«Стиль проповеди Махапрабху». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 25 января 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Стиль проповеди Махапрабху
(25 января 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Относительное и абсолютное связано неотъемлемо — как вы можете избавиться от этого? Тезис, антитезис, синтез. Однажды я был в Бадринараяне. И там один гуджаратский адвокат говорил о том, что Махапрабху расходится во взглядах с Шанкарачарьей. Махапрабху говорит: «Мы должны принимать ведическую истину полностью, не изменяя ее. Шанкарачарья принял лишь половину истины, согласно своему выбору, и таким образом он лишь частично представляет истину Веды, не полностью». Он принял эту часть утверждения Веды:
#00:00:56#
…сарвам̣ кхалв идам̣ брахма[1]
Шанкарачарья сказал: «Брахман существует, но бытие не существует». Но тогда откуда возникает этот вопрос? Сарвам — все существует, множество в единстве: множество существует и единство существует. И почему возникает этот вопрос: «Кому была дана Веда? Кому Веда обращает этот вопрос?» И то, и другое — относительное и абсолютное сосуществуют. Тат твам аси. Тат существует и твам существует. Ты существуешь, и Он существует. Разнообразие существует и единство существует. Но Шанкарачарья понимает только сторону единства и отвергает сторону многообразия.
#00:01:56#
Таким образом, эта ложная интерпретация — это не истинная интерпретация Вед. Это его собственное представление, концепция, которую он проецирует на ведическую истину. Интерпретация Шанкарачарьи Веды искусственна. Она эгоистична и провинциальна. Это — отклонение от истины.
#00:02:16#
йато ва̄ има̄ни бхӯта̄ни джа̄йанте, йена джа̄та̄ни джӣванти
йат прайантй…[2]
Что это означает? Что означает это утверждение? Тот, из Кого все исходит, и Тот, Кто поддерживает все сущее, Тот, в Ком все существует и в Кого все входит, — разве Он не савишеш, разве Он не имеет качеств, не дифференцирован?
#00:02:41#
Таким образом, Махапрабху отверг Шанкару. На основании здравого смысла. Специфическая характеристика, черта Махапрабху такова — Он побеждает Своих оппонентов, опираясь на здравый смысл. Не посредством абстрактных, изощренных аргументов или интеллектуализма — лишь опираясь на здравый смысл.
#00:03:08#
Кто выше — Шива или Нараяна? Мы видим положение Ганги. Ганга берет начало в стопах Господа Вишну и стекает на голову Господа Шивы. Так кого мы должны считать более великим? На основании здравого смысла мы можем судить об этом.
#00:03:31#
Кто более велик — Нараяна или Кришна? Приводится пример Лакшмидеви. Она стремится к Кришне. Хотя у Нее есть всё в обществе Нараяны, тем не менее она испытывает стремление к Кришне. С другой стороны, гопи, когда они встречают Нараяну, они молятся о том, чтобы Он усилил их преданность Кришне: «По Твоей милости усиль нашу преданность Кришне!» Они не испытывают влечения к Нараяне.
#00:04:05#
Таким образом мы можем судить о том, что есть что. Опираясь на здравый смысл, на интуицию. Интуиция поможет нам. Интуиция, не изощренные аргументы. Логическая аргументация, интеллектуальная аргументация — они не могут привести нас к решению. Аргументация не может привести нас к определенному заключению. Скорее интуиция или здравый смысл могут помочь нам в действительности. Харе Кришна!
Победив великого Дигвиджая, Махапрабху также использовал этот метод.
Гаура Харибол! Гаура Харибол!
Нитай-Гаура Харибол!
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] Чхандогья-упанишад, 3.14.1.
[2] Йато ва̄ има̄ни бхӯта̄ни джа̄йанте, йена джа̄та̄ни джӣванти / йат прайантй абхисам-виш́анти, тад виджиджн̃а̄сасва тад эва брахма — «Вопрошай о Том, из Кого исходит все сущее, в Ком пребывает все сущее и в Ком оно находит свой конец. Вопрошай о Нем — Он есть Брахма (Абсолют)» («Тайттирия-упанишад», 3.1.1).
← Вьяса-пуджа Шрилы Б. С. Госвами Махараджа 2 мая 2020 года | ·• Архив новостей •· | «Служение Абсолютной Красоте». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Апрель 2008 года. Рига, Латвия → |