«Харинам и гаятри. Молитва. Садхана. Цель». Манас Кришна Прабху. 20 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 233.15M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Манас Кришна Прабху

Харинам и гаятри. Молитва. Садхана. Цель

(20 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Манас Кришна Прабху: Прабху, то есть если нет милости Гуру, то ты не сможешь, ты не будешь способен на такие вещи. Таким образом, из этой строки становится ясно, что наша линия поклонения сосредоточена только на служении лотосоподобным стопам Шримати Радхарани.

#00:00:48#

га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи[1]

Первые слова этой строки «га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а» означают мурали, это флейта. Сама гаятри-мантра — это звук, который исходит из флейты. Следующее слово в этой мантре — «кӣртана»: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана означает, что флейта также хочет совершать киртанам. Таким образом, мы понимаем, что гаятри — это песнь, которую исполняет флейта Кришны. Но какова цель этой песни, о чем эта песня? Далее в мантре [идут] слова «ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи»: эта песнь флейты Кришны прославляет служение стопам Шримати Радхарани, это ее внутренний смысл.

#00:03:01#

Таков же смысл и такова же цель киртана Шри Чайтаньи Махапрабху и такое объяснение дали киртану Чайтаньи Махапрабху Гурудев и Шрила Гуру Махарадж. Киртан, который совершает флейта Кришны, и киртан, который совершает Чайтанья Махапрабху, — это одно и то же, они неотличны друг от друга. Это значит, что у них одна и та же цель. Цель киртана только в том, чтобы прославить ту, которая наиболее дорога Кришне, кем Он сам пленен.

#00:04:30#

Гуру Махарадж также сказал, что здесь мы находим победу любви. Победу любви в том смысле, что Господь, который является всемогущим, всеобъемлющим, вездесущим, пленен любовью, преданностью, или бхакти. Название этой книги — «Религия сердца». И какова же религия сердца Кришны?

#00:05:27#

Что находится в самом сердце Кришны? Чему Он сам поклоняется, что Он сам находит ценным? Гуру Махарадж объясняет, что кроме Кришны никто не может явить миру то, что же живет в Его сердце. Таким образом, Чайтанья Махапрабху — это Кришна, который хочет показать всем: «Вы поклоняетесь Мне, но кому Я сам поклоняюсь, кто дорог для Меня?» Таким образом Он прославляет Шримати Радхарани.

#00:07:22#

Эти высочайшие концепции пришли из самых внутренних сокровенных частей духовного мира через слуг Радхарани. Из этих самых близких высочайших слуг [слуг Шримати Радхарани] состоит наша парампара, начиная с Мадхавендры Пури. До Мадхавендры Пури, который является Гуру Ишвары Пури, который в свою очередь явился в этом мире, играл роль Гуру Махапрабху, до Мадхавендры Пури такой высокой концепции не было явлено. И когда Чайтанья Махапрабху увидел Ишвару Пури и начал общаться с ним, Он сразу же понял, что у него [Ишвары Пури] должна быть связь с Мадхавендрой Пури, потому что Он увидел высокий уровень его видения, понимания этих высочайших концепций. Поэтому Он решил принять инициацию, харинам-инициацию от Ишвары Пури.

#00:10:07#

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́,
чаитанйа-раса-виграхах̣
пӯрн̣а ш́уддхо нитйа-мукто,
’бхиннатва̄н на̄ма на̄мин̣ох̣[2]

В этих строках говорится, что такое святое имя Кришны. Это чинтамани, или камень, исполняющий желания. Дословный перевод этих слов — «на̄ма чинта̄ман̣их̣» — означает, что это «драгоценный камень, исполняющий желания божественной реальности».

#00:11:19#

…чаитанйа-раса-виграхах̣…

Также это значит, что имя Кришна содержит все виды взаимоотношений с Кришной в полной мере.

#00:12:19#

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис…[3]

Во второй шлоке «Шикшаштакам» Чайтанья Махапрабху говорит: ниджа-сарва-ш́актис. Сарва-ш́актис: все энергии Господа в полной мере присутствуют в Его имени.

#00:12:42#

                         …кр̣ш̣н̣аш́,
чаитанйа-раса-виграхах̣…

#00:13:10#

вр̣нда̄ван-а̄нанда-мӯрти

Сейчас попытаюсь объяснить. Чаитанйа-раса-виграхах̣ означает, что Господь Чайтанья является воплощением всех рас, всех вкусов отношений с Богом. В этом смысле Он неотличен, то есть эта форма неотлична от имени Кришны, которая также является [в этом мире]. В другом стихе говорится, что Кришна является воплощением всей сладости Вриндавана, всех отношений, что Кришна неотличен от Своего имени. Вр̣нда̄ван-а̄нанда-мӯрти значит, что Он является воплощением всех экстатических взаимоотношений, всех рас, представленных во Вриндаване.

#00:15:24#

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́,
чаитанйа-раса-виграхах̣…

Также говорится, что святое имя Кришны освещает все. Чайтанья, четана — это значит «сознание», то есть оно освещает своим светом все сущее. Мы можем сказать, что это и было особенностью наших учителей. Они всегда извлекали самые глубокие толкования всех этих идей и такое объяснение этой фразы «чаитанйа-раса-виграхах̣».

#00:16:50#

…пӯрн̣а ш́уддхо нитйа-мукто…

Также в одной из частей этой шлоки говорится, что имя Кришна полно. Пӯрн̣а ш́уддхо означает, что оно полно само в себе, оно содержит в себе все, и оно является абсолютно чистым. Далее говорится: пӯрн̣а ш́уддхо нитйа-мукто. Нитйа-мукто означает, что святое имя Кришны всегда, вечно освобождено, или свободно, от любых влияний материального.

#00:18:15#

…’бхиннатва̄н на̄ма на̄мин̣ох̣

Далее объясняется, почему это так. Говорится, что это потому, что святое имя Кришны неотлично от Него самого. Гуру Махарадж объясняет, что мы не можем видеть того, что имя Кришны неотлично от Него самого, лишь потому, что от этого видения нас закрывает наше покрывало ложного эго. Гурудев также объясняет, что первый стих «Шикшаштаки» содержит в себе все, что нам необходимо знать.

#00:19:41#

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇…[4]

Первая строка первого стиха «Шикшаштаки» — чето-дарпан̣а ма̄рджджанам̇ — говорит о том, что повторение святого имени Кришны очищает зеркало нашего ума и сердца и убирает это покрытие с наших глаз. После очищения это святое имя дает освобождение, а затем оно дает все необходимое [для служения Кришне].

#00:20:30#

…ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇,
сарва̄тма-снапанам̇…

Далее говорится, что после этого каждый аспект души, [ее] существования, становится заполнен или освещен абсолютным счастьем. Харинам содержит все, и нам не нужно ничего больше, кроме харинама. Наши учителя дают нам поддержку в нашем повторении святого имени в форме гаятри-мантры. Это дополнительная поддерживающая, подпитывающая наше повторение харинама [составляющая].

#00:22:39#

Харинам-посвящение, первое посвящение, — это когда Гуру сажают в наше сердце семя бхакти. Постепенно мы поливаем его повторением святого имени, служением преданным. Но, как сказал Госвами Махарадж, гаятри-мантру можно сравнить с дополнительными удобрениями, которые мы вносим, чтобы наш росток бхакти подпитать. Гаятри-мантра очень могущественна. Также нужно помнить, что когда мы выращиваем какое-то растение и вносим в почву удобрение, то автоматически все сорняки тоже начинают расти быстрее. Как сказал Махапрабху, очень важной частью нашей духовной практики является то, что мы должны стать «садовниками». Необходимо обрести такое сознание, что мы «выращиваем сад» в своем сердце. Нам необходимо быть очень внимательными касательно того, чтобы убирать все сорняки, которые растут вокруг ростка бхакти и забирают энергию из главного корня. В «Прапанна-дживанамритам» все эти вещи объясняются очень замечательным образом.

#00:25:40#

бхакти-анукӯла ма̄тра ка̄рджера свӣка̄ра
бхакти-пратикӯла бха̄ва — варджана̄н̇гӣка̄ра[5]

В этой песне, которую мы поем каждое утро, есть слова «бхакти-анукӯла» и «бхакти-притикӯла». Дословный перевод такой: есть что-то благоприятное для нашей практики бхакти, а есть что-то неблагоприятное. И так же, как опытный садовник отделяет все необходимое, для того чтобы выращивать растение, мы так же должны отделять все благоприятное и все неблагоприятное.

#00:27:05#

Я уже рассказывал об этом. Когда однажды мы были во Вриндаване, Гурудев позвал всех нас на свою веранду на второй этаж, чтобы нам что-то рассказать. Гурудев тогда уже себя чувствовал не очень хорошо и не давал много даршанов, много лекций в то время. Естественно, мы все были очень воодушевлены и рады, что Гурудев позвал нас всех.

#00:27:57#

Он пребывал в особенно чудесном расположении духа. И он сказал нам: «Знаете, я вот сейчас думаю, что я бы хотел поехать на Говардхан». И он начал объяснять, какова конечная цель всей нашей жизни в служении. Надо сказать, что мы не так часто слышали подобного рода объяснения от Шрилы Гурудева. Далее он начал рассказывать о том, каковы ежедневные занятия тех, кто находится в самом близком окружении Шри Рупы Манджари в духовном мире. Он начал рассказывать о том, как каждое утро они встают, пробуждаются, начинают украшать свои тела очень красивыми [одеяниями], то есть начинают наряжаться, украшаться, а затем под руководством Шри Рупы идут на Кусум-саровар, на озеро, чтобы собрать цветы для Кришны. Он объяснил, что слуги, манджари, обычно проводят ночь у подножия Говардхана, где проводят Свои игры Радха и Кришна, а затем, просыпаясь и собирая цветы, они идут на Радха-кунду. Далее Гурудев сказал: «Мой Гуру Махарадж рассказал мне очень много о Радха-кунде». Мы все задержали дыхание, потому что такого рода вещи Гурудев очень редко раскрывал, он очень редко говорил о таких вещах, и мы все сидели, затаив дыхание, потому что понимали: сейчас он откроет нам что-то очень сокровенное.

#00:33:08#

Это было очень холодное туманное утро, Гурудев сидел в своей шапочке, и было такое очень мистическое ощущение. Колокола Вриндавана звенели на заднем фоне. Была очень чудесная атмосфера. Гурудев объяснял нам все эти вещи, и было ощущение, что он переносит нас вообще в какие-то другие миры, в другую реальность. Гурудев продолжал: «Очень многое я слышал от Гуру Махараджа о Радха-кунде». Далее он остановился, на секунду задумался и сказал: «Конечно, это очень хорошо для того, чтобы слушать без сомнения. Но не для того, чтобы рассказывать». И он сказал: «Я не могу вам рассказать этого, потому что вы не готовы это услышать». Но далее он успокоил нас: «Семя этой реальности уже посажено в ваше сердце. Через вашу садхану, через вашу ежедневную практику, это обязательно проявится внутри вас». Это было очень чудесное откровение, потому что не так часто Гурудев так сильно подчеркивал важность садханы. Он делал это косвенным образом очень часто, но не так прямо, как в этот раз. Садхана сравнивается с генератором, который дает топливо, или энергию, для наших духовных реализаций.

#00:36:51#

…йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас…[6]

Здесь выражена такая идея: когда Кришна в форме Гуру дает тебе гаятри-мантру, и ты начинаешь медитировать на нее со своим полным сосредоточением, то это даст тебе все, что необходимо. Гурудев сказал, что в этом нет никаких сомнений. Но важным и необходимым моментом здесь является то, что ты должен медитировать на это с полным [вниманием], то есть всей своей жизнью ты должен, всем своим существом ты должен медитировать на эту мантру. Однажды Гурудев вспоминал историю, когда Шрила Гуру Махарадж дал ему, семнадцатилетнему юноше, посвящение в харинам. «Он сказал мне только одну-единственную вещь. Он сказал мне: „Ты должен полностью сосредоточиться на этой мантре“».

#00:40:13#

Это основная задача всей наше садханы — научиться уделять 100% нашего внимания повторению Харе Кришна мантры в настроении служение и молитвы. Гурудев сказал, что Харе Кришна маха-мантра — это не просто мантра, которую мы повторяем как какие-то звуки, она является молитвой. Через повторение этой мантры преданные молят Господа о том, чтобы Он раскрыл в их сердцах их природу слуг, показал им, какое служение они могут совершать. Сарасвати Тхакур в своем комментарии в «Брахма-самхите» сказал, что Харе Кришна маха-мантра уникальна тем, что это и медитация и молитва в одном, она содержит в себе и то, и другое. Он сказал, что Харе Кришна маха-мантра в любом своем виде, если повторять ее громко или про себя, или через садхану, она действует таким образом, а гаятри-мантра — это наша внутренняя медитация, но она так же является молитвой. Шрила Гуру Махарадж сказал, что есть две вещи, которые наиболее важны для каждого искреннего духовного ученика. Этими двумя вещами являются молитва и самопредание.

#00:43:33#

Поэтому для нас очень важным является постижение этого искусства молитвы, существует очень много различных видов молитв. По сути, наш песенник, можно сказать, является молитвенником, потому что он представляет собой собрание молитв, которые выражали чистые преданные. Также объясняется такая идея, что молитва как таковая объединяет мир ума с миром сердца: сердце и ум приходят в гармонию, они становятся объединены.

#00:45:49#

Я помню, что когда я получал гаятри от Шрилы Гурудева, это было, [когда] я был первый раз в Индии, тогда мне было восемнадцать лет. Для меня это было очень большим событием, потому что я только шесть месяцев как до этого получил инициацию от Гурудева, когда он был в Австралии, это был, кажется, май или июнь 1999 года. И мы поехали на празднование месяца Картика в Навадвипу. Сначала мы провели там празднование явления Шрилы Гуру Махараджа в Навадвипе, затем отправились во Вриндаван. И так как в австралийском храме возникла необходимость в том, чтобы там брахман, то есть человек, имеющий второе посвящение, то мне сказали принять его в Навадвипе.

#00:48:19#

Я помню, что Гурудев созвал нас всех в свою комнату, и было нас примерно пять человек. Тогда Гурудев начал нам объяснять, рассказывать о гаятри-мантре, о том, что она способна помочь практикующему ученику в служении, в повторении харинама. И пока он объяснял, его рука двигалась, и он говорил: «Гаятри-мантра может дать вам все». И когда он двигал рукой таким образом, я сидел, смотрел на его руку, и меня охватило чувство, будто вся вселенная, все мироздание находится в его руках. Меня просто захватило это чувство. До того момента я никогда не находился так близко к Гурудеву, никогда не был с ним так рядом. После этого он начал повторять гаятри-мантру и ушел в свой мир, в то время как он сажал эти семена мантр в наши сердца. И когда мы покидали комнату после этого, было ощущение, что мы не идем по полу, а просто летим над ним. Затем мы отправились на задний двор позади нат-мандира, где уже был разведен огонь для ягьи, и мы провели два с половиной часа, «поджариваясь» на этом костре.

#00:52:11#

Этот ритуал огненного жертвоприношения и вообще второе посвящение сравнивается с тем, что ты принимаешь второе [духовное] рождение. Когда происходит огненное жертвоприношение, мы бросаем в этот огонь различные семена, пшеницы по-моему, и это символизирует то, что мы сжигаем нашу прошлую карму; весь наш «багаж» [кармы], который мы накопили, мы бросаем в огонь. Таким образом мы себя предлагаем, готовим себя для более высокого уровня преданности, для более высокого уровня самопосвящения. Этот жертвенный огонь также символизирует то, что мы освобождаемся, «выбрасываем» всю нашу прошлую жизнь, все, что было до этого. Предлагая себя таким образом в служении Гуру, мы вступаем на более высокий уровень очищения. Также мы переходим на более высокий уровень ответственности и служения в преданности Гуру.

#00:55:54#

Как я уже упоминал до этого, в нашей садхане очень важным моментом является то, как научиться тому, чтобы во время нашей джапа-медитации, гаятри-медитации сосредочить ум полностью на этой медитации и не позволять ему отвлекать нас от нее. Как я уже говорил, это было единственная вещь, которую сказал Гуру Махарадж Гурудеву, когда давал ему инициацию: «Ты должен уделить свое полное внимание этой мантре». Это была единственная вещь, которую он сказал. Благодаря этому понятно, насколько важен этот момент.

#00:57:10#

В книге «Харинама-чинтамани» Чайтанья Махапрабху попросил Харидаса Тхакура явить славу святого имени. Также Он спросил его: «Каковы препятствия при повторении святого имени Кришны?» И Харидас Тхакур ответил Махапрабху: «Ты сам знаешь ответы на все вопросы, я лишь кукла в Твоих руках, через которую Ты говоришь». Далее Харидас Тхакур дал очень подробное объяснение всем десяти оскорблениям, которые одновременно являются препятствиями в нашем повторении святого имени. И когда бы Гурудев ни давал инициацию, кому бы он ни давал инициацию, он говорил не просто повторять это святое имя, он всегда говорил: «Повторяй это святое имя без оскорблений».

#00:59:30#

Всегда, когда он говорил: «Повторяйте Харе Кришна маха-мантру — это решение всех проблем», он всегда имел в виду: «Повторяйте Харе Кришна маха-мантру без оскорблений». Также мы знаем известную фразу Шрилы Прабхупады: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы». Много лет его ученики, повторяя Харе Кришна маха-мантру, служили ему, повторяли Харе Кришна маха-мантру десять лет [при его жизни], и они задавались вопросом: «Я делаю уже это столь долгое время. Почему же я до сих пор несчастлив?» И те, кто был особо удачлив и попал под руководство Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева, пришли к пониманию того, почему же они не были счастливы. Гурудев всегда говорил: «Да, повторяйте Харе Кришна, но без оскорблений». Если ты избавишься от всех этих оскорблений, от этих препятствий, оскорблений святого имени, то счастье — это всего лишь начало того, что тебя ожидает.

#01:01:41#

…а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇…

Пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄дана означает «вечно увеличивающийся океан экстатической радости». Это океан, это вечно текущий поток, вечно расширяющийся поток нектара, в котором утопает душа. Но есть определенная обусловленность, почему мы не ощущаем этого. Гурудев дальше сказал: «Если бы это было не так, если бы это было обманом, то я бы давно уже ушел, покинул Харе Кришна». Если мы серьезны по отношению [к духовной практике], если мы хотим достичь результата, то нам необходимо быть серьезными в нашей практике, чтобы это счастье явило себя в нашем сердце.

#01:04:27#

Возвращаясь обратно к «Харинама-чинтамани»: Харидас Тхакур объяснил, что есть одна коренная причина всех десяти оскорблений. И эта коренная причина выражается одним словом — невнимательность. Отсутствие необходимой сфокусированности. И лень является одним из симптомов. Природа нашего ума такова, что он очень ленив. (Гурудев дал мне имя Манаса Кришна, поэтому я знаю все о лени ума.) Нам необходимо научиться тому, как правильным образом направлять свой ум, и секрет здесь именно в молитве. Секрет в том, что Харе Кришна мантра и гаятри-мантра — это не просто мантра, а именно молитва. Слово «мантра», как мы знаем, означает «освобождение ума». Но освободить ум [необходимо] от чего? И что дальше, когда ум освобожден, что дальше? Шрила Гуру Махарадж всегда старался напомнить нам о том, каков самый важный [момент], что самое важное внутри нас. У нас есть три самых важных качества: это сат, чит и анандам, которые обычно переводятся как «вечное существование», «знание» и «счастье». Это три силы, которыми обладает душа. Эти три качества в нас проявляются, как [способность] думать, чувствовать и желать. Это сила сознания, сила желания и сила чувства. Шрила Гуру Махарадж говорил, что самым сильным из них является наша способность чувствовать. Не знать или желать чего-то, а именно чувствовать.

#01:09:10#

Самый важный аспект нашей души и то, к чему все стремятся, — это способность чувствовать или переживать любовь, и это возможно только через способность чувствовать. Целью нашей [духовной] практики и молитвы, садханы, является то, как направить свою волю, то есть силу своего желания, на то, чтобы объединить способность думать со способностью чувствовать, то есть объединить ум и сердце. Коротко: как использовать волю, силу желания, для того чтобы объединить ум и сердце. Под словом «чувства» Гуру Махарадж не имеет в виду план эмоций. То, что мы подразумеваем под словом «чувства», обычно мы думаем, что это связано с тонким телом эмоций. А эмоциональное тело связано с телом ума, с умом, который в свою очередь связан с нашим эго. Нам нужно освободиться от эгоистического понимания себя.

#01:09:10#

Секрет или ключ к тому, как это сделать, содержится в молитве и в медитации. И это первое служение, которое нам дает Гурудев. Каково это самое первое служение? Это то первое служение, которое Гурудев дает нам, когда дает четки. Он говорит: «Повторяй эту Харе Кришна мантру минимум четыре круга [на четках] без оскорблений. Минимум четыре круга, а максимум столько, сколько ты сможешь». И это является самым первым и самым важным служением нашему Гурудеву. Это самое прямое служение Гурудеву. Также повторение гаятри-мантры мы воспринимаем как наше прямое служение. Потому что центральным звеном, самой главной целью нашей садханы является повторение мантры, [необходимость] пробудить внутри себя нашу природу слуги. Гуру Махарадж говорил такую фразу: «Мы должны достичь служения Кришне с широким, открытым, непредупрежденным сердцем».

#01:15:22#

Целью нашей садханы, нашей практики, является то, чтобы подготовить свое сердце для откровения этого сознания Кришны. Чето-дарпан̣а: очищать зеркало нашего сердца. Также Чайтанья Махапрабху дает такое сравнение: очищать зеркало сердца означает позволить ему раскрыться, подобно цветку лотоса.

#01:16:28#

…ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇…

Подобно цветку лотоса наше сердце должно открыться лучам луны, то есть здесь Харе Кришна мантра сравнивается с лучами луны.

#01:17:07#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди,
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣…[7]

Далее говорится, что все, что связано с Кришной, — Его имя, Его формы, Его игры, — не может быть познано средствами нашего материального ума, наших чувств.

#01:17:47#

…севонмукхе хи джихва̄дау,
свайам эва спхуратй адах̣

Но тогда как, каким же образом мы можем обрести эту связь, как это сознание Кришны может открыться нам? Севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣. Гурудев всегда подчеркивал этот жизненно важный момент, который выражается в этой строке: севонмукхе хи джихва̄дау. Когда Кришна увидит зрелость нашего сердца, которое обладает настроением служения, Он, увидев это, захочет открыть Себя. В этой строке используется слово «джихва», что значит «язык». (Это по-другому пишется, не как [слово] «джива».) И оно означает, что необходимо занять свой язык в служении.

#01:20:04#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-кӣртане джоди ма̄наса тоха̄ра
парама джатане та̄̐хи лобхо адхика̄ра[8]

В этой шлоке (это шлока Бхактивинода Тхакура) говорится: «Ты будешь способен повторять святое имя Кришны, когда тебе удастся занять свой язык в служении Ему». Но снова повторюсь, что это служение должно совершаться очень внимательно. Это можно сравнить с тем, как, например, вы хотите установить свои отношения с кем-то, и этот человек говорит с вами, а вы в этот момент отвлекаетесь, смотрите телевизор, в общем, невнимательно относитесь [к собеседнику]. И тогда как этот человек будет себя чувствовать? Мы пытаемся установить наши отношения не просто с кем-то, а с высшей личностью, с Богом. И что, мы собираемся отдавать всего лишь четверть нашего внимания Ему? Гурудев говорил, что если ограниченное существо отдаст всего лишь маленькую часть своей ограниченности, то Безграничное явит Себя ему? Нет, Кришна не настолько глупый. Поэтому можно еще раз подчеркнуть, что [необходимо] уделять свое полное внимание нашей садхане: шраванам, киртанам, то есть слушанию, повторению, медитации на мантру. Именно так мы учимся сосредотачиваться полностью на служении.

#01:24:30#

Шрила Гуру Махарадж говорил, что если вам не удается даже после многочисленных попыток сконцентрировать свой ум на повторении мантры, то необходимо на время оставить это и заняться другим служением, которое концентрирует ум больше, а затем вернуться к этому [повторению мантры], потому что коренной, еще раз повторимся, коренной причиной всех оскорблений, апарадх, является невнимательность. Сейчас, наверно, уже остановим нашу лекцию. Есть ли у кого-то вопросы или сомнения?

Налина Сундари Диди: Сейчас мы поменяемся с Ашутошем [Кришной Прабху].

#01:24:30#

Вопрос: А можно развернутее объяснить, что мы понимаем под невнимательным отношением к святому имени?

Манас Кришна Прабху: Как только что мы приводили этот пример — допустим, если я разговариваю с Ашутошем и при этом в это же самое время смотрю телевизор. На самом деле мне хочется посмотреть телевизор, и минимум половина моего внимания направлена туда, а Ашутоша я слушаю в полуха. Тогда только четверть или в лучшем случае половина моего внимания направлена на него. Это означает, что я невнимателен в своем общении с ним. Или, к примеру, если я говорю что-то по-английски, чтобы Ашутош перевел, а Ашутош в это время думает, например: «Чем же я буду завтракать?», или: «Как же получилось, что я до сих пор не позавтракал?», то в этом случае он не будет достаточно внимателен к тому, что я говорю, и не сможет перевести достоверным образом.

#01:27:59#

Хороший переводчик всегда уделяет свое полное внимание словам лектора.

[Открывается алтарь. Манас Кришна Прабху прославляет божеств:]

Джай Сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Преданные: Джай!

Манас Кришна Прабху: На самом деле все очень просто, настолько просто, насколько кажется. Когда мы повторяем кришна-нам, повторяем святое имя Кришны, наш ум склонен отвлекаться и «убегать» во все стороны.

#01:28:42#

чан̃чалам̇ хи манах̣ кр̣ш̣н̣а…[9]

Как в Бхагавад-гите Арджуна говорит: «О Кришна, мой ум практически невозможно обуздать. Мне кажется, что легче поймать ветер, чем обуздать мой ум». Гуру Махарадж приводил очень интересную аналогию, что ум подобен облакам в небе. И что мы видим на фоне облаков, даже если мы сейчас посмотрим в окно? Мы увидим там облака. В конце концов, это Питер, для Питера это нормально. Поэтому в Питере облака на небе — это нормальное состояние.

Переводчики: Налина Сундари Деви Даси,
Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Этот стих написал Шрила Шридхар Махарадж. Ни в одной книге со времен Махапрабху и до Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура вы не найдете столь прекрасного объяснения гаятри-мантры.

Махапрабху — это древо, семя которого пришло от Шри Кришны. Мадхавендра Пури — росток, появившийся из этого семени, а плоды этого древа — Рупа Госвами, Санатана Госвами и другие. Шрила Шридхар Махарадж — также один из этих плодов. Мы называем их плодами древа Махапрабху потому, что они даруют нам Его учение.

Ом — подлинная суть гаятри, и от Него исходят лучи милости, подобно лучам, исходящим от солнца. Шри Чайтанья Сарасват Матх, где постоянно совершается санкиртана, пребывает внутри флейты Кришны, из которой и исходит звук Ом. Ом, означающий гаятри, пришел из Шри Чайтанья Сарасват Матха, где и было дано это объяснение гаятри Шрилой Шридхаром Махараджем.

Шрила Шридхар Махарадж подобен воде, а слуги Шри Чайтанья Сарасват Матха — лотосам. Ом олицетворяет божественную чету — Шри Радху и Шри Кришну. Все есть в звуке Ом, исходящем из флейты Кришны, и значение этого звука — га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄падам̇ дхӣмахи. Из флейты Кришны не исходит никаких иных звуков, кроме прославления Шримати Радхарани, и это подлинный смысл и суть гаятри-мантры.

Солнечные лучи дают жизнь лотосу и питают его, но без воды лотос просто сгорит под лучами солнца.

Флейта — символ Шри Чайтанья Сарасват Матха, который впервые избрал ее своим символом. Однако сейчас многие, вслед за Шри Чайтанья Сарасват Матхом, сделали это. Какова песнь этой флейты? Это прославление Шримати Радхарани самим Шри Кришной, и это запечатлено в лого Шри Чайтанья Сарасват Матха.

2  «Поскольку между Кришной и Его именем нет различий, это имя дарует все желаемое, подобно философскому камню. Имя Кришны тождественно самому Кришне, являясь воплощением духовного упоительного блаженства. Святое имя Бога не является объектом извращенных мирских наслаждений, поскольку пребывает вне сферы восприятия чувств, и майе не проникнуть в него. Имя Кришны настолько совершенно, что его невозможно измерить майей. Его имя чисто, поскольку в нем нет и толики примеси иллюзии. Имя Кришны вечно свободно, что означает, что оно существует за пределами майи» («Падма-пурана»; «Бхакти-расамрита-синдху», 2.223).

3  На̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́ӣ тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдаивам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «О Господь, Твое святое имя дарует душе все блага, и потому Ты открыл миру так много Своих имен: Кришна, Говинда и другие. В святом имени заключена вся Твоя божественная сила, и Ты не дал строгих предписаний (духовных или философских) для его воспевания, не ограничил ни временем, ни местом, ни обстоятельствами. О Господь, Ты так милостиво сделал Свое имя доступным обычным душам, но все же злой рок и грехи мои перед именем не дают любви к нему появиться в моем сердце» («Шри Шикшаштакам», 2).

4  Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

5  «Принятие деятельности, благоприятствующей развитию преданности Богу, и отвержение всего, что не благоприятствует ей» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шаранагати. Благоприятное посвящение», 4).

6  На̄йам а̄тма̄ правачанена лабхйо, на медхайа̄ на бахуна̄ ш́рутена / йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас, тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣н̣уте танӯм̇ сва̄м — «Верховного Господа не обрести благодаря глубочайшим разъяснениям, проницательному интеллекту или длительному слушанию. Он открывается лишь тому, кого выберет сам. Такой удачливой душе Господь являет Свой божественный облик» («Катха-упанишад», 1.2.23; «Мундака-упанишад», 3.2.3).

7  Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди, на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣ — «Тому, чьи чувства осквернены материей, не удастся постичь трансцендентное имя, облик, качества и игры Шри Кришны. Они откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

8  «Если твой ум всегда погружен в воспевание святого имени, ты обретешь необходимые качества для подлинного воспевания» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шри Шикшаштакам», песня третья, стих 1).

9  Чан̃чалам̇ хи манах̣ кр̣ш̣н̣а прама̄тхи балавад др̣д̣хам / тасйа̄хам̇ ниграхам̇ манйе вайор ива судуш̣карам — «О Кришна, ум изменчив, беспокоен, упрям и очень силен. Мне кажется, что контролировать его труднее, чем управлять ветром» (Бхагавад-гита, 6.34).




←  «Эго, заслоняющее Кришну» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж ·• Архив новостей •· 21 августа 2011 года. Лекция Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 247.5 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Манас Кришна Прабху

Харинам и гаятри. Молитва. Садхана. Цель

(20 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Манас Кришна Прабху: Прабху, то есть если нет милости Гуру, то ты не сможешь, ты не будешь способен на такие вещи. Таким образом, из этой строки становится ясно, что наша линия поклонения сосредоточена только на служении лотосоподобным стопам Шримати Радхарани.

#00:00:48#

га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи[1]

Первые слова этой строки «га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а» означают мурали, это флейта. Сама гаятри-мантра — это звук, который исходит из флейты. Следующее слово в этой мантре — «кӣртана»: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана означает, что флейта также хочет совершать киртанам. Таким образом, мы понимаем, что гаятри — это песнь, которую исполняет флейта Кришны. Но какова цель этой песни, о чем эта песня? Далее в мантре [идут] слова «ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи»: эта песнь флейты Кришны прославляет служение стопам Шримати Радхарани, это ее внутренний смысл.

#00:03:01#

Таков же смысл и такова же цель киртана Шри Чайтаньи Махапрабху и такое объяснение дали киртану Чайтаньи Махапрабху Гурудев и Шрила Гуру Махарадж. Киртан, который совершает флейта Кришны, и киртан, который совершает Чайтанья Махапрабху, — это одно и то же, они неотличны друг от друга. Это значит, что у них одна и та же цель. Цель киртана только в том, чтобы прославить ту, которая наиболее дорога Кришне, кем Он сам пленен.

#00:04:30#

Гуру Махарадж также сказал, что здесь мы находим победу любви. Победу любви в том смысле, что Господь, который является всемогущим, всеобъемлющим, вездесущим, пленен любовью, преданностью, или бхакти. Название этой книги — «Религия сердца». И какова же религия сердца Кришны?

#00:05:27#

Что находится в самом сердце Кришны? Чему Он сам поклоняется, что Он сам находит ценным? Гуру Махарадж объясняет, что кроме Кришны никто не может явить миру то, что же живет в Его сердце. Таким образом, Чайтанья Махапрабху — это Кришна, который хочет показать всем: «Вы поклоняетесь Мне, но кому Я сам поклоняюсь, кто дорог для Меня?» Таким образом Он прославляет Шримати Радхарани.

#00:07:22#

Эти высочайшие концепции пришли из самых внутренних сокровенных частей духовного мира через слуг Радхарани. Из этих самых близких высочайших слуг [слуг Шримати Радхарани] состоит наша парампара, начиная с Мадхавендры Пури. До Мадхавендры Пури, который является Гуру Ишвары Пури, который в свою очередь явился в этом мире, играл роль Гуру Махапрабху, до Мадхавендры Пури такой высокой концепции не было явлено. И когда Чайтанья Махапрабху увидел Ишвару Пури и начал общаться с ним, Он сразу же понял, что у него [Ишвары Пури] должна быть связь с Мадхавендрой Пури, потому что Он увидел высокий уровень его видения, понимания этих высочайших концепций. Поэтому Он решил принять инициацию, харинам-инициацию от Ишвары Пури.

#00:10:07#

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́,
чаитанйа-раса-виграхах̣
пӯрн̣а ш́уддхо нитйа-мукто,
’бхиннатва̄н на̄ма на̄мин̣ох̣[2]

В этих строках говорится, что такое святое имя Кришны. Это чинтамани, или камень, исполняющий желания. Дословный перевод этих слов — «на̄ма чинта̄ман̣их̣» — означает, что это «драгоценный камень, исполняющий желания божественной реальности».

#00:11:19#

…чаитанйа-раса-виграхах̣…

Также это значит, что имя Кришна содержит все виды взаимоотношений с Кришной в полной мере.

#00:12:19#

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис…[3]

Во второй шлоке «Шикшаштакам» Чайтанья Махапрабху говорит: ниджа-сарва-ш́актис. Сарва-ш́актис: все энергии Господа в полной мере присутствуют в Его имени.

#00:12:42#

                         …кр̣ш̣н̣аш́,
чаитанйа-раса-виграхах̣…

#00:13:10#

вр̣нда̄ван-а̄нанда-мӯрти

Сейчас попытаюсь объяснить. Чаитанйа-раса-виграхах̣ означает, что Господь Чайтанья является воплощением всех рас, всех вкусов отношений с Богом. В этом смысле Он неотличен, то есть эта форма неотлична от имени Кришны, которая также является [в этом мире]. В другом стихе говорится, что Кришна является воплощением всей сладости Вриндавана, всех отношений, что Кришна неотличен от Своего имени. Вр̣нда̄ван-а̄нанда-мӯрти значит, что Он является воплощением всех экстатических взаимоотношений, всех рас, представленных во Вриндаване.

#00:15:24#

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́,
чаитанйа-раса-виграхах̣…

Также говорится, что святое имя Кришны освещает все. Чайтанья, четана — это значит «сознание», то есть оно освещает своим светом все сущее. Мы можем сказать, что это и было особенностью наших учителей. Они всегда извлекали самые глубокие толкования всех этих идей и такое объяснение этой фразы «чаитанйа-раса-виграхах̣».

#00:16:50#

…пӯрн̣а ш́уддхо нитйа-мукто…

Также в одной из частей этой шлоки говорится, что имя Кришна полно. Пӯрн̣а ш́уддхо означает, что оно полно само в себе, оно содержит в себе все, и оно является абсолютно чистым. Далее говорится: пӯрн̣а ш́уддхо нитйа-мукто. Нитйа-мукто означает, что святое имя Кришны всегда, вечно освобождено, или свободно, от любых влияний материального.

#00:18:15#

…’бхиннатва̄н на̄ма на̄мин̣ох̣

Далее объясняется, почему это так. Говорится, что это потому, что святое имя Кришны неотлично от Него самого. Гуру Махарадж объясняет, что мы не можем видеть того, что имя Кришны неотлично от Него самого, лишь потому, что от этого видения нас закрывает наше покрывало ложного эго. Гурудев также объясняет, что первый стих «Шикшаштаки» содержит в себе все, что нам необходимо знать.

#00:19:41#

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇…[4]

Первая строка первого стиха «Шикшаштаки» — чето-дарпан̣а ма̄рджджанам̇ — говорит о том, что повторение святого имени Кришны очищает зеркало нашего ума и сердца и убирает это покрытие с наших глаз. После очищения это святое имя дает освобождение, а затем оно дает все необходимое [для служения Кришне].

#00:20:30#

…ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇,
сарва̄тма-снапанам̇…

Далее говорится, что после этого каждый аспект души, [ее] существования, становится заполнен или освещен абсолютным счастьем. Харинам содержит все, и нам не нужно ничего больше, кроме харинама. Наши учителя дают нам поддержку в нашем повторении святого имени в форме гаятри-мантры. Это дополнительная поддерживающая, подпитывающая наше повторение харинама [составляющая].

#00:22:39#

Харинам-посвящение, первое посвящение, — это когда Гуру сажают в наше сердце семя бхакти. Постепенно мы поливаем его повторением святого имени, служением преданным. Но, как сказал Госвами Махарадж, гаятри-мантру можно сравнить с дополнительными удобрениями, которые мы вносим, чтобы наш росток бхакти подпитать. Гаятри-мантра очень могущественна. Также нужно помнить, что когда мы выращиваем какое-то растение и вносим в почву удобрение, то автоматически все сорняки тоже начинают расти быстрее. Как сказал Махапрабху, очень важной частью нашей духовной практики является то, что мы должны стать «садовниками». Необходимо обрести такое сознание, что мы «выращиваем сад» в своем сердце. Нам необходимо быть очень внимательными касательно того, чтобы убирать все сорняки, которые растут вокруг ростка бхакти и забирают энергию из главного корня. В «Прапанна-дживанамритам» все эти вещи объясняются очень замечательным образом.

#00:25:40#

бхакти-анукӯла ма̄тра ка̄рджера свӣка̄ра
бхакти-пратикӯла бха̄ва — варджана̄н̇гӣка̄ра[5]

В этой песне, которую мы поем каждое утро, есть слова «бхакти-анукӯла» и «бхакти-притикӯла». Дословный перевод такой: есть что-то благоприятное для нашей практики бхакти, а есть что-то неблагоприятное. И так же, как опытный садовник отделяет все необходимое, для того чтобы выращивать растение, мы так же должны отделять все благоприятное и все неблагоприятное.

#00:27:05#

Я уже рассказывал об этом. Когда однажды мы были во Вриндаване, Гурудев позвал всех нас на свою веранду на второй этаж, чтобы нам что-то рассказать. Гурудев тогда уже себя чувствовал не очень хорошо и не давал много даршанов, много лекций в то время. Естественно, мы все были очень воодушевлены и рады, что Гурудев позвал нас всех.

#00:27:57#

Он пребывал в особенно чудесном расположении духа. И он сказал нам: «Знаете, я вот сейчас думаю, что я бы хотел поехать на Говардхан». И он начал объяснять, какова конечная цель всей нашей жизни в служении. Надо сказать, что мы не так часто слышали подобного рода объяснения от Шрилы Гурудева. Далее он начал рассказывать о том, каковы ежедневные занятия тех, кто находится в самом близком окружении Шри Рупы Манджари в духовном мире. Он начал рассказывать о том, как каждое утро они встают, пробуждаются, начинают украшать свои тела очень красивыми [одеяниями], то есть начинают наряжаться, украшаться, а затем под руководством Шри Рупы идут на Кусум-саровар, на озеро, чтобы собрать цветы для Кришны. Он объяснил, что слуги, манджари, обычно проводят ночь у подножия Говардхана, где проводят Свои игры Радха и Кришна, а затем, просыпаясь и собирая цветы, они идут на Радха-кунду. Далее Гурудев сказал: «Мой Гуру Махарадж рассказал мне очень много о Радха-кунде». Мы все задержали дыхание, потому что такого рода вещи Гурудев очень редко раскрывал, он очень редко говорил о таких вещах, и мы все сидели, затаив дыхание, потому что понимали: сейчас он откроет нам что-то очень сокровенное.

#00:33:08#

Это было очень холодное туманное утро, Гурудев сидел в своей шапочке, и было такое очень мистическое ощущение. Колокола Вриндавана звенели на заднем фоне. Была очень чудесная атмосфера. Гурудев объяснял нам все эти вещи, и было ощущение, что он переносит нас вообще в какие-то другие миры, в другую реальность. Гурудев продолжал: «Очень многое я слышал от Гуру Махараджа о Радха-кунде». Далее он остановился, на секунду задумался и сказал: «Конечно, это очень хорошо для того, чтобы слушать без сомнения. Но не для того, чтобы рассказывать». И он сказал: «Я не могу вам рассказать этого, потому что вы не готовы это услышать». Но далее он успокоил нас: «Семя этой реальности уже посажено в ваше сердце. Через вашу садхану, через вашу ежедневную практику, это обязательно проявится внутри вас». Это было очень чудесное откровение, потому что не так часто Гурудев так сильно подчеркивал важность садханы. Он делал это косвенным образом очень часто, но не так прямо, как в этот раз. Садхана сравнивается с генератором, который дает топливо, или энергию, для наших духовных реализаций.

#00:36:51#

…йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас…[6]

Здесь выражена такая идея: когда Кришна в форме Гуру дает тебе гаятри-мантру, и ты начинаешь медитировать на нее со своим полным сосредоточением, то это даст тебе все, что необходимо. Гурудев сказал, что в этом нет никаких сомнений. Но важным и необходимым моментом здесь является то, что ты должен медитировать на это с полным [вниманием], то есть всей своей жизнью ты должен, всем своим существом ты должен медитировать на эту мантру. Однажды Гурудев вспоминал историю, когда Шрила Гуру Махарадж дал ему, семнадцатилетнему юноше, посвящение в харинам. «Он сказал мне только одну-единственную вещь. Он сказал мне: „Ты должен полностью сосредоточиться на этой мантре“».

#00:40:13#

Это основная задача всей наше садханы — научиться уделять 100% нашего внимания повторению Харе Кришна мантры в настроении служение и молитвы. Гурудев сказал, что Харе Кришна маха-мантра — это не просто мантра, которую мы повторяем как какие-то звуки, она является молитвой. Через повторение этой мантры преданные молят Господа о том, чтобы Он раскрыл в их сердцах их природу слуг, показал им, какое служение они могут совершать. Сарасвати Тхакур в своем комментарии в «Брахма-самхите» сказал, что Харе Кришна маха-мантра уникальна тем, что это и медитация и молитва в одном, она содержит в себе и то, и другое. Он сказал, что Харе Кришна маха-мантра в любом своем виде, если повторять ее громко или про себя, или через садхану, она действует таким образом, а гаятри-мантра — это наша внутренняя медитация, но она так же является молитвой. Шрила Гуру Махарадж сказал, что есть две вещи, которые наиболее важны для каждого искреннего духовного ученика. Этими двумя вещами являются молитва и самопредание.

#00:43:33#

Поэтому для нас очень важным является постижение этого искусства молитвы, существует очень много различных видов молитв. По сути, наш песенник, можно сказать, является молитвенником, потому что он представляет собой собрание молитв, которые выражали чистые преданные. Также объясняется такая идея, что молитва как таковая объединяет мир ума с миром сердца: сердце и ум приходят в гармонию, они становятся объединены.

#00:45:49#

Я помню, что когда я получал гаятри от Шрилы Гурудева, это было, [когда] я был первый раз в Индии, тогда мне было восемнадцать лет. Для меня это было очень большим событием, потому что я только шесть месяцев как до этого получил инициацию от Гурудева, когда он был в Австралии, это был, кажется, май или июнь 1999 года. И мы поехали на празднование месяца Картика в Навадвипу. Сначала мы провели там празднование явления Шрилы Гуру Махараджа в Навадвипе, затем отправились во Вриндаван. И так как в австралийском храме возникла необходимость в том, чтобы там брахман, то есть человек, имеющий второе посвящение, то мне сказали принять его в Навадвипе.

#00:48:19#

Я помню, что Гурудев созвал нас всех в свою комнату, и было нас примерно пять человек. Тогда Гурудев начал нам объяснять, рассказывать о гаятри-мантре, о том, что она способна помочь практикующему ученику в служении, в повторении харинама. И пока он объяснял, его рука двигалась, и он говорил: «Гаятри-мантра может дать вам все». И когда он двигал рукой таким образом, я сидел, смотрел на его руку, и меня охватило чувство, будто вся вселенная, все мироздание находится в его руках. Меня просто захватило это чувство. До того момента я никогда не находился так близко к Гурудеву, никогда не был с ним так рядом. После этого он начал повторять гаятри-мантру и ушел в свой мир, в то время как он сажал эти семена мантр в наши сердца. И когда мы покидали комнату после этого, было ощущение, что мы не идем по полу, а просто летим над ним. Затем мы отправились на задний двор позади нат-мандира, где уже был разведен огонь для ягьи, и мы провели два с половиной часа, «поджариваясь» на этом костре.

#00:52:11#

Этот ритуал огненного жертвоприношения и вообще второе посвящение сравнивается с тем, что ты принимаешь второе [духовное] рождение. Когда происходит огненное жертвоприношение, мы бросаем в этот огонь различные семена, пшеницы по-моему, и это символизирует то, что мы сжигаем нашу прошлую карму; весь наш «багаж» [кармы], который мы накопили, мы бросаем в огонь. Таким образом мы себя предлагаем, готовим себя для более высокого уровня преданности, для более высокого уровня самопосвящения. Этот жертвенный огонь также символизирует то, что мы освобождаемся, «выбрасываем» всю нашу прошлую жизнь, все, что было до этого. Предлагая себя таким образом в служении Гуру, мы вступаем на более высокий уровень очищения. Также мы переходим на более высокий уровень ответственности и служения в преданности Гуру.

#00:55:54#

Как я уже упоминал до этого, в нашей садхане очень важным моментом является то, как научиться тому, чтобы во время нашей джапа-медитации, гаятри-медитации сосредочить ум полностью на этой медитации и не позволять ему отвлекать нас от нее. Как я уже говорил, это было единственная вещь, которую сказал Гуру Махарадж Гурудеву, когда давал ему инициацию: «Ты должен уделить свое полное внимание этой мантре». Это была единственная вещь, которую он сказал. Благодаря этому понятно, насколько важен этот момент.

#00:57:10#

В книге «Харинама-чинтамани» Чайтанья Махапрабху попросил Харидаса Тхакура явить славу святого имени. Также Он спросил его: «Каковы препятствия при повторении святого имени Кришны?» И Харидас Тхакур ответил Махапрабху: «Ты сам знаешь ответы на все вопросы, я лишь кукла в Твоих руках, через которую Ты говоришь». Далее Харидас Тхакур дал очень подробное объяснение всем десяти оскорблениям, которые одновременно являются препятствиями в нашем повторении святого имени. И когда бы Гурудев ни давал инициацию, кому бы он ни давал инициацию, он говорил не просто повторять это святое имя, он всегда говорил: «Повторяй это святое имя без оскорблений».

#00:59:30#

Всегда, когда он говорил: «Повторяйте Харе Кришна маха-мантру — это решение всех проблем», он всегда имел в виду: «Повторяйте Харе Кришна маха-мантру без оскорблений». Также мы знаем известную фразу Шрилы Прабхупады: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы». Много лет его ученики, повторяя Харе Кришна маха-мантру, служили ему, повторяли Харе Кришна маха-мантру десять лет [при его жизни], и они задавались вопросом: «Я делаю уже это столь долгое время. Почему же я до сих пор несчастлив?» И те, кто был особо удачлив и попал под руководство Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева, пришли к пониманию того, почему же они не были счастливы. Гурудев всегда говорил: «Да, повторяйте Харе Кришна, но без оскорблений». Если ты избавишься от всех этих оскорблений, от этих препятствий, оскорблений святого имени, то счастье — это всего лишь начало того, что тебя ожидает.

#01:01:41#

…а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇…

Пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄дана означает «вечно увеличивающийся океан экстатической радости». Это океан, это вечно текущий поток, вечно расширяющийся поток нектара, в котором утопает душа. Но есть определенная обусловленность, почему мы не ощущаем этого. Гурудев дальше сказал: «Если бы это было не так, если бы это было обманом, то я бы давно уже ушел, покинул Харе Кришна». Если мы серьезны по отношению [к духовной практике], если мы хотим достичь результата, то нам необходимо быть серьезными в нашей практике, чтобы это счастье явило себя в нашем сердце.

#01:04:27#

Возвращаясь обратно к «Харинама-чинтамани»: Харидас Тхакур объяснил, что есть одна коренная причина всех десяти оскорблений. И эта коренная причина выражается одним словом — невнимательность. Отсутствие необходимой сфокусированности. И лень является одним из симптомов. Природа нашего ума такова, что он очень ленив. (Гурудев дал мне имя Манаса Кришна, поэтому я знаю все о лени ума.) Нам необходимо научиться тому, как правильным образом направлять свой ум, и секрет здесь именно в молитве. Секрет в том, что Харе Кришна мантра и гаятри-мантра — это не просто мантра, а именно молитва. Слово «мантра», как мы знаем, означает «освобождение ума». Но освободить ум [необходимо] от чего? И что дальше, когда ум освобожден, что дальше? Шрила Гуру Махарадж всегда старался напомнить нам о том, каков самый важный [момент], что самое важное внутри нас. У нас есть три самых важных качества: это сат, чит и анандам, которые обычно переводятся как «вечное существование», «знание» и «счастье». Это три силы, которыми обладает душа. Эти три качества в нас проявляются, как [способность] думать, чувствовать и желать. Это сила сознания, сила желания и сила чувства. Шрила Гуру Махарадж говорил, что самым сильным из них является наша способность чувствовать. Не знать или желать чего-то, а именно чувствовать.

#01:09:10#

Самый важный аспект нашей души и то, к чему все стремятся, — это способность чувствовать или переживать любовь, и это возможно только через способность чувствовать. Целью нашей [духовной] практики и молитвы, садханы, является то, как направить свою волю, то есть силу своего желания, на то, чтобы объединить способность думать со способностью чувствовать, то есть объединить ум и сердце. Коротко: как использовать волю, силу желания, для того чтобы объединить ум и сердце. Под словом «чувства» Гуру Махарадж не имеет в виду план эмоций. То, что мы подразумеваем под словом «чувства», обычно мы думаем, что это связано с тонким телом эмоций. А эмоциональное тело связано с телом ума, с умом, который в свою очередь связан с нашим эго. Нам нужно освободиться от эгоистического понимания себя.

#01:09:10#

Секрет или ключ к тому, как это сделать, содержится в молитве и в медитации. И это первое служение, которое нам дает Гурудев. Каково это самое первое служение? Это то первое служение, которое Гурудев дает нам, когда дает четки. Он говорит: «Повторяй эту Харе Кришна мантру минимум четыре круга [на четках] без оскорблений. Минимум четыре круга, а максимум столько, сколько ты сможешь». И это является самым первым и самым важным служением нашему Гурудеву. Это самое прямое служение Гурудеву. Также повторение гаятри-мантры мы воспринимаем как наше прямое служение. Потому что центральным звеном, самой главной целью нашей садханы является повторение мантры, [необходимость] пробудить внутри себя нашу природу слуги. Гуру Махарадж говорил такую фразу: «Мы должны достичь служения Кришне с широким, открытым, непредупрежденным сердцем».

#01:15:22#

Целью нашей садханы, нашей практики, является то, чтобы подготовить свое сердце для откровения этого сознания Кришны. Чето-дарпан̣а: очищать зеркало нашего сердца. Также Чайтанья Махапрабху дает такое сравнение: очищать зеркало сердца означает позволить ему раскрыться, подобно цветку лотоса.

#01:16:28#

…ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇…

Подобно цветку лотоса наше сердце должно открыться лучам луны, то есть здесь Харе Кришна мантра сравнивается с лучами луны.

#01:17:07#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди,
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣…[7]

Далее говорится, что все, что связано с Кришной, — Его имя, Его формы, Его игры, — не может быть познано средствами нашего материального ума, наших чувств.

#01:17:47#

…севонмукхе хи джихва̄дау,
свайам эва спхуратй адах̣

Но тогда как, каким же образом мы можем обрести эту связь, как это сознание Кришны может открыться нам? Севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣. Гурудев всегда подчеркивал этот жизненно важный момент, который выражается в этой строке: севонмукхе хи джихва̄дау. Когда Кришна увидит зрелость нашего сердца, которое обладает настроением служения, Он, увидев это, захочет открыть Себя. В этой строке используется слово «джихва», что значит «язык». (Это по-другому пишется, не как [слово] «джива».) И оно означает, что необходимо занять свой язык в служении.

#01:20:04#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-кӣртане джоди ма̄наса тоха̄ра
парама джатане та̄̐хи лобхо адхика̄ра[8]

В этой шлоке (это шлока Бхактивинода Тхакура) говорится: «Ты будешь способен повторять святое имя Кришны, когда тебе удастся занять свой язык в служении Ему». Но снова повторюсь, что это служение должно совершаться очень внимательно. Это можно сравнить с тем, как, например, вы хотите установить свои отношения с кем-то, и этот человек говорит с вами, а вы в этот момент отвлекаетесь, смотрите телевизор, в общем, невнимательно относитесь [к собеседнику]. И тогда как этот человек будет себя чувствовать? Мы пытаемся установить наши отношения не просто с кем-то, а с высшей личностью, с Богом. И что, мы собираемся отдавать всего лишь четверть нашего внимания Ему? Гурудев говорил, что если ограниченное существо отдаст всего лишь маленькую часть своей ограниченности, то Безграничное явит Себя ему? Нет, Кришна не настолько глупый. Поэтому можно еще раз подчеркнуть, что [необходимо] уделять свое полное внимание нашей садхане: шраванам, киртанам, то есть слушанию, повторению, медитации на мантру. Именно так мы учимся сосредотачиваться полностью на служении.

#01:24:30#

Шрила Гуру Махарадж говорил, что если вам не удается даже после многочисленных попыток сконцентрировать свой ум на повторении мантры, то необходимо на время оставить это и заняться другим служением, которое концентрирует ум больше, а затем вернуться к этому [повторению мантры], потому что коренной, еще раз повторимся, коренной причиной всех оскорблений, апарадх, является невнимательность. Сейчас, наверно, уже остановим нашу лекцию. Есть ли у кого-то вопросы или сомнения?

Налина Сундари Диди: Сейчас мы поменяемся с Ашутошем [Кришной Прабху].

#01:24:30#

Вопрос: А можно развернутее объяснить, что мы понимаем под невнимательным отношением к святому имени?

Манас Кришна Прабху: Как только что мы приводили этот пример — допустим, если я разговариваю с Ашутошем и при этом в это же самое время смотрю телевизор. На самом деле мне хочется посмотреть телевизор, и минимум половина моего внимания направлена туда, а Ашутоша я слушаю в полуха. Тогда только четверть или в лучшем случае половина моего внимания направлена на него. Это означает, что я невнимателен в своем общении с ним. Или, к примеру, если я говорю что-то по-английски, чтобы Ашутош перевел, а Ашутош в это время думает, например: «Чем же я буду завтракать?», или: «Как же получилось, что я до сих пор не позавтракал?», то в этом случае он не будет достаточно внимателен к тому, что я говорю, и не сможет перевести достоверным образом.

#01:27:59#

Хороший переводчик всегда уделяет свое полное внимание словам лектора.

[Открывается алтарь. Манас Кришна Прабху прославляет божеств:]

Джай Сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Преданные: Джай!

Манас Кришна Прабху: На самом деле все очень просто, настолько просто, насколько кажется. Когда мы повторяем кришна-нам, повторяем святое имя Кришны, наш ум склонен отвлекаться и «убегать» во все стороны.

#01:28:42#

чан̃чалам̇ хи манах̣ кр̣ш̣н̣а…[9]

Как в Бхагавад-гите Арджуна говорит: «О Кришна, мой ум практически невозможно обуздать. Мне кажется, что легче поймать ветер, чем обуздать мой ум». Гуру Махарадж приводил очень интересную аналогию, что ум подобен облакам в небе. И что мы видим на фоне облаков, даже если мы сейчас посмотрим в окно? Мы увидим там облака. В конце концов, это Питер, для Питера это нормально. Поэтому в Питере облака на небе — это нормальное состояние.

Переводчики: Налина Сундари Деви Даси,
Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Этот стих написал Шрила Шридхар Махарадж. Ни в одной книге со времен Махапрабху и до Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура вы не найдете столь прекрасного объяснения гаятри-мантры.

Махапрабху — это древо, семя которого пришло от Шри Кришны. Мадхавендра Пури — росток, появившийся из этого семени, а плоды этого древа — Рупа Госвами, Санатана Госвами и другие. Шрила Шридхар Махарадж — также один из этих плодов. Мы называем их плодами древа Махапрабху потому, что они даруют нам Его учение.

Ом — подлинная суть гаятри, и от Него исходят лучи милости, подобно лучам, исходящим от солнца. Шри Чайтанья Сарасват Матх, где постоянно совершается санкиртана, пребывает внутри флейты Кришны, из которой и исходит звук Ом. Ом, означающий гаятри, пришел из Шри Чайтанья Сарасват Матха, где и было дано это объяснение гаятри Шрилой Шридхаром Махараджем.

Шрила Шридхар Махарадж подобен воде, а слуги Шри Чайтанья Сарасват Матха — лотосам. Ом олицетворяет божественную чету — Шри Радху и Шри Кришну. Все есть в звуке Ом, исходящем из флейты Кришны, и значение этого звука — га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄падам̇ дхӣмахи. Из флейты Кришны не исходит никаких иных звуков, кроме прославления Шримати Радхарани, и это подлинный смысл и суть гаятри-мантры.

Солнечные лучи дают жизнь лотосу и питают его, но без воды лотос просто сгорит под лучами солнца.

Флейта — символ Шри Чайтанья Сарасват Матха, который впервые избрал ее своим символом. Однако сейчас многие, вслед за Шри Чайтанья Сарасват Матхом, сделали это. Какова песнь этой флейты? Это прославление Шримати Радхарани самим Шри Кришной, и это запечатлено в лого Шри Чайтанья Сарасват Матха.

[2] «Поскольку между Кришной и Его именем нет различий, это имя дарует все желаемое, подобно философскому камню. Имя Кришны тождественно самому Кришне, являясь воплощением духовного упоительного блаженства. Святое имя Бога не является объектом извращенных мирских наслаждений, поскольку пребывает вне сферы восприятия чувств, и майе не проникнуть в него. Имя Кришны настолько совершенно, что его невозможно измерить майей. Его имя чисто, поскольку в нем нет и толики примеси иллюзии. Имя Кришны вечно свободно, что означает, что оно существует за пределами майи» («Падма-пурана»; «Бхакти-расамрита-синдху», 2.223).

[3] На̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́ӣ тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдаивам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «О Господь, Твое святое имя дарует душе все блага, и потому Ты открыл миру так много Своих имен: Кришна, Говинда и другие. В святом имени заключена вся Твоя божественная сила, и Ты не дал строгих предписаний (духовных или философских) для его воспевания, не ограничил ни временем, ни местом, ни обстоятельствами. О Господь, Ты так милостиво сделал Свое имя доступным обычным душам, но все же злой рок и грехи мои перед именем не дают любви к нему появиться в моем сердце» («Шри Шикшаштакам», 2).

[4] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

[5] «Принятие деятельности, благоприятствующей развитию преданности Богу, и отвержение всего, что не благоприятствует ей» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шаранагати. Благоприятное посвящение», 4).

[6] На̄йам а̄тма̄ правачанена лабхйо, на медхайа̄ на бахуна̄ ш́рутена / йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас, тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣н̣уте танӯм̇ сва̄м — «Верховного Господа не обрести благодаря глубочайшим разъяснениям, проницательному интеллекту или длительному слушанию. Он открывается лишь тому, кого выберет сам. Такой удачливой душе Господь являет Свой божественный облик» («Катха-упанишад», 1.2.23; «Мундака-упанишад», 3.2.3).

[7] Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди, на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣ — «Тому, чьи чувства осквернены материей, не удастся постичь трансцендентное имя, облик, качества и игры Шри Кришны. Они откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

[8] «Если твой ум всегда погружен в воспевание святого имени, ты обретешь необходимые качества для подлинного воспевания» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шри Шикшаштакам», песня третья, стих 1).

[9] Чан̃чалам̇ хи манах̣ кр̣ш̣н̣а прама̄тхи балавад др̣д̣хам / тасйа̄хам̇ ниграхам̇ манйе вайор ива судуш̣карам — «О Кришна, ум изменчив, беспокоен, упрям и очень силен. Мне кажется, что контролировать его труднее, чем управлять ветром» (Бхагавад-гита, 6.34).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования