые два — самые главные для нас: шраванам и киртанам. Слушать и воспевать Имя Господа, харинам-санкиртанам. Мы начинаем слушать, слушать Гуру и вайшнавов, слушать хари-катху. Мы приходим к тому, кто есть Кришна, через процесс слушания. Другие процессы, другие шаги приходят немного позже. Мы начинаем слушать, читать и воспевать Святое Имя, помня о лотосных стопах Господа.

#00:39:09#

Поклонение приходит к нам после некоторых действий, после некоего этапа. Мы не поклоняемся идолам, мы служим в согласии со служением, которое приходит по линии [духовных наставников]. Мы заинтересованы в духовной составляющей этого, не в материальной форме. Духовную сущность мы увидим через поклонение. Мы видим, что дух Господа присутствует здесь. Это милостивое явление Божеств — Самих Себя. Они приходят, чтобы принять наши подношения, поэтому мы почитаем прасад.

#00:40:41#

Есть великий спутник Господа Чайтаньи по имени Рагхунандана Тхакур. Он был сыном Мукунды. В один день Мукунде нужно было уйти куда-то (его сын был всего лишь пятилетним мальчиком), и он попросил: «Пожалуйста, приготовь что-нибудь и предложи Божеству». Он объяснил, что делать, и Рагхунандана Дас Тхакур сделал это. Рагхунандана подошел к алтарю к Божеству с подготовленной бхогой, с не предложенной пищей, и предложил ее. Он ждал, чтобы увидеть, как Божество берет и кушает рис.

#00:42:17#

Но он видел всего лишь Кришну, Который играет на флейте и стоит неподвижно. Тогда он начал волноваться, ведь у него будут проблемы: Кришна не кушает. Он начал причитать, обращаясь к Господу: «Пожалуйста, покушай. У меня будут проблемы. Мой папа придет домой и увидит, что я не смог это сделать». Но Кришна продолжал неподвижно играть на флейте. Но Рагхунандана взял палку и начал запугивать Божество: «Тебе лучше покушать, иначе я ударю Тебя». И Божество начало кушать. Рагхунандана сказал: «Ты должен съесть все, что есть на тарелке».

#00:43:41#

Господь присел, начал класть всю пищу себе в рот, и больше ничего не осталось. Вечером пришел отец, очень голодный, хотел почтить прасад, но ничего не осталось. Он был готов уже начать ругать Рагхунандана: «Как, ты съел весь прасад и ничего не оставил мне?» Но Рагхунандана сказал: «Нет, это Божество скушало». Мукунда сначала подумал: «Мой сын негодяй». [Вслух:] «Тогда покажи, пожалуйста, что ты сделал. Я хочу видеть, как Божество принимало пищу».

#00:45:09#

И тогда они вместе приготовили прасад. Рагхунандана подошел к алтарю и сделал все то же самое. Он снова взял палку и сказал: «Ты должен сделать это снова потому, что мой отец смотрит за мной». И Божество снова скушало. Когда Махапрабху услышал об этом, то спросил: «А кто вообще в этом семействе отец, а кто сын?» Мукунда сказал: «Ну, вообще-то Рагхунандана мой отец». Это все существует в нашем сознании на уровне преданности. Когда у нас нет должного духовного видения, мы просто видим материальную субстанцию. У нас есть вера, и мы верим, что в один прекрасный день мы сможем увидеть это, мы сможем понять и обрести хотя бы каплю этого. Я ответила на ваш вопрос?

#00:47:08#

Преданный: Да. Просто есть такое мнение, что Божество, сама эта материальная оболочка (я не понимаю вот этого) соединяет двух личностей, что это и есть Бог. Следуя такой логике, если это и есть Бог, то зачем мне куда-то идти еще? Мне тогда можно находиться возле этого Божества постоянно, мне не нужно никуда идти больше. А по сути, Бог — это Кришна, он всепривлекающий…

#00:48:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле эта духовная форма, которая нисходит в этот мир, и она проявляется в такой материальной форме. На самом деле Господь пребывает в большей мере в сердце преданного, чем в его Божестве. Поэтому мы стараемся концентрироваться на времяпрепровождении с настоящими, чистыми преданными. Господь присутствует больше в том виде, в котором мы можем о Нем слышать, и к которому мы можем стремиться, и Он менее присутствует в форме своего Божества.

#00:50:12#

Мы обретем больше блага благодаря общению с высшим преданным, чем благодаря сидению перед алтарем возле Божества. Возможно, сейчас мы не можем все это расставить на свои места в своем уме. На самом деле мы не сможем выяснить все о бесконечном в нашем уме. Мы очень невзрачные, ограниченные, обусловленные души. Но наша надежда — это то, что Господь может явить Себя в нашем сердце. Через продвижение, через духовный рост все раскрывает себя. Некоторые преданные больше посвящают себя в служении Божествам, другие — не так сильно.

#00:51:52#

На самом деле нет такого предписания для Кали-юги. Предписание для всех душ в Кали-югу — это нама-санкиртана. Наша обязанность, наша задача — это нама-санкиртана, и это больше чем служение. В Двапара-югу, которая предшествовала этой юге, предписано было служение, поклонение Божествам. Но с течением времени она перешла в Кали-югу, и сейчас нам нужно более сильное лекарство. Нам нужна концентрированная милость. И мы можем найти ее в Святом Имени Кришны.

#00:53:29#

Шри Чайтанья Махапрабху явился как аватара этой юги, чтобы явить нама-санкиртану. Это наша задача, и по милости нама-санкиртаны мы сможем понять все, а также поклонение Божествам. Сначала нам, возможно, понадобится что-то гармонизировать в себе и отложить это на «полочку», на потом. И, возможно, через какое-то время, после того, как мы переживем некое ощущение, мы снова возьмем эту вещь с полки и скажем: «Время опять подумать об этом».

#00:54:54#

На самом деле в этом процессе очень помогает инициация от квалифицированного Гуру. Я испытала это на собственном опыте. Я помню, как я пыталась прочитать одну из наших книг — это была «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». На самом деле это было выше моего понимания, я не могла принять и вообще понять что-либо из этого до своей инициации. Но после инициации я обрела совершенно новый опыт, читая эту книгу.

#00:56:02#

Гуру сажает в нашем сердце семя преданности и дает благословение и наделяет нас силой для воспевания Святого Имени. Столько всего к нам придет в тот момент, придет должное понимание, придет должная возможность принять все знания и понять, что, где и когда. Некоторые вещи не понятны для нас, некоторые вещи за границами нашего понимания. Но благодаря нашим попыткам и руководству Гуру эти вещи смогут прийти к нам, мы сможем принять их. Нам необходимо некое наделение силой.

#00:57:54#

У вас должна быть заинтересованность. Если у вас есть заинтересованность в настоящей духовной жизни, вы должны к этому стремиться. Если вы хотите что-то понять, изучить о духовном, о трансцендентном, то вам нужно обратиться к эксперту. И нам нужны учителя для того, чтобы учиться. Хорошо?

#00:58:40#

Преданный: Я к вам и обращаюсь, я и задаю вопросы. На данный момент я принимаю вас учителем. Я хочу это понять, мне не ясно, как относиться к Божествам.

#00:59:42#

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы можете просто подойти к Божествам, поклониться и попросить: «Пожалуйста, увидьте меня, потому что я не могу увидеть Вас». Вот так просто, и отправляйтесь заниматься каким-то служением. И не пытайтесь взорвать свой мозг по этому поводу. Не пытайтесь это понять с помощью своего маленького ума. Возможно, позже у вас он будет немножко побольше. Начните с маленькой веры, начните с того, что подумайте, что должно что-то быть.

#01:00:50#

Должна быть какая-то хорошая причина, ведь это же древняя ведическая культура. Просто скажите: «Ладно, выясним это позже». И шаг за шагом вы можете прийти к пониманию этого. Мы столько раз устанавливали Божества, чтобы сконцентрироваться на Боге, для того чтобы Бог стал в центре всего. В храме Божества — это то, вокруг чего все сосредотачиваются. И одна из главных причин, почему у нас существуют Божества, — это та, что мы можем предлагать Господу прасад.

#01:02:21#

Маха-прасад может спасти нас от этого материального мира. Маха-прасад — это то, что было предложено Господу, то, что осталось после Него, после предложения [Ему]. Он трансцендентен и не отличен от Кришны. Преданные должны кушать. У нас есть Божества, которые принимают наши подношения, поэтому мы можем кушать, [неразборчиво]. Но тут больше эзотерики. Однако процесс поклонения — это очень глубокое философское знание, очень древнее, которое было явлено в этом мире.

#01:04:21#

Я думаю, что у вас все будет хорошо, и в один прекрасный день вы поймете. Я бы не волновалась слишком много по этому поводу. Просто думайте об этом самым простым образом. Проходите. Кто пришел? Как его зовут?

Преданные: Павел.

#01:05:11#

Преданный: Скажите, пожалуйста, какой акцент делать в служении?

#01:05:59#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы должны сфокусироваться на служении, которое нам дал Гуру. Мы должны сфокусироваться на вещах, которые важны и которые необходимы, и требуются от нас для удовлетворения Гуру и вайшнавов. Через посвящение себя в служении мы обретем милость. Если Гуру просит вас: «Пожалуйста, принеси мне стакан воды, меня замучила жажда». Но вместо этого вы думаете: «А если дать ему гирлянду?» И вы приходите с гирляндой, но без воды. Он, может, будет не очень счастлив из-за этого. Если ему необходима вода, пожалуйста, дайте ему воду. Тогда вы сделаете то, что необходимо, то, что он просил.

#01:07:26#

Это нужно было в тот момент. Если вы выполнили все необходимое, тогда милость придет к вам. На самом деле очень важно быть связанным с божественным каналом через возвышенного Гуру. Тогда наши попытки служения станут реальными и правильными. Еще вопросы?

#01:08:57#

Преданный: Если позволите, я продолжу? Вы вчера говорили о шести видах служения. Можете вы пояснить самопредание? Поподробнее объяснить, как это выглядит, во что это выливается? Как это можно реализовать на практике применительно к себе?

#01:10:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Первое, старт этого всего — это отвержение всего неблагоприятного и принятие всего благоприятного. Это начало самопредания. И все, что вдохновляет нас, все, что помогает нам, все, что благоприятно для нас, то мы принимаем. Мы принимаем это, это заставляет нас жить дальше и возвышает нас. И все противоположное этому — это все, что может быть неблагоприятным для нас, это все, что заставляет нас жить без вдохновения, в каком-то неправильном умонастроении. Все это мы должны отвергать.

#01:12:06#

Это может быть какое-то определенное общение, окружение, какая-то должность, какая-то ежедневная рутинная практика, которую вы совершали, также это может быть то место, где вы живете. Что бы это ни было, если оно благоприятно, принимайте его; если же нет — отвергайте. И это поможет вам очень сильно и направит вас в правильном направлении. Это то, на чем мы концентрируемся в самом начале процесса самопредания. Если что-то тянет вас вниз, вы должны спасти себя от этого. Если это возвышает вас, то вам необходимо больше этого. Понимаете?

#01:13:40#

Преданный: Да.

#01:13:56#

Вся книга «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» построена на этих принципах. Она называется «Нектар бессмертия предавшейся души». Позитивный прогресс и вечное существование. Если вы хотите стать бессмертным, самопредание очень важно. Слушание о самопредании от наших ачарьев, от святых — это нектар для предавшейся души. Шрила Шридхар Махарадж составил эту книгу, в основу которой легли все его сердечные желания. [Реплики на английском.] Мы можем еще задать несколько вопросов. Как только прасад будет готов, мы его предложим и потом почтим. Еще двадцать минут. Поэтому, пожалуйста, еще вопросы.

#01:16:34#

Преданный: У меня есть вопрос. Как не спуститься с уровня духовной практики до уровня религии? В принципе, этот вопрос, наверное, сводится к тому, как оставаться искренним.

#01:17:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Нас будут проверять. Наша искренность будет подвергнута проверке. И по мере того, как вы будете пытаться прогрессировать, придет много вещей, которые будут вас тащить с одной стороны в другую и обратно. Мы должны ожидать всевозможных испытаний на нашем пути. Настоящая вещь — это нечто драгоценное и редкое. И среди этого всего найдется столько обстоятельств, которые будут нас проверять, но мы должны преодолеть их для того, чтобы двигаться дальше.

#01:18:39#

На самом деле Шрила Шридхар Махарадж говорил, что подлинная искренность неподдельна. Искренность действительно неподдельна, и вы сами станете неподдельным, если будете искренним. И по мере того, как вы будете продвигаться по своему духовному пути с искренностью, большее придет к вам на вашем духовном пути. По мере вашего духовного продвижения испытания придут к вам, вас спросят: «Хотите ли вы славы, богатства, благополучия?»

#01:20:20#

Придет проверка, и предложат вам столько всего другого: «Пожалуйста, идите сюда». Но мы всегда должны оставаться сознательными, мы должны понимать6 «Нет, я не хочу благополучия, не хочу имени, не хочу славы». Самое худшее — это слава. Имя и слава — пратиштха. Это как ловушка. Поэтому мы всегда внимательны и всю пратиштху отдаем Гуру. Богатство принадлежит Лакшми, благосостояние — для Нараяны, женщины — для Кришны, а пратиштха (слава и имя) предназначена для Гуру.

#01:22:03#

Мы должны быть сознательны по мере нашего продвижения, потому что все эти вещи предстанут перед нами. И поистине вся пратиштха принадлежит Гуру, потому что он дал ее. Мы можем подумать, что на самом деле мы бы даже не были здесь, если бы не он. И у нас не было бы даже ног для того, чтобы мы могли стоять, если бы это было не предназначено для него. Все, что мы делаем, все это идет Гуру, слава полностью принадлежит ему. Тогда это становится настоящей духовной жизнью и не обуславливается религией. И мы будем вечными живыми душами, существами. Вечно будем жить.

#01:23:47#

Преданный: Спутники Нитьянанды Прабху — Двадаши Гопалы, обладают настроением Нитьянанды. И, как я понимаю, они не могут дать настроение Махапрабху, которому мы следуем, то есть [настроение] Рупы Госвами. Я правильно понимаю?

#01:25:01#

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы говорите о вечных спутниках Нитьянанды. У Чайтаньи Махапрабху Свои вечные спутники. У Нитьянанды Прабху…

Преданный: Да, да. Какая-то разница существует?

#01:25:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: И у Нитьянанды Прабху, и у Шри Чайтаньи Махапрабху есть вечные спутники. У Шри Чайтаньи Махапрабху и у Шри Нитьянанды Прабху, у каждого из Них Свои спутники, это также происходит и в духовном мире. И в кришна-лиле также. У Баларамы Своя группа преданных, а у Кришны Своя. Окружение Нитьянанды Прабху известно тем, что они очень эксцентричные. Он привлекает эксцентричных преданных. Иногда они играют час за часом, день за днем, занимаются такими вещами, которые уму непостижимы.

#01:27:18#

Минакетан Рамдас играл на флейте размером с целое дерево [неразборчиво]. И никто не мог даже поднять ее, только он сам. А у Абхирама [Тхакура] была розга, плетка [с помощью которой он раздавал кришна-прему]. Те, кто хоть немного связан с Нитьянандой Прабху, перенимают Его природу преданности.

#01:28:36#

Преданный: У нас есть Мадан Гопал Прабху… Они [спутники Нитьянанды] оставляли тела во время санкиртаны, выходили из тел, а потом опять входили.

#01:29:09#

Бхакти Лалита Деви Даси: Никогда не слышала.

Преданные: В «Чайтанье-чаритамрите» [неразборчиво, смех]. Говинда Махарадж связан с Нитьянандой? А спутники Махапрабху более адекватны? Более аристократичные?

#01:30:09#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, они всего лишь немножко менее эксцентричные, чем спутники Нитьянанды. Харидас Тхакур ходил проповедовать с Нитьянандой Прабху. Харидас Тхакур был старше Нитьянанды Прабху, он был старшим преданным. И Нитьянанда Прабху всегда пытался найти худших людей, чтобы он проповедовал им. Харидас Тхакур был более чувствителен, он говорил: «О, нет. Куда же Ты тащишь меня сегодня? О, нет, сегодня мы идем прямо к Джагаю и Мадхаю. Только не это».

#01:31:32#

В первый день они даже не подошли вместе к Джагаю и Мадхаю, потому что что-то случилось, они просто ушли обратно. Харидас Тхакур был стар, не убежать. Он вернулся к Махапрабху и сказал: «Пожалуйста, не надо меня отправлять с тем сумасшедшим на проповедь». Но представьте, на следующий день они опять вышли вместе.

Преданный: Махапрабху сказал: «Идите».

#01:33:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да. Они были командой, они были партнерами по проповеди.

Преданный: У нас Ананда Прабху… [смех, неразборчиво] хватило соседям сверху, которые купили квартиру, но уже ее продают… [смех, неразборчиво]. Потому что говорит: «Харе Кришна»… [смех, неразборчиво]. Настроение Нитьянанды.

Бхакти Лалита Деви Даси: Все ясно.

Преданный: А санньясу примет, и уже Нитьянанда Госвами.

Бхакти Лалита Деви Даси: А вы ходите вместе с ним?

#01:33:35#

Преданный: Ну да. Вот если бы хари-катху Гурудева записала. [Смех, неразборчиво.]

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы очень хорошая команда.

Преданный: После посещения Харинамы… [смех, неразборчиво] …которое никто не видел.

#01:34:55#

Бхакти Лалита Деви Даси: Нитьянанда Прабху и Махапрабху благословляют вас.

Преданный: Спасибо.

#01:35:09#

Бхакти Лалита Деви Даси: Того, кто проявляет способность к проповеди, Нитьянанда Прабху благословляет. Но не только благословляет, но также отдает всего Себя им. Поэтому, я думаю, вы уже благословлены.

#01:35:37#

Преданная: Очень важно, в каком умонастроении человек идет, и как он преподносит [неразборчиво].

Преданный: Мы не можем преподнести ничего, мы можем себя предоставить как инструмент.

#01:36:09#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это правда. Он дал вам ответ на ваш вопрос. А на самом деле очень важно: у нас у всех, у каждого свое настроение, с которым мы идем на проповедь. Возможно, с таким настроением, с которым Ананда Прабху идет, я не смогу пойти.

Преданный: У нас проповедует Авадхут Махарадж, и мы ему помогаем.

Бхакти Лалита Деви Даси: Авадхут Махарадж, скорее всего, больше принадлежит к категории [последователей] Нитьянанды Прабху.

#01:37:27#

Преданный: Я прошу прощения, у меня вопрос. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит в комментариях к «Шри Чайтанья-чаритамрите», что есть Гуру от Радхарани, а есть от Нитьянанды. Это одно составляющее или это все-таки принципиально разные значения Гуру?

#01:38:10#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это на самом деле взгляд, который у нас есть, взгляд на это. При общем рассмотрении мы можем видеть Нитьянанду Прабху как источник первого Гуру. Он представитель Гуру, Он функционирующий принцип Гуру. Если более специфически смотреть на это, то мы увидим, что наш Гуру, может быть, из делегации Шримати Радхарани.

#01:39:06#

Преданный: То есть по методу проповеди скорее всего? Да?

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле это всего лишь видение, как вы видите это в общем, и как вы видите, если разобраться в этом, более специфически [неразборчиво]. Столь много на самом деле подходов, граней к концепции сознания Кришны, духовности. А если еще более глобально рассмотреть, то Кришна говорит: «Я есть Гуру. И Я нисхожу в бесконечном количестве Своих форм». Более специфически — это Нитьянанда, еще более глубже — это делегация Шримати Радхарани. Это божественное агентство.

#01:40:48#

Преданный: Ачинтья-бхеда-абхеда.

Бхакти Лалита Деви Даси: Одновременно одно и то же, и одновременно разное. Это то, что ачинтья-бхеда-абхеда означает.

Переводчик: Алакананда Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Гандхарва Деви Даси
Редактор: Туласи Прия Деви Даси

 



←  «Путь, указанный Чайтаньей Махапрабху». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 29 сентября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Публичная программа с участием Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа в Одессе 15 октября 2013 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 72.7 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

О поклонении Божествам

(15 октября 2013 года. Харьков, Украина)

 

Бхакти Лалита Деви Даси: Я очень счастлива быть здесь со всеми вами и провести время вместе с вами, праздновать сознание Кришны, памятуя о наших Гуру. Это очень счастливая жизнь для всех нас. Нет ничего лучше, чем помнить о наших Гуру, служить нашему Гуру, а также находиться в обществе преданных, говорить о славе Господа, соблюдать экадаши. Сегодня для нас особый день. Вы знаете, что такое экадаши?

Преданный: Да… [неразборчиво].

#00:01:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да. Мы следуем этому дню так, как мы умеем, в соответствии с тем, что нужно соблюдать пост. Мы принимаем анукалпа-прасад, который готовит Гаятри Диди, которая сама даже не принимает сегодня анукалпу. Она очень добра к нам, она заботится о нас. Это мой первый раз в Харькове. Это очень красивое место, я чувствую вдохновение. Гурудев благословил всех вас. И Шрила Авадхут Махарадж также уделяет свое внимание вам. Я думаю, что это только начало чего-то очень особенного.

#00:02:51#

Однажды здесь будет красивый храм Шри Чайтанья Сарасват Матха. Сейчас мы начинаем вот с таких нама-хатт, арендуемые квартиры, приезжаем и уезжаем. Это скромное начало. Преданные здесь — величайшие хозяева. Они очень тепло принимают всех гостей и заботятся о них. И мы чувствуем себя здесь как дома. Вообще, это довольно странное место для нас, но по их милости мы чувствуем себя как дома. Преданные сделали это место очень домашним, они принесли алтарь, поставили здесь [изображение] Гурудева, они готовят прасад, они заботятся о преданных, которые приезжают.

#00:04:39#

У нас очень много домов по всему миру, и где бы ни воспевали Святое Имя, собираясь наши преданные, где бы они ни были, это все наш дом. (Можем еще открыть двери, довольно жарко здесь.) И у нас был бесконечный летний фестивальный сезон. Мы начали праздновать с нашего фестиваля «VEDALIFE» еще в июле. Это был невиданный успех, тысячи людей приходили, присоединялись к нашим программам. Мы были очень удивлены, увидев такой уровень заинтересованности в местных людях.

#00:06:16#

Теистические концепции и другие духовные вещи довольно близки людям, которые живут здесь, я так думаю. Было очень легко говорить с каждым, и каждый был готов принять что-то. Это принесло много вдохновения для каждого из нас. Мы сидели, разговаривали долгими часами, и никто не уставал. Шрила Авадхут Махарадж собирается сделать это еще несколько раз за год здесь, на Украине. Мы также праздновали в России — в Санкт-Петербурге, в Москве. И мы вернулись сюда, и в субботу у нас был большой фестиваль в Киеве.

#00:07:44#

И это вдохновляет, вдохновляет то, что мы получаем такой большой отзыв от публики. Сознание Кришны — вселенское понятие, это религия души. Сознание Кришны не предназначено [исключительно] для высших классов, богатых, умных, образованных людей, оно не только для брахманов, оно — для каждой души. У нас у всех есть вселенские потребности в любви, в удовлетворении, в счастье, и все это мы можем обрести в сознании Кришны. Мы все предназначены для Кришны, мы все созданы для служения Кришне, это то, где мы найдем свое благополучие и свою счастливую жизнь.

#00:09:37#

Кришна настолько велик, что в бесконечном понимании Он может охватить всех нас. И мы можем найти удовлетворение лишь в Нем, лишь в служении Его преданным или в служении преданным Его преданных. Поэтому мы очень удачливы быть в обществе преданных, связываться с преданными, и это очень хорошо для старта нашей духовной жизни. На самом деле это можно назвать неким спрятанным сокровищем, спрятанным сокровищем жизни. Мы здесь не только для страдания и для существования.

#00:11:01#

Мы дети нектара, и мы созданы для нектара. И мы больше нигде не найдем счастья, кроме как в мире нектара, в мире Кришны. Это на самом деле очень редкая вещь, которую можно найти в этом мире. Из бесконечного количества душ всего лишь несколько перейдут на ту сторону. Всего несколько начнут духовную практику и постараются достичь каких-то духовных благ. И даже [лишь] нескольких это приведет к цели. Это не дешевая вещь. Только удачливые души могут обрести это, только те души, у которых накопилась сукрити.

#00:13:00#

Очень хорошая аналогия: вы идете в ювелирный магазин и видите множество разновидностей драгоценных камней. И что приобретут массы в этом магазине? Они купят что-то более дешевое, то, что выглядит как дорогостоящее, то, что имитирует дорогостоящее. И только несколько людей смогут позволить себе заказать поистине драгоценный камень. Вайшнавская культура и духовная жизнь подобна этому драгоценному камню.

#00:14:26#

Не все готовы отдавать так много, не все готовы «платить» так много. Массы не готовы отдать так много. Обычно то, что удовлетворяет массы, — ходить на духовные программы по воскресеньям. И только некоторые люди пожертвуют своим эго, пожертвуют своими ежедневными вещами. Редок тот случай, когда человек придет и будет готов отдать все, что у него есть. Вот почему в этом мире мы находим небольшие группки тех духовно ориентированных людей.

#00:16:11#

Те редкие души отдают все, что у них есть, они «умирают», чтобы жить, и это очень редкие случаи. Не все желают делать это. Столько, сколько ты отдаешь, — это ровно столько, сколько ты получаешь. Мы соприкасаемся со всемогущим Господом. Мы делаем один шаг в Его сторону, а Он делает десять шагов к нам. Если мы ищем Его, то Он будет искать нас и придет к нам в форме Гуру. После этого наша духовная жизнь может стать реальностью и настоящей жизненной вещью.

#00:17:48#

То, о чем мы читаем, то, о чем мы слышим, обращается в нашу практику. Мы все ищем ананду — блаженство, любовь, сладость, и мы найдем ее, двигаясь по этому пути. Это благополучие нашей жизни, и оно возможно только по безграничной милости. Это не то, на что мы можем рассчитывать, это не то, за что мы можем бороться, мы только можем молиться об этом. Я знаю, что сейчас у многих из вас есть вопросы, хорошие вопросы. Я не знаю всего, я могу не ответить на некоторые из них, но я постараюсь.

#00:19:32#

Преданный: Скажите, пожалуйста, в чем состоит трансцендентный смысл поклонения Божествам? И как этот процесс видят преданные разного уровня?

#00:20:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: Для кого-то это может быть лишь формальное поклонение, в котором есть множество правил. А для кого-то это может быть бхаджаном, внутренним, совершенно сокровенным, экстатическим процессом служения Божествам. Согласно квалификации преданности, есть младшие преданные и есть высшие преданные.

#00:21:35#

Для неофита, для начинающего [духовную жизнь] человека — это формальное поклонение, которое полно правил. Но для самых возвышенных преданных это бхаджан. Вамшидас Бабаджи Махарадж поклоняется Гауре-Нитаю и предлагает не воображаемые вещи для нас, и спорит с Гаурой-Нитаем. Санатана Госвами поклоняется Мадану-Мохану. Санатана Госвами каждую ночь спит под другим деревом и делает лепешки (чапати), и предлагает их Мадану-Мохану. Большие толстые чапати, которые делает всего лишь из муки и воды, — он их жарит на костре и предлагает Мадану-Мохану.

#00:23:29#

Мадан-Мохан Кришна спрашивает: «Можно Мне немножко соли?» А Санатана Госвами ему отвечает: «Ты, что, думаешь, я хоть сколько-то хозяин дома? Сейчас мне придется пойти и найти немного соли для Тебя». И в какой-то момент в Ямуне застревает большой корабль с солью. Корабль не смогли вытащить из мели на реке, он просто там застрял. И кто-то сказал: «Пойдите, пожалуйста, за тем садху, за Санатаной Госвами, он может дать благословение, и все будет хорошо».

#00:24:56#

После всех этих событий Санатана Госвами получил целый короб соли. Хозяин корабля спросил: «Что я могу дать тебе взамен? Большое тебе, огромное спасибо». «Может, немножечко соли для моих Божеств? Он просит меня снова и снова немножечко соли, поэтому, пожалуйста, дай мне ее». Хозяин лодки построил целый храм и дал все необходимое для поклонения Мадану-Мохану. И когда мы посещаем Индию, мы посещаем все святые места, мы посещаем храмы разных Божеств и слышим так много историй.

#00:26:41#

Божества могут ходить, могут разговаривать. И тот, кто пребывает в высшем сознании, он может испытывать некие иные вещи, нечто высшее, то, на что не можем рассчитывать мы. В нашем нынешнем состоянии мы всего лишь приходим на арати и молимся, просим Божеств, чтобы Они нас увидели. Потому что мы в нашем нынешнем состоянии не можем увидеть Их. Недавно я испытала нечто подобное во Вриндаване. Там очень много обезьян, и они украли мои очки. Поэтому мне пришлось идти на парикраму с Авадхутом Махараджем без очков.

#00:28:34#

Я могла ориентироваться без проблем, но я не могла видеть детали, например, на лицах Божеств. Я подходила к Божествам и вспоминала Гурудева, когда он подходил к Джаганнатху и говорил Господу Джаганнатху: «Я здесь. Пожалуйста, увидь меня». Гурудев приходил в храм Джаганнатха и говорил: «Я здесь. Пожалуйста, увидь меня, Господин, я здесь». Несколько раз нам удавалось попасть в Джаганнатха Пури и стоять на Ратха-ятре возле Гурудева, потому что мы знали, что он увидит Их, и просили, чтоб он увидел нас.

#00:29:55#

Он всегда ходил вечером, когда заканчивался фестиваль, потому что Божества проводили всю ночь в дороге. В это время вся толпа расходится, и вы можете близко подойти к Божествам, предложить им свои пранама-мантры и что-то еще. Мы ходили с Гурудевом, приходили и просили за его спиной: «Пожалуйста, Господин, я здесь, увидь меня». Этим мирским, будничным зрением, которое покрыто иллюзией, на самом деле мы не можем увидеть, что происходит.

#00:31:06#

Преданный: Вы можете сказать, что такое Божества?

#00:31:42#

Бхакти Лалита Деви Даси: Они представители Радхи. Как здесь — Радхи, Кришны, Чайтаньи. Устанавливая Божества в храме, мы призываем Их низойти сюда. Они представители, которых мы позвали сюда с помощью процесса установки Божеств, и Они здесь пребывают внутри Божеств. Некоторые из Них (не так часто) являют Себя Сами. Так, у Гопала Бхатты Госвами были шалаграма-шилы Вишны, Нараяны в форме камней.

#00:33:15#

Он так искренне желал одеть своих Божеств, и кто-то даже дарил ему одежду для Божеств. Но это были шалаграма-шилы, у Них не было ни рук, ни ног, не было возможности одеть [Их]. Он отложил одежду в сторонку, пошел спать, а когда проснулся, увидел, что один из шалаграма-шил принял форму Кришны, играющего на флейте. С помощью этого шалаграма-шилы Кришна явился собственнолично для того, чтобы удовлетворить Своего преданного.

#00:34:24#

У него появилась возможность поклоняться Божеству, которое звали Радха-Раман. Этот храм мы посещаем во время парикрамы, и это любимый храм Шрилы Гурудева. Мы очень часто туда попадали, и Шрила Говинда Махарадж получал даршан у Госвами, и очень часто он просто сидел долгое время и наблюдал за Божествами. Иногда даже не ходил в другие храмы, только в этот. Да, спрашивайте.

#00:35:31#

Преданный: То есть эта статуэтка, с которой я взаимоотношения формирую, — это образ Бога? Где мои отношения — они в сердце происходят, либо с самими Божествами?

#00:36:26#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле и то, и другое. Господь живет в нашем сердце как Сверхдуша. Также мы поклоняемся Божествам для нашей духовной жизни, для нашего служения. Есть девять видов служения. Это один из способов продвижения в нашей духовной жизни сознания Кришны, в становлении преданных. Первые два — самые главные для нас: шраванам и киртанам. Слушать и воспевать Имя Господа, харинам-санкиртанам. Мы начинаем слушать, слушать Гуру и вайшнавов, слушать хари-катху. Мы приходим к тому, кто есть Кришна, через процесс слушания. Другие процессы, другие шаги приходят немного позже. Мы начинаем слушать, читать и воспевать Святое Имя, помня о лотосных стопах Господа.

#00:39:09#

Поклонение приходит к нам после некоторых действий, после некоего этапа. Мы не поклоняемся идолам, мы служим в согласии со служением, которое приходит по линии [духовных наставников]. Мы заинтересованы в духовной составляющей этого, не в материальной форме. Духовную сущность мы увидим через поклонение. Мы видим, что дух Господа присутствует здесь. Это милостивое явление Божеств — Самих Себя. Они приходят, чтобы принять наши подношения, поэтому мы почитаем прасад.

#00:40:41#

Есть великий спутник Господа Чайтаньи по имени Рагхунандана Тхакур. Он был сыном Мукунды. В один день Мукунде нужно было уйти куда-то (его сын был всего лишь пятилетним мальчиком), и он попросил: «Пожалуйста, приготовь что-нибудь и предложи Божеству». Он объяснил, что делать, и Рагхунандана Дас Тхакур сделал это. Рагхунандана подошел к алтарю к Божеству с подготовленной бхогой, с не предложенной пищей, и предложил ее. Он ждал, чтобы увидеть, как Божество берет и кушает рис.

#00:42:17#

Но он видел всего лишь Кришну, Который играет на флейте и стоит неподвижно. Тогда он начал волноваться, ведь у него будут проблемы: Кришна не кушает. Он начал причитать, обращаясь к Господу: «Пожалуйста, покушай. У меня будут проблемы. Мой папа придет домой и увидит, что я не смог это сделать». Но Кришна продолжал неподвижно играть на флейте. Но Рагхунандана взял палку и начал запугивать Божество: «Тебе лучше покушать, иначе я ударю Тебя». И Божество начало кушать. Рагхунандана сказал: «Ты должен съесть все, что есть на тарелке».

#00:43:41#

Господь присел, начал класть всю пищу себе в рот, и больше ничего не осталось. Вечером пришел отец, очень голодный, хотел почтить прасад, но ничего не осталось. Он был готов уже начать ругать Рагхунандана: «Как, ты съел весь прасад и ничего не оставил мне?» Но Рагхунандана сказал: «Нет, это Божество скушало». Мукунда сначала подумал: «Мой сын негодяй». [Вслух:] «Тогда покажи, пожалуйста, что ты сделал. Я хочу видеть, как Божество принимало пищу».

#00:45:09#

И тогда они вместе приготовили прасад. Рагхунандана подошел к алтарю и сделал все то же самое. Он снова взял палку и сказал: «Ты должен сделать это снова потому, что мой отец смотрит за мной». И Божество снова скушало. Когда Махапрабху услышал об этом, то спросил: «А кто вообще в этом семействе отец, а кто сын?» Мукунда сказал: «Ну, вообще-то Рагхунандана мой отец». Это все существует в нашем сознании на уровне преданности. Когда у нас нет должного духовного видения, мы просто видим материальную субстанцию. У нас есть вера, и мы верим, что в один прекрасный день мы сможем увидеть это, мы сможем понять и обрести хотя бы каплю этого. Я ответила на ваш вопрос?

#00:47:08#

Преданный: Да. Просто есть такое мнение, что Божество, сама эта материальная оболочка (я не понимаю вот этого) соединяет двух личностей, что это и есть Бог. Следуя такой логике, если это и есть Бог, то зачем мне куда-то идти еще? Мне тогда можно находиться возле этого Божества постоянно, мне не нужно никуда идти больше. А по сути, Бог — это Кришна, он всепривлекающий…

#00:48:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле эта духовная форма, которая нисходит в этот мир, и она проявляется в такой материальной форме. На самом деле Господь пребывает в большей мере в сердце преданного, чем в его Божестве. Поэтому мы стараемся концентрироваться на времяпрепровождении с настоящими, чистыми преданными. Господь присутствует больше в том виде, в котором мы можем о Нем слышать, и к которому мы можем стремиться, и Он менее присутствует в форме своего Божества.

#00:50:12#

Мы обретем больше блага благодаря общению с высшим преданным, чем благодаря сидению перед алтарем возле Божества. Возможно, сейчас мы не можем все это расставить на свои места в своем уме. На самом деле мы не сможем выяснить все о бесконечном в нашем уме. Мы очень невзрачные, ограниченные, обусловленные души. Но наша надежда — это то, что Господь может явить Себя в нашем сердце. Через продвижение, через духовный рост все раскрывает себя. Некоторые преданные больше посвящают себя в служении Божествам, другие — не так сильно.

#00:51:52#

На самом деле нет такого предписания для Кали-юги. Предписание для всех душ в Кали-югу — это нама-санкиртана. Наша обязанность, наша задача — это нама-санкиртана, и это больше чем служение. В Двапара-югу, которая предшествовала этой юге, предписано было служение, поклонение Божествам. Но с течением времени она перешла в Кали-югу, и сейчас нам нужно более сильное лекарство. Нам нужна концентрированная милость. И мы можем найти ее в Святом Имени Кришны.

#00:53:29#

Шри Чайтанья Махапрабху явился как аватара этой юги, чтобы явить нама-санкиртану. Это наша задача, и по милости нама-санкиртаны мы сможем понять все, а также поклонение Божествам. Сначала нам, возможно, понадобится что-то гармонизировать в себе и отложить это на «полочку», на потом. И, возможно, через какое-то время, после того, как мы переживем некое ощущение, мы снова возьмем эту вещь с полки и скажем: «Время опять подумать об этом».

#00:54:54#

На самом деле в этом процессе очень помогает инициация от квалифицированного Гуру. Я испытала это на собственном опыте. Я помню, как я пыталась прочитать одну из наших книг — это была «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». На самом деле это было выше моего понимания, я не могла принять и вообще понять что-либо из этого до своей инициации. Но после инициации я обрела совершенно новый опыт, читая эту книгу.

#00:56:02#

Гуру сажает в нашем сердце семя преданности и дает благословение и наделяет нас силой для воспевания Святого Имени. Столько всего к нам придет в тот момент, придет должное понимание, придет должная возможность принять все знания и понять, что, где и когда. Некоторые вещи не понятны для нас, некоторые вещи за границами нашего понимания. Но благодаря нашим попыткам и руководству Гуру эти вещи смогут прийти к нам, мы сможем принять их. Нам необходимо некое наделение силой.

#00:57:54#

У вас должна быть заинтересованность. Если у вас есть заинтересованность в настоящей духовной жизни, вы должны к этому стремиться. Если вы хотите что-то понять, изучить о духовном, о трансцендентном, то вам нужно обратиться к эксперту. И нам нужны учителя для того, чтобы учиться. Хорошо?

#00:58:40#

Преданный: Я к вам и обращаюсь, я и задаю вопросы. На данный момент я принимаю вас учителем. Я хочу это понять, мне не ясно, как относиться к Божествам.

#00:59:42#

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы можете просто подойти к Божествам, поклониться и попросить: «Пожалуйста, увидьте меня, потому что я не могу увидеть Вас». Вот так просто, и отправляйтесь заниматься каким-то служением. И не пытайтесь взорвать свой мозг по этому поводу. Не пытайтесь это понять с помощью своего маленького ума. Возможно, позже у вас он будет немножко побольше. Начните с маленькой веры, начните с того, что подумайте, что должно что-то быть.

#01:00:50#

Должна быть какая-то хорошая причина, ведь это же древняя ведическая культура. Просто скажите: «Ладно, выясним это позже». И шаг за шагом вы можете прийти к пониманию этого. Мы столько раз устанавливали Божества, чтобы сконцентрироваться на Боге, для того чтобы Бог стал в центре всего. В храме Божества — это то, вокруг чего все сосредотачиваются. И одна из главных причин, почему у нас существуют Божества, — это та, что мы можем предлагать Господу прасад.

#01:02:21#

Маха-прасад может спасти нас от этого материального мира. Маха-прасад — это то, что было предложено Господу, то, что осталось после Него, после предложения [Ему]. Он трансцендентен и не отличен от Кришны. Преданные должны кушать. У нас есть Божества, которые принимают наши подношения, поэтому мы можем кушать, [неразборчиво]. Но тут больше эзотерики. Однако процесс поклонения — это очень глубокое философское знание, очень древнее, которое было явлено в этом мире.

#01:04:21#

Я думаю, что у вас все будет хорошо, и в один прекрасный день вы поймете. Я бы не волновалась слишком много по этому поводу. Просто думайте об этом самым простым образом. Проходите. Кто пришел? Как его зовут?

Преданные: Павел.

#01:05:11#

Преданный: Скажите, пожалуйста, какой акцент делать в служении?

#01:05:59#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы должны сфокусироваться на служении, которое нам дал Гуру. Мы должны сфокусироваться на вещах, которые важны и которые необходимы, и требуются от нас для удовлетворения Гуру и вайшнавов. Через посвящение себя в служении мы обретем милость. Если Гуру просит вас: «Пожалуйста, принеси мне стакан воды, меня замучила жажда». Но вместо этого вы думаете: «А если дать ему гирлянду?» И вы приходите с гирляндой, но без воды. Он, может, будет не очень счастлив из-за этого. Если ему необходима вода, пожалуйста, дайте ему воду. Тогда вы сделаете то, что необходимо, то, что он просил.

#01:07:26#

Это нужно было в тот момент. Если вы выполнили все необходимое, тогда милость придет к вам. На самом деле очень важно быть связанным с божественным каналом через возвышенного Гуру. Тогда наши попытки служения станут реальными и правильными. Еще вопросы?

#01:08:57#

Преданный: Если позволите, я продолжу? Вы вчера говорили о шести видах служения. Можете вы пояснить самопредание? Поподробнее объяснить, как это выглядит, во что это выливается? Как это можно реализовать на практике применительно к себе?

#01:10:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Первое, старт этого всего — это отвержение всего неблагоприятного и принятие всего благоприятного. Это начало самопредания. И все, что вдохновляет нас, все, что помогает нам, все, что благоприятно для нас, то мы принимаем. Мы принимаем это, это заставляет нас жить дальше и возвышает нас. И все противоположное этому — это все, что может быть неблагоприятным для нас, это все, что заставляет нас жить без вдохновения, в каком-то неправильном умонастроении. Все это мы должны отвергать.

#01:12:06#

Это может быть какое-то определенное общение, окружение, какая-то должность, какая-то ежедневная рутинная практика, которую вы совершали, также это может быть то место, где вы живете. Что бы это ни было, если оно благоприятно, принимайте его; если же нет — отвергайте. И это поможет вам очень сильно и направит вас в правильном направлении. Это то, на чем мы концентрируемся в самом начале процесса самопредания. Если что-то тянет вас вниз, вы должны спасти себя от этого. Если это возвышает вас, то вам необходимо больше этого. Понимаете?

#01:13:40#

Преданный: Да.

#01:13:56#

Вся книга «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» построена на этих принципах. Она называется «Нектар бессмертия предавшейся души». Позитивный прогресс и вечное существование. Если вы хотите стать бессмертным, самопредание очень важно. Слушание о самопредании от наших ачарьев, от святых — это нектар для предавшейся души. Шрила Шридхар Махарадж составил эту книгу, в основу которой легли все его сердечные желания. [Реплики на английском.] Мы можем еще задать несколько вопросов. Как только прасад будет готов, мы его предложим и потом почтим. Еще двадцать минут. Поэтому, пожалуйста, еще вопросы.

#01:16:34#

Преданный: У меня есть вопрос. Как не спуститься с уровня духовной практики до уровня религии? В принципе, этот вопрос, наверное, сводится к тому, как оставаться искренним.

#01:17:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Нас будут проверять. Наша искренность будет подвергнута проверке. И по мере того, как вы будете пытаться прогрессировать, придет много вещей, которые будут вас тащить с одной стороны в другую и обратно. Мы должны ожидать всевозможных испытаний на нашем пути. Настоящая вещь — это нечто драгоценное и редкое. И среди этого всего найдется столько обстоятельств, которые будут нас проверять, но мы должны преодолеть их для того, чтобы двигаться дальше.

#01:18:39#

На самом деле Шрила Шридхар Махарадж говорил, что подлинная искренность неподдельна. Искренность действительно неподдельна, и вы сами станете неподдельным, если будете искренним. И по мере того, как вы будете продвигаться по своему духовному пути с искренностью, большее придет к вам на вашем духовном пути. По мере вашего духовного продвижения испытания придут к вам, вас спросят: «Хотите ли вы славы, богатства, благополучия?»

#01:20:20#

Придет проверка, и предложат вам столько всего другого: «Пожалуйста, идите сюда». Но мы всегда должны оставаться сознательными, мы должны понимать6 «Нет, я не хочу благополучия, не хочу имени, не хочу славы». Самое худшее — это слава. Имя и слава — пратиштха. Это как ловушка. Поэтому мы всегда внимательны и всю пратиштху отдаем Гуру. Богатство принадлежит Лакшми, благосостояние — для Нараяны, женщины — для Кришны, а пратиштха (слава и имя) предназначена для Гуру.

#01:22:03#

Мы должны быть сознательны по мере нашего продвижения, потому что все эти вещи предстанут перед нами. И поистине вся пратиштха принадлежит Гуру, потому что он дал ее. Мы можем подумать, что на самом деле мы бы даже не были здесь, если бы не он. И у нас не было бы даже ног для того, чтобы мы могли стоять, если бы это было не предназначено для него. Все, что мы делаем, все это идет Гуру, слава полностью принадлежит ему. Тогда это становится настоящей духовной жизнью и не обуславливается религией. И мы будем вечными живыми душами, существами. Вечно будем жить.

#01:23:47#

Преданный: Спутники Нитьянанды Прабху — Двадаши Гопалы, обладают настроением Нитьянанды. И, как я понимаю, они не могут дать настроение Махапрабху, которому мы следуем, то есть [настроение] Рупы Госвами. Я правильно понимаю?

#01:25:01#

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы говорите о вечных спутниках Нитьянанды. У Чайтаньи Махапрабху Свои вечные спутники. У Нитьянанды Прабху…

Преданный: Да, да. Какая-то разница существует?

#01:25:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: И у Нитьянанды Прабху, и у Шри Чайтаньи Махапрабху есть вечные спутники. У Шри Чайтаньи Махапрабху и у Шри Нитьянанды Прабху, у каждого из Них Свои спутники, это также происходит и в духовном мире. И в кришна-лиле также. У Баларамы Своя группа преданных, а у Кришны Своя. Окружение Нитьянанды Прабху известно тем, что они очень эксцентричные. Он привлекает эксцентричных преданных. Иногда они играют час за часом, день за днем, занимаются такими вещами, которые уму непостижимы.

#01:27:18#

Минакетан Рамдас играл на флейте размером с целое дерево [неразборчиво]. И никто не мог даже поднять ее, только он сам. А у Абхирама [Тхакура] была розга, плетка [с помощью которой он раздавал кришна-прему]. Те, кто хоть немного связан с Нитьянандой Прабху, перенимают Его природу преданности.

#01:28:36#

Преданный: У нас есть Мадан Гопал Прабху… Они [спутники Нитьянанды] оставляли тела во время санкиртаны, выходили из тел, а потом опять входили.

#01:29:09#

Бхакти Лалита Деви Даси: Никогда не слышала.

Преданные: В «Чайтанье-чаритамрите» [неразборчиво, смех]. Говинда Махарадж связан с Нитьянандой? А спутники Махапрабху более адекватны? Более аристократичные?

#01:30:09#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, они всего лишь немножко менее эксцентричные, чем спутники Нитьянанды. Харидас Тхакур ходил проповедовать с Нитьянандой Прабху. Харидас Тхакур был старше Нитьянанды Прабху, он был старшим преданным. И Нитьянанда Прабху всегда пытался найти худших людей, чтобы он проповедовал им. Харидас Тхакур был более чувствителен, он говорил: «О, нет. Куда же Ты тащишь меня сегодня? О, нет, сегодня мы идем прямо к Джагаю и Мадхаю. Только не это».

#01:31:32#

В первый день они даже не подошли вместе к Джагаю и Мадхаю, потому что что-то случилось, они просто ушли обратно. Харидас Тхакур был стар, не убежать. Он вернулся к Махапрабху и сказал: «Пожалуйста, не надо меня отправлять с тем сумасшедшим на проповедь». Но представьте, на следующий день они опять вышли вместе.

Преданный: Махапрабху сказал: «Идите».

#01:33:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да. Они были командой, они были партнерами по проповеди.

Преданный: У нас Ананда Прабху… [смех, неразборчиво] хватило соседям сверху, которые купили квартиру, но уже ее продают… [смех, неразборчиво]. Потому что говорит: «Харе Кришна»… [смех, неразборчиво]. Настроение Нитьянанды.

Бхакти Лалита Деви Даси: Все ясно.

Преданный: А санньясу примет, и уже Нитьянанда Госвами.

Бхакти Лалита Деви Даси: А вы ходите вместе с ним?

#01:33:35#

Преданный: Ну да. Вот если бы хари-катху Гурудева записала. [Смех, неразборчиво.]

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы очень хорошая команда.

Преданный: После посещения Харинамы… [смех, неразборчиво] …которое никто не видел.

#01:34:55#

Бхакти Лалита Деви Даси: Нитьянанда Прабху и Махапрабху благословляют вас.

Преданный: Спасибо.

#01:35:09#

Бхакти Лалита Деви Даси: Того, кто проявляет способность к проповеди, Нитьянанда Прабху благословляет. Но не только благословляет, но также отдает всего Себя им. Поэтому, я думаю, вы уже благословлены.

#01:35:37#

Преданная: Очень важно, в каком умонастроении человек идет, и как он преподносит [неразборчиво].

Преданный: Мы не можем преподнести ничего, мы можем себя предоставить как инструмент.

#01:36:09#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это правда. Он дал вам ответ на ваш вопрос. А на самом деле очень важно: у нас у всех, у каждого свое настроение, с которым мы идем на проповедь. Возможно, с таким настроением, с которым Ананда Прабху идет, я не смогу пойти.

Преданный: У нас проповедует Авадхут Махарадж, и мы ему помогаем.

Бхакти Лалита Деви Даси: Авадхут Махарадж, скорее всего, больше принадлежит к категории [последователей] Нитьянанды Прабху.

#01:37:27#

Преданный: Я прошу прощения, у меня вопрос. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит в комментариях к «Шри Чайтанья-чаритамрите», что есть Гуру от Радхарани, а есть от Нитьянанды. Это одно составляющее или это все-таки принципиально разные значения Гуру?

#01:38:10#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это на самом деле взгляд, который у нас есть, взгляд на это. При общем рассмотрении мы можем видеть Нитьянанду Прабху как источник первого Гуру. Он представитель Гуру, Он функционирующий принцип Гуру. Если более специфически смотреть на это, то мы увидим, что наш Гуру, может быть, из делегации Шримати Радхарани.

#01:39:06#

Преданный: То есть по методу проповеди скорее всего? Да?

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле это всего лишь видение, как вы видите это в общем, и как вы видите, если разобраться в этом, более специфически [неразборчиво]. Столь много на самом деле подходов, граней к концепции сознания Кришны, духовности. А если еще более глобально рассмотреть, то Кришна говорит: «Я есть Гуру. И Я нисхожу в бесконечном количестве Своих форм». Более специфически — это Нитьянанда, еще более глубже — это делегация Шримати Радхарани. Это божественное агентство.

#01:40:48#

Преданный: Ачинтья-бхеда-абхеда.

Бхакти Лалита Деви Даси: Одновременно одно и то же, и одновременно разное. Это то, что ачинтья-бхеда-абхеда означает.

Переводчик: Алакананда Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Гандхарва Деви Даси
Редактор: Туласи Прия Деви Даси

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования