«Настроение служения». Садху Прия Прабху. 30 сентября 2010 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»



Краткое содержание лекции


Russian

Садху Прия Прабху

Настроение служения

(30 сентября 2010 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»)


[Реплики на улице, переводит Анукришна Диди:]

#00:02:05#

Что здесь происходит на этом фестивале? У людей есть семечко веры, они ищут, но оно еще не раскрыто, не проросло. Все они обладают этим потенциалом. Нельзя сказать, что у них нет веры, но также нельзя сказать, что у них есть опыт реальной веры.

#00:02:48#

Обычно люди воспринимают все бинарно, как черно-белое. Природа материального мира такова, что либо черное, либо белое, никакой градации [цвета]. Но во всем есть уровни, градация… Это свойство ума — все делить на да и нет, черное и белое. Но когда ты допускаешь, что есть еще множество цветов, то начинаешь исследовать это… Ну а разум уже позволяет увидеть цвета…

[Лекция в помещении, переводит Анукришна Диди:]

#00:04:02#

Если мы хотим [научиться правильно] играть на мриданге, то интернет вообще-то [в этом] неполезен. Он бесполезен, потому что то, что тебе нужно, не там. Я знаю, потому что я смотрел. Знаете, что такое кичри? Это микс, рагу. И там [в интернете] куча всего. Люди не знают, что им делать на самом деле. Я смотрю, жду. В скором времени я выложу все свои вещи. Проблема в том, что все хотят играть очень много мантр, но техника очень бедна. Если хорошей техники у тебя нет, ты не сможешь играть на мриданге. И никто не обучает технике. В общем, они все бросаются сразу на разные мантры и потом, так как техники не знают, им сложно играть. Они учатся неправильно и потом страдают от этого. Но моя линия — это хорошая техника с самого начала. Ты обучаешься нормально.

#00:06:09#

Какое-то время пройдет, пока ты почувствуешь свою технику. Около двух лет надо все это делать, чтобы ты хотя бы осознал, в чем суть. Это природа вещей, что-то ценное дается не так быстро. У меня такое вдохновение, когда ко мне обращаются, чтобы они начинали с чистого листа. Не подучивать что-то, а переучиваться вообще заново. Необходимо начать с начала. Все вроде знают мантры, но разные люди исполняют их по-разному. Я покажу, как делать [правильно]. Если техника неправильная, то, когда тебе нужно быстро играть, ты не можешь это делать. Все состоит из деталей.

#00:08:09#

Чтобы прийти к хорошему звуку, ты начинаешь понемногу отдельно каждую [мантру] играть, а потом, когда ты уже осваиваешь их, складываешь все вместе. Этот инструмент [мриданга] из Восточной Бенгалии, и у них есть своя собственная школа и система [игры]. Многие это не осознают и начинают хватать оттуда и отсюда: «Вот эта классная мантра, вот эта». Они сами все это миксуют. Никто не хочет подойти к этому как к целостному учению именно этой школы. Мой учитель играет на этом инструменте более шестидесяти лет. Он родился там. У него очень глубокое понимание именно этой практики. Ему неинтересны таблы и другие инструменты. Это инструмент Махапрабху и то сознание рождается из этого инструмента. Поэтому нужно идти к источнику, если ты хочешь воспевать [в верном настроении].

#00:10:20#

У меня есть разного рода видео: для начинающих, для тех, кто уже что-то играют. Это доступно, но не в интернете. Я не хочу смешиваться со всеми людьми, [разными] учителями. Я свою систему оставляю. Вот небольшой пример: локоть должен находиться напротив ладони. Я замечаю, что многие люди так не играют. Много таких мелочей накапливается и получается плохо.

#00:14:42#

Так как она [мриданга] несимметрична, надо чтобы плечо находилось напротив локтя. Локоть должен быть чуть подальше, и это дает тебе возможность, чтобы рука не уставала. Во времена Махапрабху киртаны длились по семьдесят два часа. А если ты будешь неправильно играть, у тебя рука «отвалится» [от усталости] через полчаса. Сила [удара] идет от плеча. И так как сила идет от плеча, не надо далеко отводить руку для удара. Если нет системы и никто не преподает, как правильно обходиться с этим инструментом, то [игра будет неправильной]…

#00:16:24#

Все время [нужна] эта отмашка. Это особенный стиль Восточной Бенгалии, откуда этот инструмент. У людей, которые играют без техники, нет понимания вообще, что они делают. Но надо понимать, что это древняя традиция и она передается от Гуру к ученику. Это целое учение, а люди думают, что это просто барабан. Побарабанил и побежал. А это целая наука. Я могу часами так играть и не устаю, потому что это реальная техника.

#00:19:51#

Это сознание, которое проходит через правильно настроенный инструмент. Это не зависит от силы. Просто правильная техника. Когда тебе ее передают, ты можешь ею овладеть. В общем, основной акцент — это техника, а потом мантры все прилагаются. Все хотят выучить много мантр, но если техника неправильная, то [и] все мантры потом неправильные.

#00:20:43#

Основное — это надо делать с настроением служения. Это непросто музыка, это надо совершать с настроением служения. Служение Господу и Его преданным. Если ты обретешь это настроение, то все остальные качества раскроются. Я не против давать некоторые формальные уроки для того, чтобы обучить хотя бы основам. Я могу показывать понемногу, можно попробовать себя. Можно назначить время, кому как удобно будет, кто хочет немного освоить [игру на мриданге], обучиться. Я сотни людей уже научил играть на мриданге и знаю все препятствия и ошибки, которые возникают. Это часть моего служения. Я не мастер игры на мриданге. Я просто студент, слуга своего учителя. Если ты хочешь стать мастером игры на мриданге, надо искать другого учителя, не меня.

#00:22:28#

[Мриданга —] это форма Господа Нитьянанды, которая явилась для санкиртаны. Если есть осознание того, что это Господь, и ты служишь Ему для того, чтобы являть киртан, то это совсем другое настроение и качество. Есть разница — играть на мриданге или для мриданги. Я не могу это объяснить, это надо осознать.

#00:23:35#

Вишакха Диди. Я хотела спросить по поводу алтаря. У меня дома алтарь. Но я там практически не бываю. Как быть в такой ситуации? Мне хочется, чтобы он всегда был со мной. Я понимаю, что он всегда со мною, но что он там находится без меня — это хорошо или плохо?

Анукришна Диди. А что на алтаре?

Вишакха Диди. На алтаре Госвами Махарадж, Шридхар Махарадж и изображение Кришны.

[Продолжение лекции, переводит Ананда Вардхан Прабху:]

#00:24:53#

Садху Прия Прабху. Если там фотография, то ничего страшного, что такая ситуация. Фотография — это вообще хорошо. Божества проявлены в изображении на фотографии, поэтому ничего страшного. Вообще, идея предлагать [пищу] изображениям божества в домашних условиях — это лучший вариант, потому что если вас не будет какое-то время дома, несколько дней, то [если это] фотография, [то] ничего страшного. Но когда вы находитесь дома, лучше стараться, конечно, что-то регулярно делать: проводить духовные программы или делать подношения. Не время от времени, когда у вас есть вдохновение, а регулярно. В принципе, вся духовная жизнь означает, что мы приняли некие вещи и должны их поддерживать регулярно. Например, сегодня я могу прочитать шестьдесят четыре круга [маха-мантры на четках], завтра три круга, послезавтра десять кругов. Лучше читать каждый день по восемь, но каждый день, регулярно, так лучше будет.

#00:27:24#

Шрила Шридхар Махарадж часто говорил, что надо укрепиться в определенном положении в отношении духовной практики. Занять определенное положение, в котором мы можем регулярно совершать некие вещи. И если у нас это получается, то только тогда делать шаг вперед, принимать какие-то вещи дополнительно. И тогда прогресс будет гарантирован. Иначе получится, что мы делаем шаг вперед, два назад, два шага вперед, один назад и так ходим по кругу. Если у вас будут божества дома, то необходимо будет регулярное поклонение. Нет необходимости в этом, чтобы дома были божества. Потому что арчана, поклонение божествам, — это процесс духовной практики для предыдущей эпохи, не для этой. Сейчас в наше время духовный процесс — это повторение святых имен. Это действительно очень важно и ценно — воспевать святые имена.

#00:29:27#

То, что у нас дома будут божества или фотографии, изображения божеств, в общем, идея этого такова, чтобы мы понимали — они являются центром, и все, что нас окружает в нашем доме, предназначено для их поклонения. Это должно напоминать нам об этом. Такое видение очень безопасно. Но основная наша практика — это воспевание святых имен.

#00:30:17#

Вопрос. С одной стороны говорится, что прасад трансцендентен, с другой стороны, мы часто слышим, что говорят: «А кто готовил? Этот человек или этот человек? О, этот прасад тот готовил, а этот прасад этот готовил». Как это понимать? С одной стороны, прасад трансцендентен, а с другой, все равно выделяют такое мнение — «кто готовил?».

#00:30:57#

Садху Прия Прабху. Ответ такой, что в материальном мире мы видим градацию на разном уровне сознания. То же самое в духовном мире — градация. Одни вещи могут быть более духовны, чем другие, но они, тем не менее, все духовны. Также говорится, что прасад от Гурудева более «качественный», чем любой другой прасад. Весь прасад, все виды прасада духовны и благоприятны для нашей духовной жизни, но некоторые виды прасада более [благоприятны], некоторые менее. В принципе, главное — это почитать прасад. Иногда он бывает одного качества, иногда другого. Тем не менее это прасад, и это главное. Главное — все предлагать Господу, тогда это будет продвигать вас в духовной жизни.

#00:33:14#

Такова природа ума, что мы привыкли все делить на какие-то категории, раскладывать по полочкам, но это природа ума всего лишь. У нас всегда есть такая тенденция, склонность мерять некие духовные вещи категориями своего ума. Иногда мы с людьми можем спорить, выдвигать какие-то аргументы: какие вещи более духовны, какие менее духовны, но в духовном мире в действительности все это духовно, и они [все эти реалии] существуют в гармонии. Таков подход, что все вещи существуют в гармонии, но в материальном мире мы привыкли все рассматривать с точки зрения «это лучше этого, а то лучше того».

#00:35:03#

Мы должны стараться отслеживать то, что говорит наш ум. Должны смотреть, как он оперирует некими понятиями. В Бхагавад-гите это называется «полем битвы». Поле битвы — это некое ментальное понятие, наше сознание. Реальное наше поле битвы находится в нашем сознании. И когда я говорю «сознание», «разум», я имею в виду нечто большее, чем просто наш ум. Это целая ментальная, психическая система, эмоции и так далее. В принципе, эта область — это и есть то, чем мы живем.

Переводчики: Ананда Вардхан Дас
Анукришна Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  День явления Господа Нрисимхи в Томске ·• Архив новостей •· День ухода Шрилы Говинды Махараджа. 15 апреля 2011 года. Ярославль  →

Краткое содержание лекции


Russian

Садху Прия Прабху

Настроение служения

(30 сентября 2010 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»)


[Реплики на улице, переводит Анукришна Диди:]

#00:02:05#

Что здесь происходит на этом фестивале? У людей есть семечко веры, они ищут, но оно еще не раскрыто, не проросло. Все они обладают этим потенциалом. Нельзя сказать, что у них нет веры, но также нельзя сказать, что у них есть опыт реальной веры.

#00:02:48#

Обычно люди воспринимают все бинарно, как черно-белое. Природа материального мира такова, что либо черное, либо белое, никакой градации [цвета]. Но во всем есть уровни, градация… Это свойство ума — все делить на да и нет, черное и белое. Но когда ты допускаешь, что есть еще множество цветов, то начинаешь исследовать это… Ну а разум уже позволяет увидеть цвета…

[Лекция в помещении, переводит Анукришна Диди:]

#00:04:02#

Если мы хотим [научиться правильно] играть на мриданге, то интернет вообще-то [в этом] неполезен. Он бесполезен, потому что то, что тебе нужно, не там. Я знаю, потому что я смотрел. Знаете, что такое кичри? Это микс, рагу. И там [в интернете] куча всего. Люди не знают, что им делать на самом деле. Я смотрю, жду. В скором времени я выложу все свои вещи. Проблема в том, что все хотят играть очень много мантр, но техника очень бедна. Если хорошей техники у тебя нет, ты не сможешь играть на мриданге. И никто не обучает технике. В общем, они все бросаются сразу на разные мантры и потом, так как техники не знают, им сложно играть. Они учатся неправильно и потом страдают от этого. Но моя линия — это хорошая техника с самого начала. Ты обучаешься нормально.

#00:06:09#

Какое-то время пройдет, пока ты почувствуешь свою технику. Около двух лет надо все это делать, чтобы ты хотя бы осознал, в чем суть. Это природа вещей, что-то ценное дается не так быстро. У меня такое вдохновение, когда ко мне обращаются, чтобы они начинали с чистого листа. Не подучивать что-то, а переучиваться вообще заново. Необходимо начать с начала. Все вроде знают мантры, но разные люди исполняют их по-разному. Я покажу, как делать [правильно]. Если техника неправильная, то, когда тебе нужно быстро играть, ты не можешь это делать. Все состоит из деталей.

#00:08:09#

Чтобы прийти к хорошему звуку, ты начинаешь понемногу отдельно каждую [мантру] играть, а потом, когда ты уже осваиваешь их, складываешь все вместе. Этот инструмент [мриданга] из Восточной Бенгалии, и у них есть своя собственная школа и система [игры]. Многие это не осознают и начинают хватать оттуда и отсюда: «Вот эта классная мантра, вот эта». Они сами все это миксуют. Никто не хочет подойти к этому как к целостному учению именно этой школы. Мой учитель играет на этом инструменте более шестидесяти лет. Он родился там. У него очень глубокое понимание именно этой практики. Ему неинтересны таблы и другие инструменты. Это инструмент Махапрабху и то сознание рождается из этого инструмента. Поэтому нужно идти к источнику, если ты хочешь воспевать [в верном настроении].

#00:10:20#

У меня есть разного рода видео: для начинающих, для тех, кто уже что-то играют. Это доступно, но не в интернете. Я не хочу смешиваться со всеми людьми, [разными] учителями. Я свою систему оставляю. Вот небольшой пример: локоть должен находиться напротив ладони. Я замечаю, что многие люди так не играют. Много таких мелочей накапливается и получается плохо.

#00:14:42#

Так как она [мриданга] несимметрична, надо чтобы плечо находилось напротив локтя. Локоть должен быть чуть подальше, и это дает тебе возможность, чтобы рука не уставала. Во времена Махапрабху киртаны длились по семьдесят два часа. А если ты будешь неправильно играть, у тебя рука «отвалится» [от усталости] через полчаса. Сила [удара] идет от плеча. И так как сила идет от плеча, не надо далеко отводить руку для удара. Если нет системы и никто не преподает, как правильно обходиться с этим инструментом, то [игра будет неправильной]…

#00:16:24#

Все время [нужна] эта отмашка. Это особенный стиль Восточной Бенгалии, откуда этот инструмент. У людей, которые играют без техники, нет понимания вообще, что они делают. Но надо понимать, что это древняя традиция и она передается от Гуру к ученику. Это целое учение, а люди думают, что это просто барабан. Побарабанил и побежал. А это целая наука. Я могу часами так играть и не устаю, потому что это реальная техника.

#00:19:51#

Это сознание, которое проходит через правильно настроенный инструмент. Это не зависит от силы. Просто правильная техника. Когда тебе ее передают, ты можешь ею овладеть. В общем, основной акцент — это техника, а потом мантры все прилагаются. Все хотят выучить много мантр, но если техника неправильная, то [и] все мантры потом неправильные.

#00:20:43#

Основное — это надо делать с настроением служения. Это непросто музыка, это надо совершать с настроением служения. Служение Господу и Его преданным. Если ты обретешь это настроение, то все остальные качества раскроются. Я не против давать некоторые формальные уроки для того, чтобы обучить хотя бы основам. Я могу показывать понемногу, можно попробовать себя. Можно назначить время, кому как удобно будет, кто хочет немного освоить [игру на мриданге], обучиться. Я сотни людей уже научил играть на мриданге и знаю все препятствия и ошибки, которые возникают. Это часть моего служения. Я не мастер игры на мриданге. Я просто студент, слуга своего учителя. Если ты хочешь стать мастером игры на мриданге, надо искать другого учителя, не меня.

#00:22:28#

[Мриданга —] это форма Господа Нитьянанды, которая явилась для санкиртаны. Если есть осознание того, что это Господь, и ты служишь Ему для того, чтобы являть киртан, то это совсем другое настроение и качество. Есть разница — играть на мриданге или для мриданги. Я не могу это объяснить, это надо осознать.

#00:23:35#

Вишакха Диди. Я хотела спросить по поводу алтаря. У меня дома алтарь. Но я там практически не бываю. Как быть в такой ситуации? Мне хочется, чтобы он всегда был со мной. Я понимаю, что он всегда со мною, но что он там находится без меня — это хорошо или плохо?

Анукришна Диди. А что на алтаре?

Вишакха Диди. На алтаре Госвами Махарадж, Шридхар Махарадж и изображение Кришны.

[Продолжение лекции, переводит Ананда Вардхан Прабху:]

#00:24:53#

Садху Прия Прабху. Если там фотография, то ничего страшного, что такая ситуация. Фотография — это вообще хорошо. Божества проявлены в изображении на фотографии, поэтому ничего страшного. Вообще, идея предлагать [пищу] изображениям божества в домашних условиях — это лучший вариант, потому что если вас не будет какое-то время дома, несколько дней, то [если это] фотография, [то] ничего страшного. Но когда вы находитесь дома, лучше стараться, конечно, что-то регулярно делать: проводить духовные программы или делать подношения. Не время от времени, когда у вас есть вдохновение, а регулярно. В принципе, вся духовная жизнь означает, что мы приняли некие вещи и должны их поддерживать регулярно. Например, сегодня я могу прочитать шестьдесят четыре круга [маха-мантры на четках], завтра три круга, послезавтра десять кругов. Лучше читать каждый день по восемь, но каждый день, регулярно, так лучше будет.

#00:27:24#

Шрила Шридхар Махарадж часто говорил, что надо укрепиться в определенном положении в отношении духовной практики. Занять определенное положение, в котором мы можем регулярно совершать некие вещи. И если у нас это получается, то только тогда делать шаг вперед, принимать какие-то вещи дополнительно. И тогда прогресс будет гарантирован. Иначе получится, что мы делаем шаг вперед, два назад, два шага вперед, один назад и так ходим по кругу. Если у вас будут божества дома, то необходимо будет регулярное поклонение. Нет необходимости в этом, чтобы дома были божества. Потому что арчана, поклонение божествам, — это процесс духовной практики для предыдущей эпохи, не для этой. Сейчас в наше время духовный процесс — это повторение святых имен. Это действительно очень важно и ценно — воспевать святые имена.

#00:29:27#

То, что у нас дома будут божества или фотографии, изображения божеств, в общем, идея этого такова, чтобы мы понимали — они являются центром, и все, что нас окружает в нашем доме, предназначено для их поклонения. Это должно напоминать нам об этом. Такое видение очень безопасно. Но основная наша практика — это воспевание святых имен.

#00:30:17#

Вопрос. С одной стороны говорится, что прасад трансцендентен, с другой стороны, мы часто слышим, что говорят: «А кто готовил? Этот человек или этот человек? О, этот прасад тот готовил, а этот прасад этот готовил». Как это понимать? С одной стороны, прасад трансцендентен, а с другой, все равно выделяют такое мнение — «кто готовил?».

#00:30:57#

Садху Прия Прабху. Ответ такой, что в материальном мире мы видим градацию на разном уровне сознания. То же самое в духовном мире — градация. Одни вещи могут быть более духовны, чем другие, но они, тем не менее, все духовны. Также говорится, что прасад от Гурудева более «качественный», чем любой другой прасад. Весь прасад, все виды прасада духовны и благоприятны для нашей духовной жизни, но некоторые виды прасада более [благоприятны], некоторые менее. В принципе, главное — это почитать прасад. Иногда он бывает одного качества, иногда другого. Тем не менее это прасад, и это главное. Главное — все предлагать Господу, тогда это будет продвигать вас в духовной жизни.

#00:33:14#

Такова природа ума, что мы привыкли все делить на какие-то категории, раскладывать по полочкам, но это природа ума всего лишь. У нас всегда есть такая тенденция, склонность мерять некие духовные вещи категориями своего ума. Иногда мы с людьми можем спорить, выдвигать какие-то аргументы: какие вещи более духовны, какие менее духовны, но в духовном мире в действительности все это духовно, и они [все эти реалии] существуют в гармонии. Таков подход, что все вещи существуют в гармонии, но в материальном мире мы привыкли все рассматривать с точки зрения «это лучше этого, а то лучше того».

#00:35:03#

Мы должны стараться отслеживать то, что говорит наш ум. Должны смотреть, как он оперирует некими понятиями. В Бхагавад-гите это называется «полем битвы». Поле битвы — это некое ментальное понятие, наше сознание. Реальное наше поле битвы находится в нашем сознании. И когда я говорю «сознание», «разум», я имею в виду нечто большее, чем просто наш ум. Это целая ментальная, психическая система, эмоции и так далее. В принципе, эта область — это и есть то, чем мы живем.

Переводчики: Ананда Вардхан Дас
Анукришна Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования