«Как соблюдать Экадаши?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 26 июля 2011 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 32.23M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Как соблюдать Экадаши?

(26 июля 2011 года, Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Сегодня Экадаши. Следует ли нам соблюдать сухой пост? Полезно ли это?

Шрила Госвами Махарадж: Однажды, когда я был со Шрилой Гуру Махараджем (это было в тот период, когда я принимал полное прибежище его лотосоподобных стоп), в тот день был Экадаши. После завершения беседы Шрила Гуру Махарадж сказал мне: «А теперь прими анукалпу», то есть немного пищи без зернобобовых. В то время прошло уже несколько месяцев, как я постился на Экадаши, не употребляя пищу, пил только воду. И когда я рассказал об этом Гуру Махараджу, он сказал: «О…» Но я сумел понять, что он не был вполне доволен моим настроением. И тогда он рассказал несколько историй, иллюстрирующих важные моменты. Эти истории подчеркивали один и тот же момент: как и все в служении, конечная цель любых наших действий, практик — это служение. Совершение аскез не порождает преданность.

Дни, связанные с Господом, называют Мадхава-титхи, и Экадаши являются одними из таких дней. Наша цель — провести эти дни таким образом, чтобы это усилило нашу преданность. Но мы не думаем: «Сейчас проходит такой-то праздник, и если я буду соблюдать это и это, то благодаря этому я обрету такое-то благо».

Шридхар Свами, первоначальный комментатор «Шримад-Бхагаватам», объясняя стих, посвященный шраванам, киртанам, смаранам и так далее, то есть девяти видам преданного служения[1], приводит в этой связи одно важное замечание. Он говорит: адау арпита пашчад крийета — «С самого начала, какую бы практику мы ни совершали, — слушание, памятование и так далее, — самое главное, чтобы изначально она была предназначена для служения Кришне». Он подчеркивает, что когда мы совершаем определенные поступки, действия, а потом их результаты предлагаем — это не преданность. Но преданность — это когда мы с самого начала выполняем это как служение.

Поэтому главный принцип соблюдения подобных дней таков: нам следует соблюдать их так, чтобы не лишать себя сил для севы, служения. Соответственно для разных преданных применение этого принципа может быть различным. Кто-то в состоянии соблюдать сухой пост, совсем не принимать пищу, пить только воду и, несмотря на это, служить во всю силу. В целом, как правило, в Гаудия Матхе — Матхе Сарасвати Тхакура — преданные постились до полудня. Затем после этого они принимали анукалпу — пищу, разрешенную в Экадаши. Чтобы показать крайние проявления этого примера, подчеркнуть этот момент в крайней степени, Шрила Гуру Махарадж рассказал следующую историю.

Однажды Шрила Сарасвати Тхакур в день Кришна Джанмаштами проводил браджа-мандала-парикраму со своими учениками. Служение Шрипада Бхакти Мадхава Махараджа, которого в то время звали Хаягривой Прабху (он был очень знаменит в Гаудия Матхе), заключалось в том, чтобы заранее идти вперед и договариваться о месте для размещения Гуру Махараджа, искать и подбирать места, договариваться. Таким образом его служение было связано с перемещением, требовало большой затраты сил. Шрила Сарасвати Тхакур сказал своему повару приготовить для Мадхава Махараджа рис. И это шокировало как повара, так и самого Мадхава Махараджа. Они не смогли заставить себя сделать это. Тогда повар приготовил пригодную для Экадаши пищу. И когда пришло время принимать анукалпу, Мадхав Махарадж принял, быть может, чуть больше прасада, чем обычно. Но они не стали готовить рис.

Шрила Гуру Махарадж в связи с этим упоминал профессора Саньяла. Следует сказать, что профессор Саньял — возвышенный преданный Гаудия Матха, который был известен, кроме всего прочего, своей фанатичной преданностью наставлениям Сарасвати Тхакура. Например, он не начинал двигаться с места, пока не получал прямой приказ вайшнава об этом. Однажды, когда проповедническая группа, в которой был профессор Саньял и Шрила Гуру Махарадж, садилась в поезд, другие ее участники увидели, что профессор Саньял все еще стоит на платформе. Почему он не сел в поезд? Потому что он ждал, чтобы вайшнав сказал ему это.

Однажды Шрила Гуру Махарадж, говоря о смирении профессора Саньяла, сказал следующее: «Я думаю, что такого рода смирение опасно». Шрила Гуру Махарадж в связи с этим рассказывал, что в случае Бхакти Дайиты Мадхава Махараджа, хотя Сарасвати Тхакур и сказал приготовить рис, однако они приготовили лишь больше обычного пищи, и он принял ее. Но если бы профессору Саньялу дали подобное указание, то он непременно организовал бы, чтобы приготовили именно рис, как сказал Сарасвати Тхакур, следуя указаниям вайшнава. Гуру Махарадж объяснял: «Принцип Сарасвати Тхакура был таков: много прасада — много севы». Он иногда цитировал слова Наполеона, который говорил: «Я предпочту иметь одного хорошо накормленного солдата, нежели десять полуголодных».

Мы можем удивиться, почему так часто приводятся военные примеры. Уместны ли подобные примеры для садху? Но, согласно Шриле Гуру Махараджу, Шрила Сарасвати Тхакур говорил следующее: «Киртан значит бой, сражение Кришна-концепции против майических заблуждений». Поэтому необходимо, чтобы солдаты были готовы. И главный принцип, о котором я хотел сказать, таков: «Следует соблюдать пост таким образом, чтобы не лишать себя сил для севы, служения». Поэтому в Матхе Шрилы Гуру Махараджа некоторые ученики соблюдали сухой пост, не принимая даже воды, в определенные дни поста пили воду, в другие принимали немного больше пищи — разные градации, в соответствии со своими качествами и способностями. Но в конечном счете высшее рассуждение здесь таково: что доставляет удовольствие Кришне? Мы будем примерять себя к этой идее.

Один из знаменитых афоризмов Шрилы Прабхупады таков: «Делайте необходимое». То есть сосредоточьтесь на той севе, которую требуется выполнить. Также то, как человеку следует соблюдать пост в эти дни, зависит от места, в котором он находится, от его возраста, от его [физического] состояния. Например, некоторые люди, в особенности, когда они достигают определенного возраста, живя в святой Дхаме, ведут менее активный образ жизни и тогда уделяют больше внимания таким практикам, как пост.

Шрила Гуру Махарадж также рассказывал, что Шрила Сарасвати Тхакур давал как внешние описания Экадаши-титхи, так и внутренние. Он объяснял, что с внешней точки зрения, когда луна достигает определенной фазы, она влияет на Землю и на наши тела. Обычно люди на Западе думают, что циклы луны влияют только на женщин. Но на самом деле луна каким-то образом воздействует на каждого. Во время Экадаши поток расы, то есть определенной жидкости в организме, становится больше, появляется более сильная жажда наслаждения. Поэтому нам предлагают соблюдать пост для того, чтобы сбалансировать эту склонность, противостоять ей. Если человек ест что-то в этот день, то ему советуют принимать пищу, которая не стимулирует его. Но повторюсь — это все с внешней точки зрения.

Сарасвати Тхакур также объясняет и внутренний аспект дня Экадаши. Он объясняет, что происходит в это время в высшем мире, в изначальной реальности. Все титхи, все лунные дни, как и все явления в этом мире, всегда связаны с духовным миром, даже если эта связь не всегда очевидна для нас. Мы не всегда в состоянии понять ее и объяснить, но она всегда существует. В эти дни желание наслаждаться у Кришны также растет. Поэтому преданные стараются совершать больше севы, отвечая на эту динамичную, растущую потребность Кришны. Формула Шрилы Гуру Махараджа такова: «Служение в соответствии с потребностью в нем дает соответствующее вознаграждение». И это не вопрос причины и следствия: если есть причина, то приходит такое-то последствие. Нет, здесь природа другая. Дас кори бетан море дехо према дхан. Когда возникает наибольшая потребность в служении, преданный направляет туда все свое внимание и в качестве награды за это к нему приходит усиленная према, любовь, нежные чувства, которые этот преданный снова направляет на увеличение севы.

Существуют некие общие принципы минимального следования Экадаши, которым надлежит следовать всем, но отдельные люди могут следовать более строго. Иногда Шрила Гурудев, вспоминая западные страны, в том числе свои визиты в Петербург и другие места, говорил: «Виддхи-марга — это для Индии», как бы подразумевая, что рага-бхакти — это для Запада. Но он говорил это в шутку, в большей степени подыгрывая распространенному стереотипу, а именно заблуждению, что путь рага-бхакти — это не следование каким-либо правилам и предписаниям.

Я помню, однажды в обществе Шрилы Гурудева мы принимали прасад, это было в Лахте, в Санкт-Петербурге, в России. И там были глазированные сырки, которые прозвали «Бимал-сандеш». Я взял один из этих сырков и протянул его Тиртхе Махараджу, сказав: «Возьмите, пожалуйста, попробуйте, это очень вкусно».

Гурудев называл некоторые вещи в честь преданных. Например, мед, который был у Гурудева, приходил от Виджая Рамана, поэтому Гурудев называл этот мед «Виджай Раманом». Когда Гурудев хотел меда, он говорил: «Принесите мне Виджай Рамана». Подобным же образом сырок был назван в честь Бимала. Гурудев назвал в честь Бимала сладость, поскольку Бимал Канти Прабху всегда предлагал сырки своим божествам. Это стало известно, и тогда Гурудев назвал эти сырки «Бимал-сандеш».

Итак, в тот день я предложил Тиртхе Махараджу один из этих сырков, сказав: «Тиртха Махарадж, пожалуйста, попробуйте, очень вкусно, Бимал-сандеш». Тиртха Махарадж, помимо того, что он вайшнав, он также происходит из брахманской семьи. Он наделен особенными самскарами из-за этого, и я видел, как он старается проявлять вежливость. Он с благодарностью принял сырок, но отложил в сторону. Я понял, что он не собирается его сейчас пробовать. Однако я продолжал настаивать, чтобы он попробовал. Я забыл тогда о том, что эти сырки покрыты шоколадом, шоколадной глазурью. Поскольку это был Экадаши, Тиртха Махарадж не хотел в этот день принимать это. Он, быть может, принял бы это на следующий день, в двадаши. Но Гурудев знает все, Гурудев видит все, и Гурудев тоже брахман. Видя поведение Тиртхи Махараджа, Гурудев засмеялся и сказал: «О! Он не хочет, чтобы ты нарушил его брахманизм». Он пошутил таким образом, но сразу после этих слов Тиртха Махарадж попробовал сырок. Нарушил ли он тем самым Экадаши? Нет. Он выполнил указание вайшнава, как профессор Саньял: «Если это указание вайшнава, то я сделаю это». В этом отношении указания вайшнава важнее всего. Воля вайшнава выше воли Кришны. Кришну называют Бхакта-ватсала.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху пришел к Сарвабхауме Бхаттачарье. Следует заметить, что Сарвабхаума Бхаттачарья был не просто рядовым мудрецом, знатоком, он был придворным пандитом, мудрецом царя Джаганнатха Пури, и потому был в этом смысле законодателем всех брахманических стандартов, он знал их и следовал им в совершенстве. В конце концов, имя Сарвабхаума подразумевает, что он знает все и занимает высочайшее положение. Сарва — «все», бхаума — «земля». Одним очень ранним утром к Шри Чайтанье Махапрабху пришло вдохновение взять прасад Господа Джаганнатха и прийти к Сарвабхауме Бхаттачарье, чтобы угостить его. Обычно такой человек, как Сарвабхаума Бхаттачарья, проснувшись утром, должен совершить целый ряд церемоний, прежде чем приступить к той или иной деятельности: омовение, ачаман, различные подношения. Но в этот раз Шри Чайтанья Махапрабху ранним-ранним утром пришел и сказал: «Сарвабхаума, попробуй это. Ты не поверишь, какой это прасад, это что-то невероятное». И тот немедленно стал принимать в пищу прасад. Махапрабху, увидев это, воскликнул: «Да! Сегодня Я завоевал весь мир. Когда такой человек, как Сарвабхаума Бхаттачарья, оставляет все внешние правила и предписания, ритуалы и просто принимает прасад, который ему предложен, цель Моего явления в этот мир оправдана. Теперь Я счастлив».

Я недавно общался с Параманандой Прабху. Как вы знаете, Шрила Гурудев провел часть своих последних дней именно в Таиланде у Парамананды Прабху. Он рассказал такую историю. Однажды, когда Парамананда Прабху ездил по делам где-то в Таиланде, Гурудев внезапно позвонил ему и сказал: «Парамананда, ты должен немедленно приехать». Гурудев не объяснил, в чем дело, не сказал, зачем, но сказал: «Немедленно приезжай». Парамананда Прабху очень взволновался и стал возвращаться. Приехав, он пришел к Гурудеву и спросил: «Что случилось?» Он не знал, что Манас Кришна Прабху приготовил в то время удивительный сладкий рис. Гурудев сказал ему: «Прабху, тебе нужно обязательно попробовать этот сладкий рис». — «Так в этом дело?» — «Да, это невероятно вкусный сладкий рис».

Но все, что я говорю, не значит для нас, что мы должны допускать послабления в соблюдении правил. Скорее, это должно нас подталкивать к тому, чтобы мы обращали внимание на то, что приносит удовольствие Господу и Его преданным.

Шриле Гурудеву очень нравилась книга «Гарга-самхита». Он даже издал, напечатал ее. Одна из причин в том, что обычно Ведавьясу прославляют. В конце концов, он — составитель Вед, тот самый великий Ведавьяса. Его без конца прославляют. И это вполне уместно, ведь он составил все Веды, написал «Бхагавата-пурану» и многое другое. В начале «Гарха-самхиты» Гарга Муни, автор этого произведения, таким образом обращается к Вьясадеве, прославляя его: «Я предлагаю свои поклоны тому сыну рыбачки». Гурудев находил это бесконечно очаровательным. Так или иначе, в этой книге много разных историй.

В одном месте люди обращаются к Шримати Радхарани и спрашивают: «Как Ты сумела обрести столь великую преданность?» Мы понимаем, что Ее положение на самом деле вечно. Она есть внутренняя сладость Кришны собственной персоной: маха̄бха̄ва-сварӯпин̣и ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ — олицетворение высших пределов любви к Кришне, кришна-премы. Поэтому нельзя сказать, что Она достигла Своего положения. Но Их игры таковы. И в этой игре Ей задают следующий вопрос: «Каким образом Ты обрела столь великую преданность?» Однажды Она отвечает: «Поклоняясь Туласи Деви», а в другой раз: «Соблюдая Экадаши». И Она описывает разные из них.

Также мы слышали, что однажды Махапрабху обратился к Своей матушке Шачи-мате с такими словами: «У Меня есть к тебе одна просьба». Она подумала: «О, мой сынок у меня никогда ничего не просил!» — [И вслух:] «Да, все что угодно». Он сказал ей: «Соблюдай Экадаши». Она отвечала: «Конечно». Сейчас будет сложно объяснить все это, слишком много тонких деталей. Так или иначе, согласно общественным традициям, в то время не все люди, такие как мать Шачи, следовали этому. Гуру Махарадж говорил, что в играх такие моменты иногда выходят на поверхность, а иногда — остаются на заднем плане. Когда Гуру Махарадж рассказывал мне все эти истории, я задумывался. Еще он рассказал следующую историю.

Был один преданный, он всегда с большим энтузиазмом и вдохновением совершал парикрамы, служение и так далее. В частности, он всегда строго следовал Экадаши. Однажды он гостил в нашем Матхе, и Гуру Махарадж в день Экадаши предложил ему: «Пожалуйста, прими немного анукалпы». Преданный отвечал: «Да, конечно, если это ваше указание, конечно же, я приму». Этим Гуру Махарадж сломил меня. Я понял: что бы я там себе ни думал, по каким бы причинам я что-либо раньше ни делал, я хочу всегда быть на стороне Гуру Махараджа, чтобы он был доволен. Поэтому на вопрос: «Что мне делать?» он отвечал: «Что делать? Прими немного анукалпы». Собственно, это то же самое, что он сказал мне с самого начала.

Вопрос: То есть дело в разумности, да?

Шрила Госвами Махарадж: Дело в разумном применении принципов преданности. Ведь опять же: почему мы следуем? Что мы делаем? Что такое преданность? Разные вайшнавы говорят по-разному. Однажды я спросил Шрилу Гуру Махараджа: «Шрила Свами Махарадж при инициации говорит выполнять такие-то наставления. А другие вайшнавы... Сарасвати Тхакур — что он говорил, давая инициацию?» На что Шрила Гуру Махарадж отвечал: «Шрила Сарасвати Тхакур хотел, чтобы мы были полностью заняты киртаном, то есть проповедью, а все остальное играло второстепенную, вспомогательную роль». Но подытоживая, он сказал: «В чем все заключается? В том, чтобы занять подчиненное положение по отношению к вайшнаву высокого уровня. В этом принцип — следовать наставлению такого вайшнава». Но слово «разумность» здесь также уместно. Когда мы применяем различные принципы, мы должны быть разумны в их применении. О Гуру Махарадже иногда говорили так: «Он обладает глубоким духовным разумом и глубоким духовным здравым смыслом».

В свои последние дни Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «Религия означает найти правильное положение». Шрила Гуру Махарадж говорил так: «В математике применяются разные операции, в разных теоремах используются разные операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Однако нельзя все время применять одну и ту же операцию. Когда складывать, когда вычитать, когда умножать, а когда делить, — нам следует подумать». Одна из интерпретаций стиха «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена» — быть смиреннее травинки, проявлять соответствующую гибкость[2]. Травинка гнется в соответствии с силой, которая к ней прикладывается. Нам говорят: не оказывать сопротивления, но чему? Всему и чему угодно? Нет. Не сопротивляться божественному потоку. Гуру Махарадж говорит: «Неужели, если кто-то придет, чтобы осквернить Божества или напасть на вайшнава, мы позволим этому случиться, говоря, что мы смиреннее травинки, терпеливее дерева?»

Один великий ученый пришел к Шриле Дживе Госвами и сказал: «Вот, у меня есть подписи твоих учителей — Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами. Они признались в своем поражении, подтвердили, что я их победил. Вот их автографы». Джива Госвами сказал: «Да, я хотел бы поближе взглянуть на эту бумагу, покажите, пожалуйста». Взяв эту бумагу, он немедленно разорвал ее на клочки, сказав: «Этого никогда не может быть. Я их ничтожный ученик. Сперва вам следует победить меня». Разумеется, в дебатах, последующей дискуссии Джива Госвами разгромил этого мудреца. Некоторые люди, рассуждая об этой истории, говорят: «Вот видите, Шрила Джива Госвами не проявляет должного вайшнавского поведения». Однако Шрила Сарасвати Тхакур говорит: «Нет. Он согласен пожертвовать своим престижем, своей репутацией смиренного человека ради того, чтобы защитить репутацию своих Гуру».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Анандини Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 


[1] «[Махараджа Прахлада сказал:] Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).

[2] Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор ива сахишн̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Господа Хари» («Шри Шикшаштакам», 3).

 



←  «Чистая концепция экадаши». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 27 декабря 2005 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Идея служения в преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 6 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 33.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Как соблюдать Экадаши?

(26 июля 2011 года, Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Сегодня Экадаши. Следует ли нам соблюдать сухой пост? Полезно ли это?

Шрила Госвами Махарадж: Однажды, когда я был со Шрилой Гуру Махараджем (это было в тот период, когда я принимал полное прибежище его лотосоподобных стоп), в тот день был Экадаши. После завершения беседы Шрила Гуру Махарадж сказал мне: «А теперь прими анукалпу», то есть немного пищи без зернобобовых. В то время прошло уже несколько месяцев, как я постился на Экадаши, не употребляя пищу, пил только воду. И когда я рассказал об этом Гуру Махараджу, он сказал: «О…» Но я сумел понять, что он не был вполне доволен моим настроением. И тогда он рассказал несколько историй, иллюстрирующих важные моменты. Эти истории подчеркивали один и тот же момент: как и все в служении, конечная цель любых наших действий, практик — это служение. Совершение аскез не порождает преданность.

Дни, связанные с Господом, называют Мадхава-титхи, и Экадаши являются одними из таких дней. Наша цель — провести эти дни таким образом, чтобы это усилило нашу преданность. Но мы не думаем: «Сейчас проходит такой-то праздник, и если я буду соблюдать это и это, то благодаря этому я обрету такое-то благо».

Шридхар Свами, первоначальный комментатор «Шримад-Бхагаватам», объясняя стих, посвященный шраванам, киртанам, смаранам и так далее, то есть девяти видам преданного служения[1], приводит в этой связи одно важное замечание. Он говорит: адау арпита пашчад крийета — «С самого начала, какую бы практику мы ни совершали, — слушание, памятование и так далее, — самое главное, чтобы изначально она была предназначена для служения Кришне». Он подчеркивает, что когда мы совершаем определенные поступки, действия, а потом их результаты предлагаем — это не преданность. Но преданность — это когда мы с самого начала выполняем это как служение.

Поэтому главный принцип соблюдения подобных дней таков: нам следует соблюдать их так, чтобы не лишать себя сил для севы, служения. Соответственно для разных преданных применение этого принципа может быть различным. Кто-то в состоянии соблюдать сухой пост, совсем не принимать пищу, пить только воду и, несмотря на это, служить во всю силу. В целом, как правило, в Гаудия Матхе — Матхе Сарасвати Тхакура — преданные постились до полудня. Затем после этого они принимали анукалпу — пищу, разрешенную в Экадаши. Чтобы показать крайние проявления этого примера, подчеркнуть этот момент в крайней степени, Шрила Гуру Махарадж рассказал следующую историю.

Однажды Шрила Сарасвати Тхакур в день Кришна Джанмаштами проводил браджа-мандала-парикраму со своими учениками. Служение Шрипада Бхакти Мадхава Махараджа, которого в то время звали Хаягривой Прабху (он был очень знаменит в Гаудия Матхе), заключалось в том, чтобы заранее идти вперед и договариваться о месте для размещения Гуру Махараджа, искать и подбирать места, договариваться. Таким образом его служение было связано с перемещением, требовало большой затраты сил. Шрила Сарасвати Тхакур сказал своему повару приготовить для Мадхава Махараджа рис. И это шокировало как повара, так и самого Мадхава Махараджа. Они не смогли заставить себя сделать это. Тогда повар приготовил пригодную для Экадаши пищу. И когда пришло время принимать анукалпу, Мадхав Махарадж принял, быть может, чуть больше прасада, чем обычно. Но они не стали готовить рис.

Шрила Гуру Махарадж в связи с этим упоминал профессора Саньяла. Следует сказать, что профессор Саньял — возвышенный преданный Гаудия Матха, который был известен, кроме всего прочего, своей фанатичной преданностью наставлениям Сарасвати Тхакура. Например, он не начинал двигаться с места, пока не получал прямой приказ вайшнава об этом. Однажды, когда проповедническая группа, в которой был профессор Саньял и Шрила Гуру Махарадж, садилась в поезд, другие ее участники увидели, что профессор Саньял все еще стоит на платформе. Почему он не сел в поезд? Потому что он ждал, чтобы вайшнав сказал ему это.

Однажды Шрила Гуру Махарадж, говоря о смирении профессора Саньяла, сказал следующее: «Я думаю, что такого рода смирение опасно». Шрила Гуру Махарадж в связи с этим рассказывал, что в случае Бхакти Дайиты Мадхава Махараджа, хотя Сарасвати Тхакур и сказал приготовить рис, однако они приготовили лишь больше обычного пищи, и он принял ее. Но если бы профессору Саньялу дали подобное указание, то он непременно организовал бы, чтобы приготовили именно рис, как сказал Сарасвати Тхакур, следуя указаниям вайшнава. Гуру Махарадж объяснял: «Принцип Сарасвати Тхакура был таков: много прасада — много севы». Он иногда цитировал слова Наполеона, который говорил: «Я предпочту иметь одного хорошо накормленного солдата, нежели десять полуголодных».

Мы можем удивиться, почему так часто приводятся военные примеры. Уместны ли подобные примеры для садху? Но, согласно Шриле Гуру Махараджу, Шрила Сарасвати Тхакур говорил следующее: «Киртан значит бой, сражение Кришна-концепции против майических заблуждений». Поэтому необходимо, чтобы солдаты были готовы. И главный принцип, о котором я хотел сказать, таков: «Следует соблюдать пост таким образом, чтобы не лишать себя сил для севы, служения». Поэтому в Матхе Шрилы Гуру Махараджа некоторые ученики соблюдали сухой пост, не принимая даже воды, в определенные дни поста пили воду, в другие принимали немного больше пищи — разные градации, в соответствии со своими качествами и способностями. Но в конечном счете высшее рассуждение здесь таково: что доставляет удовольствие Кришне? Мы будем примерять себя к этой идее.

Один из знаменитых афоризмов Шрилы Прабхупады таков: «Делайте необходимое». То есть сосредоточьтесь на той севе, которую требуется выполнить. Также то, как человеку следует соблюдать пост в эти дни, зависит от места, в котором он находится, от его возраста, от его [физического] состояния. Например, некоторые люди, в особенности, когда они достигают определенного возраста, живя в святой Дхаме, ведут менее активный образ жизни и тогда уделяют больше внимания таким практикам, как пост.

Шрила Гуру Махарадж также рассказывал, что Шрила Сарасвати Тхакур давал как внешние описания Экадаши-титхи, так и внутренние. Он объяснял, что с внешней точки зрения, когда луна достигает определенной фазы, она влияет на Землю и на наши тела. Обычно люди на Западе думают, что циклы луны влияют только на женщин. Но на самом деле луна каким-то образом воздействует на каждого. Во время Экадаши поток расы, то есть определенной жидкости в организме, становится больше, появляется более сильная жажда наслаждения. Поэтому нам предлагают соблюдать пост для того, чтобы сбалансировать эту склонность, противостоять ей. Если человек ест что-то в этот день, то ему советуют принимать пищу, которая не стимулирует его. Но повторюсь — это все с внешней точки зрения.

Сарасвати Тхакур также объясняет и внутренний аспект дня Экадаши. Он объясняет, что происходит в это время в высшем мире, в изначальной реальности. Все титхи, все лунные дни, как и все явления в этом мире, всегда связаны с духовным миром, даже если эта связь не всегда очевидна для нас. Мы не всегда в состоянии понять ее и объяснить, но она всегда существует. В эти дни желание наслаждаться у Кришны также растет. Поэтому преданные стараются совершать больше севы, отвечая на эту динамичную, растущую потребность Кришны. Формула Шрилы Гуру Махараджа такова: «Служение в соответствии с потребностью в нем дает соответствующее вознаграждение». И это не вопрос причины и следствия: если есть причина, то приходит такое-то последствие. Нет, здесь природа другая. Дас кори бетан море дехо према дхан. Когда возникает наибольшая потребность в служении, преданный направляет туда все свое внимание и в качестве награды за это к нему приходит усиленная према, любовь, нежные чувства, которые этот преданный снова направляет на увеличение севы.

Существуют некие общие принципы минимального следования Экадаши, которым надлежит следовать всем, но отдельные люди могут следовать более строго. Иногда Шрила Гурудев, вспоминая западные страны, в том числе свои визиты в Петербург и другие места, говорил: «Виддхи-марга — это для Индии», как бы подразумевая, что рага-бхакти — это для Запада. Но он говорил это в шутку, в большей степени подыгрывая распространенному стереотипу, а именно заблуждению, что путь рага-бхакти — это не следование каким-либо правилам и предписаниям.

Я помню, однажды в обществе Шрилы Гурудева мы принимали прасад, это было в Лахте, в Санкт-Петербурге, в России. И там были глазированные сырки, которые прозвали «Бимал-сандеш». Я взял один из этих сырков и протянул его Тиртхе Махараджу, сказав: «Возьмите, пожалуйста, попробуйте, это очень вкусно».

Гурудев называл некоторые вещи в честь преданных. Например, мед, который был у Гурудева, приходил от Виджая Рамана, поэтому Гурудев называл этот мед «Виджай Раманом». Когда Гурудев хотел меда, он говорил: «Принесите мне Виджай Рамана». Подобным же образом сырок был назван в честь Бимала. Гурудев назвал в честь Бимала сладость, поскольку Бимал Канти Прабху всегда предлагал сырки своим божествам. Это стало известно, и тогда Гурудев назвал эти сырки «Бимал-сандеш».

Итак, в тот день я предложил Тиртхе Махараджу один из этих сырков, сказав: «Тиртха Махарадж, пожалуйста, попробуйте, очень вкусно, Бимал-сандеш». Тиртха Махарадж, помимо того, что он вайшнав, он также происходит из брахманской семьи. Он наделен особенными самскарами из-за этого, и я видел, как он старается проявлять вежливость. Он с благодарностью принял сырок, но отложил в сторону. Я понял, что он не собирается его сейчас пробовать. Однако я продолжал настаивать, чтобы он попробовал. Я забыл тогда о том, что эти сырки покрыты шоколадом, шоколадной глазурью. Поскольку это был Экадаши, Тиртха Махарадж не хотел в этот день принимать это. Он, быть может, принял бы это на следующий день, в двадаши. Но Гурудев знает все, Гурудев видит все, и Гурудев тоже брахман. Видя поведение Тиртхи Махараджа, Гурудев засмеялся и сказал: «О! Он не хочет, чтобы ты нарушил его брахманизм». Он пошутил таким образом, но сразу после этих слов Тиртха Махарадж попробовал сырок. Нарушил ли он тем самым Экадаши? Нет. Он выполнил указание вайшнава, как профессор Саньял: «Если это указание вайшнава, то я сделаю это». В этом отношении указания вайшнава важнее всего. Воля вайшнава выше воли Кришны. Кришну называют Бхакта-ватсала.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху пришел к Сарвабхауме Бхаттачарье. Следует заметить, что Сарвабхаума Бхаттачарья был не просто рядовым мудрецом, знатоком, он был придворным пандитом, мудрецом царя Джаганнатха Пури, и потому был в этом смысле законодателем всех брахманических стандартов, он знал их и следовал им в совершенстве. В конце концов, имя Сарвабхаума подразумевает, что он знает все и занимает высочайшее положение. Сарва — «все», бхаума — «земля». Одним очень ранним утром к Шри Чайтанье Махапрабху пришло вдохновение взять прасад Господа Джаганнатха и прийти к Сарвабхауме Бхаттачарье, чтобы угостить его. Обычно такой человек, как Сарвабхаума Бхаттачарья, проснувшись утром, должен совершить целый ряд церемоний, прежде чем приступить к той или иной деятельности: омовение, ачаман, различные подношения. Но в этот раз Шри Чайтанья Махапрабху ранним-ранним утром пришел и сказал: «Сарвабхаума, попробуй это. Ты не поверишь, какой это прасад, это что-то невероятное». И тот немедленно стал принимать в пищу прасад. Махапрабху, увидев это, воскликнул: «Да! Сегодня Я завоевал весь мир. Когда такой человек, как Сарвабхаума Бхаттачарья, оставляет все внешние правила и предписания, ритуалы и просто принимает прасад, который ему предложен, цель Моего явления в этот мир оправдана. Теперь Я счастлив».

Я недавно общался с Параманандой Прабху. Как вы знаете, Шрила Гурудев провел часть своих последних дней именно в Таиланде у Парамананды Прабху. Он рассказал такую историю. Однажды, когда Парамананда Прабху ездил по делам где-то в Таиланде, Гурудев внезапно позвонил ему и сказал: «Парамананда, ты должен немедленно приехать». Гурудев не объяснил, в чем дело, не сказал, зачем, но сказал: «Немедленно приезжай». Парамананда Прабху очень взволновался и стал возвращаться. Приехав, он пришел к Гурудеву и спросил: «Что случилось?» Он не знал, что Манас Кришна Прабху приготовил в то время удивительный сладкий рис. Гурудев сказал ему: «Прабху, тебе нужно обязательно попробовать этот сладкий рис». — «Так в этом дело?» — «Да, это невероятно вкусный сладкий рис».

Но все, что я говорю, не значит для нас, что мы должны допускать послабления в соблюдении правил. Скорее, это должно нас подталкивать к тому, чтобы мы обращали внимание на то, что приносит удовольствие Господу и Его преданным.

Шриле Гурудеву очень нравилась книга «Гарга-самхита». Он даже издал, напечатал ее. Одна из причин в том, что обычно Ведавьясу прославляют. В конце концов, он — составитель Вед, тот самый великий Ведавьяса. Его без конца прославляют. И это вполне уместно, ведь он составил все Веды, написал «Бхагавата-пурану» и многое другое. В начале «Гарха-самхиты» Гарга Муни, автор этого произведения, таким образом обращается к Вьясадеве, прославляя его: «Я предлагаю свои поклоны тому сыну рыбачки». Гурудев находил это бесконечно очаровательным. Так или иначе, в этой книге много разных историй.

В одном месте люди обращаются к Шримати Радхарани и спрашивают: «Как Ты сумела обрести столь великую преданность?» Мы понимаем, что Ее положение на самом деле вечно. Она есть внутренняя сладость Кришны собственной персоной: маха̄бха̄ва-сварӯпин̣и ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ — олицетворение высших пределов любви к Кришне, кришна-премы. Поэтому нельзя сказать, что Она достигла Своего положения. Но Их игры таковы. И в этой игре Ей задают следующий вопрос: «Каким образом Ты обрела столь великую преданность?» Однажды Она отвечает: «Поклоняясь Туласи Деви», а в другой раз: «Соблюдая Экадаши». И Она описывает разные из них.

Также мы слышали, что однажды Махапрабху обратился к Своей матушке Шачи-мате с такими словами: «У Меня есть к тебе одна просьба». Она подумала: «О, мой сынок у меня никогда ничего не просил!» — [И вслух:] «Да, все что угодно». Он сказал ей: «Соблюдай Экадаши». Она отвечала: «Конечно». Сейчас будет сложно объяснить все это, слишком много тонких деталей. Так или иначе, согласно общественным традициям, в то время не все люди, такие как мать Шачи, следовали этому. Гуру Махарадж говорил, что в играх такие моменты иногда выходят на поверхность, а иногда — остаются на заднем плане. Когда Гуру Махарадж рассказывал мне все эти истории, я задумывался. Еще он рассказал следующую историю.

Был один преданный, он всегда с большим энтузиазмом и вдохновением совершал парикрамы, служение и так далее. В частности, он всегда строго следовал Экадаши. Однажды он гостил в нашем Матхе, и Гуру Махарадж в день Экадаши предложил ему: «Пожалуйста, прими немного анукалпы». Преданный отвечал: «Да, конечно, если это ваше указание, конечно же, я приму». Этим Гуру Махарадж сломил меня. Я понял: что бы я там себе ни думал, по каким бы причинам я что-либо раньше ни делал, я хочу всегда быть на стороне Гуру Махараджа, чтобы он был доволен. Поэтому на вопрос: «Что мне делать?» он отвечал: «Что делать? Прими немного анукалпы». Собственно, это то же самое, что он сказал мне с самого начала.

Вопрос: То есть дело в разумности, да?

Шрила Госвами Махарадж: Дело в разумном применении принципов преданности. Ведь опять же: почему мы следуем? Что мы делаем? Что такое преданность? Разные вайшнавы говорят по-разному. Однажды я спросил Шрилу Гуру Махараджа: «Шрила Свами Махарадж при инициации говорит выполнять такие-то наставления. А другие вайшнавы... Сарасвати Тхакур — что он говорил, давая инициацию?» На что Шрила Гуру Махарадж отвечал: «Шрила Сарасвати Тхакур хотел, чтобы мы были полностью заняты киртаном, то есть проповедью, а все остальное играло второстепенную, вспомогательную роль». Но подытоживая, он сказал: «В чем все заключается? В том, чтобы занять подчиненное положение по отношению к вайшнаву высокого уровня. В этом принцип — следовать наставлению такого вайшнава». Но слово «разумность» здесь также уместно. Когда мы применяем различные принципы, мы должны быть разумны в их применении. О Гуру Махарадже иногда говорили так: «Он обладает глубоким духовным разумом и глубоким духовным здравым смыслом».

В свои последние дни Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «Религия означает найти правильное положение». Шрила Гуру Махарадж говорил так: «В математике применяются разные операции, в разных теоремах используются разные операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Однако нельзя все время применять одну и ту же операцию. Когда складывать, когда вычитать, когда умножать, а когда делить, — нам следует подумать». Одна из интерпретаций стиха «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена» — быть смиреннее травинки, проявлять соответствующую гибкость[2]. Травинка гнется в соответствии с силой, которая к ней прикладывается. Нам говорят: не оказывать сопротивления, но чему? Всему и чему угодно? Нет. Не сопротивляться божественному потоку. Гуру Махарадж говорит: «Неужели, если кто-то придет, чтобы осквернить Божества или напасть на вайшнава, мы позволим этому случиться, говоря, что мы смиреннее травинки, терпеливее дерева?»

Один великий ученый пришел к Шриле Дживе Госвами и сказал: «Вот, у меня есть подписи твоих учителей — Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами. Они признались в своем поражении, подтвердили, что я их победил. Вот их автографы». Джива Госвами сказал: «Да, я хотел бы поближе взглянуть на эту бумагу, покажите, пожалуйста». Взяв эту бумагу, он немедленно разорвал ее на клочки, сказав: «Этого никогда не может быть. Я их ничтожный ученик. Сперва вам следует победить меня». Разумеется, в дебатах, последующей дискуссии Джива Госвами разгромил этого мудреца. Некоторые люди, рассуждая об этой истории, говорят: «Вот видите, Шрила Джива Госвами не проявляет должного вайшнавского поведения». Однако Шрила Сарасвати Тхакур говорит: «Нет. Он согласен пожертвовать своим престижем, своей репутацией смиренного человека ради того, чтобы защитить репутацию своих Гуру».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Анандини Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 


[1] «[Махараджа Прахлада сказал:] Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).

[2] Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор ива сахишн̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Господа Хари» («Шри Шикшаштакам», 3).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования