«Шри Лалита-саптами. Явление Шри Лалиты Деви». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 11 сентября 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 27.63M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Шри Лалита-саптами.
Явление Шри Лалиты Деви

(11 сентября 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Шридхар Махарадж сказал ему [Ачьютананде]: «Ты должен следовать моим наставлениям, какими бы они ни показались: может быть, даже смешными; любым моим наставлениям ты обязан следовать. Мы тебе предоставим отдельную комнату с кроватью, и там даже будет один стул». Ачьютананда сказал: «Мне не нужен стул!» Шридхар Махарадж сказал: «Этот стул не для тебя будет. Если какой-нибудь уважаемый гость придет, то ты ему предложишь стул присесть». Шрила Шридхар Махарадж буквально наставлял его в сиддханте, в вопросах философии.

#00:01:38#

Однажды он давал лекцию, там присутствовали другие старшие ученики Шрилы Прабхупады, даже сам Шрила Прабхупада слышал эту лекцию, и он тогда сказал, что этот человек даже превзошел своего учителя. В матхе также Кришнадас Бабаджи Махарадж наставлял его в игре на мриданге и в пении. Он очень быстро научился хорошо играть на мриданге и петь. В Америке мы никогда не слышали, как по-бенгальски поют песни Нароттама Даса Тхакура, Бхактивинода Тхакура. Ачьютананда записал тогда кассету, на которой было 30–40 бхаджанов, и прислал нам в Америку, и мы были очень вдохновлены этим.

#00:03:07#

Когда я приехал в Индию, я был очень воодушевлен и очень хотел встретить Ачьютананду Свами. Мне тогда сказали поехать в Калькутту. Там был дом Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада сказал нам приходить на программы в его дом, где были его семья, родственники. Программы там проводил Ачьютананда, который был и лектором, и певцом, и игроком на мриданге, а мы все помогали ему. Его поведение было очень непредсказуемым: на одной программе мы были в доме, где были родители Шрилы Прабхупады, его родственники, и вдруг он куда-то исчез. Или иногда во время киртана он просто уходил куда-то, и тогда мы вынуждены были петь, продолжать, мы вынуждены были играть на мриданге, петь бхаджаны (песни), давать лекции. Можно рассматривать это как милость Кришны — то, что нам давалась возможность послужить таким образом.

#00:05:20#

Я это говорю к тому, что сейчас похожая ситуация — многие преданные, можно сказать, основной состав уехал в Абхазию на фестиваль. Таким образом, у нас есть возможность подхватить, если так можно выразиться, эстафету и выполнять их ответственное служение. У нас, конечно же, здесь есть хороший игрок на мриданге и певец — Малати Диди, и Абхирам прячется где-то на задней парте, на подпевках.

Мы слышали, что Сарасвати Тхакур говорил, что киртан значит сражение. Это своего рода проповедь, пропаганда — когда мы взгляды людей смещаем от неких ложных представлений в сторону истинных. Иногда даже приводятся примеры: это подобно войне.

#00:06:49#

Как говорил Шрила Шридхар Махарадж: во время войны иногда должность генерала может занимать молодой человек. Такое тоже может случиться. Мы знаем, Авадхут Махарадж — тот, кто может штамповать генералов [буквально]. Он всегда продвигает других преданных. Вообще-то он сам квалифицирован выполнять любого рода служение, но видя какие-то хорошие качества в других, он старается продвинуть этих личностей. Таковыми на самом деле являются качества подлинного преданного: они никогда не думают, не медитируют на себя, на свои какие-то качества, они всегда думают: «О, вокруг столь много квалифицированных преданных, обладающих такими качествами, и я могу как-то им помочь».

#00:08:22#

Говорится, что преданность означает своего рода видение, когда мы видим вокруг какие-то знаки, какие-то качества, которые тоже присущи преданным. Если мы действительно сможем думать в таком ключе, у нас появится такого рода видение, то эти позитивные качества, которые мы будем наблюдать в других, перейдут к нам, и это — один из принципов, который описан в «Шримад-Бхагаватам».

#00:09:12#

дхармах̣ проджджхита-каитаво ’тра
парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇...[1]

В этой шлоке один из основных моментов — это не завидовать преданным, не испытывать чувства зависти. Даже в противоположность этому, наоборот, научиться видеть и ценить хорошие качества других. В «Брихад-бхагаватамрите» Нарада (мы знаем, что он и так является великим преданным) в любых ситуациях, в любом месте всегда молился и просил милости у других преданных, где бы он их ни встретил. И те преданные, которые в действительности были квалифицированными, никогда не принимали его молитвы, прославления, а наоборот, отсылали его к другим преданным.

[Джай Сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!]

#00:11:14#

Это было естественно, это не было какой-то игрой. Это было некое сердечное, искреннее чувство, некая искренняя признательность к качествам, которыми обладают преданные. Есть ли у кого-то вопросы?

#00:12:00#

Преданный: Завтра будет большой праздник [неразборчиво]. Если это удобно, заранее рассказать [о нем].

Шрила Госвами Махарадж: Ты имеешь в виду Лалита-саптами?

Преданный: Да. [Неразборчиво].

#00:13:04#

Шрила Госвами Махарадж: Это, в принципе, связано с тем, о чем мы сейчас говорим, — видеть и ценить хорошие качества в преданных. Рупа Госвами написал «Радхаштакам», «Лалита-аштакам», «Чайтанья-аштаку». Таким образом, кто мог быть более квалифицированным, чем Рупа Госвами, чтобы узреть какие-либо качества Лалиты Деви? Линия Рупануги идет именно через Лалиту Деви к Шримати Радхарани, и одно из ее имен — Анурадха, что означает буквально «Следующая за Радхарани». Иногда бывает так, что Кришна как-то не совсем хорошо поступает по отношению к Радхарани, и тогда Лалита Деви успокаивает Радхарани и говорит: «Не принимай это близко к сердцу», и может даже отругать Кришну за такое Его поведение. Она настолько предана Радхарани, что она ругает Кришну, отчитывает Его. Какого рода Абсолют, что это за природа Господа, если Он может быть отчитан Своими преданными? Есть такой термин на санскрите, который переводится как «сладость».

#00:16:03#

ра̄дха̄-мукунда пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирман̃чханопакаран̣ӣ-к̣рта деха-лакш̣а̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м
девӣм̇ гун̣аих̣  сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми[2]

Есть такая шлока в «Лалита-аштакам», где Рупа Госвами говорит, что Лалита Деви не может выносить, не может терпеть какие-либо беспокойства, которые могут возникать, когда Радха и Кришна находятся вместе, и она делает все, чтобы таких беспокойств не возникло. Мы знаем, что есть примеры самопожертвования, когда люди отдают свою жизнь на войне или еще в каких-либо экстремальных ситуациях. Но в случае с Лалитой Деви, ее степень самопожертвования такова, что она может явить тысячи форм, чтобы выполнять свое служение. То есть мы знаем примеры самопожертвования, когда люди жертвуют свою жизнь, но Лалита Деви готова умереть тысячи раз и принять тысячи других форм, лишь бы удовлетворить желания Радхи и Кришны. И это демонстрирует ее настроение — то, что у нее есть величайшая жажда даже к самому, казалось бы, незначительному служению.

#00:19:09#

Мы можем наблюдать это качество у нашего Гурудева — Шрилы Говинды Махараджа. Он обладал такими качествами, таким настроением, что какого бы рода служение, пусть даже самое незначительное, [ни было бы] необходимо для его Гуру, Шрилы Шридхара Махараджа, он готов был это совершить, каким бы незначительным это служение ни было. Он даже занимался тем, что убирал туалеты в матхе. Хотя все знали его положение, но он выполнял даже такое неприхотливое служение, потому что понимал: так я служу своему Гуру. Он никогда не думал так: «О, это служение какого-то низкого рода. Я на самом деле квалифицированный севака, я не буду делать это служение». Его вúдение, его понимание было таким: «Мой Гуру, Шрила Шридхар Махарадж, живет где-то наверху, у себя на веранде, он занимается тем, что составляет шлоки, пишет „Према-дхама-дева-стотрам“, у него постоянно происходит глубокое погружение в мир священных писаний, в эту божественную реальность. А я живу здесь, внизу, помогаю как-то организовывать жизнь матха, и буду это делать так, чтобы никакого беспокойства не доходило до Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы не помешать ему в его божественном бхаджане».

#00:21:40#

Однажды Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был со своими учениками на враджа-мандала-парикраме. (Нужно понимать, что определенные его ученики были очень продвинутыми в сознании Кришны). Иногда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур проводил ручи-парикша, то есть пытался узнать, понять духовный вкус своих учеников. Таким образом, во время парикрамы они посещали много разных святых мест. И однажды Сарасвати Тхакур спросил у Шридхара Махараджа: «Какое твое любимое место?» Тогда Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Кадамба-кханди». Это место Рупы Госвами. Может быть, через два-три года, когда преданные опять пошли на парикраму враджа-мандалы, они пришли опять в это место — Кадамба-кханди, и тогда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал Шриле Шридхару Махараджу: «Это твое место». И тогда Шрила Шридхар Махарадж понял: «О, мой учитель таким образом тестирует учеников, проверяет их».

#00:23:40#

Уже через много лет, когда Говинда Махарадж пришел к Шридхару Махараджу, они также пошли на враджа-мандала-парикраму. И тогда уже Шрила Шридхар Махарадж тестировал Говинду Махараджа. Тогда на этот вопрос («Какое твое любимое место?») Говинда Махарадж сказал: «Мне нравится место явления Лалиты Деви». Если посмотреть на эти вещи, включая видение, понимание Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то можно понять, что Шридхар Махарадж представляет своего рода группу Радхарани, а Шрила Гурудев, соответственно, представляет группу Лалиты Деви.

#00:25:41#

Однажды, когда мы были с Гурудевом на Говардхане, Гурудев сказал: «Вы можете пойти на парикраму в место [явления] Лалиты Деви». Но затем он сказал: «Я не пойду», — потому что когда он был там в первый раз, то был настолько поражен, настолько пленен красотой этого места, что не хотел туда прийти через много лет и увидеть там нечто, что осквернило или как-то изменило не в лучшую сторону это место. Это на самом деле интересный момент, потому что не очень продвинутые преданные, когда увидят какое-то интересное место или еще что-то, они хотят повторения опыта, они хотят еще раз туда приехать. Но когда у преданных есть более высокого уровня привязанность, некие чувства, переживания по отношению к какому-либо месту или к какому-либо явлению, они не стараются часто приходить туда, не стараются даже показывать эти чувства.

#00:27:46#

Есть шлока Рупы Госвами, где он говорит, что Лалита Деви ходит по Вриндавану, и некоторые люди приходят к ней и пытаются записаться в ее группу. Но также она сама ходит и набирает каких-то личностей в свою группу, то есть она не только принимает тех, кто сам к ней идет, но она сама ищет. Надо понимать, что во Вриндаване все занимают освобожденное положение, там — реализованные души, но иногда Лалита Деви сама ходит и набирает себе помощников. Если в ком-то она увидит определенные качества, то она захочет этого человека к себе в свою группу и призовет его. Мы видели подобного рода, можно сказать, волшебные, магические случаи: ситуацию на примере жизни Шьямананды Прабху.

#00:29:27#

Он занимал в духовном мире во Вриндаване положение пастушка, это называется рага-марга дикша, то есть его божественная природа была такого уровня, что он занимал положение пастушка, друга Кришны. И однажды, когда он пришел во Вриндаван, он увидел, что бегает множество красивых женщин, и они что-то ищут. (А до этого он нашел где-то во Вриндаване украшение на дороге и просто завернул его в свою одежду). Когда он увидел этих женщин, он спросил, что случилось. Ему ответили: «Наша Госпожа потеряла Свое украшение». Тогда он показал то украшение, которое нашел, и спросил: «Это оно?» Среди этих женщин была Лалита Деви, и она сказала: «Да, это то самое украшение!» Она взяла его и приложила его ко лбу Шьямананды Прабху, и тогда он обрел чувства, переживания мадхурья-расы.

#00:31:42#

Когда он вернулся в свою группу, все его друзья увидели, что на нем какая-то другая тилака. Их лидер, их учитель попросил тогда объяснений. (Надо понимать — та группа была группой сакхья-расы). У него спросили: «Зачем ты наносишь эту другую тилаку? Сотри ее с лица!» Он сказал: «Я уже пробовал ее убрать. Попробуйте вы». Эти люди попробовали стереть эту тилаку, но никак не получалось». Тогда он пошел за помощью к Дживе Госвами. И Гуру группы Шьямананды даже позвал Дживу Госвами к себе за разъяснениями. Но потом стало ясно, что Лалита Деви позвала Субала — это лидер группы пастушков — и сказала ему: «Этого человека, Шьямананду Прабху, мы забираем к себе». Это выглядит как нечто невозможное, то есть в своем духовном теле он был трансформирован из пастушка в гопи.

#00:33:50#

Надо также понимать, что все, что мы знаем, — некие сокровенные, возвышенные вещи о природе Махапрабху, — все это пришло от Сварупы Дамодара. Когда Кришна, облаченный в сияние Шримати Радхарани, пришел в этот мир, вторым, кто пришел, был Сварупа Дамодар.

#00:34:30#

ш́рӣ-рӯпа-рагхуна̄тха-паде йа̄ра а̄ш́а
чаитанйа-чарита̄мр̣та кахе кр̣шн̣ада̄са
[3]

В «Чайтанья-чаритамрите» ее автор конец каждой главы завершает тем, что прославляет Чайтанью Махапрабху и Сварупу Дамодара. Когда Рагхунатх Дас Госвами пришел к Махапрабху, Махапрабху отправил его обучаться к Сварупе Дамодару. Но через некоторое время Рагхунатх Дас Госвами пришел к Махапрабху и сказал: «Я пришел к Тебе, и не мог бы Ты лично дать мне какие-то наставления?» И тогда Махапрабху дал ему наставления, довольно существенные, но в конце Он сказал: «Причина, по которой Я отправил тебя к Сварупе Дамодару, в том, что он знает вещи, о которых не имею понятия Я».

#00:36:18#

Можно подумать: как такое вообще возможно, что Махапрабху чего-то не знает? Но что имелось в виду? Сначала надо понять, что Кришна — Верховный Наслаждающийся. Когда Он вовлечен в божественные игры со Шримати Радхарани, видит Ее переживания, Он задается вопросом: какого рода чувства Она испытывает? Это очень важный момент для понимания, это высочайшее положение, слава преданности. Нужно понимать, что Кришна — Он не преданный. Звучит забавно, но это так. Он — Кришна. Все остальные — преданные: преданные Ему, Кришне, либо Его преданным. Видя эту преданность, чувства преданных, Кришна думает: что испытывают эти личности? В частности, Он думает о том, что переживает Его высочайшая преданная, Шримати Радхарани. Но так как Кришна — Верховный Наслаждающийся, то Он может лишь теоретически представить, что испытывают Его преданные, но не пережить это.

#00:38:13#

апа̄рам̇ касйа̄пи пран̣айи-джана-вр̣ндасйа кутукӣ
раса-стомам̇ хр̣тва̄ мадхурам упабхоктум̇ кам апи йах̣
ручам̇ сва̄м а̄вавре дйутим иха тадӣйа̄м̇ пракат̣айан
са деваш́ чаитанйа̄кр̣тир атитара̄м̇ нах̣ кр̣пайату
[4]

В этой шлоке Рупа Госвами говорит, что тогда Кришна похитил сердце Шримати Радхарани и, окутанный Ее сиянием, пришел в другой форме. Но когда Кришна решил затеять такого рода аферу, Радхарани очень взволновалась. Она тогда ужаснулась тому, так как Она Сама испытывала те чувства к Кришне, когда Она находилась в разлуке с Ним, — просто иногда буквально пребывала в безумии, могла упасть на землю без памяти, кататься по земле. Она знала, что у Кришны очень нежное тело, и что Он будет страдать от этого, если Он будет переживать такого рода чувства. Представьте, насколько [большой] любовью обладает Радхарани к Кришне, что Она беспокоится, что Он будет переживать. Когда Радхарани испытывает такого рода чувства — глубочайшие переживания, божественное безумие, — Лалита Деви всегда находится рядом, поддерживает Ее, прислуживает Ей.

#00:40:54#

Когда Госпожа Лалиты Сакхи, Шримати Радхарани, испытывает определенного рода чувства, она знает, в какой момент какую песню нужно спеть, какую шлоку прочитать. Иногда она делает это для того, чтобы сделать переживания Радхарани более интенсивными, иногда — наоборот, чтобы ослабить, облегчить эти переживания.

#00:41:44#

Таким образом, это имел в виду Махапрабху, когда отправил Рагхунатха Даса Госвами к Сварупе Дамодару. Когда Он, Чайтанья Махапрабху, испытывал эти чувства, которые переживала Шримати Радхарани, Сварупа Дамодар всегда был рядом и знал, как поддержать: либо усилить, либо облегчить эти переживания. Сварупа Дамодар передал из своего сердца все это понимание и переживание, которое обрел из отношений с Чайтаньей Махапрабху, Рагхунатху Дасу Госвами. В свою очередь Рагхунатх Дас Госвами в свои последние дни жизни на Радха-кунде все это передал Кришнадасу Кавираджу Госвами, и весь этот опыт проявился в форме книги, «Чайтанья-чаритамриты». Таким образом, все, что есть в этой книге, — какие-то особые, сокровенные моменты, описывающие переживания Махапрабху, — это все пришло от Сварупы Дамодара. В свою очередь, все это, также можно сказать, пришло от Лалиты Сакхи.

#00:44:06#

Очень примечательно и то, что Лалита Сакхи явилась буквально за день до явления Шримати Радхарани. «Саптами» значит «семь». Радхаштами, «аштами» значит «восемь». Также мы празднуем Джанмаштами, это тоже значит «восемь». И когда Радха и Кришна объединяются, Они становятся Гаурангой Махапрабху. То есть если мы соединим, таким образом, две эти восьмерки — Джанмаштами, Радхаштами — что мы получим? Мы получим шестнадцать — это Гаура-пурнима, Гаурачандра, золотой Господь. С разных точек зрения этот день очень значителен для нас. Таким образом, Шридхар Махарадж выражал почтение Бхактивиноду Тхакуру, выражая почтение его ученику, Сарасвати Тхакуру.

#00:46:47#

Вопрос: Какие песни завтра следует петь?

Шрила Госвами Махарадж: Эти две песни — «Гуру-парампара» и «Радхе джая джая мадхава дайите» — мы можем петь завтра. Также можно читать на санскрите «Лалита-аштакам». Как однажды Гурудев, когда был здесь, читал «Гита-Говинду» на санскрите. Никто не понимал этого, и он говорил: «Хорошо для слушания, но не для понимания, потому что это — очень возвышенные вещи». То есть не обязательно нам понимать смысл того, что написано в таких возвышенных произведениях.

#00:48:24#

лалита-лаван̃га-лата-париш’илана-комала-малайа-самире
мадхукара-никара-карамбита-кокила-куджита-кун̃джа-кутире
[5]

Гурудев очень любил эту шлоку из «Гита-Говинды». В то же время, когда Махапрабху слышал эту шлоку, Он тоже впадал в транс, божественные переживания.

[Преданный пытается задать вопрос.]

Время есть. Существует только вечное время. Нет прошлого, настоящего, будущего — только вечное. Мы просто временно пребываем в таком измерении, где есть время, пространство — так что не волнуйся, задавай вопрос: у нас есть время для обсуждения вечных тем.

#00:49:41#

Вопрос: Когда мы находимся под руководством старших преданных, в непосредственной их близости, мы просто делаем, что они нам говорят, и находимся в безопасном положении. Но когда мы вдали от них, мы вынуждены принимать решения, и никогда не знаешь, правильно ли ты поступаешь. Как мы можем судить, верно ли мы поступаем?

#00:50:42#

Шрила Госвами Махарадж: Очень хороший вопрос. Я расскажу то, что Гуру Махарадж рассказывал о себе самом, и мы тогда поймем ответ. Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, рассказывал: «Когда у меня возникал какой-то вопрос, я, подобно компьютеру, анализировал, просматривал все писания, труды святых, наших ачарьев, ища ответ на определенный вопрос, на определенную тему. На все это я медитировал, тогда проявлялось какое-то направление, и я начинал размышлять об этом». Также он говорил, что не надо быть слишком самоуверенным в собственных выводах, суждениях.

#00:52:18#

эмона дурмати, сам̇са̄ра-бхиторе...[6]

Как поется в этом бхаджане: наш ум привел нас в этот бренный, порочный мир. Преданные всегда должны свое мнение, свои идеи соотносить с мнениями старших вайшнавов. Но не всегда у нас есть возможность обратиться к ним. Когда нет рядом старших, мы должны, помня о них и учитывая, зная их духовный опыт, их наставления, принимать решения, прежде всего основываясь на их наставлениях, а не на своих желаниях, на своих побуждениях ума.

#00:53:32#

Мы помним, что Гададхар Пандит однажды был в очень непростой ситуации: когда Валлабхачарья хотел его принудить услышать одно объяснение, а Гададхар Пандит знал, что это разозлит Махапрабху. Он знал: «Махапрабху в моем сердце, и Он знает, что я не хочу слушать это». Но Валлабхачарья наседал, он хотел, [чтобы Гададхар Пандит выслушал это объяснение.] В своем сердце, в мыслях Гададхар Пандит молился: «Мой Господь Гауранга, пожалуйста, Ты знаешь, что я не хочу это слушать!» Такие ситуации тоже бывают, но главная, основная вещь — это искренность. Надо также понимать, что мы склонны совершать ошибки.

#00:55:07#

В одном писании описано, что каждый день или каждые три дня мы совершаем три ошибки. Таким образом, как мы можем думать, что мы совершенны? Однажды я задал Гуру Махараджу подобный вопрос: возможно ли так, что мы можем совершить какую-то ошибку, которую никогда не сможем исправить в этой жизни? Поначалу он даже не совсем понял мой вопрос, он попытался как-то ответить, но потом сказал: «Я, скорее всего, не совсем правильно понял твой вопрос», и тогда я попытался как-то более подробно ему объяснить. Когда он понял, он сказал, что ограниченное идет по направлению, навстречу к Безграничному, и на этом пути мы совершим много ошибок.

#00:56:44#

...на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати[7]

Он часто цитировал эту шлоку из Бхагавад-гиты, немного перефразировав ее по-своему. Мы часто слышали этот афоризм: искренность непобедима.

Мы слышали, что во времена Сарасвати Тхакура, когда проводилась установка Божеств, его ученики, преданные все подготавливали: церемонию, ритуалы, множество подношений. И уже в конце, когда все было готово, приходил Сарасвати Тхакур, клал листочек туласи, и тогда считалось, что только благодаря этому все произошло успешно, и все завершено. Когда Сарасвати Тхакур был уже в преклонном возрасте, и Божества были высокими, тогда Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, подумал, что будет тяжело Сарасвати Тхакуру положить лист туласи. Тогда Шридхар Махарадж сам сделал это, а Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не знал об этом. И когда он увидел, что произошла установка Божеств, что Божества пришли, он удивился: «О, Божества Сами явились сюда! Я еще не завершал церемонию, не приносил листок туласи». Какое-то время Сарасвати Тхакур рассказывал людям об этом. И тогда Шридхар Махарадж долгое время переживал, он думал: «Наверное, я совершил оскорбление. Я совершил то, о чем не знает мой учитель, и он сейчас рассказывает об этом, не зная того, что я сделал».

#00:59:34#

Когда он рассказал об этом Сарасвати Тхакуру, тот написал ему письмо, где сказал, что для искренней души не существует никаких оскорблений. И тогда духовные братья Шридхара Махараджа сказали, увидев это письмо: «О, ты получил очень серьезное признание — своего рода сертификат от Сарасвати Тхакура». Поэтому основное то, что мы должны быть искренними и двигаться в правильном направлении под руководством вайшнавов.

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] Дхармах̣ проджджхита-каитаво ’тра, парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇, ведйам̇ ва̄ставам атра васту, ш́ивадам̇ та̄па-трайонмӯланам / ш́рӣмад-бха̄гавате маха̄-муни-, кр̣те ким̇ ва̄ параир ӣш́варах̣, садйо хр̣дй аварудхйате ’тра, кр̣тибхих̣ ш́уш́рӯшубхис тат-кшан̣а̄т — «Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта „Бхагавата-пурана“ провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной „Бхагавата-пураны“, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание „Бхагаватам“, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2).

[2] «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-ра̄сой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

[3] «Молясь у лотосоподобных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость и следуя за ними, я, Кришнадас, рассказываю „Чайтанья-чаритамриту“» («Шри Чайтанья-чаритамрита»).

[4] «Господь пожелал насладиться безграничной сладостью любовных чувств, которых преисполнена одна из Его многочисленных возлюбленных во Врадже [Шри Радха], и потому принял облик Господа Чайтаньи. Он познал вкус этой любви, когда озарился исходящим от Нее золотым сиянием и скрыл цвет Своего тела. Пусть же Господь Чайтанья прольет на нас Свою милость» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.52 и 4.275; цитата из «Двитийа Шри Чайтанья-аштаки», которая входит в книгу «Става-мала» Шрилы Рупы Госвами).

[5] Шрила Джаядев Госвами, «Гита-Говинда», 1.27-1.

[6] Эмона дурмати, сам̇са̄ра-бхиторе, под̣ийа̄ а̄чхину а̄ми / тава ниджа-джана, коно маха̄джане, па̄т̣ха̄ийа̄ диле туми — «Порочный ум бросил меня в этот мир, о Господь, но один из Твоих чистых возвышенных преданных пришел, чтобы освободить меня!» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Даинйа̄тмика̄, 1).

[7] Ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча: па̄ртха наивеха на̄мутра, вина̄ш́ас тасйа видйате / на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати — «Всевышний ответил: Партха! Не достигший совершенства йог ничего не теряет ни в материальном, ни в духовном мире. Того, кто искренен в поиске Истины, никогда не постигнет злой удел» (Бхагавад-гита, 6.40).

 



←  «Шри Лалита-саптами». Шрила Б. К. Ашрам Махарадж и Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 18 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Явление Шри Лалиты Деви». Манас Кришна Прабху. 1 сентября 2014 года | Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 29.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Шри Лалита-саптами.
Явление Шри Лалиты Деви

(11 сентября 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Шридхар Махарадж сказал ему [Ачьютананде]: «Ты должен следовать моим наставлениям, какими бы они ни показались: может быть, даже смешными; любым моим наставлениям ты обязан следовать. Мы тебе предоставим отдельную комнату с кроватью, и там даже будет один стул». Ачьютананда сказал: «Мне не нужен стул!» Шридхар Махарадж сказал: «Этот стул не для тебя будет. Если какой-нибудь уважаемый гость придет, то ты ему предложишь стул присесть». Шрила Шридхар Махарадж буквально наставлял его в сиддханте, в вопросах философии.

#00:01:38#

Однажды он давал лекцию, там присутствовали другие старшие ученики Шрилы Прабхупады, даже сам Шрила Прабхупада слышал эту лекцию, и он тогда сказал, что этот человек даже превзошел своего учителя. В матхе также Кришнадас Бабаджи Махарадж наставлял его в игре на мриданге и в пении. Он очень быстро научился хорошо играть на мриданге и петь. В Америке мы никогда не слышали, как по-бенгальски поют песни Нароттама Даса Тхакура, Бхактивинода Тхакура. Ачьютананда записал тогда кассету, на которой было 30–40 бхаджанов, и прислал нам в Америку, и мы были очень вдохновлены этим.

#00:03:07#

Когда я приехал в Индию, я был очень воодушевлен и очень хотел встретить Ачьютананду Свами. Мне тогда сказали поехать в Калькутту. Там был дом Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада сказал нам приходить на программы в его дом, где были его семья, родственники. Программы там проводил Ачьютананда, который был и лектором, и певцом, и игроком на мриданге, а мы все помогали ему. Его поведение было очень непредсказуемым: на одной программе мы были в доме, где были родители Шрилы Прабхупады, его родственники, и вдруг он куда-то исчез. Или иногда во время киртана он просто уходил куда-то, и тогда мы вынуждены были петь, продолжать, мы вынуждены были играть на мриданге, петь бхаджаны (песни), давать лекции. Можно рассматривать это как милость Кришны — то, что нам давалась возможность послужить таким образом.

#00:05:20#

Я это говорю к тому, что сейчас похожая ситуация — многие преданные, можно сказать, основной состав уехал в Абхазию на фестиваль. Таким образом, у нас есть возможность подхватить, если так можно выразиться, эстафету и выполнять их ответственное служение. У нас, конечно же, здесь есть хороший игрок на мриданге и певец — Малати Диди, и Абхирам прячется где-то на задней парте, на подпевках.

Мы слышали, что Сарасвати Тхакур говорил, что киртан значит сражение. Это своего рода проповедь, пропаганда — когда мы взгляды людей смещаем от неких ложных представлений в сторону истинных. Иногда даже приводятся примеры: это подобно войне.

#00:06:49#

Как говорил Шрила Шридхар Махарадж: во время войны иногда должность генерала может занимать молодой человек. Такое тоже может случиться. Мы знаем, Авадхут Махарадж — тот, кто может штамповать генералов [буквально]. Он всегда продвигает других преданных. Вообще-то он сам квалифицирован выполнять любого рода служение, но видя какие-то хорошие качества в других, он старается продвинуть этих личностей. Таковыми на самом деле являются качества подлинного преданного: они никогда не думают, не медитируют на себя, на свои какие-то качества, они всегда думают: «О, вокруг столь много квалифицированных преданных, обладающих такими качествами, и я могу как-то им помочь».

#00:08:22#

Говорится, что преданность означает своего рода видение, когда мы видим вокруг какие-то знаки, какие-то качества, которые тоже присущи преданным. Если мы действительно сможем думать в таком ключе, у нас появится такого рода видение, то эти позитивные качества, которые мы будем наблюдать в других, перейдут к нам, и это — один из принципов, который описан в «Шримад-Бхагаватам».

#00:09:12#

дхармах̣ проджджхита-каитаво ’тра
парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇...[1]

В этой шлоке один из основных моментов — это не завидовать преданным, не испытывать чувства зависти. Даже в противоположность этому, наоборот, научиться видеть и ценить хорошие качества других. В «Брихад-бхагаватамрите» Нарада (мы знаем, что он и так является великим преданным) в любых ситуациях, в любом месте всегда молился и просил милости у других преданных, где бы он их ни встретил. И те преданные, которые в действительности были квалифицированными, никогда не принимали его молитвы, прославления, а наоборот, отсылали его к другим преданным.

[Джай Сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!]

#00:11:14#

Это было естественно, это не было какой-то игрой. Это было некое сердечное, искреннее чувство, некая искренняя признательность к качествам, которыми обладают преданные. Есть ли у кого-то вопросы?

#00:12:00#

Преданный: Завтра будет большой праздник [неразборчиво]. Если это удобно, заранее рассказать [о нем].

Шрила Госвами Махарадж: Ты имеешь в виду Лалита-саптами?

Преданный: Да. [Неразборчиво].

#00:13:04#

Шрила Госвами Махарадж: Это, в принципе, связано с тем, о чем мы сейчас говорим, — видеть и ценить хорошие качества в преданных. Рупа Госвами написал «Радхаштакам», «Лалита-аштакам», «Чайтанья-аштаку». Таким образом, кто мог быть более квалифицированным, чем Рупа Госвами, чтобы узреть какие-либо качества Лалиты Деви? Линия Рупануги идет именно через Лалиту Деви к Шримати Радхарани, и одно из ее имен — Анурадха, что означает буквально «Следующая за Радхарани». Иногда бывает так, что Кришна как-то не совсем хорошо поступает по отношению к Радхарани, и тогда Лалита Деви успокаивает Радхарани и говорит: «Не принимай это близко к сердцу», и может даже отругать Кришну за такое Его поведение. Она настолько предана Радхарани, что она ругает Кришну, отчитывает Его. Какого рода Абсолют, что это за природа Господа, если Он может быть отчитан Своими преданными? Есть такой термин на санскрите, который переводится как «сладость».

#00:16:03#

ра̄дха̄-мукунда пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирман̃чханопакаран̣ӣ-к̣рта деха-лакш̣а̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м
девӣм̇ гун̣аих̣  сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми[2]

Есть такая шлока в «Лалита-аштакам», где Рупа Госвами говорит, что Лалита Деви не может выносить, не может терпеть какие-либо беспокойства, которые могут возникать, когда Радха и Кришна находятся вместе, и она делает все, чтобы таких беспокойств не возникло. Мы знаем, что есть примеры самопожертвования, когда люди отдают свою жизнь на войне или еще в каких-либо экстремальных ситуациях. Но в случае с Лалитой Деви, ее степень самопожертвования такова, что она может явить тысячи форм, чтобы выполнять свое служение. То есть мы знаем примеры самопожертвования, когда люди жертвуют свою жизнь, но Лалита Деви готова умереть тысячи раз и принять тысячи других форм, лишь бы удовлетворить желания Радхи и Кришны. И это демонстрирует ее настроение — то, что у нее есть величайшая жажда даже к самому, казалось бы, незначительному служению.

#00:19:09#

Мы можем наблюдать это качество у нашего Гурудева — Шрилы Говинды Махараджа. Он обладал такими качествами, таким настроением, что какого бы рода служение, пусть даже самое незначительное, [ни было бы] необходимо для его Гуру, Шрилы Шридхара Махараджа, он готов был это совершить, каким бы незначительным это служение ни было. Он даже занимался тем, что убирал туалеты в матхе. Хотя все знали его положение, но он выполнял даже такое неприхотливое служение, потому что понимал: так я служу своему Гуру. Он никогда не думал так: «О, это служение какого-то низкого рода. Я на самом деле квалифицированный севака, я не буду делать это служение». Его вúдение, его понимание было таким: «Мой Гуру, Шрила Шридхар Махарадж, живет где-то наверху, у себя на веранде, он занимается тем, что составляет шлоки, пишет „Према-дхама-дева-стотрам“, у него постоянно происходит глубокое погружение в мир священных писаний, в эту божественную реальность. А я живу здесь, внизу, помогаю как-то организовывать жизнь матха, и буду это делать так, чтобы никакого беспокойства не доходило до Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы не помешать ему в его божественном бхаджане».

#00:21:40#

Однажды Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был со своими учениками на враджа-мандала-парикраме. (Нужно понимать, что определенные его ученики были очень продвинутыми в сознании Кришны). Иногда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур проводил ручи-парикша, то есть пытался узнать, понять духовный вкус своих учеников. Таким образом, во время парикрамы они посещали много разных святых мест. И однажды Сарасвати Тхакур спросил у Шридхара Махараджа: «Какое твое любимое место?» Тогда Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Кадамба-кханди». Это место Рупы Госвами. Может быть, через два-три года, когда преданные опять пошли на парикраму враджа-мандалы, они пришли опять в это место — Кадамба-кханди, и тогда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал Шриле Шридхару Махараджу: «Это твое место». И тогда Шрила Шридхар Махарадж понял: «О, мой учитель таким образом тестирует учеников, проверяет их».

#00:23:40#

Уже через много лет, когда Говинда Махарадж пришел к Шридхару Махараджу, они также пошли на враджа-мандала-парикраму. И тогда уже Шрила Шридхар Махарадж тестировал Говинду Махараджа. Тогда на этот вопрос («Какое твое любимое место?») Говинда Махарадж сказал: «Мне нравится место явления Лалиты Деви». Если посмотреть на эти вещи, включая видение, понимание Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то можно понять, что Шридхар Махарадж представляет своего рода группу Радхарани, а Шрила Гурудев, соответственно, представляет группу Лалиты Деви.

#00:25:41#

Однажды, когда мы были с Гурудевом на Говардхане, Гурудев сказал: «Вы можете пойти на парикраму в место [явления] Лалиты Деви». Но затем он сказал: «Я не пойду», — потому что когда он был там в первый раз, то был настолько поражен, настолько пленен красотой этого места, что не хотел туда прийти через много лет и увидеть там нечто, что осквернило или как-то изменило не в лучшую сторону это место. Это на самом деле интересный момент, потому что не очень продвинутые преданные, когда увидят какое-то интересное место или еще что-то, они хотят повторения опыта, они хотят еще раз туда приехать. Но когда у преданных есть более высокого уровня привязанность, некие чувства, переживания по отношению к какому-либо месту или к какому-либо явлению, они не стараются часто приходить туда, не стараются даже показывать эти чувства.

#00:27:46#

Есть шлока Рупы Госвами, где он говорит, что Лалита Деви ходит по Вриндавану, и некоторые люди приходят к ней и пытаются записаться в ее группу. Но также она сама ходит и набирает каких-то личностей в свою группу, то есть она не только принимает тех, кто сам к ней идет, но она сама ищет. Надо понимать, что во Вриндаване все занимают освобожденное положение, там — реализованные души, но иногда Лалита Деви сама ходит и набирает себе помощников. Если в ком-то она увидит определенные качества, то она захочет этого человека к себе в свою группу и призовет его. Мы видели подобного рода, можно сказать, волшебные, магические случаи: ситуацию на примере жизни Шьямананды Прабху.

#00:29:27#

Он занимал в духовном мире во Вриндаване положение пастушка, это называется рага-марга дикша, то есть его божественная природа была такого уровня, что он занимал положение пастушка, друга Кришны. И однажды, когда он пришел во Вриндаван, он увидел, что бегает множество красивых женщин, и они что-то ищут. (А до этого он нашел где-то во Вриндаване украшение на дороге и просто завернул его в свою одежду). Когда он увидел этих женщин, он спросил, что случилось. Ему ответили: «Наша Госпожа потеряла Свое украшение». Тогда он показал то украшение, которое нашел, и спросил: «Это оно?» Среди этих женщин была Лалита Деви, и она сказала: «Да, это то самое украшение!» Она взяла его и приложила его ко лбу Шьямананды Прабху, и тогда он обрел чувства, переживания мадхурья-расы.

#00:31:42#

Когда он вернулся в свою группу, все его друзья увидели, что на нем какая-то другая тилака. Их лидер, их учитель попросил тогда объяснений. (Надо понимать — та группа была группой сакхья-расы). У него спросили: «Зачем ты наносишь эту другую тилаку? Сотри ее с лица!» Он сказал: «Я уже пробовал ее убрать. Попробуйте вы». Эти люди попробовали стереть эту тилаку, но никак не получалось». Тогда он пошел за помощью к Дживе Госвами. И Гуру группы Шьямананды даже позвал Дживу Госвами к себе за разъяснениями. Но потом стало ясно, что Лалита Деви позвала Субала — это лидер группы пастушков — и сказала ему: «Этого человека, Шьямананду Прабху, мы забираем к себе». Это выглядит как нечто невозможное, то есть в своем духовном теле он был трансформирован из пастушка в гопи.

#00:33:50#

Надо также понимать, что все, что мы знаем, — некие сокровенные, возвышенные вещи о природе Махапрабху, — все это пришло от Сварупы Дамодара. Когда Кришна, облаченный в сияние Шримати Радхарани, пришел в этот мир, вторым, кто пришел, был Сварупа Дамодар.

#00:34:30#

ш́рӣ-рӯпа-рагхуна̄тха-паде йа̄ра а̄ш́а
чаитанйа-чарита̄мр̣та кахе кр̣шн̣ада̄са
[3]

В «Чайтанья-чаритамрите» ее автор конец каждой главы завершает тем, что прославляет Чайтанью Махапрабху и Сварупу Дамодара. Когда Рагхунатх Дас Госвами пришел к Махапрабху, Махапрабху отправил его обучаться к Сварупе Дамодару. Но через некоторое время Рагхунатх Дас Госвами пришел к Махапрабху и сказал: «Я пришел к Тебе, и не мог бы Ты лично дать мне какие-то наставления?» И тогда Махапрабху дал ему наставления, довольно существенные, но в конце Он сказал: «Причина, по которой Я отправил тебя к Сварупе Дамодару, в том, что он знает вещи, о которых не имею понятия Я».

#00:36:18#

Можно подумать: как такое вообще возможно, что Махапрабху чего-то не знает? Но что имелось в виду? Сначала надо понять, что Кришна — Верховный Наслаждающийся. Когда Он вовлечен в божественные игры со Шримати Радхарани, видит Ее переживания, Он задается вопросом: какого рода чувства Она испытывает? Это очень важный момент для понимания, это высочайшее положение, слава преданности. Нужно понимать, что Кришна — Он не преданный. Звучит забавно, но это так. Он — Кришна. Все остальные — преданные: преданные Ему, Кришне, либо Его преданным. Видя эту преданность, чувства преданных, Кришна думает: что испытывают эти личности? В частности, Он думает о том, что переживает Его высочайшая преданная, Шримати Радхарани. Но так как Кришна — Верховный Наслаждающийся, то Он может лишь теоретически представить, что испытывают Его преданные, но не пережить это.

#00:38:13#

апа̄рам̇ касйа̄пи пран̣айи-джана-вр̣ндасйа кутукӣ
раса-стомам̇ хр̣тва̄ мадхурам упабхоктум̇ кам апи йах̣
ручам̇ сва̄м а̄вавре дйутим иха тадӣйа̄м̇ пракат̣айан
са деваш́ чаитанйа̄кр̣тир атитара̄м̇ нах̣ кр̣пайату
[4]

В этой шлоке Рупа Госвами говорит, что тогда Кришна похитил сердце Шримати Радхарани и, окутанный Ее сиянием, пришел в другой форме. Но когда Кришна решил затеять такого рода аферу, Радхарани очень взволновалась. Она тогда ужаснулась тому, так как Она Сама испытывала те чувства к Кришне, когда Она находилась в разлуке с Ним, — просто иногда буквально пребывала в безумии, могла упасть на землю без памяти, кататься по земле. Она знала, что у Кришны очень нежное тело, и что Он будет страдать от этого, если Он будет переживать такого рода чувства. Представьте, насколько [большой] любовью обладает Радхарани к Кришне, что Она беспокоится, что Он будет переживать. Когда Радхарани испытывает такого рода чувства — глубочайшие переживания, божественное безумие, — Лалита Деви всегда находится рядом, поддерживает Ее, прислуживает Ей.

#00:40:54#

Когда Госпожа Лалиты Сакхи, Шримати Радхарани, испытывает определенного рода чувства, она знает, в какой момент какую песню нужно спеть, какую шлоку прочитать. Иногда она делает это для того, чтобы сделать переживания Радхарани более интенсивными, иногда — наоборот, чтобы ослабить, облегчить эти переживания.

#00:41:44#

Таким образом, это имел в виду Махапрабху, когда отправил Рагхунатха Даса Госвами к Сварупе Дамодару. Когда Он, Чайтанья Махапрабху, испытывал эти чувства, которые переживала Шримати Радхарани, Сварупа Дамодар всегда был рядом и знал, как поддержать: либо усилить, либо облегчить эти переживания. Сварупа Дамодар передал из своего сердца все это понимание и переживание, которое обрел из отношений с Чайтаньей Махапрабху, Рагхунатху Дасу Госвами. В свою очередь Рагхунатх Дас Госвами в свои последние дни жизни на Радха-кунде все это передал Кришнадасу Кавираджу Госвами, и весь этот опыт проявился в форме книги, «Чайтанья-чаритамриты». Таким образом, все, что есть в этой книге, — какие-то особые, сокровенные моменты, описывающие переживания Махапрабху, — это все пришло от Сварупы Дамодара. В свою очередь, все это, также можно сказать, пришло от Лалиты Сакхи.

#00:44:06#

Очень примечательно и то, что Лалита Сакхи явилась буквально за день до явления Шримати Радхарани. «Саптами» значит «семь». Радхаштами, «аштами» значит «восемь». Также мы празднуем Джанмаштами, это тоже значит «восемь». И когда Радха и Кришна объединяются, Они становятся Гаурангой Махапрабху. То есть если мы соединим, таким образом, две эти восьмерки — Джанмаштами, Радхаштами — что мы получим? Мы получим шестнадцать — это Гаура-пурнима, Гаурачандра, золотой Господь. С разных точек зрения этот день очень значителен для нас. Таким образом, Шридхар Махарадж выражал почтение Бхактивиноду Тхакуру, выражая почтение его ученику, Сарасвати Тхакуру.

#00:46:47#

Вопрос: Какие песни завтра следует петь?

Шрила Госвами Махарадж: Эти две песни — «Гуру-парампара» и «Радхе джая джая мадхава дайите» — мы можем петь завтра. Также можно читать на санскрите «Лалита-аштакам». Как однажды Гурудев, когда был здесь, читал «Гита-Говинду» на санскрите. Никто не понимал этого, и он говорил: «Хорошо для слушания, но не для понимания, потому что это — очень возвышенные вещи». То есть не обязательно нам понимать смысл того, что написано в таких возвышенных произведениях.

#00:48:24#

лалита-лаван̃га-лата-париш’илана-комала-малайа-самире
мадхукара-никара-карамбита-кокила-куджита-кун̃джа-кутире
[5]

Гурудев очень любил эту шлоку из «Гита-Говинды». В то же время, когда Махапрабху слышал эту шлоку, Он тоже впадал в транс, божественные переживания.

[Преданный пытается задать вопрос.]

Время есть. Существует только вечное время. Нет прошлого, настоящего, будущего — только вечное. Мы просто временно пребываем в таком измерении, где есть время, пространство — так что не волнуйся, задавай вопрос: у нас есть время для обсуждения вечных тем.

#00:49:41#

Вопрос: Когда мы находимся под руководством старших преданных, в непосредственной их близости, мы просто делаем, что они нам говорят, и находимся в безопасном положении. Но когда мы вдали от них, мы вынуждены принимать решения, и никогда не знаешь, правильно ли ты поступаешь. Как мы можем судить, верно ли мы поступаем?

#00:50:42#

Шрила Госвами Махарадж: Очень хороший вопрос. Я расскажу то, что Гуру Махарадж рассказывал о себе самом, и мы тогда поймем ответ. Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, рассказывал: «Когда у меня возникал какой-то вопрос, я, подобно компьютеру, анализировал, просматривал все писания, труды святых, наших ачарьев, ища ответ на определенный вопрос, на определенную тему. На все это я медитировал, тогда проявлялось какое-то направление, и я начинал размышлять об этом». Также он говорил, что не надо быть слишком самоуверенным в собственных выводах, суждениях.

#00:52:18#

эмона дурмати, сам̇са̄ра-бхиторе...[6]

Как поется в этом бхаджане: наш ум привел нас в этот бренный, порочный мир. Преданные всегда должны свое мнение, свои идеи соотносить с мнениями старших вайшнавов. Но не всегда у нас есть возможность обратиться к ним. Когда нет рядом старших, мы должны, помня о них и учитывая, зная их духовный опыт, их наставления, принимать решения, прежде всего основываясь на их наставлениях, а не на своих желаниях, на своих побуждениях ума.

#00:53:32#

Мы помним, что Гададхар Пандит однажды был в очень непростой ситуации: когда Валлабхачарья хотел его принудить услышать одно объяснение, а Гададхар Пандит знал, что это разозлит Махапрабху. Он знал: «Махапрабху в моем сердце, и Он знает, что я не хочу слушать это». Но Валлабхачарья наседал, он хотел, [чтобы Гададхар Пандит выслушал это объяснение.] В своем сердце, в мыслях Гададхар Пандит молился: «Мой Господь Гауранга, пожалуйста, Ты знаешь, что я не хочу это слушать!» Такие ситуации тоже бывают, но главная, основная вещь — это искренность. Надо также понимать, что мы склонны совершать ошибки.

#00:55:07#

В одном писании описано, что каждый день или каждые три дня мы совершаем три ошибки. Таким образом, как мы можем думать, что мы совершенны? Однажды я задал Гуру Махараджу подобный вопрос: возможно ли так, что мы можем совершить какую-то ошибку, которую никогда не сможем исправить в этой жизни? Поначалу он даже не совсем понял мой вопрос, он попытался как-то ответить, но потом сказал: «Я, скорее всего, не совсем правильно понял твой вопрос», и тогда я попытался как-то более подробно ему объяснить. Когда он понял, он сказал, что ограниченное идет по направлению, навстречу к Безграничному, и на этом пути мы совершим много ошибок.

#00:56:44#

...на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати[7]

Он часто цитировал эту шлоку из Бхагавад-гиты, немного перефразировав ее по-своему. Мы часто слышали этот афоризм: искренность непобедима.

Мы слышали, что во времена Сарасвати Тхакура, когда проводилась установка Божеств, его ученики, преданные все подготавливали: церемонию, ритуалы, множество подношений. И уже в конце, когда все было готово, приходил Сарасвати Тхакур, клал листочек туласи, и тогда считалось, что только благодаря этому все произошло успешно, и все завершено. Когда Сарасвати Тхакур был уже в преклонном возрасте, и Божества были высокими, тогда Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, подумал, что будет тяжело Сарасвати Тхакуру положить лист туласи. Тогда Шридхар Махарадж сам сделал это, а Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не знал об этом. И когда он увидел, что произошла установка Божеств, что Божества пришли, он удивился: «О, Божества Сами явились сюда! Я еще не завершал церемонию, не приносил листок туласи». Какое-то время Сарасвати Тхакур рассказывал людям об этом. И тогда Шридхар Махарадж долгое время переживал, он думал: «Наверное, я совершил оскорбление. Я совершил то, о чем не знает мой учитель, и он сейчас рассказывает об этом, не зная того, что я сделал».

#00:59:34#

Когда он рассказал об этом Сарасвати Тхакуру, тот написал ему письмо, где сказал, что для искренней души не существует никаких оскорблений. И тогда духовные братья Шридхара Махараджа сказали, увидев это письмо: «О, ты получил очень серьезное признание — своего рода сертификат от Сарасвати Тхакура». Поэтому основное то, что мы должны быть искренними и двигаться в правильном направлении под руководством вайшнавов.

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] Дхармах̣ проджджхита-каитаво ’тра, парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇, ведйам̇ ва̄ставам атра васту, ш́ивадам̇ та̄па-трайонмӯланам / ш́рӣмад-бха̄гавате маха̄-муни-, кр̣те ким̇ ва̄ параир ӣш́варах̣, садйо хр̣дй аварудхйате ’тра, кр̣тибхих̣ ш́уш́рӯшубхис тат-кшан̣а̄т — «Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта „Бхагавата-пурана“ провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной „Бхагавата-пураны“, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание „Бхагаватам“, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2).

[2] «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-ра̄сой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

[3] «Молясь у лотосоподобных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость и следуя за ними, я, Кришнадас, рассказываю „Чайтанья-чаритамриту“» («Шри Чайтанья-чаритамрита»).

[4] «Господь пожелал насладиться безграничной сладостью любовных чувств, которых преисполнена одна из Его многочисленных возлюбленных во Врадже [Шри Радха], и потому принял облик Господа Чайтаньи. Он познал вкус этой любви, когда озарился исходящим от Нее золотым сиянием и скрыл цвет Своего тела. Пусть же Господь Чайтанья прольет на нас Свою милость» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.52 и 4.275; цитата из «Двитийа Шри Чайтанья-аштаки», которая входит в книгу «Става-мала» Шрилы Рупы Госвами).

[5] Шрила Джаядев Госвами, «Гита-Говинда», 1.27-1.

[6] Эмона дурмати, сам̇са̄ра-бхиторе, под̣ийа̄ а̄чхину а̄ми / тава ниджа-джана, коно маха̄джане, па̄т̣ха̄ийа̄ диле туми — «Порочный ум бросил меня в этот мир, о Господь, но один из Твоих чистых возвышенных преданных пришел, чтобы освободить меня!» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Даинйа̄тмика̄, 1).

[7] Ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча: па̄ртха наивеха на̄мутра, вина̄ш́ас тасйа видйате / на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати — «Всевышний ответил: Партха! Не достигший совершенства йог ничего не теряет ни в материальном, ни в духовном мире. Того, кто искренен в поиске Истины, никогда не постигнет злой удел» (Бхагавад-гита, 6.40).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования