«Океан расы». Шрила Бхактивинод Тхакур. Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху»


Russian


Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур  

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху  

Его наставления

 

Океан расы

3. Господь — океан расы. По определению раса — это принцип самозабвенной радости, что включает в себя стхайи-бхаву, вибхаву, анубхаву, саттвик и санчари. Вибхава разделяется на аламбану и уддипану. Аламбана делится на вишайю и ашрайю. Ашрайя — это личность, воплощающая в себе принцип стхайи-бхавы, а вишайя — та личность, на которую стхайи-бхава направляет себя. Объясняется, что стхайи-бхава — это рати, или склонность чистого одухотворенного сердца.

Посредством связи ашрайи и вишайи стхайи-бхава достигает уровня деятельности. Когда она достигает этой деятельной стадии, в личности проявляются определенные признаки, известные как анубхавы. Число их равняется тринадцати. Восемь других бхав, проявляющихся в уме, именуются саттвик-бхавами. Это слезы, дрожь и т. д. Указывается, что еще тридцать три бхавы, такие как харша, вишада и прочие суть санчари-бхавы. Сочетаясь в душе, они образуют расу.

Этот процесс проявления расы имеет отношение к проявлению расы в человеке, все еще порабощенном материей. Но сама по себе раса — вечный принцип, тождественный Всевышнему Хари. Хари — океан расы, но человеческая душа способна испытать лишь каплю этого океана. По природе своей раса духовна, однако в человеке, подчиненном прародительнице материи, майе, она в извращенном виде стала тождественной чувственному человеческому удовольствию. Связанная с материальными объектами, душа теряет себя в уме; ум же, действуя посредством чувств, наслаждается искаженной расой, соприкасаясь с пятью различными видами объектов пяти чувств. Таков путь заблуждения, на который вступает душа вследствие авидьи, или неведения относительно своего духовного «я». Когда же взор души обращается внутрь, она обретает духовную расу, искаженная же раса убывает по мере развития духовной расы. В духовной расе души в отношениях друг с другом и со всеми, в отношениях с самой Прекрасной Личностью обладают свободой действий во Вриндаване, возносясь над материальным временем и пространством. Благодаря Своей безграничной высшей свободной воле Хари обретает вечный восторг в Своей духовной энергии, чит-шакти. Хладини, качество чит-шакти, дарит Ему бесконечное удовольствие.

Качество самвит, присущее чит-шакти (духовной мудрости), порождает все бхавы, отношения и привязанности. Присущее чит-шакти качество сандхини создает все бытие (отличное от свободной воли), включая дхамы (обители), личности и прочие сущности в соответствии с действием духовной расы. Все эти проявления исходят из чит-шакти, или духовной энергии. Майику или материальному творению, включающему в себя время, пространство и грубые объекты, нет места в чит-джагат, или духовном мире, который есть не что иное, как Вриндаван. Майя-шакти — это искаженное отражение чит-шакти. Вот почему качества мира майик (материального) схожи с качествами чит-джагат, духовной вселенной, но по сути своей они различны.

Чит-джагат — это образец, по которому создан майик-джагат, однако они не идентичны. Мы должны ограждать себя от идеи, что человек вообразил чит-джагат, опираясь на свой опыт в мире майик-джагат. Это пантеистическая идея; также ее можно назвать атеистической. Интеллект, лишенный одухотворенности, склонен порождать подобные сомнения, но тот, в ком есть желание наслаждаться духовной любовью, должен отвергать их как заблуждения. Вечная раса Кришны духовно существует в чит-джагат. Для нас, пребывающих в низшем мире, между нашими глазами и великой духовной сценой кришна-лилы установлена завеса. Когда, по милости Кришны, этот занавес поднимается, мы обретаем привилегию видеть ее; но когда Всемогущему заблагорассудится опустить занавес, великая лила Вриндавана исчезает. Проникнетесь этим, и ваша убежденность станет такой же, как и моя. Собратья, подойдите к изучению столь важного вопроса с должным вниманием и непредвзятостью!

(продолжение следует)

 

English

Srila Sachchidananda Bhaktivinod Thakur 

Life and Precepts of Sri Chaitanya Mahaprabhu 

His Precepts

 

Ocean of Rasa

3. He is the ocean of rasa. Rasa has been defined to be that ecstatic principle which cornprehends sthayi bhava, vibhava, anubhava, sattvik and sanchari. Vibhava is divided into alambana and uddipana. Alambana is subdivided into vishaya and ashraya. Ashraya is that person who has in himself the principle of sthayi bhava, and vishaya is that person to whom the sthayi bhava directs itself. Sthayi bhava has been explained to be rati or tendency of the pure spiritual heart.

By a connection of ashraya and vishaya, the sthayi-bhava arrives at its stage of action. When it obtains its active stage, certain signs are exhibited in the person which are called the anubhavas. These are thirteen in number. Eight other bhavas exhibiting in the mind are styled sattvik-bhavas such as tears, shivering, etc. Thirty-three other bhavas such as harsha, vishada, etc. have been shown to be sanchari bhava. These combined in soul form the rasa.

This process of exhibition of rasa relates to exhibition of rasa in man still enthralled in matter. But rasa itself is an eternal principle identified with the Supreme Hari. Hari is the ocean of rasa, and in the human soul a drop of the ocean could only be conceived. Rasa naturally is spiritual, but in man subjected to Maya, the progenitor of matter, it has been identified in a perverted state with the sensual pleasure of man. In connection with material objects, the soul losing itself in mind and the mind acting through senses, enjoying the perverted rasa in five different objects of the five senses. This is the soul’s going abroad with avidya or ignorance of the spiritual self. When the soul looks inward, it obtains its spiritual rasa and the perverted rasa wanes off in proportion to the development of the spiritual rasa. In spiritual rasa, the souls, in their relation to each other and all, in their relation to the All Beautiful, have their unfettered action in Vrindavan, rising above material time and space. Hari of Infinite Supreme Free Will has eternal ecstasy in His Spiritual Power or chit-shakti. The hladini attribute of chit-shakti gives Him infinite pleasure.

The samvit attribute of chit-shakti (spiritual wisdom) produces all bhavas, relations and affections. The sandhini attribute of chit-shakti produces all existence (other than the free will) including the dhamas (abodes), individualities and other substances in connection with the action of the spiritual rasa. All these exhibitions are from chit-shakti or the spiritual power. The mayik or material creation including time, space and gross objects has no place in chit-jagat or the spiritual world which is all the same as Vrindavan. Maya-shakti is a perverted reflection of the chit-shakti. Hence, the particularities in the mayik (material) world have semblance with the particularities in chit-jagat or spiritual universe, but are not substantially the same.

The chit-jagat is the model of the mayik-jagat, but they are not identical. We must guard ourselves against the idea that man has imagined chit-jagat from an experience of the mayik-jagat. This idea is pantheistic and it may also be styled atheistic. Reason, not spiritualized, has a tendency to create such a doubt, but one who has a wish to enjoy spiritual love must give it up as misleading. The eternal rasa of Krishna exists spiritually in chit-jagat. To us who are in the nether world, there is a screen which intervenes between our eyes and the great spiritual scene of krishna-lila. When by the grace of Krishna that screen is drawn up we have the privilege to see it and again, when it pleases the Almighty to drop the screen, the great Vrindavan lila disappears. Taste the subject and your conviction will be the same as mine. Brethren, do not give up such an important subject without due and liberal examination!

(to be continued)

 



←  «Вера конвертирует материю в дух». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 25 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Сознание Кришны». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 5 июня 2012 года. Москва, Кисельный  →

Russian


Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур  

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху  

Его наставления

 

Океан расы

3. Господь — океан расы. По определению раса — это принцип самозабвенной радости, что включает в себя стхайи-бхаву, вибхаву, анубхаву, саттвик и санчари. Вибхава разделяется на аламбану и уддипану. Аламбана делится на вишайю и ашрайю. Ашрайя — это личность, воплощающая в себе принцип стхайи-бхавы, а вишайя — та личность, на которую стхайи-бхава направляет себя. Объясняется, что стхайи-бхава — это рати, или склонность чистого одухотворенного сердца.

Посредством связи ашрайи и вишайи стхайи-бхава достигает уровня деятельности. Когда она достигает этой деятельной стадии, в личности проявляются определенные признаки, известные как анубхавы. Число их равняется тринадцати. Восемь других бхав, проявляющихся в уме, именуются саттвик-бхавами. Это слезы, дрожь и т. д. Указывается, что еще тридцать три бхавы, такие как харша, вишада и прочие суть санчари-бхавы. Сочетаясь в душе, они образуют расу.

Этот процесс проявления расы имеет отношение к проявлению расы в человеке, все еще порабощенном материей. Но сама по себе раса — вечный принцип, тождественный Всевышнему Хари. Хари — океан расы, но человеческая душа способна испытать лишь каплю этого океана. По природе своей раса духовна, однако в человеке, подчиненном прародительнице материи, майе, она в извращенном виде стала тождественной чувственному человеческому удовольствию. Связанная с материальными объектами, душа теряет себя в уме; ум же, действуя посредством чувств, наслаждается искаженной расой, соприкасаясь с пятью различными видами объектов пяти чувств. Таков путь заблуждения, на который вступает душа вследствие авидьи, или неведения относительно своего духовного «я». Когда же взор души обращается внутрь, она обретает духовную расу, искаженная же раса убывает по мере развития духовной расы. В духовной расе души в отношениях друг с другом и со всеми, в отношениях с самой Прекрасной Личностью обладают свободой действий во Вриндаване, возносясь над материальным временем и пространством. Благодаря Своей безграничной высшей свободной воле Хари обретает вечный восторг в Своей духовной энергии, чит-шакти. Хладини, качество чит-шакти, дарит Ему бесконечное удовольствие.

Качество самвит, присущее чит-шакти (духовной мудрости), порождает все бхавы, отношения и привязанности. Присущее чит-шакти качество сандхини создает все бытие (отличное от свободной воли), включая дхамы (обители), личности и прочие сущности в соответствии с действием духовной расы. Все эти проявления исходят из чит-шакти, или духовной энергии. Майику или материальному творению, включающему в себя время, пространство и грубые объекты, нет места в чит-джагат, или духовном мире, который есть не что иное, как Вриндаван. Майя-шакти — это искаженное отражение чит-шакти. Вот почему качества мира майик (материального) схожи с качествами чит-джагат, духовной вселенной, но по сути своей они различны.

Чит-джагат — это образец, по которому создан майик-джагат, однако они не идентичны. Мы должны ограждать себя от идеи, что человек вообразил чит-джагат, опираясь на свой опыт в мире майик-джагат. Это пантеистическая идея; также ее можно назвать атеистической. Интеллект, лишенный одухотворенности, склонен порождать подобные сомнения, но тот, в ком есть желание наслаждаться духовной любовью, должен отвергать их как заблуждения. Вечная раса Кришны духовно существует в чит-джагат. Для нас, пребывающих в низшем мире, между нашими глазами и великой духовной сценой кришна-лилы установлена завеса. Когда, по милости Кришны, этот занавес поднимается, мы обретаем привилегию видеть ее; но когда Всемогущему заблагорассудится опустить занавес, великая лила Вриндавана исчезает. Проникнетесь этим, и ваша убежденность станет такой же, как и моя. Собратья, подойдите к изучению столь важного вопроса с должным вниманием и непредвзятостью!

(продолжение следует)

 

English

Srila Sachchidananda Bhaktivinod Thakur 

Life and Precepts of Sri Chaitanya Mahaprabhu 

His Precepts

 

Ocean of Rasa

3. He is the ocean of rasa. Rasa has been defined to be that ecstatic principle which cornprehends sthayi bhava, vibhava, anubhava, sattvik and sanchari. Vibhava is divided into alambana and uddipana. Alambana is subdivided into vishaya and ashraya. Ashraya is that person who has in himself the principle of sthayi bhava, and vishaya is that person to whom the sthayi bhava directs itself. Sthayi bhava has been explained to be rati or tendency of the pure spiritual heart.

By a connection of ashraya and vishaya, the sthayi-bhava arrives at its stage of action. When it obtains its active stage, certain signs are exhibited in the person which are called the anubhavas. These are thirteen in number. Eight other bhavas exhibiting in the mind are styled sattvik-bhavas such as tears, shivering, etc. Thirty-three other bhavas such as harsha, vishada, etc. have been shown to be sanchari bhava. These combined in soul form the rasa.

This process of exhibition of rasa relates to exhibition of rasa in man still enthralled in matter. But rasa itself is an eternal principle identified with the Supreme Hari. Hari is the ocean of rasa, and in the human soul a drop of the ocean could only be conceived. Rasa naturally is spiritual, but in man subjected to Maya, the progenitor of matter, it has been identified in a perverted state with the sensual pleasure of man. In connection with material objects, the soul losing itself in mind and the mind acting through senses, enjoying the perverted rasa in five different objects of the five senses. This is the soul’s going abroad with avidya or ignorance of the spiritual self. When the soul looks inward, it obtains its spiritual rasa and the perverted rasa wanes off in proportion to the development of the spiritual rasa. In spiritual rasa, the souls, in their relation to each other and all, in their relation to the All Beautiful, have their unfettered action in Vrindavan, rising above material time and space. Hari of Infinite Supreme Free Will has eternal ecstasy in His Spiritual Power or chit-shakti. The hladini attribute of chit-shakti gives Him infinite pleasure.

The samvit attribute of chit-shakti (spiritual wisdom) produces all bhavas, relations and affections. The sandhini attribute of chit-shakti produces all existence (other than the free will) including the dhamas (abodes), individualities and other substances in connection with the action of the spiritual rasa. All these exhibitions are from chit-shakti or the spiritual power. The mayik or material creation including time, space and gross objects has no place in chit-jagat or the spiritual world which is all the same as Vrindavan. Maya-shakti is a perverted reflection of the chit-shakti. Hence, the particularities in the mayik (material) world have semblance with the particularities in chit-jagat or spiritual universe, but are not substantially the same.

The chit-jagat is the model of the mayik-jagat, but they are not identical. We must guard ourselves against the idea that man has imagined chit-jagat from an experience of the mayik-jagat. This idea is pantheistic and it may also be styled atheistic. Reason, not spiritualized, has a tendency to create such a doubt, but one who has a wish to enjoy spiritual love must give it up as misleading. The eternal rasa of Krishna exists spiritually in chit-jagat. To us who are in the nether world, there is a screen which intervenes between our eyes and the great spiritual scene of krishna-lila. When by the grace of Krishna that screen is drawn up we have the privilege to see it and again, when it pleases the Almighty to drop the screen, the great Vrindavan lila disappears. Taste the subject and your conviction will be the same as mine. Brethren, do not give up such an important subject without due and liberal examination!

(to be continued)

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования