«Как лучше проповедовать?» Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 25 августа 2013 года | Москва, Кисельный | Фестиваль VEDALIFE



скачать (формат MP3, 35.10M)


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Как лучше проповедовать?

(25 августа 2013 года. Москва, Кисельный. Фестиваль VEDALIFE)

 

Сегодня последний день нашего праздника в Москве. Но наш фестиваль еще продолжится в Санкт-Петербурге. И мы приглашаем вас приехать туда и присоединиться к нашему празднику. В ведической культуре у нас вечный праздник. Так много особых дней в нашем календаре. У нас есть очень много поводов для праздника: дни явления Господа; дни, связанные с великими святыми; дни, так или иначе, связанные с Богом. Это очень счастливая жизнь. Это лучший способ прожить свою жизнь. Поэтому мы чувствуем себя очень счастливыми и чувствуем также обязанность со своей стороны поделиться этим сознанием и этим образом жизни с вами.

#00:01:37#

Это наш долг — проявить милосердие к человечеству. Писания говорят: если вы не в состоянии делиться подлинными духовными идеями с другими, не в состоянии давать людям очень высокое сознание, то это насилие, джива-химса. И мы не хотим совершить подобное преступление против человечества. Но мы хотим быть добрыми, сострадательными и делиться [духовным знанием] с другими. И мы не только практикуем, но и проповедуем. Мы хотим донести до каждого знание об их вечных потребностях, об их вечной жизни, о том, какова их вечная перспектива. И так мы проводим свою жизнь. Может быть, мы не особо продвинуты в духовной жизни, может быть, мы начинающие, неофиты, но все же мы чувствуем какое-то продвижение на этом пути и пытаемся поделиться этим с другими. Пускай у нас есть очень мало, но мы хотим поделиться этим с вами.

[Девочка подносит Бхакти Лалите Диди цветок, на что Бхакти Лалита говорит: «Спасибо. Thank you», после чего приглашает девочку сесть рядом. Та смущается и уходит.]

#00:04:49#

Преданные Кришны подобны цветам. Особенно дети. Помню, как однажды наш Шрила Гурудев впервые выехал за пределы Индии. Это было его первое мировое турне в 1992 году. Хотя до этого он близко общался с западными преданными, поскольку они регулярно приезжали в Индию, но он никогда не был у них дома, за пределами Индии. И, оказавшись впервые на Западе, он был удивлен отсутствием сознания Бога и материалистичностью образа жизни в целом. И тогда он сравнил всех своих западных учеников с цветками лотоса. Если вы когда-нибудь видели воду, в которой растет лотос, то вы знаете, что это никогда не чистая вода. Это вода, в которой полно различной грязи, осадка, насекомых. Но из всей этой грязи вырастает прекрасный цветок лотоса.

#00:07:19#

И тогда наш духовный учитель, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, уподобил своих западных учеников цветам лотоса, которые, хоть даже и выросли в грязи, в нечистой атмосфере, смогли вырасти и расцвести в сознании Кришны. И он постоянно раздавал свои благословения, в том числе в письмах. Он свободно раздавал свои благословения своим ученикам. Он говорил: «Пусть же любовь и нежность преданных поддерживает вас и хранит вас. Пусть же расцветете вы во всей красоте и славе сознания Кришны». Какое благословение может быть лучше этого? Мы очень рады этому сами, и мы счастливы поделиться этим с любым, у кого есть желание, стремление, жажда соприкоснуться с этим. А сейчас, если у кого-то есть вопросы, то я буду рада постараться на них ответить. Я не знаю всего, но я знаю кое-что по милости моего Гуру. Есть какие-нибудь вопросы?

#00:09:18#

Вопрос: Как лучше проповедовать?

#00:09:52#

Бхакти Лалита Деви Даси: На этот вопрос отвечал Шрила Шридхар Махарадж, и его ответ очень достоверен и глубок. Он сказал: «Все, что вы сумели сами оценить в сознании Кришны, то, что привлекло вас, то, что вызвало ваши нежные чувства, — стремитесь поделиться этим с другими. Пусть это станет основой, вашим материалом для проповеди». То, что вы поняли, то, что вам понравилось, то, что вы приняли в своем сердце, — пытайтесь передать это другим. Это не что-то искусственное, это не сделать насильно. Это должно быть чем-то настоящим и важным для вас. На это люди отзовутся лучше всего, они примут это в наибольшей степени.

#00:11:22#

Один из Госвами (если не ошибаюсь, Шрила Джива Госвами) написал стих, в котором сравнивает сознание Кришны с драгоценным камнем, с бриллиантом. Люди поворачивают его различными гранями, и он может сверкать по-разному. Поэтому можно рассматривать это с разных сторон, есть много граней. В поле проповеди мы обычно подстраиваемся под тех, с кем мы соприкоснулись: что им нравится, каковы их интересы, в чем они нуждаются. Мы можем рассказать им что-то, с чем они найдут какое-то родство. Поскольку мы имеем дело с безграничным, существуют безграничные способы поделиться этим с другими. И тогда это зависит от вашей способности: до какой степени вы способны понять, до какой степени вы способны передать это другим.

#00:13:34#

У нас в Европе есть один преданный, очень простосердечный человек, очень милый. У него нет времени на то, чтобы много читать, изучать какие-то научные истины о духовной жизни, о сознании Кришны. Но он знает одно: он любит своего Гурудева, поэтому он делится этим с людьми и приводит огромное количество людей в храм, чтобы познакомить ближе с преданными. Его искренность, его любовь к своему Гуру привлекает людей, поэтому через него многие люди познакомились с этим и позже получили инициацию, стали преданными. Мы можем действовать тем способом, который для нас естественен и уместен. Хорошо? Есть ли еще вопросы? [Вызываются двое — парень и девушка.] Два. Девушки в первую очередь.

#00:14:49#

Вопрос: Говорят, что когда человек начинает жить духовной жизнью, на него перестают действовать гороскопы, созвездия… Какого уровня нужно достичь, чтобы освободиться полностью от гун природы?

#00:15:26#

Бхакти Лалита Деви Даси: В соответствии со степенью нашего шаранагати, самопредания. До какой степени мы отдаем себя, до такой степени мы оказываемся во власти и под защитой Всевышнего. Поэтому у разных людей по-разному, все зависит от глубины самопредания. Насколько мы отдали себя, насколько мы полагаемся на Господа, — в той же степени, плюс немного сильнее Кришна отвечает взаимностью.

#00:16:36#

В писаниях сказано, что, если мы делаем один шаг навстречу Кришне, Он делает навстречу нам сто шагов. Он великодушный Господин. И тогда, по мере нашего самопредания, все эти внешние качества — влияние материальной природы, власть шести внутренних врагов над нами[1] — все это отходит на задний план по мере того, как мы вручаем себя Господу все в большей и большей степени. Это обоюдно. Это естественно, так же как в отношениях с другим человеком. Но [Всевышний] это не обычный человек. Здесь мы имеем дело с Верховной Личностью. Он добр и великодушен. Хорошо? [Обращаясь к следующему вопрошающему:] Да?

#00:18:01#

Вопрос: Наш ум очень забывчив. Как можно избавиться от этого?

#00:18:25#

Бхакти Лалита Деви Даси: Прежде всего это зависит от человека и его способностей. По мере того, как мы принимаем духовную жизнь и упрощаем свою жизнь, посвящая себя простым, но самым важным вещам, мы можем принять этот важный принцип: «простая жизнь, возвышенное мышление», и сосредоточиться на самом главном, самом высоком. И тогда мы забываем меньше. Часто забывчивость проистекает из нашей перегруженности этим материальным миром, из того, что нагрузки окружающей среды на нас слишком велики. И, если у нас нет главного ориентира, главной цели в жизни, то в этом случае очень легко забыть о главном. Но можно обрести все, если мы будем настойчивы в нашей духовной жизни, будем упорно двигаться вперед в практике.

#00:20:20#

Также очень простой момент, который может помочь вам в духовной жизни — это быть вегетарианцем. Если вы примете здоровую вегетарианскую диету, а особенно если вы будете предлагать вашу пищу Господу, то ваше сосредоточение, ваша внимательность, ваш характер — все это изменится к лучшему. Употребление в пищу [плоти] животных, употребление в пищу мяса очень вредно для нашего здоровья. Поэтому, если вы станете вегетарианцем, вы будете более удовлетворены. Потому что, если человек ест животное, то он принимает на себя ответственность за убиение этого животного. И это очень плохо для сознания. Тем самым вы сами себе усложняете жизнь. Без нужды. Поэтому, если бы все в мире стали вегетарианцами, это помогло бы всем. Во многих смыслах мы можем помочь сами себе. Когда вы избавляетесь от лишних тяжелых вещей, вы постепенно очищаетесь, становитесь все легче и легче. Таким образом, вы оказываетесь в состоянии помнить о самом важном. Поэтому все могут стараться, насколько это в их силах. Быть вегетарианцем очень легко. У нас здесь, на этом фестивале, идут занятия по вегетарианству, есть журнал «Vegetarian», есть множество практикующих преданных, которые могут объяснить вам, как наиболее здоровым, естественным образом стать вегетарианцем. У нас два вегетарианских ресторана — вы можете приходить в них, попробовать много удивительных блюд. И тогда это станет легко для вас. Нам следует помнить, осознавать, что мы живем во власти закона кармы в этом мире. На каждое действие приходится равное противодействие. И без нужды отнимать жизнь животного — [это] приведет к определенным последствиям, вам придется нести ответственность. Я надеюсь, что вы удовлетворены этим ответом. [Обращаясь к следующему вопрошающему:] Да?

#00:25:08#

Вопрос: У меня два вопроса. Как донести до человека, который не является вегетарианцем, что употреблять животную пищу — это плохо, если тебя воспринимают агрессивно?

#00:25:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Если они понимают в принципе, что означает употребление мяса, то они могут посетить, например, бойню, мясокомбинат. И посмотрим, что они скажут после этого. Некоторые преданные даже отправились на один мясокомбинат, сняли весь процесс и создали фильм об этом. Это просто ужас!

#00:26:30#

А один наш преданный, который ныне живет в Таиланде, он происходит из России, — Парамананда Прабху, — изначально начал свою проповедь именно на мясокомбинатах. Когда он был молод, ему было шестнадцать лет, он только начал знакомиться с сознанием Кришны, он жил в Санкт-Петербурге — тогда он ездил на мясокомбинат для того, чтобы проповедовать людям, которые находятся в самом ужасном, в самом тяжелом положении, и пытался спасти их. И он видел, что животные на самом деле плачут перед тем, как их убивают. В этом мире мы склонны смиряться, не обращать внимание. Таким образом мы не осознаем, что происходит в этом материальном мире. Люди приходят в супермаркет, видят там уже аккуратно упакованное мясо, берут его домой и не задумываются о том, что произошло перед этим. Если бы они это знали, то, может быть, дважды подумали бы перед тем, как покупать мясо.

#00:28:40#

Поэтому, может быть, вы сможете найти какой-нибудь документальный фильм на эту тему. Поищите на YouTube, такие фильмы есть. Попытайтесь донести до них [людей] это понимание, насколько это в ваших силах. Но иногда до некоторых людей просто невозможно достучаться. Если человек в слишком большой степени находится во власти качества невежества или страсти, то он может вовсе не понять такие вещи. Но все равно мы пытаемся. Насколько можем.

#00:29:31#

Вопрос: Я первый раз вижу женщину в шафрановой одежде. Расскажите о себе: как вы к этому пришли? В ведических писаниях сказано, что женщина должна служить мужу, а вы выбрали Кришну. Как вы к этому пришли?

#00:30:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: У нас был удивительный учитель, настоящий ачарья — Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Он, будучи идеальным ачарьей, создавал новые правила или изменял старые в соответствии с тем, что необходимо для служения. Он хотел дать возможность всем своим ученикам и последователям выразить их возможности служить и дать им защиту в любом смысле, лишь бы это было благоприятно для них. Поэтому он почувствовал, что подобный выбор возможен и благоприятен для моей духовной жизни, и разрешил мне сделать этот шаг. В прошлом такого не делалось, поэтому мы считаем этот шаг революционным. Но наш Гуру определенно был революционером.

#00:31:54#

В истории нашей сампрадаи, преемственности учителей гаудия-вайшнавизма, в прошлом было много святых женщин, садху, таких как Джахнава Деви, Ганга-мата Госвамини, Вишнуприя Деви и многие другие. Может быть они и не носили шафрана, но они жили идеальной «шафрановой» жизнью, т. е. были заняты проповедью, передачей идеалов сознания Кришны другим.

#00:32:57#

У одежды есть своя значимость, определенная важность, но все-таки это материально. Это всего лишь цвет. Он представляет, символизирует что-то благоприятное, священное. В Индии, в Азии люди по-настоящему понимают, что это означает: человек, одетый в шафрановые одежды. В западном мире не все понимают, что это означает. Мы понимаем, что, с одной стороны, это обозначение материально, внешнее, но все же это благоприятно для нашей духовной жизни. Поэтому мы принимаем это как благоприятное, полезное для нас. В духовной жизни мы принимаем благоприятное и отвергаем неблагоприятное. Прогресс означает отвергать старое и принимать новое.

[Преданный обращается с неясной репликой к Бхакти Лалите Диди. Он отвечает: «Спасибо. Для меня это нормально. Для меня это норма жизни».]

[Обращаясь к следующему вопрошающему:] Да? Задавайте вопрос.

#00:34:39#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как произошла ваша встреча с духовным учителем? И второй вопрос: как вам удается так хорошо выглядеть, [так] молодо? Вы специально чем-то пользуетесь для этого?

#00:35:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я постараюсь ответить. Встреча с моим Гуру произошла в период поиска, в период, когда мне нужно было принять решение, определиться, что для меня самое главное. Я находилась на своеобразном распутье, пыталась определить, что для меня самое важное в жизни. И, тщательно изучив мировые религии, философские концепции, культуры, я нашла для себя удовлетворение в этой линии. В линии, что пришла из Индии, ведической линии, а говоря более конкретно, в линии гаудия-вайшнавизма. Я думаю, что мне выпала большая удача, а именно способность оценить, что я сумела оценить это как полноразвитое представление о Боге, полноразвитое, детальное представление во взгляде на Божественное. Это стало главным, на чем я сосредоточилась. И затем, постепенно, мое сосредоточение привело меня к поиску моего учителя, и я нашла его.

#00:37:51#

Итак, я начала искать своего духовного учителя. Я направилась в Индию, чтобы найти его. Наконец, в Индии встреча с моим духовным учителем, Шрилой Говиндой Махараджем, стала встречей со всем, чего я когда-либо искала. Я почувствовала, что я наконец нашла своего духовного отца. Ведь на самом деле я искала его.

#00:39:16#

Что касается ответа на второй вопрос, то я думаю, то, что я обрела для себя ответы на вопросы о смысле моей жизни, о предназначении, о том, что я должна делать, что главное в моей жизни, это позволило мне обрести умиротворение, спокойствие. Быть может ответ в этом. Также отсутствие необходимости беспокоиться, волноваться о материальной стороне жизни, о каких-то бытовых вещах — я думаю, это также вносит свой вклад. И еще помогает то, что я вегетарианка. Когда люди едят мясо, они стареют и страдают. Есть ли еще вопросы?

#00:40:44#

Вопрос: Такой вопрос. В христианстве есть разделение на добро и зло. Существует ли у вас какое-то разделение поступков на хорошие и плохие?

#00:41:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы рассматриваем как хорошее и плохое то, что благоприятно и неблагоприятно. Если что-то приводит вас к соприкосновению с духовной жизнью, с духовными идеями, взглядами, то это благоприятно, это хорошо. И напротив, то, что приводит вас к падению, то, что зарывает вас в этом мире, приводит к потере вдохновения, — это плохо. Но мы, в своем обращении к сознанию Кришны, рассматриваем все очень индивидуально. Поэтому на самом деле это в большей степени зависит от индивидуального положения. Что хорошо для вас, то может быть плохо для меня, просто потому что мы два разных человека, и у нас могут быть разные способности, возможности. И я могу использовать какие-то вещи иначе, чем вы. Поэтому мы должны быть очень внимательны и учитывать личные способности каждого, чтобы выносить суждение о том, что хорошо, а что плохо. И огромное благо мы получаем, когда у нас появляется духовный учитель, который ведет нас.

#00:43:51#

А священные писания также представляют собой садху, святого, но в пассивной форме. Санскритское выражение «самбандха-гьяна» в переводе означает «знать, что есть что» в этом мире. Именно это нам дается на самом первом уровне, нам объясняют, что есть что в материальном мире. Тогда мы начинаем учиться под руководством нашего духовного учителя и понемногу разбираемся, что благоприятно, что неблагоприятно для нашей духовной жизни, обращаемся к священным писаниям, и так обретаем это понимание. Это был очень общий вопрос, поэтому я дала общий ответ. Если бы вы были более конкретны, то я могла бы ответить более конкретно. [Обращаясь к следующему вопрошающему:] Да?

#00:45:29#

Вопрос: Существует ли вообще разделение этих поступков? Многие религии советуют принимать все как есть, без разделения…

#00:46:11#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, есть взгляд с абсолютной стороны и взгляд с относительной стороны. Субъективная реальность и объективное мышление. И мы понимаем, что существует абсолютное благо. И оно трансцендентно по своей природе. Постепенно приближаясь к миру духовному, мы понимаем, что существует благо, которое абсолютно по своей природе. А с относительной точки зрения всегда существуют такие явления, как страсть и невежество. Их можно считать крайностями этого мира, о которых вы говорите. Но главное, что нас интересует: с Богом или против Бога? Материальное и духовное. Потому что все существует.

Еще осталось пять минут.

[Короткий обмен репликами с Ашутошем Кришной Прабху о дальнейшей программе.]

Ашутош Кришна Прабху: Джананивас, ты не знаешь, Авадхут Махарадж приехал или нет? [Выслушав ответ, Бхакти Лалите:] Да, он здесь, наверху.

Бхакти Лалита Деви Даси: Последний вопрос.

#00:48:20#

Вопрос: Не могли бы вы объяснить, чем вайшнавизм отличается от гаудия-вайшнавизма?

#00:48:35#

Бхакти Лалита Деви Даси: Гаудия значит Чайтанья Махапрабху, Гауранга. Слово «гаудия» ссылается на место явления Чайтаньи Махапрабху: Гаудадеш, Бенгалия. А более конкретно гаудия-вайшнавизм означает: в линии Махапрабху. А вайшнавизм — это общий термин. Есть много видов вайшнавов. Есть шри-вайшнавы — они поклоняются Лакшми-Нараяне. Есть линия Рамануджи, есть линия Мадхвачарьи. Если вы отправитесь в Индию, вы увидите много разных вайшнавов и их храмы. Но, отправившись в Западную Бенгалию, впрочем, как и в Восточную Бенгалию, которая ныне известна как Бангладеш, вы обнаружите, что там преимущественно присутствуют гаудия-вайшнавы. И мы — последователи Чайтаньи Махапрабху.

#00:50:09#

Вопрос: Это рассматривается как составная часть индуизма или это что-то отдельное?

#00:50:25#

Бхакти Лалита Деви Даси: Индуизм — это очень расплывчатый термин. Если не ошибаюсь, он был придуман не в Индии, он был придуман англичанами, чтобы обозначать тех, кто в целом следует каким-то представлениям о ведической культуре. Но «технически» у нас [у разных вайшнавов] те же самые писания. Но, может быть, их понимание отличается [от нашего]. У нас есть определенная сампрадая, линия преемственности учителей. Хорошо?

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Шри Гирирадж-Говардхан…

[запись обрывается]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Ка̄ма кродха лобха моха мада абхима̄на саха, а̄пана а̄пана стха̄не т̣а̄не — «Похоть, гнев, жадность, иллюзия, безумие и гордость безжалостно швыряют меня из стороны в сторону» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Тхакура-вайшнава-гана», 3).




←  «Лицом к лицу с Истиной». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2 августа 2015 года. Киев, Украина. Фестиваль Vedalife ·• Архив новостей •· «Путь к чистоте через смирение, терпение, почтение и духовную практику». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. Дневная лекция 25 июля 2013 года | Киев, Украина | Фестиваль VEDALIFE
 →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 36.8 МБ)


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Как лучше проповедовать?

(25 августа 2013 года. Москва, Кисельный. Фестиваль VEDALIFE)

 

Сегодня последний день нашего праздника в Москве. Но наш фестиваль еще продолжится в Санкт-Петербурге. И мы приглашаем вас приехать туда и присоединиться к нашему празднику. В ведической культуре у нас вечный праздник. Так много особых дней в нашем календаре. У нас есть очень много поводов для праздника: дни явления Господа; дни, связанные с великими святыми; дни, так или иначе, связанные с Богом. Это очень счастливая жизнь. Это лучший способ прожить свою жизнь. Поэтому мы чувствуем себя очень счастливыми и чувствуем также обязанность со своей стороны поделиться этим сознанием и этим образом жизни с вами.

#00:01:37#

Это наш долг — проявить милосердие к человечеству. Писания говорят: если вы не в состоянии делиться подлинными духовными идеями с другими, не в состоянии давать людям очень высокое сознание, то это насилие, джива-химса. И мы не хотим совершить подобное преступление против человечества. Но мы хотим быть добрыми, сострадательными и делиться [духовным знанием] с другими. И мы не только практикуем, но и проповедуем. Мы хотим донести до каждого знание об их вечных потребностях, об их вечной жизни, о том, какова их вечная перспектива. И так мы проводим свою жизнь. Может быть, мы не особо продвинуты в духовной жизни, может быть, мы начинающие, неофиты, но все же мы чувствуем какое-то продвижение на этом пути и пытаемся поделиться этим с другими. Пускай у нас есть очень мало, но мы хотим поделиться этим с вами.

[Девочка подносит Бхакти Лалите Диди цветок, на что Бхакти Лалита говорит: «Спасибо. Thank you», после чего приглашает девочку сесть рядом. Та смущается и уходит.]

#00:04:49#

Преданные Кришны подобны цветам. Особенно дети. Помню, как однажды наш Шрила Гурудев впервые выехал за пределы Индии. Это было его первое мировое турне в 1992 году. Хотя до этого он близко общался с западными преданными, поскольку они регулярно приезжали в Индию, но он никогда не был у них дома, за пределами Индии. И, оказавшись впервые на Западе, он был удивлен отсутствием сознания Бога и материалистичностью образа жизни в целом. И тогда он сравнил всех своих западных учеников с цветками лотоса. Если вы когда-нибудь видели воду, в которой растет лотос, то вы знаете, что это никогда не чистая вода. Это вода, в которой полно различной грязи, осадка, насекомых. Но из всей этой грязи вырастает прекрасный цветок лотоса.

#00:07:19#

И тогда наш духовный учитель, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, уподобил своих западных учеников цветам лотоса, которые, хоть даже и выросли в грязи, в нечистой атмосфере, смогли вырасти и расцвести в сознании Кришны. И он постоянно раздавал свои благословения, в том числе в письмах. Он свободно раздавал свои благословения своим ученикам. Он говорил: «Пусть же любовь и нежность преданных поддерживает вас и хранит вас. Пусть же расцветете вы во всей красоте и славе сознания Кришны». Какое благословение может быть лучше этого? Мы очень рады этому сами, и мы счастливы поделиться этим с любым, у кого есть желание, стремление, жажда соприкоснуться с этим. А сейчас, если у кого-то есть вопросы, то я буду рада постараться на них ответить. Я не знаю всего, но я знаю кое-что по милости моего Гуру. Есть какие-нибудь вопросы?

#00:09:18#

Вопрос: Как лучше проповедовать?

#00:09:52#

Бхакти Лалита Деви Даси: На этот вопрос отвечал Шрила Шридхар Махарадж, и его ответ очень достоверен и глубок. Он сказал: «Все, что вы сумели сами оценить в сознании Кришны, то, что привлекло вас, то, что вызвало ваши нежные чувства, — стремитесь поделиться этим с другими. Пусть это станет основой, вашим материалом для проповеди». То, что вы поняли, то, что вам понравилось, то, что вы приняли в своем сердце, — пытайтесь передать это другим. Это не что-то искусственное, это не сделать насильно. Это должно быть чем-то настоящим и важным для вас. На это люди отзовутся лучше всего, они примут это в наибольшей степени.

#00:11:22#

Один из Госвами (если не ошибаюсь, Шрила Джива Госвами) написал стих, в котором сравнивает сознание Кришны с драгоценным камнем, с бриллиантом. Люди поворачивают его различными гранями, и он может сверкать по-разному. Поэтому можно рассматривать это с разных сторон, есть много граней. В поле проповеди мы обычно подстраиваемся под тех, с кем мы соприкоснулись: что им нравится, каковы их интересы, в чем они нуждаются. Мы можем рассказать им что-то, с чем они найдут какое-то родство. Поскольку мы имеем дело с безграничным, существуют безграничные способы поделиться этим с другими. И тогда это зависит от вашей способности: до какой степени вы способны понять, до какой степени вы способны передать это другим.

#00:13:34#

У нас в Европе есть один преданный, очень простосердечный человек, очень милый. У него нет времени на то, чтобы много читать, изучать какие-то научные истины о духовной жизни, о сознании Кришны. Но он знает одно: он любит своего Гурудева, поэтому он делится этим с людьми и приводит огромное количество людей в храм, чтобы познакомить ближе с преданными. Его искренность, его любовь к своему Гуру привлекает людей, поэтому через него многие люди познакомились с этим и позже получили инициацию, стали преданными. Мы можем действовать тем способом, который для нас естественен и уместен. Хорошо? Есть ли еще вопросы? [Вызываются двое — парень и девушка.] Два. Девушки в первую очередь.

#00:14:49#

Вопрос: Говорят, что когда человек начинает жить духовной жизнью, на него перестают действовать гороскопы, созвездия… Какого уровня нужно достичь, чтобы освободиться полностью от гун природы?

#00:15:26#

Бхакти Лалита Деви Даси: В соответствии со степенью нашего шаранагати, самопредания. До какой степени мы отдаем себя, до такой степени мы оказываемся во власти и под защитой Всевышнего. Поэтому у разных людей по-разному, все зависит от глубины самопредания. Насколько мы отдали себя, насколько мы полагаемся на Господа, — в той же степени, плюс немного сильнее Кришна отвечает взаимностью.

#00:16:36#

В писаниях сказано, что, если мы делаем один шаг навстречу Кришне, Он делает навстречу нам сто шагов. Он великодушный Господин. И тогда, по мере нашего самопредания, все эти внешние качества — влияние материальной природы, власть шести внутренних врагов над нами[1] — все это отходит на задний план по мере того, как мы вручаем себя Господу все в большей и большей степени. Это обоюдно. Это естественно, так же как в отношениях с другим человеком. Но [Всевышний] это не обычный человек. Здесь мы имеем дело с Верховной Личностью. Он добр и великодушен. Хорошо? [Обращаясь к следующему вопрошающему:] Да?

#00:18:01#

Вопрос: Наш ум очень забывчив. Как можно избавиться от этого?

#00:18:25#

Бхакти Лалита Деви Даси: Прежде всего это зависит от человека и его способностей. По мере того, как мы принимаем духовную жизнь и упрощаем свою жизнь, посвящая себя простым, но самым важным вещам, мы можем принять этот важный принцип: «простая жизнь, возвышенное мышление», и сосредоточиться на самом главном, самом высоком. И тогда мы забываем меньше. Часто забывчивость проистекает из нашей перегруженности этим материальным миром, из того, что нагрузки окружающей среды на нас слишком велики. И, если у нас нет главного ориентира, главной цели в жизни, то в этом случае очень легко забыть о главном. Но можно обрести все, если мы будем настойчивы в нашей духовной жизни, будем упорно двигаться вперед в практике.

#00:20:20#

Также очень простой момент, который может помочь вам в духовной жизни — это быть вегетарианцем. Если вы примете здоровую вегетарианскую диету, а особенно если вы будете предлагать вашу пищу Господу, то ваше сосредоточение, ваша внимательность, ваш характер — все это изменится к лучшему. Употребление в пищу [плоти] животных, употребление в пищу мяса очень вредно для нашего здоровья. Поэтому, если вы станете вегетарианцем, вы будете более удовлетворены. Потому что, если человек ест животное, то он принимает на себя ответственность за убиение этого животного. И это очень плохо для сознания. Тем самым вы сами себе усложняете жизнь. Без нужды. Поэтому, если бы все в мире стали вегетарианцами, это помогло бы всем. Во многих смыслах мы можем помочь сами себе. Когда вы избавляетесь от лишних тяжелых вещей, вы постепенно очищаетесь, становитесь все легче и легче. Таким образом, вы оказываетесь в состоянии помнить о самом важном. Поэтому все могут стараться, насколько это в их силах. Быть вегетарианцем очень легко. У нас здесь, на этом фестивале, идут занятия по вегетарианству, есть журнал «Vegetarian», есть множество практикующих преданных, которые могут объяснить вам, как наиболее здоровым, естественным образом стать вегетарианцем. У нас два вегетарианских ресторана — вы можете приходить в них, попробовать много удивительных блюд. И тогда это станет легко для вас. Нам следует помнить, осознавать, что мы живем во власти закона кармы в этом мире. На каждое действие приходится равное противодействие. И без нужды отнимать жизнь животного — [это] приведет к определенным последствиям, вам придется нести ответственность. Я надеюсь, что вы удовлетворены этим ответом. [Обращаясь к следующему вопрошающему:] Да?

#00:25:08#

Вопрос: У меня два вопроса. Как донести до человека, который не является вегетарианцем, что употреблять животную пищу — это плохо, если тебя воспринимают агрессивно?

#00:25:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Если они понимают в принципе, что означает употребление мяса, то они могут посетить, например, бойню, мясокомбинат. И посмотрим, что они скажут после этого. Некоторые преданные даже отправились на один мясокомбинат, сняли весь процесс и создали фильм об этом. Это просто ужас!

#00:26:30#

А один наш преданный, который ныне живет в Таиланде, он происходит из России, — Парамананда Прабху, — изначально начал свою проповедь именно на мясокомбинатах. Когда он был молод, ему было шестнадцать лет, он только начал знакомиться с сознанием Кришны, он жил в Санкт-Петербурге — тогда он ездил на мясокомбинат для того, чтобы проповедовать людям, которые находятся в самом ужасном, в самом тяжелом положении, и пытался спасти их. И он видел, что животные на самом деле плачут перед тем, как их убивают. В этом мире мы склонны смиряться, не обращать внимание. Таким образом мы не осознаем, что происходит в этом материальном мире. Люди приходят в супермаркет, видят там уже аккуратно упакованное мясо, берут его домой и не задумываются о том, что произошло перед этим. Если бы они это знали, то, может быть, дважды подумали бы перед тем, как покупать мясо.

#00:28:40#

Поэтому, может быть, вы сможете найти какой-нибудь документальный фильм на эту тему. Поищите на YouTube, такие фильмы есть. Попытайтесь донести до них [людей] это понимание, насколько это в ваших силах. Но иногда до некоторых людей просто невозможно достучаться. Если человек в слишком большой степени находится во власти качества невежества или страсти, то он может вовсе не понять такие вещи. Но все равно мы пытаемся. Насколько можем.

#00:29:31#

Вопрос: Я первый раз вижу женщину в шафрановой одежде. Расскажите о себе: как вы к этому пришли? В ведических писаниях сказано, что женщина должна служить мужу, а вы выбрали Кришну. Как вы к этому пришли?

#00:30:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: У нас был удивительный учитель, настоящий ачарья — Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Он, будучи идеальным ачарьей, создавал новые правила или изменял старые в соответствии с тем, что необходимо для служения. Он хотел дать возможность всем своим ученикам и последователям выразить их возможности служить и дать им защиту в любом смысле, лишь бы это было благоприятно для них. Поэтому он почувствовал, что подобный выбор возможен и благоприятен для моей духовной жизни, и разрешил мне сделать этот шаг. В прошлом такого не делалось, поэтому мы считаем этот шаг революционным. Но наш Гуру определенно был революционером.

#00:31:54#

В истории нашей сампрадаи, преемственности учителей гаудия-вайшнавизма, в прошлом было много святых женщин, садху, таких как Джахнава Деви, Ганга-мата Госвамини, Вишнуприя Деви и многие другие. Может быть они и не носили шафрана, но они жили идеальной «шафрановой» жизнью, т. е. были заняты проповедью, передачей идеалов сознания Кришны другим.

#00:32:57#

У одежды есть своя значимость, определенная важность, но все-таки это материально. Это всего лишь цвет. Он представляет, символизирует что-то благоприятное, священное. В Индии, в Азии люди по-настоящему понимают, что это означает: человек, одетый в шафрановые одежды. В западном мире не все понимают, что это означает. Мы понимаем, что, с одной стороны, это обозначение материально, внешнее, но все же это благоприятно для нашей духовной жизни. Поэтому мы принимаем это как благоприятное, полезное для нас. В духовной жизни мы принимаем благоприятное и отвергаем неблагоприятное. Прогресс означает отвергать старое и принимать новое.

[Преданный обращается с неясной репликой к Бхакти Лалите Диди. Он отвечает: «Спасибо. Для меня это нормально. Для меня это норма жизни».]

[Обращаясь к следующему вопрошающему:] Да? Задавайте вопрос.

#00:34:39#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как произошла ваша встреча с духовным учителем? И второй вопрос: как вам удается так хорошо выглядеть, [так] молодо? Вы специально чем-то пользуетесь для этого?

#00:35:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я постараюсь ответить. Встреча с моим Гуру произошла в период поиска, в период, когда мне нужно было принять решение, определиться, что для меня самое главное. Я находилась на своеобразном распутье, пыталась определить, что для меня самое важное в жизни. И, тщательно изучив мировые религии, философские концепции, культуры, я нашла для себя удовлетворение в этой линии. В линии, что пришла из Индии, ведической линии, а говоря более конкретно, в линии гаудия-вайшнавизма. Я думаю, что мне выпала большая удача, а именно способность оценить, что я сумела оценить это как полноразвитое представление о Боге, полноразвитое, детальное представление во взгляде на Божественное. Это стало главным, на чем я сосредоточилась. И затем, постепенно, мое сосредоточение привело меня к поиску моего учителя, и я нашла его.

#00:37:51#

Итак, я начала искать своего духовного учителя. Я направилась в Индию, чтобы найти его. Наконец, в Индии встреча с моим духовным учителем, Шрилой Говиндой Махараджем, стала встречей со всем, чего я когда-либо искала. Я почувствовала, что я наконец нашла своего духовного отца. Ведь на самом деле я искала его.

#00:39:16#

Что касается ответа на второй вопрос, то я думаю, то, что я обрела для себя ответы на вопросы о смысле моей жизни, о предназначении, о том, что я должна делать, что главное в моей жизни, это позволило мне обрести умиротворение, спокойствие. Быть может ответ в этом. Также отсутствие необходимости беспокоиться, волноваться о материальной стороне жизни, о каких-то бытовых вещах — я думаю, это также вносит свой вклад. И еще помогает то, что я вегетарианка. Когда люди едят мясо, они стареют и страдают. Есть ли еще вопросы?

#00:40:44#

Вопрос: Такой вопрос. В христианстве есть разделение на добро и зло. Существует ли у вас какое-то разделение поступков на хорошие и плохие?

#00:41:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы рассматриваем как хорошее и плохое то, что благоприятно и неблагоприятно. Если что-то приводит вас к соприкосновению с духовной жизнью, с духовными идеями, взглядами, то это благоприятно, это хорошо. И напротив, то, что приводит вас к падению, то, что зарывает вас в этом мире, приводит к потере вдохновения, — это плохо. Но мы, в своем обращении к сознанию Кришны, рассматриваем все очень индивидуально. Поэтому на самом деле это в большей степени зависит от индивидуального положения. Что хорошо для вас, то может быть плохо для меня, просто потому что мы два разных человека, и у нас могут быть разные способности, возможности. И я могу использовать какие-то вещи иначе, чем вы. Поэтому мы должны быть очень внимательны и учитывать личные способности каждого, чтобы выносить суждение о том, что хорошо, а что плохо. И огромное благо мы получаем, когда у нас появляется духовный учитель, который ведет нас.

#00:43:51#

А священные писания также представляют собой садху, святого, но в пассивной форме. Санскритское выражение «самбандха-гьяна» в переводе означает «знать, что есть что» в этом мире. Именно это нам дается на самом первом уровне, нам объясняют, что есть что в материальном мире. Тогда мы начинаем учиться под руководством нашего духовного учителя и понемногу разбираемся, что благоприятно, что неблагоприятно для нашей духовной жизни, обращаемся к священным писаниям, и так обретаем это понимание. Это был очень общий вопрос, поэтому я дала общий ответ. Если бы вы были более конкретны, то я могла бы ответить более конкретно. [Обращаясь к следующему вопрошающему:] Да?

#00:45:29#

Вопрос: Существует ли вообще разделение этих поступков? Многие религии советуют принимать все как есть, без разделения…

#00:46:11#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, есть взгляд с абсолютной стороны и взгляд с относительной стороны. Субъективная реальность и объективное мышление. И мы понимаем, что существует абсолютное благо. И оно трансцендентно по своей природе. Постепенно приближаясь к миру духовному, мы понимаем, что существует благо, которое абсолютно по своей природе. А с относительной точки зрения всегда существуют такие явления, как страсть и невежество. Их можно считать крайностями этого мира, о которых вы говорите. Но главное, что нас интересует: с Богом или против Бога? Материальное и духовное. Потому что все существует.

Еще осталось пять минут.

[Короткий обмен репликами с Ашутошем Кришной Прабху о дальнейшей программе.]

Ашутош Кришна Прабху: Джананивас, ты не знаешь, Авадхут Махарадж приехал или нет? [Выслушав ответ, Бхакти Лалите:] Да, он здесь, наверху.

Бхакти Лалита Деви Даси: Последний вопрос.

#00:48:20#

Вопрос: Не могли бы вы объяснить, чем вайшнавизм отличается от гаудия-вайшнавизма?

#00:48:35#

Бхакти Лалита Деви Даси: Гаудия значит Чайтанья Махапрабху, Гауранга. Слово «гаудия» ссылается на место явления Чайтаньи Махапрабху: Гаудадеш, Бенгалия. А более конкретно гаудия-вайшнавизм означает: в линии Махапрабху. А вайшнавизм — это общий термин. Есть много видов вайшнавов. Есть шри-вайшнавы — они поклоняются Лакшми-Нараяне. Есть линия Рамануджи, есть линия Мадхвачарьи. Если вы отправитесь в Индию, вы увидите много разных вайшнавов и их храмы. Но, отправившись в Западную Бенгалию, впрочем, как и в Восточную Бенгалию, которая ныне известна как Бангладеш, вы обнаружите, что там преимущественно присутствуют гаудия-вайшнавы. И мы — последователи Чайтаньи Махапрабху.

#00:50:09#

Вопрос: Это рассматривается как составная часть индуизма или это что-то отдельное?

#00:50:25#

Бхакти Лалита Деви Даси: Индуизм — это очень расплывчатый термин. Если не ошибаюсь, он был придуман не в Индии, он был придуман англичанами, чтобы обозначать тех, кто в целом следует каким-то представлениям о ведической культуре. Но «технически» у нас [у разных вайшнавов] те же самые писания. Но, может быть, их понимание отличается [от нашего]. У нас есть определенная сампрадая, линия преемственности учителей. Хорошо?

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Шри Гирирадж-Говардхан…

[запись обрывается]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Ка̄ма кродха лобха моха мада абхима̄на саха, а̄пана а̄пана стха̄не т̣а̄не — «Похоть, гнев, жадность, иллюзия, безумие и гордость безжалостно швыряют меня из стороны в сторону» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Тхакура-вайшнава-гана», 3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования