«Сознание Кришны — религия души». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 14 августа 2002 года. Москва, нама-хатта

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.5 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Сознание Кришны — религия души

(14 августа 2002 года, Москва, нама-хатта)

 

Всем собравшимся преданным ки джай! Харинам-санкиртана ки джай! Московское отделение Шри Чайтанья Сарасват Матха ки джай! Харидас Тхакур ки джай!

#00:00:47#

Мы столь многим обязаны Харидасу Тхакуру. Он даровал нам огромную милость своим рождением и своей деятельностью, своими поступками. И в этом наша единственная надежда. Мы — почитатели ведической культуры, ведической традиции согласно писаниям. Это правда. Но это общее положение. Перед тем, как явился Махапрабху, среда была подготовлена Харидасом Тхакуром. До прихода Махапрабху Харидас Тхакур [уже] проповедовал сознание Кришны — и очень достойным образом. Его божественное настроение по отношению к обычным людям было очень милостивым. Когда мусульманский царь поместил его в тюрьму, Харидас Тхакур был очень милосерден к тюремщикам. Тюремщики были удивлены тем, что он говорил: «Оставьте все, как оно есть».

#00:03:26#

Они не могли понять, каково настроение Харидаса Тхакура. Они думали, что он хочет оставаться в тюрьме. И Харидас Тхакур прояснил это положение. Он сказал им: «Теперь вы пребываете в сознании Кришны. И всегда в нем оставайтесь». Мусульманский царь подверг его разным суровым испытаниям, поскольку он проповедовал сознание Кришны, а не ислам. Но в конечном счете сам царь потерпел поражение. «В действительности религия одна, — объяснил ему Харидас Тхакур. — И это религия души». Здесь, в этом мире, существуют деления [изначальной религии], такие как христианство, индуизм, ислам. Но, по сути дела, религия одна. Наше положение таково, что нашим источником является Кришна, подобный солнцу. Мы же подобны лучам этого солнца. Поскольку мы обладаем потенцией сознания, мы являемся сознанием. Источником нас, как сознания, является великое Сознание.

#00:06:30#

Существует «религия» воды. «Религия» воды в том, чтобы течь сверху вниз. «Религия» огня в том, чтобы гореть. Религия души в том, чтобы устремляться, притягиваться к своему Источнику, Который притягивает подобно магниту. В физическом, телесном смысле можно говорить о существовании разных религий. Но в духовном смысле религия одна. И мы последователи этой единой религии.

#00:07:12#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’[1]

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Природа души в том, чтобы служить Богу». И это единственная существующая религия. Почему мы говорим о Кришне, о том, что Он Верховный? Потому что все иные концепции, представления о Боге содержатся в концепции Кришны. Существующие повсюду в этом мире представления о Боге туманны. Это общие представления. Но сознание Кришны, Кришна-концепция очень ясна. В «Брахма-самхите» говорится: има̄ ма̄хеш́варӣ-праджа̄х̣, что сутью всех поступков, деятельности живых существ является воспроизведение[2]. Существуют два начала в бытии — пуруша и пракрити.

#00:09:16#

Пуруша и пракрити вместе — это Кришна. Кришна и Его Энергия (Его Сила) неотличны друг от друга. Невозможно Их разделить. Когда мы говорим: «Обладающий властью или могуществом, Силой», Сила также присутствует. И священные писания говорят, что пракрити — это Сила. А Обладающий этой Силой — это пуруша, то есть Кришна. И мы видим, что в кришна-лиле от начала и до конца присутствуют два этих Начала.

#00:10:16#

сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣…[3]

Говорится, что кришна-лила происходит при участии джив, живых существ. Он [Господь Шри Кришна] является наслаждающимся, а дживы — те, кто обеспечивают Его наслаждение. Такого рода ясную, отчетливую концепцию, представление о Боге мы не видим больше нигде. В Кали-югу эти истины утверждены и провозглашены священными писаниями.

#00:12:10#

Мантра для Сатья-юги:

на̄ра̄йан̣а-пара веда̄ на̄ра̄йан̣а-пара̄кш̣ара̄х̣
на̄ра̄йан̣а-пара̄ муктир на̄ра̄йан̣а-пара̄ гатих̣

#00:12:23#

Мантра для Трета-юги такова:

ра̄ма, на̄ра̄йан̣а, ананта, мукунда, мадхусӯдана
кр̣ш̣н̣а, кеш́ава, кам̇са̄ре, харе, ваикун̣т̣ха, ва̄мана

#00:12:33#

харе мура̄ре мадху-каит̣абха̄ре
гопа̄ла говинда мукунда сауре
йаджн̃еш́а на̄ра̄йан̣а кр̣ш̣н̣а виш̣н̣о
вира̄ш́райам̇ ма̄м̇ джагадӣш́а ракш̣а

Это мантра для Двапара-юги.

#00:12:51#

Однако для Кали-юги предписана другая мантра:

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#00:13:38#

Говорится, что в прошлые эпохи люди воспевали те или иные имена Бога — соответствующие мантры в Сатья-югу, в Трета-югу, в Двапара-югу. Но тогда, в те предыдущие века, подчеркивался главным образом мужской аспект Бога и произносились, воспевались имена Бога в Его мужской ипостаси. И только в Кали-югу в Харе Кришна маха-мантре заключены оба начала: и мужская ипостась Бога, и женская ипостась Божественного. И говорится, что нет иного выражения этой истины в эту эпоху, кроме как в этих именах [Харе, Кришна, Рама].

#00:14:31#

В прошлые эпохи настроением молитвы была просьба к Богу о неких дарах. Это было в Сатья-югу. В Двапара-югу настроением молитвы была просьба о спасении: «Господи, спаси меня». Но в настоящее время сутью молитвы является просьба о служении. Это обращение к Богу в Его ипостаси Обладающего могуществом, Силой, и к Самой Силе. В «Шримад Бхагаватам» говорится:

#00:15:29#

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇
са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир
йаджанти хи су-медхасах̣[4]

Санкиртана означает доставление удовольствия или радости Господу, как обладающему могуществом, Силой, и Самой Силе.

#00:16:12#

И это впервые было явлено миру через Харидаса Тхакура. Это также было жизнетворным даром Адвайты Ачарьи. В то время в этом мире в Навадвипе присутствовали многие вайшнавы. И все эти вайшнавы были возглавляемы Адвайтой Ачарьей. Адвайта Ачарья поддерживал и помогал всем вайшнавам. Харидас Тхакур также получал огромную помощь, поддержку от Адвайты Ачарьи. И все они принадлежали к линии Мадхавендры Пури. Той линии, где единственным объектом поклонения, Господом, Которому поклоняются, является Обладающий Силой и Сама Сила, известные как Радха и Кришна. Мы слышали о Мадхавендре Пури, как о первом ростке [преданности Радхе и Кришне]. Ишвара Пури сравнивается с ростком, который уже пророс. А то, что принес в этот мир Чайтанья Махапрабху, подобно дереву, которое выросло, созрело и принесло плоды.

#00:19:48#

Различные виды бхакти-йоги… Преданные следовали этим путям в прошлом. Но то, о чем идет речь, — это дерево, которое полностью расцвело и принесло плоды. До этого священные писания давали людям различные формы преданности, смешанные с гьяной, кармой и йогой. И то, что не является чистой бхакти-йогой, различные примеси — мы можем сказать, что это майявада. Майявада неприемлема для нас. Махапрабху говорил: «Если ты увидишь майявади, следует немедленно броситься в воду в одежде и очиститься». Потому что в этой концепции майявады Господа не существует, и твое конечное достижение — это уничтожение себя. В этих концепциях, в этих представлениях Бог не проявляет Себя. В этой концепции все сливается воедино, то есть знающий, объект познания и само познание — три этих начала. Если все сливается воедино, то кто кому поклоняется? Где объект поклонения? Где поклоняющийся? И Махапрабху очень резко протестовал против этого.

#00:23:03#

Разве тот, кто видит солнце во всей его славе, может сказать, что солнца нет? Таково знание сознания Кришны, данное Шри Чайтаньей Махапрабху.

#00:23:25#

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
саччида̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[5]

Мы постоянно ищем, задаемся вопросом о том, что является причиной всего сущего. Но Он [Господь Шри Кришна] — первопричина, причина всех причин. Мы должны видеть Его присутствие, Его существование повсюду. Там, где есть джива, душа, там присутствует Параматма. Есть три разные концепции, представления о Боге, а именно — концепции Брахмана, Параматмы и Бхагавана.

#00:25:03#

В Упанишадах приводится образ дерева, на котором сидят две птицы, одна из которых ест плоды дерева [душа], а другая за ней наблюдает [Господь в образе Параматмы][6].

#00:25:13#

[санскрит]

#00:25:49#

[Шриле Гурудеву подносят гирлянду.]

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «По своей сути души — вечные слуги Кришны. Будучи пограничной энергией Кришны, они и отличны, и неотличны от Него» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[2] Лин̇га-йонй-а̄тмика̄ джа̄та̄ има̄ ма̄хеш́варӣ-праджа̄х̣ — «Все население мира-царства майи порождено соединением мужского и женского начал» («Брахма-самхита», 5.9).

[3] Сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣ / атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣ // три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣, асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣ — «Наряду с этими шестьюдесятью трансцендентными качествами, Кришна обладает еще четырьмя, которые не проявляются даже в личности Нараяны. [Первое из них:] Кришна подобен океану, покрытому волнами игр, которые вызывают удивление во всех трех мирах. [Второе:] В Своих деяниях супружеской любви Он всегда окружен Своими дорогими преданными, которые охвачены непревзойденной любовью к Нему. [Третье качество:] Мелодичной вибрацией Своей флейты Он привлекает умы всех трех миров. [Четвертое:] Его личная красота и богатство несравненны. Ему нет равных, нет никого более великого, чем Он. Поэтому Личность Господа изумляет всех живых существ в трех мирах — как движущихся, так и неподвижных. Он столь прекрасен, что Его называют Кришной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.82,83).

[4] «В век Кали личности, обладающие большим запасом благочестия и подлинным разумом, будут поклоняться Господу как Шри Чайтанье Махапрабху. Он явится в золотой форме, будет воспевать Имя Кришны, и Его будут сопровождать Его спутники и окружение» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

[5] «Кришна, известный как Говинда — Всевышний, Абсолютная Истина. Он вечен и исполнен блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам — начало всего сущего и Причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1)

[6] Два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄х̣, сама̄нам̇ вр̣кш̣ам̇ париш̣асваджа̄те / тайор анйах̣ пиппалам̇ сва̄дв аттй, анаш́нанн анйо ’бхича̄каш́ӣти («Мундака-упанишад», 3.1.1; «Шветашватара-упанишад», 4.6).

 

← «Эротический принцип и безраздельная преданность Богу» (часть 3). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках). ·• Архив новостей •· «Эротический принцип и безраздельная преданность Богу» (часть 2). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках). →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования