«Капля сладости». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 14 августа 2009 года. Москва, Кисельный. БлогТВ



Russian

Один преданный, находившийся не в самом лучшем духовном состоянии, однажды сказал мне: «Все эти цари, Бог, и прочее, о чём говорят писания, кажется мне полным абсурдом». В то время я ничего не смог ответить на это. Но позднее, примерно через три месяца, во время путешествия вместе с тобой, ответ пришёл ко мне. Какой это был ответ? Словарное определение абсурда — нелепица, пустота, в основе которой Ничто. Однако это определение нельзя применить к тому, что исходит из Высшего Бытия. Это не абсурд, это — ачинтья, непостижимое.

В моём сознании возникли образы русских писателей. За это вы должны простить, а может быть — и вдохновить меня. Я люблю творчество Толстого, Достоевского, Чехова. Это мои любимые русские писатели, и в своё время они повлияли на мою жизнь. И вот представьте себе, что Лев Толстой за своим письменным столом занят написанием очередного романа. А по его ноге карабкается маленькое насекомое, с антеннами-усиками. Оно собирает всю возможную информацию об окружающей его среде. Всё, что оно может воспринять, оно аккуратно фиксирует, записывает, исследует, подвергает анализу, чтобы на основе этих данных построить сложную теорию и прийти к надёжным умозаключениям на основе строгих доказательств. Его рецепторы тщательно ощупывают пульс, поверхность кожи, оно строит гипотезы, которые на его уровне даже не являются ложными или надуманными. Итак, оно возвращается к своим «коллегам» с результатами своих исследований и рассказывает о своей работе. Оно читает отчёт, строка за строкой, о том, какого вида кожу оно изучало, о её составе, о венах, родимых пятнах и т.д. Однако оно не способно понять состояние ума, сознание, творческие муки, идеи, талант, цели великого писателя, его душу, его произведения. Всё это превышает возможности представлений насекомого. Подобным образом мы анализируем Кришну, пытаясь использовать свои чувства-антенны для понимания Кришна-лилы, Святого Имени и других духовных предметов. Такова ничтожность любых человеческих представлений, даже если вы — Стивен Хокинг. Но Безграничный не оставляет нас в одиночестве, Он являет нам Себя в откровении. Такое Откровение не происходит по нашему заказу, когда мы нуждаемся в знании. Лишь когда Он захочет явить Себя, когда Он откроется, мы сможем участвовать в этом. Откровение не зависит от нас и является только по Его собственной воле в ответ на наше желание служить. Даже добросовестно изучив все книги, посвящённые этой теме, Вы ничего не достигнете. Ведь это не A+B = C. Здесь вовсе не вычисления нужны. Нужно сердце, в котором живёт тяга к служению. Такому чистому сердцу Он может явить Себя. Ибо всё, что Он делает, непостижимо и прекрасно. Шрила Гуру Махарадж говорил нам, что не только Кришна, но даже Его игра на флейте никак не соприкасаются с этим миром. Его флейта — не мирская флейта. Шрила Гурудев любил цитировать одну шлоку. Она написана Рупой Госвами, но изначально она изошла из уст Чандравали, и это придаёт ей особый интерес. Она говорит, что испытывает «белую зависть» к флейте. Другие гопи чувствуют то же самое. Выражая эту зависть, она говорит: «Что представляет собой эта флейта? Просто кусок дерева». Даже в духовной реальности, состоящей из чинмаи — чистой духовной субстанции, говорят о флейте: всего лишь высохший кусок дерева. Как же этот кусок дерева, этот обломок бамбуковой палки, постоянно наслаждается нектаром с лотосоподобных уст Кришны? Как он, не совершавший никаких благочестивых поступков, удостоился такой милости? Конечно, всё это находится во власти Йога-майи, и перед нами не более, чем шутливые речи гопи. Флейта постоянно возле уст Кришны, Он никогда не выпускает её из рук. А бесценный поток нектара вырывается из дырочек флейты и наполняет всё вокруг, сводя с ума всё живое. Нектар, наполняющий нас бесконечным блаженством, приходит через небольшой деревянный предмет. Нет ничего более удивительного, более странного, нет большего безумия. Так чувствует Чандравали.Здесь затронуты очень возвышенные чувства. Иногда гопи находят кусок бамбука на берегу Ганги, и они вспоминают о флейте Кришны: «О, насколько же она удачлива! Она всегда сопровождает Кришну. Должно быть, она в прошлой жизни совершала всевозможные аскезы и покаяния, чтобы заслужить такую милость. Ведь даже несмотря на то, что это просто флейта, в ней сокрыты великие возможности, раз Кришна так доволен её служением». Так они восклицают, и они очень счастливы, очень горды тем, что кто-то служит столь квалифицированно, столь интенсивно. Даже кусочек бамбука смог так удовлетворить Его, и это даёт им некоторые шансы точно также угодить Кришне. Таково настроение гопи. Они думают: «Какое возвышенное положение у этой флейты! Она никогда не разлучается с Кришной. Нас Он иногда избегает, иногда же мы вынуждены уходить, чтобы исполнить какие-то поручения, но флейта с Ним постоянно. Конечно, бывают мгновения, когда Кришна столь очарован красотой Радхарани, что роняет флейту из рук. Иногда гопи крадут у Него флейту. Но она всегда с Ним, даже когда кажется, что её украли. Какова же природа этой флейты? Каждая её нота, каждый звук пронизывает весь духовный мир. Вайкунтхера-притхивьяди-сакала-чинмой. Почва духовного мира состоит из самопредания, из чинмайи — абсолютного духовного «вещества». В духовном мире всё, начиная с почвы, является предметами для поклонения Кришне. Одно из особенных имён Кришны — Муралишвара: мурали-ишвара — Повелитель флейты. Когда Кришна играет на флейте, всё вокруг должно преобразиться, подготовить себя, и самое существенное в этом — настроение служения. Чистое служение привлекает Кришну, и звуки Его флейты становятся слышны. В этом состоянии Гуру Махарадж дал объяснение Брахма-гаятри, Гурудев разъяснил его ещё подробнее... Киртан Махапрабху, Гопи-гита, смысл песни Его флейты — эти сокровенные истины даются нам. Мы склоняемся в глубоком почтении перед этим служением, Радха-дасьям. Мы поклоняемся Радхарани. В этой шлоке «шьяма-лила аваламбьям...» говорится о настроениях, которые проявляются в лиле в зависимости от места и времени. Наше положение — всегда быть готовыми к служению. Это сущность Вриндавана и сущность сердец тех, кто полностью посвятили себя служению. Этого больше, чем достаточно. Есть множество деталей, но этого общего понимания вполне достаточно. Мы будем в безопасности, если помним: ям шьямасундарам ачинтья гуна-сварупам — всё это непостижимо: Его облик, деяния, предметы для поклонения, Его обитель, Его спутники, и соприкоснуться с этими реалиями мы можем только через посредство гуру-варги. Конечно, если речь идёт об истинном соприкосновении. 

Однажды одна девушка задавала очень эзотерические вопросы Гурудеву в Лахте. Она упоминала о различных высоких истинах, об очень тонких материях, в некоторой степени взаимосвязанных, и завершила всё это именем Радхарани. Она хотела услышать какие-то откровения Гурудева в ответ на все её сложные построения. Гурудев посмотрел на неё и сказал: «макароны». Всё, что она описывала, никак не было связано с истинной реальностью. Её представления были порождением сентиментального воображения, иначе говоря, то, что она считала высоким и недоступным, было мирским, и природа этого была не чинмая, а макароническая. Её мысли были запутаны, как спагетти. Я хочу сказать, что мы не можем по своему капризу... (часть записи пропущена) У кого ещё есть вопросы? 

Одна женщина сегодня задала такой вопрос. Она слышала поэзию «Шримад-Бхагаватам», «Махабхараты». Шрила Гурудев говорил, что Шрила Ведавьяс украсил «Бхагаватам» философскими стихами, такими, как джанмадьяся ятах... (первая шлока из «Бхагаватам»). Но если мы обратимся к «Гопи-гите», то увидим, что стиль меняется и становится очень мелодичным, необычайно тонким, изящным. Шукадев Госвами подчёркивает ритмическими ударениями интонационную структуру каждого стиха. Между двумя ударными слогами находится всегда одно и то же количество безударных. 

Гуру Махарадж иногда говорил: «Кто такие гопи? Полуобразованные, дикие сельские девушки». Таковы правила этой лилы. Представьте себе простых сельских девушек, обсуждающих между собой разные темы. Образованный человек думает, что в этой главе нет ничего интересного, и её можно пропустить без потери общей идеи книги. Но апракрита, нематериальное, имеет совсем другую природу. И если мы следуем за всей этой историей и понимаем, что они — простые, необразованные девушки, мы обретём веру в них. Их не очень интересуют сложные церемонии, ритуалы, обсуждения ведических гимнов. В это время они заняты чем-то другим. Но когда они говорят о своих чувствах, когда они славят Кришну, их речь, конечно, заметно отличается от творений высокообразованных пандитов. Когда какой-нибудь брахман славит Господа, он сочиняет очень сложные молитвы на санскрите, где говорит: «Ты, о великий, низошёл в этот мир...» Гопи слышат эти прославления и мотают на ус. Но когда они сами начинают прославлять Кришну, то пропускают отдельные слоги, перемещают фрагменты стиха из конца в начало и вообще искажают стих как хотят. В одной из своих шлок Рагхунатха Дас Госвами взывает к Кришне: «Ты — ачарья, Ты учишь ачаром, своим поведением. Но учишь Ты не тому, как правильно вести себя, а наоборот, как нарушать все приличия». Такие упрёки бросают гопи Кришне.Они говорят: «Мы многое слышали о Тебе. Мудрецы говорят, что Ты являешься из века в век, чтобы восстановить принципы религии и спасти падших. Они называют тебя Парабрахманом, Высшей Истиной, сутью всего, Первопричиной сущего, дарящим благо всем живым существам. Мы слышали об этом, но хотя Ты даришь благо всем живым существам, Ты ничего не дал нам. Брахманы пишут о Тебе в книгах, мы также читали их и нашли в Ведах множество высказываний, славящих Тебя. Но правда ли это? Ведь с нами ты поступаешь столь жестоко». И Кришна говорит в «Чайтанья-чаритамрите»: «Когда гопи бросают Мне свои упрёки, Я не в силах сосредоточиться на ведических гимнах». Он теряет вкус ко всем этим славословиям, когда враджа-гопи сетуют на Его жестокость и лицемерие. С какой-то точки зрения, всё переворачивается вверх дном. Однако Шрила Гуру Махарадж однажды сказал: «Кришна любит, когда вокруг него одни невежды». И это гьяна-шунья-бхакты: те, кто лишены благоговения и почтения, те, кто не знают, что Он — Сам Господь. Ведь известно, что Господь под маской Неведомого скрывает от людей этого мира Свою подлинную жизнь, подобно тому, как это делают великие и знаменитые персоны в этом мире. Когда кто-то встречает известную кинозвезду в обыденной жизни, он замирает от удивления. Такая выдающаяся личность сидит за рулём автомашины, как обычный человек! В ресторане, за столиком, вы вдруг видите, как заходит известный актёр или музыкант. Вы немедленно хватаете салфетку и кидаетесь к нему, чтобы взять автограф. Невозможно представить, какая эйфория охватила бы людей, если бы они увидели Самого Кришну! Но гьяна-шунья-бхакт всё это не интересует. Их не волнуют величие и могущество до такой степени, что когда трансцендентные звуки Вед достигают их слуха, они замирают в шоке. Они не знали этого, и так оно и было на самом деле — они действительно не знают всей этой философии. Станиславский говорил своим актёрам: «Когда вы отождествляете себя со своим героем, когда вы вживаетесь в его внутренний мир, когда вы делаете всё в точности, как он, вплоть до малейшего жеста — вы фактически становитесь им». Это очень хороший пример сахаджии. Сахаджии используют внешнее подражание гопи. Они поступают точно так же, говорят те же самые слова, и им кажется, что они испытывают такие же чувства, как и гопи. Они думают: «О да, мы тоже верим в это!» Но постойте, если вы просто копируете слова и поступки, это ещё не значит, что вы тоже в это верите. Они не соглашаются просто принимать участие, а считают, что сами становятся как Яшода и другие вечные спутники. Как ни парадоксально, они проповедуют, что Кришна — Верховная Личность Бога, в то же время под видом религиозности они завидуют Ему. Они только выдают себя за преданных, на деле стремясь использовать и эксплуатировать. Они заслуживают удара по лицу. Они лицемеры. Сарасвати Тхакур говорил, что на Голоке 360 направлений. Их можно комбинировать, можно складывать и вычитать, но эти 360 измерений Безграничного лежат в основе духовного мира. Это мистическая истина, и я не могу сказать ничего более этого. Но эта истина — 360 измерений вместо наших трёх — позволяет понять, насколько мы далеки от той реальности. Шрила Гуру Махарадж говорил: «Яшода никогда не заботится о чём-либо мирском». Поверьте мне: когда мы сидим здесь и думаем, что прославляем мадхура-расу, она даже не слушает этого. Мы не способны привлечь её внимание своими беседами. Шрила Гуру Махарадж говорил, что ватсалья- и мадхура- расы в некотором смысле противостоят друг другу. Яшода заботится о Кришне, о том, чтобы заботиться о Нём, дать Ему уют и спокойный сон, тогда как враджа-гопи хотят, чтобы он тайком покинул дом и ушёл в лес. Это противоречие развивает лилу, но наши представления неприменимы здесь. Шрила Гуру Махарадж говорил также, что истина посредине, между двух крайностей. Начинающий бхакта имеет представления о Боге как о Безграничном, но преданный среднего уровня, мадхьяма-адхикари, уже имеет более глубокое представление об Истине.Самое безопасное — понимать оба начала: и Безграничное, и Личностное, как оно проявлено во Вриндавана-лиле. Сам Кришна не явился ни в роду брахманов, ни в роду шудр: Он занял срединное положение, явившись в семье вайшей. В шлоке, описывающей три вида знания — самбандху, абхидхею и прайоджану, то есть трёх Божеств во Вриндаване, мы концентрируем своё внимание на среднем из Них. Шрила Гуру Махарадж говорил, что для начинающего необходима самбандха-таттва, онтология. Эту таттву олицетворяет Божество Мадана-Мохана. Оно помогает избавиться от мирских иллюзий. Мадана — это Амур, или Купидон, аналогия сексуального желания. Весь мир материи сверху донизу пропитан сексуальными импульсами, его жизнь вращается вокруг сексуального желания в тонкой или грубой формах. Поэтому для того, чтобы продвинуться по духовному пути, человек должен отречься от эротических побуждений. Но подвижник, отринувший от себя соблазны мира, будет очень удивлён, когда увидит изображение духовной реальности. Мадхура-раса, высшие божественные эротические отношения, порождает всё сущее. Из неё исходит всё, в том числе прочие расы, начиная с ватсалья-расы. Поэтому мадхура-раса известна как ади-раса, изначальная раса, первичная реальность. Шрила Гуру Махарадж объяснял шлоку васудевах сарвам ити... так: Васудев — это первое проявление, первая идеальная форма, которая встречается на нашем пути, когда мы двигаемся по направлению к Голоке. Васудев находится на уровне Вайкунтхи, на полпути между миром материи и обителью Кришны. Но когда мы говорим о Радха-Кришне, то в сердце этой идеи находится Радха-Мадана-Мохан. Это означает Кришну, направляющего нас к мадхура-расе, который, однако, предварительно, в образе Мадана-Мохана, разрушает оковы мирских привязанностей. Кришна как Мадана-Мохан занимает высшее положение, Он — первопричина, изначальный источник всего. Ведь только Мадана-Мохан и Мадана-Мохан-Мохини могут избавить нас от мирского и разрубить тугие узлы в нашем сердце. Но это не значит, что наше сердце становится пустым. Оно должно чем-то наполняться, и за это отвечает Божество Гопинатха. В шлоке, славящей Божество Гопинатха, говорится, что Он окружён расой, всеми группами Своих преданных, всеми видами отношений и служения. Но между этими двумя Божествами, посредине, стоит Божество Рупы Госвами — Шри Говиндаджи. Дивьям вриндараньях калпадрумаш ча... Оно занимает среднее положение, покровительствуя тем, чья конечная цель — служение в одной из групп, входящей в лагерь Радхарани. Их интересует именно это и ничто более. Итак, расы происходят из мадхура-расы. Она порождает ватсалья-, сакхья-расу и все прочие. Всё это очень интересно.Мы читаем о Кришне в «Гите» как о высшем Источнике дхармы. Вот тот самый Источник, о Ком мы только что говорили как о мадхура-расе, где нарушаются принципы благочестия. Именно здесь Источник всего, безрелигиозность порождает религию. В «Бхагаватам» Нарада порицает Вьясадева за то, что он так много написал о принципах религии, но не упомянул о самом главном. Это может сбить с толку. Вьясадев потратил множество усилий, чтобы дать людям самое лучшее: дать им принципы религии. И вот является его духовный учитель, который отчитывает его именно за это: за слишком большую сосредоточенность на вопросах религии. Как может духовный учитель ругать ученика за то, что в его книгах слишком много религии? Но именно это имеет место. Религиозность скрывает главное, отвлекает от сути. Люди утрачивают основную Идею, лежащую в основе всех религий. Веды позволяют им быть религиозными, при этом оставаясь полностью погружёнными в мирские представления. Они ни при каких обстоятельствах не откажутся от правил своей религии. Они будут доказывать своё право при помощи Вед: Ведавьяс, величайший авторитет, пишет об этом. Ни одно из его слов не может быть ложью. Поэтому нужно следовать религиозным принципам во что бы то ни стало. Так Нарада упрекает своего ученика. 

Интересно, что мы говорим о Кришне «Бхагаватам», Источнике всего религиозного знания, зная при этом, что сутью Кришна-лилы является полный аморализм и безрелигиозность. И мы провозглашаем: наша религия, новая абсолютная и совершенная религия — это аморализм, отрицание религии Самим Абсолютом. Такому пути мы следуем, и если вы будете поклоняться таким образом, в вашем сердце разрушатся все материальные привязанности. Поэтому Парикшит Махарадж, время которого истекало, беспокоился: «Ты ещё в самом начале, в первых стихах, говорил, что вся религиозность — это, по сути, обман, а поклонения заслуживают лишь чувства враджа-гопи. Не мог бы ты объяснить это подробнее?» Шукадев Госвами даёт прекрасную аналогию: мы можем поклоняться этой реальности, но будет глупостью ей подражать. Махадев, Господь Шива может выпить океан яда, но это невозможно для простого смертного. Даже одна капля этого яда лишит его жизни. Человек, подражающий Господу Шиве, погибнет. Обсуждая эти лилы, нужно принять во внимание когда, где, почему и при каких условиях всё это происходит. Шрила Гурудев также приводит хороший пример: когда вы принимаете лекарство, в нём важен состав, его целительная сила, но для того, чтобы выздороветь, требуется время. Каждое лекарство срабатывает в свой срок, в зависимости от степени вашей болезни. Что уж и говорить о нектаре кришна-лилы? Шримати Радхарани говорит: даже одна капля этого блаженного нектара заставит вас навсегда позабыть о материальном мире. 

Я думаю, здесь можно закончить нашу небольшую трансляцию.)

In English

 



←  Шрипад Б. Ч. Бхарати Махарадж. 15 мая 2011 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Нрисимха-чатурдаши» (часть 2). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 27 мая 2010 года. Москва, Кисельный  →


Russian

Один преданный, находившийся не в самом лучшем духовном состоянии, однажды сказал мне: «Все эти цари, Бог, и прочее, о чём говорят писания, кажется мне полным абсурдом». В то время я ничего не смог ответить на это. Но позднее, примерно через три месяца, во время путешествия вместе с тобой, ответ пришёл ко мне. Какой это был ответ? Словарное определение абсурда — нелепица, пустота, в основе которой Ничто. Однако это определение нельзя применить к тому, что исходит из Высшего Бытия. Это не абсурд, это — ачинтья, непостижимое.

В моём сознании возникли образы русских писателей. За это вы должны простить, а может быть — и вдохновить меня. Я люблю творчество Толстого, Достоевского, Чехова. Это мои любимые русские писатели, и в своё время они повлияли на мою жизнь. И вот представьте себе, что Лев Толстой за своим письменным столом занят написанием очередного романа. А по его ноге карабкается маленькое насекомое, с антеннами-усиками. Оно собирает всю возможную информацию об окружающей его среде. Всё, что оно может воспринять, оно аккуратно фиксирует, записывает, исследует, подвергает анализу, чтобы на основе этих данных построить сложную теорию и прийти к надёжным умозаключениям на основе строгих доказательств. Его рецепторы тщательно ощупывают пульс, поверхность кожи, оно строит гипотезы, которые на его уровне даже не являются ложными или надуманными. Итак, оно возвращается к своим «коллегам» с результатами своих исследований и рассказывает о своей работе. Оно читает отчёт, строка за строкой, о том, какого вида кожу оно изучало, о её составе, о венах, родимых пятнах и т.д. Однако оно не способно понять состояние ума, сознание, творческие муки, идеи, талант, цели великого писателя, его душу, его произведения. Всё это превышает возможности представлений насекомого. Подобным образом мы анализируем Кришну, пытаясь использовать свои чувства-антенны для понимания Кришна-лилы, Святого Имени и других духовных предметов. Такова ничтожность любых человеческих представлений, даже если вы — Стивен Хокинг. Но Безграничный не оставляет нас в одиночестве, Он являет нам Себя в откровении. Такое Откровение не происходит по нашему заказу, когда мы нуждаемся в знании. Лишь когда Он захочет явить Себя, когда Он откроется, мы сможем участвовать в этом. Откровение не зависит от нас и является только по Его собственной воле в ответ на наше желание служить. Даже добросовестно изучив все книги, посвящённые этой теме, Вы ничего не достигнете. Ведь это не A+B = C. Здесь вовсе не вычисления нужны. Нужно сердце, в котором живёт тяга к служению. Такому чистому сердцу Он может явить Себя. Ибо всё, что Он делает, непостижимо и прекрасно. Шрила Гуру Махарадж говорил нам, что не только Кришна, но даже Его игра на флейте никак не соприкасаются с этим миром. Его флейта — не мирская флейта. Шрила Гурудев любил цитировать одну шлоку. Она написана Рупой Госвами, но изначально она изошла из уст Чандравали, и это придаёт ей особый интерес. Она говорит, что испытывает «белую зависть» к флейте. Другие гопи чувствуют то же самое. Выражая эту зависть, она говорит: «Что представляет собой эта флейта? Просто кусок дерева». Даже в духовной реальности, состоящей из чинмаи — чистой духовной субстанции, говорят о флейте: всего лишь высохший кусок дерева. Как же этот кусок дерева, этот обломок бамбуковой палки, постоянно наслаждается нектаром с лотосоподобных уст Кришны? Как он, не совершавший никаких благочестивых поступков, удостоился такой милости? Конечно, всё это находится во власти Йога-майи, и перед нами не более, чем шутливые речи гопи. Флейта постоянно возле уст Кришны, Он никогда не выпускает её из рук. А бесценный поток нектара вырывается из дырочек флейты и наполняет всё вокруг, сводя с ума всё живое. Нектар, наполняющий нас бесконечным блаженством, приходит через небольшой деревянный предмет. Нет ничего более удивительного, более странного, нет большего безумия. Так чувствует Чандравали.Здесь затронуты очень возвышенные чувства. Иногда гопи находят кусок бамбука на берегу Ганги, и они вспоминают о флейте Кришны: «О, насколько же она удачлива! Она всегда сопровождает Кришну. Должно быть, она в прошлой жизни совершала всевозможные аскезы и покаяния, чтобы заслужить такую милость. Ведь даже несмотря на то, что это просто флейта, в ней сокрыты великие возможности, раз Кришна так доволен её служением». Так они восклицают, и они очень счастливы, очень горды тем, что кто-то служит столь квалифицированно, столь интенсивно. Даже кусочек бамбука смог так удовлетворить Его, и это даёт им некоторые шансы точно также угодить Кришне. Таково настроение гопи. Они думают: «Какое возвышенное положение у этой флейты! Она никогда не разлучается с Кришной. Нас Он иногда избегает, иногда же мы вынуждены уходить, чтобы исполнить какие-то поручения, но флейта с Ним постоянно. Конечно, бывают мгновения, когда Кришна столь очарован красотой Радхарани, что роняет флейту из рук. Иногда гопи крадут у Него флейту. Но она всегда с Ним, даже когда кажется, что её украли. Какова же природа этой флейты? Каждая её нота, каждый звук пронизывает весь духовный мир. Вайкунтхера-притхивьяди-сакала-чинмой. Почва духовного мира состоит из самопредания, из чинмайи — абсолютного духовного «вещества». В духовном мире всё, начиная с почвы, является предметами для поклонения Кришне. Одно из особенных имён Кришны — Муралишвара: мурали-ишвара — Повелитель флейты. Когда Кришна играет на флейте, всё вокруг должно преобразиться, подготовить себя, и самое существенное в этом — настроение служения. Чистое служение привлекает Кришну, и звуки Его флейты становятся слышны. В этом состоянии Гуру Махарадж дал объяснение Брахма-гаятри, Гурудев разъяснил его ещё подробнее... Киртан Махапрабху, Гопи-гита, смысл песни Его флейты — эти сокровенные истины даются нам. Мы склоняемся в глубоком почтении перед этим служением, Радха-дасьям. Мы поклоняемся Радхарани. В этой шлоке «шьяма-лила аваламбьям...» говорится о настроениях, которые проявляются в лиле в зависимости от места и времени. Наше положение — всегда быть готовыми к служению. Это сущность Вриндавана и сущность сердец тех, кто полностью посвятили себя служению. Этого больше, чем достаточно. Есть множество деталей, но этого общего понимания вполне достаточно. Мы будем в безопасности, если помним: ям шьямасундарам ачинтья гуна-сварупам — всё это непостижимо: Его облик, деяния, предметы для поклонения, Его обитель, Его спутники, и соприкоснуться с этими реалиями мы можем только через посредство гуру-варги. Конечно, если речь идёт об истинном соприкосновении. 

Однажды одна девушка задавала очень эзотерические вопросы Гурудеву в Лахте. Она упоминала о различных высоких истинах, об очень тонких материях, в некоторой степени взаимосвязанных, и завершила всё это именем Радхарани. Она хотела услышать какие-то откровения Гурудева в ответ на все её сложные построения. Гурудев посмотрел на неё и сказал: «макароны». Всё, что она описывала, никак не было связано с истинной реальностью. Её представления были порождением сентиментального воображения, иначе говоря, то, что она считала высоким и недоступным, было мирским, и природа этого была не чинмая, а макароническая. Её мысли были запутаны, как спагетти. Я хочу сказать, что мы не можем по своему капризу... (часть записи пропущена) У кого ещё есть вопросы? 

Одна женщина сегодня задала такой вопрос. Она слышала поэзию «Шримад-Бхагаватам», «Махабхараты». Шрила Гурудев говорил, что Шрила Ведавьяс украсил «Бхагаватам» философскими стихами, такими, как джанмадьяся ятах... (первая шлока из «Бхагаватам»). Но если мы обратимся к «Гопи-гите», то увидим, что стиль меняется и становится очень мелодичным, необычайно тонким, изящным. Шукадев Госвами подчёркивает ритмическими ударениями интонационную структуру каждого стиха. Между двумя ударными слогами находится всегда одно и то же количество безударных. 

Гуру Махарадж иногда говорил: «Кто такие гопи? Полуобразованные, дикие сельские девушки». Таковы правила этой лилы. Представьте себе простых сельских девушек, обсуждающих между собой разные темы. Образованный человек думает, что в этой главе нет ничего интересного, и её можно пропустить без потери общей идеи книги. Но апракрита, нематериальное, имеет совсем другую природу. И если мы следуем за всей этой историей и понимаем, что они — простые, необразованные девушки, мы обретём веру в них. Их не очень интересуют сложные церемонии, ритуалы, обсуждения ведических гимнов. В это время они заняты чем-то другим. Но когда они говорят о своих чувствах, когда они славят Кришну, их речь, конечно, заметно отличается от творений высокообразованных пандитов. Когда какой-нибудь брахман славит Господа, он сочиняет очень сложные молитвы на санскрите, где говорит: «Ты, о великий, низошёл в этот мир...» Гопи слышат эти прославления и мотают на ус. Но когда они сами начинают прославлять Кришну, то пропускают отдельные слоги, перемещают фрагменты стиха из конца в начало и вообще искажают стих как хотят. В одной из своих шлок Рагхунатха Дас Госвами взывает к Кришне: «Ты — ачарья, Ты учишь ачаром, своим поведением. Но учишь Ты не тому, как правильно вести себя, а наоборот, как нарушать все приличия». Такие упрёки бросают гопи Кришне.Они говорят: «Мы многое слышали о Тебе. Мудрецы говорят, что Ты являешься из века в век, чтобы восстановить принципы религии и спасти падших. Они называют тебя Парабрахманом, Высшей Истиной, сутью всего, Первопричиной сущего, дарящим благо всем живым существам. Мы слышали об этом, но хотя Ты даришь благо всем живым существам, Ты ничего не дал нам. Брахманы пишут о Тебе в книгах, мы также читали их и нашли в Ведах множество высказываний, славящих Тебя. Но правда ли это? Ведь с нами ты поступаешь столь жестоко». И Кришна говорит в «Чайтанья-чаритамрите»: «Когда гопи бросают Мне свои упрёки, Я не в силах сосредоточиться на ведических гимнах». Он теряет вкус ко всем этим славословиям, когда враджа-гопи сетуют на Его жестокость и лицемерие. С какой-то точки зрения, всё переворачивается вверх дном. Однако Шрила Гуру Махарадж однажды сказал: «Кришна любит, когда вокруг него одни невежды». И это гьяна-шунья-бхакты: те, кто лишены благоговения и почтения, те, кто не знают, что Он — Сам Господь. Ведь известно, что Господь под маской Неведомого скрывает от людей этого мира Свою подлинную жизнь, подобно тому, как это делают великие и знаменитые персоны в этом мире. Когда кто-то встречает известную кинозвезду в обыденной жизни, он замирает от удивления. Такая выдающаяся личность сидит за рулём автомашины, как обычный человек! В ресторане, за столиком, вы вдруг видите, как заходит известный актёр или музыкант. Вы немедленно хватаете салфетку и кидаетесь к нему, чтобы взять автограф. Невозможно представить, какая эйфория охватила бы людей, если бы они увидели Самого Кришну! Но гьяна-шунья-бхакт всё это не интересует. Их не волнуют величие и могущество до такой степени, что когда трансцендентные звуки Вед достигают их слуха, они замирают в шоке. Они не знали этого, и так оно и было на самом деле — они действительно не знают всей этой философии. Станиславский говорил своим актёрам: «Когда вы отождествляете себя со своим героем, когда вы вживаетесь в его внутренний мир, когда вы делаете всё в точности, как он, вплоть до малейшего жеста — вы фактически становитесь им». Это очень хороший пример сахаджии. Сахаджии используют внешнее подражание гопи. Они поступают точно так же, говорят те же самые слова, и им кажется, что они испытывают такие же чувства, как и гопи. Они думают: «О да, мы тоже верим в это!» Но постойте, если вы просто копируете слова и поступки, это ещё не значит, что вы тоже в это верите. Они не соглашаются просто принимать участие, а считают, что сами становятся как Яшода и другие вечные спутники. Как ни парадоксально, они проповедуют, что Кришна — Верховная Личность Бога, в то же время под видом религиозности они завидуют Ему. Они только выдают себя за преданных, на деле стремясь использовать и эксплуатировать. Они заслуживают удара по лицу. Они лицемеры. Сарасвати Тхакур говорил, что на Голоке 360 направлений. Их можно комбинировать, можно складывать и вычитать, но эти 360 измерений Безграничного лежат в основе духовного мира. Это мистическая истина, и я не могу сказать ничего более этого. Но эта истина — 360 измерений вместо наших трёх — позволяет понять, насколько мы далеки от той реальности. Шрила Гуру Махарадж говорил: «Яшода никогда не заботится о чём-либо мирском». Поверьте мне: когда мы сидим здесь и думаем, что прославляем мадхура-расу, она даже не слушает этого. Мы не способны привлечь её внимание своими беседами. Шрила Гуру Махарадж говорил, что ватсалья- и мадхура- расы в некотором смысле противостоят друг другу. Яшода заботится о Кришне, о том, чтобы заботиться о Нём, дать Ему уют и спокойный сон, тогда как враджа-гопи хотят, чтобы он тайком покинул дом и ушёл в лес. Это противоречие развивает лилу, но наши представления неприменимы здесь. Шрила Гуру Махарадж говорил также, что истина посредине, между двух крайностей. Начинающий бхакта имеет представления о Боге как о Безграничном, но преданный среднего уровня, мадхьяма-адхикари, уже имеет более глубокое представление об Истине.Самое безопасное — понимать оба начала: и Безграничное, и Личностное, как оно проявлено во Вриндавана-лиле. Сам Кришна не явился ни в роду брахманов, ни в роду шудр: Он занял срединное положение, явившись в семье вайшей. В шлоке, описывающей три вида знания — самбандху, абхидхею и прайоджану, то есть трёх Божеств во Вриндаване, мы концентрируем своё внимание на среднем из Них. Шрила Гуру Махарадж говорил, что для начинающего необходима самбандха-таттва, онтология. Эту таттву олицетворяет Божество Мадана-Мохана. Оно помогает избавиться от мирских иллюзий. Мадана — это Амур, или Купидон, аналогия сексуального желания. Весь мир материи сверху донизу пропитан сексуальными импульсами, его жизнь вращается вокруг сексуального желания в тонкой или грубой формах. Поэтому для того, чтобы продвинуться по духовному пути, человек должен отречься от эротических побуждений. Но подвижник, отринувший от себя соблазны мира, будет очень удивлён, когда увидит изображение духовной реальности. Мадхура-раса, высшие божественные эротические отношения, порождает всё сущее. Из неё исходит всё, в том числе прочие расы, начиная с ватсалья-расы. Поэтому мадхура-раса известна как ади-раса, изначальная раса, первичная реальность. Шрила Гуру Махарадж объяснял шлоку васудевах сарвам ити... так: Васудев — это первое проявление, первая идеальная форма, которая встречается на нашем пути, когда мы двигаемся по направлению к Голоке. Васудев находится на уровне Вайкунтхи, на полпути между миром материи и обителью Кришны. Но когда мы говорим о Радха-Кришне, то в сердце этой идеи находится Радха-Мадана-Мохан. Это означает Кришну, направляющего нас к мадхура-расе, который, однако, предварительно, в образе Мадана-Мохана, разрушает оковы мирских привязанностей. Кришна как Мадана-Мохан занимает высшее положение, Он — первопричина, изначальный источник всего. Ведь только Мадана-Мохан и Мадана-Мохан-Мохини могут избавить нас от мирского и разрубить тугие узлы в нашем сердце. Но это не значит, что наше сердце становится пустым. Оно должно чем-то наполняться, и за это отвечает Божество Гопинатха. В шлоке, славящей Божество Гопинатха, говорится, что Он окружён расой, всеми группами Своих преданных, всеми видами отношений и служения. Но между этими двумя Божествами, посредине, стоит Божество Рупы Госвами — Шри Говиндаджи. Дивьям вриндараньях калпадрумаш ча... Оно занимает среднее положение, покровительствуя тем, чья конечная цель — служение в одной из групп, входящей в лагерь Радхарани. Их интересует именно это и ничто более. Итак, расы происходят из мадхура-расы. Она порождает ватсалья-, сакхья-расу и все прочие. Всё это очень интересно.Мы читаем о Кришне в «Гите» как о высшем Источнике дхармы. Вот тот самый Источник, о Ком мы только что говорили как о мадхура-расе, где нарушаются принципы благочестия. Именно здесь Источник всего, безрелигиозность порождает религию. В «Бхагаватам» Нарада порицает Вьясадева за то, что он так много написал о принципах религии, но не упомянул о самом главном. Это может сбить с толку. Вьясадев потратил множество усилий, чтобы дать людям самое лучшее: дать им принципы религии. И вот является его духовный учитель, который отчитывает его именно за это: за слишком большую сосредоточенность на вопросах религии. Как может духовный учитель ругать ученика за то, что в его книгах слишком много религии? Но именно это имеет место. Религиозность скрывает главное, отвлекает от сути. Люди утрачивают основную Идею, лежащую в основе всех религий. Веды позволяют им быть религиозными, при этом оставаясь полностью погружёнными в мирские представления. Они ни при каких обстоятельствах не откажутся от правил своей религии. Они будут доказывать своё право при помощи Вед: Ведавьяс, величайший авторитет, пишет об этом. Ни одно из его слов не может быть ложью. Поэтому нужно следовать религиозным принципам во что бы то ни стало. Так Нарада упрекает своего ученика. 

Интересно, что мы говорим о Кришне «Бхагаватам», Источнике всего религиозного знания, зная при этом, что сутью Кришна-лилы является полный аморализм и безрелигиозность. И мы провозглашаем: наша религия, новая абсолютная и совершенная религия — это аморализм, отрицание религии Самим Абсолютом. Такому пути мы следуем, и если вы будете поклоняться таким образом, в вашем сердце разрушатся все материальные привязанности. Поэтому Парикшит Махарадж, время которого истекало, беспокоился: «Ты ещё в самом начале, в первых стихах, говорил, что вся религиозность — это, по сути, обман, а поклонения заслуживают лишь чувства враджа-гопи. Не мог бы ты объяснить это подробнее?» Шукадев Госвами даёт прекрасную аналогию: мы можем поклоняться этой реальности, но будет глупостью ей подражать. Махадев, Господь Шива может выпить океан яда, но это невозможно для простого смертного. Даже одна капля этого яда лишит его жизни. Человек, подражающий Господу Шиве, погибнет. Обсуждая эти лилы, нужно принять во внимание когда, где, почему и при каких условиях всё это происходит. Шрила Гурудев также приводит хороший пример: когда вы принимаете лекарство, в нём важен состав, его целительная сила, но для того, чтобы выздороветь, требуется время. Каждое лекарство срабатывает в свой срок, в зависимости от степени вашей болезни. Что уж и говорить о нектаре кришна-лилы? Шримати Радхарани говорит: даже одна капля этого блаженного нектара заставит вас навсегда позабыть о материальном мире. 

Я думаю, здесь можно закончить нашу небольшую трансляцию.)

In English

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования