«Различие между мирскими и духовными чувствами». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 7 сентября 2008 года. Рига, Латвия. День явления Лалиты Сакхи



скачать (формат MP3, 10.04M)

Russian

#00:00:20#

Ученик: Есть ли какие-то сходства между нашими чувствами любви, разлуки и духовными чувствами?

#00:00:35#

Шрила Госвами Махарадж: Мне вспоминаются слова Шрилы Прабхупады, которые он написал в одном из комментариев к Бхагавад-гите, где он говорит, что наша любовь к Кришне искаженным образом проявилась, как вожделение. «Чайтанья-чаритамрита» подтверждает эти слова. В ней сказано, что кама, вожделение, которое в этом мире обычно называют любовью, подобна густой тьме. А према, то есть духовный взгляд на любовь, подобна интенсивному густому свету, как говорил Шрила Гуру Махарадж.

Можно сказать, например, северный и южный полис выглядят очень похоже, но между ними буквально целый мир. В этом случае также вожделение и любовь могут казаться похожими чувствами, но на самом деле они находятся на расстоянии целого мира друг от друга. Нам не следует думать, что любовь к Кришне подобна той любви, что мы испытываем в этом мире, но только направленной не на людей, а на Бога. Гуру Махарадж говорит, что это подобно ощущениям соломинки, которая танцует в волнах океана экстаза.

#00:03:06#

Также мы видим слова писания об атмарамах, самодостаточных душах, которые черпают полное удовлетворение в себе, что все радости этого мира, все высшие наслаждения, включая и сексуальное, для них это не только не представляет какого-то интереса, но кажется отталкивающим.

Когда Шукадеву Госвами довелось проходить мимо, где купались обнаженные девушки, они не стали затруднять себя одеваться, поскольку видели, что в его глазах нет ни малейшего следа вожделения. Он был освобожденной душой, даже находясь в утробе матери. Именно поэтому он был наиболее подходящей личностью, чтобы вознести «Шримад-Бхагаватам», потому что в своей кульминации «Шримад-Бхагаватам» достигает, когда рассказывается о супружеских играх Радхи и Кришны. Поэтому тот, кто будет говорить об этом, должен находиться на уровне превыше каких-либо подозрений.

Не только после рождения, но даже когда он находился в утробе матери, было широко известно, что он является освобожденной душой. Когда Парикшит Махарадж стал спрашивать о духовных наставлениях, то все остальные мудрецы давали ему советы, основываясь на своем опыте, что им помогло в духовном плане. Но Шукадев Госвами давал свои духовные наставления, никоим образом не основываясь на том, что помогло ему преодолеть материальные иллюзии, хотя бы потому что он никогда не был под влиянием материальной иллюзии. Именно поэтому его слова и наставления находятся совершенно в иной категории, нежели наставления любых других людей.

#00:06:07#

париниш̣т̣хито ’пи наиргун̣йа уттама-ш́лока-лӣлайа̄
гр̣хӣта-чета̄ ра̄джарш̣е а̄кхйа̄нам̇ йад адхӣтава̄н

(«Шримад-Бхагаватам», 2.1.9)1

Шукадев Госвами говорит в «Бхагаватам»: «Всем известно, что я нахожусь на таком уровне, что любые отношения в рамках этого мира, отношения между мужчиной и женщиной, между матерью и ребенком, никакие отношения этого мира не представляют никакого интереса для меня. Но когда я услышал о высших отношениях между Радхой и Кришной, то эти отношения показались мне не просто привлекательными, а это перенесло мое сознание в совершенно иную реальность, совершенно иной мир, о существовании которого я ранее даже не подозревал».

#00:07:22#

Но при всем этом, если говорить о принципе, то наиболее близким проявлением чистой любви в рамках этого мира является, безусловно, любовь и привязанность матери к своему ребенку. Например, мама готовит еду для своего малыша, а малыш с силой отбрасывает от себя тарелку и эта еда оказывается по всему полу, по стенам, а он еще и смеется. И мама в этот момент не отрекается от своего ребенка, но, напротив, убирает все, чистит и снова старается накормить своего ребенка.

#00:08:42#

Иногда Шрила Гуру Махарадж использовал такое выражение: «Приготовьтесь служить прихотливому Абсолюту». Но в чем же разница между Кришной и тем ребенком? В том, что Кришна является Абсолютом, а потому даже Его прихоти несут абсолютное благо. Прихоти детей этого мира, как эти дети со временем понимают сами, отнюдь не несут благо. Такое поведение неприемлемо, поэтому сказано, что такое поведение неприемлемо для всех и каждого. Но если некто занимает положение Абсолюта, то для Него иные правила.

#00:09:49#

Шрила Гуру Махарадж цитирует слова Шрилы Сарасвати Тхакура, который говорит, что отличает Кришна-концепцию от других духовных религиозных концепций, то, что эта концепция ставит Кришну в центр, а не на периферию. Кришна является именно тем младенцем, который становится центром любви каждого или же он является другом, возлюбленным и так далее.

Если у нас нет должного представления о том, кем мы являемся, и нет понимания должным образом о том, кем являются другие, то тогда о каких отношениях может идти речь?

#00:11:25#

Поэтому необходимо переосмыслить себя в понимании себя как слуги и принять других также как служителей. Поскольку именно принятие себя слугой несет в себе потенциал быть принятым в высший круг людей. А во всех иных случаях отношений в этом мире, мы переносим свои представления об идеале, к которому мы стремимся, на других людей, которые заведомо неидеальны. И когда эти люди проявляют свое несоответствие нашим идеалам, того, чего мы ожидаем, то мы разочаровываемся. Разочаровываемся снова и снова, приходим в отчаяние. А отчаяние, проявленное в высшей степени, приводит к исчезновению, уходу.

Поэтому основа духовной жизни, духовных взглядов заключается в том, чтобы переосмыслить, переоценить все, переоценить свое положение в этом мире, в том числе переосмыслить то, где я могу реализовать свой потенциал любви. Обрету ли я это, пытаясь потреблять, эксплуатировать то, что ниже меня, или же я обрету это, отдавая, предлагая себя, служа тому, что выше? Как сказал один поэт: «Править в аду или служить на небесах».

#00:14:00#

на̄ра̄йан̣а-пара̄х̣ сарве
на куташ́чана бибхйати
сарга̄паварга-наракеш̣в
апи тулйа̄ртха-дарш́инах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 6.17.28)2

Но в случае с Читракету Шива говорит своей супруге Парвати: «Посмотри на этих преданных, их совершенно не волнует собственное положение. Были бы они на небесах или через твое проклятие в аду, они думают лишь о том, чтобы у них была возможность служить».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 «О царь, я был полностью погружен в трансцендентное, и? тем не менее меня пленили описания игр Господа, которого воспевают в стихах, исполненных света знания».

2 «Преданные, целиком посвятившие себя служению Верховной Личности Бога, Нарайане, не чувствуют страха, где бы они не оказались. Для них нет разницы между адом, раем или освобождением, ибо таких преданных интересует только служение Богу».




←  «Особое положение Лалиты Деви в Радха-дасьям». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 5 сентября 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Джай Ма Кали». Шрила Б. C. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Шри Лалита-саптами. Сентябрь 2000 года. Италия | “Jay Ma Kali.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. Sri Lalita-saptami. September 2000. Italy  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 10.5 МБ)

Russian

#00:00:20#

Ученик: Есть ли какие-то сходства между нашими чувствами любви, разлуки и духовными чувствами?

#00:00:35#

Шрила Госвами Махарадж: Мне вспоминаются слова Шрилы Прабхупады, которые он написал в одном из комментариев к Бхагавад-гите, где он говорит, что наша любовь к Кришне искаженным образом проявилась, как вожделение. «Чайтанья-чаритамрита» подтверждает эти слова. В ней сказано, что кама, вожделение, которое в этом мире обычно называют любовью, подобна густой тьме. А према, то есть духовный взгляд на любовь, подобна интенсивному густому свету, как говорил Шрила Гуру Махарадж.

Можно сказать, например, северный и южный полис выглядят очень похоже, но между ними буквально целый мир. В этом случае также вожделение и любовь могут казаться похожими чувствами, но на самом деле они находятся на расстоянии целого мира друг от друга. Нам не следует думать, что любовь к Кришне подобна той любви, что мы испытываем в этом мире, но только направленной не на людей, а на Бога. Гуру Махарадж говорит, что это подобно ощущениям соломинки, которая танцует в волнах океана экстаза.

#00:03:06#

Также мы видим слова писания об атмарамах, самодостаточных душах, которые черпают полное удовлетворение в себе, что все радости этого мира, все высшие наслаждения, включая и сексуальное, для них это не только не представляет какого-то интереса, но кажется отталкивающим.

Когда Шукадеву Госвами довелось проходить мимо, где купались обнаженные девушки, они не стали затруднять себя одеваться, поскольку видели, что в его глазах нет ни малейшего следа вожделения. Он был освобожденной душой, даже находясь в утробе матери. Именно поэтому он был наиболее подходящей личностью, чтобы вознести «Шримад-Бхагаватам», потому что в своей кульминации «Шримад-Бхагаватам» достигает, когда рассказывается о супружеских играх Радхи и Кришны. Поэтому тот, кто будет говорить об этом, должен находиться на уровне превыше каких-либо подозрений.

Не только после рождения, но даже когда он находился в утробе матери, было широко известно, что он является освобожденной душой. Когда Парикшит Махарадж стал спрашивать о духовных наставлениях, то все остальные мудрецы давали ему советы, основываясь на своем опыте, что им помогло в духовном плане. Но Шукадев Госвами давал свои духовные наставления, никоим образом не основываясь на том, что помогло ему преодолеть материальные иллюзии, хотя бы потому что он никогда не был под влиянием материальной иллюзии. Именно поэтому его слова и наставления находятся совершенно в иной категории, нежели наставления любых других людей.

#00:06:07#

париниш̣т̣хито ’пи наиргун̣йа уттама-ш́лока-лӣлайа̄
гр̣хӣта-чета̄ ра̄джарш̣е а̄кхйа̄нам̇ йад адхӣтава̄н

(«Шримад-Бхагаватам», 2.1.9)1

Шукадев Госвами говорит в «Бхагаватам»: «Всем известно, что я нахожусь на таком уровне, что любые отношения в рамках этого мира, отношения между мужчиной и женщиной, между матерью и ребенком, никакие отношения этого мира не представляют никакого интереса для меня. Но когда я услышал о высших отношениях между Радхой и Кришной, то эти отношения показались мне не просто привлекательными, а это перенесло мое сознание в совершенно иную реальность, совершенно иной мир, о существовании которого я ранее даже не подозревал».

#00:07:22#

Но при всем этом, если говорить о принципе, то наиболее близким проявлением чистой любви в рамках этого мира является, безусловно, любовь и привязанность матери к своему ребенку. Например, мама готовит еду для своего малыша, а малыш с силой отбрасывает от себя тарелку и эта еда оказывается по всему полу, по стенам, а он еще и смеется. И мама в этот момент не отрекается от своего ребенка, но, напротив, убирает все, чистит и снова старается накормить своего ребенка.

#00:08:42#

Иногда Шрила Гуру Махарадж использовал такое выражение: «Приготовьтесь служить прихотливому Абсолюту». Но в чем же разница между Кришной и тем ребенком? В том, что Кришна является Абсолютом, а потому даже Его прихоти несут абсолютное благо. Прихоти детей этого мира, как эти дети со временем понимают сами, отнюдь не несут благо. Такое поведение неприемлемо, поэтому сказано, что такое поведение неприемлемо для всех и каждого. Но если некто занимает положение Абсолюта, то для Него иные правила.

#00:09:49#

Шрила Гуру Махарадж цитирует слова Шрилы Сарасвати Тхакура, который говорит, что отличает Кришна-концепцию от других духовных религиозных концепций, то, что эта концепция ставит Кришну в центр, а не на периферию. Кришна является именно тем младенцем, который становится центром любви каждого или же он является другом, возлюбленным и так далее.

Если у нас нет должного представления о том, кем мы являемся, и нет понимания должным образом о том, кем являются другие, то тогда о каких отношениях может идти речь?

#00:11:25#

Поэтому необходимо переосмыслить себя в понимании себя как слуги и принять других также как служителей. Поскольку именно принятие себя слугой несет в себе потенциал быть принятым в высший круг людей. А во всех иных случаях отношений в этом мире, мы переносим свои представления об идеале, к которому мы стремимся, на других людей, которые заведомо неидеальны. И когда эти люди проявляют свое несоответствие нашим идеалам, того, чего мы ожидаем, то мы разочаровываемся. Разочаровываемся снова и снова, приходим в отчаяние. А отчаяние, проявленное в высшей степени, приводит к исчезновению, уходу.

Поэтому основа духовной жизни, духовных взглядов заключается в том, чтобы переосмыслить, переоценить все, переоценить свое положение в этом мире, в том числе переосмыслить то, где я могу реализовать свой потенциал любви. Обрету ли я это, пытаясь потреблять, эксплуатировать то, что ниже меня, или же я обрету это, отдавая, предлагая себя, служа тому, что выше? Как сказал один поэт: «Править в аду или служить на небесах».

#00:14:00#

на̄ра̄йан̣а-пара̄х̣ сарве
на куташ́чана бибхйати
сарга̄паварга-наракеш̣в
апи тулйа̄ртха-дарш́инах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 6.17.28)2

Но в случае с Читракету Шива говорит своей супруге Парвати: «Посмотри на этих преданных, их совершенно не волнует собственное положение. Были бы они на небесах или через твое проклятие в аду, они думают лишь о том, чтобы у них была возможность служить».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 «О царь, я был полностью погружен в трансцендентное, и? тем не менее меня пленили описания игр Господа, которого воспевают в стихах, исполненных света знания».

2 «Преданные, целиком посвятившие себя служению Верховной Личности Бога, Нарайане, не чувствуют страха, где бы они не оказались. Для них нет разницы между адом, раем или освобождением, ибо таких преданных интересует только служение Богу».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования