Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 15 октября 2011 года. Москва, Ветошный



скачать (формат MP3, 52.53M)

Russian

#00:00:11#

Сначала я бы хотел сделать небольшое пояснение. На этой выставке вы видите, что представлено множество картин и иных произведений искусства. И сказано, что задача художника своим произведением, своим трудом дать человеку новый взгляд, новые глаза. Мы привыкли к своим привычным взглядам. Но люди, наделенные художественными способностями стремятся помочь нам сменить наше фиксированное старое зрение и научиться смотреть по-новому.

И очень интересно, что здесь есть параллель с Востоком с Индией. Ведь на Востоке когда говорят о классических взаимоотношениях между Гуру и учеником, то иногда используют термин «упанайана», что дословно означает «научиться по-новому смотреть на вещи, обрести новые глаза». Как правило, мы воспринимаем все, опираясь на свой ограниченный, индивидуальный опыт. Я вижу, слышу, обоняю, осязаю, чувствую вкус.

Но есть ограничения, то, что я могу услышать, увидеть, обонять, почувствовать вкус, ограничено. Поэтому нам очевидно, насколько ценна для нас возможность добавить к нашему индивидуальному, непосредственному опыту переживания опыт других людей. Вы тоже что-то слышите, видите, обоняете, осязаете, чувствуете, и поэтому мы можем объединить вместе наши познания. Есть люди, жившие до нас, и мы унаследовали мудрость наших предков.

#00:03:28#

Но во всем этом мы что-то ищем. Иногда говорят, что сейчас мы с вами живем в эпоху поиска. Куда бы мы ни посмотрели, почти у каждого человека в наши дни в руках есть смартфоны, электронные устройства и при помощи этих устройств мы что-то ищем.

В наши дни мы постоянно пользуемся «Гуглом», поисковыми системами, основная идея которых состоит в том, чтобы взять совокупность всего знания, накопленного человечеством, и сделать это знание легко доступным для каждого. Но самый важный вопрос здесь: что именно я ищу? Веды говорят об этом так: «Сейчас, когда вы обрели человеческое рождение, пора вопрошать о духе, о Брахме».  Иными словами,  пора перенести свой поиск на сферы, выходящие за рамки животных, базовых потребностей. И эти базовые потребности, которые объединяют как животных, так и людей, это еда, сон, наслаждение, страх, самооборона. Но что находится в фундаменте нашего поиска, внешние достижения или внутренние? На самом деле мы ищем чувство внутренней полноты, внутренней исполненности. И мы не найдем счастья, лишь только приобретая, контролируя и потребляя.

#00:06:25#

Иногда это формулируют как «соблазн духа». То есть наш дух падает жертвой соблазна этой идеи, что я буду счастлив, буду счастлива, если буду обретать, употреблять, контролировать вещи. И многие люди замечали, что в наше время основные идеи, основные взгляды на жизнь мы получаем, черпаем, как правило, не из литературы, не из произведения искусства, а из рекламы. Это должно быть вам знакомо — Мастер кард. И каков их лозунг? «Стань мастером, хозяином своих возможностей!». Они продают эту идею, что когда вы получите эту карту, «Мастер кард», то тогда вы сможете свободно приобретать, контролировать и наслаждаться различными предметами и тем самым обретете удовлетворение. И они говорят, что не стоит ограничивать свое потребление.

#00:08:17#

Поэтому еще один небезразличный рекламный ролик — «Просто сделай это!» Какая идея заложена в эту концепцию? Они осуждают совесть. Каждому свойственно интуитивное понимание, что ограничивая себя, сдерживая себя, я обрету что-то ценное. Но здесь этот лозунг говорит: «Не сдерживайте себя, не обращайте внимания на голос совести, просто делайте это!» Самый главный вопрос: почему, для чего? И Лореаль отвечает нам: «Потому что ты этого достоин!» И тут мы снова приходим к этой концепции, к этой идее. Нам говорят: «Ты — пуп земли, центр Вселенной!» И через потребление, удовлетворяя свои желания, я обрету счастье!

А одна рекламная компания выразила свой рекламный слоган предельно откровенным, неприкрытым образом: «Дозволяется все! Никакой вины!» Но если рассмотреть эту концепцию подробнее, то она разваливается на глазах. Потому что нам необходимо учитывать тот факт, что каждое действие влечет за собой равное противодействие.

#00:10:43#

Некто написал книгу, которая называется «Почему плохие вещи происходят с хорошими людьми?»  Чтобы ответить на этот вопрос необязательно писать книгу. На этот вопрос можно ответить одним словом —  карма. Именно карма есть та причина, по которой плохие вещи происходят с хорошими людьми. Мы страдаем от последствий своих прошлых поступков. И в ведических произведениях, таких, как Бхагавад-гита, этот вопрос рассматривается очень подробно.

Итак, мы говорили о том, что цель художника — это дать людям новые глаза, новое зрение. Как рекламодатели иногда спрашивают нас: «А обладаете ли вы телом, которым бы вам хотелось?» Потому что мы приравниваем тело и себя. В ведических, мистических писаниях сказано:

#00:12:20#

тамаса баху-рупена вештитах кармахетуна

(«Ману-самхита», 1.49)

«Мы все в настоящее время одеты в свои кармические одеяния». Только чья-то одежда — это тело человека, а кто-то одет животным, кто-то одет рыбой или растением. Поэтому тело — это биологическое выражение иллюзии души, и материальная природа обеспечивает нас в соответствии с этими иллюзиями одним из миллионов форм тел.

Поэтому, когда вам говорят: «А есть ли у вас тело, которое вам бы нравилось?  Вот, например, взгляните, очень красивое тело!»

Кто-нибудь знает, что здесь изображено? Это глаза комара. Очень красивые глаза. Мы слышали из Бхагавад-гиты, что в природе есть три начала, три гуны природы: благость, страсть и невежество. Можно сравнить их с тремя базовыми цветами: красный, синий и зеленый. Подобно тому, как из трех основных цветов благодаря смешению рождаются миллионы цветовых оттенков, так и при смешении различных комбинаций этих трех начал, трех гун, появляется миллион различных форм жизни, которые дают нам возможность попробовать наслаждаться этим миром. Но даст ли это пищу душе?

#00:15:12#

И мы возвращаемся к этой идее — в чем же цель художника? В том же, в чем и цель духовного человека — понять, что пища души есть красота.

На этой выставке представлены работы многих поэтов и художников, и один из таких поэтов из Бенгалии однажды написал следующие слова: «Если культивировать человеческое сердце, позаботиться о человеческом сердце, то какого рода золото вы сможете найти в нем?» Ведь цель этой выставки, как и любого художественного мероприятия, это позаботиться о сердце, дать ему пищу.

Известные слова Достоевского: «Красота спасет мир». Обычно мы думаем, что мир может спасти только какая-нибудь политическая система или экономическая система или какие-то еще устроения. Но Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Но остается вопрос: где мы ищем красоту, в объективном мире или в субъективном? Глядя на индийскую культуру сложно не заметить яркость красок, праздничную атмосферу. Но это опять же подталкивает нас к вопросу: где искать? Объективным образом или субъективным? Сознание порождено объективным миром или же объективный мир плавает в сознании?

#00:18:05#

Иногда наш Гуру Махарадж шутил подобным образом, он говорил: «Может ли сознание породить камень или же разумнее понять, что в океане сознания плавает концепция камня, представление о камне?» Весь объективный мир подобен айсбергу, что плавает по поверхности океана сознания. На какие бы объекты мы не взглянули, это субъективные концепции. Мы говорим, что этот предмет твердый или мягкий, высокий или низкий, темный или светлый. Поэтому, о чем бы мы ни думали, это все не что иное, как различные концепции, которые плавают в нашем сознании.

Но мы отождествляем себя с этим телом и тем, что с ним связано. Пураны в этой связи приводят пример Луны, свет которой падает на пруд. И говорят, что если вы будете смотреть на отражение Луны в этом пруду и возьмете палку и начнете мутить воду, пускать волны по ее поверхности, то отражение Луны также будет колебаться под воздействием этих волн. Но сама Луна от этого никак не изменяется, не колеблется, лишь только отражение меняется. Подобным же образом мы отражаемся в своих телесных обстоятельствах, в теле. Но сейчас нас учат тому, что объективный мир — это самое настоящее.

#00:21:19#

Преобладающий взгляд на мир таков, что мы живем в мире, в котором огромное количество звезд, триллион триллионов звезд. Конечно же, можно по-разному считать, делать разные заключения. Но в любом случае их очень много. И нам говорят, что среди всего этого триллиона триллионов звезд есть одна известная нам крошечная, голубая планета, которую мы называем Земля. И на этой планете живет наделенная сознанием элита. Поэтому здесь мы говорим не об одном шансе из миллиона, но скорее всего об одном шансе из миллиона миллионов миллионов. Такова преобладающая парадигма.

Но Веды говорят о чем-то противоположном. Как я говорил раньше, что весь объективный мир плавает в океане сознания. И в этом сценарии объективный мир — это самая малая часть, а сознание огромно. А пища сознания, его цель, его устремления — это нечто самое огромное. И это анандам — счастье, радость.

#00:23:35#

Можно сказать, что это вопрос богоцентрического взгляда на мир или эгоцентрического? Был такой христианский богослов по имени Джон Хик, который говорил, что Христианство находится на пороге Коперниковой революции. Мы знаем, что до Коперника преобладала идея геоцентрического мира, что земля находится в центре, а вокруг нее обращается множество планет. Но потом пришел Коперник и предложил идею гелиоцентрического взгляда. Согласно этой системе Солнце находится в центре, а Земля вместе с другими небесными телами обращается вокруг этого Солнца. И Джон Хик говорил, что сейчас Христианство находится на пороге подобной же Коперниковой революции.

Ведь до этого мы считали, что эта концепция — это центральный взгляд, а все остальное лишь относительно его. Но сейчас мы вот-вот поймем, что есть одна, абсолютно центральная истина, а наша система, наши взгляды — это одна из множества систем наряду с ними обращающимися вокруг центральной, абсолютной истины. Но как же тогда определить сравнительную ценность этих систем, как сравнить?

#00:25:53#

В этой картинке заключен двойной смысл, потому что внизу изображена солнечная система. Здесь на самом деле даже тройной смысл. В то же время это деньги. Какого рода деньги? Это польские злоты. Когда мы касаемся мира капитала, мира денег, то нам всем очевидно, что есть многообразие различных видов денег, валют. Бывают доллары, евро, злоты, рубли, йены. Мы также понимаем, что в каждой конкретной стране, в каждой местности местная валюта, местное наименование становится синонимом понятия денег, и, безусловно, каждая из валют обладает своей ценностью. Но было бы очень глупо с нашей стороны утверждать, что курс обмена между всеми валютами мира должен быть один к одному. Поэтому необходим абсолютный эталон, относительно которого мы можем сравнить их ценность. Тогда мы сможем определить их относительную ценность.

#00:27:53#

Итак, когда мы хотим сравнивать ценность теистических, богоцентрических систем, как нам найти такой эталон? Для этого нам необходимо понять природу первоисточника. Есть санскритское слово «раса», у которого очень много значений, оно может означать «вкус», «аромат», «любовь», «жидкость». И мы утверждаем, до какой степени теистическая система допускает, и продвигает близкие взаимоотношения, до той степени мы признаем ее более высокое положение. Все это указывает на личность.

Мы слышали это санскритское выражение: «сат-чит-анандам», что означает «бытие, сознание и экстаз». И эта самая красота, этот самый экстаз на некоторых картинах этой выставки изображен собственной персоной, в личности Кришны. Ученые говорят, что когда мы познаем природу первоисточника, то тогда мы сможем по-настоящему понять смыл, предназначение жизни. Когда мы поймем, откуда мы все пришли, это позволит нам не только понять свое нынешнее положение, но и правильно поставить перед собой будущие цели.

#00:30:24#

Но верно ли говорить, что первоисточник всего, включая личности, это что-то безличное? Мы начали с того, что упомянули об ограниченности наших с вами способностей: видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать вкус.

Однажды я летел из Китая в Америку, из Пекина в Нью-Йорк, и рядом со мной на соседнем кресле сидел один из ведущих американских компьютерных специалистов китайского происхождения. Я задал ему простой вопрос: «Можете ли вы утверждать с абсолютной убежденностью, с абсолютной уверенностью, что первоисточник всех прекрасных ароматов, запахов лишен обоняния?» Он дал честный ответ: «То, как Вы сформулировали это, то есть с абсолютной убежденностью я не могу этого сказать». Аналогичным образом мы можем рассмотреть все другие чувства и прийти к выводу о том, можно ли говорить, что первоисточник всяких чувственных переживаний сам лишен чувств.

#00:32:30#

На этой выставке очень ярко проявлено явление пола, мужского и женского начала. Боги и Богини; мужское и женское; мужской и женский архетипы. Можем ли мы сказать с абсолютной уверенностью, что первоисточник всего мужского и женского, всех мужских и женских архетипов это что-то среднего рода или же бесполое? Художники пытаются найти следы божественного в природе. Как Леонардо Да Винчи и его «Золотая пропорция». Он заметил этот шаблон золотого сечения в наутилусе, моллюске.

Вот таким образом, как на этом рисунке можно разделить холст. И то место, в котором сходится спираль, в правой части картины, это называется визуальным центром картины. Поэтому художники, фотографы, графические дизайнеры знают, что самая яркая часть картины должна находиться именно в этом месте.

Леонардо Да Винчи обнаружил этот принцип, изучая строение наутилуса. Там внизу приведена математическая формула, как вычислить это соотношение. То есть люди пытаются найти следы божественного даже в объективном мире. Таковы некоторые из вещей, которые я бы хотел обсудить сегодня.

#00:36:05#

Слушатель: Я правильно вас понял, что научный, объективный мир, является единственной истиной по вашему мнению?

Шрила Госвами Махарадж: Я не припомню, чтобы я так говорил. Точнее я говорил о противоположном. В следующий раз постараюсь быть точнее. Я шучу, но если серьезно, что я хотел сказать, это что научный подход работает замечательно для измерения объективного мира. Но он не поможет нам в измерении субъективного мира.

К примеру, мы не можем доказать, что любовь существует. Не существует математической формулы любви. Как на последнем слайде вы видели эту математическую формулу, в которой была сделана попытка выразить принцип элегантности. Но вы не сможете доказать, что любовь существует. Скорее, наоборот, с научной, статистической точки зрения можно предоставить много доказательств противоположного.

#00:38:11#

Например, мужчина и женщина любят друг друга. Особенно если они молоды, то какой-то более пожилой, умудренный опытом человек может подойти к ним и сказать: «Вы же знаете, что по статистике большинство браков заканчиваются разводом». Но молодые люди все равно скажут: «Нет, у нас любовь». Им возразят: «Может быть, но вы же знаете, что любовь невозможно доказать научно». Вы не можете вычислить ее математически.

Может быть, кому-то следовало написать книгу «Иллюзия любви». Но почему все эти люди, даже самые рациональные мыслители верят в любовь и ее перспективы? Потому что чем бы или кем бы мы ни были, любовь, нежность, красота, очарование, сладость — это нечто, присущее нам по самой нашей природе. Это один из факторов, который указывает нам на необходимость поиска внутреннего «я».

#00:40:12#

Поэтому индийская точка зрения такова, что сейчас душа находится в машине, которая называется телом, и это субъективное начало, душа, посредством тела двигается по объективному миру. Ранее мы также говорили о способности произведений искусства питать душу красотой. И это нечто неразрывно связано с самим существованием души. Вы не можете доказать существование красоты.

Еще один слайд я не показал ранее, он об одном произведении Пабло Пикассо. Это произведение было однажды продано на аукционе «Кристи». Вот эта самая картина была продана на аукционе за сто миллионов евро. Это портрет жены Пикассо. Дора Мора, кстати, она была русской. Она похожа на русскую? Вам виднее.  Вы видите, что они даже держат картину белыми перчатками. Если мы измерим объективную ценность этой картины, то придем примерно к таким заключениям: стоимость холста, стоимость красок плюс темпера, плюс, может быть, что-то еще — максимум двадцать пять евро. Но как это превратилось в сто миллионов евро? Из субъективного аспекта. И это нечто, что способны увидеть только горстка ценителей, эксперты в вопросах тонких вещей, в вопросах вкуса.

#00:43:04#

Мы знаем, что иногда под видом искусства предлагают какие-то дикости, которые обычному человеку кажутся лишенными всякой ценности. Но тут мы можем напомнить себе, что золото и бриллианты для животных не представляют никакой ценности. Поэтому можно что-то сказать о важности развития вкуса, развития способности ценить более тонкие вещи.

В Британском музее современного искусства однажды произошел казус. Вечером, убирая эту выставку, уборщик выбросил один из экспонатов. Потому что с его точки зрения этот экспонат выглядел, как куча мусора. И он, наверное, сказал: «Ну, кто тут опять намусорил, собрал все и вынес?» А на следующий день пришли эксперты и воскликнули: «Что произошло? Этот человек выбросил наш труд, который стоит сто тысяч фунтов». И можно даже сказать, что с объективной точки зрения эта картина не целостна. Эта картина с объективной точки зрения постепенно распадается. Если бы вы сделали ускоренное воспроизведение этой картины, вы бы увидели, постепенно яркость красок падает. Но с ходом времени субъективная ценность растет.

#00:45:20#

Все это я говорю к тому, чтобы подвести к мысли, что субъективное — это нечто подлинно ценное. Когда речь заходит о том, чтобы оценить, измерить те вещи, которые дороги нашим сердцам. Речь идет о таких вещах, как любовь, красота, нежность. Это вовсе не означает, что наука и технологии, научный подход бессмысленны. Мы лишь говорим о том, что научный подход ограничен. Подобно тому, как мы не будем полагаться на заключения богословов, если мы хотим измерить материальную вселенную и ее свойства. И обратным образом мы не будем полагаться на ученых и их методы в вопросах измерения безграничного, Бога или даже искусства, литературы, рассказов.

#00:47:00#

Сегодня ранее я беседовал с одним человеком и сказал: «Вы могли бы заставить компьютер проанализировать труды Чехова. Компьютер мог бы сказать, что этот писатель использует такой-то словарный запас, такие-то слова идут с такой-то частотой. Но компьютер при всем при этом не сумеет написать «чеховский» рассказ. Сколь искусно он в столь коротком рассказе смог явить глубокую истину».

Как наш друг Пикассо говорил: «Искусство — это ложь, что рассказывает истину». А писатели говорят об этом так: «Если вы хотите поведать правду, то пишите выдуманные истории».

Итак, Чехов писал великолепные короткие рассказы, которые доносили очень глубокие философские идеи, и при этом в буквальном смысле эти истории могут быть неправдивы. Одна из классических тем современного искусства — это «MementoMori». То есть помни, что ты умрешь. И это же одна из постоянных тем индийского мистицизма.

#00:49:00#

Недавно мы все слышали о смерти Стива Джобса. Это также была одна из его излюбленных тем. Он говорил о себе: «Знание, что я умру, позволило мне сосредоточиться и ясно увидеть свои цели». Ведь он знал о смертельной болезни за семь лет до своей смерти. Однако все это происходит с нами одновременно со множеством других событий.

Есть знаменитая картина Брейгеля «Падение Икара». И что показывает художник на этой картине, что здесь один человек пашет поле, другой пасет овец, третий занимается еще чем-то, жизнь продолжается, идет своим чередом, когда еще один человек погиб.

#00:50:58#

И в одном из чеховских рассказов один человек получил записку от девушки, в которой говорилось: «Встретимся в полночь на кладбище». Она играла с его умом. Он подумал: «Наверное, это все не взаправду, наверное, она просто дразнит меня. А я рациональный человек, я ученый. Таким меня не одурачить». Но он продолжал об этом думать, он вспоминал о красоте, об очаровании этой девушки. И как не трудно догадаться, в полдвенадцатого он приказал подать кучера, чтобы приехать на кладбище в назначенный час. Итак, он прибыл на кладбище. И вот в чем мастерство Чехова. В этот момент, читая, вы думаете об этой истории, о том, встретится ли он с девушкой, но на самом деле Чехов хочет привлечь ваше внимание к другой истине. Помните, что цель художника дать нам новые глаза.

#00:52:48#

Итак, гуляя по кладбищу в ожидании, этот человек смотрел на надгробные плиты, на их надписи с именами, датами рождения, датами смерти. И он видел там могилы девушек, женщин и думал, что они раньше тоже были юны и очаровательны, как и эта особа. У них было свое романтическое очарование. Но здесь все окончилось. Поэтому один поэт сказал:

Померкнет воздух рая,

Увянут розы мая

Прах скроет лик Елены

Все люди смертны и также королевы.

И мы снова возвращаемся к извечной теме смерти. Здесь вы видите, смерть держит часы над ее головой. А она тем временем поглощена разглядыванием собственного отражения в зеркале. Можем ли мы вспомнить еще пример кого-то, кто бы разглядывал себя в зеркале? Нарцисс. Мы можем задаться таким вопросом: «А зеркало является отражением нашего я? Настоящее ли это отражение нашего я?» Но зеркало показывает нам только то, что мы сами спроецировали, наше настоящее я спроецировало себя в этот объективный мир ложным образом, поэтому зеркало показывает нам лишь наше внешнее, ложное я. Поэтому и восточная культура, и западная, они все стараются подвести нас к этому обращению внутрь себя.

#00:55:45#

Слушатель: Скажите, по какой причине вы стали монахом?

У меня было два брата. У мамы было трое детей. Моя бабушка всегда хотела, чтобы кто-то из нашего поколения, кто-то из нашей семьи посвятил себя духовной жизни, но из нас троих я был младшим братом и от меня в меньшей степени ожидали, что я стану каким-то духовным человеком. Меня скорее можно было бы описать, как «искатель наслаждений». И можно сказать так, что исчерпав доступные  различные наслаждения, я пришел к выводу, что на самом деле я ищу абсолютного наслаждения. До какой-то степени я понял бренность радостей этого мира. И затем, когда я начал слушать святых мистиков, святые писания, это пробудило внутренний поиск во мне.

#00:58:00#

Слушатель: Можете ли вы сказать, что вы не нуждаетесь в радостях, удовольствиях этого мира?

Шрила Госвами Махарадж: В вакууме невозможно прожить. Но если говорить о том, что находится в самой глубине моего сердца, самое главное в моей жизни, то именно этот внутренний поиск. Поэтому есть баланс. То есть вместо того, чтобы искать удовлетворение своей жизни во внешнем мире, я ищу его, погружаясь вглубь. И это одна из причин, почему я иногда прибегаю к примерам из искусства или литературы. Потому что, соприкасаясь с искусством, мы испытываем своего рода поддержку, особого рода вкус. Поэтому мы говорим, что красота — это пища души, но не временная красота, а вечная красота, что-то вечно прекрасное. То, что вечно на самом тонком плане бытия, который самый настоящий план бытия.

#00:59:43#

К примеру, мы осмотрим женскую красоту. Совсем рядом с нами на противоположной улице есть ГУМ, крупный торговый центр и большинство магазинчиков в нем направлено на женщин, на их стремление воплотить свою женскую красоту. Но как мы показывали на предыдущем слайде, это лишь вопрос времени, когда эта красота уйдет. И если ваше представление о себе, о красоте ограничено лишь только физической красотой и привлекательностью, то в этом случае в будущем вас всегда ждет бесконечное разочарование, мучительное расставание с этой красотой. И именно поэтому многие кинозвезды замораживают себе лица. И все видели это, кто-то в живую, кто-то — в новостях по интернету. Когда показывают, какую-то большую великую звезду, она уже не может даже улыбаться, она вынуждена избегать жестикуляции, чтобы сохранить красивый вид. Потому что если много улыбаться, то появятся морщины.

Легко над этим смеяться. Но вопрос в том, какой будет мой архетип, самое глубинное представление о себе? Будет ли это тело или что-то другое.

#01:02:53#

Бхагавад-гите Кришна описывает шаг за шагом, каким образом вы можете перенести свое внимание с этого объективного мира в субъективный, мир души. К примеру, сказано, что есть объекты чувств — то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем. Но выше объектов чувств сами чувства — это наши способности видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать. Но эти чувства — это всего лишь посредники, инструменты, потому что ум является средоточием всего чувственного опыта. Если вы теряете сознание или отвлекаетесь, то вы не видите, что происходит.

Но еще тоньше ума разум. А еще тоньше разума эго. А еще тоньше этого начало мир души, именно там находится душа. Поэтому наше настоящее я покрыто оболочкой эго, приобретенными предрассудками из нашего жизненного опыта из бесчисленных жизней. Впечатления в нашем уме. И все это составляет тонкое тело, на котором основано наше грубое тело.

#01:04:58#

И как же вы, учитывая все это, сможете выразить себя, сквозь все эти фильтры —эго, накопленные предрассудки и отпечатки на уме? Поэтому нам говорят, что цель духовного человека — это устранить эту катаракту невежества с наших глаз и дать нам новое зрение. Даже генетика указывает нам на то, что настоящее «я», глубинное «я» находится в тонком.

Они говорят, что сущность какой-либо личности, находится в коде ДНК. Но это все равно, что сказать, что суть того, что представлено в газете, заключена в чернилах и бумаге. Это лишь поверхностный аспект того, как представлена эта информация, так как одну и ту же информацию можно представить как кириллицей, русскими буквами или латинскими буквами, или множеством иных способов. Но важна сама информация, и она находится на тонком уровне.

#01:06:53#

И наше настоящее, подлинное «я» также находится на тонком уровне. И это хорошо, потому что природа этого тонкого уровня — это вечная красота, вечное очарование, вечная сладость и нежность. Там красота, которая не увядает, не умирает. И по природе своей мы неизбежно ищем этого. Именно поэтому нас так пугает смерть. Это безумно, это парадокс, что мы вынуждены умирать. Но душа не умирает, когда умирает наше тело. Поэтому душа, соприкасаясь с перспективой смерти, приходит в ужас, так как смерть не естественна для души, но неизбежна для тела. Поэтому нам необходимо решить эту проблему. Мементо Мори (MementoMori) — помните о смерти.

И обратившись в субъективный уровень бытия, речь не идет о невротическом состоянии «ой, я умру!» и бояться прикасаться к предметам, закрывать свой рот платочком. Речь не о том, чтобы стать параноиком. Но речь идет о том, чтобы выделить какое-то время, которое есть в нашем распоряжении,  выделить какую-то его часть на субъективное развитие.

#01:09:12#

И я думаю, что именно такова одна из причин, почему вы пришли на эту выставку. Потому что вы рассудили, что соприкоснувшись с этими предметами искусства, произведениями из Индии: «Я выиграю, я приобрету что-то ценное». Так мыслят развивающиеся, растущие люди, прогрессивные люди. Именно это называется культурой. Как я уже рассказывал, слово «культура» происходит от понятия «культивировать, заботиться», то есть сажаем семечко и культивируем его.

И когда мы говорим о субъективной, духовной стороне, то, какого рода семена концепции должны быть посажены в наше сердце, и какого рода плоды они принесут? Иногда люди говорят, что искусство это лучшее из мыслей и событий. Это лучшее из того, о чем люди думали и что они сумели выразить, но если так, то это лучшее только из того, о чем люди могли помыслить. Но есть и еще одна возможность. А именно, что безграничное может явить себя ограниченному. Учитывая то, что безграничное наделено безграничными способностями, это возможно. И это фундамент теистической или богоцентрической точки зрения —убежденность, что безграничное может явить себя ограниченному.

#01:11:55#

И если мы думаем, что мы обогатимся, соприкоснувшись с выражениями лучших мыслей человечества, то представьте, до какой же степени мы обогатимся, соприкоснувшись хотя бы на мгновение с точкой зрения, с мыслями безграничного. Это фундамент теистической культуры. Это духовный путь развития.

#01:12:26#

Слушатель: Кратко расскажите, пожалуйста, суть песни, которую вы пели.

Шрила Госвами Махарадж: Это признание, что мир Гуру выше меня. Мы говорили о том, что безграничное может явить себя в этом мире, но в этой песне выражается готовность стать инструментом, посредником в этом нисхождении. Но духовные люди, Гуру, подобны духовным рудокопам. Они извлекают духовные драгоценности, драгоценности сознания, поэтому от них вы можете почерпнуть духовные, сознательные драгоценности. Но это отдельная тема.

#01:14:00#

Слушатель: Практикуете ли вы медитацию?

Шрила Госвами Махарадж: Да, но не ту медитацию, о которой бытуют стереотипы. Потому что, что такое на самом деле медитация, это означает поглощенность, сосредоточенность, полное погружение в определенного рода мысли. И каким качеством должна обладать такая мысль? Мы утверждаем, что эта мысль должна быть чем-то, что низошло свыше в этот мир из духовных источников посредством божественного звука. Выражен ли этот звук через мантры или через священные писания, или через лекции о духовном. Даже приготовление пищи может быть медитацией. Все что вы делаете, может стать медитацией. Потому что важно, с каким сознанием вы это делаете. Как в юриспруденции определяют, является ли этот поступок преступлением или нет. Часто для этого учитывают намерения. Точно также все, что вы делаете в жизни, вся ваша жизнь может быть медитацией при определенном подходе, если в вас есть определенное устремление.

Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редактор: Сварнанги Деви Даси




←  Фестиваль «Тавале» практической психологии и духовных практик в г. Харькове, 2011 г. ·• Архив новостей •· «Радхаштака» (песня 1). Шрила Бхактивинод Тхакур | “Sri Radhashtaka” (song 1). Srila Bhaktivinod Thakur  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 55.1 МБ)

Russian

#00:00:11#

Сначала я бы хотел сделать небольшое пояснение. На этой выставке вы видите, что представлено множество картин и иных произведений искусства. И сказано, что задача художника своим произведением, своим трудом дать человеку новый взгляд, новые глаза. Мы привыкли к своим привычным взглядам. Но люди, наделенные художественными способностями стремятся помочь нам сменить наше фиксированное старое зрение и научиться смотреть по-новому.

И очень интересно, что здесь есть параллель с Востоком с Индией. Ведь на Востоке когда говорят о классических взаимоотношениях между Гуру и учеником, то иногда используют термин «упанайана», что дословно означает «научиться по-новому смотреть на вещи, обрести новые глаза». Как правило, мы воспринимаем все, опираясь на свой ограниченный, индивидуальный опыт. Я вижу, слышу, обоняю, осязаю, чувствую вкус.

Но есть ограничения, то, что я могу услышать, увидеть, обонять, почувствовать вкус, ограничено. Поэтому нам очевидно, насколько ценна для нас возможность добавить к нашему индивидуальному, непосредственному опыту переживания опыт других людей. Вы тоже что-то слышите, видите, обоняете, осязаете, чувствуете, и поэтому мы можем объединить вместе наши познания. Есть люди, жившие до нас, и мы унаследовали мудрость наших предков.

#00:03:28#

Но во всем этом мы что-то ищем. Иногда говорят, что сейчас мы с вами живем в эпоху поиска. Куда бы мы ни посмотрели, почти у каждого человека в наши дни в руках есть смартфоны, электронные устройства и при помощи этих устройств мы что-то ищем.

В наши дни мы постоянно пользуемся «Гуглом», поисковыми системами, основная идея которых состоит в том, чтобы взять совокупность всего знания, накопленного человечеством, и сделать это знание легко доступным для каждого. Но самый важный вопрос здесь: что именно я ищу? Веды говорят об этом так: «Сейчас, когда вы обрели человеческое рождение, пора вопрошать о духе, о Брахме».  Иными словами,  пора перенести свой поиск на сферы, выходящие за рамки животных, базовых потребностей. И эти базовые потребности, которые объединяют как животных, так и людей, это еда, сон, наслаждение, страх, самооборона. Но что находится в фундаменте нашего поиска, внешние достижения или внутренние? На самом деле мы ищем чувство внутренней полноты, внутренней исполненности. И мы не найдем счастья, лишь только приобретая, контролируя и потребляя.

#00:06:25#

Иногда это формулируют как «соблазн духа». То есть наш дух падает жертвой соблазна этой идеи, что я буду счастлив, буду счастлива, если буду обретать, употреблять, контролировать вещи. И многие люди замечали, что в наше время основные идеи, основные взгляды на жизнь мы получаем, черпаем, как правило, не из литературы, не из произведения искусства, а из рекламы. Это должно быть вам знакомо — Мастер кард. И каков их лозунг? «Стань мастером, хозяином своих возможностей!». Они продают эту идею, что когда вы получите эту карту, «Мастер кард», то тогда вы сможете свободно приобретать, контролировать и наслаждаться различными предметами и тем самым обретете удовлетворение. И они говорят, что не стоит ограничивать свое потребление.

#00:08:17#

Поэтому еще один небезразличный рекламный ролик — «Просто сделай это!» Какая идея заложена в эту концепцию? Они осуждают совесть. Каждому свойственно интуитивное понимание, что ограничивая себя, сдерживая себя, я обрету что-то ценное. Но здесь этот лозунг говорит: «Не сдерживайте себя, не обращайте внимания на голос совести, просто делайте это!» Самый главный вопрос: почему, для чего? И Лореаль отвечает нам: «Потому что ты этого достоин!» И тут мы снова приходим к этой концепции, к этой идее. Нам говорят: «Ты — пуп земли, центр Вселенной!» И через потребление, удовлетворяя свои желания, я обрету счастье!

А одна рекламная компания выразила свой рекламный слоган предельно откровенным, неприкрытым образом: «Дозволяется все! Никакой вины!» Но если рассмотреть эту концепцию подробнее, то она разваливается на глазах. Потому что нам необходимо учитывать тот факт, что каждое действие влечет за собой равное противодействие.

#00:10:43#

Некто написал книгу, которая называется «Почему плохие вещи происходят с хорошими людьми?»  Чтобы ответить на этот вопрос необязательно писать книгу. На этот вопрос можно ответить одним словом —  карма. Именно карма есть та причина, по которой плохие вещи происходят с хорошими людьми. Мы страдаем от последствий своих прошлых поступков. И в ведических произведениях, таких, как Бхагавад-гита, этот вопрос рассматривается очень подробно.

Итак, мы говорили о том, что цель художника — это дать людям новые глаза, новое зрение. Как рекламодатели иногда спрашивают нас: «А обладаете ли вы телом, которым бы вам хотелось?» Потому что мы приравниваем тело и себя. В ведических, мистических писаниях сказано:

#00:12:20#

тамаса баху-рупена вештитах кармахетуна

(«Ману-самхита», 1.49)

«Мы все в настоящее время одеты в свои кармические одеяния». Только чья-то одежда — это тело человека, а кто-то одет животным, кто-то одет рыбой или растением. Поэтому тело — это биологическое выражение иллюзии души, и материальная природа обеспечивает нас в соответствии с этими иллюзиями одним из миллионов форм тел.

Поэтому, когда вам говорят: «А есть ли у вас тело, которое вам бы нравилось?  Вот, например, взгляните, очень красивое тело!»

Кто-нибудь знает, что здесь изображено? Это глаза комара. Очень красивые глаза. Мы слышали из Бхагавад-гиты, что в природе есть три начала, три гуны природы: благость, страсть и невежество. Можно сравнить их с тремя базовыми цветами: красный, синий и зеленый. Подобно тому, как из трех основных цветов благодаря смешению рождаются миллионы цветовых оттенков, так и при смешении различных комбинаций этих трех начал, трех гун, появляется миллион различных форм жизни, которые дают нам возможность попробовать наслаждаться этим миром. Но даст ли это пищу душе?

#00:15:12#

И мы возвращаемся к этой идее — в чем же цель художника? В том же, в чем и цель духовного человека — понять, что пища души есть красота.

На этой выставке представлены работы многих поэтов и художников, и один из таких поэтов из Бенгалии однажды написал следующие слова: «Если культивировать человеческое сердце, позаботиться о человеческом сердце, то какого рода золото вы сможете найти в нем?» Ведь цель этой выставки, как и любого художественного мероприятия, это позаботиться о сердце, дать ему пищу.

Известные слова Достоевского: «Красота спасет мир». Обычно мы думаем, что мир может спасти только какая-нибудь политическая система или экономическая система или какие-то еще устроения. Но Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Но остается вопрос: где мы ищем красоту, в объективном мире или в субъективном? Глядя на индийскую культуру сложно не заметить яркость красок, праздничную атмосферу. Но это опять же подталкивает нас к вопросу: где искать? Объективным образом или субъективным? Сознание порождено объективным миром или же объективный мир плавает в сознании?

#00:18:05#

Иногда наш Гуру Махарадж шутил подобным образом, он говорил: «Может ли сознание породить камень или же разумнее понять, что в океане сознания плавает концепция камня, представление о камне?» Весь объективный мир подобен айсбергу, что плавает по поверхности океана сознания. На какие бы объекты мы не взглянули, это субъективные концепции. Мы говорим, что этот предмет твердый или мягкий, высокий или низкий, темный или светлый. Поэтому, о чем бы мы ни думали, это все не что иное, как различные концепции, которые плавают в нашем сознании.

Но мы отождествляем себя с этим телом и тем, что с ним связано. Пураны в этой связи приводят пример Луны, свет которой падает на пруд. И говорят, что если вы будете смотреть на отражение Луны в этом пруду и возьмете палку и начнете мутить воду, пускать волны по ее поверхности, то отражение Луны также будет колебаться под воздействием этих волн. Но сама Луна от этого никак не изменяется, не колеблется, лишь только отражение меняется. Подобным же образом мы отражаемся в своих телесных обстоятельствах, в теле. Но сейчас нас учат тому, что объективный мир — это самое настоящее.

#00:21:19#

Преобладающий взгляд на мир таков, что мы живем в мире, в котором огромное количество звезд, триллион триллионов звезд. Конечно же, можно по-разному считать, делать разные заключения. Но в любом случае их очень много. И нам говорят, что среди всего этого триллиона триллионов звезд есть одна известная нам крошечная, голубая планета, которую мы называем Земля. И на этой планете живет наделенная сознанием элита. Поэтому здесь мы говорим не об одном шансе из миллиона, но скорее всего об одном шансе из миллиона миллионов миллионов. Такова преобладающая парадигма.

Но Веды говорят о чем-то противоположном. Как я говорил раньше, что весь объективный мир плавает в океане сознания. И в этом сценарии объективный мир — это самая малая часть, а сознание огромно. А пища сознания, его цель, его устремления — это нечто самое огромное. И это анандам — счастье, радость.

#00:23:35#

Можно сказать, что это вопрос богоцентрического взгляда на мир или эгоцентрического? Был такой христианский богослов по имени Джон Хик, который говорил, что Христианство находится на пороге Коперниковой революции. Мы знаем, что до Коперника преобладала идея геоцентрического мира, что земля находится в центре, а вокруг нее обращается множество планет. Но потом пришел Коперник и предложил идею гелиоцентрического взгляда. Согласно этой системе Солнце находится в центре, а Земля вместе с другими небесными телами обращается вокруг этого Солнца. И Джон Хик говорил, что сейчас Христианство находится на пороге подобной же Коперниковой революции.

Ведь до этого мы считали, что эта концепция — это центральный взгляд, а все остальное лишь относительно его. Но сейчас мы вот-вот поймем, что есть одна, абсолютно центральная истина, а наша система, наши взгляды — это одна из множества систем наряду с ними обращающимися вокруг центральной, абсолютной истины. Но как же тогда определить сравнительную ценность этих систем, как сравнить?

#00:25:53#

В этой картинке заключен двойной смысл, потому что внизу изображена солнечная система. Здесь на самом деле даже тройной смысл. В то же время это деньги. Какого рода деньги? Это польские злоты. Когда мы касаемся мира капитала, мира денег, то нам всем очевидно, что есть многообразие различных видов денег, валют. Бывают доллары, евро, злоты, рубли, йены. Мы также понимаем, что в каждой конкретной стране, в каждой местности местная валюта, местное наименование становится синонимом понятия денег, и, безусловно, каждая из валют обладает своей ценностью. Но было бы очень глупо с нашей стороны утверждать, что курс обмена между всеми валютами мира должен быть один к одному. Поэтому необходим абсолютный эталон, относительно которого мы можем сравнить их ценность. Тогда мы сможем определить их относительную ценность.

#00:27:53#

Итак, когда мы хотим сравнивать ценность теистических, богоцентрических систем, как нам найти такой эталон? Для этого нам необходимо понять природу первоисточника. Есть санскритское слово «раса», у которого очень много значений, оно может означать «вкус», «аромат», «любовь», «жидкость». И мы утверждаем, до какой степени теистическая система допускает, и продвигает близкие взаимоотношения, до той степени мы признаем ее более высокое положение. Все это указывает на личность.

Мы слышали это санскритское выражение: «сат-чит-анандам», что означает «бытие, сознание и экстаз». И эта самая красота, этот самый экстаз на некоторых картинах этой выставки изображен собственной персоной, в личности Кришны. Ученые говорят, что когда мы познаем природу первоисточника, то тогда мы сможем по-настоящему понять смыл, предназначение жизни. Когда мы поймем, откуда мы все пришли, это позволит нам не только понять свое нынешнее положение, но и правильно поставить перед собой будущие цели.

#00:30:24#

Но верно ли говорить, что первоисточник всего, включая личности, это что-то безличное? Мы начали с того, что упомянули об ограниченности наших с вами способностей: видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать вкус.

Однажды я летел из Китая в Америку, из Пекина в Нью-Йорк, и рядом со мной на соседнем кресле сидел один из ведущих американских компьютерных специалистов китайского происхождения. Я задал ему простой вопрос: «Можете ли вы утверждать с абсолютной убежденностью, с абсолютной уверенностью, что первоисточник всех прекрасных ароматов, запахов лишен обоняния?» Он дал честный ответ: «То, как Вы сформулировали это, то есть с абсолютной убежденностью я не могу этого сказать». Аналогичным образом мы можем рассмотреть все другие чувства и прийти к выводу о том, можно ли говорить, что первоисточник всяких чувственных переживаний сам лишен чувств.

#00:32:30#

На этой выставке очень ярко проявлено явление пола, мужского и женского начала. Боги и Богини; мужское и женское; мужской и женский архетипы. Можем ли мы сказать с абсолютной уверенностью, что первоисточник всего мужского и женского, всех мужских и женских архетипов это что-то среднего рода или же бесполое? Художники пытаются найти следы божественного в природе. Как Леонардо Да Винчи и его «Золотая пропорция». Он заметил этот шаблон золотого сечения в наутилусе, моллюске.

Вот таким образом, как на этом рисунке можно разделить холст. И то место, в котором сходится спираль, в правой части картины, это называется визуальным центром картины. Поэтому художники, фотографы, графические дизайнеры знают, что самая яркая часть картины должна находиться именно в этом месте.

Леонардо Да Винчи обнаружил этот принцип, изучая строение наутилуса. Там внизу приведена математическая формула, как вычислить это соотношение. То есть люди пытаются найти следы божественного даже в объективном мире. Таковы некоторые из вещей, которые я бы хотел обсудить сегодня.

#00:36:05#

Слушатель: Я правильно вас понял, что научный, объективный мир, является единственной истиной по вашему мнению?

Шрила Госвами Махарадж: Я не припомню, чтобы я так говорил. Точнее я говорил о противоположном. В следующий раз постараюсь быть точнее. Я шучу, но если серьезно, что я хотел сказать, это что научный подход работает замечательно для измерения объективного мира. Но он не поможет нам в измерении субъективного мира.

К примеру, мы не можем доказать, что любовь существует. Не существует математической формулы любви. Как на последнем слайде вы видели эту математическую формулу, в которой была сделана попытка выразить принцип элегантности. Но вы не сможете доказать, что любовь существует. Скорее, наоборот, с научной, статистической точки зрения можно предоставить много доказательств противоположного.

#00:38:11#

Например, мужчина и женщина любят друг друга. Особенно если они молоды, то какой-то более пожилой, умудренный опытом человек может подойти к ним и сказать: «Вы же знаете, что по статистике большинство браков заканчиваются разводом». Но молодые люди все равно скажут: «Нет, у нас любовь». Им возразят: «Может быть, но вы же знаете, что любовь невозможно доказать научно». Вы не можете вычислить ее математически.

Может быть, кому-то следовало написать книгу «Иллюзия любви». Но почему все эти люди, даже самые рациональные мыслители верят в любовь и ее перспективы? Потому что чем бы или кем бы мы ни были, любовь, нежность, красота, очарование, сладость — это нечто, присущее нам по самой нашей природе. Это один из факторов, который указывает нам на необходимость поиска внутреннего «я».

#00:40:12#

Поэтому индийская точка зрения такова, что сейчас душа находится в машине, которая называется телом, и это субъективное начало, душа, посредством тела двигается по объективному миру. Ранее мы также говорили о способности произведений искусства питать душу красотой. И это нечто неразрывно связано с самим существованием души. Вы не можете доказать существование красоты.

Еще один слайд я не показал ранее, он об одном произведении Пабло Пикассо. Это произведение было однажды продано на аукционе «Кристи». Вот эта самая картина была продана на аукционе за сто миллионов евро. Это портрет жены Пикассо. Дора Мора, кстати, она была русской. Она похожа на русскую? Вам виднее.  Вы видите, что они даже держат картину белыми перчатками. Если мы измерим объективную ценность этой картины, то придем примерно к таким заключениям: стоимость холста, стоимость красок плюс темпера, плюс, может быть, что-то еще — максимум двадцать пять евро. Но как это превратилось в сто миллионов евро? Из субъективного аспекта. И это нечто, что способны увидеть только горстка ценителей, эксперты в вопросах тонких вещей, в вопросах вкуса.

#00:43:04#

Мы знаем, что иногда под видом искусства предлагают какие-то дикости, которые обычному человеку кажутся лишенными всякой ценности. Но тут мы можем напомнить себе, что золото и бриллианты для животных не представляют никакой ценности. Поэтому можно что-то сказать о важности развития вкуса, развития способности ценить более тонкие вещи.

В Британском музее современного искусства однажды произошел казус. Вечером, убирая эту выставку, уборщик выбросил один из экспонатов. Потому что с его точки зрения этот экспонат выглядел, как куча мусора. И он, наверное, сказал: «Ну, кто тут опять намусорил, собрал все и вынес?» А на следующий день пришли эксперты и воскликнули: «Что произошло? Этот человек выбросил наш труд, который стоит сто тысяч фунтов». И можно даже сказать, что с объективной точки зрения эта картина не целостна. Эта картина с объективной точки зрения постепенно распадается. Если бы вы сделали ускоренное воспроизведение этой картины, вы бы увидели, постепенно яркость красок падает. Но с ходом времени субъективная ценность растет.

#00:45:20#

Все это я говорю к тому, чтобы подвести к мысли, что субъективное — это нечто подлинно ценное. Когда речь заходит о том, чтобы оценить, измерить те вещи, которые дороги нашим сердцам. Речь идет о таких вещах, как любовь, красота, нежность. Это вовсе не означает, что наука и технологии, научный подход бессмысленны. Мы лишь говорим о том, что научный подход ограничен. Подобно тому, как мы не будем полагаться на заключения богословов, если мы хотим измерить материальную вселенную и ее свойства. И обратным образом мы не будем полагаться на ученых и их методы в вопросах измерения безграничного, Бога или даже искусства, литературы, рассказов.

#00:47:00#

Сегодня ранее я беседовал с одним человеком и сказал: «Вы могли бы заставить компьютер проанализировать труды Чехова. Компьютер мог бы сказать, что этот писатель использует такой-то словарный запас, такие-то слова идут с такой-то частотой. Но компьютер при всем при этом не сумеет написать «чеховский» рассказ. Сколь искусно он в столь коротком рассказе смог явить глубокую истину».

Как наш друг Пикассо говорил: «Искусство — это ложь, что рассказывает истину». А писатели говорят об этом так: «Если вы хотите поведать правду, то пишите выдуманные истории».

Итак, Чехов писал великолепные короткие рассказы, которые доносили очень глубокие философские идеи, и при этом в буквальном смысле эти истории могут быть неправдивы. Одна из классических тем современного искусства — это «MementoMori». То есть помни, что ты умрешь. И это же одна из постоянных тем индийского мистицизма.

#00:49:00#

Недавно мы все слышали о смерти Стива Джобса. Это также была одна из его излюбленных тем. Он говорил о себе: «Знание, что я умру, позволило мне сосредоточиться и ясно увидеть свои цели». Ведь он знал о смертельной болезни за семь лет до своей смерти. Однако все это происходит с нами одновременно со множеством других событий.

Есть знаменитая картина Брейгеля «Падение Икара». И что показывает художник на этой картине, что здесь один человек пашет поле, другой пасет овец, третий занимается еще чем-то, жизнь продолжается, идет своим чередом, когда еще один человек погиб.

#00:50:58#

И в одном из чеховских рассказов один человек получил записку от девушки, в которой говорилось: «Встретимся в полночь на кладбище». Она играла с его умом. Он подумал: «Наверное, это все не взаправду, наверное, она просто дразнит меня. А я рациональный человек, я ученый. Таким меня не одурачить». Но он продолжал об этом думать, он вспоминал о красоте, об очаровании этой девушки. И как не трудно догадаться, в полдвенадцатого он приказал подать кучера, чтобы приехать на кладбище в назначенный час. Итак, он прибыл на кладбище. И вот в чем мастерство Чехова. В этот момент, читая, вы думаете об этой истории, о том, встретится ли он с девушкой, но на самом деле Чехов хочет привлечь ваше внимание к другой истине. Помните, что цель художника дать нам новые глаза.

#00:52:48#

Итак, гуляя по кладбищу в ожидании, этот человек смотрел на надгробные плиты, на их надписи с именами, датами рождения, датами смерти. И он видел там могилы девушек, женщин и думал, что они раньше тоже были юны и очаровательны, как и эта особа. У них было свое романтическое очарование. Но здесь все окончилось. Поэтому один поэт сказал:

Померкнет воздух рая,

Увянут розы мая

Прах скроет лик Елены

Все люди смертны и также королевы.

И мы снова возвращаемся к извечной теме смерти. Здесь вы видите, смерть держит часы над ее головой. А она тем временем поглощена разглядыванием собственного отражения в зеркале. Можем ли мы вспомнить еще пример кого-то, кто бы разглядывал себя в зеркале? Нарцисс. Мы можем задаться таким вопросом: «А зеркало является отражением нашего я? Настоящее ли это отражение нашего я?» Но зеркало показывает нам только то, что мы сами спроецировали, наше настоящее я спроецировало себя в этот объективный мир ложным образом, поэтому зеркало показывает нам лишь наше внешнее, ложное я. Поэтому и восточная культура, и западная, они все стараются подвести нас к этому обращению внутрь себя.

#00:55:45#

Слушатель: Скажите, по какой причине вы стали монахом?

У меня было два брата. У мамы было трое детей. Моя бабушка всегда хотела, чтобы кто-то из нашего поколения, кто-то из нашей семьи посвятил себя духовной жизни, но из нас троих я был младшим братом и от меня в меньшей степени ожидали, что я стану каким-то духовным человеком. Меня скорее можно было бы описать, как «искатель наслаждений». И можно сказать так, что исчерпав доступные  различные наслаждения, я пришел к выводу, что на самом деле я ищу абсолютного наслаждения. До какой-то степени я понял бренность радостей этого мира. И затем, когда я начал слушать святых мистиков, святые писания, это пробудило внутренний поиск во мне.

#00:58:00#

Слушатель: Можете ли вы сказать, что вы не нуждаетесь в радостях, удовольствиях этого мира?

Шрила Госвами Махарадж: В вакууме невозможно прожить. Но если говорить о том, что находится в самой глубине моего сердца, самое главное в моей жизни, то именно этот внутренний поиск. Поэтому есть баланс. То есть вместо того, чтобы искать удовлетворение своей жизни во внешнем мире, я ищу его, погружаясь вглубь. И это одна из причин, почему я иногда прибегаю к примерам из искусства или литературы. Потому что, соприкасаясь с искусством, мы испытываем своего рода поддержку, особого рода вкус. Поэтому мы говорим, что красота — это пища души, но не временная красота, а вечная красота, что-то вечно прекрасное. То, что вечно на самом тонком плане бытия, который самый настоящий план бытия.

#00:59:43#

К примеру, мы осмотрим женскую красоту. Совсем рядом с нами на противоположной улице есть ГУМ, крупный торговый центр и большинство магазинчиков в нем направлено на женщин, на их стремление воплотить свою женскую красоту. Но как мы показывали на предыдущем слайде, это лишь вопрос времени, когда эта красота уйдет. И если ваше представление о себе, о красоте ограничено лишь только физической красотой и привлекательностью, то в этом случае в будущем вас всегда ждет бесконечное разочарование, мучительное расставание с этой красотой. И именно поэтому многие кинозвезды замораживают себе лица. И все видели это, кто-то в живую, кто-то — в новостях по интернету. Когда показывают, какую-то большую великую звезду, она уже не может даже улыбаться, она вынуждена избегать жестикуляции, чтобы сохранить красивый вид. Потому что если много улыбаться, то появятся морщины.

Легко над этим смеяться. Но вопрос в том, какой будет мой архетип, самое глубинное представление о себе? Будет ли это тело или что-то другое.

#01:02:53#

Бхагавад-гите Кришна описывает шаг за шагом, каким образом вы можете перенести свое внимание с этого объективного мира в субъективный, мир души. К примеру, сказано, что есть объекты чувств — то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем. Но выше объектов чувств сами чувства — это наши способности видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать. Но эти чувства — это всего лишь посредники, инструменты, потому что ум является средоточием всего чувственного опыта. Если вы теряете сознание или отвлекаетесь, то вы не видите, что происходит.

Но еще тоньше ума разум. А еще тоньше разума эго. А еще тоньше этого начало мир души, именно там находится душа. Поэтому наше настоящее я покрыто оболочкой эго, приобретенными предрассудками из нашего жизненного опыта из бесчисленных жизней. Впечатления в нашем уме. И все это составляет тонкое тело, на котором основано наше грубое тело.

#01:04:58#

И как же вы, учитывая все это, сможете выразить себя, сквозь все эти фильтры —эго, накопленные предрассудки и отпечатки на уме? Поэтому нам говорят, что цель духовного человека — это устранить эту катаракту невежества с наших глаз и дать нам новое зрение. Даже генетика указывает нам на то, что настоящее «я», глубинное «я» находится в тонком.

Они говорят, что сущность какой-либо личности, находится в коде ДНК. Но это все равно, что сказать, что суть того, что представлено в газете, заключена в чернилах и бумаге. Это лишь поверхностный аспект того, как представлена эта информация, так как одну и ту же информацию можно представить как кириллицей, русскими буквами или латинскими буквами, или множеством иных способов. Но важна сама информация, и она находится на тонком уровне.

#01:06:53#

И наше настоящее, подлинное «я» также находится на тонком уровне. И это хорошо, потому что природа этого тонкого уровня — это вечная красота, вечное очарование, вечная сладость и нежность. Там красота, которая не увядает, не умирает. И по природе своей мы неизбежно ищем этого. Именно поэтому нас так пугает смерть. Это безумно, это парадокс, что мы вынуждены умирать. Но душа не умирает, когда умирает наше тело. Поэтому душа, соприкасаясь с перспективой смерти, приходит в ужас, так как смерть не естественна для души, но неизбежна для тела. Поэтому нам необходимо решить эту проблему. Мементо Мори (MementoMori) — помните о смерти.

И обратившись в субъективный уровень бытия, речь не идет о невротическом состоянии «ой, я умру!» и бояться прикасаться к предметам, закрывать свой рот платочком. Речь не о том, чтобы стать параноиком. Но речь идет о том, чтобы выделить какое-то время, которое есть в нашем распоряжении,  выделить какую-то его часть на субъективное развитие.

#01:09:12#

И я думаю, что именно такова одна из причин, почему вы пришли на эту выставку. Потому что вы рассудили, что соприкоснувшись с этими предметами искусства, произведениями из Индии: «Я выиграю, я приобрету что-то ценное». Так мыслят развивающиеся, растущие люди, прогрессивные люди. Именно это называется культурой. Как я уже рассказывал, слово «культура» происходит от понятия «культивировать, заботиться», то есть сажаем семечко и культивируем его.

И когда мы говорим о субъективной, духовной стороне, то, какого рода семена концепции должны быть посажены в наше сердце, и какого рода плоды они принесут? Иногда люди говорят, что искусство это лучшее из мыслей и событий. Это лучшее из того, о чем люди думали и что они сумели выразить, но если так, то это лучшее только из того, о чем люди могли помыслить. Но есть и еще одна возможность. А именно, что безграничное может явить себя ограниченному. Учитывая то, что безграничное наделено безграничными способностями, это возможно. И это фундамент теистической или богоцентрической точки зрения —убежденность, что безграничное может явить себя ограниченному.

#01:11:55#

И если мы думаем, что мы обогатимся, соприкоснувшись с выражениями лучших мыслей человечества, то представьте, до какой же степени мы обогатимся, соприкоснувшись хотя бы на мгновение с точкой зрения, с мыслями безграничного. Это фундамент теистической культуры. Это духовный путь развития.

#01:12:26#

Слушатель: Кратко расскажите, пожалуйста, суть песни, которую вы пели.

Шрила Госвами Махарадж: Это признание, что мир Гуру выше меня. Мы говорили о том, что безграничное может явить себя в этом мире, но в этой песне выражается готовность стать инструментом, посредником в этом нисхождении. Но духовные люди, Гуру, подобны духовным рудокопам. Они извлекают духовные драгоценности, драгоценности сознания, поэтому от них вы можете почерпнуть духовные, сознательные драгоценности. Но это отдельная тема.

#01:14:00#

Слушатель: Практикуете ли вы медитацию?

Шрила Госвами Махарадж: Да, но не ту медитацию, о которой бытуют стереотипы. Потому что, что такое на самом деле медитация, это означает поглощенность, сосредоточенность, полное погружение в определенного рода мысли. И каким качеством должна обладать такая мысль? Мы утверждаем, что эта мысль должна быть чем-то, что низошло свыше в этот мир из духовных источников посредством божественного звука. Выражен ли этот звук через мантры или через священные писания, или через лекции о духовном. Даже приготовление пищи может быть медитацией. Все что вы делаете, может стать медитацией. Потому что важно, с каким сознанием вы это делаете. Как в юриспруденции определяют, является ли этот поступок преступлением или нет. Часто для этого учитывают намерения. Точно также все, что вы делаете в жизни, вся ваша жизнь может быть медитацией при определенном подходе, если в вас есть определенное устремление.

Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редактор: Сварнанги Деви Даси


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования