«Экадаши». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 8 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 17.11M)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Экадаши

(8 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:18#

Гурудев попросил Сиддханти Махараджа рассказать преданным что-нибудь об экадаши, и, следуя его желанию, мы расскажем одну историю. Шрипад Ачарья Махарадж — думаю, кто-то слышал, — сегодня говорил об этом. Для тех, кто не слышал, и для тех, кто слышал, история такова: Махапрабху попросил мать Шачи соблюдать экадаши, поститься в этот день. Махапрабху зачастую принимал во внимание мнение и суждение Своей матери, прислушивался к ней. 

#00:01:32#

Когда после принятия Им санньясы Он отправился во Вриндаван, Он блуждал несколько дней, бродил неизвестно где. Затем — то была уловка Господа Нитьянанды Прабху, — Он оказался в доме Адвайты Ачарьи. До этого несколько дней никто не знал, где Он находится. 

#00:02:04#

В дом Адвайты Ачарьи Прабху к своему сыну в сопровождении других преданных из Навадвипы пришла мать Шачи. В присутствии Своих последователей, Своих преданных, Махапрабху сказал матери Шачи:

— Какими бы ни были твои желания, Я всегда буду исполнять их и никогда не причиню тебе беспокойств. 

#00:02:41#

Она ответила:

— Вишварупа, Твой старший брат, принял отречение и ушел из дома. С тех пор мы его не видели. Боюсь, что то же самое может произойти и с Тобой.

Махапрабху пообещал:

— Каким бы ни было твое указание, твои наставления Мне, Я буду неукоснительно им следовать.

Мать попросила Его:

— В таком случае я прошу Тебя, чтобы вместо Вриндавана Ты отправился в Джаганнатха Пури. Ты будешь оставаться в Джаганнатха Пури, и мы сможем хотя бы изредка получать известия о Тебе. Иногда Ты будешь приходить сюда, в Навадвип, принимать омовение в Ганге, а мы будем получать Твой даршан. 

#00:03:55#

Махапрабху исполнил эту просьбу матери. И, несмотря на Свое почтительное отношение к матери, готовность исполнять ее просьбы, тот же самый Махапрабху просил мать поститься в день экадаши. Может возникнуть вопрос: «Как же так получилось, что мать Шачи не постилась на экадаши до этого разговора?» Может быть, причиной тому было то, что мать Шачи была вдовой. В согласии с социальными нормами, она не обязана была поститься на экадаши. Как бы то ни было, Махапрабху сказал Своей матери: «Пожалуйста, Я прошу тебя — постись на экадаши». 

#00:05:32#

Ачарья Махарадж поправил меня. Будучи коренным бенгальцем, он говорит, что в Бенгалии как раз вдовы постятся на экадаши, а замужним женщинам поститься в дни экадаши необязательно. Однако Махапрабху показал: вдова, не вдова — значения не имеет, Он показал необходимость поста в этот день. Гуру Махарадж говорил о том, что экадаши — мать преданности. Махапрабху называл экадаши матерью всей преданности. 

#00:06:48#

Экадаши имеет особое значение еще и потому, что этот день приходится на одиннадцатый день растущей и убывающей луны [одиннадцатый день после полнолуния и новолуния]. Говорят, что в эти дни тенденция наслаждаться многократно увеличивается. Стремление наслаждаться в Кришне, Его существе, также увеличивается в эти дни. Поэтому в эти дни, когда Кришна хочет наслаждаться с особой силой — а наслаждается Он служением, — у нас есть шансы Ему это наслаждение доставить. 

#00:07:44#

Все эти реалии — Кришна, наслаждение Кришны и служение Ему — очень возвышенные реалии, которые от нас далеки. Но мы поем каждое утро песню Вишванатхи Чакраварти Тхакура, где он говорит о том, что его Гуру пребывает в том мире, в той высшей реальности. Таким образом, наши Гуру дают нам возможность принять участие в этом служении. 

#00:08:34#

Служа Гурудеву и пытаясь его удовлетворить, доставить ему некую радость в дни экадаши, мы можем обрести преданность. Песню, которую обычно поют перед почитанием прасада, песню Бхактивинода Тхакура — «ш́орӣра авидйа̄-джа̄л джод̣ендрийа та̄хе ка̄л», — в которой прославляется прасадам, по традиции не поют в день экадаши. Слово «анна» в этой песне означает пищу вообще, но также в Бенгалии оно указывает на зерно, поэтому эту песню не поют. Вы знаете, в этот день не полный пост, но воздержание от зернобобовых, и какая-то простая пища, анукалпа, — плоды, корни, вода и так далее — разрешается. 

#00:10:50#

Божествам мы предлагаем огромные, полные подносы разнообразной еды, как и в обычные дни, но, предлагая им в эти дни зернобобовые, мы не почитаем остатки Их трапезы сами (имеется в виду, зернобобовые). Эти зерна и бобы мы откладываем на следующий день, и почитаем этот зернобобовый прасад на следующее утро после экадаши для того, чтобы прервать пост. 

#00:11:41#

Мы все следуем этой традиции — люди, живущие в храме, и люди, живущие за пределами храма, — следуем одинаковому стандарту экадаши. Но бывают разные случаи. Один из эпизодов такой: в день Джанмаштами, когда соблюдается полный пост, один преданный совершал тяжелое служение, требовавшее больших усилий, и Шрила Шридхар Махарадж сказал ему: «Съешь рис или какую-то зернобобовую пищу», хотя то был день экадаши. Он послушался его наставления, но, правда, не стал принимать в пищу зернобобовые — он съел плоды или что-то не зерновое. 

#00:13:02#

Есть разные послабления: скажем, маленькие дети не в состоянии поститься, им не нужно следовать экадаши, если они не могут этого делать. Но мы счастливо это делаем. Мы делаем это (постимся в экадаши), понимая, что таково желание Махапрабху и Гурудева. 

#00:14:07#

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что папа-пуруша, грехи всего мира (имеются в виду последствия дурных поступков людей), входят в зерна в день экадаши и пребывают в них. Когда мы проводим огненное жертвоприношение, ягью, то мужчины по традиции бреют головы. Почему? Потому что говорится, что папа, грех или нечто дурное, пребывает также в волосах. Поэтому мужчины по традиции бреют головы во время огненных жертвоприношений для того, чтобы очиститься. 

#00:15:11#

С другой стороны, все эти моменты относительно греха, который входит в зерна, в волосы и так далее, в большей или меньшей степени формальные соображения, но они являются частью нашей культуры, традиции в целом, поэтому мы им следуем. В день экадаши, как было сказано, грехи пребывают в зернах. Поэтому принимать в пищу зерна на экадаши считается с этой точки зрения грехом. Но это очень скверно для тела — не получать достаточно еды. (Имеется в виду, что мы не способны поститься полностью, потому что тело не может существовать без еды). Поэтому мы принимаем в пищу то, что зовется анукалпой — небольшое количество допустимой пищи, достаточной для того, чтобы совершать служение. Именно этой системе следуют в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, и практически никто из преданных Матха не постится полностью. 

#00:16:46#

Люди, привязанные к более скрупулезному следованию традиции, в этот день постятся полностью — они не едят и не пьют воду. Они постятся весь день и бодрствуют всю ночь, воспевая святые имена. Нашей главной заботой является служение, поэтому, если при соблюдении полного поста ты не способен делать что-либо, служить, и вынужден спать, лежать весь день, то какой в этом смысл? «Да, я не пил и не ел». «А что же ты делал?» «Весь день спал — настолько ослабел, что сил не было делать что-либо». 

#00:17:59#

Подобный подход противоречит самой идее, концепции экадаши, потому что смысл экадаши в том, чтобы усилить служение, а не наоборот. Поэтому в Шри Чайтанья Сарасват Матхе следуют другой традиции: преданные почитают прасадам в день экадаши, но не едят зернобобовые — они принимают в пищу анукалпу, плоды, корни, молоко, воду, совершая свое служение как обычно. 

#00:18:46#

Шрипад Сиддханти Махарадж здесь, в нашем кругу, и он известен всем в Матхе как неутомимый слуга, труженик. Гурудев через него попросил рассказать преданным об экадаши, что я и попытался сделать. Сиддханти Махарадж — хороший пример для меня. Есть ли вопросы у кого-нибудь? 

#00:19:30#

Вопрос: Если не удалось поститься на экадаши, что делать? Что делать, если нарушил пост по случайности, забывчивости? 

#00:20:29#

Шрила Джанардан Махарадж: Ничего страшного, просто следующий раз не стоит забывать. 

#00:20:34#

Шрила Ачарья Махарадж: Один санньяси в Матхе — Шрипад Аранья Махарадж — говорит, что, если ты забыл поститься или нарушил пост в день экадаши, можешь поститься на двадаши. И он часто сам так делает, потому что иногда забывает, что экадаши, и постится два дня. Я же доверяю нашим календарям, поэтому пощусь как обычно.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 



←  «Говинда-бхашья». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 июня 2013 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «Экадаши — вайшнавский пост». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Из цикла «Просто о трансцендентном»  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 17.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Экадаши

(8 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:18#

Гурудев попросил Сиддханти Махараджа рассказать преданным что-нибудь об экадаши, и, следуя его желанию, мы расскажем одну историю. Шрипад Ачарья Махарадж — думаю, кто-то слышал, — сегодня говорил об этом. Для тех, кто не слышал, и для тех, кто слышал, история такова: Махапрабху попросил мать Шачи соблюдать экадаши, поститься в этот день. Махапрабху зачастую принимал во внимание мнение и суждение Своей матери, прислушивался к ней. 

#00:01:32#

Когда после принятия Им санньясы Он отправился во Вриндаван, Он блуждал несколько дней, бродил неизвестно где. Затем — то была уловка Господа Нитьянанды Прабху, — Он оказался в доме Адвайты Ачарьи. До этого несколько дней никто не знал, где Он находится. 

#00:02:04#

В дом Адвайты Ачарьи Прабху к своему сыну в сопровождении других преданных из Навадвипы пришла мать Шачи. В присутствии Своих последователей, Своих преданных, Махапрабху сказал матери Шачи:

— Какими бы ни были твои желания, Я всегда буду исполнять их и никогда не причиню тебе беспокойств. 

#00:02:41#

Она ответила:

— Вишварупа, Твой старший брат, принял отречение и ушел из дома. С тех пор мы его не видели. Боюсь, что то же самое может произойти и с Тобой.

Махапрабху пообещал:

— Каким бы ни было твое указание, твои наставления Мне, Я буду неукоснительно им следовать.

Мать попросила Его:

— В таком случае я прошу Тебя, чтобы вместо Вриндавана Ты отправился в Джаганнатха Пури. Ты будешь оставаться в Джаганнатха Пури, и мы сможем хотя бы изредка получать известия о Тебе. Иногда Ты будешь приходить сюда, в Навадвип, принимать омовение в Ганге, а мы будем получать Твой даршан. 

#00:03:55#

Махапрабху исполнил эту просьбу матери. И, несмотря на Свое почтительное отношение к матери, готовность исполнять ее просьбы, тот же самый Махапрабху просил мать поститься в день экадаши. Может возникнуть вопрос: «Как же так получилось, что мать Шачи не постилась на экадаши до этого разговора?» Может быть, причиной тому было то, что мать Шачи была вдовой. В согласии с социальными нормами, она не обязана была поститься на экадаши. Как бы то ни было, Махапрабху сказал Своей матери: «Пожалуйста, Я прошу тебя — постись на экадаши». 

#00:05:32#

Ачарья Махарадж поправил меня. Будучи коренным бенгальцем, он говорит, что в Бенгалии как раз вдовы постятся на экадаши, а замужним женщинам поститься в дни экадаши необязательно. Однако Махапрабху показал: вдова, не вдова — значения не имеет, Он показал необходимость поста в этот день. Гуру Махарадж говорил о том, что экадаши — мать преданности. Махапрабху называл экадаши матерью всей преданности. 

#00:06:48#

Экадаши имеет особое значение еще и потому, что этот день приходится на одиннадцатый день растущей и убывающей луны [одиннадцатый день после полнолуния и новолуния]. Говорят, что в эти дни тенденция наслаждаться многократно увеличивается. Стремление наслаждаться в Кришне, Его существе, также увеличивается в эти дни. Поэтому в эти дни, когда Кришна хочет наслаждаться с особой силой — а наслаждается Он служением, — у нас есть шансы Ему это наслаждение доставить. 

#00:07:44#

Все эти реалии — Кришна, наслаждение Кришны и служение Ему — очень возвышенные реалии, которые от нас далеки. Но мы поем каждое утро песню Вишванатхи Чакраварти Тхакура, где он говорит о том, что его Гуру пребывает в том мире, в той высшей реальности. Таким образом, наши Гуру дают нам возможность принять участие в этом служении. 

#00:08:34#

Служа Гурудеву и пытаясь его удовлетворить, доставить ему некую радость в дни экадаши, мы можем обрести преданность. Песню, которую обычно поют перед почитанием прасада, песню Бхактивинода Тхакура — «ш́орӣра авидйа̄-джа̄л джод̣ендрийа та̄хе ка̄л», — в которой прославляется прасадам, по традиции не поют в день экадаши. Слово «анна» в этой песне означает пищу вообще, но также в Бенгалии оно указывает на зерно, поэтому эту песню не поют. Вы знаете, в этот день не полный пост, но воздержание от зернобобовых, и какая-то простая пища, анукалпа, — плоды, корни, вода и так далее — разрешается. 

#00:10:50#

Божествам мы предлагаем огромные, полные подносы разнообразной еды, как и в обычные дни, но, предлагая им в эти дни зернобобовые, мы не почитаем остатки Их трапезы сами (имеется в виду, зернобобовые). Эти зерна и бобы мы откладываем на следующий день, и почитаем этот зернобобовый прасад на следующее утро после экадаши для того, чтобы прервать пост. 

#00:11:41#

Мы все следуем этой традиции — люди, живущие в храме, и люди, живущие за пределами храма, — следуем одинаковому стандарту экадаши. Но бывают разные случаи. Один из эпизодов такой: в день Джанмаштами, когда соблюдается полный пост, один преданный совершал тяжелое служение, требовавшее больших усилий, и Шрила Шридхар Махарадж сказал ему: «Съешь рис или какую-то зернобобовую пищу», хотя то был день экадаши. Он послушался его наставления, но, правда, не стал принимать в пищу зернобобовые — он съел плоды или что-то не зерновое. 

#00:13:02#

Есть разные послабления: скажем, маленькие дети не в состоянии поститься, им не нужно следовать экадаши, если они не могут этого делать. Но мы счастливо это делаем. Мы делаем это (постимся в экадаши), понимая, что таково желание Махапрабху и Гурудева. 

#00:14:07#

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что папа-пуруша, грехи всего мира (имеются в виду последствия дурных поступков людей), входят в зерна в день экадаши и пребывают в них. Когда мы проводим огненное жертвоприношение, ягью, то мужчины по традиции бреют головы. Почему? Потому что говорится, что папа, грех или нечто дурное, пребывает также в волосах. Поэтому мужчины по традиции бреют головы во время огненных жертвоприношений для того, чтобы очиститься. 

#00:15:11#

С другой стороны, все эти моменты относительно греха, который входит в зерна, в волосы и так далее, в большей или меньшей степени формальные соображения, но они являются частью нашей культуры, традиции в целом, поэтому мы им следуем. В день экадаши, как было сказано, грехи пребывают в зернах. Поэтому принимать в пищу зерна на экадаши считается с этой точки зрения грехом. Но это очень скверно для тела — не получать достаточно еды. (Имеется в виду, что мы не способны поститься полностью, потому что тело не может существовать без еды). Поэтому мы принимаем в пищу то, что зовется анукалпой — небольшое количество допустимой пищи, достаточной для того, чтобы совершать служение. Именно этой системе следуют в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, и практически никто из преданных Матха не постится полностью. 

#00:16:46#

Люди, привязанные к более скрупулезному следованию традиции, в этот день постятся полностью — они не едят и не пьют воду. Они постятся весь день и бодрствуют всю ночь, воспевая святые имена. Нашей главной заботой является служение, поэтому, если при соблюдении полного поста ты не способен делать что-либо, служить, и вынужден спать, лежать весь день, то какой в этом смысл? «Да, я не пил и не ел». «А что же ты делал?» «Весь день спал — настолько ослабел, что сил не было делать что-либо». 

#00:17:59#

Подобный подход противоречит самой идее, концепции экадаши, потому что смысл экадаши в том, чтобы усилить служение, а не наоборот. Поэтому в Шри Чайтанья Сарасват Матхе следуют другой традиции: преданные почитают прасадам в день экадаши, но не едят зернобобовые — они принимают в пищу анукалпу, плоды, корни, молоко, воду, совершая свое служение как обычно. 

#00:18:46#

Шрипад Сиддханти Махарадж здесь, в нашем кругу, и он известен всем в Матхе как неутомимый слуга, труженик. Гурудев через него попросил рассказать преданным об экадаши, что я и попытался сделать. Сиддханти Махарадж — хороший пример для меня. Есть ли вопросы у кого-нибудь? 

#00:19:30#

Вопрос: Если не удалось поститься на экадаши, что делать? Что делать, если нарушил пост по случайности, забывчивости? 

#00:20:29#

Шрила Джанардан Махарадж: Ничего страшного, просто следующий раз не стоит забывать. 

#00:20:34#

Шрила Ачарья Махарадж: Один санньяси в Матхе — Шрипад Аранья Махарадж — говорит, что, если ты забыл поститься или нарушил пост в день экадаши, можешь поститься на двадаши. И он часто сам так делает, потому что иногда забывает, что экадаши, и постится два дня. Я же доверяю нашим календарям, поэтому пощусь как обычно.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования