«Вкус, который мы все жаждем». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 13 ноября 2011 года. Чиангмай, Таиланд | “The taste we all crave.” Srila B. S. Goswami Maharaj. November 13, 2011. Gupta Govardhan
На русском
In English
Russian
Описание беседы:
- [00.15] Вопрос: Какова природа вкуса и как его обрести?
- [00.30] Шрила Госвами Махарадж: В действительности, это Кришна. И я говорю это не для того, чтобы дать «умный» ответ.
- [01.20] В Бхагавад-гите говорится:
расо 'хам апсу каунтейа
прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у
ш́абдхах̣ кхе пауруш̣ам̇ нр̣ш̣у
«О сын Кунти, Я — вкус воды, свет солнца и луны, и Я — слог Ом в ведических мантрах. Я — звук в эфире и талант в человеке» (Бхагавад-гита, 7.8).
Можно сказать: «Я вкус воды». Можно понять по-разному, но это одно из пониманий. В то же время это высказывание несколько загадочно, таинственно в определенном смысле, поскольку Тот, кто есть раса-радж — другое имя Кришны, — говорит: «Я вкус воды», но дальше Он говорит: пун̣йо гандхах̣ пр̣тхивйа̄м̇ ча теджаш́ ча̄сми вибха̄васау — «Я — изначальный аромат земли, и Я жар огня. Я — жизнь всего живого и аскетизм всех аскетов» (Бхагавад-гита, 7.9). Все специи, которые есть у нас, все, что сажается в почву и из нее прорастает, — тмин, куркума, горчичные зерна — это нечто невероятное. Здесь притхви означает «земля». Мы находимся в относительных обстоятельствах. Это объяснение начинается на доступном для нас уровне. Речь идет о реалиях, опыт которых у нас есть. Он говорит: «Я эта реалия». Он старается помочь нам начать наш поиск такого рода, который приведет нас к центральной концепции Абсолюта.
- [03.30] Я летел из Пекина в Нью-Йорк. Человек, сидевший рядом со мной, был высокообразованным китайцем, преподавателем, учил студентов-выпускников компьютерным технологиям в одном из престижнейших университетов Америки. Мы беседовали по-дружески, и я сказал ему: «Могу я задать Вам несколько вопросов, если Вы не возражаете? Я не буду слишком религиозен». Он согласился, и я сказал: «Вы один из ведущих ученых в области компьютеров, обучаете выпускников. Речь не идет о том, верите Вы или нет, но можете ли Вы сказать с абсолютной уверенностью, что изначальный источник всех ароматов не может обонять?» Он ответил: «Я не могу сказать с абсолютной уверенностью, что этот источник лишен подобной способности». Я заметил: «Как изначальный источник всего сущего (сущего — имеется в виду запахов, ароматов — то простое явление, которым мы наслаждеаемся в нашей жизни) может быть лишен подобной способности наслаждаться запахами?»
- [06.15] Отправная точка Гуру Махараджа такова. Однажды некий человек бросил ему вызов, заявив: «Если ограниченное существо может знать природу безграничного, тогда это не безраничное». Это полуправда. Если безграниченное оказывается в юрисдикции ограничного существа, каким бы обширным Вы его не представляли, то это не безграничное. Есть знаменитая шлока Рупы Госвами: атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣. Имя Кришны, рупа — Его божественный образ, гуна — качества, лила — игры Кришны. Они — нама-гуна-рупа-лила — не доступны уму, интеллекту и чувствам. И в таком случае мы находимся в беспомощном положении, пытаясь понять природу этого безграничного. Или с точки зрения ограниченного существа мы можем рассуждать о том, можем ли мы подтвердить, проверить существование божественного, божественности. И этот человек заявил: «Если ограниченное существо может знать природу безграничного, тогда это не безраничное». На что Гуру Махарадж ответил: «Если безграничное не может открыть себя ограниченному, тогда оно не безграничное». Причина, по которой все это повторяется, это фундамент теистической культуры — вера в возможность того, что безграничное может открыть себя ограничному существу. Первый шаг: человек должен позволить, допустить подобную возможность. Даже великие мыслители или некто, кто гордится собой, выдает себя в качестве атеиста, иногда на смертном одре говорит: «Безграничная возможность существует». Даже такой человек, как Стивен Хокинс, верит в то, что есть нечто, некий сверхразум, не обязательно называть его Богом. Даже эти так называемые атеисты оставляют место для существования Бога. Но даже самые утонченные научные умы, мозги, если они способны зайти настолько далеко, что пантеизм, или аналогичные идеи в отношении божественности, если взять все это в совокупности, то это и будет Бог. В начале, в середине или в конце, но они способны допустить возможность существования Абсолюта-Личности. И это большая проблема. Но если мы возвращаемся к этой отправной точке: может ли безграничное открыть себя ограниченному существу? Кто-то говорит: «Я думаю, что это возможно и я хочу изучить эту возможность». И тогда открываются двери для откровения, нисходящей истины. Безграничное открывает, являет себя ограниченному существу. Это то, что будет известно как амная, Веды. И если мы принимаем представление, согласно которому существует истина откровения в форме священных писаний, в них будут присутствовать такие утверждения как расо ваи сах («Тайттирия-упанишад», 2.7.1) — изначальный источник всего сущего полон вкуса. И наша тенденция искать то, что вкусно. Косвенным образом это поиск Его. Он и есть это нечто. Мы можем буквально чувствовать вкус чего-то. Более абстрактным, метафорическим образом мы можем сказать — нечто вкусное, в смысле элегантное, изящное, и так далее. Все это подводит нас к Кришна-концепции.
- [12.20]
виш́веш̣а̄м ануран̃джанена джанайанн а̄нандам индӣвара-
ш́рен̣ӣ-ш́йа̄мала-комалаир упанайанн ан̇гаир анан̇готсавам
«Дорогие подруги, только взгляните, как Шри Кришна наслаждается весной! В кругу гопи, обнимающих каждую часть Его тела, Он подобен живому воплощению любви. Своими божественными играми Он дарует радость и гопи, и всему мирозданию. Обладатель синевато-смуглых, подобных синему лотосу рук и ног, Он устроил праздник в честь Камадевы» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.224, «Гита-Говинда», 1.46.1,2).
Кришна выглядит как праздник! Если Вы посмотрите на красоту Его тела, то оно выглядит как праздник, фестиваль. Это одно из описаний Кришны.
- [13.00] В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что истинный вкус прасадама — это вкус Кришны. Вы чувствуете вкус чего-то выдающегося, удивительного — это есть Он. Нечто соприкасается с Ним, наполняется Его вкусом, а другие переживают это. Субъективный и объективный аспекты этого существуют. Когда Махапрабху находился в Пури, то иногда они устраивали какой-то пир или праздник. Сварупа Дамодар приносил чудесный прасадам. Все преданные ждали, когда Махапрабху попробует. Но он знал, что в объективнои мире Он санньяси. И это не будет уместно для Него лично, это будет дурным примером. Поэтому Он говорил: «Я поем лапры. Дайте преданным всю питу». Пита означает изысканное пироженное. Лапра — блюдо, приготовленное из обрезков различных овощей, считается самым простым блюдом. Но эти слова Махапрабху причиняли боль сердцам преданных. Сваруп Дамодар говорил Ему: «Это Джаганнатх-прасадам. Господь Джаганнатх наслаждался лично вкусом этого. Не рассматривай эту пищу таким образом: простое, изысканное. Не уделяй этому большого внимания. Это нечто было предложено Ему, Он попробовал вкус этих блюд, теперь эти блюда обладают сверхестественными качествами. Думай таким образом». И тогда Махапрабху принимает эти подношения. И это также очень примечательно, поскольку нечто, что кажется объективным, истинная сущность этого субъективна. Это справедливо в отношении всего. Это одна из тем Гуру Махараджа. У него есть сутрические (если так можно выразиться) темы: красота выше силы, сила выше справедливости, суть выше формы, абсолютное и относительное суждения. Существует внешний аспект некой реалии, такого рода вкус. И затем существует нечто, что было предложено Божеству и соприкоснулось с Кришной через Его преданных. И в песне, которую мы поем каждый день, есть строка, в которой говорится о том, как остатки трапезы Кришны ест Даништха, а затем их отдают Радхарани, затем Радхарани наслаждается вкусом того, что пробовал Кришна, и затем раздает их Своим спутницам, они наслаждаются и делятся этой пищей, передают друг другу. И мы — счастливые люди, которые получают эту пищу в свое время. Я помню, Шрила Прабхупада говорил: «Даже атеист способен почувствовать разницу».
- [18.00] И в этой связи я вспоминаю мой личный пример. Я посещал храм в Сан-Франциско. Я ходил туда, чтобы поесть прасадам на протяжении трех месяцев, с конца 1969 по начало 1970 года. Затем я уехал за 3000 миль от этого места, и у меня не было там прасадама. Я начал чувствовать беспокойство: что-то отсутствует в моей жизни, я не чувствую себя хорошо, мне нужен прасадам. Я предлагал что-то, но это был хлеб и сыр. А мне срочно нужно было найти храм. Храм я не нашел, но нашел индийский ресторан на Второй авеню в Нью-йорке. Я зашел, посмотрел меню и назвал только знакомые блюда — рис, дал и чапати. Я попробовал эти блюда и был разочарован. И я подумал: «Я не понимаю, что здесь происходит. Я предлагал хлеб и сыр, для меня это не вкус прасадама. Я пошел в ресторан, там мне дали рис, дал и чапати — и в этом нет вкуса прасадама». Я был крайне растерян, изумлен этими событиями. Когда я в конце концов вернулся в храм, это было вечером, я не ел прасадама на протяжении года, там уже закончилась программа, мне дали в руку маха-прасадама, я съел его и был настолько счастлив! Я забился в темный угол и плакал. Я надеялся, что меня никто не увидит. Это были слезы радости. Я был настолько счастлив, что вновь пробую эту субстанцию. Что это было? С одной стороны Кришна говорит: «Все, что вы чувствуете, вкус любого (мы настолько далеки от центра), когда вы пьете воду, думайте, что Я — вкус воды». Я утоляю мою жажду. Какой бы вкус мне не нравился, Кришна говорит: «Помни обо Мне. Я — свет Солнца и Луны». О какой бы реалии не шла речь, которая нам нравится, если усилить это в безграничной степени, отслеживая первоисточник этой реалии, то мы приходим к концепции Кришны. Подобно тому, как Мадхавачарья в своих комментариях говорит: каждое слово имеет локальный контекст. Слова подобны лошадям, а контекст подобен упряжи, которую вы набрасываете на лошадь, и с помощью этой упряжи вы можете управлять лошадью. Она может двигаться в этом или в ином направлении. Если вы снимаете упряжь с лошади, тогда она скачет, куда ей хочется. И у нас есть некий консенсус, договоренность о смысле этих слов, рамки, масштабы локального контекста. Но если устранить локальный контекст слова, то, по словам Мадхавачарьи, каждое слово устремится к концепции Кришны, потому что именно для этой концепции любое слово предназначено. Даже самый отдаленный и внешний смысл... Кришна говорит: «Я по-прежнему — вкус». Но если ты будешь следовать этому вкусу, даже самому отдаленному и внешнему, в направлении центральной концепции Абсолютной Истины, то ты найдешь, что Кришна есть раса ваи сах. Он есть раса-радж.
- [24.17] (Он как мангуст. У Гурудева был мангуст, которого он держал в чемодане. Его звали Чинку, иногда, когда Гурудев разговаривал с Гуру Махараджем, он высовывал голову и оглядывался по сторонам. Гуру Махарадж был слеп. Он сидел в своем кресле, а мангуст приближался к нему и вставал. И Гуру Махарадж спрашивал: «Кто?» Он думал, что кто-то стоит перед ним. Но как только у этой мангустихи появились дети, никто не приближался к этому мангусту. Мы счастливы видеть мангустов. До сих пор они появляются в матхе.)
- [25.50] Гуру Махарадж говорит: «Подобно тому, как человек доит корову, он способен извлечь эту субстанцию». В «Чайтанья-чаритамрите» говорится: «Радхарани есть верховная хладини-шакти, Она способна извлечь весь нектар из Кришны. Он есть раса-радж, но Она есть махабхава». Она способна экстрагировать этот экстаз и раздавать его всем и каждому. И это высший вкус. Настолько, что Радхарани испытывает признательность Своим спутницам, служанкам. Поскольку Гуру Махарадж говорил, что это нечто, выходящее за пределы конституциональных способностей дживы переживать подобное. Гуру Махарадж выразил это в своей сутре: «Служение согласно степени потребности в нем приносит соответствующее вознаграждение». Когда Она находится в глубинах разлуки и нуждается в помощи, Она обращается к тем, которые служат Ей в это время. И Она протягивает им тарелку с махабхавой, говорит: «Попробуйте то, что мы пробуем». По словам Гуру Махараджа, тот, кто почувствовал вкус этой субстанции, для него не только все остальные вкусы становятся безвкусными, но все иные расы становятся для него безвкусными.
- [28.50]
йа̄н̇ра раса хои, сеи сарвоттама
«Какие бы чувства не испытывал кто-то, именно эта форма отношений кажется ему самой лучшей».
- Гуру Махарадж любил эту шлоку. Мадхумангал — брамин, спутник Кришны. Все они пастухи, но в их среде должен быть брамин, осособенно, если вы шалите, если вы проказничаете, вам нужен брамин, который знает все эти тонкости. Мадхумангал — насколько прекрасен его характер и все эти шлоки, источником которых он является! В присутствии Кришны все они едят, и он заявляет: «Я не знаю, какая там раса в лесу, но вся раса, которая нужна мне, лежит прямо у меня на тарелке». Поэтому он очень забавный также. Как мы можем убедить Мать Яшоду, что существуют отношения более высокие, нежели те отношения, которыми Она связана с Кришной? Скорее всего, если бы вы попытались это сделать, то вас бы выбросили из Вриндавана. Если бы, конечно, вам выпала благая удача там находиться. Но за подобное обращение вряд ли вам дадут высокую оценку. А+Б=С — это не работает. Кто-то что-то говорил о мадхура-расе, но Гуру Махарадж заметил: «В таком случае вы собираетесь принизить положение Матери Яшоды!» Для Гуру Махараджа это было болезненно и ужасно. «Разве Вы не знаете?Первое, что делают Радхарани и браджа-гопи утром, когда просыпаются, они идут к двери Матери Яшоды и предлагают ей дандаваты. Поскольку без Нее нет Кришны. У нас нет ничего». Уддхава говорит:
- [32.06]
а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латаушадхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м
«Гопи Вриндавана оставили общение своих мужей, сыновей и других членов семьи, которое очень трудно оставить, и забросили путь целомудрия ради того, чтобы принять прибежище лотосных стоп Мукунды, Кршны, которых человек должен искать с помощью ведического знания. Ох, пусть я буду достаточно удачлив, чтобы быть одним из кустов, лиан или растений во Вриндаване, поскольку гопи ступают на них, благославляя пылью со своих лотосных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).
- В Рамананда-самваде говорится:
...йа̄н̇ре раса хой сеи сарвоттама...
«Кто-то переживает некую расу и считает, что она уттама, лучшая, она высочайшая. Не может быть ничего лучшего, высшего».
Кришна-лила, как мы слышали от Шрилы Прабхупады давным-давно: Кришна — совершенный, самый совершенный, в высшей степени совершенный; сладостный, еще более сладостный и сладчайший. Гуру Махарадж цитирует шлоку из «Кришна-карнамриты», где Билвамангал Тхакур говорит:
- [33.20]
мадхурам̇ мадхурам̇ вапур асйа вибхор
мадхурам̇ мадхурам̇ ваданам̇ мадхурам
мадху гандхи мр̣ду смитам этад ахо
мадхурам̇ мадхурам̇ мадхурам̇ мадхурам
«О Господь Кришна! Как сладостна красота Твоей трансцендентной формы! Но еще сладостней Твое прекрасное лицо. И еще более сладостна подобная сладкому благоуханию меда сладостная улыбка на Твоем лице» («Кришна-карнамрита», 92).
Кришна сладостен, Его божественная форма так сладостна, Его лицо даже еще более сладостно. И если улыбка украшает это лицо, то оно еще более сладостно. Он сладкий, сладостный, еще более сладостный. Когда Сарасвати Тхакуру давали прасадам, его спрашивали: «Прабхупад, какое блюдо Вам нравится больше всего?» Он отвечал: «Вкус каждого блюда лучше предыдущего». Об этом идет речь. Когда вы чувствуете каждый конкретный вкус, вы чувствуете, что это лучший вкус. Может ли быть что-то лучше? Но затем Гуру Махарадж говорит: с одной стороны сарвоттама, с другой — татастха-вичар. Татастха-вичар значит беспристрастный объективный анализ, суждение, но если мы смотрим беспристрастно, то придем к заключению: мадхура-раса самая сладостная.
- [35.17]
джанма̄дй асйа йато 'нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
«Он является Абсолютной Истиной и изначальной Причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1.).
По словам Вишванатха Чакраварти Тхакура, ади здесь означает «изначальный», ади-раса, мукхья-раса. Речь идет о мадхура-расе. Сладостая раса есть изначальный источник всего сущего. Шанта, дасья, ватсалья, затем мадхура, затем свакия, паракия. Все это непостижимо. Шрила Гурудев использовал выражание: «Метод переживания вкуса, присущий Махапрабху». Можно сказать так: каким образом Он переживал вкус?
- [37.25]
пӣд̣а̄бхир нава-ка̄ла-кӯт̣а-кат̣ута̄-гарвасйа нирва̄сано
нисйандена муда̄м̇ судха̄-мадхурима̄хан̇ка̄ра-сан̇кочанах̣
према̄ сундари нанда-нандана-паро джа̄гарти йасйа̄нтаре
джн̃а̄йанте спхут̣ам асйа вакра-мадхура̄с тенаива викра̄нтайах̣
Господь Чайтанья Махапрабху произнес следующий стих: «Моя прелестная подруга! Человек, развивший в себе любовь к Богу — любовь к Кришне, сыну Махараджи Нанды, — способен всем сердцем ощутить и горечь, и сладость этой любви. Она действует двояко. Любовь к Богу даже еще более ядовита, чем свежий сильный змеиный яд. В то же время она изливает на человека такое трансцендентное блаженство, которое заставляет его забыть вкус нектара. Другими словами, любовь к Кришне настолько могущественна, что отравляет сильнее змеиного яда и одновременно обесценивает счастье, которое можно ощутить, купаясь в нектаре. Таким образом, эта любовь заключает в себе как яд, так и нектар» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.52).
Комментарий: Этот стих произнесла Паурнамаси, обращаясь к Нандимукхи в «Видагдха-мадхаве» (2.18) Шрилы Рупы Госвами.
- Гурудев говорит, что Его метод переживания вкуса, глубины — это разлука с Кришной. На это он обращал внимание. То, что обычно считается вкусным, не есть цель, но от обратного. Шрила Гуру Махарадж цитировал строку английского поэта Шелли: «В наших сладостных песнях поется о самом печальном». Песни о несчастной любви захватывают людей, заставляют их плакать, ипытывать глубокие эмоции. Если у вас есть сердце. Гуру Махарадж цитирует Шекспира: «Если сердце человека не тронуто песней, то он способен творить самые ужасные вещи». Наши сладчайшие песни поют о самом печальном. И он приводит пример — Рамаяна или другая любовная история о несчастной любви. Все плачут, слыша эту историю, но не могут отказаться от слушания этой истории. Это нечто специфическое. Гурудев говорит о том, каков был метод переживания вкуса Махапрабху — вираха-бхава, в разлуке. Гуру Махарадж говорит об этом так: нежность или любовь под давлением. Источник этого давления — разлука.
- [40.30]
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-субалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам
«Он был всецело погружен в концепцию шри Гауранги» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).
ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣ш́о ва̄найаива̄-
сва̄дйо-йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣ш́о ва̄ мадӣйах̣
саукхйам̇ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̇ вети лобха̄т
тад-бха̄ва̄д̣хйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣
«Желая познать славу и любовь Радхарани, увидеть замечательные качества в Себе, так, как Она видит их через Свою любовь, и испытать то счастье, которое Она чувствует, вкушая сладость Его любви к Себе, Всевышний, Господь Хари, приняв Ее настроение и эмоции, явился в образе сына Шримати Шачи Деви, подобно тому, как луна появляется из океана» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6).
- Кришна — это удивительно. Он есть ади-пуруша, то есть изначальный мужчина, наслаждающийся. Но Он осознает, что то, чем Он способен наслаждаться, опираясь на Свои безграничные способности наслаждаться, несравнимо с тем, чем наслаждается Шримати Радхарани в Их взаимообмене, в особенности в разлуке. Поэтому Он нисходит как Махапрабху для того, чтобы чувствовать вкус, пережить любовь, которой Она одна обладает, радость, сладость. Свадья означает чувствовать то, что чувствует Она, и переживать экстаз, который переживает Она. В заключение этого мы можем сказать: вкус — это сознание, но цель сознания есть анандам. Именно для этого мы живем. На пресс-конференции Шриле Прабхупаде задали вопрос: «Свамиджи, каков смысл жизни?» Обычно он отвечал, и мы тоже учились отвечать подобным образом: «Цель человеческой жизни — богореализация!» И тут он ответил: «Наслаждение! Проблема состоит в том, что в настоящее время мы не способны наслаждаться». И далее он объяснил, что есть что. Просто вообразите: чтобы пережить вкус этой субстанции, Кришна нисходит как Махапрабху — насколько могущественна и влекуща эта субстанция...
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Наверх