«Уход Ом Вишнупада Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа». Сахадев Прабху, Аджита Кришна Прабху. 23 апреля 2013 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 17.84M)

Russian

Сахадев Прабху
Аджита Кришна Прабху Брахмачари

Уход Ом Вишнупада
Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа

(23 апреля 2013 года. Чиангмай, Таиланд)

 

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣
1

гурвва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇
чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам
говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇
ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам
2

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

#00:00:40#

Сегодня мы собрались, чтобы памятовать об особом дне, дне ухода нашего духовного учителя. Если мы будем изучать саму природу кришна-лилы, то увидим, что любовь постигается в разлуке. Когда ачарья уходит, он скрывает себя. Мы не говорим о вайшнавах, что они умерли. Мы говорим, что они переходят в непроявленную форму. В разлуке с ачарьей мы также можем глубже постигать, замечать какие-то грани его личности, которые прежде не замечали.

#00:01:24#

Однажды Госвами Махараджу задали очень интересный вопрос: «Какова вайшнавская концепция ангела-хранителя?» Понятно, что это интересная тема — ангелы за нашим плечом.

#00:01:40#

Госвами Махарадж ответил, что наша концепция ангела-хранителя — это гуру-варга. Мы не считаем, что это люди, которые сели в самадхи и больше не вмешиваются в процесс. Мы понимаем, что, подобно многим ангелам-хранителям, представители гуру-варги, являясь, присутствуют рядом с нами. Учителя-вайшнавы не умирают, умирают только обычные материалисты, подобные нам, сознание которых не пробудилось к высшей Реальности, но вайшнавы всегда присутствуют. Поэтому никогда не говорят «смерть вайшнава», а говорят: «уход вайшнава».

#00:02:20#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет, что мы должны воспринимать Гуру, которые покинули этот мир, как тех, кто взирает на нас, кто способен пролить милость на нас, даже если их земная лила завершилась. В некоторых Матхах употребляется такое выражение — нитья-лила правишта: он вошел в вечную лилу или пребывает в вечной лиле. Но Гурудев говорил: «Для меня это ассоциируется с уходом, с самадхи, с закапыванием, но я всегда стремлюсь быть со своими учениками и всегда стремлюсь даровать им свои благословения». Известно, что Шрила Гурудев не любил, когда к ушедшим вайшнавам или, тем более, к ныне живущим употребляют выражение «нитья-лила правишта» — «тот, кто навечно ушел в лилу, всегда пребывает в ней». Иногда, когда так обращались к нему, он отвечал: «Я еще жив, еще с вами».

#00:03:21#

Наши учителя осознавали, что вайшнавы экстра-класса — маха-бхагаваты — постоянно присутствуют на этой земле. Мы знаем, что иногда Шрила Гурудев разговаривал в самадхи со Шрилой Шридхаром Махараджем, причем разговаривал не на бенгали, а на английском. Каков же уровень понимания у Гурудева личности Шрилы Шридхара Махараджа, что это самадхи полностью сознательно, и с ним лучше говорить на английском?

#00:03:56#

Гурудев дарует нам свою милость, но Шрила Шридхар Махарадж подчеркивал, что любое явление — это объект и его потенциал. Физическая или даже интеллектуальная близость к вайшнаву может быть поверхностной, поскольку только благодаря милости самого вайшнава, благодаря сердцу, а не интеллекту или неким формальным религиозным обрядам мы можем соприкоснуться с вайшнавом. Если вайшнав захочет явить себя, мы сможем воспринять его. Поэтому, когда Шрила Гурудев ушел, многие возвышенные вайшнавы, среди которых был Джанардан Махарадж, Госвами Махарадж, Авадхут Махарадж, говорили одну очень интересную вещь. Они говорили, что были рядом с ним [со Шрилой Гурудевом], но в действительности не смогли в полной степени оценить глубину и величие его личности. Мы воспринимали его — кто-то как психиатра, кто-то как доброго наставника, кто-то как друга. Но кто в смертном мире может оценить качества, деяния и состояние сердца маха-бхагаваты?

#00:05:04#

Если мы говорим об уходе, о глубочайших чувствах, о том, как это все происходило, я хочу напомнить, что существует замечательное письмо Шрилы Авадхута Махараджа, посвященное уходу Шрилы Гурудева, которое в свое время было опубликовано на harekrishna.ru, где он буквально чуть ли не в тот же день подробно описал те события, которые в тот день происходили в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

#00:05:33#

Также есть потрясающая аудиолекция, в которой Авадхут Махарадж вспоминает об уходе Гурудева. Во «Вконтакте» она называется «Любовь к духовному учителю», она есть у меня на странице. Меня очень поразила эта его аудиолекция — это глубочайший рассказ о том, что такое подлинная любовь. Мы употребляем слово «любовь» по отношению к духовному учителю очень абстрактно, но в этой лекции Шрила Авадхут Махарадж рассказывает о тех чувствах и том состоянии, которые царили, когда Шрила Гурудев покинул этот мир. И я не думаю, что моя даже трижды философская лекция сможет передать действительно ту скорбь разлуки, которую испытывали просветленные личности, для которых Гурудев был не лицом на фотографии, а живым человеком, наставником, в сущности — центром жизни. Мы знаем, что, когда он оставил этот мир, многие из его ближайших слуг — Бхакти Премик Сиддханти Махарадж, Шруташрава Прабху (Вайшнав Махарадж) — отправились вместе с ним. До этого их болезни не давали никаких осложнений, но сразу после ухода Гурудева они молниеносно оставили этот мир3.

#00:06:56#

Мы знаем, что, когда Махапрабху ушел, некоторые Его спутники остались. Госвами Вриндавана остались, чтобы явить Его учение, но другие не в силах были выносить разлуки с Ним и немедленно отправились вслед за Ним. Мы можем это видеть и в деяниях Шрилы Гурудева, и, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, объект и его потенциал. Мы не можем постичь его в полной степени, но благодаря служению, благодаря общению с теми, кто глубже постигал Шрилу Гурудева, мы в будущем при великой удаче сможем осознать, с какой личностью мы соприкасались.

#00:07:42#

В книге «Шри Гуру и его милость» есть замечательная глава, где Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Вы не представляете, какими сокровищами обладаете. Но так как вы находитесь в этой линии рупануга-гуру-варги, рано или поздно вы обретете ключ и доступ к этим сокровищам, но пока вы даже не способны оценить их».

#00:08:10#

В действительности все, что знала русская миссия о Гурудеве, на 90% она знала благодаря Авадхуту Махараджу, потому что никто из нас близко, плотно, непосредственно не общался с Гурудевом. Гурудев был маха-бхагаватой, великой личностью, который приезжал к нам. Русские ученики обретали даршан, некоторые благословения, но практическое общение происходило с близкими слугами Гурудева, которые в большей степени понимали его личность. В моем случае это был Шрипад Бхакти Ачинтья Мадхав Махарадж, затем — Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж, но я бы сказал, что Гурудев всегда был для меня фигурой абстрактной. И только благодаря вúдению этих вайшнавов я был приведен в мир веры Гурудева, в общество Гурудева.

#00:09:10#

Вúдение этих вайшнавов было столь гармонично, что фактически никогда не возникало вопросов — принимать или не принимать посвящение у Гурудева, слушать его или не слушать. Вера, которая была у тех вайшнавов, что окружали меня (Шрипад Мадхав Махарадж, Шрила Авадхут Махарадж), вводила меня в мир, о котором говорил Шрила Шридхар Махарадж, — мир Вед, — когда ты не хочешь проверять информацию. Когда ты видел Гурудева, ты чувствовал то, что никто не лжет здесь, что тебя привели к подлинному святому, пред тобой подлинный святой. Это не было неким интеллектуальным процессом, это было аксиомой.

#00:09:58#

Незадолго до этого дня — памятования в разлуке о лилах Шрилы Гурудева, Аджита Кришна Прабху принял брахмачарью. Брахмачарья — это самый серьезный духовный ашрам, который означает «никаких прав и все обязанности». Формально монашество — это санньяса. Шрила Гурудев говорит, что положение санньяси может быть опасным — некоторая гордыня, духовная гордыня.

#00:10:30#

Положение брахмачари — это шаранагата, это бесправный человек, который предается на волю Господа. В сущности, хотя кто-то может сказать: «Нет, я хотел бы быть санньяси. Либо „фартук“, либо идите нафиг», мы понимаем, что в действительности самое безопасное, самое духовное положение — это положение брахмачари. Это жертвователи, которые совершают огромное служение и при этом не претендуют на какое-то ведущее положение.

#00:11:03#

Притху Прабху Брахмачари очень хотел стать брахмачари, вдохновлять других своим примером. Однажды он пришел к Шриле Госвами Махараджу и спросил: «Хорошо ли это — хотеть быть брахмачари?» Госвами Махарадж ответил ему, что [положение] брахмачари — это подобно прекрасному розовому бутону [цветка] или прекрасному розовому лотосу, который ученик предлагает своему учителю.

#00:11:30#

Формально день ухода учителя — это скорбный день, но мы говорим о вечно живых, о вечно присутствующих в этот день, почитаем их. Фактически на той же неделе Аджита Кришна Прабху поднес Гурудеву такое подношение [принял брахмачарью]. Я с удовольствием передаю ему слово, если он что-то хочет сказать.

Джай Аджита Кришна Прабху Брахмачари ки джай!

#00:11:57#

Аджита Кришна Прабху Брахмачари: Как сказал Сахадев Прабху: «Мы знаем Гурудева по его слугам», и один из таких слуг был Нитья Гопал Прабху. Однажды в Калькутте, когда он разговаривал с Садху Прией Прабху, он рассказал один из своих снов после ухода Гурадева.

#00:12:11#

Меня поразил этот его рассказ. Это была такая история: «Я видел сон, что служу Гурудеву, что я готовлю ему, как я готовлю ему, как я раньше ему служил. И я был счастлив в тот момент. Когда я проснулся, я понял, что Гурудева больше нет». Я посмотрел в его глаза, в его глазах была такая тоска, что он реально потерял кого-то такого [дорогого], что не восполнить эту утрату.

#00:12:35#

Сегодня Госвами Махарадж у себя на Фейсбуке выставил цитату одного землевладельца, который описывал Гурудева. История была такова: Шрила Шридхар Махарадж послал Гурудева в какую-то деревню собирать пожертвования. Местный заминдар был очень жадным человеком. Местным жителям он никогда ничего не давал. Когда к нему пришел Гурудев, он уехал от него с мешками риса.

#00:12:57#

Местные жители пришли к этому землевладельцу-заминдару и сказали: «Ты нам ничего не даешь. Почему он уехал с мешками риса?» Тот сказал, вот эта цитата, которую выставил Госвами Махарадж: «Он наполнил мое сердце сверхъестественной радостью. Если бы он попросил больше, я бы дал ему больше».

#00:13:13#

Я подумал: «Почему Госвами Махарадж выставил именно эти слова?» И ко мне пришла такая мысль, что если Кришна — это солнце, то Шрила Шридхар Махарадж — свет этого солнца, а Шрила Говинда Махарадж — тепло этого солнца.

#00:13:26#

Шрила Шридхар Махарадж освещает сознание Кришны, концепцию [сознания Кришны] своим ясным пониманием, а Шрила Говинда Махарадж дает ту среду, в которой эти концепции прорастают. Чтобы росло семя, нужны и свет, и солнце, и тепло. Без этого никуда.

#00:13:39#

Шрила Говинда Махарадж давал ту атмосферу, в которой эти очень глубочайшие концепции сознания Кришны могли расти естественным образом, без всякого лишнего: без интеллектуализма, без изысков, они росли естественным образом в его среде. Находясь в обществе преданных, его учеников, я чувствую, что что-то реально пробуждается. Что-то есть.

#00:14:07#

Сахадев Прабху: Была история с календарем за год или как минимум за несколько месяцев до ухода Гурудева. Печатался вайшнавский календарь на [следующий вайшнавский] год. Обычный матховский календарь. Именно тот день, когда Шрила Гурудев покинул этот мир… Календарь был напечатан и случайно был пропущен именно этот день.

#00:14:29#

То, что мы воспринимаем как случайность, неизбежность, также является определенным планом Кришны. Маха-бхагавата-вайшнав видит, что все существует по воле Господа, в гармонии с Его высшей волей. Присутствие ачарьи, его уход, события в Матхе при живом ачарье, события после его ухода — это определенные уроки.

#00:14:54#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет, что если вы способны понять, что гибель династии Ядувамши, распад Гаудия Матха — все это воля Господа, то вы можете понять, что когда ачарьи уходят, и когда миссия переходит уже, может быть, на более формальный уровень, когда нет безусловно сплачивающей [вокруг себя] фигуры, — безусловно это часть кришны-лилы, это урок, который должны принять ученики, чтобы повзрослеть. Разлука, подобно встрече, ведет их как компас по духовному пути.

#00:15:33#

Шрила Шридхар Махарадж объяснял, что вне зависимости от того, присутствует ачарья или ушел, сохранена целостность организации, либо она нарушена, каждый, кто искренен, может жить при любых обстоятельствах духовной жизнью.

#00:15:50#

Мы имеем массу возможностей жить такой духовной жизнью, потому что в качестве прибежища наши ачарьи фактически прикрывают нас. Можем себе представить: если завтра мы просыпаемся, радостная новость — теперь, допустим, все мы — главные, ведущие представители Шри Чайтанья Сарасват Матха, олицетворение учения Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:16:21#

Все, кто прочитал книги Шридхара Махараджа, приходят к нам и говорят: «Вот, мы прочитали и хотели бы посмотреть на тех самых душ». Естественно, что это абсурдно.

#00:16:32#

Шрила Шридхар Махарадж говорил, что очень сложно найти подлинного Гуру, еще сложнее найти подлинного ученика. Пример Гурудева — это был пример подлинного ученика. Тот афоризм, который вспоминается: он говорил, что достаточно услышать одно слово Шридхара Махараджа, чтобы навсегда стать его рабом. Какова была глубина его понимания личности Шридхара Махараджа!

#00:17:00#

Точно так же в ранних лекциях в России он говорил, что, если вы хотите счастья, вы просто должны служить Шриле Гуру Махараджу и вы обретете на этом пути всё, всю полноту счастья.

#00:17:13#

Казалось бы, это говорит пожилой, не совсем хорошо себя чувствующий человек, но важно понять, какова та концепция счастья, о которой говорит он, и какова наша концепция счастья. В это тонкость.

Я сказал пару слов и, возможно, [выступят с речью] Амия Синдху [Прабху], Субал [Сакха Прабху], кто-то еще.

#00:17:43#

Аджита Кришна Прабху Брахмачари: Я слушал лекцию Шрилы Шридхара Махараджа на день его явления в 1985 году, где он прославляет Шрилу Говинду Махараджа в течение двух часов. После всех прославлений Шрила Говинда Махарадж сказал: «Мой Гуру может говорить обо мне все, что хочет, но я считаю себя мусорной корзиной в его храме».

#00:18:06#

Сахадев Прабху: Это его фишка — подлинное смирение подлинных вайшнавов. Мы видим, что Гурудев своей жизнью доказывал, что это были не просто красивые слова. То, что содержится в его «Арати», — это высказывание: па̄рамахам̇са-дхарма-джн̃а̄на ш́икш̣а̄ра прача̄ре — «Ты повсюду распространяешь видение парамахамсы».

#00:18:26#

Видение парамахамсы означает стремиться не смотреть объективно на реальность, а заметить в мире, в окружающих, в преданных прежде всего какие-то позитивные черты, и всеми силами стараться взращивать это позитивное зерно.

#00:18:44#

Иногда Гурудева называли Гуру второго шанса. Он всем давал возможность раскаяться, пересмотреть что-то. Иногда, когда при нем критиковали вайшнавов, он говорил: «Не втягивайте меня туда, я не являюсь инспектором канализации».

#00:19:00#

Подобные вещи показывают, что взгляд вайшнавов не объективен. Объективный взгляд на этот мир заключается в том, что 80–90% в нем — это дурные качества, дурные тенденции, дурные люди, зло, неспособность контролировать себя, зависть и другие вещи. Только 10% — это что-то светлое, благородное. Вайшнавы объясняют: «Настройте свое видение, свой взгляд так, чтобы смотреть субъективно, чтобы созерцать преимущественно эту светлую сторону вещей».

#00:19:39#

Тогда, как объясняет Шридхар Махарадж, если вы будете великодушными по отношению к своему окружению, миру, то мир и окружение будут великодушными по отношению к вам.

#00:19:51#

Гурудев, несмотря на то что был гением, который составлял санскритские шлоки, [был] эрудитом, родился в атмосфере брахманской учености, говорил очень простые и сердечные вещи, особенно новым людям. Он не стремился задавить их теологией, объяснить им: «Понимаешь, сколько шлок знаю я. А сколько ты? Ты видишь, что я настоящий индийский Гуру». Типа ему можно верить.

#00:20:19#

Он говорил какие-то очень простые, душевные вещи, но мы видим, что истинных ценителей, тех, кто пришли к нему, эти вещи привлекали гораздо больше, чем санскритская ученость или какие-то подобные вещи.

#00:20:35#

Гурудев своей жизнью дал нам урок настоящего сердца вайшнава. Если самадхи Шридхара Махараджа называется «Храмом любви в разлуке», что отражает его особое состояние [преданности Богу в разлуке с Ним]… [сбой записи]. [Самадхи Шрилы Говинды Махараджа называется] «Храм любви и нежности» [что отражает его особое настроение]. То слово, с которым постоянно мучилась редакторская группа, — это слово «affection», affection, affection of guidance. Его невозможно полностью передать на русском, потому что это означает «нежность», «любовь» и «забота» в одном «флаконе». Подобное настроение.

#00:21:16#

Шрила Госвами Махарадж давал несколько дней назад замечательную лекцию о концепции Кришны. Он объясняет, что в ней есть несколько компонентов. Это сатьям, шивам и сундарам. Не просто вечность, но вечность, которая преисполнена благой воли. Благая вечность. Сатьям и шивам, то есть это Безграничное не является каким-то кошмарным монстром, абстрактной реальностью. Оно — твой друг.

#00:21:48#

«Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам, — говорит Кришна. — Я источник всех миров», но потом добавляет: сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇ — «Но Я друг каждому» [Бхагавад-гита, 5.29].

#00:21:59#

Наконец Шридхар Махарадж объясняет: когда доброта и гармония достигают своего положения во Всевышнем, является красота. В этом вы чувствуете соприкосновение с надмирной красотой.

#00:22:13#

Объясняется об обитателях Вриндавана и той земли, что наша красота часто не соответствует нашему внутреннему миру. Красота обитателей духовного мира — это отражение красоты их сердец. Внутреннее не противоречит внешнему.

#00:22:34#

Также Госвами Махарадж объяснял, буквально позавчера, что когда сердце пробуждено, слова обладают другим качеством, жесты обладают другим качеством. Объясняется, что точно так же, как великие мастера единоборств, самураи могут узнать друг друга по пластике [движений тела], по способности вставать, по взгляду, точно так же садху, мистики могут по взгляду, по движению, по голосу узнавать, что перед ними человек не от мира сего, обитатель другой реальности.

#00:23:11#

Гурудев в какой-то степени был последним «мамонтом» из тройки (Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шридхар Махарадж и он сам). Само собой подразумевалось, что это маха-бхагаваты-вайшнавы, что это Гуру высшего класса, которые низошли из высшей реальности и протягивают [падшим душам] руку.

#00:23:34#

В действительности никто из учеников Гурудева никогда полностью не постигнет этого, но наша удача, что мы имеем безграничный потенциал постижения красоты этой личности.

#00:23:53#

Гурудев проповедовал прежде всего культуру отношений, а не философию. Шридхар Махарадж очень много говорил о философии, но Гурудев на многих публичных лекциях для многих людей естественно раскрывал какие-то метафизические вещи, но он также много говорил об отношениях между преданными, об обязанностях мужчины, обязанностях женщины, о значении того, что мы должны понять, что вайшнавизм — это определенная культура отношения к людям, к преданным.

#00:24:33#

Шридхар Махарадж объяснял, собственно, где должны практиковаться вайшнавские качества, такие как смирение, терпение — в обществе преданных. Когда его спрашивали: «А как же насчет общества материалистов?», он говорил: «Среди этих людей? Подобных змеям и крокодилам? Нет!»

#00:24:51#

Когда Шруташраву Прабху спрашивали: «Как нам жить? Нас так раздражают кришнаиты, у них всех не очень хорошие характеры», Шруташрава Прабху говорил: «Поймите, Кришна часто специально собирает людей, которые не могут общаться друг с другом, для того, чтобы они развивали в себе духовные качества».

#00:25:14#

Подобные гениальные вещи выдают подлинных последователей наших ачарьев. Ачарья объясняет, что Кришна там, где сердце. Он не там, где логика, где сила, а только там, где присутствуют подлинное смирение, терпение, любовь к преданному, дух служения, там присутствует подлинный вайшнавизм.

#00:25:35#

Сегодня мы памятуем о Шриле Бхакти Сундаре Говинде Дев-Госвами Махарадже, нашем духовном учителе, который являлся олицетворением всех этих качеств.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри рупануга-гуру-варга ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Транскрипцию выполнили:
Аниндита Деви Даси и СРД
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

2 «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».

3 Здесь допущена фактическая ошибка: на самом деле Шрипад Сиддханти Махарадж оставил этот мир незадолго до ухода Шрилы Гурудева 1 февраля 2010 года, что, безусловно, не отменяет смысла сказанного о том, что некоторые личности ушли из этого мира вместе со Шрилой Гурудевом.




←  «Уход Гурудева. Воспоминания». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 1 апреля 2010 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Линия Сарасвати Тхакура. Шридхар Махарадж и его ученик Говинда Махарадж». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 23 апреля 2013 года. Говардхан, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.7 МБ)

Russian

Сахадев Прабху
Аджита Кришна Прабху Брахмачари

Уход Ом Вишнупада
Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа

(23 апреля 2013 года. Чиангмай, Таиланд)

 

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣
1

гурвва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇
чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам
говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇
ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам
2

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

#00:00:40#

Сегодня мы собрались, чтобы памятовать об особом дне, дне ухода нашего духовного учителя. Если мы будем изучать саму природу кришна-лилы, то увидим, что любовь постигается в разлуке. Когда ачарья уходит, он скрывает себя. Мы не говорим о вайшнавах, что они умерли. Мы говорим, что они переходят в непроявленную форму. В разлуке с ачарьей мы также можем глубже постигать, замечать какие-то грани его личности, которые прежде не замечали.

#00:01:24#

Однажды Госвами Махараджу задали очень интересный вопрос: «Какова вайшнавская концепция ангела-хранителя?» Понятно, что это интересная тема — ангелы за нашим плечом.

#00:01:40#

Госвами Махарадж ответил, что наша концепция ангела-хранителя — это гуру-варга. Мы не считаем, что это люди, которые сели в самадхи и больше не вмешиваются в процесс. Мы понимаем, что, подобно многим ангелам-хранителям, представители гуру-варги, являясь, присутствуют рядом с нами. Учителя-вайшнавы не умирают, умирают только обычные материалисты, подобные нам, сознание которых не пробудилось к высшей Реальности, но вайшнавы всегда присутствуют. Поэтому никогда не говорят «смерть вайшнава», а говорят: «уход вайшнава».

#00:02:20#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет, что мы должны воспринимать Гуру, которые покинули этот мир, как тех, кто взирает на нас, кто способен пролить милость на нас, даже если их земная лила завершилась. В некоторых Матхах употребляется такое выражение — нитья-лила правишта: он вошел в вечную лилу или пребывает в вечной лиле. Но Гурудев говорил: «Для меня это ассоциируется с уходом, с самадхи, с закапыванием, но я всегда стремлюсь быть со своими учениками и всегда стремлюсь даровать им свои благословения». Известно, что Шрила Гурудев не любил, когда к ушедшим вайшнавам или, тем более, к ныне живущим употребляют выражение «нитья-лила правишта» — «тот, кто навечно ушел в лилу, всегда пребывает в ней». Иногда, когда так обращались к нему, он отвечал: «Я еще жив, еще с вами».

#00:03:21#

Наши учителя осознавали, что вайшнавы экстра-класса — маха-бхагаваты — постоянно присутствуют на этой земле. Мы знаем, что иногда Шрила Гурудев разговаривал в самадхи со Шрилой Шридхаром Махараджем, причем разговаривал не на бенгали, а на английском. Каков же уровень понимания у Гурудева личности Шрилы Шридхара Махараджа, что это самадхи полностью сознательно, и с ним лучше говорить на английском?

#00:03:56#

Гурудев дарует нам свою милость, но Шрила Шридхар Махарадж подчеркивал, что любое явление — это объект и его потенциал. Физическая или даже интеллектуальная близость к вайшнаву может быть поверхностной, поскольку только благодаря милости самого вайшнава, благодаря сердцу, а не интеллекту или неким формальным религиозным обрядам мы можем соприкоснуться с вайшнавом. Если вайшнав захочет явить себя, мы сможем воспринять его. Поэтому, когда Шрила Гурудев ушел, многие возвышенные вайшнавы, среди которых был Джанардан Махарадж, Госвами Махарадж, Авадхут Махарадж, говорили одну очень интересную вещь. Они говорили, что были рядом с ним [со Шрилой Гурудевом], но в действительности не смогли в полной степени оценить глубину и величие его личности. Мы воспринимали его — кто-то как психиатра, кто-то как доброго наставника, кто-то как друга. Но кто в смертном мире может оценить качества, деяния и состояние сердца маха-бхагаваты?

#00:05:04#

Если мы говорим об уходе, о глубочайших чувствах, о том, как это все происходило, я хочу напомнить, что существует замечательное письмо Шрилы Авадхута Махараджа, посвященное уходу Шрилы Гурудева, которое в свое время было опубликовано на harekrishna.ru, где он буквально чуть ли не в тот же день подробно описал те события, которые в тот день происходили в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

#00:05:33#

Также есть потрясающая аудиолекция, в которой Авадхут Махарадж вспоминает об уходе Гурудева. Во «Вконтакте» она называется «Любовь к духовному учителю», она есть у меня на странице. Меня очень поразила эта его аудиолекция — это глубочайший рассказ о том, что такое подлинная любовь. Мы употребляем слово «любовь» по отношению к духовному учителю очень абстрактно, но в этой лекции Шрила Авадхут Махарадж рассказывает о тех чувствах и том состоянии, которые царили, когда Шрила Гурудев покинул этот мир. И я не думаю, что моя даже трижды философская лекция сможет передать действительно ту скорбь разлуки, которую испытывали просветленные личности, для которых Гурудев был не лицом на фотографии, а живым человеком, наставником, в сущности — центром жизни. Мы знаем, что, когда он оставил этот мир, многие из его ближайших слуг — Бхакти Премик Сиддханти Махарадж, Шруташрава Прабху (Вайшнав Махарадж) — отправились вместе с ним. До этого их болезни не давали никаких осложнений, но сразу после ухода Гурудева они молниеносно оставили этот мир3.

#00:06:56#

Мы знаем, что, когда Махапрабху ушел, некоторые Его спутники остались. Госвами Вриндавана остались, чтобы явить Его учение, но другие не в силах были выносить разлуки с Ним и немедленно отправились вслед за Ним. Мы можем это видеть и в деяниях Шрилы Гурудева, и, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, объект и его потенциал. Мы не можем постичь его в полной степени, но благодаря служению, благодаря общению с теми, кто глубже постигал Шрилу Гурудева, мы в будущем при великой удаче сможем осознать, с какой личностью мы соприкасались.

#00:07:42#

В книге «Шри Гуру и его милость» есть замечательная глава, где Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Вы не представляете, какими сокровищами обладаете. Но так как вы находитесь в этой линии рупануга-гуру-варги, рано или поздно вы обретете ключ и доступ к этим сокровищам, но пока вы даже не способны оценить их».

#00:08:10#

В действительности все, что знала русская миссия о Гурудеве, на 90% она знала благодаря Авадхуту Махараджу, потому что никто из нас близко, плотно, непосредственно не общался с Гурудевом. Гурудев был маха-бхагаватой, великой личностью, который приезжал к нам. Русские ученики обретали даршан, некоторые благословения, но практическое общение происходило с близкими слугами Гурудева, которые в большей степени понимали его личность. В моем случае это был Шрипад Бхакти Ачинтья Мадхав Махарадж, затем — Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж, но я бы сказал, что Гурудев всегда был для меня фигурой абстрактной. И только благодаря вúдению этих вайшнавов я был приведен в мир веры Гурудева, в общество Гурудева.

#00:09:10#

Вúдение этих вайшнавов было столь гармонично, что фактически никогда не возникало вопросов — принимать или не принимать посвящение у Гурудева, слушать его или не слушать. Вера, которая была у тех вайшнавов, что окружали меня (Шрипад Мадхав Махарадж, Шрила Авадхут Махарадж), вводила меня в мир, о котором говорил Шрила Шридхар Махарадж, — мир Вед, — когда ты не хочешь проверять информацию. Когда ты видел Гурудева, ты чувствовал то, что никто не лжет здесь, что тебя привели к подлинному святому, пред тобой подлинный святой. Это не было неким интеллектуальным процессом, это было аксиомой.

#00:09:58#

Незадолго до этого дня — памятования в разлуке о лилах Шрилы Гурудева, Аджита Кришна Прабху принял брахмачарью. Брахмачарья — это самый серьезный духовный ашрам, который означает «никаких прав и все обязанности». Формально монашество — это санньяса. Шрила Гурудев говорит, что положение санньяси может быть опасным — некоторая гордыня, духовная гордыня.

#00:10:30#

Положение брахмачари — это шаранагата, это бесправный человек, который предается на волю Господа. В сущности, хотя кто-то может сказать: «Нет, я хотел бы быть санньяси. Либо „фартук“, либо идите нафиг», мы понимаем, что в действительности самое безопасное, самое духовное положение — это положение брахмачари. Это жертвователи, которые совершают огромное служение и при этом не претендуют на какое-то ведущее положение.

#00:11:03#

Притху Прабху Брахмачари очень хотел стать брахмачари, вдохновлять других своим примером. Однажды он пришел к Шриле Госвами Махараджу и спросил: «Хорошо ли это — хотеть быть брахмачари?» Госвами Махарадж ответил ему, что [положение] брахмачари — это подобно прекрасному розовому бутону [цветка] или прекрасному розовому лотосу, который ученик предлагает своему учителю.

#00:11:30#

Формально день ухода учителя — это скорбный день, но мы говорим о вечно живых, о вечно присутствующих в этот день, почитаем их. Фактически на той же неделе Аджита Кришна Прабху поднес Гурудеву такое подношение [принял брахмачарью]. Я с удовольствием передаю ему слово, если он что-то хочет сказать.

Джай Аджита Кришна Прабху Брахмачари ки джай!

#00:11:57#

Аджита Кришна Прабху Брахмачари: Как сказал Сахадев Прабху: «Мы знаем Гурудева по его слугам», и один из таких слуг был Нитья Гопал Прабху. Однажды в Калькутте, когда он разговаривал с Садху Прией Прабху, он рассказал один из своих снов после ухода Гурадева.

#00:12:11#

Меня поразил этот его рассказ. Это была такая история: «Я видел сон, что служу Гурудеву, что я готовлю ему, как я готовлю ему, как я раньше ему служил. И я был счастлив в тот момент. Когда я проснулся, я понял, что Гурудева больше нет». Я посмотрел в его глаза, в его глазах была такая тоска, что он реально потерял кого-то такого [дорогого], что не восполнить эту утрату.

#00:12:35#

Сегодня Госвами Махарадж у себя на Фейсбуке выставил цитату одного землевладельца, который описывал Гурудева. История была такова: Шрила Шридхар Махарадж послал Гурудева в какую-то деревню собирать пожертвования. Местный заминдар был очень жадным человеком. Местным жителям он никогда ничего не давал. Когда к нему пришел Гурудев, он уехал от него с мешками риса.

#00:12:57#

Местные жители пришли к этому землевладельцу-заминдару и сказали: «Ты нам ничего не даешь. Почему он уехал с мешками риса?» Тот сказал, вот эта цитата, которую выставил Госвами Махарадж: «Он наполнил мое сердце сверхъестественной радостью. Если бы он попросил больше, я бы дал ему больше».

#00:13:13#

Я подумал: «Почему Госвами Махарадж выставил именно эти слова?» И ко мне пришла такая мысль, что если Кришна — это солнце, то Шрила Шридхар Махарадж — свет этого солнца, а Шрила Говинда Махарадж — тепло этого солнца.

#00:13:26#

Шрила Шридхар Махарадж освещает сознание Кришны, концепцию [сознания Кришны] своим ясным пониманием, а Шрила Говинда Махарадж дает ту среду, в которой эти концепции прорастают. Чтобы росло семя, нужны и свет, и солнце, и тепло. Без этого никуда.

#00:13:39#

Шрила Говинда Махарадж давал ту атмосферу, в которой эти очень глубочайшие концепции сознания Кришны могли расти естественным образом, без всякого лишнего: без интеллектуализма, без изысков, они росли естественным образом в его среде. Находясь в обществе преданных, его учеников, я чувствую, что что-то реально пробуждается. Что-то есть.

#00:14:07#

Сахадев Прабху: Была история с календарем за год или как минимум за несколько месяцев до ухода Гурудева. Печатался вайшнавский календарь на [следующий вайшнавский] год. Обычный матховский календарь. Именно тот день, когда Шрила Гурудев покинул этот мир… Календарь был напечатан и случайно был пропущен именно этот день.

#00:14:29#

То, что мы воспринимаем как случайность, неизбежность, также является определенным планом Кришны. Маха-бхагавата-вайшнав видит, что все существует по воле Господа, в гармонии с Его высшей волей. Присутствие ачарьи, его уход, события в Матхе при живом ачарье, события после его ухода — это определенные уроки.

#00:14:54#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет, что если вы способны понять, что гибель династии Ядувамши, распад Гаудия Матха — все это воля Господа, то вы можете понять, что когда ачарьи уходят, и когда миссия переходит уже, может быть, на более формальный уровень, когда нет безусловно сплачивающей [вокруг себя] фигуры, — безусловно это часть кришны-лилы, это урок, который должны принять ученики, чтобы повзрослеть. Разлука, подобно встрече, ведет их как компас по духовному пути.

#00:15:33#

Шрила Шридхар Махарадж объяснял, что вне зависимости от того, присутствует ачарья или ушел, сохранена целостность организации, либо она нарушена, каждый, кто искренен, может жить при любых обстоятельствах духовной жизнью.

#00:15:50#

Мы имеем массу возможностей жить такой духовной жизнью, потому что в качестве прибежища наши ачарьи фактически прикрывают нас. Можем себе представить: если завтра мы просыпаемся, радостная новость — теперь, допустим, все мы — главные, ведущие представители Шри Чайтанья Сарасват Матха, олицетворение учения Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:16:21#

Все, кто прочитал книги Шридхара Махараджа, приходят к нам и говорят: «Вот, мы прочитали и хотели бы посмотреть на тех самых душ». Естественно, что это абсурдно.

#00:16:32#

Шрила Шридхар Махарадж говорил, что очень сложно найти подлинного Гуру, еще сложнее найти подлинного ученика. Пример Гурудева — это был пример подлинного ученика. Тот афоризм, который вспоминается: он говорил, что достаточно услышать одно слово Шридхара Махараджа, чтобы навсегда стать его рабом. Какова была глубина его понимания личности Шридхара Махараджа!

#00:17:00#

Точно так же в ранних лекциях в России он говорил, что, если вы хотите счастья, вы просто должны служить Шриле Гуру Махараджу и вы обретете на этом пути всё, всю полноту счастья.

#00:17:13#

Казалось бы, это говорит пожилой, не совсем хорошо себя чувствующий человек, но важно понять, какова та концепция счастья, о которой говорит он, и какова наша концепция счастья. В это тонкость.

Я сказал пару слов и, возможно, [выступят с речью] Амия Синдху [Прабху], Субал [Сакха Прабху], кто-то еще.

#00:17:43#

Аджита Кришна Прабху Брахмачари: Я слушал лекцию Шрилы Шридхара Махараджа на день его явления в 1985 году, где он прославляет Шрилу Говинду Махараджа в течение двух часов. После всех прославлений Шрила Говинда Махарадж сказал: «Мой Гуру может говорить обо мне все, что хочет, но я считаю себя мусорной корзиной в его храме».

#00:18:06#

Сахадев Прабху: Это его фишка — подлинное смирение подлинных вайшнавов. Мы видим, что Гурудев своей жизнью доказывал, что это были не просто красивые слова. То, что содержится в его «Арати», — это высказывание: па̄рамахам̇са-дхарма-джн̃а̄на ш́икш̣а̄ра прача̄ре — «Ты повсюду распространяешь видение парамахамсы».

#00:18:26#

Видение парамахамсы означает стремиться не смотреть объективно на реальность, а заметить в мире, в окружающих, в преданных прежде всего какие-то позитивные черты, и всеми силами стараться взращивать это позитивное зерно.

#00:18:44#

Иногда Гурудева называли Гуру второго шанса. Он всем давал возможность раскаяться, пересмотреть что-то. Иногда, когда при нем критиковали вайшнавов, он говорил: «Не втягивайте меня туда, я не являюсь инспектором канализации».

#00:19:00#

Подобные вещи показывают, что взгляд вайшнавов не объективен. Объективный взгляд на этот мир заключается в том, что 80–90% в нем — это дурные качества, дурные тенденции, дурные люди, зло, неспособность контролировать себя, зависть и другие вещи. Только 10% — это что-то светлое, благородное. Вайшнавы объясняют: «Настройте свое видение, свой взгляд так, чтобы смотреть субъективно, чтобы созерцать преимущественно эту светлую сторону вещей».

#00:19:39#

Тогда, как объясняет Шридхар Махарадж, если вы будете великодушными по отношению к своему окружению, миру, то мир и окружение будут великодушными по отношению к вам.

#00:19:51#

Гурудев, несмотря на то что был гением, который составлял санскритские шлоки, [был] эрудитом, родился в атмосфере брахманской учености, говорил очень простые и сердечные вещи, особенно новым людям. Он не стремился задавить их теологией, объяснить им: «Понимаешь, сколько шлок знаю я. А сколько ты? Ты видишь, что я настоящий индийский Гуру». Типа ему можно верить.

#00:20:19#

Он говорил какие-то очень простые, душевные вещи, но мы видим, что истинных ценителей, тех, кто пришли к нему, эти вещи привлекали гораздо больше, чем санскритская ученость или какие-то подобные вещи.

#00:20:35#

Гурудев своей жизнью дал нам урок настоящего сердца вайшнава. Если самадхи Шридхара Махараджа называется «Храмом любви в разлуке», что отражает его особое состояние [преданности Богу в разлуке с Ним]… [сбой записи]. [Самадхи Шрилы Говинды Махараджа называется] «Храм любви и нежности» [что отражает его особое настроение]. То слово, с которым постоянно мучилась редакторская группа, — это слово «affection», affection, affection of guidance. Его невозможно полностью передать на русском, потому что это означает «нежность», «любовь» и «забота» в одном «флаконе». Подобное настроение.

#00:21:16#

Шрила Госвами Махарадж давал несколько дней назад замечательную лекцию о концепции Кришны. Он объясняет, что в ней есть несколько компонентов. Это сатьям, шивам и сундарам. Не просто вечность, но вечность, которая преисполнена благой воли. Благая вечность. Сатьям и шивам, то есть это Безграничное не является каким-то кошмарным монстром, абстрактной реальностью. Оно — твой друг.

#00:21:48#

«Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам, — говорит Кришна. — Я источник всех миров», но потом добавляет: сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇ — «Но Я друг каждому» [Бхагавад-гита, 5.29].

#00:21:59#

Наконец Шридхар Махарадж объясняет: когда доброта и гармония достигают своего положения во Всевышнем, является красота. В этом вы чувствуете соприкосновение с надмирной красотой.

#00:22:13#

Объясняется об обитателях Вриндавана и той земли, что наша красота часто не соответствует нашему внутреннему миру. Красота обитателей духовного мира — это отражение красоты их сердец. Внутреннее не противоречит внешнему.

#00:22:34#

Также Госвами Махарадж объяснял, буквально позавчера, что когда сердце пробуждено, слова обладают другим качеством, жесты обладают другим качеством. Объясняется, что точно так же, как великие мастера единоборств, самураи могут узнать друг друга по пластике [движений тела], по способности вставать, по взгляду, точно так же садху, мистики могут по взгляду, по движению, по голосу узнавать, что перед ними человек не от мира сего, обитатель другой реальности.

#00:23:11#

Гурудев в какой-то степени был последним «мамонтом» из тройки (Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шридхар Махарадж и он сам). Само собой подразумевалось, что это маха-бхагаваты-вайшнавы, что это Гуру высшего класса, которые низошли из высшей реальности и протягивают [падшим душам] руку.

#00:23:34#

В действительности никто из учеников Гурудева никогда полностью не постигнет этого, но наша удача, что мы имеем безграничный потенциал постижения красоты этой личности.

#00:23:53#

Гурудев проповедовал прежде всего культуру отношений, а не философию. Шридхар Махарадж очень много говорил о философии, но Гурудев на многих публичных лекциях для многих людей естественно раскрывал какие-то метафизические вещи, но он также много говорил об отношениях между преданными, об обязанностях мужчины, обязанностях женщины, о значении того, что мы должны понять, что вайшнавизм — это определенная культура отношения к людям, к преданным.

#00:24:33#

Шридхар Махарадж объяснял, собственно, где должны практиковаться вайшнавские качества, такие как смирение, терпение — в обществе преданных. Когда его спрашивали: «А как же насчет общества материалистов?», он говорил: «Среди этих людей? Подобных змеям и крокодилам? Нет!»

#00:24:51#

Когда Шруташраву Прабху спрашивали: «Как нам жить? Нас так раздражают кришнаиты, у них всех не очень хорошие характеры», Шруташрава Прабху говорил: «Поймите, Кришна часто специально собирает людей, которые не могут общаться друг с другом, для того, чтобы они развивали в себе духовные качества».

#00:25:14#

Подобные гениальные вещи выдают подлинных последователей наших ачарьев. Ачарья объясняет, что Кришна там, где сердце. Он не там, где логика, где сила, а только там, где присутствуют подлинное смирение, терпение, любовь к преданному, дух служения, там присутствует подлинный вайшнавизм.

#00:25:35#

Сегодня мы памятуем о Шриле Бхакти Сундаре Говинде Дев-Госвами Махарадже, нашем духовном учителе, который являлся олицетворением всех этих качеств.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри рупануга-гуру-варга ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Транскрипцию выполнили:
Аниндита Деви Даси и СРД
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

2 «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».

3 Здесь допущена фактическая ошибка: на самом деле Шрипад Сиддханти Махарадж оставил этот мир незадолго до ухода Шрилы Гурудева 1 февраля 2010 года, что, безусловно, не отменяет смысла сказанного о том, что некоторые личности ушли из этого мира вместе со Шрилой Гурудевом.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования