«День явления Нитьянанды Прабху» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 28 января 2010 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 8.61M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

День явления Нитьянанды Прабху
(часть 2)

(28 января 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Мы знаем, что Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур были первыми проповедниками движения Харе Кришна. Они искали достойных объектов применения своего сострадания, своего милосердия. Иными словами, они искали людей, которые находились бы в состоянии полного забвения, безнадежно потерянных в иллюзии. В той местности обитали известные алкоголики и драчуны Джагай и Мадхай.

#00:01:14#

Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур подумали, что это самые падшие души здесь и поэтому они смогут явить, сколь велика очистительная сила Нитьянанды Прабху, сколь велика Его сила «дезинфекции», если Он сумеет очистить даже их. Когда по телевизору в телерекламе пытаются показать силу некого чистящего или дезинфицирующего средства, то показывают что-то предельно грязное, предельно оскверненное и говорят: «И вот сейчас нашим волшебным средством мы проведем полную дезинфекцию».

#00:02:01#

Впрочем, если мы будем судить по современным стандартам, то, взглянув на описание жизней Джагая и Мадхая, мы решим: а не такие уж и плохие ребята. Кто-то может подумать: а что, нормальные ребята, я сам таким же был с друзьями, когда был подростком. Известные слова великого святого Кришнадаса Кавираджа Госвами:

#00:02:24#

джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пишт̣ха
пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхишт̣ха[1],

в которых он говорит о себе самом: «Я еще более грешен, чем Джагай и Мадхай, и я еще ниже, чем последний червяк, живущий в испражнениях». Размышляя об этих словах, я однажды спросил Гуру Махараджа (Шридхара Махараджа) о том, что если столь великий святой, столь великая душа чувствует себя таким образом, то что же тогда означает на самом деле быть столь падшим человеком?

#00:03:27#

Гуру Махарадж отвечал: «О, быть может подобное же ощущение, подобное же настроение смирения коснулось и тебя?» Почему я упоминаю об этом эпизоде? Потому что Гуру Махарадж тогда ясно дал понять, что эти слова Кришнадаса Кавираджа Госвами о том, что он самый грешный, не были красивыми словами или просто позой. Он на самом деле в глубине своего сердца переживал это.

#00:04:26#

И почему я сейчас говорю на эту тему? Потому что подобное настроение и этот вопрос в целом не являются второстепенными, они не являются вопросами второй важности. Напротив, это самая суть, самый центр идеи преданности, это раскрывает настроение преданного.

#00:04:44#

даинйа, а̄тманиведана, гоптр̣тве варан̣а[2]

Принцип даинья, смирение, означает, что если мы не сумеем на самом деле почувствовать себя падшими, недостойными, нуждающимися в поддержке и помощи свыше, то в этом случае не может быть и речи о глубокой духовной жизни. И если вы проанализируете, то сможете прийти к выводу, что подобное настроение смирения — диаметральная противоположность так называемым лозунгам гуманизма, лозунгам современного общества. Таким лозунгам, как «Ты — самый лучший!», «Вы этого достойны!» и тому подобным. Фактически любой фразе из рекламы «Лореаль».

#00:06:21#

Почему они предлагают эти продукты? «Потому, что я этого достойна». Или: «Nike — Просто сделай это!» Что в основе этого слогана? То стеснение и умеренность, которые у вас могут быть (некое смирение), — отбросьте это, просто сделайте, будьте дерзкими. Почему? Потому что ты — лучший. И так происходит повсюду. Или: «Стань мастером, хозяином своих возможностей!»

#00:07:14#

Итак, к чему это все сводится: «ты этого достойна», «ты номер один», «ты самый лучший», «стань хозяином своих возможностей» и в целом «ты лучше всех»? Но правда ли это? Ведь на самом деле все эти эпитеты можно применять только по отношению к Абсолюту. Ведь только Абсолют может быть той Личностью, Которая на самом деле является номером один, главным во всем, Который на самом деле всего достоин, Который является хозяином всех возможностей, и каждая прихоть Которого должна быть исполнена. Но подобные мысли вызывают у нас чувство недоумения, мы чувствуем себя неуютно: «Это какая-то религия. Зачем нам это?»

#00:08:22#

И заявляем: «Я не собираюсь быть ничьим рабом!» И с этими словами: «Я никому не служу», «Я ничей раб», — мы отправляемся и трудимся на какого-то начальника-идиота, будучи обмануты правительством и множеством, множеством вышестоящих. Или иногда мы пытаемся погрузиться в радости семейной жизни.

#00:09:20#

Помню, я был знаком с одним человеком — стариком в Индии. Это было около Бомбея возле пляжа Джуху, мы были молодыми ребятами (нам было двадцать три года или около того), а он был очень старым человеком, который уже старался отречься от всего и посвятить всего себя духовной жизни. Иногда он приходил и, как любой старик, любил давать нам наставления, делиться опытом. Например, он говорил о семейной жизни, о важности семейной жизни. У него была жена, дети. [Слышен какой-то стук, и Махарадж шутит:] Видите, опасность на каждом шагу:

#00:10:01#

…падам̇ падам̇ йад випада̄м̇ на теш̣а̄м[3]

#00:10:10#

Итак, мы сидели вокруг него, собрались в кружок. Вот сейчас он нам расскажет то, что нам нужно знать! И он делился своим опытом: «Моя жена и дети — они, как комары, как кровопийцы, высасывали из меня всю кровь». Он пытался помочь нам, он считал нас кем-то вроде своих детей.

#00:10:58#

Кстати говоря, о семейной жизни. Однажды Нитьянанда Прабху пришел в дом домохозяев — Шриваса Тхакура и Малини. Там в это время собралась группа преданных. Гуру Махарадж выразил появление Нитьянанды Прабху такими словами: «Он появился там вполне неодетым». Знаете, бывают неодетые, а бывают совсем не одетые.

#00:11:47#

Однажды в Индии я ехал в поезде (в Индии есть такой класс людей, которых называют нага-баба; это полностью обнаженные люди, которые отрешились, отказались от всего, включая всю одежду). Контролер-кондуктор шел и собирал деньги за билеты. Он проходил мимо этого нага-бабы, а единственное, чем был прикрыт этот нага-баба… на санскрите это выражается поэтически: «он был одет в четыре стороны света». Иначе говоря, на нем ничего не было.

#00:12:43#

И хотя контролер у всех спрашивал: «Ваш билет! Ваши деньги за билет!», к этому человеку он даже не стал подходить. Даже я мог понять, взглянув на этого человека, что у него точно нет билета. Хотя у меня нет особого опыта в продаже билетов.

#00:13:13#

И когда Нитьянанда Прабху в том эпизоде явился совсем обнаженным в дом Шриваса Тхакура, Он уселся в этом же обнаженном виде на колени жены Шриваса Тхакура и начал сосать молоко из ее груди, находясь при этом в настроении любящего младенца.

#00:13:33#

В этом не было ни грана сексуального. Но Махапрабху подумал, что такое поведение не сумеет оценить вся группа. И тогда Махапрабху взял каупину Нитьянанды Прабху, то есть один из предметов нижнего белья, который лежал где-то там, и начал разрывать ее на полоски и раздавать преданным эти лоскутки, говоря: «Если вы будете носить на себе даже частицу Его каупины, тогда вы, несомненно, сумеете обуздать свои чувства».

(продолжение следует)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Гандхарва Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


[1] «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я хуже червей в испражнениях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205).

[2] «Смирение, самоотдача, вручение себя воле Бога» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шаранагати»).

[3] См. «Шримад-Бхагаватам», 10.14.58: сама̄ш́рита̄ йе пада-паллава-плавам̇, махат-падам̇ пун̣йа-йаш́о мура̄рех̣ / бхава̄мбудхир ватса-падам̇ парам̇ падам̇, падам̇ падам̇ йад випада̄м̇ на теш̣а̄м — «Для того, кто взошел на корабль лотосоподобных стоп Господа, дающего прибежище всему мирозданию и известного как Мурари, враг демона Муры, пучина материального мира подобна лужице в следе от телячьего копытца. Такой человек стремится на Вайкунтху, где не существует мирских страданий, а не туда, где на каждом шагу подстерегают опасности».

 



←  «Шри Чайтанья Бхагавата». Антья-кханда, глава 5, стихи 220–324. Игры Господа Нитьянанды
·• Архив новостей •· «Божественная милость Нитьянанды Прабху спасает самых падших». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 19 февраля 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

День явления Нитьянанды Прабху
(часть 2)

(28 января 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Мы знаем, что Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур были первыми проповедниками движения Харе Кришна. Они искали достойных объектов применения своего сострадания, своего милосердия. Иными словами, они искали людей, которые находились бы в состоянии полного забвения, безнадежно потерянных в иллюзии. В той местности обитали известные алкоголики и драчуны Джагай и Мадхай.

#00:01:14#

Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур подумали, что это самые падшие души здесь и поэтому они смогут явить, сколь велика очистительная сила Нитьянанды Прабху, сколь велика Его сила «дезинфекции», если Он сумеет очистить даже их. Когда по телевизору в телерекламе пытаются показать силу некого чистящего или дезинфицирующего средства, то показывают что-то предельно грязное, предельно оскверненное и говорят: «И вот сейчас нашим волшебным средством мы проведем полную дезинфекцию».

#00:02:01#

Впрочем, если мы будем судить по современным стандартам, то, взглянув на описание жизней Джагая и Мадхая, мы решим: а не такие уж и плохие ребята. Кто-то может подумать: а что, нормальные ребята, я сам таким же был с друзьями, когда был подростком. Известные слова великого святого Кришнадаса Кавираджа Госвами:

#00:02:24#

джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пишт̣ха
пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхишт̣ха[1],

в которых он говорит о себе самом: «Я еще более грешен, чем Джагай и Мадхай, и я еще ниже, чем последний червяк, живущий в испражнениях». Размышляя об этих словах, я однажды спросил Гуру Махараджа (Шридхара Махараджа) о том, что если столь великий святой, столь великая душа чувствует себя таким образом, то что же тогда означает на самом деле быть столь падшим человеком?

#00:03:27#

Гуру Махарадж отвечал: «О, быть может подобное же ощущение, подобное же настроение смирения коснулось и тебя?» Почему я упоминаю об этом эпизоде? Потому что Гуру Махарадж тогда ясно дал понять, что эти слова Кришнадаса Кавираджа Госвами о том, что он самый грешный, не были красивыми словами или просто позой. Он на самом деле в глубине своего сердца переживал это.

#00:04:26#

И почему я сейчас говорю на эту тему? Потому что подобное настроение и этот вопрос в целом не являются второстепенными, они не являются вопросами второй важности. Напротив, это самая суть, самый центр идеи преданности, это раскрывает настроение преданного.

#00:04:44#

даинйа, а̄тманиведана, гоптр̣тве варан̣а[2]

Принцип даинья, смирение, означает, что если мы не сумеем на самом деле почувствовать себя падшими, недостойными, нуждающимися в поддержке и помощи свыше, то в этом случае не может быть и речи о глубокой духовной жизни. И если вы проанализируете, то сможете прийти к выводу, что подобное настроение смирения — диаметральная противоположность так называемым лозунгам гуманизма, лозунгам современного общества. Таким лозунгам, как «Ты — самый лучший!», «Вы этого достойны!» и тому подобным. Фактически любой фразе из рекламы «Лореаль».

#00:06:21#

Почему они предлагают эти продукты? «Потому, что я этого достойна». Или: «Nike — Просто сделай это!» Что в основе этого слогана? То стеснение и умеренность, которые у вас могут быть (некое смирение), — отбросьте это, просто сделайте, будьте дерзкими. Почему? Потому что ты — лучший. И так происходит повсюду. Или: «Стань мастером, хозяином своих возможностей!»

#00:07:14#

Итак, к чему это все сводится: «ты этого достойна», «ты номер один», «ты самый лучший», «стань хозяином своих возможностей» и в целом «ты лучше всех»? Но правда ли это? Ведь на самом деле все эти эпитеты можно применять только по отношению к Абсолюту. Ведь только Абсолют может быть той Личностью, Которая на самом деле является номером один, главным во всем, Который на самом деле всего достоин, Который является хозяином всех возможностей, и каждая прихоть Которого должна быть исполнена. Но подобные мысли вызывают у нас чувство недоумения, мы чувствуем себя неуютно: «Это какая-то религия. Зачем нам это?»

#00:08:22#

И заявляем: «Я не собираюсь быть ничьим рабом!» И с этими словами: «Я никому не служу», «Я ничей раб», — мы отправляемся и трудимся на какого-то начальника-идиота, будучи обмануты правительством и множеством, множеством вышестоящих. Или иногда мы пытаемся погрузиться в радости семейной жизни.

#00:09:20#

Помню, я был знаком с одним человеком — стариком в Индии. Это было около Бомбея возле пляжа Джуху, мы были молодыми ребятами (нам было двадцать три года или около того), а он был очень старым человеком, который уже старался отречься от всего и посвятить всего себя духовной жизни. Иногда он приходил и, как любой старик, любил давать нам наставления, делиться опытом. Например, он говорил о семейной жизни, о важности семейной жизни. У него была жена, дети. [Слышен какой-то стук, и Махарадж шутит:] Видите, опасность на каждом шагу:

#00:10:01#

…падам̇ падам̇ йад випада̄м̇ на теш̣а̄м[3]

#00:10:10#

Итак, мы сидели вокруг него, собрались в кружок. Вот сейчас он нам расскажет то, что нам нужно знать! И он делился своим опытом: «Моя жена и дети — они, как комары, как кровопийцы, высасывали из меня всю кровь». Он пытался помочь нам, он считал нас кем-то вроде своих детей.

#00:10:58#

Кстати говоря, о семейной жизни. Однажды Нитьянанда Прабху пришел в дом домохозяев — Шриваса Тхакура и Малини. Там в это время собралась группа преданных. Гуру Махарадж выразил появление Нитьянанды Прабху такими словами: «Он появился там вполне неодетым». Знаете, бывают неодетые, а бывают совсем не одетые.

#00:11:47#

Однажды в Индии я ехал в поезде (в Индии есть такой класс людей, которых называют нага-баба; это полностью обнаженные люди, которые отрешились, отказались от всего, включая всю одежду). Контролер-кондуктор шел и собирал деньги за билеты. Он проходил мимо этого нага-бабы, а единственное, чем был прикрыт этот нага-баба… на санскрите это выражается поэтически: «он был одет в четыре стороны света». Иначе говоря, на нем ничего не было.

#00:12:43#

И хотя контролер у всех спрашивал: «Ваш билет! Ваши деньги за билет!», к этому человеку он даже не стал подходить. Даже я мог понять, взглянув на этого человека, что у него точно нет билета. Хотя у меня нет особого опыта в продаже билетов.

#00:13:13#

И когда Нитьянанда Прабху в том эпизоде явился совсем обнаженным в дом Шриваса Тхакура, Он уселся в этом же обнаженном виде на колени жены Шриваса Тхакура и начал сосать молоко из ее груди, находясь при этом в настроении любящего младенца.

#00:13:33#

В этом не было ни грана сексуального. Но Махапрабху подумал, что такое поведение не сумеет оценить вся группа. И тогда Махапрабху взял каупину Нитьянанды Прабху, то есть один из предметов нижнего белья, который лежал где-то там, и начал разрывать ее на полоски и раздавать преданным эти лоскутки, говоря: «Если вы будете носить на себе даже частицу Его каупины, тогда вы, несомненно, сумеете обуздать свои чувства».

(продолжение следует)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Гандхарва Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


[1] «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я хуже червей в испражнениях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205).

[2] «Смирение, самоотдача, вручение себя воле Бога» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шаранагати»).

[3] См. «Шримад-Бхагаватам», 10.14.58: сама̄ш́рита̄ йе пада-паллава-плавам̇, махат-падам̇ пун̣йа-йаш́о мура̄рех̣ / бхава̄мбудхир ватса-падам̇ парам̇ падам̇, падам̇ падам̇ йад випада̄м̇ на теш̣а̄м — «Для того, кто взошел на корабль лотосоподобных стоп Господа, дающего прибежище всему мирозданию и известного как Мурари, враг демона Муры, пучина материального мира подобна лужице в следе от телячьего копытца. Такой человек стремится на Вайкунтху, где не существует мирских страданий, а не туда, где на каждом шагу подстерегают опасности».

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования