«То, что ты ищешь, существует». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 7 августа 2011 года. Киев, Украина



скачать (формат MP3, 15.40M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

То, что ты ищешь, существует

(7 августа 2011 года. Киев, Украина)

 

Мы все слышали слово «Ом». Даже в этих песнях, которые я только что пел, использовалось слово «Ом». Какова суть этого слова? Есть много мистических толкований его смысла. Можно толковать его смысл буква за буквой. Разные великие мудрецы и мистики давали свои толкования, но в чем состоит глубинный смысл «Ом»? «Ом» — это слово. Можно ли перевести его одним словом? Наш Гуру Махарадж говорил, что «Ом» означает большое «да». Большое «да», которое говорит: «Да, то, к чему стремится ваше сердце, — существует!» Это подтверждение. 

#00:01:31#

Что управляет нашей жизнью, ради чего мы живем, — неважно, верующие мы, неверующие или агностики? В основе нашей жизни всегда — сердце. Наше сердце чего-то ищет, ищет свой идеал, свою вторую половинку. Иногда мы слышим такое выражение «идеальная пара». Кто же способен быть этим партнером, идеальной второй половинкой для каждой души, кто он? 

#00:02:39#

Мы знаем, что если зайти на сайт знакомств, то там, как правило, необходимо заполнить анкету и указать, каким критериям должен соответствовать ваш идеальный партнер, каковы его качества в вашем представлении. Наше сердце уже интуитивно знает, что ему нужно. Бывают физические качества, а бывают внутренние, субъективные, но, в конечном счете, наше сердце ищет чего-то личного.

Эта сама суть вопроса. Нам необходимо понять, что реальность означает Личность. Когда люди опираются на научную точку зрения, обычно они чувствуют изрядный дискомфорт, если при них сказать, что Высшая Реальность — это Личность. Когда человек ищет свою вторую половинку, его не интересуют подобные критерии: «Ищу глубоких личных взаимоотношений с другой, основанной на углероде формой жизни» или «Ищу глубоких взаимоотношений с симпатичными кварками». Это было бы абсурдом, ведь сердце стремится вовсе не к этому. Из генетики, науки о ДНК, мы можем извлечь, по крайней мере, следующую идею, что подлинная суть, подлинная личность пребывает на тонком плане. 

#00:05:13#

Столь многие поэты писали поэмы, стихи о красоте, особенно о красоте женщин. Один поэт сказал: красота — это лишь цветок, и увядание непременно ждет его. Даже королевы умирают, даже молодые и красивые, красота покидает этот мир. Поэт описывает в этом стихе преходящую, временную красоту. Но где эта красота сосредоточена на самом деле? На физическом уровне, в объективной реальности или же на субъективном уровне? 

#00:06:30#

Я только что приехал из Индии. Один исследователь, философ Сорокин говорил, что Индия — это культура идеала. Каждый аспект жизни и культуры Индии пронизан неким метафизическим идеалом. Такой же дух пронизывает в основе своей все предметы этой выставки! Говорим ли мы о литературе, о форме одежды или ритуалах, о пище, музыке или чем-либо еще, во всем есть некий внутренний духовный посыл. В этой жизни иногда, когда нам доводится встречаться с какими-то чиновниками по необходимости, иногда эти чиновники любят напоминать нам о том, что на самом деле они тоже склонны к философии, они тоже кое-что понимают в смысле жизни. 

#00:07:56#

Однажды я встретился с двумя чиновниками. Один из них писал что-то в своем журнале, но, поскольку видел, что я философ, он тоже захотел сказать что-то философское и, продолжая писать что-то в своем журнале, заявил мне:

— Всё — кварки, все, что есть — кварки!

Его начальник наблюдал за этой сценой. Я ответил этому человеку:

— А ваша жена тоже кварк?

Он не хотел противоречить самому себе, поэтому вынужден был ответить:

— Да.

Я сказал:

— Вашей жене эти слова бы очень не понравились.

Это вовсе не означает, что в ней нет каких-либо качеств кварков. Но также мы понимаем, что пытаться описать ее, живого человека, полного чувств любви и нежности, лишь как физическое тело — оскорбление, ведь это самый поверхностный аспект ее личности. Допустимо ли описывать какого-либо человека как совокупность атомных частиц?

Что я хочу показать этим примером? То, к чему стремится наше сердце, находится на субъективном уровне бытия, а это означает, что это невозможно проверить или доказать обычными средствами. 

#00:10:19#

Невозможно доказать, что некий человек красив. В Индии говорят, что Айшвария Рай — самая красивая женщина в мире, но это же нельзя доказать! Разумеется, она выиграла конкурсы «Мисс мира» или «Мисс Вселенная», она крупная звезда Болливуда, но на всех конкурсах члены жюри выносили свое субъективное суждение насчет ее красоты. Применяя только научные методы, нельзя доказать, что красота существует. Ученые не могут доказать, что шутка смешна, они не могут доказать, что какое-то блюдо вкусно. Итак, мы видим то, что привлекает нас более всего, — красота, юмор, обаяние, — все это субъективно, не может быть доказано. 

#00:11:57#

Мы настолько склонны по своей природе искать нежных, любящих взаимоотношений, что, несмотря на всю статистику, говорящую о невозможности этого, мы все равно продолжаем свой поиск. Даже если мы слышим статистику о том, что 50% или 60% всех браков заканчивается разводом, эта статистика не помешает нам вступить в брак. На самом деле это стремление, этот поиск любви и нежности настолько глубоко заложен в нас, что даже если бы нам сказали, что все 100% браков обязательно заканчиваются разводом, все равно мы бы стремились найти вторую половинку и пели бы друг другу: «Наша любовь продлится вечно! Даже когда звезды выгорят и исчезнут, наша любовь все еще будет существовать». Или, как некоторые мужчины говорят: «Я буду любить тебя вечно! Ну, или пока тебе не исполнится сорок». Что там первым наступит: вечность пройдет или сорок исполнится? 

#00:13:28#

Это, опять же, намек на объективную красоту. Все это указывает на богатый потенциал сердца. Несмотря на объективные недостатки, изъяны, несовершенства, наше сердце в состоянии компенсировать это внешнее несовершенство и видеть красоту даже в чем-то, казалось бы, не столь красивом.

В Бенгалии мать может назвать слепорожденного ребенка Падмалочан. Это имя означает «Тот, чьи глаза прекрасны как лепестки лотоса». Кто-то может сказать:

— Мадам, с объективной точки зрения ваш ребенок слеп!

На что мать скажет:

— Нет-нет, у него столь прекрасные лотосоподобные глаза.

Любовь столь великая сила, что она способна удалять и устранять все видимые недостатки. Веды говорят, что Высшая реальность — это уровень и мир божественной любви. В этом Высшем мире любовь, сострадание и милосердие намного выше справедливости. Это дает нам надежду. 

#00:15:55#

Какова природа этой Высшей реальности? Обычно, когда мы говорим о Безграничном, об Абсолюте, нам удобней представлять крайние проявления Бесконечности. Мы говорим, что, если это Безграничное, Абсолют — по определению Первоисточник всего, то это Нечто должно быть огромным, всеобъемлющим, вмещающим в Себя все. Но если мы взглянем на другой конец спектра Бесконечности, то скажем: Бесконечное — это Нечто столь маленькое, всепронизывающее, существующее в каждой точке. Однако в этих двух крайних проявлениях Безграничного нет ничего личного. Где же тогда золотая середина Бесконечности? Какова центральная концепция Безграничного, точка, в которой всеобъемлющее соприкасается со всепронизывающим? Это всепривлекающая Личность Бога. Любовь, очарование, красота и сладость собственной персоной. 

#00:17:55#

На самом деле наше стремление к идеалу, к которому, на самом деле, стремится наше сердце, может быть утолено только в этом Абсолюте. Мы говорили уже, что Божественное — это Первоисточник всего. То есть Божественное — это То, из чего все это произошло, благодаря чему существует и куда все уйдет. Но какой элемент неизменно присутствует в этом мире? Пол — мужское и женское начала.

Зигмунд Фрейд говорил, что эрос, эротическая сила управляет всем в мире. Речь идет о мужском и женском проявлениях и возможности любовных взаимоотношений между ними. Почему тогда мы можем думать, что Первоисточник всего мужского и женского Сам должен быть чем-то бесполым? В этом случае Абсолют становится чем-то безличностным. С чего бы нам утверждать, что Высший первоисточник всех ароматов, удивительных запахов этого мира Сам лишен обоняния. Мы видим, что мы с вами — чувствующие, переживающие существа. Почему же тогда мы можем отрицать и не давать права Высшему первоисточнику всех чувственных живых существ обладать чувственностью? Стоит допустить, что Первоисточнику также присущ чувственный аспект, и это открывает удивительные перспективы. 

#00:20:39#

Один христианский богослов однажды сказал: «Ныне христианство находится на пороге коперниковской революции». До Коперника преобладала геоцентрическая система, когда Земля в центре, а Солнце и остальные планеты обращаются вокруг Земли. Но пришел Коперник и сказал: «На самом деле система гелиоцентрическая. В центре находится Солнце, а Земля наряду с другими планетами обращается вокруг него». Итак, тот богослов сказал: «Ныне христианство находится на пороге коперниковой революции. До этого мы считали, что это центральная концепция, центральная идея и есть только различные ответвления, отражения этой идеи». «Но, — продолжал он, — христианству предстоит осознать, что оно является лишь одной из богоцентрических систем вместе с остальными, подобными системами, обращающимися вокруг единой Абсолютной Истины». 

#00:22:26#

Люди, стремящиеся к развитию, с радостью принимают многообразие. В современном мире часто бросаются такими выражениями — «мультикультурная, плюралистическая демократия». Идея в том, чтобы признать, что существует много разных народов, много разных культур, и каждая из этих культур обладает своей ценностью. Однако лишь признание плюрализма — это еще не все. Когда мы признаем, что существует множество различных явлений, следующий естественный шаг — это научиться соизмерять их, то есть понимать, какие из них выше, какие ниже, а какие стоят на равном уровне. 

#00:23:39#

Сейчас по всему миру люди обсуждают финансовую ситуацию, валюту. В мире не существует единой мировой валюты. Здесь используются гривны, в России — рубли, где-то — евро, доллары, йены, рупии. В отношении денег мы признаём, что есть много видов валют, и каждая из них обладает определенной ценностью. Но если кто-то скажет: все валюты одинаковы, курс обмена должен быть один к одному. Если кто-то из вас искренне верит в это, давайте после лекции встретимся и поменяем валюту. Но, разумеется, прежде чем обменивать любую валюту, мы тщательно изучаем курс обмена. В рамках этого примера давайте скажем, что существует эталон, абсолютный стандарт, в сравнении с которым мы определяем ценность той или иной валюты. 

#00:25:25#

В случае теистических систем точно так же существует единый эталон, в соотношении с которым определяется относительная ценность той или иной теистической системы. Что это за эталон? Одним словом его можно назвать так — раса. Это санскритское слово, его трудно перевести, но в контексте данной беседы давайте обозначим его смысл как «любовная близость». Как существует обмен денег, также и существует обмен чувствами. То есть до той степени, до какой теистическая система допускает близкие любовные отношения, до той степени мы утверждаем о превосходстве этой системы.

Таков краткий обзор того, что я хотел бы обсудить сегодня.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ямуна Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  Празднование дня ухода Шрилы Шридхара Махараджа. 19 июля 2012 года. Сухум, Абхазия ·• Архив новостей •· «Преданность жителей Враджи». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2000 год. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 16.1 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

То, что ты ищешь, существует

(7 августа 2011 года. Киев, Украина)

 

Мы все слышали слово «Ом». Даже в этих песнях, которые я только что пел, использовалось слово «Ом». Какова суть этого слова? Есть много мистических толкований его смысла. Можно толковать его смысл буква за буквой. Разные великие мудрецы и мистики давали свои толкования, но в чем состоит глубинный смысл «Ом»? «Ом» — это слово. Можно ли перевести его одним словом? Наш Гуру Махарадж говорил, что «Ом» означает большое «да». Большое «да», которое говорит: «Да, то, к чему стремится ваше сердце, — существует!» Это подтверждение. 

#00:01:31#

Что управляет нашей жизнью, ради чего мы живем, — неважно, верующие мы, неверующие или агностики? В основе нашей жизни всегда — сердце. Наше сердце чего-то ищет, ищет свой идеал, свою вторую половинку. Иногда мы слышим такое выражение «идеальная пара». Кто же способен быть этим партнером, идеальной второй половинкой для каждой души, кто он? 

#00:02:39#

Мы знаем, что если зайти на сайт знакомств, то там, как правило, необходимо заполнить анкету и указать, каким критериям должен соответствовать ваш идеальный партнер, каковы его качества в вашем представлении. Наше сердце уже интуитивно знает, что ему нужно. Бывают физические качества, а бывают внутренние, субъективные, но, в конечном счете, наше сердце ищет чего-то личного.

Эта сама суть вопроса. Нам необходимо понять, что реальность означает Личность. Когда люди опираются на научную точку зрения, обычно они чувствуют изрядный дискомфорт, если при них сказать, что Высшая Реальность — это Личность. Когда человек ищет свою вторую половинку, его не интересуют подобные критерии: «Ищу глубоких личных взаимоотношений с другой, основанной на углероде формой жизни» или «Ищу глубоких взаимоотношений с симпатичными кварками». Это было бы абсурдом, ведь сердце стремится вовсе не к этому. Из генетики, науки о ДНК, мы можем извлечь, по крайней мере, следующую идею, что подлинная суть, подлинная личность пребывает на тонком плане. 

#00:05:13#

Столь многие поэты писали поэмы, стихи о красоте, особенно о красоте женщин. Один поэт сказал: красота — это лишь цветок, и увядание непременно ждет его. Даже королевы умирают, даже молодые и красивые, красота покидает этот мир. Поэт описывает в этом стихе преходящую, временную красоту. Но где эта красота сосредоточена на самом деле? На физическом уровне, в объективной реальности или же на субъективном уровне? 

#00:06:30#

Я только что приехал из Индии. Один исследователь, философ Сорокин говорил, что Индия — это культура идеала. Каждый аспект жизни и культуры Индии пронизан неким метафизическим идеалом. Такой же дух пронизывает в основе своей все предметы этой выставки! Говорим ли мы о литературе, о форме одежды или ритуалах, о пище, музыке или чем-либо еще, во всем есть некий внутренний духовный посыл. В этой жизни иногда, когда нам доводится встречаться с какими-то чиновниками по необходимости, иногда эти чиновники любят напоминать нам о том, что на самом деле они тоже склонны к философии, они тоже кое-что понимают в смысле жизни. 

#00:07:56#

Однажды я встретился с двумя чиновниками. Один из них писал что-то в своем журнале, но, поскольку видел, что я философ, он тоже захотел сказать что-то философское и, продолжая писать что-то в своем журнале, заявил мне:

— Всё — кварки, все, что есть — кварки!

Его начальник наблюдал за этой сценой. Я ответил этому человеку:

— А ваша жена тоже кварк?

Он не хотел противоречить самому себе, поэтому вынужден был ответить:

— Да.

Я сказал:

— Вашей жене эти слова бы очень не понравились.

Это вовсе не означает, что в ней нет каких-либо качеств кварков. Но также мы понимаем, что пытаться описать ее, живого человека, полного чувств любви и нежности, лишь как физическое тело — оскорбление, ведь это самый поверхностный аспект ее личности. Допустимо ли описывать какого-либо человека как совокупность атомных частиц?

Что я хочу показать этим примером? То, к чему стремится наше сердце, находится на субъективном уровне бытия, а это означает, что это невозможно проверить или доказать обычными средствами. 

#00:10:19#

Невозможно доказать, что некий человек красив. В Индии говорят, что Айшвария Рай — самая красивая женщина в мире, но это же нельзя доказать! Разумеется, она выиграла конкурсы «Мисс мира» или «Мисс Вселенная», она крупная звезда Болливуда, но на всех конкурсах члены жюри выносили свое субъективное суждение насчет ее красоты. Применяя только научные методы, нельзя доказать, что красота существует. Ученые не могут доказать, что шутка смешна, они не могут доказать, что какое-то блюдо вкусно. Итак, мы видим то, что привлекает нас более всего, — красота, юмор, обаяние, — все это субъективно, не может быть доказано. 

#00:11:57#

Мы настолько склонны по своей природе искать нежных, любящих взаимоотношений, что, несмотря на всю статистику, говорящую о невозможности этого, мы все равно продолжаем свой поиск. Даже если мы слышим статистику о том, что 50% или 60% всех браков заканчивается разводом, эта статистика не помешает нам вступить в брак. На самом деле это стремление, этот поиск любви и нежности настолько глубоко заложен в нас, что даже если бы нам сказали, что все 100% браков обязательно заканчиваются разводом, все равно мы бы стремились найти вторую половинку и пели бы друг другу: «Наша любовь продлится вечно! Даже когда звезды выгорят и исчезнут, наша любовь все еще будет существовать». Или, как некоторые мужчины говорят: «Я буду любить тебя вечно! Ну, или пока тебе не исполнится сорок». Что там первым наступит: вечность пройдет или сорок исполнится? 

#00:13:28#

Это, опять же, намек на объективную красоту. Все это указывает на богатый потенциал сердца. Несмотря на объективные недостатки, изъяны, несовершенства, наше сердце в состоянии компенсировать это внешнее несовершенство и видеть красоту даже в чем-то, казалось бы, не столь красивом.

В Бенгалии мать может назвать слепорожденного ребенка Падмалочан. Это имя означает «Тот, чьи глаза прекрасны как лепестки лотоса». Кто-то может сказать:

— Мадам, с объективной точки зрения ваш ребенок слеп!

На что мать скажет:

— Нет-нет, у него столь прекрасные лотосоподобные глаза.

Любовь столь великая сила, что она способна удалять и устранять все видимые недостатки. Веды говорят, что Высшая реальность — это уровень и мир божественной любви. В этом Высшем мире любовь, сострадание и милосердие намного выше справедливости. Это дает нам надежду. 

#00:15:55#

Какова природа этой Высшей реальности? Обычно, когда мы говорим о Безграничном, об Абсолюте, нам удобней представлять крайние проявления Бесконечности. Мы говорим, что, если это Безграничное, Абсолют — по определению Первоисточник всего, то это Нечто должно быть огромным, всеобъемлющим, вмещающим в Себя все. Но если мы взглянем на другой конец спектра Бесконечности, то скажем: Бесконечное — это Нечто столь маленькое, всепронизывающее, существующее в каждой точке. Однако в этих двух крайних проявлениях Безграничного нет ничего личного. Где же тогда золотая середина Бесконечности? Какова центральная концепция Безграничного, точка, в которой всеобъемлющее соприкасается со всепронизывающим? Это всепривлекающая Личность Бога. Любовь, очарование, красота и сладость собственной персоной. 

#00:17:55#

На самом деле наше стремление к идеалу, к которому, на самом деле, стремится наше сердце, может быть утолено только в этом Абсолюте. Мы говорили уже, что Божественное — это Первоисточник всего. То есть Божественное — это То, из чего все это произошло, благодаря чему существует и куда все уйдет. Но какой элемент неизменно присутствует в этом мире? Пол — мужское и женское начала.

Зигмунд Фрейд говорил, что эрос, эротическая сила управляет всем в мире. Речь идет о мужском и женском проявлениях и возможности любовных взаимоотношений между ними. Почему тогда мы можем думать, что Первоисточник всего мужского и женского Сам должен быть чем-то бесполым? В этом случае Абсолют становится чем-то безличностным. С чего бы нам утверждать, что Высший первоисточник всех ароматов, удивительных запахов этого мира Сам лишен обоняния. Мы видим, что мы с вами — чувствующие, переживающие существа. Почему же тогда мы можем отрицать и не давать права Высшему первоисточнику всех чувственных живых существ обладать чувственностью? Стоит допустить, что Первоисточнику также присущ чувственный аспект, и это открывает удивительные перспективы. 

#00:20:39#

Один христианский богослов однажды сказал: «Ныне христианство находится на пороге коперниковской революции». До Коперника преобладала геоцентрическая система, когда Земля в центре, а Солнце и остальные планеты обращаются вокруг Земли. Но пришел Коперник и сказал: «На самом деле система гелиоцентрическая. В центре находится Солнце, а Земля наряду с другими планетами обращается вокруг него». Итак, тот богослов сказал: «Ныне христианство находится на пороге коперниковой революции. До этого мы считали, что это центральная концепция, центральная идея и есть только различные ответвления, отражения этой идеи». «Но, — продолжал он, — христианству предстоит осознать, что оно является лишь одной из богоцентрических систем вместе с остальными, подобными системами, обращающимися вокруг единой Абсолютной Истины». 

#00:22:26#

Люди, стремящиеся к развитию, с радостью принимают многообразие. В современном мире часто бросаются такими выражениями — «мультикультурная, плюралистическая демократия». Идея в том, чтобы признать, что существует много разных народов, много разных культур, и каждая из этих культур обладает своей ценностью. Однако лишь признание плюрализма — это еще не все. Когда мы признаем, что существует множество различных явлений, следующий естественный шаг — это научиться соизмерять их, то есть понимать, какие из них выше, какие ниже, а какие стоят на равном уровне. 

#00:23:39#

Сейчас по всему миру люди обсуждают финансовую ситуацию, валюту. В мире не существует единой мировой валюты. Здесь используются гривны, в России — рубли, где-то — евро, доллары, йены, рупии. В отношении денег мы признаём, что есть много видов валют, и каждая из них обладает определенной ценностью. Но если кто-то скажет: все валюты одинаковы, курс обмена должен быть один к одному. Если кто-то из вас искренне верит в это, давайте после лекции встретимся и поменяем валюту. Но, разумеется, прежде чем обменивать любую валюту, мы тщательно изучаем курс обмена. В рамках этого примера давайте скажем, что существует эталон, абсолютный стандарт, в сравнении с которым мы определяем ценность той или иной валюты. 

#00:25:25#

В случае теистических систем точно так же существует единый эталон, в соотношении с которым определяется относительная ценность той или иной теистической системы. Что это за эталон? Одним словом его можно назвать так — раса. Это санскритское слово, его трудно перевести, но в контексте данной беседы давайте обозначим его смысл как «любовная близость». Как существует обмен денег, также и существует обмен чувствами. То есть до той степени, до какой теистическая система допускает близкие любовные отношения, до той степени мы утверждаем о превосходстве этой системы.

Таков краткий обзор того, что я хотел бы обсудить сегодня.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ямуна Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования