«Встреча и разлука с Кришной». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 15 июля 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург


 

Russian

#00:00:38#

Ученик: Шрила Шридхар Махарадж говорит, что мы должны вернуться обратно в духовную сферу бытия, а Шрила Бхактивинод Тхакур сказал, что высший идеал любви это разлука? Нет ли здесь противоречия?

Шрила Госвами Махарадж: Нет. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал предисловие к книге «Шри Кришна Чайтанья», составленной профессором Нишиканта Саньялом. В этом предисловии приводится список, перечисление разных качеств, которые можно увидеть в Кришне. Я сейчас перефразирую, но одно из этих качеств мне запомнилось оттуда особенно. Оно звучало примерно так: в Кришне все противоречия удивительным образом живут друг рядом с другом. То есть все противоречия приходят в гармонию, все конфликты приходят к миру в этой высшей абсолютной концепции, в Кришне.

#00:03:33#

йе дине гр̣хе, бхаджана декхи
гр̣хете голоко бха̄йа

Эта строка из песни Бхактивинода Тхакура, которую однажды очень красиво перевел Ачьютананда Прабху: «Занимаясь преданным служением, однажды я увидел, что мой дом превратился в Голоку». Здесь все зависит от воспринимающего. Кто такой этот воспринимающий? Каков уровень его восприятия?

Когда мы говорим: «Назад домой, вернуться к Богу». Это не означает изменить свои координаты в GPS. Не то, что бы Бог находится по таким то координатам, а мы сейчас в таких-то координатах, нам нужно срочно сейчас изменить свои координаты на божественные.

#00:05:17#

Иногда эти вещи представляются схематично, условно для того, чтобы донести до нас какой-то смысл. Но на самом деле мы говорим об уровне сознания. Если вы взглянете на онтологический метод Шрилы Гуру Махараджа, то он говорит например: «Весь материальный мир подобен айсбергу, что плавает по океану сознания». То есть основа любого опыта, даже материального, даже повседневного, в любом случае сознание. Но какого рода сознание? Материальное сознание это сознание безумное, ложные представления.  Ведь действовать, опираясь на ложные представления, это безумие. Действовать, оставаясь во власти ложных представлений о себе, ложных представлений о своей природе есть безумие.

#00:07:07#

«Татастха джив» означает расположенное на татастхе, на границе между чит джагат, духовным миром, миром сознания, и ачит джагат, материальными миром, миром отсутствия сознания. Шрила Гуру Махарадж говорит: «Джива умеет приспосабливаться к служению на небесах или к правлению в аду. Править в аду означает сделать из себя независимый абсолют». Именно в этом один из изъянов гуманизма.

В своей речи на принятии Нобелевской премии Солженицин назвал это катастрофическим отклонением эпохи просвещения. И в чем это катастрофическое отклонение? От Богоцентризма к человекоцентризму, то есть они убрали Бога из картины мира и поставили в центр человека с большой буквы. Это все равно, что подменить золотой стандарт. «А давайте больше не будем использовать золотой стандарт для определения ценностей чего-либо, а просто сами что-нибудь выдумаем и договоримся!». Демократия.

#00:09:53#

Прабхупада переиначил это так: демонокрейзия — безумство демонов. В его языке: (к сожалению, в английском это работает лучше, чем в русском) демократия превращалась в безумство демонов, а юристы превращались в лжецов. 

Речь идет об этой подмене понятий. Когда в центре поставили не Бога, но человека и стали ценность чего бы то ни было соизмерять с желаниями самого этого человека, с тем, что самому этому человеку кажется желательным, настоящим, хорошим, правильным. Теоретически говоря, можно сказать, что такая идея приемлема наполовину.

#00:11:43#

Как сам Солженицын сказал в своей речи: «Человек, тот самый человек, который полон жадности, вожделения, гнева, безумия и прочего, он станет мерилом всего». Поэтому он назвал это катастрофическим отклонением просвещения. Это касается и последующих философий, которые развились на основах катастрофического отклонения.

Итак, в корне всего находится приспособляемость дживы. Джива способна приспособиться к материальному миру, где все определяется ее локальными, местными, провинциальными воззрениями. Когда вы пытаетесь расширить сферу того, что вы можете поиметь индивидуально или при помощи других.

#00:12:47#

Итак, в корне всего находится приспособляемость дживы. Ведь именно в этом суть материального мира.

Как сказал один поэт: «Не важно, что с человеком сделал Бог. Важно, что с человеком сделал человек».

#00:13:51#

Я только сегодня вспоминал об этой книге. Я не буду называть её, но в ней была иллюстрация к тому, как представители Великобритании, англичане, хотели сделать Индию лучше. На этой фотографии были изображены индусы и белые люди, а подпись гласила: «А теперь сахиб (т. е. белый господин) покажет нам, как пить чистую воду».

Это все хорошо, но подобная забота привела к тому, что вся вода стала грязной и непригодной для питья. Скорее, на той фотографии следовало бы разместить такую подпись: «Теперь сахиб покажет, как, используя технологию, загрязнить всю воду и воздух так, что мы не сможем ни пить воду, ни дышать воздухом». И всё это, якобы, для развития цивилизации.

#00:15:36#

Но когда джива чувствует истощение от своих бесконечных попыток жить в условиях эксплуатации, от бесконечных попыток расширить сферу своей эксплуатации, тогда, если такой душе повезет, она может обратиться в другую сторону — в сторону служения Шри Кришне.

#00:15:54#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151)

Слова брахманда бхрамите означают: «После странствий из конца в конец этой вселенной, проходя через множество жизней на разных планетах в разных их формах». Но, по сути своей, что такое вселенная как не мир заблуждений! На самом деле единственным отличием всех этих областей вселенной является глубина заблуждения от более глубоких до менее глубоких. Но вся эта вселенная основана тоже на ложном представлении о себе.

#00:17:28#

Махапрабху в разговоре с Рупой Госвами объясняет слова «брахманда бхрамите кона бхагйаван джив», говоря, что после бесконечных странствий по этой вселенной удачливые души обретают связь с посланником Шри Кришны — Шри Гуру, гуру кришна прасаде бхай бхакти лата бидж. По милости Кришны и Гуру джива получает концептуальное семя Кришна-концепции. И тогда, преодолев весь мир заблуждений, после пересечения мира отреченности, такая душа может придти в мир служения.

#00:18:30#

бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д,
ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ‘смр̣тих̣
тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇,
бхактйаикайеш́ам̇ гуру-девата̄тма̄

(«Шримад-Бхагавтам», 11.2.37)

В этой шлоке из «Бхагаватам» описано, что именно наше желание отвернуться от Кришны, когда мы поворачиваемся спиной к Нему и поворачиваемся к чему-то иному, — первопричина нашей материальной жизни.

#00:19:58#

В своих комментариях к Бхагавад-гите Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, что наша изначальная склонность любить Кришну проявляется извращенным образом как вожделение к материи.

Шрила Гуру Махарадж в мантре для Шрилы Гурудева отметил его выдающуюся способность даровать семя Кришна-премы. Кришна-према биджа прадам.

Бхактйа санджатайа бхактйа. Только от преданного рождается преданность. Благодаря общению с преданным и служению ему, удой, просыпается склонность служить Кришне, любовь к Нему.

#00:21:22#

В «Чаритамрите» сказано: «кр̣ш̣н̣а-бхакти нитйа-сиддхасадхйа’ кабху найа» [«Чайтанья-чаритамрита», 22.107]. Когда, наконец, в душе пробуждается это чувство, это стремление, тогда естественным образом в этой душе просыпается и способность чувствовать разлуку с Кришной.

Шрила Бхактивинод Тхакур пишет: «Винод боле хай хай харидас хари нахи пай: Я, Харидас, стремлюсь служить Кришне, предназначен только для Него, но как оказался в таком положении, что нигде не вижу Хари, моего Господина?»

#00:23:06#

Здесь мы видим интересный момент. Вначале роста в сознании Кришны для человека уместно начать с этого чувства, чувства разлуки. Это реалистично, когда мы понимаем, и таково на самом деле положение вещей, что мы разлучены с Кришной и далеки от Него. Но постепенно, как только мы попадаем под влияние Гуру, садху и шастр, наше сердце начинает стремиться к Кришне.

#00:24:33#

Мистицизм сознания Кришны заключается в том, что именно через звук имени Кришны, анаврити шабдат анаврити шабдат, мы обретаем возможность увидеть и почувствовать нама-рупа-гуна Кришны и вступить в Его лилы.  

Строго говоря, технически царица Рукмини никогда не встречалась и не виделась с Кришной. На тот момент, когда она писала записку с просьбой похитить её, она не встречала Его. Интересно, что её записка прямая противоположность записке с требованием о выкупе. Обычно её пишут похитители, но в данном случае сама Рукмини написала записку с просьбой: «Пожалуйста, укради меня не позже завтрашнего утра!»

#00:26:03#

Это на прямую может касаться нас. Это вполне реалистичные ощущения преданного, который чувствует, что кармические обстоятельства окружили его таким образом, что у него нет никаких шансов спастись. «Единственное, на что я могу надеяться, — молит Рукмини, — что Ты своей силой похитишь меня!»

#00:26:22#

ш́рутва̄ гуна̄н бхувана-сундара ш́р̣н̣вата̄м̇ те
нирвиш́йа карн̣а-виварайр харато ‘н̇га-та̄пам
рӯпам̇ др̣ш́а̄м̇ др̣ш́имата̄м акхила̄ртха-ла̄бхам̇
твайй ачйута̄виш́ати читтам апатрапам̇ ме

Она пишет: «ш́рутва̄ гуна̄н, слушая о Тебе, Бувана Сундаре, я поняла, что прекрасней Тебя нет ничего и никого на свете, за пределами творения». Даже сам Брахма говорит: «Кришна? — Нет, такого нет в моём творении. У меня есть список всего, что я сотворил, но Кришны в нём нет». Бувана Сундар, сундар там те. Далее Рукмини пишет: «Теперь я понимаю, для чего существует слух». Это казалось бы простые слова, но глубокие. «Теперь, услышав о Тебе, я поняла, зачем у нас есть способность слышать — слушать о Тебе, слышать Твоё Святое Имя, слышать рассказы о Твоей несравненной красоте, о Твоей непревзойденной славе» и т.д. «Рупам̇ др̣ш́а̄м̇ др̣ш́имата̄м акхила̄ртха-ла̄бхам̇ — «Теперь я понимаю, как связано слушание и зрение. Это слушание позволяет мне увидеть Твой божественный облик».

#00:28:57#

Не следует сравнивать себя с царицей Рукмини. Однако ситуация у какого-то преданного может быть в чем-то схожая с положением царицы Рукмини. Он может услышать от Гуру, вайшнава о концепции Кришны и благодаря ей может начать звать к себе Кришну, чтобы Тот снизошел к нему в его обстоятельства.

#00:29:34#

Випра-патни, жены брахманов, которые совершали жертвоприношение, никогда не видели Кришну до событий, описанных в «Бхагаватам». Но они слышали о Кришне. Например, написано, что продавцы фруктов иногда приходили в их места и рассказывали: «А вы слышали последние новости из Гокулы? Там Кришна сделал то-то и то-то». Так они слушали кришна-лилу. Хотя они находились недалеко от Вриндавана и никогда не видели Самого Кришну, но благодаря слушанию о Его деяниях они постепенно становились ближе к Нему. Через этот божественный звук, через божественные писания форма Кришны начала появляться перед ними.

#00:30:55#

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣ 
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма

наити ма̄м эти со ‘рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)

Сам Кришна говорит в Бхагавад-гите, что если ты поймешь так называемую Мою джанму — Моё так называемое рождение, карму — Мои божественные деяния, то ты поймешь, каким образом Я, Нерождённый, могу рождаться. Поняв это, после того, как ты оставишь свое материальное тело и заблуждения, связанные с ним, тебе больше никогда не придётся приходить в материальный мир. Да, ты родишься снова, но это рождение не будет зависеть от грядущих последствий твоей кармы. Но мам эти — ты придешь ко Мне.

#00:33:19#

Шрила Санатана Госвами говорит, что здесь эти слова «мам эти» означают следующее: что такая душа родится в прапанча-лиле, в которых игры Кришны переходят из одной вселенной в другую каждые 125 лет. Такая душа родится в гопи-гарбха, в утробе одной из гопи, станет обитателем Вриндавана и таким образом вступит в игры Кришны в Гокула-Вриндаване. Затем, по завершении этих игр, такая душа обретет окончательное высшее совершенство в васту-сиддхи и будет перенесена на Голоку Вриндавана.

#00:34:30#

Но мы должны держать наши сердца открытыми и не пытаться закрыть эти концепции в своей коробочке. Особенно если такой коробочкой становится наш мозг. Один писатель написал: «Наши крошечные царства размером с черепушку». Никому не рассказывайте, но на самом деле демократия именно в этом и заключается, чтобы стать королем в королевстве своей крошечной головы.

#00:35:40#

В 50-е годы в Америке на телевидении было популярно одно шоу. Там показывали жизнь семейной пары. Муж был этаким заносчивым персонажем и часто говорил своей жене: «И запомни, Алиса! Я — король, ты — никто!Я — король, ты — никто!» Его жена в ответ на это говорила: «Да, да, Ральф! Ты совершенно прав. Ты — король никого». В общем и целом это и есть демократия. Ты считаешь себя королем, и ты и правда король, король никого.

#00:36:44#

Комментаторы «Бхагаватам», великие ачарьи, отмечают еще один интересный момент, и в разных писаниях, в словах разных ачарьев можно найти подтверждение этой идеи.

#00:37:46#

В «Гарга-самхите», например, Кришна объявляет Шримати Радхарани о Своём намерении снизойти в материальный мир, а Она в ответ на это говорит Ему: «Я никуда не отправлюсь, если только Ты не возьмёшь с собой Вриндаван, Говардхан, Ямуну. Она перечисляет всё своё окружение. И не просто говорит, а повторяет дважды, говоря тем самым: «Слушай Меня внимательно! Я никуда не отправлюсь, если только Ты не возьмёшь с Собой всё, что нас здесь окружает. И не копии, а оригинал!»

#00:38:47#

Шрила Гуру Махарадж и Шрила Джива Госвами говорят об этом, есть намеки и в других местах. Об этом говорит Сарасвати Тхакур в «Брахма-самхите», Бхактивинод Тхакур и другие учителя. Обычно мы думаем, что Голока духовного мира — оригинал и находится выше, а Гокула, проявленная в материальном мире, вторична, это что-то меньшее.

Но наши ачарьи объясняют: как бы непостижимо это ни казалось, но Кришна приносит саму изначальную духовную обитель в прапанча-лилу, в игры, проявленные в материальном мире. А Голока, то, что в духовном мире, это копия.

#00:40:07#

Например, в Гокуле, в прапанча-лиле чувства участников бывают более острыми. Например, в этих играх есть настоящие демоны, в то время как на Голоке настоящих демонов нет, а есть только слухи о них или плакаты: «Разыскивается!» Как, знаете, есть плакаты кино, где чудовища нарисаваны, на них типа «Берегитесь!» И людям страшно.

#00:41:15#

Шрила Гуру Махарадж говорит: «Сколь милостив Господь, что Он вместе со всеми Своими спутниками, атрибутами и во всем Своем величии является в этом объективном мире, мире заблуждений. Более того, когда Он являет Свои игры, то кажется, что Он — один из простых смертных, Он общается с ними наравне. Поэтому это очень загадочная смесь — единение и разлука.

Но Шрила Гуру Махарадж говорит ещё об одном — о единении в разлуке. Глубина сознания Кришны всегда измеряется обратным образом. Ведь с одной стороны можно сказать, что Радхарани и браджа-гопи, Нанда и Яшода, друзья Кришны и даже коровы, все живое во Вриндаване настолько любят Кришну и так привязаны к Нему, что невероятно жестоко с Его стороны вынуждать их страдать от разлуки. Сказано, что они погружены в океан разлуки, и в этом океане их поглощает тимингила, огромная рыба, способная проглотить даже кита.

#00:43:25#

Спросите Кришну, как смеет Он так поступать с любящими Его преданными? Такой же вопрос задают браджа-гопи.

В своем письме для браджа-гопи, которое он передал с Уддхавой, Кришна намекает: «На самом деле Я сделал это для того, чтобы разжечь ту любовь, что уже живет в вашем сердце ко Мне». Тем самым Он помещает их в условия высокого давления. Шрила Гуру Махарадж говорит об этом. Если вы начнете очень сильно давить на нежные чувства, то что в итоге родит сердце?

#00:45:02#

«Чайтанья-чаритамриата» цитирует слова Шрилы Рупы Госвами, гласящие, что когда Кришна смотрит на лицо Шримати Радхарани, Он испытывает такой экстаз, что он превосходит экстаз непосредственного соприкосновения с Ней.

Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур, комментируя письмо, переданное гопи Уддхавой, объясняет, что во время встречи возлюбленные осознают друг друга не в столь большой степени, нежели в случае разлуки, когда каждый предмет вокруг напоминает о возлюбленном.

#00:46:24#

Кришна говорит: «Когда мы встречаемся, то неким божественным образом может возникнуть ощущение успокоения, довольства. Иногда это может появиться в понимании того, насколько велика моя удача.  Но, — продолжает Он, — когда мы разлучены, тогда Я полностью поглощен мыслями о вас, а вы полностью поглощены мыслями обо Мне».

#00:47:09#

Когда мы говорим: «Назад к Богу, то имеем в виду «вернуться к такого рода пониманию и внутреннему развитию, которое способно явить высочайшую субстанцию в сознании Кришны».

И как Махапрабху говорит Шри Рупе и Санатане Госвами, когда велит им отправиться прочь от Него во Вриндаван, и когда Он говорит Гададхару Пандиту отправиться в Пури и принять там кшетра-санньясу и не покидать его даже в разлуке с Махапрабху. Шрила Рупа Госвами объясняет, что Махапрабху говорит: «В разлуке со Мною, следуя этому наставлению, вы обретете Моё общество». Именно с такими словами Шрила Гуру Махарадж обращался ко мне, вспоминая об этом примере.

#00:49:23#

Когда Махапрабху в божественном безумии отправился во Вриндаван, не понимая, где Он находится, постоянно повторяя имена Кришны:

ка̄̐ха̄ мора пра̄н̣а-на̄тха муралӣ-вадана
ка̄̐ха̄ каро̐ ка̄̐ха̄ па̄н̇ враджендра-нандана

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.15)

«Где же Кришна, Господин Моего сердца!», когда благодаря хитрости Нитьянанды Прабху и Адвайты Ачарьи вдруг Адвайта Ачарья встретился на пути Махапрабху в лодке, говоря: «Давай я отвезу Тебя в Шантипур! Это рядом». Тогда Махапрабху, еще не понимая, где Он находится, что Он еще не пришел во Вридаван, стал спрашивать Адвайту Ачарью: «А как ты догадался, что Я во Вриндаване?» На что Адвайта Ачарья ответил: «Зачем Ты спрашиваешь меня об этом? Где бы Ты не находился, там и есть Вриндаван!»

#00:50:10#

Это правда! Шрила Нароттам Дас Тхакур пишет: «Где бы мы ни увидели Гуру, вайшнава, благодаря общению с ними и служению им, там мы увидим Вриндаван.

Поэтому здесь просто разные взгляды на одно и то же.

Харе Кришна!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Бхуван Сундар Дас

Редактор: Сварнанги Деви Даси




←  «Пять видов знания». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 26 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Харинама в Риге 15 июля 2012 года  →

 

Russian

#00:00:38#

Ученик: Шрила Шридхар Махарадж говорит, что мы должны вернуться обратно в духовную сферу бытия, а Шрила Бхактивинод Тхакур сказал, что высший идеал любви это разлука? Нет ли здесь противоречия?

Шрила Госвами Махарадж: Нет. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал предисловие к книге «Шри Кришна Чайтанья», составленной профессором Нишиканта Саньялом. В этом предисловии приводится список, перечисление разных качеств, которые можно увидеть в Кришне. Я сейчас перефразирую, но одно из этих качеств мне запомнилось оттуда особенно. Оно звучало примерно так: в Кришне все противоречия удивительным образом живут друг рядом с другом. То есть все противоречия приходят в гармонию, все конфликты приходят к миру в этой высшей абсолютной концепции, в Кришне.

#00:03:33#

йе дине гр̣хе, бхаджана декхи
гр̣хете голоко бха̄йа

Эта строка из песни Бхактивинода Тхакура, которую однажды очень красиво перевел Ачьютананда Прабху: «Занимаясь преданным служением, однажды я увидел, что мой дом превратился в Голоку». Здесь все зависит от воспринимающего. Кто такой этот воспринимающий? Каков уровень его восприятия?

Когда мы говорим: «Назад домой, вернуться к Богу». Это не означает изменить свои координаты в GPS. Не то, что бы Бог находится по таким то координатам, а мы сейчас в таких-то координатах, нам нужно срочно сейчас изменить свои координаты на божественные.

#00:05:17#

Иногда эти вещи представляются схематично, условно для того, чтобы донести до нас какой-то смысл. Но на самом деле мы говорим об уровне сознания. Если вы взглянете на онтологический метод Шрилы Гуру Махараджа, то он говорит например: «Весь материальный мир подобен айсбергу, что плавает по океану сознания». То есть основа любого опыта, даже материального, даже повседневного, в любом случае сознание. Но какого рода сознание? Материальное сознание это сознание безумное, ложные представления.  Ведь действовать, опираясь на ложные представления, это безумие. Действовать, оставаясь во власти ложных представлений о себе, ложных представлений о своей природе есть безумие.

#00:07:07#

«Татастха джив» означает расположенное на татастхе, на границе между чит джагат, духовным миром, миром сознания, и ачит джагат, материальными миром, миром отсутствия сознания. Шрила Гуру Махарадж говорит: «Джива умеет приспосабливаться к служению на небесах или к правлению в аду. Править в аду означает сделать из себя независимый абсолют». Именно в этом один из изъянов гуманизма.

В своей речи на принятии Нобелевской премии Солженицин назвал это катастрофическим отклонением эпохи просвещения. И в чем это катастрофическое отклонение? От Богоцентризма к человекоцентризму, то есть они убрали Бога из картины мира и поставили в центр человека с большой буквы. Это все равно, что подменить золотой стандарт. «А давайте больше не будем использовать золотой стандарт для определения ценностей чего-либо, а просто сами что-нибудь выдумаем и договоримся!». Демократия.

#00:09:53#

Прабхупада переиначил это так: демонокрейзия — безумство демонов. В его языке: (к сожалению, в английском это работает лучше, чем в русском) демократия превращалась в безумство демонов, а юристы превращались в лжецов. 

Речь идет об этой подмене понятий. Когда в центре поставили не Бога, но человека и стали ценность чего бы то ни было соизмерять с желаниями самого этого человека, с тем, что самому этому человеку кажется желательным, настоящим, хорошим, правильным. Теоретически говоря, можно сказать, что такая идея приемлема наполовину.

#00:11:43#

Как сам Солженицын сказал в своей речи: «Человек, тот самый человек, который полон жадности, вожделения, гнева, безумия и прочего, он станет мерилом всего». Поэтому он назвал это катастрофическим отклонением просвещения. Это касается и последующих философий, которые развились на основах катастрофического отклонения.

Итак, в корне всего находится приспособляемость дживы. Джива способна приспособиться к материальному миру, где все определяется ее локальными, местными, провинциальными воззрениями. Когда вы пытаетесь расширить сферу того, что вы можете поиметь индивидуально или при помощи других.

#00:12:47#

Итак, в корне всего находится приспособляемость дживы. Ведь именно в этом суть материального мира.

Как сказал один поэт: «Не важно, что с человеком сделал Бог. Важно, что с человеком сделал человек».

#00:13:51#

Я только сегодня вспоминал об этой книге. Я не буду называть её, но в ней была иллюстрация к тому, как представители Великобритании, англичане, хотели сделать Индию лучше. На этой фотографии были изображены индусы и белые люди, а подпись гласила: «А теперь сахиб (т. е. белый господин) покажет нам, как пить чистую воду».

Это все хорошо, но подобная забота привела к тому, что вся вода стала грязной и непригодной для питья. Скорее, на той фотографии следовало бы разместить такую подпись: «Теперь сахиб покажет, как, используя технологию, загрязнить всю воду и воздух так, что мы не сможем ни пить воду, ни дышать воздухом». И всё это, якобы, для развития цивилизации.

#00:15:36#

Но когда джива чувствует истощение от своих бесконечных попыток жить в условиях эксплуатации, от бесконечных попыток расширить сферу своей эксплуатации, тогда, если такой душе повезет, она может обратиться в другую сторону — в сторону служения Шри Кришне.

#00:15:54#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151)

Слова брахманда бхрамите означают: «После странствий из конца в конец этой вселенной, проходя через множество жизней на разных планетах в разных их формах». Но, по сути своей, что такое вселенная как не мир заблуждений! На самом деле единственным отличием всех этих областей вселенной является глубина заблуждения от более глубоких до менее глубоких. Но вся эта вселенная основана тоже на ложном представлении о себе.

#00:17:28#

Махапрабху в разговоре с Рупой Госвами объясняет слова «брахманда бхрамите кона бхагйаван джив», говоря, что после бесконечных странствий по этой вселенной удачливые души обретают связь с посланником Шри Кришны — Шри Гуру, гуру кришна прасаде бхай бхакти лата бидж. По милости Кришны и Гуру джива получает концептуальное семя Кришна-концепции. И тогда, преодолев весь мир заблуждений, после пересечения мира отреченности, такая душа может придти в мир служения.

#00:18:30#

бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д,
ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ‘смр̣тих̣
тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇,
бхактйаикайеш́ам̇ гуру-девата̄тма̄

(«Шримад-Бхагавтам», 11.2.37)

В этой шлоке из «Бхагаватам» описано, что именно наше желание отвернуться от Кришны, когда мы поворачиваемся спиной к Нему и поворачиваемся к чему-то иному, — первопричина нашей материальной жизни.

#00:19:58#

В своих комментариях к Бхагавад-гите Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, что наша изначальная склонность любить Кришну проявляется извращенным образом как вожделение к материи.

Шрила Гуру Махарадж в мантре для Шрилы Гурудева отметил его выдающуюся способность даровать семя Кришна-премы. Кришна-према биджа прадам.

Бхактйа санджатайа бхактйа. Только от преданного рождается преданность. Благодаря общению с преданным и служению ему, удой, просыпается склонность служить Кришне, любовь к Нему.

#00:21:22#

В «Чаритамрите» сказано: «кр̣ш̣н̣а-бхакти нитйа-сиддхасадхйа’ кабху найа» [«Чайтанья-чаритамрита», 22.107]. Когда, наконец, в душе пробуждается это чувство, это стремление, тогда естественным образом в этой душе просыпается и способность чувствовать разлуку с Кришной.

Шрила Бхактивинод Тхакур пишет: «Винод боле хай хай харидас хари нахи пай: Я, Харидас, стремлюсь служить Кришне, предназначен только для Него, но как оказался в таком положении, что нигде не вижу Хари, моего Господина?»

#00:23:06#

Здесь мы видим интересный момент. Вначале роста в сознании Кришны для человека уместно начать с этого чувства, чувства разлуки. Это реалистично, когда мы понимаем, и таково на самом деле положение вещей, что мы разлучены с Кришной и далеки от Него. Но постепенно, как только мы попадаем под влияние Гуру, садху и шастр, наше сердце начинает стремиться к Кришне.

#00:24:33#

Мистицизм сознания Кришны заключается в том, что именно через звук имени Кришны, анаврити шабдат анаврити шабдат, мы обретаем возможность увидеть и почувствовать нама-рупа-гуна Кришны и вступить в Его лилы.  

Строго говоря, технически царица Рукмини никогда не встречалась и не виделась с Кришной. На тот момент, когда она писала записку с просьбой похитить её, она не встречала Его. Интересно, что её записка прямая противоположность записке с требованием о выкупе. Обычно её пишут похитители, но в данном случае сама Рукмини написала записку с просьбой: «Пожалуйста, укради меня не позже завтрашнего утра!»

#00:26:03#

Это на прямую может касаться нас. Это вполне реалистичные ощущения преданного, который чувствует, что кармические обстоятельства окружили его таким образом, что у него нет никаких шансов спастись. «Единственное, на что я могу надеяться, — молит Рукмини, — что Ты своей силой похитишь меня!»

#00:26:22#

ш́рутва̄ гуна̄н бхувана-сундара ш́р̣н̣вата̄м̇ те
нирвиш́йа карн̣а-виварайр харато ‘н̇га-та̄пам
рӯпам̇ др̣ш́а̄м̇ др̣ш́имата̄м акхила̄ртха-ла̄бхам̇
твайй ачйута̄виш́ати читтам апатрапам̇ ме

Она пишет: «ш́рутва̄ гуна̄н, слушая о Тебе, Бувана Сундаре, я поняла, что прекрасней Тебя нет ничего и никого на свете, за пределами творения». Даже сам Брахма говорит: «Кришна? — Нет, такого нет в моём творении. У меня есть список всего, что я сотворил, но Кришны в нём нет». Бувана Сундар, сундар там те. Далее Рукмини пишет: «Теперь я понимаю, для чего существует слух». Это казалось бы простые слова, но глубокие. «Теперь, услышав о Тебе, я поняла, зачем у нас есть способность слышать — слушать о Тебе, слышать Твоё Святое Имя, слышать рассказы о Твоей несравненной красоте, о Твоей непревзойденной славе» и т.д. «Рупам̇ др̣ш́а̄м̇ др̣ш́имата̄м акхила̄ртха-ла̄бхам̇ — «Теперь я понимаю, как связано слушание и зрение. Это слушание позволяет мне увидеть Твой божественный облик».

#00:28:57#

Не следует сравнивать себя с царицей Рукмини. Однако ситуация у какого-то преданного может быть в чем-то схожая с положением царицы Рукмини. Он может услышать от Гуру, вайшнава о концепции Кришны и благодаря ей может начать звать к себе Кришну, чтобы Тот снизошел к нему в его обстоятельства.

#00:29:34#

Випра-патни, жены брахманов, которые совершали жертвоприношение, никогда не видели Кришну до событий, описанных в «Бхагаватам». Но они слышали о Кришне. Например, написано, что продавцы фруктов иногда приходили в их места и рассказывали: «А вы слышали последние новости из Гокулы? Там Кришна сделал то-то и то-то». Так они слушали кришна-лилу. Хотя они находились недалеко от Вриндавана и никогда не видели Самого Кришну, но благодаря слушанию о Его деяниях они постепенно становились ближе к Нему. Через этот божественный звук, через божественные писания форма Кришны начала появляться перед ними.

#00:30:55#

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣ 
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма

наити ма̄м эти со ‘рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)

Сам Кришна говорит в Бхагавад-гите, что если ты поймешь так называемую Мою джанму — Моё так называемое рождение, карму — Мои божественные деяния, то ты поймешь, каким образом Я, Нерождённый, могу рождаться. Поняв это, после того, как ты оставишь свое материальное тело и заблуждения, связанные с ним, тебе больше никогда не придётся приходить в материальный мир. Да, ты родишься снова, но это рождение не будет зависеть от грядущих последствий твоей кармы. Но мам эти — ты придешь ко Мне.

#00:33:19#

Шрила Санатана Госвами говорит, что здесь эти слова «мам эти» означают следующее: что такая душа родится в прапанча-лиле, в которых игры Кришны переходят из одной вселенной в другую каждые 125 лет. Такая душа родится в гопи-гарбха, в утробе одной из гопи, станет обитателем Вриндавана и таким образом вступит в игры Кришны в Гокула-Вриндаване. Затем, по завершении этих игр, такая душа обретет окончательное высшее совершенство в васту-сиддхи и будет перенесена на Голоку Вриндавана.

#00:34:30#

Но мы должны держать наши сердца открытыми и не пытаться закрыть эти концепции в своей коробочке. Особенно если такой коробочкой становится наш мозг. Один писатель написал: «Наши крошечные царства размером с черепушку». Никому не рассказывайте, но на самом деле демократия именно в этом и заключается, чтобы стать королем в королевстве своей крошечной головы.

#00:35:40#

В 50-е годы в Америке на телевидении было популярно одно шоу. Там показывали жизнь семейной пары. Муж был этаким заносчивым персонажем и часто говорил своей жене: «И запомни, Алиса! Я — король, ты — никто!Я — король, ты — никто!» Его жена в ответ на это говорила: «Да, да, Ральф! Ты совершенно прав. Ты — король никого». В общем и целом это и есть демократия. Ты считаешь себя королем, и ты и правда король, король никого.

#00:36:44#

Комментаторы «Бхагаватам», великие ачарьи, отмечают еще один интересный момент, и в разных писаниях, в словах разных ачарьев можно найти подтверждение этой идеи.

#00:37:46#

В «Гарга-самхите», например, Кришна объявляет Шримати Радхарани о Своём намерении снизойти в материальный мир, а Она в ответ на это говорит Ему: «Я никуда не отправлюсь, если только Ты не возьмёшь с собой Вриндаван, Говардхан, Ямуну. Она перечисляет всё своё окружение. И не просто говорит, а повторяет дважды, говоря тем самым: «Слушай Меня внимательно! Я никуда не отправлюсь, если только Ты не возьмёшь с Собой всё, что нас здесь окружает. И не копии, а оригинал!»

#00:38:47#

Шрила Гуру Махарадж и Шрила Джива Госвами говорят об этом, есть намеки и в других местах. Об этом говорит Сарасвати Тхакур в «Брахма-самхите», Бхактивинод Тхакур и другие учителя. Обычно мы думаем, что Голока духовного мира — оригинал и находится выше, а Гокула, проявленная в материальном мире, вторична, это что-то меньшее.

Но наши ачарьи объясняют: как бы непостижимо это ни казалось, но Кришна приносит саму изначальную духовную обитель в прапанча-лилу, в игры, проявленные в материальном мире. А Голока, то, что в духовном мире, это копия.

#00:40:07#

Например, в Гокуле, в прапанча-лиле чувства участников бывают более острыми. Например, в этих играх есть настоящие демоны, в то время как на Голоке настоящих демонов нет, а есть только слухи о них или плакаты: «Разыскивается!» Как, знаете, есть плакаты кино, где чудовища нарисаваны, на них типа «Берегитесь!» И людям страшно.

#00:41:15#

Шрила Гуру Махарадж говорит: «Сколь милостив Господь, что Он вместе со всеми Своими спутниками, атрибутами и во всем Своем величии является в этом объективном мире, мире заблуждений. Более того, когда Он являет Свои игры, то кажется, что Он — один из простых смертных, Он общается с ними наравне. Поэтому это очень загадочная смесь — единение и разлука.

Но Шрила Гуру Махарадж говорит ещё об одном — о единении в разлуке. Глубина сознания Кришны всегда измеряется обратным образом. Ведь с одной стороны можно сказать, что Радхарани и браджа-гопи, Нанда и Яшода, друзья Кришны и даже коровы, все живое во Вриндаване настолько любят Кришну и так привязаны к Нему, что невероятно жестоко с Его стороны вынуждать их страдать от разлуки. Сказано, что они погружены в океан разлуки, и в этом океане их поглощает тимингила, огромная рыба, способная проглотить даже кита.

#00:43:25#

Спросите Кришну, как смеет Он так поступать с любящими Его преданными? Такой же вопрос задают браджа-гопи.

В своем письме для браджа-гопи, которое он передал с Уддхавой, Кришна намекает: «На самом деле Я сделал это для того, чтобы разжечь ту любовь, что уже живет в вашем сердце ко Мне». Тем самым Он помещает их в условия высокого давления. Шрила Гуру Махарадж говорит об этом. Если вы начнете очень сильно давить на нежные чувства, то что в итоге родит сердце?

#00:45:02#

«Чайтанья-чаритамриата» цитирует слова Шрилы Рупы Госвами, гласящие, что когда Кришна смотрит на лицо Шримати Радхарани, Он испытывает такой экстаз, что он превосходит экстаз непосредственного соприкосновения с Ней.

Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур, комментируя письмо, переданное гопи Уддхавой, объясняет, что во время встречи возлюбленные осознают друг друга не в столь большой степени, нежели в случае разлуки, когда каждый предмет вокруг напоминает о возлюбленном.

#00:46:24#

Кришна говорит: «Когда мы встречаемся, то неким божественным образом может возникнуть ощущение успокоения, довольства. Иногда это может появиться в понимании того, насколько велика моя удача.  Но, — продолжает Он, — когда мы разлучены, тогда Я полностью поглощен мыслями о вас, а вы полностью поглощены мыслями обо Мне».

#00:47:09#

Когда мы говорим: «Назад к Богу, то имеем в виду «вернуться к такого рода пониманию и внутреннему развитию, которое способно явить высочайшую субстанцию в сознании Кришны».

И как Махапрабху говорит Шри Рупе и Санатане Госвами, когда велит им отправиться прочь от Него во Вриндаван, и когда Он говорит Гададхару Пандиту отправиться в Пури и принять там кшетра-санньясу и не покидать его даже в разлуке с Махапрабху. Шрила Рупа Госвами объясняет, что Махапрабху говорит: «В разлуке со Мною, следуя этому наставлению, вы обретете Моё общество». Именно с такими словами Шрила Гуру Махарадж обращался ко мне, вспоминая об этом примере.

#00:49:23#

Когда Махапрабху в божественном безумии отправился во Вриндаван, не понимая, где Он находится, постоянно повторяя имена Кришны:

ка̄̐ха̄ мора пра̄н̣а-на̄тха муралӣ-вадана
ка̄̐ха̄ каро̐ ка̄̐ха̄ па̄н̇ враджендра-нандана

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.15)

«Где же Кришна, Господин Моего сердца!», когда благодаря хитрости Нитьянанды Прабху и Адвайты Ачарьи вдруг Адвайта Ачарья встретился на пути Махапрабху в лодке, говоря: «Давай я отвезу Тебя в Шантипур! Это рядом». Тогда Махапрабху, еще не понимая, где Он находится, что Он еще не пришел во Вридаван, стал спрашивать Адвайту Ачарью: «А как ты догадался, что Я во Вриндаване?» На что Адвайта Ачарья ответил: «Зачем Ты спрашиваешь меня об этом? Где бы Ты не находился, там и есть Вриндаван!»

#00:50:10#

Это правда! Шрила Нароттам Дас Тхакур пишет: «Где бы мы ни увидели Гуру, вайшнава, благодаря общению с ними и служению им, там мы увидим Вриндаван.

Поэтому здесь просто разные взгляды на одно и то же.

Харе Кришна!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Бхуван Сундар Дас

Редактор: Сварнанги Деви Даси


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования