«Молодое поколение Навадвипы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж, Шрила Б. В. Тривикрам Махарадж, Вишакха Деви Даси, Атулананда Прабху, Рамачандра Прабху. 23 марта 2013 года | Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Шрила Бхакти Виджай Тривикрам Махарадж
Вишакха Деви Даси
Атулананда Прабху
Рамачандра Прабху 

Молодое поколение Навадвипы

(23 марта 2013 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:00:15#

Вишакха Деви Даси: В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что необходимо устранить из своего сердца зависть. Мы часто говорим: «О, я хочу не совершать оскорбления». Выйти из мира оскорбления — это негативное положение, это прийти к нулю. Прогрессивное положение — это не просто уйти из мира зависти, оскорблений, а научиться ценить преданных, научиться видеть духовность других. Сегодня думала над словами Гурудева: «В чем квалификация настоящих преданных, настоящих ачарьев?» И мы знаем, что человек может обладать множеством материальных качеств, может обладать множеством совершенств, но все эти совершенства не имеют никакого смысла, если он не обладает преданностью. Внешние качества не имеют такого значения, потому что Кришна в Бхагавад-гите говорит: «Я принимаю не внешние объекты, Я принимаю не упаковку, Меня интересует то, что внутри того, кто предлагает, каково состояние сердца того, кто предлагает, с каким сердцем Мне предлагают что-то».

#00:03:23#

Гурудев рассказал прекрасную историю, комментируя это. Однажды Кришна отправился посетить Видуру. Видура был Его близким другом, шудрой по рождению, но он был очень великим преданным. Когда Кришна пришел в его дом, Видуры не было, он ушел куда-то с Нарадой Муни. И естественно, когда супруга Видуры увидела, что на пороге стоит Кришна — акхила расамрита мурти, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, обладающий всей красотой, всей расой, источник всей красоты, невозможно было не очароваться Кришной. Она была очарована, но понимала, что Он гость и она должна предложить Ему что-то. Это закон — принимать гостя как Бога, а тут к тому же еще к тебе сам Бог пришел в гости.

#00:04:46#

У нее были только лишь бананы дома, но она в экстазе схватила эти бананы и стала чистить их. Но получилось так, что она бросала бананы на пол и предлагала Кришне шкурки от бананов. В это время Видура с Нарадой вернулись. Они стали свидетелями удивительного деяния: они видели, как Кришна ел шкурки бананов, а жена, обезумев, бросала бананы на пол и предлагала Ему еще больше шкурок, и Кришна в экстазе съедал эти шкурки. Видура посмотрел на Нараду, Нарада покачал головой и сказал: «Ну, мне кажется, что все хорошо. Если Кришна доволен, то она попала в цель». И тогда Кришна сказал: «Если кто-то знает Меня по-настоящему, он знает, что Я питаюсь не физическими объектами — фруктами или овощами, Я питаюсь любовью и преданностью Своих преданных — вот то, что Меня удовлетворяет».

#00:06:45#

Шрила Гурудев неоднократно рассказывал историю охотника из «Шримад-Бхагаватам» — простого охотника, искреннего человека, рожденного в семье охотников. Поэтому с детства единственное, что он знал, — это охота, продажа мяса. А вместо гири у него было Божество шалаграма-шила. Охотник торговал мясом на рынке, а вместо гири пользовался этим камнем. Но когда пришел один из брахманов и вдруг увидел, что на весах покачивается шила, он сказал: «Несчастный, ты не знаешь, что творишь, ты совершаешь великое оскорбление, ты используешь Божество Господа вместо гири». И мы знаем, что шалаграма-шила — это Вишну. Поклонение Вишну — это правила и предписания. Брахман забрал это Божество, пришел, омыл его водой Ганги и стал поклоняться Ему со всеми соответствующим принципами, и Господь явился ему во сне. Господь Нараяна сказал: «Какую скучную ты устроил Мне жизнь, Я так был счастлив у Своего преданного качаться на его весах вверх-вниз, вверх-вниз, а ты Меня забормотал какими-то мантрами, засыпал Меня цветами».

#00:09:05#

Преданность — за пределами всех внешних правил, ограничений. Но это вовсе не значит, что мы злоупотребим всеми правилами и предписаниями и будем спекулировать, профанировать, говоря: «А я могу делать все что угодно, ведь преданность все равно выше». На входе нашего храма написано, что с глубоким почтением и уважением на дистанции мы будем поклоняться пути преданности [в духе] рага-бхакти. Господь — даритель преданности, все зависит от Него. Речь не идет о количестве прочитанных мантр или совершенных определенных аскезах. Когда речь идет о преданности Господу, следует помнить: если Господь пожелает наградить кого-то преданностью, Он сделает это без всяких ограничений, и наоборот.

#00:10:47#

Вы знаете, что среди девяти островов Навадвипы каждый остров связан с определенным типом служения. И остров Антардвипа олицетворяет собой полное самопредание. Святые говорят, что без преданности ни одна из форм духовной практики не обладает подлинной силой. Сначала нужно предаться, и только в предавшемся состоянии мы можем исполнять все остальные [виды духовной практики]. Без умонастроения самопредания, самопожертвования любая деятельность не будет подлинно духовной. Шрила Шридхар Махарадж приводил прекрасный пример в своей проповеди, он говорил, что есть фундамент, основа. Самопредание — это основа. Представьте, что идет представление на сцене, но сцена не обладает надежным фундаментом. Когда сцена проваливается, все, что происходит на сцене, также падает. Принято считать, что достаточно совершать некие действия, определенные виды служения или духовных практик, и мы думаем: «Ну вот, если я это буду делать, то я точно вернусь к Господу». В «Чайтанья-чаритамрите» говорится в одной из шлок:

#00:13:30#

баху джанма каре йади ш́раван̣а, кӣртана
табу та’ на̄ па̄йа кр̣ш̣н̣а-паде према-дхана[1]

«Ты можешь заниматься кришна-киртаном многие жизни, но ты не обретешь преданность». Без умонастроения преданности, самопредания невозможно обрести суть кришна-бхакти. Поэтому мы всегда следуем пути гуру-вайшнава-нугата, т. е. мы принимаем то, что приходит сверху как служение. Когда мы начинаем служить чему-то высшему, а не собственному уму, в итоге из их сердца в наше сердце нисходит духовность.

#00:15:15#

Сегодня мы говорили о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре. Авадхут Махарадж сегодня в самадхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати очень хорошо рассказывал про сахаджию и про то, чем отличается то, чем мы занимаемся, и чем они [сахаджии] занимаются. Если у нас не будет подлинного умонастроения, мы не будем помнить, что сознание Кришны — это не то, что удовлетворяет наши низшие потребности или приносит нам удовольствие; сознание Кришны — это когда мы удовлетворяем Господа, Гуру, вайшнавов. Мы никогда не будем думать, что мое воспевание, мой танец — это что-то божественное. Мы пытаемся в какой-то степени заниматься пропагандой, когда мы поем и танцуем, мы показываем, что сознание Кришны столь прекрасно, что Махапрабху это делает. Но при этом мы не будем останавливаться, мы не остановимся со своими духовными практиками. Шрила Гурудев часто говорил: «Не думайте, что то, что вы видите сейчас или переживаете сейчас, когда вы испытываете какие-то духовные сантименты, то это какое-то глубокое прозрение». Гурудев говорил, что мы как дети, которые начинают что-то [делать], и позже [к нам] придут плоды и результаты, сейчас мы работаем на будущее.

#00:17:57#

Сегодня мы проходили дом Шриваса Тхакура — это место, где Гауранга явил Свою санкиртану вместе со Шривасом Тхакуром. И мы знаем, как один из преданных по имени Мукунда Датта был выгнан с этого киртана. Мукунда Датта сделал что-то, что расстроило Махапрабху, и Махапрабху сказал: «Не возвращайся больше сюда, это место не для тебя». Однажды к Шривасу Тхакуру пришел один брахман, который сказал: «Я всю жизнь совершаю аскезы, питаюсь только молоком, поэтому я безгрешен по своей природе, вы должны пригласить меня на киртан». Но когда Махапрабху услышал об этом преданном, Он сказал: «Питаться лишь одним молоком — не является квалификацией, чтобы попасть в према-санкиртану». Мукунда Датта был изгнан из киртана, но тем не менее он не терял надежду. Он послал Махапрабху послание с просьбой: «Скажи, когда же я смогу вновь соприкоснуться с Твоим киртаном?» Махапрабху ему ответил: «Ты сможешь вернуться через десять миллионов жизней».

#00:21:25#

Когда я была в Лондоне, меня проведывал один преданный, недавно присоединившийся. Он сказал, что, прочитав эту историю в «Чайтанья-Бхагавате», был шокирован тем, что десять миллионов жизней теперь понадобится, чтобы вернуться в сознание Кришны. Мы поем песню на экадаши, которая описывает экстатический киртан Махапрабху. Представьте, этого преданного изгнали из санкиртаны самого Гауранги. Эта песня написана Шрилой Бхактивинодом Тхакуром о чувстве глубокой разлуки, поскольку Бхактивинод переживал эту вечную лилу, гаура-лилу, когда Махапрабху ушел из Навадвипы, приняв санньясу. Бхактивинод поет в этой песне: «Когда же Господь вернется, чтобы я опять смог услышать Его прекрасную санкиртану, Его пение?» И Мукунда, которого изгнали, услышал, что через десять миллионов жизней он сможет вернуться вновь. Но когда он услышал о том, что на десять миллионов жизней он изгнан, он затанцевал в экстазе. Он танцевал в экстазе и воскликнул: «Ура! Я оскорбитель, но Господь столь милостив, Он дал мне всего лишь десять миллионов жизней на исправление, я обрету Его общество через десять миллионов жизней, я получил от Него гарантии, я получил от Него благословение!»

#00:23:55#

Гурудев всегда с улыбкой говорил об этом: «В сознании Кришны не может быть никакого пессимизма, мы всегда должны питать надежду, [относиться ко всему] только оптимистически». Гурудев сказал в 2006 году русским преданным: «Вы все уже освобожденные души, вы обрели связь с Гуру Махараджем через меня [неразборчиво]. Вы освобожденные души, но вы особо не зазнавайтесь. Я знаю, что все вы допускаете какие-то ошибки. Что бы вы ни совершали, помните о том, что у вас есть связь с Гуру Махараджем и со мной. Ваши оскорбления уйдут, но Гуру Махарадж обладает величайшей силой трансформировать личностей». Сегодня в начале программы Махарадж цитировал шлоку, которую любил Гурудев. Это бенгальская шлока, народное выражение, она гласит: «Если пыль иллюзии забила твои глаза, то как же ты сможешь увидеть что-то подлинное?» Поэтому что мы видим в этой Навадвипа-дхаме? Если мы видим, что здесь грязь, что здесь дерьмо, значит, мы не видим, что здесь Навадвипа-дхама, значит, единственное, чему мы научились в этом мире, — это замечать эту грязь и дерьмо. Мы не можем здесь видеть божественную красоту и глубокую духовность.

#00:28:06#

Шрила Авадхут Махарадж: Джай Вишакха Деви Даси ки джай! Очень много женщин в нашей миссии полностью предались Гурудеву и многие наши международные лидеры — это женщины. Гурудев всегда это отмечал: «Мои дочери очень крутые».

Шрила Тривикрам Махарадж: Я предлагаю всем свои поклоны. Сорок часов я летел из Бразилии до Калькутты, двадцать часов я ехал до Навадвипы. Я очень рад видеть вас всех. С другой стороны, я немного стесняюсь, поскольку не так близко знаю вас. Я не чувствовал физически, что смогу приехать в этом году на Гаура-пурниму, потому что не был здоров и много было служения. Но когда я услышал, что мои старые друзья, преданные хотят приехать сюда в Навадвипу, то я почувствовал, что Господь и учитель через сердца моих друзей-преданных призывает меня сюда. Я подумал: «Нет, несмотря на здоровье, я все равно должен сюда попасть». У меня нет каких-то больших ресурсов, но я молился Гурудеву, и в течение одного дня у меня появился откуда ни возьмись билет, и визу дали за один день, что очень редко для Бразилии. И я понял, если воля Господа, то все произойдет естественно по Его милости.

#00:31:28#

Я думал: «Я был в Индии уже много раз. Потратить еще кучу денег, чтобы просто прилететь на две недели в Индию — это не самая лучшая идея для меня, поскольку у меня нет большого источника дохода». Но я слушал лекцию Гурудева, и Гурудев говорил: «Слушать преданных, видеть их вдохновение, общаться с преданными — это то, что дает нам жизнь и надежду». Я понял, что Гуру говорит, что я должен приехать сюда, потому что здесь я получу то, что невозможно обрести ни за какие материальные средства. Я очень счастлив, потому что здесь я чувствую: эти слова имеют реальную основу под собой. Я вижу преданных здесь, многих преданных я знаю многие годы, они приезжают сюда, каких-то преданных я вижу, может быть, в первый раз. Это великая удача, потому что здесь вы продолжаете движение санкиртаны, мы несем флаг Шри Чайтаньи Махапрабху. То, о чем говорила Вишакха, я чувствую, что духовный прогресс для меня — это научиться видеть духовный прогресс других или духовность других. В каждом живом существе, в каждом преданном видеть только совершенное, только прогрессивное.

#00:34:30#

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[2]

Махапрабху дал эти наставления, которые постоянно повторял Гурудев: «Научиться оказывать почтение другим и не ожидать почтения к себе». Именно это основа нашего духовного мировоззрения. Но не следует думать о себе: «О, я такой смиренный, я так хорошо кому-то когда-то, три года назад, оказал почтение». Этот принцип состоит в том, чтобы жить этими принципами, чтобы они стали нашим путеводителем, чтобы мы применяли их ежедневно. Духовность, духовное сознание — это то, что мы применяем ежедневно, и в этом состоит наш прогресс.

#00:35:40#

Природа эгоистического наслаждения заложена в нашей физической природе. Чувства хотят наслаждаться расой этого мира: глаза, уши, язык — мы хотим осязать, обонять, мы хотим мирского счастья здесь и сейчас. Такова наша низшая природа. В противоположность этому, духовное чувство, самопожертвование, самоотдача — это то, что проявится в нас. Именно благодаря этому чувству мы сможем превзойти райские миры или миры Вайкунтхи. Именно это чувство самопожертвования, самоотдания приведет нас к высшему миру. Этому учили нас наши учителя.

#00:37:18#

В духовной жизни на определенной стадии мы будем внимательно замечать, что Господь и учитель присутствуют в этом мире в каждом атоме, мир будет показывать нам примеры. Гуру будет проявлять себя через разные ситуации. Если мы будем находиться во внутреннем диалоге [с Высшим], то увидим, что Господь и учитель всегда во всех ситуациях подсказывают нам. Хотя внешне мы будем двигаться по святым местам и совершать духовные практики, но наш подлинный рост будет происходить изнутри в нашем понимании отрицания [неразборчиво] себя, как некоего эгоистического начала, и [возникнет] понимание того, что мы существуем ради жертвы. Когда мы не думаем, что я пришел сюда, чтобы отдать, или для того, чтобы что-то взять, тогда будет происходить наш подлинный духовный рост. Как говорили наши учителя, мы пришли сюда, чтобы обрести подлинное понимание, подлинное настроение. Джай Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Шрила Авадхут Махарадж: Джай Тривикрам Махарадж ки джай! Очень приятно, что приезжают преданные.

#00:43:13#

Атулананда Прабху: Часто мы думаем, что в нашей духовной жизни есть некая логика, способ мышления, психология, но это не так. На самом деле духовная жизнь — это то, что дается свыше по милости Господа, Гуру и вайшнавов. Это приходит к тебе как откровение, а не как результат собственного анализа. С философской точки зрения жизнь, которая заканчивается смертью в бренном материальном мире, по сути дела, бессмысленна. Даже если мы знаем, что сейчас мы обретаем какие-то вещи, блага, достояния, но знание о том, что все эти вещи будут отняты у нас в момент смерти, делает все наши материалистические попытки к вечному счастью бессмысленными. С другой стороны, те души, которые достигли освобождения, своего вечного положения, всегда купаются в нектаре служения Господу. Мы знаем, что эти освобожденные души — Гуру и вайшнавы — естественным образом испытывают влечение к служению, и таково их особое положение.

#00:48:06#

Шрила Авадхут Махарадж: Когда Атулананда Прабху говорил о божественном братстве, я не успел перевести, я сказал: «Объясни эту идею». Он сказал: «На самом деле, когда мы говорим о нашей свободной воле с какой-то внешней точки зрения, речь не может идти о рабстве. Душа обладает свободным сознанием, но, когда душа осознанно принимает пожертвовать своей свободой ради любви к Господу, тогда на самом деле в этом самопожертвовании, любви она обретает подлинную свободу. Поэтому те, кто хотят в этом мире быть свободными, — являются рабами, и наоборот, те, кто хотят в этом мире достичь рабства любви, являются подлинно свободными душами». Джай Атулананда Прабху ки джай!

#00:51:30#

Рамачандра Прабху: Когда мы говорим о свободной воле, самопожертвовании, следует помнить, что все эти вещи трансцендентны, и сама способность предаться приходит к нам свыше по милости Гуру и вайшнава. И в соответствии с тем, насколько мы можем воспринимать эту способность, до такой степени мы обретаем духовное благо. Однажды Гурудев сказал: «Не думайте, что вы должны стать совершенными. Не думайте, что ваши попытки предаться не должны быть совершенными. Вы, может быть, несовершенные личности, но вы должны пытаться совершенным образом предаваться. Тогда в процессе духовной жизни, даже если вы падете, вас постигнет неудача, вы получите двойку, но эта двойка послужит вам хорошим уроком». Я не знаток шлок, но то, что запомнилось моему сердцу, — это слова из писания, описывающие личность Нитьянанды.

#00:53:00#

преме мата нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра
уттама, адхама, кичху на̄ каре вича̄ра[3]

Сказано, что Господь Нитьянанда не различает хороших и плохих, милость падает подобно нектару, дождю сверху. Дождь не выбирает, проливается на всех. Я на самом деле не считаю себя какой-то возвышенной личностью, скорее, наоборот. Я вдохновлен русскими преданными, которые пытаются что-то делать в достаточно сложных условиях. Я часто говорю: «Посмотрите, как в России миссия растет, преданные пытаются что-то делать». И я закончу сегодняшнюю лекцию тремя словами Махапрабху: «Дживе-доя — сострадание, наме-ручи — воспевание Святого Имени и вайшнава-сева — служение святым». Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

#00:56:34#

[Поют бхаджан «Нама-санкиртана». Санкиртана.]

#01:06:00#

Шрила Авадхут Махарадж: Быть танцором или певцом не считалось в Шри Чайтанья Сарасват Матхе особой духовной квалификацией. Искренность, самопожертвование, желание служить — вот то, что привлекало людей к Гурудеву, и когда Гурудев видел, что кто-то искренне пытается служить его учителю, он говорил: «Такому человеку мои двери открыты двадцать четыре часа в сутки». Но поскольку уже десять часов, мы должны поспать, завтра парикрама, арати. Большое спасибо всем, большое спасибо! Харибол! Дандават!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Шьямала Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  «Тот, кто наносит десять оскорблений Святому Имени и в то же время повторяет маха-мантру Харе Кришна, несмотря на все свои усилия, не обретет любви к Богу — высшей цели повторения Святого Имени, даже если будет повторять Святое Имя на протяжении многих жизней» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.16). 

2  «Тот, кто считает себя ниже травинки, кто терпеливее дерева, кто не ожидает почета для себя и всегда готов выразить почтение другим, способен непрестанно воспевать Святое Имя Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.31).

3  «Опьяненный экстатической любовью, Господь Нитьянанда являет Собой воплощение милости и потому не делает различий между хорошими и плохими» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.208).





←  «Великое благо нынешней эпохи». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Австралия ·• Архив новостей •· Шрила Авадхут Махарадж в Навадвипе. Март 2013 года  →

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Шрила Бхакти Виджай Тривикрам Махарадж
Вишакха Деви Даси
Атулананда Прабху
Рамачандра Прабху 

Молодое поколение Навадвипы

(23 марта 2013 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:00:15#

Вишакха Деви Даси: В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что необходимо устранить из своего сердца зависть. Мы часто говорим: «О, я хочу не совершать оскорбления». Выйти из мира оскорбления — это негативное положение, это прийти к нулю. Прогрессивное положение — это не просто уйти из мира зависти, оскорблений, а научиться ценить преданных, научиться видеть духовность других. Сегодня думала над словами Гурудева: «В чем квалификация настоящих преданных, настоящих ачарьев?» И мы знаем, что человек может обладать множеством материальных качеств, может обладать множеством совершенств, но все эти совершенства не имеют никакого смысла, если он не обладает преданностью. Внешние качества не имеют такого значения, потому что Кришна в Бхагавад-гите говорит: «Я принимаю не внешние объекты, Я принимаю не упаковку, Меня интересует то, что внутри того, кто предлагает, каково состояние сердца того, кто предлагает, с каким сердцем Мне предлагают что-то».

#00:03:23#

Гурудев рассказал прекрасную историю, комментируя это. Однажды Кришна отправился посетить Видуру. Видура был Его близким другом, шудрой по рождению, но он был очень великим преданным. Когда Кришна пришел в его дом, Видуры не было, он ушел куда-то с Нарадой Муни. И естественно, когда супруга Видуры увидела, что на пороге стоит Кришна — акхила расамрита мурти, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, обладающий всей красотой, всей расой, источник всей красоты, невозможно было не очароваться Кришной. Она была очарована, но понимала, что Он гость и она должна предложить Ему что-то. Это закон — принимать гостя как Бога, а тут к тому же еще к тебе сам Бог пришел в гости.

#00:04:46#

У нее были только лишь бананы дома, но она в экстазе схватила эти бананы и стала чистить их. Но получилось так, что она бросала бананы на пол и предлагала Кришне шкурки от бананов. В это время Видура с Нарадой вернулись. Они стали свидетелями удивительного деяния: они видели, как Кришна ел шкурки бананов, а жена, обезумев, бросала бананы на пол и предлагала Ему еще больше шкурок, и Кришна в экстазе съедал эти шкурки. Видура посмотрел на Нараду, Нарада покачал головой и сказал: «Ну, мне кажется, что все хорошо. Если Кришна доволен, то она попала в цель». И тогда Кришна сказал: «Если кто-то знает Меня по-настоящему, он знает, что Я питаюсь не физическими объектами — фруктами или овощами, Я питаюсь любовью и преданностью Своих преданных — вот то, что Меня удовлетворяет».

#00:06:45#

Шрила Гурудев неоднократно рассказывал историю охотника из «Шримад-Бхагаватам» — простого охотника, искреннего человека, рожденного в семье охотников. Поэтому с детства единственное, что он знал, — это охота, продажа мяса. А вместо гири у него было Божество шалаграма-шила. Охотник торговал мясом на рынке, а вместо гири пользовался этим камнем. Но когда пришел один из брахманов и вдруг увидел, что на весах покачивается шила, он сказал: «Несчастный, ты не знаешь, что творишь, ты совершаешь великое оскорбление, ты используешь Божество Господа вместо гири». И мы знаем, что шалаграма-шила — это Вишну. Поклонение Вишну — это правила и предписания. Брахман забрал это Божество, пришел, омыл его водой Ганги и стал поклоняться Ему со всеми соответствующим принципами, и Господь явился ему во сне. Господь Нараяна сказал: «Какую скучную ты устроил Мне жизнь, Я так был счастлив у Своего преданного качаться на его весах вверх-вниз, вверх-вниз, а ты Меня забормотал какими-то мантрами, засыпал Меня цветами».

#00:09:05#

Преданность — за пределами всех внешних правил, ограничений. Но это вовсе не значит, что мы злоупотребим всеми правилами и предписаниями и будем спекулировать, профанировать, говоря: «А я могу делать все что угодно, ведь преданность все равно выше». На входе нашего храма написано, что с глубоким почтением и уважением на дистанции мы будем поклоняться пути преданности [в духе] рага-бхакти. Господь — даритель преданности, все зависит от Него. Речь не идет о количестве прочитанных мантр или совершенных определенных аскезах. Когда речь идет о преданности Господу, следует помнить: если Господь пожелает наградить кого-то преданностью, Он сделает это без всяких ограничений, и наоборот.

#00:10:47#

Вы знаете, что среди девяти островов Навадвипы каждый остров связан с определенным типом служения. И остров Антардвипа олицетворяет собой полное самопредание. Святые говорят, что без преданности ни одна из форм духовной практики не обладает подлинной силой. Сначала нужно предаться, и только в предавшемся состоянии мы можем исполнять все остальные [виды духовной практики]. Без умонастроения самопредания, самопожертвования любая деятельность не будет подлинно духовной. Шрила Шридхар Махарадж приводил прекрасный пример в своей проповеди, он говорил, что есть фундамент, основа. Самопредание — это основа. Представьте, что идет представление на сцене, но сцена не обладает надежным фундаментом. Когда сцена проваливается, все, что происходит на сцене, также падает. Принято считать, что достаточно совершать некие действия, определенные виды служения или духовных практик, и мы думаем: «Ну вот, если я это буду делать, то я точно вернусь к Господу». В «Чайтанья-чаритамрите» говорится в одной из шлок:

#00:13:30#

баху джанма каре йади ш́раван̣а, кӣртана
табу та’ на̄ па̄йа кр̣ш̣н̣а-паде према-дхана[1]

«Ты можешь заниматься кришна-киртаном многие жизни, но ты не обретешь преданность». Без умонастроения преданности, самопредания невозможно обрести суть кришна-бхакти. Поэтому мы всегда следуем пути гуру-вайшнава-нугата, т. е. мы принимаем то, что приходит сверху как служение. Когда мы начинаем служить чему-то высшему, а не собственному уму, в итоге из их сердца в наше сердце нисходит духовность.

#00:15:15#

Сегодня мы говорили о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре. Авадхут Махарадж сегодня в самадхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати очень хорошо рассказывал про сахаджию и про то, чем отличается то, чем мы занимаемся, и чем они [сахаджии] занимаются. Если у нас не будет подлинного умонастроения, мы не будем помнить, что сознание Кришны — это не то, что удовлетворяет наши низшие потребности или приносит нам удовольствие; сознание Кришны — это когда мы удовлетворяем Господа, Гуру, вайшнавов. Мы никогда не будем думать, что мое воспевание, мой танец — это что-то божественное. Мы пытаемся в какой-то степени заниматься пропагандой, когда мы поем и танцуем, мы показываем, что сознание Кришны столь прекрасно, что Махапрабху это делает. Но при этом мы не будем останавливаться, мы не остановимся со своими духовными практиками. Шрила Гурудев часто говорил: «Не думайте, что то, что вы видите сейчас или переживаете сейчас, когда вы испытываете какие-то духовные сантименты, то это какое-то глубокое прозрение». Гурудев говорил, что мы как дети, которые начинают что-то [делать], и позже [к нам] придут плоды и результаты, сейчас мы работаем на будущее.

#00:17:57#

Сегодня мы проходили дом Шриваса Тхакура — это место, где Гауранга явил Свою санкиртану вместе со Шривасом Тхакуром. И мы знаем, как один из преданных по имени Мукунда Датта был выгнан с этого киртана. Мукунда Датта сделал что-то, что расстроило Махапрабху, и Махапрабху сказал: «Не возвращайся больше сюда, это место не для тебя». Однажды к Шривасу Тхакуру пришел один брахман, который сказал: «Я всю жизнь совершаю аскезы, питаюсь только молоком, поэтому я безгрешен по своей природе, вы должны пригласить меня на киртан». Но когда Махапрабху услышал об этом преданном, Он сказал: «Питаться лишь одним молоком — не является квалификацией, чтобы попасть в према-санкиртану». Мукунда Датта был изгнан из киртана, но тем не менее он не терял надежду. Он послал Махапрабху послание с просьбой: «Скажи, когда же я смогу вновь соприкоснуться с Твоим киртаном?» Махапрабху ему ответил: «Ты сможешь вернуться через десять миллионов жизней».

#00:21:25#

Когда я была в Лондоне, меня проведывал один преданный, недавно присоединившийся. Он сказал, что, прочитав эту историю в «Чайтанья-Бхагавате», был шокирован тем, что десять миллионов жизней теперь понадобится, чтобы вернуться в сознание Кришны. Мы поем песню на экадаши, которая описывает экстатический киртан Махапрабху. Представьте, этого преданного изгнали из санкиртаны самого Гауранги. Эта песня написана Шрилой Бхактивинодом Тхакуром о чувстве глубокой разлуки, поскольку Бхактивинод переживал эту вечную лилу, гаура-лилу, когда Махапрабху ушел из Навадвипы, приняв санньясу. Бхактивинод поет в этой песне: «Когда же Господь вернется, чтобы я опять смог услышать Его прекрасную санкиртану, Его пение?» И Мукунда, которого изгнали, услышал, что через десять миллионов жизней он сможет вернуться вновь. Но когда он услышал о том, что на десять миллионов жизней он изгнан, он затанцевал в экстазе. Он танцевал в экстазе и воскликнул: «Ура! Я оскорбитель, но Господь столь милостив, Он дал мне всего лишь десять миллионов жизней на исправление, я обрету Его общество через десять миллионов жизней, я получил от Него гарантии, я получил от Него благословение!»

#00:23:55#

Гурудев всегда с улыбкой говорил об этом: «В сознании Кришны не может быть никакого пессимизма, мы всегда должны питать надежду, [относиться ко всему] только оптимистически». Гурудев сказал в 2006 году русским преданным: «Вы все уже освобожденные души, вы обрели связь с Гуру Махараджем через меня [неразборчиво]. Вы освобожденные души, но вы особо не зазнавайтесь. Я знаю, что все вы допускаете какие-то ошибки. Что бы вы ни совершали, помните о том, что у вас есть связь с Гуру Махараджем и со мной. Ваши оскорбления уйдут, но Гуру Махарадж обладает величайшей силой трансформировать личностей». Сегодня в начале программы Махарадж цитировал шлоку, которую любил Гурудев. Это бенгальская шлока, народное выражение, она гласит: «Если пыль иллюзии забила твои глаза, то как же ты сможешь увидеть что-то подлинное?» Поэтому что мы видим в этой Навадвипа-дхаме? Если мы видим, что здесь грязь, что здесь дерьмо, значит, мы не видим, что здесь Навадвипа-дхама, значит, единственное, чему мы научились в этом мире, — это замечать эту грязь и дерьмо. Мы не можем здесь видеть божественную красоту и глубокую духовность.

#00:28:06#

Шрила Авадхут Махарадж: Джай Вишакха Деви Даси ки джай! Очень много женщин в нашей миссии полностью предались Гурудеву и многие наши международные лидеры — это женщины. Гурудев всегда это отмечал: «Мои дочери очень крутые».

Шрила Тривикрам Махарадж: Я предлагаю всем свои поклоны. Сорок часов я летел из Бразилии до Калькутты, двадцать часов я ехал до Навадвипы. Я очень рад видеть вас всех. С другой стороны, я немного стесняюсь, поскольку не так близко знаю вас. Я не чувствовал физически, что смогу приехать в этом году на Гаура-пурниму, потому что не был здоров и много было служения. Но когда я услышал, что мои старые друзья, преданные хотят приехать сюда в Навадвипу, то я почувствовал, что Господь и учитель через сердца моих друзей-преданных призывает меня сюда. Я подумал: «Нет, несмотря на здоровье, я все равно должен сюда попасть». У меня нет каких-то больших ресурсов, но я молился Гурудеву, и в течение одного дня у меня появился откуда ни возьмись билет, и визу дали за один день, что очень редко для Бразилии. И я понял, если воля Господа, то все произойдет естественно по Его милости.

#00:31:28#

Я думал: «Я был в Индии уже много раз. Потратить еще кучу денег, чтобы просто прилететь на две недели в Индию — это не самая лучшая идея для меня, поскольку у меня нет большого источника дохода». Но я слушал лекцию Гурудева, и Гурудев говорил: «Слушать преданных, видеть их вдохновение, общаться с преданными — это то, что дает нам жизнь и надежду». Я понял, что Гуру говорит, что я должен приехать сюда, потому что здесь я получу то, что невозможно обрести ни за какие материальные средства. Я очень счастлив, потому что здесь я чувствую: эти слова имеют реальную основу под собой. Я вижу преданных здесь, многих преданных я знаю многие годы, они приезжают сюда, каких-то преданных я вижу, может быть, в первый раз. Это великая удача, потому что здесь вы продолжаете движение санкиртаны, мы несем флаг Шри Чайтаньи Махапрабху. То, о чем говорила Вишакха, я чувствую, что духовный прогресс для меня — это научиться видеть духовный прогресс других или духовность других. В каждом живом существе, в каждом преданном видеть только совершенное, только прогрессивное.

#00:34:30#

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[2]

Махапрабху дал эти наставления, которые постоянно повторял Гурудев: «Научиться оказывать почтение другим и не ожидать почтения к себе». Именно это основа нашего духовного мировоззрения. Но не следует думать о себе: «О, я такой смиренный, я так хорошо кому-то когда-то, три года назад, оказал почтение». Этот принцип состоит в том, чтобы жить этими принципами, чтобы они стали нашим путеводителем, чтобы мы применяли их ежедневно. Духовность, духовное сознание — это то, что мы применяем ежедневно, и в этом состоит наш прогресс.

#00:35:40#

Природа эгоистического наслаждения заложена в нашей физической природе. Чувства хотят наслаждаться расой этого мира: глаза, уши, язык — мы хотим осязать, обонять, мы хотим мирского счастья здесь и сейчас. Такова наша низшая природа. В противоположность этому, духовное чувство, самопожертвование, самоотдача — это то, что проявится в нас. Именно благодаря этому чувству мы сможем превзойти райские миры или миры Вайкунтхи. Именно это чувство самопожертвования, самоотдания приведет нас к высшему миру. Этому учили нас наши учителя.

#00:37:18#

В духовной жизни на определенной стадии мы будем внимательно замечать, что Господь и учитель присутствуют в этом мире в каждом атоме, мир будет показывать нам примеры. Гуру будет проявлять себя через разные ситуации. Если мы будем находиться во внутреннем диалоге [с Высшим], то увидим, что Господь и учитель всегда во всех ситуациях подсказывают нам. Хотя внешне мы будем двигаться по святым местам и совершать духовные практики, но наш подлинный рост будет происходить изнутри в нашем понимании отрицания [неразборчиво] себя, как некоего эгоистического начала, и [возникнет] понимание того, что мы существуем ради жертвы. Когда мы не думаем, что я пришел сюда, чтобы отдать, или для того, чтобы что-то взять, тогда будет происходить наш подлинный духовный рост. Как говорили наши учителя, мы пришли сюда, чтобы обрести подлинное понимание, подлинное настроение. Джай Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Шрила Авадхут Махарадж: Джай Тривикрам Махарадж ки джай! Очень приятно, что приезжают преданные.

#00:43:13#

Атулананда Прабху: Часто мы думаем, что в нашей духовной жизни есть некая логика, способ мышления, психология, но это не так. На самом деле духовная жизнь — это то, что дается свыше по милости Господа, Гуру и вайшнавов. Это приходит к тебе как откровение, а не как результат собственного анализа. С философской точки зрения жизнь, которая заканчивается смертью в бренном материальном мире, по сути дела, бессмысленна. Даже если мы знаем, что сейчас мы обретаем какие-то вещи, блага, достояния, но знание о том, что все эти вещи будут отняты у нас в момент смерти, делает все наши материалистические попытки к вечному счастью бессмысленными. С другой стороны, те души, которые достигли освобождения, своего вечного положения, всегда купаются в нектаре служения Господу. Мы знаем, что эти освобожденные души — Гуру и вайшнавы — естественным образом испытывают влечение к служению, и таково их особое положение.

#00:48:06#

Шрила Авадхут Махарадж: Когда Атулананда Прабху говорил о божественном братстве, я не успел перевести, я сказал: «Объясни эту идею». Он сказал: «На самом деле, когда мы говорим о нашей свободной воле с какой-то внешней точки зрения, речь не может идти о рабстве. Душа обладает свободным сознанием, но, когда душа осознанно принимает пожертвовать своей свободой ради любви к Господу, тогда на самом деле в этом самопожертвовании, любви она обретает подлинную свободу. Поэтому те, кто хотят в этом мире быть свободными, — являются рабами, и наоборот, те, кто хотят в этом мире достичь рабства любви, являются подлинно свободными душами». Джай Атулананда Прабху ки джай!

#00:51:30#

Рамачандра Прабху: Когда мы говорим о свободной воле, самопожертвовании, следует помнить, что все эти вещи трансцендентны, и сама способность предаться приходит к нам свыше по милости Гуру и вайшнава. И в соответствии с тем, насколько мы можем воспринимать эту способность, до такой степени мы обретаем духовное благо. Однажды Гурудев сказал: «Не думайте, что вы должны стать совершенными. Не думайте, что ваши попытки предаться не должны быть совершенными. Вы, может быть, несовершенные личности, но вы должны пытаться совершенным образом предаваться. Тогда в процессе духовной жизни, даже если вы падете, вас постигнет неудача, вы получите двойку, но эта двойка послужит вам хорошим уроком». Я не знаток шлок, но то, что запомнилось моему сердцу, — это слова из писания, описывающие личность Нитьянанды.

#00:53:00#

преме мата нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра
уттама, адхама, кичху на̄ каре вича̄ра[3]

Сказано, что Господь Нитьянанда не различает хороших и плохих, милость падает подобно нектару, дождю сверху. Дождь не выбирает, проливается на всех. Я на самом деле не считаю себя какой-то возвышенной личностью, скорее, наоборот. Я вдохновлен русскими преданными, которые пытаются что-то делать в достаточно сложных условиях. Я часто говорю: «Посмотрите, как в России миссия растет, преданные пытаются что-то делать». И я закончу сегодняшнюю лекцию тремя словами Махапрабху: «Дживе-доя — сострадание, наме-ручи — воспевание Святого Имени и вайшнава-сева — служение святым». Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

#00:56:34#

[Поют бхаджан «Нама-санкиртана». Санкиртана.]

#01:06:00#

Шрила Авадхут Махарадж: Быть танцором или певцом не считалось в Шри Чайтанья Сарасват Матхе особой духовной квалификацией. Искренность, самопожертвование, желание служить — вот то, что привлекало людей к Гурудеву, и когда Гурудев видел, что кто-то искренне пытается служить его учителю, он говорил: «Такому человеку мои двери открыты двадцать четыре часа в сутки». Но поскольку уже десять часов, мы должны поспать, завтра парикрама, арати. Большое спасибо всем, большое спасибо! Харибол! Дандават!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Шьямала Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] «Тот, кто наносит десять оскорблений Святому Имени и в то же время повторяет маха-мантру Харе Кришна, несмотря на все свои усилия, не обретет любви к Богу — высшей цели повторения Святого Имени, даже если будет повторять Святое Имя на протяжении многих жизней» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.16). 

[2] «Тот, кто считает себя ниже травинки, кто терпеливее дерева, кто не ожидает почета для себя и всегда готов выразить почтение другим, способен непрестанно воспевать Святое Имя Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.31).

[3] «Опьяненный экстатической любовью, Господь Нитьянанда являет Собой воплощение милости и потому не делает различий между хорошими и плохими» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.208).



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования