«Умонастроение Лалиты Деви и Сварупы Дамодара». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж и Садху Прия Прабху. 4 сентября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург




скачать (формат MP3, 28.96M)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Садху Прия Прабху

Умонастроение Лалиты Деви и Сварупы Дамодара

(4 сентября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Авадхут Махарадж. Это песня падшей души. И мы можем сказать себе: «Почему падшая душа может петь такую песню?» Вайшнав — это святая личность, он совершенен во всем. Но мы помним о том, что речь идет о безграничном, и умонастроение вайшнава является не процессом покаяния нашего сознания. Мы постоянно совершаем грехи. В процессе этого плохо себя чувствуем, у нас кошки скребут на душе. Но подлинный святой всегда считает себя несовершенной личностью, чем бы совершенным он ни занимался. Сказано, что подлинный преданный совершает служение, получает результат этого служения, а потом результат предлагает Господу. Он не говорит: «Я обрел результат служения». Как настоящий капиталист, он заработал деньги и тут же их вложил, даже не получив их в руки.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:01:34#

Часто мы обращаемся своими молитвами к Господу. Мы знаем, насколько мы несовершенно можем молиться, но когда мы хотим увидеть совершенные молитвы, мы обращаемся к молитвам вайшнавов. Вот наши некоторые молодые преданные тоже пишут стихи, молитвы. Мы сейчас послушаем их. Давай.

[Абхирам Тхакур Прабху подносит гирлянду Авадхуту Махараджу. Прославления.]

#00:02:06#

Девочка.

Храм любимый, храм священный.
Храм, он любит нас всегда.
И не покинет он нас с вами
Никогда.
И добрые зверюшки
Живут там вместе с нами.
И добрый Кеша, наш котенок,
Он там всем принадлежит.
И прасадная еда,
Она очень нам нужна.
Сейчас строго в храме надо,
Но мы будем там всегда.
Ладно,
Мне в храм уже пора.
А теперь — пока.

#00:02:41#

Авадхут Махарадж. Харибол! [Говорит по-английски.] Видите, какие потрясающие стихи, и чувствуете, как тонко подмечено про зверюшек? Где-то мы начинаем с уровня зверюшек, потому что зверюшки живут ради инстинктов: еда, продолжение рода, защита, оборона. Ты очень хорошо сказала в своей поэзии, что мы живем вместе со зверями, да? Но сознание Кришны — это как раз то, что делает человека [человеком], выводит его из инстинктивного состояния. Понятно, что хочется есть, хочется продолжать род, хочется обороняться как можно лучше и больше. Если мы живем только в рамках инстинктов, тогда мы подобны этим самым зверюшкам, которые живут не задумываясь. Но мы мыслим о Божественном, о самопожертвовании, хотим превзойти свою низшую природу, как бы трудно нам это ни было, потому что кажется, что инстинкты держат нас полностью в плену. Но тем не менее мы знаем, что мы способны превзойти инстинкты хотя бы на время. И это происходит в процессе служения.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:05:06#

[Обрыв записи. Завершение киртана.]

Джай Шрила Гурудев ки джай!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шри харинама-санкиртана ки джай!

Джай шри бхакта-вринда ки джай!

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

Вы знаете, что сегодня день явления Лалиты [Деви], и сегодня мы должны сказать несколько слов об этом празднике, о сознании Кришны вообще как таковом. У нас в гостях Садху Прия Прабху. Я думаю, что он как гость начнет, а я завершу.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:06:44#

Я сказал, Садху [Прия Прабху], ты начнешь готовить, я закончу, добавлю масалы. [Нитья] Гопал [Прабху] скажет, вкусно получилось или нет. Он из Навадвипы, родился рядом с храмом, поэтому в его сердце всегда есть способность услышать и сказать: «Да, это было того [соответствующего] качества», или надо добавить [еще какие-то ингредиенты].

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:07:29#

Садху Прия Прабху. Сегодня, перед днем явления Радхарани, в день явления Лалиты [Деви] у Гурудева был самый счастливый день в году обычно. Гурудев, имея дело с такими людьми, как мы, понятно, не всегда был в постоянном экстазе. Иногда даже, глядя на нас, он был немножко расстроенным. Но в такой день, как день явления Лалиты, ничто не могло принести Гурудеву [беспокойства], ничто не могло его обломать. Так получилось, что когда Шрила Гурудев присоединился к миссии в 1947 году, то через какое-то время они отправились с Шрилой Гуру Махараджем — Шрилой Шридхаром Махараджем — на парикраму [вокруг] Вриндавана. Обойдя Вриндаван, Шрила Гуру Махарадж задал ему очень смиренно, тихо вопрос. Он сказал: «Что тебе понравилось больше всего во Вриндаване?» И Шрила Гурудев искренне ему ответил. Он сказал: «Мне все понравилось. Очень классно. Но вот место явления Лалиты тронуло мое сердце [больше всего]». Гурудев это сказал, и это было правдой. И, чтобы сохранить это чистое чувство, он никогда не вернулся туда, даже спустя многие-многие годы. Он хотел, чтобы это чувство первого посещения этого места было всегда глубоко с ним. Он не хотел изменить отношение, не хотел, чтобы мирское несветлое [чувство] поселилось в его сердце.

#00:10:09#

Также он в день явления Лалиты Деви сказал: «Не думайте, что только здесь, в этом мире, мы пытаемся привлечь людей к сознанию Кришны, к служению Кришне. Даже во Вриндаване в какой-то момент Лалита понимает, что ей недостает слуг. Она идет по Вриндавану и думает: „Кто достоин? Кого я могу обратить в столь глубокое сознание Кришны?“»

#00:10:49#

Когда мы говорим о святых днях, которые мы отмечаем, памятуем об этом, потому что каждое соприкосновение с сознанием Кришны — это способность выйти на более глубокий уровень. И сегодня тот день, когда, памятуя обо всех этих местах, мы можем углубить свое сознание Кришны. Мы можем получить особую милость, подняться на неизведанный нами духовный путь. Мы говорим о сознании Кришны, мы сравниваем его часто с океаном, но поток служения мы можем сравнивать с волнами. Иногда океан очень ровный, волны кажутся такими нежными, плавными, но иногда в какие-то моменты случается буря, как наш фестиваль. Нам нужно носиться, выполнять много служения. А потом опять что-то спокойное. Рупа Госвами, который является ачарьей, занимает особое положение в нашей линии, в своей поэзии тоже явил особое положение Лалиты Деви:

#00:12:34#

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-,
нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м,
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми[1]

Это первая шлока из восьми шлок, которая говорит о гунах, качествах, Лалиты Деви. Шрила Гурудев часто повторял эту шлоку для нас. Суть этой шлоки такова, что Лалита настолько глубоко заботится о Радхе с Кришной, что не хочет, чтобы даже капелька пота помешала Им. Она готова подбежать и вытереть эту капельку пота в любой момент, потому что ее единственное желание — доставление Им счастья, это становится целью ее счастья. Ее самопожертвование, самозабвение столь велико, что ради Их удовлетворения она готова принять миллиарды рождений в материальном мире или совершать любые аскезы, пройти любые трудности, лишь бы только Они были удовлетворены. И слово прагалбдха̄м означает «невозможно терпеть».

#00:14:39#

С одной стороны, мы слышали, что терпение и смирение — это залог духовной жизни, но также в этом стихе сказано, что она не способна терпеть даже капельку пота. Ее нетерпимость не относится к ее личному характеру, нетерпимость ее состоит в том, что ради удовлетворения объектов своего служения она готова на все. Таково ее умонастроение, и так же думают преданные. Преданные думают так: «Я закрою собой все амбразуры, я приму на себя все неудобства, но я сделаю все таким образом, чтобы мой Гуру и те, кому я поклоняюсь, чувствовали себя полностью комфортно».

#00:15:52#

Если говорить о практической жизни нашего Гурудева, то умонастроение Лалиты было движителем его духовной жизни, это было его внутренним состоянием, он говорил: «Пускай Гуру Махарадж находится там, наверху, пускай он читает эти возвышенные шлоки, мыслит об этих возвышенных вещах, пускай он медитирует на Господа. Я же буду внизу, я буду разруливать дела миссии, чтобы Гуру Махараджу не нужно было ломать голову. Я сделаю все, чтобы он спокойно мог наслаждаться этим высшим духовным экстазом. Я же пожертвую собой ради служения ему».

#00:16:37#

В этом прославлении Рупы Госвами есть еще другие стихи, но Шрила Гурудев не хотел, чтобы мы копались, пытались вытащить какую-то сокровенную суть, поскольку мы еще не готовы для этого. Поэтому мы оставляем эти стихи до того момента, когда мы созреем оценить то духовное сокровище, которым мы обладаем. Часто мы слышим шлоку Прабодхананды Сарасвати Тхакура:

#00:17:04#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде…[2]

Эта шлока говорит о том, что мы через поклонение Махапрабху, через этот путь самопредания придем к высшим заключениям.

#00:17:42#

Шрила Кави Карнапур, великий вайшнавский поэт и святой, написал особую книгу, которая называется «Гаура-ганнодеша-дипика». В этой книге он описал всех спутников Гауранги Махапрабху, а также написал, кто они на самом деле в духовном мире, какое положение они занимают в духовном мире. Таким образом, обратившись к Кави Карнапуру, мы можем увидеть, что Лалита Деви заняла положение Сварупы Дамодара, первого секретаря Махапрабху в гаура-лиле. В гаура-лиле она вела себя как секретарь, как самый главный, близкий человек, который совершал сокровенное служение Махапрабху.

#00:18:49#

Сварупа Дамодар не только совершал сокровенное служение. Кадачи, его дневники, легли в основу «Шри Чайтанья-чаритамриты». Шрила Шридхар Махарадж сказал, что «Шри Чайтанья-чаритамрита» — это высшее трансцендентное [писание], которое только могло быть явлено в этом мире. Но если мы отправимся к истокам этой книги, то мы увидим, что Сварупа Дамодар дал основу [для] этой книги, основу сознания Кришны. Не зря Сварупа Дамодар — это положение Лалиты, ибо из духовного подвига Сварупы Дамодара, его безграничного служения, его способности удовлетворить Махапрабху мы можем увидеть аспекты характера Лалиты Деви. Так происходило, что пока Сварупа Дамодар не утвердил какую-либо поэзию, это не могло прийти в руки Чайтаньи Махапрабху, поскольку Чайтанья Махапрабху обладал глубокой способностью переживать духовную расу. И, чтобы не нарушить поток этой расы, Сварупа Дамодар давал Ему только то, что было необходимо для Него, что обладало духовной ценностью.

#00:20:41#

Также в «Чайтанья-чаритамрите» описана Хера-панчами. Это последняя часть Ратха-ятры в Джаганнатха Пури. Мы знаем, что Господь Джаганнатх во время Ратха-ятры покидает главный храм и приезжает в храм Гундича, где гостит у царицы Гундичи. Через какое-то время Лакшми гневается, она говорит: «Где мой Господь? Куда Он уехал? Почему Он оставил меня?» И она отправляется за Господом Джаганнатхом. Надев все свои царские атрибуты, сокровища, всю свою айшварью, со своими слугами Лакшми буквально врывается в Гундичу и говорит: «В чем дело? Где мой Господь?» Слуги богини Лакшми оттесняют слуг Джаганнатха, бьют их, разгоняют, говорят: «Убирайтесь вон отсюда! Лакшми пришла забрать своего Господа обратно». И в этот момент Шривас Тхакур увидел очень прекрасную возможность для себя. Он сказал: «Посмотри, Сварупа, сколь прекрасна, сколь красивое положение занимает Лакшми Деви!» И он прославляет богиню процветания перед Сварупой, описывая все ее бесконечные качества.

#00:22:50#

Но он знает, что терпение Сварупы Дамодара не безгранично. В какой-то момент Сварупа не выдерживает и начинает говорить: «Послушай теперь, что я тебе скажу». Он в гаура-лиле пытается раскрыть столь глубокое сознание Кришны. Мы знаем, что поклонение Лалиты Деви — это [особое сокровенное] поклонение, это та, в чьем настроении пребывает наша особая, эксклюзивная линия учителей сознания Кришны. С одной стороны, это не мода, чтобы мы сидели и болтали всуе, обсуждали какие-либо сокровенные истины. Но, с другой стороны, Шрила Гурудев время от времени напоминал: «Ребята, помните, то, о чем идет речь, это столь глубокое [явление], столь прекрасная божественная линия, столь близкая к самому Господу. Вы должны знать сокровища вашей семьи». Это особое прекрасное место. Но Лалита Деви способна принять на себя заботу о столь многом, о столь многих.

#00:25:28#

Иногда из любви Лалита может даже высказать какие-то вещи напрямую Кришне, сказать: «Ты слишком плохо заботишься о Радхарани», или еще что-то. Кришна в шоке, потому что Лалита обладает способностью говорить [такое] и даже ругать Их. Почему она может ругать Господа? Потому что она столь глубоко предана Ему и Его окружению. Мы знаем, что кто-то может ругать кого-то, но этот человек должен занимать особое положение. Если он пришел кого-то поругать или поставить на место, простой человек с улицы не может это сделать, он недостоин. Лишь только тот, кто занимает очень высокое положение, может давать нам какие-то наставления или поучения.

[Говорят по-английски.]

#00:28:12#

Авадхут Махарадж. То, что я сказал Садху Прии [Прабху]. Он произнес очень глубокие идеи. То, о чем мы сейчас говорим, это подлинные сокровища нашей сампрадаи, нашей духовной линии. Как правило, в семье, если семья обладает фамильными бриллиантами, драгоценностями, они не выставляются напоказ, они прячутся где-то в сейфе. Иногда мы можем надеть какие-то стеклянные чешские бусы или подделку. То же самое в сознании Кришны. Есть семейные драгоценности — то, о чем сейчас сказал Садху. Подлинные сокровища должны храниться в глубине сердца. Мудрецы говорят: «Никогда не открывай свое сердце с подлинными сокровищами». Поэтому одно из оскорблений — проповедовать славу святого имени материалистам и неверующим.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:30:27#

Шрила Шридхар Махарадж, если речь шла о нем самом, даже когда один преданный сказал: «А можно я получу у вас посвящение? Но реально я хочу вернуться в ИСККОН», Шрила Шридхар Махарадж сказал: «У меня нет к вам претензий». Но если бы кто-то те сокровенные вещи, сокровенные духовные идеи, о которых вы говорите, критиковал или по-другому их интерпретировал, Шрила Шридхар Махарадж сказал бы: «У меня есть к этому серьезные претензии». [Его имя —] Бхакти Ракшак [«Хранитель преданности»]. В какой-то момент он мог, как великое существо, подняться и защитить все эти духовные цели. Поэтому любой, кто в какой-то момент мог бы сказать: «Я знаю что-то о сознании Кришны»...

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:32:08#

Такая история была, когда Рагхунатх Дас Госвами бежал, будучи богатейшим юношей, из семьи. У него была самая красивая невеста, самая красивая жена в Индии. У него были несметные сокровища, у него были огромные богатства. Он должен был стать наследником богатейшего человека, но он принял нищенство и бежал в Джаганнатха Пури, чтобы там в обществе стать садху, попрошайкой, нищим странником и прийти к Махапрабху. Он пришел к Махапрабху полностью нищим, он был оборван. Махапрабху увидел его, Он сказал: «Рагхунатх Дас Госвами, это ты. Ты — великая душа. Про тебя Мне сказал Нитьянанда Прабху». И Рагхунатх Дас ответил: «Я пришел отдать Тебе всю свою жизнь». Но Махапрабху сказал: «Хорошо, Я принимаю тебя. Но ты пойдешь к Сварупе Дамодару». Рагхунатх Дас Госвами сказал: «Ты не понял. Я пришел отдать Тебе свою жизнь. Я пришел посвятить свою жизнь сознанию Кришны». Махапрабху сказал: «Именно поэтому Я отправляю тебя к Сварупе Дамодару». И Он добавил такую вещь: «Он знает обо Мне больше, чем Я знаю о Себе».

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:34:19#

В действительности Лалита занимает такое положение, что она знает о Радхе и Кришне больше, чем Радха и Кришна знают сами о Себе. Таким образом, даже в гаура-лиле мы видим, что Махапрабху не шутит, когда говорит Рагхунатху Дасу: «Если ты хочешь узнать о сознании Кришны самые глубокие вещи, иди к нему, к Сварупе Дамодару. Он знает обо Мне все». Без позволения Сварупы Дамодара никто не мог приблизиться к Шри Чайтанье Махапрабху, никто не мог предъявить Ему свою поэзию или свои трансцендентные реализации, если Сварупа считал, что это «детский сад». Был такой поэт, который написал массу стихов...

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:36:12#

Я рассказывал часто о Нероне, о римском императоре, которому, по сути дела, не хватало быть [только] повелителем всего мира, Нерон хотел быть поэтом. Его перло, чтобы его воспринимали как поэта. Но поэзия Нерона была отстойная. Поэтому он поджег Рим, чтобы смотреть, как горит Рим, и [начал] писать свои стихи о Трое. Ему нужно было полное погружение.

#00:36:37#

Была такая история, когда к Сварупе Дамодару пришел один великий пандит, великий санскритский ученый, и он сказал: «Я написал стихи о Чайтанье Махапрабху и о Господе Джаганнатхе. Очень крутые стихи. Ты обязательно должен сделать так, чтобы Чайтанья Махапрабху их прочитал». Сварупа Дамодар, будучи секретарем Махапрабху, никогда не давал Ему никакие стихи, никакого духовного подношения, если в нем не было подлинно духовного. Это как, например, самое страшное для музыканта — это услышать, как кто-то фальшивит. А для простого обывателя? Он услышит фальшь, да, но иного учителя музыки от того, что ты фальшивишь, может вывернуть наизнанку.

#00:37:18#

Сварупа Дамодар сказал: «Я не хочу читать твои стихи, но поскольку ты ходишь и беспокоишь всех неофитов-преданных, так и быть, прочитай мне свои стихи». И этот пандит стал читать свои стихи. В этих стихах он назвал Господа Джаганнатха деревянным божеством, которое ожило, чтобы увидеть Махапрабху, а Махапрабху... Казалось, что это все очень духовно. Но Сварупа Дамодар сказал: «Стоп, стоп, стоп. Ты назвал Господа Джаганнатха деревянным божеством. Ты не понимаешь. Господь не может быть каменным. Это все равно, что сказать: „Каменный Кришна смотрел на меня глазами, полными любви“. Как что-то каменное может смотреть глазами, полными любви? Либо ты признаешь, что перед тобой стоит Кришна, в какой бы форме Он ни предстал, хорошо? [Авадхут Махарадж шутит:] Он Господь, Он создатель таблицы Менделеева, хорошо? Он может избрать Себе любую форму, потому что вся таблица Менделеева изошла из Него. Если Он предстает в форме камня, это вовсе не значит, что Он камень, понятно? Он в состоянии использовать все элементы этого мира, но при этом не быть материальным, потому что все произошло из концепции, из сознания. Он трансцендентен. Ты назвал Господа деревянным, ты сказал о Махапрабху так-то и так-то. Ты вообще не понял, кто такой Господь, и как Он, будучи трансцендентной личностью, может распространиться во множество аватар и наслаждаться Своими играми любви».

#00:38:47#

Он сказал: «Послушай меня, дружок. У меня есть хорошее предложение к тебе. Если ты реально крутой пандит, ты изучил санскрит, ты великий йог, здесь это не катит, здесь это не работает. Если ты хочешь узнать о сознании Кришны, пожалуйста, приди к преданным, начни с ними общаться, мыть посуду, тарелки, слушать лекции. Постепенно ты поймешь, что это такое, постепенно, через служение. Это не интеллектуальный процесс». Сознание Кришны — это не вопрос интеллекта. Тогда каждый, кто обладает сознанием Кришны, должен быть Эйнштейном. Святость лежит не в уме, а в сердце. Чистое сердце — вот залог духовности. Таким образом:

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇…[3]

Чето-дарпан̣а-марджанам̇ — очищение сердца. Очищение сердца до такой степени, чтобы сознание, чето, было в сердце, в душе.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:40:00#

Таким образом Сварупа Дамодар указал нам на умонастроение сознания Кришны. Что такое подлинное умонастроение? Если мы хотим соприкоснуться со всеми этими реалиями, [если] мы хотим, чтобы это было для нас не «мультфильмами», чтобы Кришна был не «мультфильмом» нашего ума, не воображаемым божеством, которое состоит из таблицы Менделеева… Чтобы увидеть Кришну глазами любви, глазами сознания Кришны… Как мы вчера упоминали, святой сказал: «Очи ваши физические даны вам по немощи». Если бы у вас были глаза любви, вы бы не только Господа могли узреть, а вообще бы все узрели. Ведь душе не нужны ни глаза, ни уши физические. Ибо она слышит ушами, а ест глазами, душа — одно сплошное чувство. Но, поскольку мы здесь в этой физической форме, по немощи нам даны физические уши, по немощи даны нам физические глаза. Как слепым даны палки, наши чувства они как расширение объектов для слепых. Но невозможно ими узреть ни трансцендентную форму, ни любовь. Невозможно песни о любви услышать ушами, даже если тебе поставят двести киловатт трансовой музыки, да? Ты не услышишь этого. Мантра — это то, что хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то — то, что в сердце[4]. На этом мы сегодня закончим прославление Лалиты Деви. Очень много об этом можно сказать на самом деле. Садху Прия прекрасно сказал.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски, переводя сказанное для Садху Прии Прабху.]

Харе Кришна!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

2  Йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде, виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣ / татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад, ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣ — «Когда благочестивый человек обретает преданность лотосоподобным стопам Господа Гауры, океан нектара, берущий начало у лотосоподобных стоп Шримати Радхарани, неожиданно заполняет его сердце» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

3  Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

4  Видвадбхих̣ севитах̣ садбхир, нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣ / хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то, йо дхармас там̇ нибодхата — «Этим священным законам (дхарме) следуют люди, обладающие знанием Вед, чистые сердцем и свободные от ненависти и привязанности» («Ману-самхита», 2.1).




←  «Шри Лалита-саптами» (часть 4). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 18 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Шри Лалита-саптами» (часть 5). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 18 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 30.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Садху Прия Прабху

Умонастроение Лалиты Деви и Сварупы Дамодара

(4 сентября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Авадхут Махарадж. Это песня падшей души. И мы можем сказать себе: «Почему падшая душа может петь такую песню?» Вайшнав — это святая личность, он совершенен во всем. Но мы помним о том, что речь идет о безграничном, и умонастроение вайшнава является не процессом покаяния нашего сознания. Мы постоянно совершаем грехи. В процессе этого плохо себя чувствуем, у нас кошки скребут на душе. Но подлинный святой всегда считает себя несовершенной личностью, чем бы совершенным он ни занимался. Сказано, что подлинный преданный совершает служение, получает результат этого служения, а потом результат предлагает Господу. Он не говорит: «Я обрел результат служения». Как настоящий капиталист, он заработал деньги и тут же их вложил, даже не получив их в руки.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:01:34#

Часто мы обращаемся своими молитвами к Господу. Мы знаем, насколько мы несовершенно можем молиться, но когда мы хотим увидеть совершенные молитвы, мы обращаемся к молитвам вайшнавов. Вот наши некоторые молодые преданные тоже пишут стихи, молитвы. Мы сейчас послушаем их. Давай.

[Абхирам Тхакур Прабху подносит гирлянду Авадхуту Махараджу. Прославления.]

#00:02:06#

Девочка.

Храм любимый, храм священный.
Храм, он любит нас всегда.
И не покинет он нас с вами
Никогда.
И добрые зверюшки
Живут там вместе с нами.
И добрый Кеша, наш котенок,
Он там всем принадлежит.
И прасадная еда,
Она очень нам нужна.
Сейчас строго в храме надо,
Но мы будем там всегда.
Ладно,
Мне в храм уже пора.
А теперь — пока.

#00:02:41#

Авадхут Махарадж. Харибол! [Говорит по-английски.] Видите, какие потрясающие стихи, и чувствуете, как тонко подмечено про зверюшек? Где-то мы начинаем с уровня зверюшек, потому что зверюшки живут ради инстинктов: еда, продолжение рода, защита, оборона. Ты очень хорошо сказала в своей поэзии, что мы живем вместе со зверями, да? Но сознание Кришны — это как раз то, что делает человека [человеком], выводит его из инстинктивного состояния. Понятно, что хочется есть, хочется продолжать род, хочется обороняться как можно лучше и больше. Если мы живем только в рамках инстинктов, тогда мы подобны этим самым зверюшкам, которые живут не задумываясь. Но мы мыслим о Божественном, о самопожертвовании, хотим превзойти свою низшую природу, как бы трудно нам это ни было, потому что кажется, что инстинкты держат нас полностью в плену. Но тем не менее мы знаем, что мы способны превзойти инстинкты хотя бы на время. И это происходит в процессе служения.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:05:06#

[Обрыв записи. Завершение киртана.]

Джай Шрила Гурудев ки джай!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шри харинама-санкиртана ки джай!

Джай шри бхакта-вринда ки джай!

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

Вы знаете, что сегодня день явления Лалиты [Деви], и сегодня мы должны сказать несколько слов об этом празднике, о сознании Кришны вообще как таковом. У нас в гостях Садху Прия Прабху. Я думаю, что он как гость начнет, а я завершу.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:06:44#

Я сказал, Садху [Прия Прабху], ты начнешь готовить, я закончу, добавлю масалы. [Нитья] Гопал [Прабху] скажет, вкусно получилось или нет. Он из Навадвипы, родился рядом с храмом, поэтому в его сердце всегда есть способность услышать и сказать: «Да, это было того [соответствующего] качества», или надо добавить [еще какие-то ингредиенты].

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:07:29#

Садху Прия Прабху. Сегодня, перед днем явления Радхарани, в день явления Лалиты [Деви] у Гурудева был самый счастливый день в году обычно. Гурудев, имея дело с такими людьми, как мы, понятно, не всегда был в постоянном экстазе. Иногда даже, глядя на нас, он был немножко расстроенным. Но в такой день, как день явления Лалиты, ничто не могло принести Гурудеву [беспокойства], ничто не могло его обломать. Так получилось, что когда Шрила Гурудев присоединился к миссии в 1947 году, то через какое-то время они отправились с Шрилой Гуру Махараджем — Шрилой Шридхаром Махараджем — на парикраму [вокруг] Вриндавана. Обойдя Вриндаван, Шрила Гуру Махарадж задал ему очень смиренно, тихо вопрос. Он сказал: «Что тебе понравилось больше всего во Вриндаване?» И Шрила Гурудев искренне ему ответил. Он сказал: «Мне все понравилось. Очень классно. Но вот место явления Лалиты тронуло мое сердце [больше всего]». Гурудев это сказал, и это было правдой. И, чтобы сохранить это чистое чувство, он никогда не вернулся туда, даже спустя многие-многие годы. Он хотел, чтобы это чувство первого посещения этого места было всегда глубоко с ним. Он не хотел изменить отношение, не хотел, чтобы мирское несветлое [чувство] поселилось в его сердце.

#00:10:09#

Также он в день явления Лалиты Деви сказал: «Не думайте, что только здесь, в этом мире, мы пытаемся привлечь людей к сознанию Кришны, к служению Кришне. Даже во Вриндаване в какой-то момент Лалита понимает, что ей недостает слуг. Она идет по Вриндавану и думает: „Кто достоин? Кого я могу обратить в столь глубокое сознание Кришны?“»

#00:10:49#

Когда мы говорим о святых днях, которые мы отмечаем, памятуем об этом, потому что каждое соприкосновение с сознанием Кришны — это способность выйти на более глубокий уровень. И сегодня тот день, когда, памятуя обо всех этих местах, мы можем углубить свое сознание Кришны. Мы можем получить особую милость, подняться на неизведанный нами духовный путь. Мы говорим о сознании Кришны, мы сравниваем его часто с океаном, но поток служения мы можем сравнивать с волнами. Иногда океан очень ровный, волны кажутся такими нежными, плавными, но иногда в какие-то моменты случается буря, как наш фестиваль. Нам нужно носиться, выполнять много служения. А потом опять что-то спокойное. Рупа Госвами, который является ачарьей, занимает особое положение в нашей линии, в своей поэзии тоже явил особое положение Лалиты Деви:

#00:12:34#

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-,
нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м,
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми[1]

Это первая шлока из восьми шлок, которая говорит о гунах, качествах, Лалиты Деви. Шрила Гурудев часто повторял эту шлоку для нас. Суть этой шлоки такова, что Лалита настолько глубоко заботится о Радхе с Кришной, что не хочет, чтобы даже капелька пота помешала Им. Она готова подбежать и вытереть эту капельку пота в любой момент, потому что ее единственное желание — доставление Им счастья, это становится целью ее счастья. Ее самопожертвование, самозабвение столь велико, что ради Их удовлетворения она готова принять миллиарды рождений в материальном мире или совершать любые аскезы, пройти любые трудности, лишь бы только Они были удовлетворены. И слово прагалбдха̄м означает «невозможно терпеть».

#00:14:39#

С одной стороны, мы слышали, что терпение и смирение — это залог духовной жизни, но также в этом стихе сказано, что она не способна терпеть даже капельку пота. Ее нетерпимость не относится к ее личному характеру, нетерпимость ее состоит в том, что ради удовлетворения объектов своего служения она готова на все. Таково ее умонастроение, и так же думают преданные. Преданные думают так: «Я закрою собой все амбразуры, я приму на себя все неудобства, но я сделаю все таким образом, чтобы мой Гуру и те, кому я поклоняюсь, чувствовали себя полностью комфортно».

#00:15:52#

Если говорить о практической жизни нашего Гурудева, то умонастроение Лалиты было движителем его духовной жизни, это было его внутренним состоянием, он говорил: «Пускай Гуру Махарадж находится там, наверху, пускай он читает эти возвышенные шлоки, мыслит об этих возвышенных вещах, пускай он медитирует на Господа. Я же буду внизу, я буду разруливать дела миссии, чтобы Гуру Махараджу не нужно было ломать голову. Я сделаю все, чтобы он спокойно мог наслаждаться этим высшим духовным экстазом. Я же пожертвую собой ради служения ему».

#00:16:37#

В этом прославлении Рупы Госвами есть еще другие стихи, но Шрила Гурудев не хотел, чтобы мы копались, пытались вытащить какую-то сокровенную суть, поскольку мы еще не готовы для этого. Поэтому мы оставляем эти стихи до того момента, когда мы созреем оценить то духовное сокровище, которым мы обладаем. Часто мы слышим шлоку Прабодхананды Сарасвати Тхакура:

#00:17:04#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде…[2]

Эта шлока говорит о том, что мы через поклонение Махапрабху, через этот путь самопредания придем к высшим заключениям.

#00:17:42#

Шрила Кави Карнапур, великий вайшнавский поэт и святой, написал особую книгу, которая называется «Гаура-ганнодеша-дипика». В этой книге он описал всех спутников Гауранги Махапрабху, а также написал, кто они на самом деле в духовном мире, какое положение они занимают в духовном мире. Таким образом, обратившись к Кави Карнапуру, мы можем увидеть, что Лалита Деви заняла положение Сварупы Дамодара, первого секретаря Махапрабху в гаура-лиле. В гаура-лиле она вела себя как секретарь, как самый главный, близкий человек, который совершал сокровенное служение Махапрабху.

#00:18:49#

Сварупа Дамодар не только совершал сокровенное служение. Кадачи, его дневники, легли в основу «Шри Чайтанья-чаритамриты». Шрила Шридхар Махарадж сказал, что «Шри Чайтанья-чаритамрита» — это высшее трансцендентное [писание], которое только могло быть явлено в этом мире. Но если мы отправимся к истокам этой книги, то мы увидим, что Сварупа Дамодар дал основу [для] этой книги, основу сознания Кришны. Не зря Сварупа Дамодар — это положение Лалиты, ибо из духовного подвига Сварупы Дамодара, его безграничного служения, его способности удовлетворить Махапрабху мы можем увидеть аспекты характера Лалиты Деви. Так происходило, что пока Сварупа Дамодар не утвердил какую-либо поэзию, это не могло прийти в руки Чайтаньи Махапрабху, поскольку Чайтанья Махапрабху обладал глубокой способностью переживать духовную расу. И, чтобы не нарушить поток этой расы, Сварупа Дамодар давал Ему только то, что было необходимо для Него, что обладало духовной ценностью.

#00:20:41#

Также в «Чайтанья-чаритамрите» описана Хера-панчами. Это последняя часть Ратха-ятры в Джаганнатха Пури. Мы знаем, что Господь Джаганнатх во время Ратха-ятры покидает главный храм и приезжает в храм Гундича, где гостит у царицы Гундичи. Через какое-то время Лакшми гневается, она говорит: «Где мой Господь? Куда Он уехал? Почему Он оставил меня?» И она отправляется за Господом Джаганнатхом. Надев все свои царские атрибуты, сокровища, всю свою айшварью, со своими слугами Лакшми буквально врывается в Гундичу и говорит: «В чем дело? Где мой Господь?» Слуги богини Лакшми оттесняют слуг Джаганнатха, бьют их, разгоняют, говорят: «Убирайтесь вон отсюда! Лакшми пришла забрать своего Господа обратно». И в этот момент Шривас Тхакур увидел очень прекрасную возможность для себя. Он сказал: «Посмотри, Сварупа, сколь прекрасна, сколь красивое положение занимает Лакшми Деви!» И он прославляет богиню процветания перед Сварупой, описывая все ее бесконечные качества.

#00:22:50#

Но он знает, что терпение Сварупы Дамодара не безгранично. В какой-то момент Сварупа не выдерживает и начинает говорить: «Послушай теперь, что я тебе скажу». Он в гаура-лиле пытается раскрыть столь глубокое сознание Кришны. Мы знаем, что поклонение Лалиты Деви — это [особое сокровенное] поклонение, это та, в чьем настроении пребывает наша особая, эксклюзивная линия учителей сознания Кришны. С одной стороны, это не мода, чтобы мы сидели и болтали всуе, обсуждали какие-либо сокровенные истины. Но, с другой стороны, Шрила Гурудев время от времени напоминал: «Ребята, помните, то, о чем идет речь, это столь глубокое [явление], столь прекрасная божественная линия, столь близкая к самому Господу. Вы должны знать сокровища вашей семьи». Это особое прекрасное место. Но Лалита Деви способна принять на себя заботу о столь многом, о столь многих.

#00:25:28#

Иногда из любви Лалита может даже высказать какие-то вещи напрямую Кришне, сказать: «Ты слишком плохо заботишься о Радхарани», или еще что-то. Кришна в шоке, потому что Лалита обладает способностью говорить [такое] и даже ругать Их. Почему она может ругать Господа? Потому что она столь глубоко предана Ему и Его окружению. Мы знаем, что кто-то может ругать кого-то, но этот человек должен занимать особое положение. Если он пришел кого-то поругать или поставить на место, простой человек с улицы не может это сделать, он недостоин. Лишь только тот, кто занимает очень высокое положение, может давать нам какие-то наставления или поучения.

[Говорят по-английски.]

#00:28:12#

Авадхут Махарадж. То, что я сказал Садху Прии [Прабху]. Он произнес очень глубокие идеи. То, о чем мы сейчас говорим, это подлинные сокровища нашей сампрадаи, нашей духовной линии. Как правило, в семье, если семья обладает фамильными бриллиантами, драгоценностями, они не выставляются напоказ, они прячутся где-то в сейфе. Иногда мы можем надеть какие-то стеклянные чешские бусы или подделку. То же самое в сознании Кришны. Есть семейные драгоценности — то, о чем сейчас сказал Садху. Подлинные сокровища должны храниться в глубине сердца. Мудрецы говорят: «Никогда не открывай свое сердце с подлинными сокровищами». Поэтому одно из оскорблений — проповедовать славу святого имени материалистам и неверующим.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:30:27#

Шрила Шридхар Махарадж, если речь шла о нем самом, даже когда один преданный сказал: «А можно я получу у вас посвящение? Но реально я хочу вернуться в ИСККОН», Шрила Шридхар Махарадж сказал: «У меня нет к вам претензий». Но если бы кто-то те сокровенные вещи, сокровенные духовные идеи, о которых вы говорите, критиковал или по-другому их интерпретировал, Шрила Шридхар Махарадж сказал бы: «У меня есть к этому серьезные претензии». [Его имя —] Бхакти Ракшак [«Хранитель преданности»]. В какой-то момент он мог, как великое существо, подняться и защитить все эти духовные цели. Поэтому любой, кто в какой-то момент мог бы сказать: «Я знаю что-то о сознании Кришны»...

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:32:08#

Такая история была, когда Рагхунатх Дас Госвами бежал, будучи богатейшим юношей, из семьи. У него была самая красивая невеста, самая красивая жена в Индии. У него были несметные сокровища, у него были огромные богатства. Он должен был стать наследником богатейшего человека, но он принял нищенство и бежал в Джаганнатха Пури, чтобы там в обществе стать садху, попрошайкой, нищим странником и прийти к Махапрабху. Он пришел к Махапрабху полностью нищим, он был оборван. Махапрабху увидел его, Он сказал: «Рагхунатх Дас Госвами, это ты. Ты — великая душа. Про тебя Мне сказал Нитьянанда Прабху». И Рагхунатх Дас ответил: «Я пришел отдать Тебе всю свою жизнь». Но Махапрабху сказал: «Хорошо, Я принимаю тебя. Но ты пойдешь к Сварупе Дамодару». Рагхунатх Дас Госвами сказал: «Ты не понял. Я пришел отдать Тебе свою жизнь. Я пришел посвятить свою жизнь сознанию Кришны». Махапрабху сказал: «Именно поэтому Я отправляю тебя к Сварупе Дамодару». И Он добавил такую вещь: «Он знает обо Мне больше, чем Я знаю о Себе».

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:34:19#

В действительности Лалита занимает такое положение, что она знает о Радхе и Кришне больше, чем Радха и Кришна знают сами о Себе. Таким образом, даже в гаура-лиле мы видим, что Махапрабху не шутит, когда говорит Рагхунатху Дасу: «Если ты хочешь узнать о сознании Кришны самые глубокие вещи, иди к нему, к Сварупе Дамодару. Он знает обо Мне все». Без позволения Сварупы Дамодара никто не мог приблизиться к Шри Чайтанье Махапрабху, никто не мог предъявить Ему свою поэзию или свои трансцендентные реализации, если Сварупа считал, что это «детский сад». Был такой поэт, который написал массу стихов...

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:36:12#

Я рассказывал часто о Нероне, о римском императоре, которому, по сути дела, не хватало быть [только] повелителем всего мира, Нерон хотел быть поэтом. Его перло, чтобы его воспринимали как поэта. Но поэзия Нерона была отстойная. Поэтому он поджег Рим, чтобы смотреть, как горит Рим, и [начал] писать свои стихи о Трое. Ему нужно было полное погружение.

#00:36:37#

Была такая история, когда к Сварупе Дамодару пришел один великий пандит, великий санскритский ученый, и он сказал: «Я написал стихи о Чайтанье Махапрабху и о Господе Джаганнатхе. Очень крутые стихи. Ты обязательно должен сделать так, чтобы Чайтанья Махапрабху их прочитал». Сварупа Дамодар, будучи секретарем Махапрабху, никогда не давал Ему никакие стихи, никакого духовного подношения, если в нем не было подлинно духовного. Это как, например, самое страшное для музыканта — это услышать, как кто-то фальшивит. А для простого обывателя? Он услышит фальшь, да, но иного учителя музыки от того, что ты фальшивишь, может вывернуть наизнанку.

#00:37:18#

Сварупа Дамодар сказал: «Я не хочу читать твои стихи, но поскольку ты ходишь и беспокоишь всех неофитов-преданных, так и быть, прочитай мне свои стихи». И этот пандит стал читать свои стихи. В этих стихах он назвал Господа Джаганнатха деревянным божеством, которое ожило, чтобы увидеть Махапрабху, а Махапрабху... Казалось, что это все очень духовно. Но Сварупа Дамодар сказал: «Стоп, стоп, стоп. Ты назвал Господа Джаганнатха деревянным божеством. Ты не понимаешь. Господь не может быть каменным. Это все равно, что сказать: „Каменный Кришна смотрел на меня глазами, полными любви“. Как что-то каменное может смотреть глазами, полными любви? Либо ты признаешь, что перед тобой стоит Кришна, в какой бы форме Он ни предстал, хорошо? [Авадхут Махарадж шутит:] Он Господь, Он создатель таблицы Менделеева, хорошо? Он может избрать Себе любую форму, потому что вся таблица Менделеева изошла из Него. Если Он предстает в форме камня, это вовсе не значит, что Он камень, понятно? Он в состоянии использовать все элементы этого мира, но при этом не быть материальным, потому что все произошло из концепции, из сознания. Он трансцендентен. Ты назвал Господа деревянным, ты сказал о Махапрабху так-то и так-то. Ты вообще не понял, кто такой Господь, и как Он, будучи трансцендентной личностью, может распространиться во множество аватар и наслаждаться Своими играми любви».

#00:38:47#

Он сказал: «Послушай меня, дружок. У меня есть хорошее предложение к тебе. Если ты реально крутой пандит, ты изучил санскрит, ты великий йог, здесь это не катит, здесь это не работает. Если ты хочешь узнать о сознании Кришны, пожалуйста, приди к преданным, начни с ними общаться, мыть посуду, тарелки, слушать лекции. Постепенно ты поймешь, что это такое, постепенно, через служение. Это не интеллектуальный процесс». Сознание Кришны — это не вопрос интеллекта. Тогда каждый, кто обладает сознанием Кришны, должен быть Эйнштейном. Святость лежит не в уме, а в сердце. Чистое сердце — вот залог духовности. Таким образом:

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇…[3]

Чето-дарпан̣а-марджанам̇ — очищение сердца. Очищение сердца до такой степени, чтобы сознание, чето, было в сердце, в душе.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски.]

#00:40:00#

Таким образом Сварупа Дамодар указал нам на умонастроение сознания Кришны. Что такое подлинное умонастроение? Если мы хотим соприкоснуться со всеми этими реалиями, [если] мы хотим, чтобы это было для нас не «мультфильмами», чтобы Кришна был не «мультфильмом» нашего ума, не воображаемым божеством, которое состоит из таблицы Менделеева… Чтобы увидеть Кришну глазами любви, глазами сознания Кришны… Как мы вчера упоминали, святой сказал: «Очи ваши физические даны вам по немощи». Если бы у вас были глаза любви, вы бы не только Господа могли узреть, а вообще бы все узрели. Ведь душе не нужны ни глаза, ни уши физические. Ибо она слышит ушами, а ест глазами, душа — одно сплошное чувство. Но, поскольку мы здесь в этой физической форме, по немощи нам даны физические уши, по немощи даны нам физические глаза. Как слепым даны палки, наши чувства они как расширение объектов для слепых. Но невозможно ими узреть ни трансцендентную форму, ни любовь. Невозможно песни о любви услышать ушами, даже если тебе поставят двести киловатт трансовой музыки, да? Ты не услышишь этого. Мантра — это то, что хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то — то, что в сердце[4]. На этом мы сегодня закончим прославление Лалиты Деви. Очень много об этом можно сказать на самом деле. Садху Прия прекрасно сказал.

[Авадхут Махарадж говорит по-английски, переводя сказанное для Садху Прии Прабху.]

Харе Кришна!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

[2] Йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде, виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣ / татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад, ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣ — «Когда благочестивый человек обретает преданность лотосоподобным стопам Господа Гауры, океан нектара, берущий начало у лотосоподобных стоп Шримати Радхарани, неожиданно заполняет его сердце» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

[3] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

[4] Видвадбхих̣ севитах̣ садбхир, нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣ / хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то, йо дхармас там̇ нибодхата — «Этим священным законам (дхарме) следуют люди, обладающие знанием Вед, чистые сердцем и свободные от ненависти и привязанности» («Ману-самхита», 2.1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования