«Постижение духовного знания» (часть 1). Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 17 мая 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 14.07M)

Russian

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

Постижение духовного знания
(часть 1)

(17 мая 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Этим утром на лекции мы читали о том, как Махапрабху странствовал по Индии, встречался с различными людьми, обращал их в сознание Кришны, либо беседовал с ними о сознании Кришны. Мы следуем линии Шри Чайтаньи Махапрабху, мы являемся одной из ветвей Его дерева. В этом смысле Он является изначальным учителем, изначальной аватарой для этой линии. Это сходно с различными другими духовными течениями. К примеру, в христианстве — Иисус Христос, мусульмане смотрят на Магомета, джайны смотрят на своего основателя, буддисты смотрят на Будду… Таким образом в каждой религии присутствует живая личность — основатель.

#00:02:17#

В целом Шри Чайтанья Махапрабху не был известен на Западе столь же хорошо, как, к примеру, известен там Сам Кришна, потому что книга Кришны — Бхагавад-гита — была распространена по всему миру в течение последних, быть может, сотен лет. Подобно тому как Библия или Коран являются обычными и повсеместно распространенными книгами, точно так же и Бхагавад-гита становится повсеместно распространенной.

#00:03:17#

Однако проблема в том, что с ходом времени все искажается, все подвержено тлению и переходит из высшего, совершенного состояния в более низкое, несовершенное. Иллюзии, ошибки, недопонимания постепенно будут проникать во все учения, поэтому нам необходим живой, ныне присутствующий учитель, который способен сказать нам в точности то, о чем говорили учителя прошлого.

#00:04:21#

Этот принцип применим к любой области, то есть если нас интересует медицина или наука в целом, то мы должны также следить за всеми новейшими достижениями в этой области, поскольку ученые проводят исследования, открывают какие-то новые законы и закономерности, и для того чтобы ориентироваться в этой области, нам необходимо, так сказать, «держать руку на пульсе», быть в курсе всего происходящего.

#00:05:03#

Подобно этому и в духовной жизни постоянно происходят какие-то новые открытия, люди находят все новые и новые способы делать те или иные вещи. Таким образом, для того чтобы продолжать наш путь, для того чтобы удержаться на плаву, нам необходим ныне присутствующий учитель.

#00:05:33#

В общем смысле Шри Чайтанья Махапрабху является нашим нынешним учителем. Однако в еще более прямом смысле этого слова, ныне присутствующим учителем является наш Шрила Гурудев. Шри Чайтанья Махапрабху в целом дает учение о Кришне, того Самого Кришны, который рассказывал Бхагавад-гиту около пяти тысяч лет назад. Он дает нам то, что можно назвать «современной интерпретацией Кришны».

#00:06:42#

Одним из аспектов учения Махапрабху является тот момент, что для того чтобы понять сознание Кришны, нам необходимо понять многообразие этого материального мира. Многообразие или разнообразие означает, что есть множество различных явлений в этом мире. Мы видим, что в этом мире есть океаны, есть горы, есть равнины и поля и так далее, есть множество различных проявлений, множество отличных друг от друга объектов.

#00:07:45#

Однако несмотря на то, что мы видим, как внешний мир исполнен многообразия, тем не менее, в особенности в этот век деградации, у нас у всех есть склонности низводить или все пытаться разобрать до первоэлементов, до кирпичиков. К примеру, современная наука, современные физики пытаются найти то, что они называют строительными блоками или кирпичиками, из которых составлена вся материя этого мира. Они открывают различные явления — например, атомы или молекулы. Они утверждают, что все в этом мире состоит из атомов или из молекул. Потом они говорят: существует всего лишь сто с небольшим различных форм атомов. Поэтому они пытаются найти что-то еще, более основное, еще более базовое или простое, нежели атомы. Они пытаются понять, из чего же состоят сами атомы, сами молекулы, сама структура вещества, что внутри этого. Пытаются найти то, что мы называем базовой энергией или основной энергией.

#00:09:51#

Благодаря развитию современных технологий они понемногу движутся в этом направлении, они совершают прогресс, и существует такое явление в современной физике, которое они называют квантовой физикой. Они обнаружили, что внутри этих атомов существуют различные волны, и они обозначают эти волны по их длине. Так или иначе, суть того, о чем я говорю, — что они пытаются свести все многообразие этого мира к единой первопричине — будь это какие-то сгустки волн или что-то еще.

#00:11:02#

В целом это стремление, эта склонность найти основные строительные блоки, найти то, из чего все состоит, не является дурной сама по себе, однако этот поиск должен быть направлен верным образом, поскольку Веды также говорят о том первоэлементе или о том элементе, который лежит в основе всего. Однако также Веды утверждают, что мы в нашем нынешнем состоянии, с помощью наших чувств, которые есть в нашем распоряжении, не способны соприкоснуться с этим первоэлементом.

#00:12:16#

Веды говорят, что любую информацию из этого мира мы получаем с помощью наших чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и так далее, затем все эти сигналы обрабатываются в мозгу с помощью ума и разума. Таким образом, мы способны соприкасаться с внешним миром только посредством своих пяти и шестого чувства — ума. Веды также говорят, что наш ум и разум очень ограничены, поэтому мы не способны познать эту Вселенную, законы этого мира. Это просто лежит за пределами наших способностей — познать этот огромный мир.

#00:13:20#

К примеру, если мы взглянем на ночное небо, то увидим там множество звезд. Если мы задумаемся об этих расстояниях, то поймем, что ближайшая из звезд находится на расстоянии порядка четырех миллионов световых лет от Земли. Световой год — это единица длины, означает расстояние, которое свет пройдет в течение одного года. Из физики мы знаем, что свет столь быстр, что он способен облететь вокруг [Земли] семь раз всего лишь за одну секунду. Итак, это означает, что четыре миллиона световых лет — это расстояние чрезвычайно, невероятно огромно. И это только ближайшие звезды. Есть другие звезды, которые находятся на расстоянии многих-многих миллионов световых лет от нас.

#00:14:53#

Каким же образом мы собираемся познать, понять это с помощью нашего ограниченного мозга? Даже если мы сможем построить огромные телескопы, радиотелескопы и совершенные компьютеры, каким образом мы сможем понять, что на самом деле происходит там, на таком огромном расстоянии от нас? Мы должны прийти к выводу, к заключению (если мы здравомыслящие люди, если в нас есть хоть капля здравого рассудка), что это — за пределами наших способностей: достоверно, доподлинно знать, что там происходит.

#00:16:01#

Тогда Веды говорят нам о том, каким образом, каким методом мы можем приблизиться к познанию. Веды говорят нам о том, что процесс, с помощью которого мы можем соприкоснуться со знанием, называется нисходящим процессом. Иначе говоря, мы должны понять и признать, что мы сами по себе никогда не в состоянии познать законы этого мира и как он устроен, однако Высшее знание способно низойти к нам свыше и сделать Себя известным для нас, раскрыться перед нами как откровение.

#00:17:17#

В Ведах объяснено множество различных фактов, множество различных вещей. Там говорится о других мирах, о других звездах и планетах, там говорится о том, есть ли там жизнь или нет, каким образом там живут люди, каковы их привычки и так далее — все эти факты описаны в Ведах. Однако мы должны согласиться, дать свое согласие понимать вещи должным образом, правильным образом.

#00:18:00#

К примеру, если вы идете в медицинский институт для того, чтобы стать впоследствии врачом, то предварительно перед тем, как начать обучение в этом институте, вы должны дать свое согласие на то, что вы будете учиться так, как в этом медицинском институте вас собираются обучать. То есть что я хочу сказать? Любая школа хочет привести вас к определенному процессу обучения, хочет показать вам, что есть определенная методика обучения.

#00:19:01#

Веды говорят, что первым условием, первым из путей, которым мы можем познать, соприкоснуться со знанием — это предать себя духовному учителю, принять духовного учителя, который совершенен и который знает этот мир, который обладает духовным знанием. Духовный учитель должен знать эти вещи сам, и он должен обладать способностью обучать людей.

#00:19:55#

Ученик в свою очередь должен принять смиренное настроение, настроение служения учителю. Это то, что формулируется в таких выражениях, как пранипат, парипрашна и сева[1]. Иными словами, мы не способны купить это знание на рынке, это знание не продается, не в наших силах прийти к духовному учителю и потребовать, заплатить ему какие-то деньги, а он в ответ нас научит духовному знанию. Это знание не передается подобным образом.

#00:21:00#

Это знание может низойти, только если мы примем путь смиренного слушания, послушания Шриле Гурудеву, духовному учителю, или его представителям. Слушание подразумевает, что мы слушаем Гурудева, не подвергая сомнению все, что он говорит. Разумеется, у нас есть право задавать вопросы Гуру, вопрошать его, однако это должно происходить до того, как мы получим посвящение у него. Однако после того как мы приняли Гурудева, после того как мы предались ему и приняли его своим духовным учителем, мы должны лишь смиренно слушать, не подвергая сомнению то, что он говорит, просто смиренно слушать. Именно таким образом это трансцендентное знание — сознание Кришны — может низойти к смиренному слушающему. Это знание может низойти лишь в смиренное и мягкое сердце, оно может прийти подобно озарению изнутри, из сердца.

#00:22:57#

...ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо...[2]

Веды, как говорит эта цитата из Гиты, утверждают, что все можно познать через сознание Кришны или через ведический путь обучения, однако для этого необходимо принять должный метод обучения. Итак, с одной стороны, этот процесс нелегок, но, с другой стороны, он очень прост, поскольку все, что от нас требуется, это просто принять это знание, подготовить себя к тому, чтобы мы могли принять это знание. То есть как я уже говорил чуть раньше, от нас не требуется, чтобы мы принесли учителю деньги или что-то еще. Все, что от нас требуется, это просто принимать все, что нам говорит учитель.

(продолжение следует)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

[2] Сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивиш̣т̣о, маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча / ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо, веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам — «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. Я составитель Веданты и Я же знаток Вед» (Бхагавад-гита, 15.15).

 



←  Встреча с Вирачандрой Прабху в отеле Казацкий, Киев ·• Архив новостей •· «Что такое божественная любовь?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Москва  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 14.8 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

Постижение духовного знания
(часть 1)

(17 мая 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Этим утром на лекции мы читали о том, как Махапрабху странствовал по Индии, встречался с различными людьми, обращал их в сознание Кришны, либо беседовал с ними о сознании Кришны. Мы следуем линии Шри Чайтаньи Махапрабху, мы являемся одной из ветвей Его дерева. В этом смысле Он является изначальным учителем, изначальной аватарой для этой линии. Это сходно с различными другими духовными течениями. К примеру, в христианстве — Иисус Христос, мусульмане смотрят на Магомета, джайны смотрят на своего основателя, буддисты смотрят на Будду… Таким образом в каждой религии присутствует живая личность — основатель.

#00:02:17#

В целом Шри Чайтанья Махапрабху не был известен на Западе столь же хорошо, как, к примеру, известен там Сам Кришна, потому что книга Кришны — Бхагавад-гита — была распространена по всему миру в течение последних, быть может, сотен лет. Подобно тому как Библия или Коран являются обычными и повсеместно распространенными книгами, точно так же и Бхагавад-гита становится повсеместно распространенной.

#00:03:17#

Однако проблема в том, что с ходом времени все искажается, все подвержено тлению и переходит из высшего, совершенного состояния в более низкое, несовершенное. Иллюзии, ошибки, недопонимания постепенно будут проникать во все учения, поэтому нам необходим живой, ныне присутствующий учитель, который способен сказать нам в точности то, о чем говорили учителя прошлого.

#00:04:21#

Этот принцип применим к любой области, то есть если нас интересует медицина или наука в целом, то мы должны также следить за всеми новейшими достижениями в этой области, поскольку ученые проводят исследования, открывают какие-то новые законы и закономерности, и для того чтобы ориентироваться в этой области, нам необходимо, так сказать, «держать руку на пульсе», быть в курсе всего происходящего.

#00:05:03#

Подобно этому и в духовной жизни постоянно происходят какие-то новые открытия, люди находят все новые и новые способы делать те или иные вещи. Таким образом, для того чтобы продолжать наш путь, для того чтобы удержаться на плаву, нам необходим ныне присутствующий учитель.

#00:05:33#

В общем смысле Шри Чайтанья Махапрабху является нашим нынешним учителем. Однако в еще более прямом смысле этого слова, ныне присутствующим учителем является наш Шрила Гурудев. Шри Чайтанья Махапрабху в целом дает учение о Кришне, того Самого Кришны, который рассказывал Бхагавад-гиту около пяти тысяч лет назад. Он дает нам то, что можно назвать «современной интерпретацией Кришны».

#00:06:42#

Одним из аспектов учения Махапрабху является тот момент, что для того чтобы понять сознание Кришны, нам необходимо понять многообразие этого материального мира. Многообразие или разнообразие означает, что есть множество различных явлений в этом мире. Мы видим, что в этом мире есть океаны, есть горы, есть равнины и поля и так далее, есть множество различных проявлений, множество отличных друг от друга объектов.

#00:07:45#

Однако несмотря на то, что мы видим, как внешний мир исполнен многообразия, тем не менее, в особенности в этот век деградации, у нас у всех есть склонности низводить или все пытаться разобрать до первоэлементов, до кирпичиков. К примеру, современная наука, современные физики пытаются найти то, что они называют строительными блоками или кирпичиками, из которых составлена вся материя этого мира. Они открывают различные явления — например, атомы или молекулы. Они утверждают, что все в этом мире состоит из атомов или из молекул. Потом они говорят: существует всего лишь сто с небольшим различных форм атомов. Поэтому они пытаются найти что-то еще, более основное, еще более базовое или простое, нежели атомы. Они пытаются понять, из чего же состоят сами атомы, сами молекулы, сама структура вещества, что внутри этого. Пытаются найти то, что мы называем базовой энергией или основной энергией.

#00:09:51#

Благодаря развитию современных технологий они понемногу движутся в этом направлении, они совершают прогресс, и существует такое явление в современной физике, которое они называют квантовой физикой. Они обнаружили, что внутри этих атомов существуют различные волны, и они обозначают эти волны по их длине. Так или иначе, суть того, о чем я говорю, — что они пытаются свести все многообразие этого мира к единой первопричине — будь это какие-то сгустки волн или что-то еще.

#00:11:02#

В целом это стремление, эта склонность найти основные строительные блоки, найти то, из чего все состоит, не является дурной сама по себе, однако этот поиск должен быть направлен верным образом, поскольку Веды также говорят о том первоэлементе или о том элементе, который лежит в основе всего. Однако также Веды утверждают, что мы в нашем нынешнем состоянии, с помощью наших чувств, которые есть в нашем распоряжении, не способны соприкоснуться с этим первоэлементом.

#00:12:16#

Веды говорят, что любую информацию из этого мира мы получаем с помощью наших чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и так далее, затем все эти сигналы обрабатываются в мозгу с помощью ума и разума. Таким образом, мы способны соприкасаться с внешним миром только посредством своих пяти и шестого чувства — ума. Веды также говорят, что наш ум и разум очень ограничены, поэтому мы не способны познать эту Вселенную, законы этого мира. Это просто лежит за пределами наших способностей — познать этот огромный мир.

#00:13:20#

К примеру, если мы взглянем на ночное небо, то увидим там множество звезд. Если мы задумаемся об этих расстояниях, то поймем, что ближайшая из звезд находится на расстоянии порядка четырех миллионов световых лет от Земли. Световой год — это единица длины, означает расстояние, которое свет пройдет в течение одного года. Из физики мы знаем, что свет столь быстр, что он способен облететь вокруг [Земли] семь раз всего лишь за одну секунду. Итак, это означает, что четыре миллиона световых лет — это расстояние чрезвычайно, невероятно огромно. И это только ближайшие звезды. Есть другие звезды, которые находятся на расстоянии многих-многих миллионов световых лет от нас.

#00:14:53#

Каким же образом мы собираемся познать, понять это с помощью нашего ограниченного мозга? Даже если мы сможем построить огромные телескопы, радиотелескопы и совершенные компьютеры, каким образом мы сможем понять, что на самом деле происходит там, на таком огромном расстоянии от нас? Мы должны прийти к выводу, к заключению (если мы здравомыслящие люди, если в нас есть хоть капля здравого рассудка), что это — за пределами наших способностей: достоверно, доподлинно знать, что там происходит.

#00:16:01#

Тогда Веды говорят нам о том, каким образом, каким методом мы можем приблизиться к познанию. Веды говорят нам о том, что процесс, с помощью которого мы можем соприкоснуться со знанием, называется нисходящим процессом. Иначе говоря, мы должны понять и признать, что мы сами по себе никогда не в состоянии познать законы этого мира и как он устроен, однако Высшее знание способно низойти к нам свыше и сделать Себя известным для нас, раскрыться перед нами как откровение.

#00:17:17#

В Ведах объяснено множество различных фактов, множество различных вещей. Там говорится о других мирах, о других звездах и планетах, там говорится о том, есть ли там жизнь или нет, каким образом там живут люди, каковы их привычки и так далее — все эти факты описаны в Ведах. Однако мы должны согласиться, дать свое согласие понимать вещи должным образом, правильным образом.

#00:18:00#

К примеру, если вы идете в медицинский институт для того, чтобы стать впоследствии врачом, то предварительно перед тем, как начать обучение в этом институте, вы должны дать свое согласие на то, что вы будете учиться так, как в этом медицинском институте вас собираются обучать. То есть что я хочу сказать? Любая школа хочет привести вас к определенному процессу обучения, хочет показать вам, что есть определенная методика обучения.

#00:19:01#

Веды говорят, что первым условием, первым из путей, которым мы можем познать, соприкоснуться со знанием — это предать себя духовному учителю, принять духовного учителя, который совершенен и который знает этот мир, который обладает духовным знанием. Духовный учитель должен знать эти вещи сам, и он должен обладать способностью обучать людей.

#00:19:55#

Ученик в свою очередь должен принять смиренное настроение, настроение служения учителю. Это то, что формулируется в таких выражениях, как пранипат, парипрашна и сева[1]. Иными словами, мы не способны купить это знание на рынке, это знание не продается, не в наших силах прийти к духовному учителю и потребовать, заплатить ему какие-то деньги, а он в ответ нас научит духовному знанию. Это знание не передается подобным образом.

#00:21:00#

Это знание может низойти, только если мы примем путь смиренного слушания, послушания Шриле Гурудеву, духовному учителю, или его представителям. Слушание подразумевает, что мы слушаем Гурудева, не подвергая сомнению все, что он говорит. Разумеется, у нас есть право задавать вопросы Гуру, вопрошать его, однако это должно происходить до того, как мы получим посвящение у него. Однако после того как мы приняли Гурудева, после того как мы предались ему и приняли его своим духовным учителем, мы должны лишь смиренно слушать, не подвергая сомнению то, что он говорит, просто смиренно слушать. Именно таким образом это трансцендентное знание — сознание Кришны — может низойти к смиренному слушающему. Это знание может низойти лишь в смиренное и мягкое сердце, оно может прийти подобно озарению изнутри, из сердца.

#00:22:57#

...ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо...[2]

Веды, как говорит эта цитата из Гиты, утверждают, что все можно познать через сознание Кришны или через ведический путь обучения, однако для этого необходимо принять должный метод обучения. Итак, с одной стороны, этот процесс нелегок, но, с другой стороны, он очень прост, поскольку все, что от нас требуется, это просто принять это знание, подготовить себя к тому, чтобы мы могли принять это знание. То есть как я уже говорил чуть раньше, от нас не требуется, чтобы мы принесли учителю деньги или что-то еще. Все, что от нас требуется, это просто принимать все, что нам говорит учитель.

(продолжение следует)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

[2] Сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивиш̣т̣о, маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча / ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо, веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам — «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. Я составитель Веданты и Я же знаток Вед» (Бхагавад-гита, 15.15).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования