«Навадвип. Хари-Хара кшетра». Шрипад Б. П. Тиртха Махарадж. 17 марта 2011 года. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 14.0 МБ)

Шрипад Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж

Навадвипа. Харихара-кшетра

(17 марта 2011 года. Индия, Навадвипа)

 

По милости наших учителей — Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Гурудева Бхакти Сундар Говинды Дев-Госвами Махараджа, Шрилы Бхакти Нирмал Ачарьи Махараджа — у нас третий день парикрамы по Годрума-двипе, и сегодня мы с вами пришли в святое место Харихара-кшетра, которое известно как Варанаси — место, в котором живет Господь Шива. Господь Хари явился здесь, чтобы прославить, явить положение Господа Шивы.

#00:02:02#

Мы знаем, что одно из оскорблений Святых Имен — считать Господа Шиву отдельным, независимым божеством от Господа Вишну. Он — вечный слуга Господа, и здесь он наставляет живые существа. Наверняка вы все слышали о Господе Шиве. Индуизм (ведическая религия, ведический пантеон) очень разноплановый — существует много богов. Даже я не разбираюсь во всем, хоть и родился здесь. Но по милости этих Божеств, этого святого места, возможно, мы когда-нибудь сможем разобраться в этом.

#00:03:32#

Материальные вещи мы можем постичь благодаря силе своего ума, интеллекта, но духовную субстанцию невозможно понять материальными рассуждениями, умственными способностями. Если мы подойдем к этому в настроении смирения и почтения, то однажды мы сможем понять это. Говорится, что тот, кто знает, что Господь Шива безмерно дорого Господу Вишну (или Кришне), обретет преданность и Шиве, и Кришне.

#00:05:03#

Равана и подобные ему демоны были преданными Господа Шивы. Они не могли понять природу Господа Вишну. Из-за этого оскорбления они были повержены, побеждены Господом Вишну. Равана был убит Рамачандрой, другие демоны были повержены Господом Вишну. В некоторых писаниях говорится, что Господь Шива, Гуру и Вишну неотличны друг от друга. Но что это значит?

#00:06:19#

Шрила Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе» дает пояснение этому. Он говорит: они безмерно дороги друг другу. Как друзья бывают неразлучны, и говорится, что один является alter ego другого, так и Гуру, Шива и Вишну очень дороги друг другу.

#00:06:53#

алака̄нанда̄ра пӯрава па̄ре
харихара-к
ш̣етра ган̣д̣ака дха̄ре

шрӣӯрти прака̄ш́а хаибе ка̄ле
сундара к
а̄нана ш́обхибе бха̄ле

алака̄ паш́чиме декхаха ка̄ш́ӣ
ш́аива-ш́а̄кта севе мукати да̄сӣ

ва̄ра̄н̣асӣ ха’те э дха̄ма пара
хетх
а̄йа дхӯрджат̣ӣ пина̄ка-дхара[1]

#00:07:48#

Бхактивинод Тхакур описывает в «Навадвипа-дхама-махатмье» то, как Нитьянанда Прабху водит Дживу Госвами по святым местам и говорит ему следующее: «Насупит время, когда в этом месте будет обнаружено Божество Харихара, а также здесь возникнет прекрасный сад. Это место неотлично от Варанаси. Преданные Вишну, преданные Шивы и преданные Кали будут приходить сюда, чтобы получить освобождение».

#00:08:31#

ва̄ра̄н̣асӣ ха’те э дха̄ма пара
хетх
а̄йа дхӯрджат̣ӣ пина̄ка-дхара

‘гаура’ ‘гаура’ бали’ сада̄и на̄че
ниджа-джане гаура-бхакати й
а̄че[2]

Говорится, что это место — «Варанаси» Навадвипы, Харихара-кшетра — гораздо выше и лучше, чем Варанаси Бенареса, потому что в этом месте Господь Шива непрестанно танцует и поет: «Гаурахари! Гаурахари!» Он воспевает Святое Имя Господа Гаурачандры и дарует гаура-бхакти всем своим преданным.

#00:09:26#

сахасра вараш̣а ка̄ш́ӣте баси’
лабхе се мукати дж
н̃а̄нете нйа̄сӣ

та̄ха̄ та’ хетха̄йа чаран̣е т̣хели’
н
а̄чена бхаката гаура̄н̇га бали’[3]

Пребывая тысячи лет в обители Бенареса (Варанаси), санньяси может обрести освобождение. Но говорится, что преданные здесь отвергают саму идею безличного освобождения, они танцуют и воспевают: «Гаурахари! Гаурахари!» Они воспевают Имена Гаурачандры, Золотого Господа.

#00:10:26#

нирйа̄н̣а-самайе экха̄не джӣва
к
а̄н̣е ‘гаура’ бали’ та̄рена ш́ива[4]

Когда кто-то умирает в этом месте, Господь Шива лично произносит Имена Гаурахари ему на ухо. Он наполняет душу нектаром Святого Имени Гаурачандры.

#00:10:54#

маха̄а̄ра̄н̣асӣ э дха̄ма хайа
дж
ӣвера маран̣е на̄хика бхайа[5]

Поэтому это место известно не просто как Варанаси, а как Маха-Варанаси. Оно лишено и тени страха, здесь все благоприятно.

#00:11:15#

эта бали’ татха̄йа нита̄и на̄че
гаурахари-према ‘дж
ӣвере’ йа̄че

алакш̣йе такхана каила̄ш́а-пати
нит
а̄и-чаран̣е карила нати[6]

Нитьянанда Прабху пустился здесь в пляс, воспевая Святые Имена, и Джива Госвами присоединился к Его танцам. Гаурахари-према ‘джӣвере’ йа̄че — Нитьянанда Прабху, танцуя, воспевал Святые Имена Господа Гаурачандры и раздавал всем гаура-бхакти, не глядя, кто достоин, а кто нет.

#00:12:09#

алакш̣йе такхана каила̄ш́а-пати
нит
а̄и-чаран̣е карила нати

гаурӣ-саха ш́ива гаура̄н̇га на̄ма
г
а̄ийа̄а̄ийа̄ пурайа ка̄ма[7]

Увидев этих необычайных паломников — Нитьянанду и Дживу Госвами, — Господь Шива предстал перед ними, простерся у их лотосных стоп и тоже присоединился к их танцу и киртану.

#00:12:58#

сватантра ӣш́вара нита̄и табе
бхаката-са
н̇гете чалила джабе[8]

Затем Господь Нитьянанда в сопровождении Дживы Госвами отправился в другое место.

Когда вы были на даршане Божества, наверняка обратили внимание, что Божество наполовину черного цвета, наполовину белого. Почему? Половина Божества — Хари, или Кришна, и вторая половина — Хара, или Шива. Харихара.

#00:14:41#

В древние времена, когда боги и демоны пахтали Вселенский океан с помощью змея Васуки и горы Меру в качестве мутовки, они получили в результате пахтанья очень много замечательных вещей: из океана вышла богиня процветания Лакшми, корова Сурабхи и многие другие предметы и личности. Небожители забирали все себе: Господь Вишну взял в супруги богиню Лакшми, Индра забрал корову Сурабхи. Демоны были обеспокоены: почему все, что мы получаем в результате совместной работы, боги присваивают себе?

#00:15:44#

Демоны рассуждали так: «Ладно, пока боги наслаждаются временными приобретениями, мы заполучим самое главное, ради чего мы тут все собрались. Мы пахтаем океан, чтобы получить сосуд с нектаром, с божественной амброзией бессмертия. Как только он появится из священных вод, мы тут же схватим его и ни с кем не поделимся». Но вдруг появился океан яда. Этот яд был столь сильнодействующим, его было столь много, что хватило, чтобы отравить всю Вселенную.

#00:16:54#

Боги и демоны взмолились Господу Вишну: «Мы не можем устоять перед силой этого яда, мы все погибнем! Пожалуйста, сделай что-нибудь!» Господь Вишну сказал: «Отправляйтесь к Господу Шиве. Возможно, он разрешит ситуацию». По желанию Господа Вишну и по просьбам небожителей и демонов Господь Шива выпил океан яда, и он не принес ему вреда. Таким образом, он спас богов и демонов от истребления. Единственное, что произошло, — его шея приобрела синий цвет. Поэтому он стал известен как Нилаканта — «Синяя шея».

#00:18:35#

Возникает вопрос: почему на Господа Шиву не подействовал яд? Как он смог выпить такое количество яда и остаться в живых? Он получает воду со стоп Господа Вишну. Река Ганга, которая падает с огромной силой ему на голову, — не что иное, как вода из причинного океана. Когда Господь Вишну в облике Ваманадева пробил оболочки Вселенной, вода из причинного океана устремилась во Вселенную и пришла сюда в качестве реки Ганги. Она упала на голову Господа Шивы, и таким образом он получил чаринамриту — воду, которая омыла лотосные стопы Господа Вишну, — на свою голову. Это обстоятельство сделало его способным преодолеть все препятствия, все трудности.

#00:20:22#

Как только нектар бессмертия появился из вод океана, демоны тот час же ухватили его и утащили к себе. Боги очень забеспокоились: «Как так? Демоны сейчас выпьют нектар и станут бессмертными? Они истребят всех нас, и во вселенной наступит хаос! Что же делать?» Они заплакали и обратились с мольбами к Господу Вишну.

#00:21:25#

Господь Вишну принял облик очаровательной девушки — Мохини Мурти, которая своей красотой затмевала не только земных красавиц, но и всех красавиц в поднебесье. Благодаря своей красоте Мохини Мурти сумела очаровать всех демонов. Она сказала: «Дорогие демоны, что вы так ругаетесь и спорите между собой? Давайте Я вам раздам нектар поровну!» — и демоны согласились.

#00:22:28#

Мохини Мурти продолжала: «Боги и демоны! Садитесь в один ряд, а Я всем налью нектар», — но нектар Она разлила только богам. Однако один демон Раху принял красивый облик и сел среди богов. Мохини Мурти налила и ему, но Сурья и Чандра заподозрили неладное. Они закричали: «Нет, это не бог! Это демон прокрался к нам. Мохини Мурти, пожалуйста, сделай что-нибудь!» Мохини Мурти тот час же отрезала ему голову своей чакрой, но несколько капель нектара успели попасть ему в рот.

#00:24:21#

После этих событий Господь Шива [который не видел Мохини Мурти] сказал: «О, Вишну! Я хочу увидеть Твой очаровательный облик Мохини Мурти». Господь Вишну сказал: «Но ты не сможешь устоять перед красотой этого Моего облика». Господь Шива настаивал.

#00:25:20#

Тут же появился прекрасный сад, наступило самое благоприятное время года, и Господь Вишну принял облик той самой Мохини Мурти — очаровательной, прелестной красавицы. При Ее виде Господь Шива забыл о своей супруге Парвати и ринулся догонять Мохини Мурти, желая Ее обнять. Когда Шива бежал, Мохини Мурти кричала: «Подожди, ты же не холост — у тебя есть супруга, Парвати!» Но Шива не обращал внимания. Он бежал, желая обнять Мохини Мурти, и когда он обнял Ее, Мохини Мурти превратилась обратно в Господа Вишну.

#00:26:44#

Таким образом, Господь Шива обнял не Мохини Мурти — он обнял Господа Вишну. Господь Вишну говорит: «Господь Шива очень дорог мне». В знак этого события они объединились в одну форму. Половина этого Божества темная — это Господь Вишну, и белая половина Божества — это Шива. Этим Вишну явил миру славу Господа Шивы и показал, что Шива очень дорог Ему.

#00:27:40#

Эта история очень поучительна для нас, потому что она показывает, что такой великий мистик и аскет, как Господь Шива, не смог устоять перед очарованием противоположного пола. Говорится, что мы должны быть очень осторожными в отношениях, иначе как Господь Шива мы можем потерять разум и ринуться за удовлетворением собственных чувств. Также мы не должны приписывать некие негативные качества Господу Шиве или Брахме. Если с ними происходят подобные истории, мы должны понимать, для чего это. Эти ситуации призваны дать нам урок: что может случиться с нами, если мы будем неосторожны в нашем отношении как к окружающим, так и к тем, кому мы поклоняемся. 

Переводчик: Притху Прабху Брахмачари
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] «Харихара-кшетра захватывает восточный берег Алакананды и берег Гандаки. В должное время здесь проявится Божество Харихара и чудесная роща украсит это место. Посмотри, на западном берегу Алакананды находится Каши. Там шиваиты и шакты стремятся достичь освобождения. Харихара-кшетра превосходит Варанаси (Каши). Здесь царствует великолепный Шива, играющий на барабане дамару» («Навадвипа-дхама-махатмья», Парикрама-канда, 8.13-16).

[2] «Шива всегда танцует здесь, воспевая: “Гаура! Гаура!” — и молится о том, чтобы его последователи обрели гаура-бхакти». («Навадвипа-дхама-махатмья», Парикрама-канда, 8.17).

[3] «Освобождение, которого достигают санньяси, практикуя в Каши гьяну на протяжении тысячи лет, не интересует преданных, танцующих с именем Шри Гауранги Махапрабху на устах. Они счастливы, наслаждаясь нектаром Имени Шри Гауры» («Навадвипа-дхама-махатмья», Парикрама-канда, 8.18-19).

[4] «Кто бы ни оставлял тело в этом месте, Господь Шива шепчет ему на ухо Имя Гауры, таким образом даруя освобождение» («Навадвипа-дхама-махатмья», Парикрама-канда, 8.20).

[5] «И потому эта святая обитель также известна как Маха-Варанаси. Живые существа здесь могут не бояться смерти [принимая во внимание, что они непременно достигнут трансцендентной обители, услышав чистое Имя Шри Гауры из уст Господа Шивы]» («Навадвипа-дхама-махатмья», Парикрама-канда, 8.21).

[6] «Произнеся эти слова, Нитьянанда Прабху начал танцевать и молиться о том, чтобы Джива тоже обрел прему к Гаурахари. В это время, недоступный постороннему взору, Господь Шива, хозяин Кайласа, почтительно поклонился божественным стопам Нитьянанды Прабху» («Навадвипа-дхама-махатмья», Парикрама-канда, 8.22-23).

[7] «Господь Шива живет здесь вместе с Гаури Шри Парвати, постоянно повторяя имена Шри Гауранги. Благодаря этому исполняются все его желания» («Навадвипа-дхама-махатмья», Парикрама-канда, 8.24).

[8] «Навадвипа-дхама-махатмья», Парикрама-канда, 8.25.

← 7 мая 2011 года. Лекция Шрилы Авадхута Махараджа. Таиланд ·• Архив новостей •· День Ухода Шрилы Гурудева в Красноярске →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования