«В семье Кришны». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 9 октября 2013 года. Чиангмай, Таиланд
На русском
In English
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
В семье Кришны
(9 октября 2013 года. Чиангмай, Таиланд)
Я могу рассказать нечто из моего собственного опыта. Я счастливо рос в своей семье, но к тому времени, когда мне исполнилось тринадцать, быть может, общее чувство, сродни всем, — однажды на кухне моя мама разговаривала со мной, в то время как я что-то ел, — внезапно пришло ко мне: «Эта дама говорит так, как будто полностью понимает меня, как будто я для нее — открытая книга, а я, в свою очередь, считаю, что я знаю ее целиком и полностью». Когда я был сосредоточен на лице своей матери продолжительное время, потому что мать все время находится рядом с тобой, ко мне пришли некоторые необычные ощущения. Я подождал, пока она подошла и посмотрела на меня, и начал тщательно исследовать взглядом ее лицо, и через несколько секунд я не смог узнать, кто же передо мной. Это было совершенно непривычно для меня, но потом я начал смотреть на себя в зеркало, и я не смог понять, кто же стоит передо мной. И подумал я: «Это уже сверхнеобычно».
#00:02:15#
Психоаналитики сказали бы: «Да, с потерей чистоты молодое поколение что угодно [может выдумать], что бы вы ни говорили». Когда мой брат учился в медицинской школе, у него была подружка. Можно сказать, это [была] та, кому я проповедовал, общался с ней на некоторые философские темы. Она задавалась вопросами: «Кто я? Что я, по сути, есть?» Все эти вопросы связаны с самоидентификацией, с целью жизни, поэтому мне казалось, что она была очень продвинутой личностью, потому что я могу с ней говорить на глубокие темы, у нее есть размышления, вопросы о себе. Но когда я рассказал [об этом] моему брату, он сказал: «Она просто проходит через некоторую фазу, она пройдет через это». Но я подумал: «Она пройдет, это значит, она оставит [попытки получить] ответы на вопросы, какова цель ее жизни, кто она?» Я был в шоке: неужели она просто оставит это? Я не мог смириться с тем, чтобы она просто отбросила эти вопросы.
#00:03:52#
Когда Шрила Гуру Махарадж в свое время ходил в колледж, [там] был один студент, которым он был привлечен, потому что в его природе очень сильно была проявлена жертвенность и желание служить другим. Гуру Махарадж находил привлекательными именно эти качества. Он видел, кто красив внешне, но привлекали его не эти качества, хотя он в полной мере знал принципы внешней красоты, но его внутренне привлекали люди, склонные жертвовать собой.
#00:04:41#
То, что мы слышим о Кришне: что Он — верховный наслаждающийся, что Он — ади-пуруша. Шридхар Махарадж сказал: «Мне больше по душе Рамачандра, который жертвует Собой, без сомнения уходит в изгнание, быстро собрав вещи». А также Гуру Махараджу очень нравилась Шримати Радхарани, Ее желание пожертвовать Собой ради служения Кришне, ради наслаждения Кришны.
#00:05:21#
Что же дороже всего для людей? — Твое имя, твоя репутация. Что же Кришна говорит Арджуне в свое время: «Для тех, кто обрел почет и уважение, бесчестие — самое страшное наказание».
#00:05:37#
а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м…
а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇
сйа̄м̇,
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄…[1]
#00:06:06#
Эти гопи — а̄рйа-патхам̇. Есть определенный ведический путь — следование правилам морали, чистоты. Они пренебрегают этим и бегут к Кришне, принося в жертву свое благое имя. Они придерживаются высоких стандартов [нравственной чистоты], но они жертвуют ими ради удовлетворения Кришны. Уддхава говорит: «Они настолько достойны почитания, что мне хотелось бы стать одной из них».
#00:06:52#
Как современные сахаджии хотят обрести возвышенное положение служителей духовного мира. Уддхава, в свою очередь, сказал: «Я хочу [стать гопи], но стать одной из них — невозможно. Но если бы у меня была возможность хотя бы малейшего, ничтожного пребывания в пыли под их лотосоподобными стопами, тогда бы я считал себя безмерно удачливым». За кем вы будете следовать — Уддхавой или: «Один пандит в интернете сказал…»?
#00:07:53#
Только один Рамананда существует. Махапрабху говорит [Прадьюмне Мишре]: «Я не знаю кришна-катхи, историй о Кришне. Если ты хочешь услышать [их], иди к Рамананде». Тем, у кого есть сомнения, кто не квалифицирован, этим людям все время скармливают какой-то «порожняк». Люди подвергают сомнению квалификацию признанных вайшнавов.
#00:08:32#
После того, как Махапрабху обратил Сарвабхауму, он [Сарвабхаума] говорит: «Какой ужас! Я подвергал сомнению квалификацию, вайшнавату Рамананды». Он говорит: «Когда Ты будешь в Южной Индии, встреться с Раманандой». То, что произошло на берегах Годавари, ни в коем случае не меньше того, что произошло с Уддхавой.
#00:09:06#
на татха̄ ме прийатама,
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр,
наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н[2]
Уддхава признан как тот, кто занимает определенное [духовное] положение, Санатаной Госвами, самбандха-таттва-ачарьей, и эта шлока появляется в зените, в наивысшей точке и являет высочайшее положение враджа-гопи и их высочайшей предводительницы Шримати Радхарани.
#00:09:50#
Гуру Махарадж сказал: «Когда я думаю о Радхарани, я теряю [себя], забываю о своем существовании». Я верю в эти его слова. Когда Сарасвати Тхакур говорил о славе Шримати Радхарани, он как бы сходил с ума.
#00:10:18#
Шридхар Махарадж рассказывал, что в эти моменты он был похож на перекачанный мяч, но в то же время он как будто находился у себя дома. Его ум привлекало это направление. Рамачандра обладал столь большой жертвенностью, но Шримати Радхарани всегда занимает высочайшее положение. «Но, — сказал он [Шрила Шридхар Махарадж], — во мне недавно появилось почтение к Кришне». И дальше он пояснил: «Потому что если вы находитесь в линии служения Шримати Радхарани, то у вас должна быть некоторая признательность Кришне, некоторое уважение к Кришне».
#00:11:13#
Так вот тот парень, который проявлял некоторое самопожертвование, самоотдачу… В Индии можно пойти на берег пруда, в лес почистить зубы. И вот на такой прогулке они пошли почистить зубы, и этот парень сказал: «Этот джентльмен, в доме которого я живу…» — в этот момент он говорил о своем отце, поэтому Гуру Махарадж был несколько ошеломлен. Он сказал: «Неуважительно, неуместно отзываться о своем отце как о „джентльмене, в доме которого я живу“!» Тот сказал: «Да, ты прав, так невежливо говорить. Но разве это неправда? Разве не так оно и есть? Я живу в доме некоторого джентльмена».
#00:12:15#
брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва…[3]
#00:12:22#
джанаме джанаме сабе пита̄-ма̄та̄ па̄йа…
джанаме джанаме сабе пита̄-ма̄та̄ па̄йа
кр̣ш̣н̣а гуру нахи миле бхаджа хари эи[4]
Странствуя по планам материального бытия, ты получаешь новых отцов и матерей — тысячи отцов и матерей, но очень редко [можно] встретить в своей жизни Гуру. Хари-бхаджан, кришна-бхаджан очень редок в этом мире. У всех есть матери и отцы — иначе вы бы ни родились. Тысячи матерей и отцов у нас уже были. Как в потоке два куска оторванного дерева могут встретиться на некоторое время и расстаться вновь.
#00:13:19#
Мэтью Арнольд говорит в своем стихотворении «Берег Дувра»: «Потерявшиеся в ночи армии странствуют». Он говорит: «Любимая, давай будем верны друг другу». Он начинает честно оценивать, какова природа этого мира. В темном мире, полном невежества, мы странствуем, подобно потерявшимся в ночи армиям. Очень знаменитое стихотворение. Есть такое место в Англии, которое называется Дувр, Белые скалы Дувра. Мы летели до Антверпена, потом плыли на лодке. В итоге мы добрались до побережья Дувра в Англии. Мы увидели белые скалы Дувра, к которым подходит океан. Там есть гравий, галька и волны, которые набегают на берег и отходят — на берег и обратно, на берег и обратно. Вы можете видеть это как океан веры.
#00:14:51#
Когда-то океан веры затоплял мир, но сейчас я лишь слышу отдаленный рокот, который постепенно становится все тише и тише. Люди теряют свою веру в Бога под влиянием науки и в отсутствие сиддханты — грамотного, правильного представления о кришна-таттве, о Верховном Господе.
#00:15:30#
Как Дали спросили: «Верите ли вы в Бога?» — [он ответил:] «Да, конечно верю, но веры в Него у меня нет».
#00:15:33#
‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’, — сарва-ш́а̄стре
кайа
лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа[5]
Нам требуется [духовное] общение, общество. Так вот рождение за рождением вы получаете одного за другим отцов и матерей, но совсем не обязательно, что вы приходите в [духовное] общество, обретаете общение с садху.
#00:16:05#
лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте…[6]
Человеческая жизнь очень редка. Как и другие формы жизни, она временна. Все формы жизни временны, но именно в этой [человеческой форме жизни] удачливые души могут получить общество сат-гуру и вайшнавов, обрести соприкосновение [с духовным], начать следовать Кришна-культуре.
#00:16:47#
Так вот, Гуру Махарадж услышал это выражение того парня: «Да, мне не стоило называть своего отца „этот джентльмен“», точно так же я подумал про свою мать: „Эта дама, эта женщина“ (какой-то проблеск сверхсознания). Когда тот парень сказал эти слова Гуру Махараджу, он признал: «Это отозвалось болью в моем сердце».
#00:17:32#
Гурудев как-то сказал, когда его окружение собиралось для того, чтобы поехать с ним дальше (он вспоминал некоторые события, времена, когда он жил в Бамунпаре), он сказал: «Махарадж! Ты не представляешь, насколько счастлив я был, когда жил там». Иногда, когда преданные вспоминают о временах, предшествующих их приходу в [движение] сознания Кришны, они иногда рассказывают удивительно страшные истории. Но Гурудев сказал: «Ты не представляешь, как счастлив я был, — я любил всех, все любили меня: травка, колосок, птички, даже рикши!» Однажды он сказал, что сама их натура благоприятствует спорам.
#00:18:40#
Когда Гуру Махарадж был представителем [Гаудия Матха], он ходил и проповедовал из одной деревни в другую. Кто-то говорил: «Твоя мать — ничто, твой отец — ничто, твоя жизнь — ничто». Гурудев сказал: «Это кольнуло меня в сердце. Да, конечно, это истина, но это же не значит, что нужно непочтительно относиться к матери и отцу». Но это тот момент, когда философия проявляет свою ценность. Иногда говорят: «В философии нет никакой объективной ценности: жизнь, смерть».
#00:19:35#
Один из моих друзей Вриша Капи много лет назад покинул этот мир. Он болел раком все сильнее и сильнее. Кто-то сказал: «Меня поразило, насколько легко он воспринял смерть». Конечно, это было ни о чем. У него были проблемы с жизнью. Смерть он воспринял легко, но вот то, как он воспринимал жизнь, было намного трудней и сложней. Это моменты, когда философия являет свою ценность. Естественно быть привязанным к матери и отцу, братьям, сестрам. У молодых преданных есть особенно большая склонность к этому.
#00:20:57#
Однажды я поехал на операцию в госпиталь с преданным, который был в сознании Кришны два или три года. Мой брат работал в этом госпитале. Иногда он останавливался повидаться со мной в то время, когда ходил по госпиталю. И он увидел, что преданные приходили, приносили мне прасад, все время шутили, смеялись. Они ушли, и тут он вернулся, и я стал очень серьезен. Он сказал: «Я не понимаю. Только что я видел тебя с ними счастливым, смеющимся, шутящим, но прихожу я — и ты становишься смертельно серьезен». На что я сказал ему: «Джим, с тобой не над чем смеяться. Твое состояние — ты не понимаешь, насколько все серьезно». «Я же твой родной брат», — он сказал. «Да, это я понимаю».
#00:22:17#
С течением времени я научился быть более добрым и обходительным, ценить общество моих родных, а также [сумел] отойти от того, чтобы пытаться «засунуть» в них сознание Кришны, и теперь они делают шаги в моем направлении, чтобы обрести это сознание Кришны. Но это пришло лишь со временем.
#00:22:54#
Нам стоит понять, что, когда Гуру Махарадж писал про Сарасвати Тхакура, он сказал: «Он обладает большей нежностью и заботливостью, чем твой собственный отец». Мы думаем: «Наверняка это гипербола, преувеличение». Когда Шридхар Махарадж сказал, что «он обладает большей нежностью и заботливостью, чем твой отец», мы можем сказать в качестве сноски, что Шридхар Махарадж также сказал, что внутренне он обладал сладостью Вриндавана, но только внутренне можно было видеть это.
#00:23:45#
никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ[7]
#00:24:02#
Он [Шрила Сарасвати Тхакур] был революционером. Через долгое-долгое время я понял: «Да, действительно, он обладает большей нежностью и заботой, чем твой отец. Твоя мать и отец любят тебя, потому что ты произошел от них, иначе, почему бы им ни любить всех остальных? [Они делают это] из-за телесной связи, родственной связи. Они считают тебя своим, своим распространением, частью себя. Это расширенный эгоизм. Но почему же он [Сарасвати Тхакур] более заботлив, чем твой отец? Его забота основывается не на телесной связи, но на духовной. Он твой заботливый благожелатель, который заинтересован лишь в твоем сердце.
#00:25:09#
…муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣[8]
Абсолютная решимость, абсолютная решительность. Он не просто хочет [заботиться о тебе внешне], как часто родители хотят, чтоб их дети пошли тем или иным путем. Как Хридаянанда Махарадж как-то сказал, а также Пушта Кришна Прабху, которые обладали очень высокими познаниями и оценками в институте: «[Обычные] родители ожидают, что их дети станут докторами или юристами, а они становятся преданными. [В противоположность этому] у родителей-преданных рождается сын, и они хотят, чтобы он стал преданным, но он становится доктором или адвокатом». Как в случае Хираньякашипу, Бали и других. Таков мир. Тем не менее Гуру Махарадж отмечает весьма интересную вещь.
#00:26:34#
Есть такое явление, как паракия-бхава, и практически он говорит о ней в наших обстоятельствах. Нам теперь нужно всем на некоторое время забыть о своем неверии. В ведической системе жена должна отвечать, откликаться на желания мужа. Но в случае, когда у жены есть любовник, она [по-прежнему] будет уделять внимание потребностям, желаниям мужа, но это будет больше шоу, потому что сердце ее отдано любовнику. Таков пример. И с чем же Гуру Махарадж сравнивал это явление?
#00:27:47#
тамаса̄ баху рӯпен̣а веш̣т̣ита̄х̣ кармахетуна̄…[9]
Он сказал: «Баддха-джива, обусловленная душа, находится в кармическом теле, окруженная кармическими обстоятельствами. Ты как жена (это относится ко всем нам в данный момент), майя — как муж: „Ты столько эксплуатировала, ты мне должна. Я пришел за должком, теперь ты должна выполнять мои требования“». Гуру Махарадж сказал: «Преданные устраивают шоу, что они исполняют свои кармические обязанности перед друзьями, родителями, обществом, но сердце их отдано сознанию Кришны, Кришна-концепции».
#00:28:44#
Мы слышали о Мукунде, докторе, великом преданном Махапрабху, которому довелось занять положение у мусульманского правителя. Однажды он пришел на веранду, чтобы дать медицинский совет королю. Веранда освещалась солнцем, и там было опахало из перьев павлина. То, что мы используем для Божеств, использовалось для королей. Некто заслонял правителя от палящего солнца этим веером, а Мукунда в это время давал медицинские советы. Но он — великий преданный, который скрывается за личиной физиотерапевта. И вот он замечает эти павлиньи перья. Помните, он очень возвышенный преданный Кришны. Когда мы видим перо павлина, мы испытываем некоторую радость, но, когда он видит перо павлина, это рождает в нем глубокое памятование [о Кришне]. Это как объективная корреляция — глубокая связь, глубокое воспоминание о чем-то. [В книге Марселя Пруста] «В поисках утраченного времени» эта фраза встречается.
#00:30:49#
барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣
карн̣ика̄рам̇,
бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м
рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан гопа-вр̣ндаир,
вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣[10]
Барха̄пид̣ам̇.
#00:31:15#
кастурӣ-тилакам̇ лала̄т̣а-пат̣але вакш̣ах̣-стхале каустубхам̇…[11]
Таким образом, его сознание перемещается из материальной в духовную область, и он видит перо павлина на лбу Кришны. Гуру Махарадж называл то, что родилось в нем, «допустимым неряшеством». Иногда Кришну изображают идеально одетым и собранным, но иногда — слегка растрепанным. Как говорил Гуру Махарадж, «прекрасная растрепанность», «допустимая растрепанность»: не каждый волос лежит идеально, все чуть-чуть взъерошено, что создает своеобразную «нелинейную» красоту.
#00:32:30#
барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара...
Он двигается подобно кинозвезде: улыбается, машет [руками].
#00:32:51#
…нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇…
Но также за Его ушами заткнуты цветы, собранные в лесу. Цветы такого рода: небольшие, маленькие лесные цветы — несколько таких заткнуты у Него за ушами.
#00:33:13#
…бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇…
А на шее, на груди — огромная гирлянда из лесных цветов, ваиджайантӣ.
#00:33:26#
…рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан...
И Он играет на Своей флейте. Мы знаем, что в этом мире, когда флейтист играет на своем инструменте, он дует в него, но когда нектар из уст Кришны проникает во флейту, то он исходит оттуда нектарным фонтаном мистически прекрасного звука, который распространяется среди всего Его окружения.
#00:34:11#
…гопа-вр̣ндаир…
В это время Он окружен огромным количеством пастухов, которые забавляются, играют на рожках, делятся едой, которую их матери дали им. Там много заботы, нежности в духовном мире!
#00:34:44#
Каждое утро матери собирают своих детей, потом [эти дети] приходят к Кришне. Мать Яшода одевает Кришну, и они таращатся на Него. Кришна слегка бьет их флейтой. «Кришна, Кришна, — говорит Яшода, — нельзя так поступать!» Они говорят: «Пусть, пусть, ничего».
#00:35:13#
Но то, что видят враджа-гопи… Они говорят: «Эх, если бы мы были рождены пастушка́ми, мы бы могли играть с Кришной в лесу!» Сознание Кришны являет самую чистую, совершенную, сердечную нежность в кругу семьи.
#00:35:50#
Иногда мы видим очень красивых, очень привлекательных маленьких детей. От них просто невозможно отвести взгляд. Насколько же красив, привлекателен Кришна, когда в роли младенца Он ползает вокруг! Насколько это привлекательно для взгляда!
#00:36:14#
Однажды я видел, когда ехал из Нью-Джерси, как в поезде сидел джентльмен. Этот мужчина ехал со своей дочкой. Там был и другой мужчина, который никогда с ней не встречался, но он был полностью обворожен красотой этой четырехлетней девочки. И после того, как они были знакомы пять минут, он практически стал игрушкой в ее руках, рабом. Если это возможно в этом мире, как вы думаете, возможно ли такое в мире Кришны, где все обладает в тысячу раз большей интенсивностью?
#00:36:59#
…кандарпа-кот̣и-каманӣйа-виш́еш̣а-ш́обхам̇…[12]̇
В десять миллионов раз. Почему в десять миллионов раз, [как] сказано в писаниях? Потому что за пределами этого наш мозг уже не способен работать. Бесконечность. Ачинтья.
#00:37:24#
…ка̄ма̄рбуда…
расодда̄ма̄ ка̄ма̄рбуда-мадхура-дха̄моджжвала-танур…[13]
Такого рода описание дано. Поймите принцип, заложенный здесь. То, что вы видите, или то, что вы переживали в семейной жизни, не стоит отвергать это. Примите это правильным образом. Такого рода ощущения, переживания, помноженные на тысячи раз, — это лишь начало Кришна-концепции. И наша благая удача — прийти в соприкосновение с Гуру и вайшнавами, которые ведут нас за руку в этом направлении.
#00:38:14#
Иногда Гурудев и Гуру Махарадж говорили: «Ваше будущее настолько светлое, что вы себе даже не можете представить». Они видели душу, не покрытую приобретенными предрассудками и кармическими «одеждами». Они видели сверкающий, яркий потенциал души и светлое будущее, которое ее ждет.
#00:38:48#
...вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣
О чем говорит эта шлока? Сама земля Вриндавана, когда Кришна идет по ней, ставя Свои невероятно нежные лотосоподобные стопы на влажную, нежную почву Вриндавана, — что говорится про эти моменты? — земля дрожит от супружеских переживаний любви от соприкосновения с лотосоподобными стопами Кришны.
#00:39:34#
Так кто же настоящий гедонист? Кто хочет наслаждаться по-настоящему? Кто хочет никогда не прекращающегося, постоянно углубляющегося экстаза — преданные или демоны? На английском это звучит хорошо. Оба слова начинаются на ‘d’ [‘devotees’ and ‘demons’]. Если взять в более общем смысле: материалист или человек, следующий духовной культуре? Тот, кто пытается получить что-то более низкое, для того чтобы насладиться этим, или тот, кто посвящает себя, предается чему-то высшему?
#00:40:36#
Вот почему Гуру Махарадж выражал такую большую признательность этим явлениям, потому что они напоминали ему о преданности, о посвящении себя, о безграничном. Иногда мы можем видеть примеры, как мать, ребенок, отец, дочь… Можем сказать, как, например, Налина Наяна написала книгу под названием «Кришна», перевод книги Бхактиведанты Свами.
#00:41:32#
В Китае есть «Парк лотоса». Сундари сегодня научила меня одному слову. Не уверен, что я смогу его вспомнить. «Шуй» — «вода» по-китайски. Итак, «Парк лотоса». Мои дорогие преданные понимают меня с полуслова и дополняют на китайском. Итак, огромное количество людей собралось там.
#00:42:27#
…маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча…[14]
Все что угодно может привести к памятованию о Кришне. Она сказала: «Я прочитала в книге о том, сколько любви и преданности у Баларамы к Кришне, о том, насколько заботлив Он по отношению к Кришне».
#00:42:53#
Баларама так заботлив, столь сильно любит Кришну. Все пытаются прийти к Нему [Кришне] напрямую, отодвигая преданных Абсолюта на второй план, но настоящий преданный понимает, что преданный занимает верховное положение, а Кришна находится на втором плане и под влиянием преданных.
#00:43:29#
ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа…[15]
Бесконечное контролируется ограниченным. Кришна независим. «Он сам по Себе и сам для Себя», — говорит западная философия [Гегель]. Помните, что Господь — личность, исполненная экстаза.
#00:44:04#
Иногда людей стирали с лица земли за то, что они не могли следовать некоторым принципам. Как инквизитор однажды, говоря с Иисусом, сказал: «Слушай, вокруг тебя и твоих апостолов неужели все могут следовать всему этому? Никто». Но эти ребята не хотели нести бремя ответственности за те действия, которые совершали. Так к чему я это вспомнил? Кто-нибудь вообще слушает, что я говорю? Я не буду держать на вас зла. Кришна! Так вот Кришна в оппозиции к иудейскому представлению о Боге, который только и ищет, кого наказать.
#00:45:19#
гопй а̄даде твайи кр̣та̄гаси да̄ма та̄вад,
йа̄ те даш́а̄ш́ру-калила̄н̃джана-самбхрама̄кш̣ам…[16]
Кунти говорит: «Насколько прекрасен вид Господа, который бежит от Своей матери, плачет, тушь размазывается по Его лицу, а мать бежит за Ним с палкой». В Кришна-концепции Абсолюта [Его] практически настигает наказание Его преданных. Он испытывает искренний страх [по отношению] к Своей матери. Но вначале же Он описан как сварат, независимый: «Я независимая, совершенная реальность, сама по Себе, сама для Себя».
#00:46:11#
…хй асватантра ива двиджа…
«Но перед лицом преданности Я распадаюсь на куски. У Меня не получается сохранить целостность Своей личности, — говорит Кришна. — Я теряю Свое существование, Я забываюсь, когда встречаюсь с преданностью. Меня настолько привлекает любовь, нежность и преданность, что Я подпадаю под ее контроль, под ее влияние».
#00:46:54#
…ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄[17]
#00:46:57#
…муктим̇ дада̄ти кархичит сма на бхакти-йогам[18]
С легкостью Он даст освобождение для того, чтобы избавиться от надоедливых личностей, но преданность — это все. Как только кто-то обретает преданность [Богу], он может контролировать Кришну. Так кому можно доверить столько ответственности, столько силы? Яшоде, которая полностью отдала себя Кришне, интересам Кришны. Это и есть чистые преданные, о которых рассказывают писания.
#00:47:51#
анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй
ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄[19]
Что значит — я буду делать то, что хочу делать, следуя сознанию Кришны? Нет, мы будем делать то, что служит наслаждению Кришны, даже если это раскалывает наше сердце.
#00:48:24#
Как Кунджа Бабу рассказывал, что он будет плавать в бассейне, полным расагулов. Он будет есть один, потом нырять вглубь, есть еще один расагул, выныривать, ловить на лету следующий. Его представление о духовном мире — это бассейн сладких расагулов. Было бы прикольно на самом деле оказаться в таком месте. Это очень сладостная концепция, идея, но это не тот путь.
#00:49:05#
Как Гуру Махарадж сказал: «Кришна — не сладкий шарик, которым можно насладиться. Он — потребитель бхавы, Он эксплуататор, Он наслажденец». Тот мужчина [в поезде] позволил девочке эксплуатировать себя, и это было радостью в его жизни. Так часто дедушки и бабушки танцуют под дудочку своих внуков и внучек. Ладно, я использую это как хороший, позитивный пример того, что такое сознание Кришны.
#00:49:54#
[Есть] те, кто говорит, что это же верховная точка деградации человека, что деви даси означает «рабыня».
— Вы не хотите быть рабами, но — когда вы влюбляетесь?
— Ну нет, это же совсем другое, я же влюблен!
— А если вы влюблены в Бога, не хотите ли быть Его рабом?
— Нет, это унизительно, это ниже человеческого достоинства!
#00:50:44#
Поэтому быть рабом трех- или тринадцати-, двадцатилетней девочки — это нормально, но быть рабом, танцевать под дудочку Бога, Абсолюта — «мы переросли это как цивилизованные люди, став демократическим обществом!» «Простите, я был не в курсе».
#00:51:12#
Я имею в виду, что к тому времени, когда мне исполнилось четырнадцать или пятнадцать, я понял, что весь этот мир — это ложь и нонсенс. Пластиковые люди везде. Все — поверхностное.
#00:51:36#
Вы, чванные от
власти и богатств,
Вы, что в рубашке родились на свет —
И вам пробьет сей неизбежный час:
Могилой завершится путь побед[20].
#00:51:52#
Или как сказал Фрэнк Заппа: «На себя можешь взять, на меня не бери. Сам из того ящика, что придется, жри!»
#00:52:04#
Все одно и то же: ты просыпаешься однажды и понимаешь, что тебя осыпают различными гуманистическими слоганами и впихивают их тебе в самую душу. Запихивают в нас, говоря, что вы должны верить, что теперь у нас есть правильное, современное восприятие. «Вы — короли». Но какого рода короли? «Вы — короли и королевы, вы — властители». Люди, которые проглатывают, попадаются на гуманистические слоганы, уже готовы [погибнуть], уже на пути к тому, чтобы погубить себя. Это доступно везде здесь. Путь, дорога самовосхваления стелется на кладбище. «Никто не знает, что будет дальше!» Нет, ты не знаешь, и никто вокруг тебя не знает, но это не значит, что никто [вообще] не знает.
#00:53:23#
а̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇...[21]
Знание, превосходящее смертность, смертный мир. Если Бесконечный может явить Себя ограниченному, если вы допускаете возможность этого, если вы принимаете такую вероятность, то тогда вы занимаете положение, чтобы выразить почтение истине откровений. С этой точки мы можем продвигаться дальше.
#00:53:58#
Но, как я часто вспоминаю, Гуру Махарадж годами говорил в обществе преданных, когда они посещали его Матх, — одна из учениц Прабхупады, когда ее спросили: «За что вам нравится сознание Кришны?», [ответила]: «Мне очень нравится, что у нас есть возможность жить семейной жизнью с Кришной». Она не чтец писаний, не философ. Она говорит: «Мне нравится, что можно жить семейной жизнью с Кришной». Гуру Махарадж говорил: «Она поняла, о чем это все, к чему это все идет!»
#00:54:44#
Поэтому, превзойдя начальные ступени фанатизма, раннего фанатизма, когда преданные отвергают тех, кто относится к ним с любовью и заботой... Но, конечно, это сработает тоже. Как-то Прабхупаде сказали: «Некоторые ваши последователи — полные фанатики». Он ответил: «Ничего, зато они фанатично охраняют огромное сокровище». Поэтому в сознании Кришны [присутствует] некоторый фанатизм. Можно и потерпеть.
#00:55:26#
Гуру Махарадж сказал, что средства должны быть доступны всем, но цель должна быть высочайшей. Все исходит из той земли, из того [духовного] плана бытия. Мадхурья-раса — это то, из чего исходит ватсалья-, сакхья-, дасья-, шанта-[расы]. Они все «спутники», они «клиенты» мадхурья-расы. Она источник всего и вся. Любовь правит миром с точки зрения Фрейда или же с точки зрения оригинала, Истины. Это лишь извращенное отражение истины — вожделение. На вожделении основан этот мир, на любви основан духовный мир.
#00:56:33#
а̄тмендрийа-прӣти-ва̄н̃чха̄ — та̄ре бали
‘ка̄ма’
кр̣ш̣н̣ендрийа-прӣти-иччха̄ дхаре ‘према’ на̄ма[22]
Столь прекрасно выражено. Гуру Махарадж говорит: «Потому что они похожи, как Северный полюс и Южный полюс». «Но, знаете, Северный и Южный полюса очень сильно похожи между собой». Да, но они полностью противоположны друг другу, как вожделение и любовь. Похожи, но полностью отличаются. Одно основано на эксплуатации и наслаждении, а другое — на самоотдаче и самопожертвовании. Но похожи.
#00:57:32#
Ватсалья. Бхакта-ватсала. Кришна настолько любит и настолько нежен к Своим друзьям, параферналиям, родителям, коровам и павлинам. Он — личность, обладающая совершенным, высшим проявлением нежности и любви. И нас привлекает этот план бытия по невероятной милости нашей гуру-варги, которые настолько терпеливы и настолько щедры к нам.
Харе Кришна!
Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Даc, Традиш Дас
1 ↑ А̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇, вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м / йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄, бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м — «Гопи Вриндавана оставили общество своих мужей, сыновей и других членов семьи, что очень трудно сделать, и они оставили путь целомудрия, чтобы принять прибежище лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, которого можно постичь посредством ведического знания. Да буду я столь удачлив, чтобы стать одним из кустов, лиан или травинок во Вриндаване, чтобы гопи топтали меня и тем самым благословили пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).
2 ↑ «Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Санкаршана, ни даже Я сам не дороги Мне так, как ты, Мой дорогой Уддхава!» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.15).
3 ↑ Брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Живые существа, увлекаемые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя служения в преданности [Богу]» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).
4 ↑ «Рождение за рождением вы получаете мать, отца и родственников, но очень редко вы обретаете связь с Гуру и вайшнавами, преданными Кришны».
5 ↑ «Все явленные писания заключают, что даже миг общения с чистым преданным способен сделать жизнь успешной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).
6 ↑ Лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте, ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣ / тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т — «После многих рождений и смертей живое существо достигает редкой человеческой формы жизни, которая, хотя и является временной, предоставляет ему возможность достичь высшего совершенства. Таким образом здравомыслящий человек должен быстро приложить усилия для (достижения) конечного совершенства жизни, пока его тело, которое подвержено смерти, в любой момент не упало и не умерло. Помимо всего прочего, чувственное удовлетворение доступно даже в самых отвратительных разновидностях жизни, тогда как сознание Кришны возможно только для человеческих существ» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).
7 ↑ «Он победил мир жадности и наживы, опроверг многочисленные учения имперсоналистов и даровал служение Радхе-Говинде, смягчив строгость поклонения своей любовью. Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Tхакура в облике его божественных слов, его бхактисиддханта-вани, вечно пребудет в глубине моего сердца» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Пранама-мантра Шриле Сарасвати Тхакуру). АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПЕРЕВОД: «Послание Шри Бхактисиддханты разрушает иллюзию целого мира, сводит на нет безумные поиски освобождения интеллектуалами, должным образом устанавливает предписания шастр и является обителью любовной привязанности для Господа Шри Радхи. Так пусть же это послание вечно играет в наших сердцах».
8 ↑ Ниродхо ’сйа̄нуш́айанам а̄тманах̣ саха ш́актибхих̣ / муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣ — «Когда живое существо вместе с присущей ему тенденцией к обусловленности сливается с бытием погруженного в мистический сон Маха-Вишну, этот процесс называют свертыванием космического проявления. Освобождение — это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).
9 ↑ Тамаса̄ баху рӯпен̣а веш̣т̣ита̄х̣ кармахетуна̄ / антах̣ сам̇джн̃а̄ бхавантй эте сукха-дух̣кха-саманвита̄х̣ — «Эти существа, окруженные многообразной тьмой [неведением] — последствием их действий (в прошлых воплощениях), — обладают внутренним сознанием и испытывают наслаждение и боль» («Ману-самхита», 1.49).
10 ↑ «С украшением из павлиньего пера на голове, синими цветами карникара на ушах, в желтом одеянии, сверкающем как золото и гирляндой из [цветов] ваиджаянти, Господь Кришна являет Свой трансцендентный облик величайшего танцора, вступая в лес Вриндавана, украшая его отпечатками Своих стоп. Он наполняет отверстия Своей флейты нектаром Своих уст, и мальчики-пастушки прославляют Его» («Шримад-Бхагаватам», 10.21.5). АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПЕРЕВОД: «С пером павлина, украшавшим Его голову, с голубыми цветами карникара за ушами, в наряде из желтого шелка, блиставшем, словно золото, и гирляндой вайджаянти на шее, Господь Кришна, чье тело трансцендентно, явил Себя в виде величайшего из танцоров и так вошел в лес Вриндавана, украсив его следами Своих стоп. Нектаром Своих уст Он заполнял отверстия Своей флейты, а Его друзья-пастушки пели Ему славу».
11 ↑ «Его лоб отмечен мускусной тилакой, а на груди красуется камень каустубха. Кончик Его носа украшен утонченной жемчужиной, а лотосоподобная рука держит флейту. Браслеты обнимают Его запястья, все Его тело умащено ароматной сандаловой пастой, а чудесное жемчужное ожерелье подчеркивает изящность Его шеи. Он окружен прекрасными юными гопи. Слава Ему, величайшей драгоценности среди пастухов!»
12 ↑ «Его неповторимая красота очаровывает миллионы купидонов» («Шри Брахма-самхита», 5.30). Стих полностью: вен̣ум̇ кван̣антам аравинда-дала̄йата̄кш̣ам̇, барха̄ватам̇сам асита̄мбуда-сундара̄н̇гам / кандарпа-кот̣и-каманӣйа-виш́еш̣а-ш́обхам̇, говиндам а̄ди пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми — «Всегда играющий на флейте, тот, чьи глаза — словно лепестки расцветшего лотоса, а голова украшена пером павлина, чей прекрасный облик имеет оттенок синей тучи, обладатель несравненной красоты, пленяющей миллионы богов любви — Ему, предвечному Господу, Говинде, я поклоняюсь» («Брахма-самхита», 5.30).
13 ↑ «Опьяненный блаженством, Он [Шри Чайтанья Махапрабху] постоянно наслаждается вкусом бхакти-расы». Стих полностью: расодда̄ма̄ ка̄ма̄рбуда-мадхура-дха̄моджжвала-танур, йатӣна̄м уттам̇сас таран̣икара-видйоти-васанах̣ / ни-ран̣йа̄нам̇ лакш̣мӣ-бхарам абхибхаванн а̄н̇гика-руча̄, са чаитанйах̣ ким̇ ме пунар апи др̣ш́ор йа̄сйати падам — «Шри Чайтанья Махапрабху теряет рассудок, наслаждаясь вкусами служения в преданности. Его сияющий образ — воплощение нектарной красоты сонма богов любви, прекрасных купидонов. Он сияющий бриллиант среди санньяси. Его одежды сверкают, как сияние молнии, а красота Его тела затмевает блеск золота. Когда же Он вновь предстанет перед моим взором?» (Шрила Рупа Госвами. «Става-мала», «Пратхама Шри Чайтаньяштака», 4).
14 ↑ Господь Шри Кришна провозглашает: «От Меня исходят память, знание и забвение». Стих полностью: сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивиш̣т̣о, маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча / ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо, веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам — «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. Я составитель „Веданты“ и Я же знаток Вед» (Бхагавад-гита, 15.15).
15 ↑ Всевышний сказал: «Я всецело нахожусь во власти Моих преданных. На самом деле у Меня нет независимости». Стих полностью: ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно, хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо, бхактаир бхакта-джана-прийах̣ — [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).
16 ↑ «Мой дорогой Кришна! Яшода хотела связать Тебя веревкой, когда Ты напроказничал, и Твои испуганные глаза наполнились слезами». Стих полностью: гопй а̄даде твайи кр̣та̄гаси да̄ма та̄вад, йа̄ те даш́а̄ш́ру-калила̄н̃джана-самбхрама̄кш̣ам / вактрам̇ нинӣйа бхайа-бха̄ванайа̄ стхитасйа, са̄ ма̄м̇ вимохайати бхӣр апи йад бибхети — «Мой дорогой Кришна, Яшода хотела связать Тебя веревкой, когда Ты напроказничал, и Твои испуганные глаза наполнились слезами, которые смыли краску с Твоих ресниц. Ты был напуган, хотя Тебя боится сам страх. Это зрелище приводит меня в замешательство» («Шримад-Бхагаватам», 1.8.31).
17 ↑ «Преданность обладает способностью привлекать самого Шри Кришну». Стих полностью: клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄ / са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄ — Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать самого Шри Кришну».
18 ↑ «Господь очень скоро дарует освобождение, но мало кто обретает от Господа возможность служить Ему с любовью». Стих полностью: ра̄джан патир гурур алам̇ бхавата̄м̇ йадӯна̄м̇, даивам̇ прийах̣ кула-патих̣ ква ча кин̇каро вах̣ / аств эвам ан̇га бхагава̄н бхаджата̄м̇ мукундо, муктим̇ дада̄ти кархичит сма на бхакти-йогам — Шукадев Госвами продолжал: «О царь, Верховный Господь, Мукунда, сам заботится о членах семьи Яду и обо всех потомках Панду. Он для вас и духовный наставник, и Божество, которому вы поклоняетесь, и друг. Именно Он направляет все ваши действия. Мало того, иногда Он становится вашим посланником или слугой и выполняет те же обязанности, что и простая прислуга. Тем, кто стремится заслужить Его благосклонность, Господь очень скоро дарует освобождение, но мало кто обретает от Господа возможность служить Ему с любовью» («Шримад-Бхагаватам», 5.6.18).
19 ↑ «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11). АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПЕРЕВОД: «Для развития служения в преданности высшего уровня нужно избавиться от всех материалистичных желаний, отказаться от изучения философии монизма и от кармической деятельности. Преданный должен непрестанно служить Кришне с любовью, как того хочет сам Кришна» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.167).
20 ↑ Томас Грей. «Элегия на сельском кладбище» (строфа приведена в переводе Черфаса Самуила).
21 ↑ А̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇ харим иха парамам̇ сарва-ш́актим̇ раса̄бдхим̇, тад-бхинна̄м̇ш́а̄м̇ш́ ча джӣва̄н пракр̣ти-кавалита̄н тад-вимукта̄м̇ш́ ча бха̄ва̄д / бхеда̄бхеда-прака̄ш́ам̇ сакалам апи харих̣ са̄дханам̇ ш́уддха-бхактим̇, са̄дхайам̇ тат-прӣтим эвети упадеш́айати джана̄н гаурачандрах̣ свайам̇ сах̣ — «Достоверное ведическое знание, полученное по истинной наставнической преемственности, выражается в следующих основополагающих понятиях: (1) Хари — Высшая Абсолютная Истина; (2) Он всемогущ; (3) Он источник сладости всех видов взаимоотношений; (4) живые существа — Его отделенные неотъемлемые частицы; (5) одни живые существа порабощены майей; (6) другие живые существа свободны от влияния майи; (7) все мироздание одновременно едино с Ним и отлично от Него; (8) шуддха-бхакти — единственный способ обрести любовь к Богу; (9) цель жизни — обрести любовь к Богу. Этому учил сам Гаурачандра» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Даша-мула-таттва»).
22 ↑ «Желание удовлетворять собственные чувства именуется камой, вожделением, а желание услаждать чувства Господа Кришны называют премой, или чистой любовью» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.165).
Наверх