«Божественное служение» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения»


Russian


Вопрос: В «Шримад Бхагавад-гите» Кришна рассказывает о карма-йоге. Может ли карма-йога стать севой, служением?

Шрила Говинда Махарадж: Карма, труд, и сева, божественное служение, внешне не отличаются друг от друга. Бхакти-йога и карма-йога похожи во всем, кроме одного: умонастроения. Главная отличительная черта — цель, то, что движет деятельностью. Все очень просто: когда джива, душа, трудится не для себя, а исключительно для Господа, Кришны, и только Ему посвящает плоды своего труда, — это бхакти-йога; когда же она присваивает их и ставит в заслугу себе, — это карма-йога.

йат карош̣и йад аш́на̄си, йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа, тат куруш̣ва мад арпан̣ам

(Бхагавад-гита, 9.27)

«Что бы ты ни делал, совершай это для Меня, и ты не будешь отвечать за последствия, какими бы они ни были».

Карма всегда чревата последствиями. Согласно третьему закону Ньютона, сила действия равна и противоположна по направлению силе противодействия. Многие законы Ньютона были подвергнуты сомнению, но этот закон еще не оспорил никто. Это ведь не только закон Ньютона, это закон Гиты и закон Вед. Мы живем в мире эксплуатации, иначе нам не приходилось бы пожинать плоды своей кармы. Здесь мы эксплуатируем других, другие эксплуатируют нас, и потому все наши действия чреваты последствиями.

Вскоре после битвы на Курукшетре к Кришне пришел один риши из Кашмира по имени Утанка, и в гневе воскликнул:

— Из-за Тебя произошла эта бойня. Если бы Ты только захотел, Ты мог бы предотвратить эту войну. В Твоих силах было остановить ее. Но Ты ничего не сделал. А теперь, после этой страшной битвы, миллионы женщин остались вдовами, и я больше не в силах слышать их рыдания. Ты — причина этого и заслуживаешь моего проклятия!

В ответ Кришна улыбнулся и сказал:

— Выслушай Меня, мудрец. Подвижничество дало тебе столько мистической силы, но вся она будет растрачена на проклятие, которое даже не коснется Меня. Я пребываю в сфере ниргуны, которая за пределами материального мира. Плоды же твоего подвижничества, и все, что ты приобрел, — материально. Твое проклятие имеет силу только в этом мире, и даже на высшей его планете — Брахмалоке, но предо Мной оно бессильно. Ты потеряешь все, так что последуй Моему совету — не трать силы на проклятие. Я дам тебе знание, и ты поймешь, кто Я.

Услышав это, риши, смиренно сложил ладони:

— Ты сохранил плоды моих подвигов. Теперь я знаю, кто Ты.

Таков мир ниргуны. Это царство преданности, мир служения. Существуют три мира: мир эксплуатации, мир отречения и мир преданности. Кто всем сердцем служит Кришне, живет в мире преданности. Он не отвечает за свои действия — они приносят ему счастье, потому что он старается угодить Господу, а Господь пребывает в мире ниргуны. Действия преданного не приносят последствий.

Я часто привожу в пример полицейских или военных. На войне солдат может убить сотни и даже тысячи людей, но для него это не будет иметь никаких последствий, за все ответит правительство. Полицейские при задержании преступников тоже иногда могут убить их. За действия полицейских также отвечает правительство. Если полицейский на службе совершит ошибку, ущерб возместит правительство, а не полицейский.

Если все, что мы делаем, посвящено Кришне, это бхакти-йога. Все последствия отойдут к Кришне, нас они не затронут. Если же мы следуем карма-йоге, наши действия будут кармой и нам придется пожинать их плоды. Так устроено природой, иначе жизнедеятельность нашей и всех остальных вселенных была бы невозможной. Наблюдая за вселенной, мы приходим в изумление, и нам кажется, что кроме нее нет ничего, но это не так.

Риши видели, что вселенных миллионы, и все они плавают в водах Вираджи. В этой вселенной четырнадцать уровней. Высшие из них: Бхур-, Бхувар-, Свар-, Махар-, Джана-, Тапо- и Сатьялока, низшие: Тала, Атала, Витала, Нитала, Талатала, Махатала и Сутала.

вираджа̄р па̄ре ш́уддха паравйома-дха̄м,
тад упари ш́рӣ-гокула-вр̣нда̄ран̣йа на̄м

За Вираджей простирается Брахмалока, и разливается сияние Вайкунтхалоки, Паравьомы1. Брахмалока — словно нейтральная полоса, зона равновесия, «абсцисса», миновав которую, мы войдем в Паравьома Дхаму.

Но, прежде всего, следует получить визу. Без визы не пустят в другую страну. Здесь маха-майя может выдать нам паспорт. Господь Шива тоже наделен такими полномочиями. Но все это окажется бесполезным, если у нас не будет визы на Вайкунтхалоку. Вайкунтха — мир преданности, и получить визу может лишь тот, кто в полной мере предан Господу. В пределах Вайкунтхи существует много рубежей, и если мы захотим пересечь их, нам понадобятся новые визы. Выдачей этих виз ведает Санкаршана-Баладев. Санкаршана там хозяин, а йога-майя — хозяйка. Все совершается при посредничестве йога-майи, а источник необходимой для этого энергии — Санкаршана.

йадйапи аср̣джйа нитйа чич-чхакти-вила̄са
татха̄пи сан̇карш̣ан̣а-ичха̄йа та̄ха̄ра прака̄ш́а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.257)2

(продолжение следует)



1 Шрила Бхактивинод Тхакур «Гитавали» («Шри Радхаштака», песнь вторая, стих первый).

2 «Не стоит вопроса о сотворении духовного мира, тем не менее, духовный мир проявляется по верховной воле Санкаршаны. Духовный мир — это обитель игр вечной духовной энергии».




←  Шрипад Шруташрава Прабху принял санньясу 5 июня 2011 года. Тихуана, Мексика ·• Архив новостей •· Нама-хатта в Ярославле 11 мая 2011 года  →

Russian


Вопрос: В «Шримад Бхагавад-гите» Кришна рассказывает о карма-йоге. Может ли карма-йога стать севой, служением?

Шрила Говинда Махарадж: Карма, труд, и сева, божественное служение, внешне не отличаются друг от друга. Бхакти-йога и карма-йога похожи во всем, кроме одного: умонастроения. Главная отличительная черта – цель, то, что движет деятельностью. Все очень просто: когда джива, душа, трудится не для себя, а исключительно для Господа, Кришны, и только Ему посвящает плоды своего труда, – это бхакти-йога; когда же она присваивает их и ставит в заслугу себе, – это карма-йога.

йат карош̣и йад аш́на̄си, йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа, тат куруш̣ва мад арпан̣ам

(Бхагавад-гита, 9.27)

«Что бы ты ни делал, совершай это для Меня, и ты не будешь отвечать за последствия, какими бы они ни были».

Карма всегда чревата последствиями. Согласно третьему закону Ньютона, сила действия равна и противоположна по направлению силе противодействия. Многие законы Ньютона были подвергнуты сомнению, но этот закон еще не оспорил никто. Это ведь не только закон Ньютона, это закон Гиты и закон Вед. Мы живем в мире эксплуатации, иначе нам не приходилось бы пожинать плоды своей кармы. Здесь мы эксплуатируем других, другие эксплуатируют нас, и потому все наши действия чреваты последствиями.

Вскоре после битвы на Курукшетре к Кришне пришел один риши из Кашмира по имени Утанка, и в гневе воскликнул:

– Из-за Тебя произошла эта бойня. Если бы Ты только захотел, Ты мог бы предотвратить эту войну. В Твоих силах было остановить ее. Но Ты ничего не сделал. А теперь, после этой страшной битвы, миллионы женщин остались вдовами, и я больше не в силах слышать их рыдания. Ты – причина этого и заслуживаешь моего проклятия!

В ответ Кришна улыбнулся и сказал:

– Выслушай Меня, мудрец. Подвижничество дало тебе столько мистической силы, но вся она будет растрачена на проклятие, которое даже не коснется Меня. Я пребываю в сфере ниргуны, которая за пределами материального мира. Плоды же твоего подвижничества, и все, что ты приобрел, – материально. Твое проклятие имеет силу только в этом мире, и даже на высшей его планете – Брахмалоке, но предо Мной оно бессильно. Ты потеряешь все, так что последуй Моему совету – не трать силы на проклятие. Я дам тебе знание, и ты поймешь, кто Я.

Услышав это, риши, смиренно сложил ладони:

– Ты сохранил плоды моих подвигов. Теперь я знаю, кто Ты.

Таков мир ниргуны. Это царство преданности, мир служения. Существуют три мира: мир эксплуатации, мир отречения и мир преданности. Кто всем сердцем служит Кришне, живет в мире преданности. Он не отвечает за свои действия – они приносят ему счастье, потому что он старается угодить Господу, а Господь пребывает в мире ниргуны. Действия преданного не приносят последствий.

Я часто привожу в пример полицейских или военных. На войне солдат может убить сотни и даже тысячи людей, но для него это не будет иметь никаких последствий, за все ответит правительство. Полицейские при задержании преступников тоже иногда могут убить их. За действия полицейских также отвечает правительство. Если полицейский на службе совершит ошибку, ущерб возместит правительство, а не полицейский.

Если все, что мы делаем, посвящено Кришне, это бхакти-йога. Все последствия отойдут к Кришне, нас они не затронут. Если же мы следуем карма-йоге, наши действия будут кармой и нам придется пожинать их плоды. Так устроено природой, иначе жизнедеятельность нашей и всех остальных вселенных была бы невозможной. Наблюдая за вселенной, мы приходим в изумление, и нам кажется, что кроме нее нет ничего, но это не так.

Риши видели, что вселенных миллионы, и все они плавают в водах Вираджи. В этой вселенной четырнадцать уровней. Высшие из них: Бхур-, Бхувар-, Свар-, Махар-, Джана-, Тапо- и Сатьялока, низшие: Тала, Атала, Витала, Нитала, Талатала, Махатала и Сутала.

вираджа̄р па̄ре ш́уддха паравйома-дха̄м,
тад упари ш́рӣ-гокула-вр̣нда̄ран̣йа на̄м

За Вираджей простирается Брахмалока, и разливается сияние Вайкунтхалоки, Паравьомы1. Брахмалока – словно нейтральная полоса, зона равновесия, «абсцисса», миновав которую, мы войдем в Паравьома Дхаму.

Но, прежде всего, следует получить визу. Без визы не пустят в другую страну. Здесь маха-майя может выдать нам паспорт. Господь Шива тоже наделен такими полномочиями. Но все это окажется бесполезным, если у нас не будет визы на Вайкунтхалоку. Вайкунтха – мир преданности, и получить визу может лишь тот, кто в полной мере предан Господу. В пределах Вайкунтхи существует много рубежей, и если мы захотим пересечь их, нам понадобятся новые визы. Выдачей этих виз ведает Санкаршана-Баладев. Санкаршана там хозяин, а йога-майя – хозяйка. Все совершается при посредничестве йога-майи, а источник необходимой для этого энергии – Санкаршана.

йадйапи аср̣джйа нитйа чич-чхакти-вила̄са
татха̄пи сан̇карш̣ан̣а-ичха̄йа та̄ха̄ра прака̄ш́а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.257)2

(продолжение следует)



1 Шрила Бхактивинод Тхакур «Гитавали» («Шри Радхаштака», песнь вторая, стих первый).

2 «Не стоит вопроса о сотворении духовного мира, тем не менее, духовный мир проявляется по верховной воле Санкаршаны. Духовный мир – это обитель игр вечной духовной энергии».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования