«Линия Шри Рупы» (часть 1). Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж


Russian

Сокровенная природа Кришны описывается как воплощенный экстаз. Он вкушает Свой собственный внутренне присущий Ему экстаз. Он познает Свой экстаз и переживает его, но для распространения этого присущего Ему экстаза необходима особая Сила. И Она известна как хладини. Сущность хладини-шакти, или внутренней Силы экстаза Кришны, — Радхика, Которая черпает самую сокровенную расу, экстаз высочайшего порядка, извлекая его изнутри и распространяя вовне. 

Поэтому говорится: карун̣а̄мр̣та-ва̄хинӣ — из этого великого источника изливается экстаз, соединенный с великодушием. И подобно реке, струящейся с гор, которая своим течением может нести во внешний мир множество ценных минералов, Сила хладини приносит расу из обители раса-сварупы, Самого Кришны, олицетворенного экстаза. Поток этой реки нектара несет экстаз и расу, изобилие сладости и милосердия, дабы поделиться ими с другими.

Тем временем в сознании преданного, по ходу его развития, происходит другое качественное изменение. Он осознает: «О! Кришна не так уж важен для меня. В первую очередь я связан с Тобой, Шри Радхе! Я хочу непосредственного служения Тебе, а не Кришне». Такое пробуждение сердца, глубочайшая преданность и чувство признательности к следующему ближайшему представителю развивается у предавшейся души. На этой ступени преданный думает: «Уделив величайшее внимание ближайшему представителю, моему Гурудеву, я обрету большее благо. Так я преуспею». И дело Гуру — утвердить высшие взаимоотношения. Безусловно, наши намерения должны быть чисты и искренни. А дело божественного представителя — предоставить нам благотворную, естественную связь с иерархией служения.

Все наше внимание следует сосредоточить на служении нашему Гуру. Это должно стать главным. Наше начальное устремление — приблизиться к Кришне. Первое, что необходимо осознать на этой ступени, — свою беспомощность. Конечно, во всем должна присутствовать искренность. Сначала приходит стадия беспомощности, затем мы желаем прибежища Кришны, олицетворенной сладости. Потом мы привлекаемся сладостью определенного рода, а затем приближаемся к той сфере. Там мы молимся о конечных, самых близких отношениях, или постоянном участии в качестве слуги. Шрила Рагхунатх Дас Госвами учил, что это высочайшее достижение живого существа.

Дас Госвами провел шестнадцать лет в постоянном общении со Шри Чайтаньей Махапрабху и Сварупой Дамодарой. После их ухода из этого мира Рагхунатх, испытывая отвращение к дальнейшему существованию, отправился во Вриндаван, чтобы закончить там свою жизнь. Но встретив Рупу и Санатану, он обрел иное видение, перспективу новой жизни. Тогда он открыл: «Хотя я больше не могу физически видеть Шри Чайтанью Махапрабху и Сварупу Дамодара, они живут здесь, в Рупе и Санатане, в их делах, в духе их проповеди. Махапрабху здесь, такой же живой, как и все». Ему пришлось отвергнуть идею о самоубийстве. И он начал с новой силой служить во Вриндаване.

Дас Госвами дал нам осознание того, в чем заключается наше наивысшее устремление. Он говорил: «О Радхика, я желаю служения Тебе. Если Ты недовольна мною, я не хочу ни Кришны, ни Его земли, Враджи». Такова его молитва. И он признается прайоджана-ачарьей — Гуру, который показывает нам, какова высочайшая цель нашей жизни, прайоджана-таттва, конечное предназначение. О его положении того, кто дает нам наивысшую цель, свидетельствует следующая шлока

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи?

Эта шлока — непосредственная молитва Радхарани. Она выражает упование особого рода, которое столь сладостно и утешительно, что сравнивается с безбрежным океаном нектара. Он говорит: «Благодаря этой надежде я как-то провожу, коротаю свои дни — влачу свою жизнь в эти унылые времена только потому, что у меня есть надежда. Она поддерживает меня — нектарный океан надежды пленяет и поддерживает меня. Благодаря моему единственному утешению я каким-то образом влачу свои дни. 

Несмотря на то, что я лишился непосредственного общения с Махапрабху, Сварупой Дамодаром и множеством других великих душ, я все же живу. Почему? Особый луч надежды освещает мне путь. И перспективы, с которыми связана эта надежда, и качество ее очень велики и возвышенны. Но моему терпению настал конец. Я больше не в силах выносить это. Я не могу ждать. Силы покинули меня; я не могу больше ждать. Если Ты не явишь сейчас Свою милость, мне придет конец. Я потеряю шанс навсегда. Я утрачу всякое желание продолжать свою жизнь. Вся она окажется напрасной.

Без Твоей милости я не смогу прожить и мгновенья. И даже Вриндаван, который дороже мне самой жизни, внушает отвращение. Такое мучение. Это постоянно тяготит меня. Что говорить об ином — даже Кришна противен мне. Позорно произносить такие слова, но я не способен любить даже Кришну, пока Ты не введешь меня в круг Своих близких слуг. Я пришел ради этого очарования. Я узрел путь к этому очарованию в служении Твоего окружения. Без этого для меня все лишено вкуса. И я не в силах поддерживать свое существование даже во Вриндаване. Даже Кришна для меня лишен очарования — что же говорить о других». Такова молитва Рагхунатха Даса Госвами.

Таким образом, школа, основанная Махапрабху, провозглашает Радха-дасьям, служение Шримати Радхарани, высочайшим достижением живого существа. Это суть «Шримад-Бхагаватам». Рупануга-сампрадая, последователи линии Шри Рупы — это те, кто наделен уникальным вкусом к служению в стане Радхарани. На этом уровне ни материалистичной эксплуатации или отречению, ни даже основанной на законе шастрической преданности места нет. Преданность наивысшего порядка неподвластна никакому закону. Она спонтанна и естественна. Жертвенность в предельной степени возможна только на этой стороне. Из стана Шримати Радхарани распространяется высочайшее божественное чувство, которое невозможно даже близко сравнить ни с каким достижением, когда-либо известным даже в сфере вечности.

(продолжение следует)

 



←  «Линия Шри Рупы» (часть 2). Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж ·• Архив новостей •· «Великодушие Махапрабху — высочайшая концепция». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1982 год. Навадвипа Дхама, Индия. «Мгновения Прекрасной Реальности», часть 4.6  →

Russian

Сокровенная природа Кришны описывается как воплощенный экстаз. Он вкушает Свой собственный внутренне присущий Ему экстаз. Он познает Свой экстаз и переживает его, но для распространения этого присущего Ему экстаза необходима особая Сила. И Она известна как хладини. Сущность хладини-шакти, или внутренней Силы экстаза Кришны, — Радхика, Которая черпает самую сокровенную расу, экстаз высочайшего порядка, извлекая его изнутри и распространяя вовне. 

Поэтому говорится: карун̣а̄мр̣та-ва̄хинӣ — из этого великого источника изливается экстаз, соединенный с великодушием. И подобно реке, струящейся с гор, которая своим течением может нести во внешний мир множество ценных минералов, Сила хладини приносит расу из обители раса-сварупы, Самого Кришны, олицетворенного экстаза. Поток этой реки нектара несет экстаз и расу, изобилие сладости и милосердия, дабы поделиться ими с другими.

Тем временем в сознании преданного, по ходу его развития, происходит другое качественное изменение. Он осознает: «О! Кришна не так уж важен для меня. В первую очередь я связан с Тобой, Шри Радхе! Я хочу непосредственного служения Тебе, а не Кришне». Такое пробуждение сердца, глубочайшая преданность и чувство признательности к следующему ближайшему представителю развивается у предавшейся души. На этой ступени преданный думает: «Уделив величайшее внимание ближайшему представителю, моему Гурудеву, я обрету большее благо. Так я преуспею». И дело Гуру — утвердить высшие взаимоотношения. Безусловно, наши намерения должны быть чисты и искренни. А дело божественного представителя — предоставить нам благотворную, естественную связь с иерархией служения.

Все наше внимание следует сосредоточить на служении нашему Гуру. Это должно стать главным. Наше начальное устремление — приблизиться к Кришне. Первое, что необходимо осознать на этой ступени, — свою беспомощность. Конечно, во всем должна присутствовать искренность. Сначала приходит стадия беспомощности, затем мы желаем прибежища Кришны, олицетворенной сладости. Потом мы привлекаемся сладостью определенного рода, а затем приближаемся к той сфере. Там мы молимся о конечных, самых близких отношениях, или постоянном участии в качестве слуги. Шрила Рагхунатх Дас Госвами учил, что это высочайшее достижение живого существа.

Дас Госвами провел шестнадцать лет в постоянном общении со Шри Чайтаньей Махапрабху и Сварупой Дамодарой. После их ухода из этого мира Рагхунатх, испытывая отвращение к дальнейшему существованию, отправился во Вриндаван, чтобы закончить там свою жизнь. Но встретив Рупу и Санатану, он обрел иное видение, перспективу новой жизни. Тогда он открыл: «Хотя я больше не могу физически видеть Шри Чайтанью Махапрабху и Сварупу Дамодара, они живут здесь, в Рупе и Санатане, в их делах, в духе их проповеди. Махапрабху здесь, такой же живой, как и все». Ему пришлось отвергнуть идею о самоубийстве. И он начал с новой силой служить во Вриндаване.

Дас Госвами дал нам осознание того, в чем заключается наше наивысшее устремление. Он говорил: «О Радхика, я желаю служения Тебе. Если Ты недовольна мною, я не хочу ни Кришны, ни Его земли, Враджи». Такова его молитва. И он признается прайоджана-ачарьей — Гуру, который показывает нам, какова высочайшая цель нашей жизни, прайоджана-таттва, конечное предназначение. О его положении того, кто дает нам наивысшую цель, свидетельствует следующая шлока

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи?

Эта шлока — непосредственная молитва Радхарани. Она выражает упование особого рода, которое столь сладостно и утешительно, что сравнивается с безбрежным океаном нектара. Он говорит: «Благодаря этой надежде я как-то провожу, коротаю свои дни — влачу свою жизнь в эти унылые времена только потому, что у меня есть надежда. Она поддерживает меня — нектарный океан надежды пленяет и поддерживает меня. Благодаря моему единственному утешению я каким-то образом влачу свои дни. 

Несмотря на то, что я лишился непосредственного общения с Махапрабху, Сварупой Дамодаром и множеством других великих душ, я все же живу. Почему? Особый луч надежды освещает мне путь. И перспективы, с которыми связана эта надежда, и качество ее очень велики и возвышенны. Но моему терпению настал конец. Я больше не в силах выносить это. Я не могу ждать. Силы покинули меня; я не могу больше ждать. Если Ты не явишь сейчас Свою милость, мне придет конец. Я потеряю шанс навсегда. Я утрачу всякое желание продолжать свою жизнь. Вся она окажется напрасной.

Без Твоей милости я не смогу прожить и мгновенья. И даже Вриндаван, который дороже мне самой жизни, внушает отвращение. Такое мучение. Это постоянно тяготит меня. Что говорить об ином — даже Кришна противен мне. Позорно произносить такие слова, но я не способен любить даже Кришну, пока Ты не введешь меня в круг Своих близких слуг. Я пришел ради этого очарования. Я узрел путь к этому очарованию в служении Твоего окружения. Без этого для меня все лишено вкуса. И я не в силах поддерживать свое существование даже во Вриндаване. Даже Кришна для меня лишен очарования — что же говорить о других». Такова молитва Рагхунатха Даса Госвами.

Таким образом, школа, основанная Махапрабху, провозглашает Радха-дасьям, служение Шримати Радхарани, высочайшим достижением живого существа. Это суть «Шримад-Бхагаватам». Рупануга-сампрадая, последователи линии Шри Рупы — это те, кто наделен уникальным вкусом к служению в стане Радхарани. На этом уровне ни материалистичной эксплуатации или отречению, ни даже основанной на законе шастрической преданности места нет. Преданность наивысшего порядка неподвластна никакому закону. Она спонтанна и естественна. Жертвенность в предельной степени возможна только на этой стороне. Из стана Шримати Радхарани распространяется высочайшее божественное чувство, которое невозможно даже близко сравнить ни с каким достижением, когда-либо известным даже в сфере вечности.

(продолжение следует)

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования