«Актуальные вопросы». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 28 марта 2011 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 11.66M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Актуальные вопросы

(28 марта 2011 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

[Вопроса не слышно]

Шрила Госвами Махарадж: Как уже было сказано выше, если это потребность в служении, тогда нет изъяна, вины с вашей стороны. Но если вы думаете: «У меня есть служение, которое я должен совершить», то не следует концентрироваться на попытках понять ментальное, психическое состояние другого человека. Ты должен что-то делать — выполняй свою севу.

Гуру Махарадж рассказывал о том, в какой затруднительной ситуации он оказался во времена Гаудия Матха, и в то время он смотрел на Сарасвати Тхакура.

#00:01:10#

[часть шлоки]

Он взирал на лотосные стопы Гурудева, Кришны с великой интенсивностью. Когда что-то шло не так, он вспоминал Сарасвати Тхакура, он вспоминал онтологическую сторону вещей в затруднительных ситуациях, и тогда он мог терпеть многое. Когда мы поддерживаем связь с Гуру и севой, тогда мы можем терпеть очень многое. Но позволять себе становиться нетерпимыми означает уходить, отдаляться от севы, лишаться связи с Гуру — это пагубно, губительно. Мы не хотим обманывать себя.

#00:02:22#

С какой стати мы стали обманщиками самих себя, что увело нас в ложном направлении? Нас должны интересовать мы сами, наши изъяны, а вовсе не окружающий мир и не люди: что они делают и как неправильно они делают. Их якобы неверные поступки или пути не должны служить для нас оправданием.

#00:02:49#

Гуру Махарадж рассказывал о том, что в свои последние дни Сарасвати Тхакур неизменно говорил: «Религия означает занять правильную позицию». Когда мы оказывались в различных затруднительных ситуациях, и я спрашивал его о наших изъянах, недостатках, он говорил мне так: «Я не знаю, поможет ли тебе мой ответ, но я скажу тебе так: ограниченное существо ищет Безграничное, жаждет встречи с Ним — это его стремление, но в силу самой нашей природы ошибаться свойственно человеку, мы совершаем многочисленные ошибки». Об одном преданном Гурудев сказал: «Ошибаться свойственно человеку, а этот человек — очень человечен». Но этот преданный совершил огромный прогресс, хотя он был «очень человечен». И Гуру Махарадж говорил мне: «Я не знаю, поможет ли тебе ответ на вопрос, но я скажу так: да, мы совершаем множество ошибок».

#00:04:33#

Однажды Гурудев послал мне письмо, в котором цитировал Упанишады:

...дургам патхас тат кавайо ваданти1

Одно из значений слова «дургам» есть «препятствие». Эксперты, знатоки утверждают, что этот путь усеян трудностями, затруднениями. Это тот же раздел, где приводится пример лезвия: если мы становимся чуточку невнимательными, то льется кровь. Если угол наклона этого лезвия неправильный, если мы становимся невнимательными, то капля крови выступает на щеке, [образуется] порез. Поэтому говорится, что мы должны быть крайне осторожными, внимательными, [чтобы преодолеть этот путь], который усеян многочисленными препятствиями. То, что нам советуют здесь: сердце нуждается в определенном виде пище. В описании игр Махапрабху говорится: «Если ты не ешь регулярно, то как ты можешь надеяться на хорошее здоровье?»

#00:06:02#

Когда Прабхупада ехал на «Джаладуте», когда он совершал это путешествие, одинокий, никому не известный, он перенес сердечный приступ. В своем дневнике он написал: «Каждый день я наслаждаюсь нектаром чайтанья-лилы. Это источник всей моей жизненной силы». Мы не должны игнорировать и уменьшать количество того, что является источником силы, здоровья, в противном случае мы остаемся один на один с порочным умом, который не является нашим другом, который бесконечно перематывает пленку — анализ пережевывания негативных явлений — и лишает нас жизненной силы.

#00:07:09#

Это естественная человеческая тенденция. Она будет сохраняться в нас в той или иной степени, но если у нас есть духовное, нечто более высокое, тогда мы не только будем становиться более здоровыми, но у нас будет возникать правильная перспектива, баланс. Мы будем поглощены этим негативным явлением сильнее в отсутствие духовной субстанции.

#00:07:45#

Мы не знаем многого о Рагхунатхе Дасе Госвами, но одно из того, что мы слышали, — он запретил себе слушать об изъянах вайшнавов. Нам это говорит о двух вещах. Первое: подразумевается, что, возможно, изъяны были, но он не хотел о них слышать, поскольку знает, что хороших последствий от такого слушания не будет.

Позиция Гурудева такова: эти негативные явления не должны застилать наше духовное видение. [Существует] известное высказывание Шрилы Сарасвати Тхакура: «Я улей, наполненный не пчелами, но тысячами недостатков».

#00:08:55#

Когда кто-то не воспевает, не призывает кришна-нам, мы можем думать: благодаря тому, что в прошлом человек призывал кришна-нам, к нему пришло столько севы, что он не успевает воспевать кришна-нам. Это его позиция, точка зрения. Можно сказать: «О, это видение маха-бхагаваты», но это видение движения сознания Кришны, это то, к чему мы стремимся. Это точка зрения сознания Кришны, которую пропагандирует маха-бхагавата, это то, к чему мы стремимся, это суть. О чем мы говорим? Мы говорим о подлинном преданном, о той точке зрения, которую мы хотим усвоить. Мы хотим попасть под влияние такого маха-бхагаваты.

#00:09:45#

Гуру Махарадж спросил [Шрилу Говинду Махараджа]: «Ты готов слушать меня, а не свой ум?» Речь идет об этом: узнать, как эти маха-бхагавата-вайшнавы рассматривают вещи, и усвоить такое видение, такую точку зрения, начать рассматривать вещи в таком же духе, в таком же свете. Если я не вижу вещи в таком свете, то я должен научиться этому по их милости. Мы должны понять хотя бы теоретически суть этих советов. Мы можем сказать, что мы не парамахамса-вайшнавы. Да, мы не такие. Но мы — те, кто стремится служить, мы хотим обрести связь с этими парамахамса-вайшнавами через служение.

#00:10:36#

Описывая бхакти-лата-биджу, Махапрабху, обращаясь к Шриле Рупе Госвами, говорит: «Мы взращиваем бхакти-лата-биджу, и существуют сорняки, которые препятствуют росту, но есть явления, которые способствуют росту бхакти-лата-биджи, питающая субстанция: шраванам, киртанам…» Поиск недостатков, двуличие, ложная дипломатия — все это сорняки, которые препятствуют росту растения.

#00:11:10#

Почему Он упоминает эти вещи? Потому что эти явления реальные. Сказав множество чудесных вещей, Он говорит об этом, это реалистичная оценка природы вещей. Нельзя думать, что это было сказано в прошлом. Нет, это вечная истина. Даже в то время определенное предостережение Махапрабху дал Рупе Госвами. Мы можем думать: «Тогда, в прошлом, во времена Махапрабху, все были совершенны», но, однако, существуют степени совершенства. Почему Рупа Госвами дает Махапрабху «Упадешамриту»? Как говорит Гуру Махарадж, «Упадешамрита» в действительности есть то, что было сказано Махапрабху через Рупу Госвами, суть Его учения.

#00:12:07#

Одно из наставлений Махапрабху в «Упадешамрите» для начинающих: ва̄чо вегам̇ манасах̣ кродха-вегам̇2контроль языка (особенно речи), гнева, ума. Почему Он начинает отсюда, с этого момента? К кому Он обращается?

#00:12:40#

Позже Махапрабху приводит знаменитый пример с Гангой. Он говорит: «Иногда мы видим, как в ней плавает мусор, но с духовной точки зрения Ганга чиста, она обладает очищающей способностью». Гуру Махарадж, объясняя это, говорит: «Нам советуют не обращать внимания на физические дефекты вайшнава (особенно в Индии мы можем видеть физические, телесные уродства). Кто-то может быть искренним слугой, и мы закрываем глаза на физические изъяны. В равной степени мы должны закрывать глаза и на ментальное уродство. Такого рода предостережение дается нам».

#00:14:03#

Гуру Махарадж говорит: «Кто-то может казаться высокомерным или слишком жадным (существует список разных изъянов, которые как будто бы можно наблюдать в вайшнаве), но это не лишает преданности этого человека». Можно сказать: да кто в это поверит? Тот поверит, кто занят культивированием сознания Кришны. В это трудно поверить, и я должен драматически изменить свои способности, я должен претерпеть радикальную трансформацию, чтобы быть способным поверить в эти вещи, но идея такова.

#00:14:47#

Все, что у нас есть, — это очень ограниченный опыт, на основании которого мы будем судить, заключать… Абсолютную точку зрения нам приносят посредники Безграничного, и для того чтобы усвоить их точку зрения, требуется радикально трансформировать себя. В этом идея: мы не можем оставаться такими, какие мы есть, какими мы были. Конечно, мне легко сидеть здесь и говорить все эти вещи, но я говорю это, потому что их невозможно игнорировать. Поэтому, имея веру в духовных знатоков, в их утверждения, в их оценку, наблюдения, которыми они поделились с нами, мы пытаемся понять, насколько это необходимо, насколько это жизненно важно. Это не есть нечто дополнительное — об этом идет речь.

#00:16:00#

Мы можем сказать: «Да, я слышал в том числе [и это]». Нет, не «в том числе». Возможно, это именно то, что ты должен сделать прямо сейчас. Вовсе не так, что в некой книге пятьсот или пятьдесят лет назад [это было актуально] — нет, не об этом идет речь. Эти вещи актуальны, существенны прямо здесь и сейчас, прямо для тебя. Это вечная истина, которая актуальна, ценна, которая обладает огромным смыслом, значимостью в твоей, в моей, в нашей жизни. Нельзя думать, что я живу своей жизнью, а это было сказано кем-то когда-то кому-то. Нет, для того, кто действительно занят культивированием духовных явлений, это в высшей степени актуально, существенно прямо здесь и сейчас.

Переводчик: Муралишвар Дас
 Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Уттиштхата джаграта, прапйа варан нибодхата / кшурасйа дхара нишита дуратйайа, дургам патхас тат кавайо ваданти — «Проснись! Не упусти редкой возможности, предоставленной тебе рождением в облике человека. Пока не поздно, встань на духовный путь. Но помни: он остер, как лезвие бритвы. Великие мудрецы, прошедшие по нему до конца, предупреждают о том, как он труден» («Катхопанишад», 1.3.14).

2 Ва̄чо вегам̇ манасах̣ кродха-вегам̇, джихва̄-вегам ударопастха-вегам / эта̄н вега̄н йо вишахета дхӣрах̣, сарва̄м апӣма̄м̇ пр̣тхивӣм̇ са ш́ишйа̄т — «Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире» (Шрила Рупа Госвами, «Упадешамрита», 1).




←  Лекция в культурном центре (часть 2). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Киев, Украина. 10 декабря 2010 года. ·• Архив новостей •· Воскресный эфир. Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 29 мая 2011 года. Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 12.2 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Актуальные вопросы

(28 марта 2011 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

[Вопроса не слышно]

Шрила Госвами Махарадж: Как уже было сказано выше, если это потребность в служении, тогда нет изъяна, вины с вашей стороны. Но если вы думаете: «У меня есть служение, которое я должен совершить», то не следует концентрироваться на попытках понять ментальное, психическое состояние другого человека. Ты должен что-то делать — выполняй свою севу.

Гуру Махарадж рассказывал о том, в какой затруднительной ситуации он оказался во времена Гаудия Матха, и в то время он смотрел на Сарасвати Тхакура.

#00:01:10#

[часть шлоки]

Он взирал на лотосные стопы Гурудева, Кришны с великой интенсивностью. Когда что-то шло не так, он вспоминал Сарасвати Тхакура, он вспоминал онтологическую сторону вещей в затруднительных ситуациях, и тогда он мог терпеть многое. Когда мы поддерживаем связь с Гуру и севой, тогда мы можем терпеть очень многое. Но позволять себе становиться нетерпимыми означает уходить, отдаляться от севы, лишаться связи с Гуру — это пагубно, губительно. Мы не хотим обманывать себя.

#00:02:22#

С какой стати мы стали обманщиками самих себя, что увело нас в ложном направлении? Нас должны интересовать мы сами, наши изъяны, а вовсе не окружающий мир и не люди: что они делают и как неправильно они делают. Их якобы неверные поступки или пути не должны служить для нас оправданием.

#00:02:49#

Гуру Махарадж рассказывал о том, что в свои последние дни Сарасвати Тхакур неизменно говорил: «Религия означает занять правильную позицию». Когда мы оказывались в различных затруднительных ситуациях, и я спрашивал его о наших изъянах, недостатках, он говорил мне так: «Я не знаю, поможет ли тебе мой ответ, но я скажу тебе так: ограниченное существо ищет Безграничное, жаждет встречи с Ним — это его стремление, но в силу самой нашей природы ошибаться свойственно человеку, мы совершаем многочисленные ошибки». Об одном преданном Гурудев сказал: «Ошибаться свойственно человеку, а этот человек — очень человечен». Но этот преданный совершил огромный прогресс, хотя он был «очень человечен». И Гуру Махарадж говорил мне: «Я не знаю, поможет ли тебе ответ на вопрос, но я скажу так: да, мы совершаем множество ошибок».

#00:04:33#

Однажды Гурудев послал мне письмо, в котором цитировал Упанишады:

...дургам патхас тат кавайо ваданти1

Одно из значений слова «дургам» есть «препятствие». Эксперты, знатоки утверждают, что этот путь усеян трудностями, затруднениями. Это тот же раздел, где приводится пример лезвия: если мы становимся чуточку невнимательными, то льется кровь. Если угол наклона этого лезвия неправильный, если мы становимся невнимательными, то капля крови выступает на щеке, [образуется] порез. Поэтому говорится, что мы должны быть крайне осторожными, внимательными, [чтобы преодолеть этот путь], который усеян многочисленными препятствиями. То, что нам советуют здесь: сердце нуждается в определенном виде пище. В описании игр Махапрабху говорится: «Если ты не ешь регулярно, то как ты можешь надеяться на хорошее здоровье?»

#00:06:02#

Когда Прабхупада ехал на «Джаладуте», когда он совершал это путешествие, одинокий, никому не известный, он перенес сердечный приступ. В своем дневнике он написал: «Каждый день я наслаждаюсь нектаром чайтанья-лилы. Это источник всей моей жизненной силы». Мы не должны игнорировать и уменьшать количество того, что является источником силы, здоровья, в противном случае мы остаемся один на один с порочным умом, который не является нашим другом, который бесконечно перематывает пленку — анализ пережевывания негативных явлений — и лишает нас жизненной силы.

#00:07:09#

Это естественная человеческая тенденция. Она будет сохраняться в нас в той или иной степени, но если у нас есть духовное, нечто более высокое, тогда мы не только будем становиться более здоровыми, но у нас будет возникать правильная перспектива, баланс. Мы будем поглощены этим негативным явлением сильнее в отсутствие духовной субстанции.

#00:07:45#

Мы не знаем многого о Рагхунатхе Дасе Госвами, но одно из того, что мы слышали, — он запретил себе слушать об изъянах вайшнавов. Нам это говорит о двух вещах. Первое: подразумевается, что, возможно, изъяны были, но он не хотел о них слышать, поскольку знает, что хороших последствий от такого слушания не будет.

Позиция Гурудева такова: эти негативные явления не должны застилать наше духовное видение. [Существует] известное высказывание Шрилы Сарасвати Тхакура: «Я улей, наполненный не пчелами, но тысячами недостатков».

#00:08:55#

Когда кто-то не воспевает, не призывает кришна-нам, мы можем думать: благодаря тому, что в прошлом человек призывал кришна-нам, к нему пришло столько севы, что он не успевает воспевать кришна-нам. Это его позиция, точка зрения. Можно сказать: «О, это видение маха-бхагаваты», но это видение движения сознания Кришны, это то, к чему мы стремимся. Это точка зрения сознания Кришны, которую пропагандирует маха-бхагавата, это то, к чему мы стремимся, это суть. О чем мы говорим? Мы говорим о подлинном преданном, о той точке зрения, которую мы хотим усвоить. Мы хотим попасть под влияние такого маха-бхагаваты.

#00:09:45#

Гуру Махарадж спросил [Шрилу Говинду Махараджа]: «Ты готов слушать меня, а не свой ум?» Речь идет об этом: узнать, как эти маха-бхагавата-вайшнавы рассматривают вещи, и усвоить такое видение, такую точку зрения, начать рассматривать вещи в таком же духе, в таком же свете. Если я не вижу вещи в таком свете, то я должен научиться этому по их милости. Мы должны понять хотя бы теоретически суть этих советов. Мы можем сказать, что мы не парамахамса-вайшнавы. Да, мы не такие. Но мы — те, кто стремится служить, мы хотим обрести связь с этими парамахамса-вайшнавами через служение.

#00:10:36#

Описывая бхакти-лата-биджу, Махапрабху, обращаясь к Шриле Рупе Госвами, говорит: «Мы взращиваем бхакти-лата-биджу, и существуют сорняки, которые препятствуют росту, но есть явления, которые способствуют росту бхакти-лата-биджи, питающая субстанция: шраванам, киртанам…» Поиск недостатков, двуличие, ложная дипломатия — все это сорняки, которые препятствуют росту растения.

#00:11:10#

Почему Он упоминает эти вещи? Потому что эти явления реальные. Сказав множество чудесных вещей, Он говорит об этом, это реалистичная оценка природы вещей. Нельзя думать, что это было сказано в прошлом. Нет, это вечная истина. Даже в то время определенное предостережение Махапрабху дал Рупе Госвами. Мы можем думать: «Тогда, в прошлом, во времена Махапрабху, все были совершенны», но, однако, существуют степени совершенства. Почему Рупа Госвами дает Махапрабху «Упадешамриту»? Как говорит Гуру Махарадж, «Упадешамрита» в действительности есть то, что было сказано Махапрабху через Рупу Госвами, суть Его учения.

#00:12:07#

Одно из наставлений Махапрабху в «Упадешамрите» для начинающих: ва̄чо вегам̇ манасах̣ кродха-вегам̇2контроль языка (особенно речи), гнева, ума. Почему Он начинает отсюда, с этого момента? К кому Он обращается?

#00:12:40#

Позже Махапрабху приводит знаменитый пример с Гангой. Он говорит: «Иногда мы видим, как в ней плавает мусор, но с духовной точки зрения Ганга чиста, она обладает очищающей способностью». Гуру Махарадж, объясняя это, говорит: «Нам советуют не обращать внимания на физические дефекты вайшнава (особенно в Индии мы можем видеть физические, телесные уродства). Кто-то может быть искренним слугой, и мы закрываем глаза на физические изъяны. В равной степени мы должны закрывать глаза и на ментальное уродство. Такого рода предостережение дается нам».

#00:14:03#

Гуру Махарадж говорит: «Кто-то может казаться высокомерным или слишком жадным (существует список разных изъянов, которые как будто бы можно наблюдать в вайшнаве), но это не лишает преданности этого человека». Можно сказать: да кто в это поверит? Тот поверит, кто занят культивированием сознания Кришны. В это трудно поверить, и я должен драматически изменить свои способности, я должен претерпеть радикальную трансформацию, чтобы быть способным поверить в эти вещи, но идея такова.

#00:14:47#

Все, что у нас есть, — это очень ограниченный опыт, на основании которого мы будем судить, заключать… Абсолютную точку зрения нам приносят посредники Безграничного, и для того чтобы усвоить их точку зрения, требуется радикально трансформировать себя. В этом идея: мы не можем оставаться такими, какие мы есть, какими мы были. Конечно, мне легко сидеть здесь и говорить все эти вещи, но я говорю это, потому что их невозможно игнорировать. Поэтому, имея веру в духовных знатоков, в их утверждения, в их оценку, наблюдения, которыми они поделились с нами, мы пытаемся понять, насколько это необходимо, насколько это жизненно важно. Это не есть нечто дополнительное — об этом идет речь.

#00:16:00#

Мы можем сказать: «Да, я слышал в том числе [и это]». Нет, не «в том числе». Возможно, это именно то, что ты должен сделать прямо сейчас. Вовсе не так, что в некой книге пятьсот или пятьдесят лет назад [это было актуально] — нет, не об этом идет речь. Эти вещи актуальны, существенны прямо здесь и сейчас, прямо для тебя. Это вечная истина, которая актуальна, ценна, которая обладает огромным смыслом, значимостью в твоей, в моей, в нашей жизни. Нельзя думать, что я живу своей жизнью, а это было сказано кем-то когда-то кому-то. Нет, для того, кто действительно занят культивированием духовных явлений, это в высшей степени актуально, существенно прямо здесь и сейчас.

Переводчик: Муралишвар Дас
 Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Уттиштхата джаграта, прапйа варан нибодхата / кшурасйа дхара нишита дуратйайа, дургам патхас тат кавайо ваданти — «Проснись! Не упусти редкой возможности, предоставленной тебе рождением в облике человека. Пока не поздно, встань на духовный путь. Но помни: он остер, как лезвие бритвы. Великие мудрецы, прошедшие по нему до конца, предупреждают о том, как он труден» («Катхопанишад», 1.3.14).

2 Ва̄чо вегам̇ манасах̣ кродха-вегам̇, джихва̄-вегам ударопастха-вегам / эта̄н вега̄н йо вишахета дхӣрах̣, сарва̄м апӣма̄м̇ пр̣тхивӣм̇ са ш́ишйа̄т — «Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире» (Шрила Рупа Госвами, «Упадешамрита», 1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования