«Всевышний Шри Кришна Чайтанья» (часть 1). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Всевышний Шри Кришна Чайтанья
(часть 1)

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из десятого номера XXV тома за март 1928 года)

 

Всевышний Шри Кришна Чайтанья явил лилу Своего рождения в Шридхам Майяпуре на двадцать третий день месяца Пхалгун в 1407 году эры Шакабда (что соответствует 18 февраля 1486 года от Рождества Христова). Господь явился вечером с восходом луны. В этот момент произошло лунное затмение. Майяпур расположен в самом сердце древней Навадвипы на восточном берегу Ганги1. Это место сейчас можно опознать по нескольким отдельно стоящим холмам, избежавшим разрушения вместе с частью старого города, который исчез из-за изменения главного устья реки. Вершины этих холмов ныне увенчаны прекрасными храмами и другими величественными сооружениями, которые были возведены за последние пятьдесят лет стараниями искренних последователей Махапрабху. Шридхам Майяпур, несомненно, считается одной из самых священных тиртх. В любое время года тысячи паломников со всего света приходят увидеть место рождения Махапрабху Шри Чайтаньи. С каждым годом неизмеримо возрастает число преданных, празднующих приносящее всем благо явление Господа. Тем, кому посчастливилось хоть однажды посетить это священное место, проникается на всю жизнь тем глубочайшим впечатлением, что оставляет в душе трансцендентное влияние этой самой святой из всех тиртх.

Западная часть старой Навадвипы, которая сейчас кажется пустынной и безлюдной, во времена явления Махапрабху была одним из величайших центров нашей древней культуры. Воистину, это был город-университет, насчитывающий великое множество школ, учителя которых были сведущи во всех областях санскритского образования. Школы этих высокообразованных ведических профессоров были всегда переполнены ревностными студентами, приезжавшими со всех уголков страны и взамен на прибежище и наставления отвечавшими прилежным послушанием. Однако все эти профессора были ортодоксальными брахманами, которые с почтением относились лишь к благочестию, знатному происхождению и образованности. Все эти сведения мы находим в трудах, принадлежащих перу преданных Махапрабху того времени.

Сам Всевышний, Шри Кришна Чайтанья, явил лилу Своего рождения в почтенной брахманической семье Шри Майяпура. Его отец, Джаганнатха Мишра, был брахманом в подлинном смысле этого слова, одаренным глубочайшими познаниями в шастрах, строго следовавшем религиозным принципам в своем поведении и при этом крайне бедным. Матушка Махапрабху, Шри Шачидеви, была дочерью Ниламбара Чакраварти, величайшего астронома. Джаганнатх Мишра носил ученый титул «Пурандар». Шачидеви дала рождение восьми дочерям, но все они умерли еще в младенчестве. Горячо желая обрести наследника мужского пола, Джаганнатх Мишра поклонялся Вишну и молил Его о сыне. Отвечая на эти мольбы, Маха-Санкаршан Вайкунтхи низошел в этот мир, родившись девятым ребенком Пурандара Мишры, и получил имя Вишварупа, став старшим братом Шри Чайтаньи.

Так в Шридхам Майяпуре, самом сердце древней Навадвипы (города девяти островов), в полнолуние месяца Пхалгун, как новое проявление вечных игр Шри Кришны, явился Шри Чайтанья Чандра, безупречная Луна Навадвипы. Его лик был столь прекрасен, что даже луна на небесах ощутила стыд за свои пятна и скрылась под предлогом затмения. Явление Всевышнего сопровождалось повсеместным пением санкиртаны святых имен Господа Хари, в котором участвовали все горожане, выполняя предписанную религиозную практику во время затмения. Рождение Господа пришлось на очень благоприятный момент и прошло под влиянием созвездия Льва. Его дедушка по материнской линии, великий астроном Ниламбар Чакраварти, обнаружил все знаки маха-пуруши у новорожденного дитя. Подтверждением Его божественной природы был, кроме того, желтоватый цвет кожи младенца, а также необычайные обстоятельства, такие, например, как то, что Его можно было успокоить лишь воспеванием Святого Имени Господа Хари, за что малыш и получил имя Гаура-Хари. Также Ему дали имя Нимай по причине Его рождения под деревом ним после преждевременной смерти восьми дочерей.

Подробное описание детских развлечений Господа было с величайшей заботой представлено Его биографами. Все эти истории подтверждают то, что Шри Гаурасундар был в высшей степени озорным и неугомонным ребенком. Его быстрое развитие было отмечено яркими событиями. На церемонии наречения именем (когда ребенку предлагают выбрать одну из нескольких различных вещей, выявляя тем самым его предпочтения) Малыш выбрал «Шримад-Бхагаватам». Научившись ходить, Малыш выпрашивал у прохожих бананы и сладости и предлагал все это тем женщинам, которые пели Святое Имя Хари. Он периодически наведывался в дома Своих друзей и соседей, и, как только они отворачивались, выпивал их молоко, съедал творог и вареную пищу. Один раз Он начал есть землю, предпочтя ее рису и сладостям, которые предлагала Ему матушка, Шачидеви, изумив ее доводами о единой природе земли и конфет и утверждая, что сладости — это просто иное проявление земли. Однако Его матушка переубедила Его, объяснив, что, несмотря ни на что, различие между землей и сладостями вполне реально.

(продолжение следует) 

автор неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас

 


English

The Supreme Lord Shri Krishna-Chaitanya
(part 1)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 10, Vol. XXV, March 1928) 

 

THE Supreme Lord Shri Krishna Chaitanya manifested the lila of His birth in Shridham Mayapur on the 23rd day of the month of Falgun in the year 1407 of the Shaka Era corresponding to February 1486 A. D. The Lord was born in the evening with the rise of the full-moon which was then in eclipse. Mayapur is situated in the heart of old Navadwip on the eastern bank of the Ganges2. It is now represented by a few isolated mounds that have escaped the destruction that over-look this part of the old town by the shifting of the bed of the river. The summits of these mounds are now crowned by a number of beautiful shrines and other edifices that have been erected within the last fifty years by the piety of the followers of Mahaprabhu. Shridham Mayapur undoubtedly constitutes one of the holiest of tirthas. Thither flock at all time of the year thousands of pilgrims from all parts for a sight of the birth-site of Mahaprabhu Shri Chaitanya. An ever-growing multitude of devotees join in the devotional functions on the day of the anniversary of the advent of the Lord. Those who have had the good fortune of once visiting the place can never shake off the profound impression that is made on the spirit by the palpable transcendence of this holiest of the holy tirthas.

But the eastern part of old Navadwip, although it is now so solitary and rural, was at the time of Mahaprabhu’s advent the greatest centre of our ancient culture. It was a vast University town full of the chatuspathis of a very large number of the most eminent pandits versed in all branches of Sanskrit learning. The schools of these learned Professors were thronged by an eager crowd of inquisitive students from all parts of the country who found shelter and instruction under their roofs in return for loyal submission to their teachers. These Professors were all of them orthodox Brahmans who were universally respected for their learning, piety and high birth. These particulars are found in contemporary works from the pens of the followers of Mahaprabhu.

The Supreme Lord Shri Krishna Chaitanya made His appearance in a cultured Brahman family of Shri Mayapur. His father Jagannath Mishra was a Brahman in the real sense being a gifted scholar deeply versed in the Shastras, profoundly religious in conduct and extremely poor. Mahaprabhu’s mother, Shri Shachidevi, was the daughter of Nilambar Chakravarty who was a great astronomer. Jagannath Mishra bore the scholar’s title of ‘Purandar’ Shachidevi gave birth to eight daughters all of whom died in their infancy. Feeling the want of a male child Jagannath Mishra worshipped Vishnu to be blessed with a son. Mahasamkarshan of Vaikuntha was thereby drawn into this world being born as the ninth issue of Purandar Mishra and bore the name of Vishwarup, the elder brother of Shri Chaitanya.

At Shridham Mayapur in the heart of old Nabadwip — the city of nine islands, on the full moon eve of the month of Falgun — the glorious eve of new spring immemorially consecrated to the swing-pastimes of Shri Krishna — was born Shri Chaitanya Chandra, the spotless Moon of Nabadvip, at Whose advent the spotted moon hid her face in shame under the veil of eclipse. The birth of the Supreme Lord was ushered in by a universal chant of the samkirtan of the Name of Hari uttered by all the people of the great city as is the custom at the time of an eclipse. The Lord was born at the most auspicious moment and in the first ascendant of Leo. His maternal grandfather, the great astronomer Nilambar Chakravarti, on calculation discovered all the signs of the mahapurusha in the newly born child. The yellow complexion of the infant joined to the extraordinary circumstance that He could be quieted white crying only by the chanting of the Name of Hari led the matrons to name the Boy ‘Gaur-Hari’, — and also ‘Nimai’ for the reason that He was born under a nim tree and after the pre-mature end of eight successive daughters.

The minutest details of the incidents of the infancy of the Lord have been preserved with the most loving care by His early biographers. By all accounts Shri Gaur Sundar proved to be a more than ordinarily restless child. His precocity was not less marked. At the ceremony of naming the Baby when diverse objects were held out to Him to ascertain His predilection the Boy as tonished everybody by grasping the Shrimad-Bhagabatam. When He could crawl on His knees the Lord horrified everybody by catching hold of a snake and lying quietly on its coils. As He learnt to walk the Boy by begging from passers-by procured plantain, sweet-meats, etc. and offered them to those ladies who chanted the Name of Hari. He systematically raided the houses of friends and neighbors and ate up their curd, milk, cooked food etc. behind their backs. On one occasion He began to eat earth preferring it to fried rice and sweet-meats brought for Him by Shachidevi, arguing that there could be no difference between the two as the last were also transformations of the earth but desisted on being convinced by His mother that the difference was nevertheless real.

(to be continued)

The author is unknown

 


1 Топография города Навадвипа во времена Махапрабху была скрупулезно описана в нескольких старинных аутентичных вайшнавских трудах. В настоящее время это место опознано благодаря все еще существующему захоронению Чханда Кази, современника Махапрабху и губернатора Навадвипы под правлением Алауддин Сайед Хуссейн Шаха, независимого императора Бенгалии. Это место с большим холмом и водоемом, расположенными неподалеку от гробницы Чханда Кази, до сих пор носит имя Буллала Сэна (знаменитого седьмого царя Бенгалии, который перенес свою столицу из Малдаха в древнюю Гаудпур Навадвипу). Современный город Навадвипа расположен на острове Кулия, являющимся одним из девяти островов «города девяти островов» на западном берегу реки. Название «Навадвипа» применимо исключительно к этой части старого города, которая впоследствии была затоплена Гангой, отклонившейся от своего обычного русла и образовавшей несколько различных рукавов.

2 The topography of the town of Navadwip of the time of Mahaprabhu is minutely described in several old authentic works of Vaishnava authors. The site is at present identified with the help of the tomb of Chand Kazi, still existing, who was a contemporary of Mahaprabhu and the fouzdar of Navadwip under Alauddin Syyed Hussain Shah, independent King of Bengal. A big mound and a spacious tank, neither of them being far from the tomb of Chand Kazi, still bear the historical name of Bullal Sen, the most famous of the Sen Kings of Bengal who removed their capital from Maldah to old Gaudpur Navadwip. The modern town of Navadwip occupying the site of the island of Kulia which was one of the nine islands comprised within 'the city of the nine islands' is situated on the west bank of the river. The name Navadwip came to be applied exclusively to this part of the old city after the latter was practically washed away by the Ganges which in this place has a particularly irregular and shifting course consisting of several different channels.




←  «Хранители исключительной линии». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 20 августа 2009 года. Лондон, Великобритания | “Guardians of the Exclusive Line.” Srila B. S. Goswami Maharaj. August 20, 2009. London, UK ·• Архив новостей •· Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 7 мая 2011 года. Чиангмай, Таиланд  →
Russian

Всевышний Шри Кришна Чайтанья
(часть 1)

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из десятого номера XXV тома за март 1928 года)

 

Всевышний Шри Кришна Чайтанья явил лилу Своего рождения в Шридхам Майяпуре на двадцать третий день месяца Пхалгун в 1407 году эры Шакабда (что соответствует 18 февраля 1486 года от Рождества Христова). Господь явился вечером с восходом луны. В этот момент произошло лунное затмение. Майяпур расположен в самом сердце древней Навадвипы на восточном берегу Ганги1. Это место сейчас можно опознать по нескольким отдельно стоящим холмам, избежавшим разрушения вместе с частью старого города, который исчез из-за изменения главного устья реки. Вершины этих холмов ныне увенчаны прекрасными храмами и другими величественными сооружениями, которые были возведены за последние пятьдесят лет стараниями искренних последователей Махапрабху. Шридхам Майяпур, несомненно, считается одной из самых священных тиртх. В любое время года тысячи паломников со всего света приходят увидеть место рождения Махапрабху Шри Чайтаньи. С каждым годом неизмеримо возрастает число преданных, празднующих приносящее всем благо явление Господа. Тем, кому посчастливилось хоть однажды посетить это священное место, проникается на всю жизнь тем глубочайшим впечатлением, что оставляет в душе трансцендентное влияние этой самой святой из всех тиртх.

Западная часть старой Навадвипы, которая сейчас кажется пустынной и безлюдной, во времена явления Махапрабху была одним из величайших центров нашей древней культуры. Воистину, это был город-университет, насчитывающий великое множество школ, учителя которых были сведущи во всех областях санскритского образования. Школы этих высокообразованных ведических профессоров были всегда переполнены ревностными студентами, приезжавшими со всех уголков страны и взамен на прибежище и наставления отвечавшими прилежным послушанием. Однако все эти профессора были ортодоксальными брахманами, которые с почтением относились лишь к благочестию, знатному происхождению и образованности. Все эти сведения мы находим в трудах, принадлежащих перу преданных Махапрабху того времени.

Сам Всевышний, Шри Кришна Чайтанья, явил лилу Своего рождения в почтенной брахманической семье Шри Майяпура. Его отец, Джаганнатха Мишра, был брахманом в подлинном смысле этого слова, одаренным глубочайшими познаниями в шастрах, строго следовавшем религиозным принципам в своем поведении и при этом крайне бедным. Матушка Махапрабху, Шри Шачидеви, была дочерью Ниламбара Чакраварти, величайшего астронома. Джаганнатх Мишра носил ученый титул «Пурандар». Шачидеви дала рождение восьми дочерям, но все они умерли еще в младенчестве. Горячо желая обрести наследника мужского пола, Джаганнатх Мишра поклонялся Вишну и молил Его о сыне. Отвечая на эти мольбы, Маха-Санкаршан Вайкунтхи низошел в этот мир, родившись девятым ребенком Пурандара Мишры, и получил имя Вишварупа, став старшим братом Шри Чайтаньи.

Так в Шридхам Майяпуре, самом сердце древней Навадвипы (города девяти островов), в полнолуние месяца Пхалгун, как новое проявление вечных игр Шри Кришны, явился Шри Чайтанья Чандра, безупречная Луна Навадвипы. Его лик был столь прекрасен, что даже луна на небесах ощутила стыд за свои пятна и скрылась под предлогом затмения. Явление Всевышнего сопровождалось повсеместным пением санкиртаны святых имен Господа Хари, в котором участвовали все горожане, выполняя предписанную религиозную практику во время затмения. Рождение Господа пришлось на очень благоприятный момент и прошло под влиянием созвездия Льва. Его дедушка по материнской линии, великий астроном Ниламбар Чакраварти, обнаружил все знаки маха-пуруши у новорожденного дитя. Подтверждением Его божественной природы был, кроме того, желтоватый цвет кожи младенца, а также необычайные обстоятельства, такие, например, как то, что Его можно было успокоить лишь воспеванием Святого Имени Господа Хари, за что малыш и получил имя Гаура-Хари. Также Ему дали имя Нимай по причине Его рождения под деревом ним после преждевременной смерти восьми дочерей.

Подробное описание детских развлечений Господа было с величайшей заботой представлено Его биографами. Все эти истории подтверждают то, что Шри Гаурасундар был в высшей степени озорным и неугомонным ребенком. Его быстрое развитие было отмечено яркими событиями. На церемонии наречения именем (когда ребенку предлагают выбрать одну из нескольких различных вещей, выявляя тем самым его предпочтения) Малыш выбрал «Шримад-Бхагаватам». Научившись ходить, Малыш выпрашивал у прохожих бананы и сладости и предлагал все это тем женщинам, которые пели Святое Имя Хари. Он периодически наведывался в дома Своих друзей и соседей, и, как только они отворачивались, выпивал их молоко, съедал творог и вареную пищу. Один раз Он начал есть землю, предпочтя ее рису и сладостям, которые предлагала Ему матушка, Шачидеви, изумив ее доводами о единой природе земли и конфет и утверждая, что сладости – это просто иное проявление земли. Однако Его матушка переубедила Его, объяснив, что, несмотря ни на что, различие между землей и сладостями вполне реально.

(продолжение следует) 

автор неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас

 


English

The Supreme Lord Shri Krishna-Chaitanya
(part 1)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 10, Vol. XXV, March 1928) 

 

THE Supreme Lord Shri Krishna Chaitanya manifested the lila of His birth in Shridham Mayapur on the 23rd day of the month of Falgun in the year 1407 of the Shaka Era corresponding to February 1486 A. D. The Lord was born in the evening with the rise of the full-moon which was then in eclipse. Mayapur is situated in the heart of old Navadwip on the eastern bank of the Ganges2. It is now represented by a few isolated mounds that have escaped the destruction that over-look this part of the old town by the shifting of the bed of the river. The summits of these mounds are now crowned by a number of beautiful shrines and other edifices that have been erected within the last fifty years by the piety of the followers of Mahaprabhu. Shridham Mayapur undoubtedly constitutes one of the holiest of tirthas. Thither flock at all time of the year thousands of pilgrims from all parts for a sight of the birth-site of Mahaprabhu Shri Chaitanya. An ever-growing multitude of devotees join in the devotional functions on the day of the anniversary of the advent of the Lord. Those who have had the good fortune of once visiting the place can never shake off the profound impression that is made on the spirit by the palpable transcendence of this holiest of the holy tirthas.

But the eastern part of old Navadwip, although it is now so solitary and rural, was at the time of Mahaprabhu’s advent the greatest centre of our ancient culture. It was a vast University town full of the chatuspathis of a very large number of the most eminent pandits versed in all branches of Sanskrit learning. The schools of these learned Professors were thronged by an eager crowd of inquisitive students from all parts of the country who found shelter and instruction under their roofs in return for loyal submission to their teachers. These Professors were all of them orthodox Brahmans who were universally respected for their learning, piety and high birth. These particulars are found in contemporary works from the pens of the followers of Mahaprabhu.

The Supreme Lord Shri Krishna Chaitanya made His appearance in a cultured Brahman family of Shri Mayapur. His father Jagannath Mishra was a Brahman in the real sense being a gifted scholar deeply versed in the Shastras, profoundly religious in conduct and extremely poor. Mahaprabhu’s mother, Shri Shachidevi, was the daughter of Nilambar Chakravarty who was a great astronomer. Jagannath Mishra bore the scholar’s title of ‘Purandar’ Shachidevi gave birth to eight daughters all of whom died in their infancy. Feeling the want of a male child Jagannath Mishra worshipped Vishnu to be blessed with a son. Mahasamkarshan of Vaikuntha was thereby drawn into this world being born as the ninth issue of Purandar Mishra and bore the name of Vishwarup, the elder brother of Shri Chaitanya.

At Shridham Mayapur in the heart of old Nabadwip — the city of nine islands, on the full moon eve of the month of Falgun — the glorious eve of new spring immemorially consecrated to the swing-pastimes of Shri Krishna — was born Shri Chaitanya Chandra, the spotless Moon of Nabadvip, at Whose advent the spotted moon hid her face in shame under the veil of eclipse. The birth of the Supreme Lord was ushered in by a universal chant of the samkirtan of the Name of Hari uttered by all the people of the great city as is the custom at the time of an eclipse. The Lord was born at the most auspicious moment and in the first ascendant of Leo. His maternal grandfather, the great astronomer Nilambar Chakravarti, on calculation discovered all the signs of the mahapurusha in the newly born child. The yellow complexion of the infant joined to the extraordinary circumstance that He could be quieted white crying only by the chanting of the Name of Hari led the matrons to name the Boy ‘Gaur-Hari’, — and also ‘Nimai’ for the reason that He was born under a nim tree and after the pre-mature end of eight successive daughters.

The minutest details of the incidents of the infancy of the Lord have been preserved with the most loving care by His early biographers. By all accounts Shri Gaur Sundar proved to be a more than ordinarily restless child. His precocity was not less marked. At the ceremony of naming the Baby when diverse objects were held out to Him to ascertain His predilection the Boy as tonished everybody by grasping the Shrimad-Bhagabatam. When He could crawl on His knees the Lord horrified everybody by catching hold of a snake and lying quietly on its coils. As He learnt to walk the Boy by begging from passers-by procured plantain, sweet-meats, etc. and offered them to those ladies who chanted the Name of Hari. He systematically raided the houses of friends and neighbors and ate up their curd, milk, cooked food etc. behind their backs. On one occasion He began to eat earth preferring it to fried rice and sweet-meats brought for Him by Shachidevi, arguing that there could be no difference between the two as the last were also transformations of the earth but desisted on being convinced by His mother that the difference was nevertheless real.

(to be continued)

The author is unknown

 


1 Топография города Навадвипа во времена Махапрабху была скрупулезно описана в нескольких старинных аутентичных вайшнавских трудах. В настоящее время это место опознано благодаря все еще существующему захоронению Чханда Кази, современника Махапрабху и губернатора Навадвипы под правлением Алауддин Сайед Хуссейн Шаха, независимого императора Бенгалии. Это место с большим холмом и водоемом, расположенными неподалеку от гробницы Чханда Кази, до сих пор носит имя Буллала Сэна (знаменитого седьмого царя Бенгалии, который перенес свою столицу из Малдаха в древнюю Гаудпур Навадвипу). Современный город Навадвипа расположен на острове Кулия, являющимся одним из девяти островов «города девяти островов» на западном берегу реки. Название «Навадвипа» применимо исключительно к этой части старого города, которая впоследствии была затоплена Гангой, отклонившейся от своего обычного русла и образовавшей несколько различных рукавов.

2 The topography of the town of Navadwip of the time of Mahaprabhu is minutely described in several old authentic works of Vaishnava authors. The site is at present identified with the help of the tomb of Chand Kazi, still existing, who was a contemporary of Mahaprabhu and the fouzdar of Navadwip under Alauddin Syyed Hussain Shah, independent King of Bengal. A big mound and a spacious tank, neither of them being far from the tomb of Chand Kazi, still bear the historical name of Bullal Sen, the most famous of the Sen Kings of Bengal who removed their capital from Maldah to old Gaudpur Navadwip. The modern town of Navadwip occupying the site of the island of Kulia which was one of the nine islands comprised within 'the city of the nine islands' is situated on the west bank of the river. The name Navadwip came to be applied exclusively to this part of the old city after the latter was practically washed away by the Ganges which in this place has a particularly irregular and shifting course consisting of several different channels.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования