«Варнашрама-дхарма и бхагавата-дхарма». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 7 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 7.66M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Варнашрама-дхарма и бхагавата-дхарма

(7 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Брахманы являются главой, ниже их — кшатрии, сословие царей, правителей, организаторов, администраторов, воинов, власть имущих. Брахманическое сословие — ученые, носители духовного знания. Ниже их стоят кшатрии, правители. В Индии прежде традиция была такой, что где бы кшатрий ни встречал брамина, он предлагал ему почтение и что-то ему давал, пожертвование. Вайшья, богатый, состоятельный человек — где бы он ни встретил брамина, он давал ему что-то, какое-то пожертвование, выказывал ему почтение и давал какие-то ценности, почитая его положение.

#00:01:27#

Духовное богатство — ему отдается предпочтение, его почитают выше материального богатства. Таким образом, на вершине — духовное богатство, затем власть, затем материальное богатство и затем простой, физический труд. Четыре класса, четыре сословия. Представители последнего, четвертого, класса работают руками. В армии то же самое: есть пехота, есть различные роды войск, а в современной армии — танки, ракеты, морские пехотинцы. Разделение.

#00:02:26#

Речь идет о движении, походе от тьмы к свету, от невежества к знанию, от материи к духу. Движение целого [имеется в виду движение общества, нации — прим. переводчика]. Брамины — это те, кто культивирует духовное, духовную истину. Они идут во главе этого похода, возглавляют эту кампанию. За их спинами идут обладатели власти, силы. В третьем ряду находятся те, кто собирают деньги, материальные средства, ценности: еда, одежда, провиант. И в четвертом ряду — те, кто способны работать физически, они делаю то, что необходимо, наемные работники. Таким образом, варнашрама: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Нация, то есть общество в целом, движется к духовному свету.

Харе Кришна!

#00:04:00#

Это дхарма-санатана, в Гите мы находим: такое устройство вечно благотворно, санатана.

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣
тасйа карта̄рам апи ма̄м̇
виддхй акарта̄рам авйайам[1]

#00:04:35#

Брахман — это не вопрос рождения, но вопрос внутренней способности, внутренней заслуги, достоинства, внутренней квалификации. Но бхагавата-дхарма — это нечто другое, нечто иное. Бхагавата-дхарма обладает такой характеристикой: где бы ты ни был, кем бы ты ни был — шудрой или кем-то другим, — независимо от твоего социального положения, статуса [можно достичь высшей цели жизни]. Речь идет о непосредственном принятии вайшнавизма, прямом. Только лишь сукрити, шраддха, садху-санга.

#00:05:27#

Вышеописанная варнашрама (ведическая варнашрама) — это движение масс. Но бхагавата-дхарма… Речь идет о том, что если у кого-то есть вера, есть нежность, благодаря заслугам его прошлой жизни (служению вайшнавам), то с помощью садху-санги он может идти прямо к Вайкунтхе или Голоке, минуя стадию варнашрама-дхармы. Это бхагавата-дхарма. Махапрабху говорит: «Я не брамин, не кшатрий, не вайшья, не шудра. Я также не санньяси, не ванапрастха, не грихастха, не брахмачари. Я слуга слуга слуги слуги Господа»:

#00:06:17#

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣[2]

Особая группа. Они руководимы особым принципом. Где бы ты ни был, необходимо обрести эту связующую нить любви, нежности к Господу. И можно начать движение, обретя эту связь. Бхагават-дхарма — путь преданности, на котором отвергаются карма, гьяна, йога и все остальное. Брамины, йоги, карми — все эти явления несовершенны, неполны, они лишь идут в направлении цели. Но тот, кто особо квалифицирован, может примкнуть к школе «Бхагаватам». Лишь посредством преданности каждый квалифицирован, если у него есть своего рода определенная нежность, некое чувство к Господу. Это может быть женщина, мужчина, зверь, дерево также. Он может обрести благо. Любой. Несознательно.

#00:08:01#

Кто-то стал деревом в результате своей прошлой кармы, но если некое чувство рождается в сердце этого живого существа в теле дерева — этого достаточно. Речь идет о влечении, отсутствии расчета, стремления к положению. Они просто привлечены, они испытывают влечение, они не знают, почему они испытывают влечение. Это безусловное влечение, вера, просто вера. Такого рода влечение — через предание, отдание себя. Отдание себя должно присутствовать. Вера, только лишь вера, посредством веры.

#00:09:11#

Система варнашрамы — это для массы. Определенный расчет присутствует в таком обществе. Это общий поход, кампания общего характера. Они также представляют собой единое целое, группу, но это движение невежественно, лишено знания, и варнашрама благотворна для этого похода. Наш Прабхупада Гуру Махарадж пытался организовать дайва-варнашраму, не телесную варнашраму. Не чатурварна-варнашрама, но ниргуна-варнашрама. Не сагуна-варнашрама, но ниргуна-варнашрама — прямое обращение, прямой подход.

#00:10:36#

В рамках этого божественного общества также есть классификация, деление. Оно необходимо для того, чтобы спасти людей от сахаджиизма, от имитации. Поэтому Гуру Махарадж представил новую форму варнашрамы — дайва-варнашрама, божественное общество, чтобы собрать вместе преданных схожей природы и организовать их, группировать их тем или иным образом. Проповедники — это брамины. Есть также технические работники, инженеры, администраторы. Все они получают прямое, непосредственное сукрити в связи с Господом, минуя Вираджу, Вайкунтху. Непосредственно к Кришне, прямой поход. Прямой поход, прямой марш, особая организация.

#00:11:47#

Особый поезд, который не останавливается на промежуточных станциях — нечто в этом роде. Он хотел представить такое явление — дайва-варнашраму. Необходимо превзойти стандарт брахманизма, а иначе мы станем сахаджиями — с такой мыслью Прабхупада Сарасвати Тхакур организовал эту систему. Мы должны понять и почувствовать это внутри своего существа. Все должно быть занято, задействовано в служении — такой идеал должен присутствовать, жить в нас. В качестве браминов мы получаем священный шнур, но речь не идет только о внешней форме. Мундир не делает человека солдатом, один лишь мундир: человек должен действовать в духе солдата, поступать соответственно этому мундиру. Если человек не сражается, а просто носит мундир, то этого недостаточно. Таким образом.

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

Это нечто более внутреннее. Бхаргава Прабху, что ты думаешь?

Бхаргава Прабху: Да.

#00:13:56#

Шрила Шридхар Махарадж: Варнашрама- и бхагавата-дхарма. Рамананда-самвада начинается с варнашрамы, затем карма-мишра, затем гьяна-мишра-бхакти. Махапрабху говорит: «Эхо ба̄хйа — это поверхностно, это поверхностно». И наконец — гьяна-шунья-бхакти, вера, независимая от энергии знания. Вера, влечение к Кришне. «Да, реальное явление начинается здесь», — сказал Махапрабху. Ни йога, ни гьяна, ни карма — все [перечисленное] имеет более материальный, менее духовный характер. Но Махапрабху сказал: гьяна-шунья-бхакти — это начало шуддха-бхакти, не смешанное с величием, с ученостью, талантами в области финансов — ничего подобного. Чистая преданность.

#00:15:27#

Здесь начинается гьяна-шунья, слепая вера — нечто в этом роде. Конечно, не «слепая» в дурном смысле этого слова, но вера, независимая от знания, учености, богатства. В этой точке, в этом моменте Махапрабху признал это явление: чистая преданность. «Иди дальше!» До этого — карма-мишра, гьяна-мишра — Он говорил: «Эхо ба̄хйа — это поверхностно. Иди глубже, иди глубже». И наконец — чистая преданность. «Да, да. Мы не можем избежать, все остальное поверхностно». Начиная с этого момента, Он сказал: «Да, вот оно. А теперь иди дальше».

Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редакторы: Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



1  «Разделив людей согласно их качествам (гунам) и роду занятий (карме), Я создал общество, состоящее из четырех сословий (варн). Несмотря на то, что Я создатель этой системы, знай Меня как бездействующего и неизменного» (Бхагавад-гита, 4.13).

2  «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Падьявали», 74; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).




←  «Мгновения прекрасной реальности» (часть 8)Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1982 год. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Прощение — ваш жизненный выбор». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 8.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Варнашрама-дхарма и бхагавата-дхарма

(7 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Брахманы являются главой, ниже их — кшатрии, сословие царей, правителей, организаторов, администраторов, воинов, власть имущих. Брахманическое сословие — ученые, носители духовного знания. Ниже их стоят кшатрии, правители. В Индии прежде традиция была такой, что где бы кшатрий ни встречал брамина, он предлагал ему почтение и что-то ему давал, пожертвование. Вайшья, богатый, состоятельный человек — где бы он ни встретил брамина, он давал ему что-то, какое-то пожертвование, выказывал ему почтение и давал какие-то ценности, почитая его положение.

#00:01:27#

Духовное богатство — ему отдается предпочтение, его почитают выше материального богатства. Таким образом, на вершине — духовное богатство, затем власть, затем материальное богатство и затем простой, физический труд. Четыре класса, четыре сословия. Представители последнего, четвертого, класса работают руками. В армии то же самое: есть пехота, есть различные роды войск, а в современной армии — танки, ракеты, морские пехотинцы. Разделение.

#00:02:26#

Речь идет о движении, походе от тьмы к свету, от невежества к знанию, от материи к духу. Движение целого [имеется в виду движение общества, нации — прим. переводчика]. Брамины — это те, кто культивирует духовное, духовную истину. Они идут во главе этого похода, возглавляют эту кампанию. За их спинами идут обладатели власти, силы. В третьем ряду находятся те, кто собирают деньги, материальные средства, ценности: еда, одежда, провиант. И в четвертом ряду — те, кто способны работать физически, они делаю то, что необходимо, наемные работники. Таким образом, варнашрама: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Нация, то есть общество в целом, движется к духовному свету.

Харе Кришна!

#00:04:00#

Это дхарма-санатана, в Гите мы находим: такое устройство вечно благотворно, санатана.

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣
тасйа карта̄рам апи ма̄м̇
виддхй акарта̄рам авйайам[1]

#00:04:35#

Брахман — это не вопрос рождения, но вопрос внутренней способности, внутренней заслуги, достоинства, внутренней квалификации. Но бхагавата-дхарма — это нечто другое, нечто иное. Бхагавата-дхарма обладает такой характеристикой: где бы ты ни был, кем бы ты ни был — шудрой или кем-то другим, — независимо от твоего социального положения, статуса [можно достичь высшей цели жизни]. Речь идет о непосредственном принятии вайшнавизма, прямом. Только лишь сукрити, шраддха, садху-санга.

#00:05:27#

Вышеописанная варнашрама (ведическая варнашрама) — это движение масс. Но бхагавата-дхарма… Речь идет о том, что если у кого-то есть вера, есть нежность, благодаря заслугам его прошлой жизни (служению вайшнавам), то с помощью садху-санги он может идти прямо к Вайкунтхе или Голоке, минуя стадию варнашрама-дхармы. Это бхагавата-дхарма. Махапрабху говорит: «Я не брамин, не кшатрий, не вайшья, не шудра. Я также не санньяси, не ванапрастха, не грихастха, не брахмачари. Я слуга слуга слуги слуги Господа»:

#00:06:17#

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣[2]

Особая группа. Они руководимы особым принципом. Где бы ты ни был, необходимо обрести эту связующую нить любви, нежности к Господу. И можно начать движение, обретя эту связь. Бхагават-дхарма — путь преданности, на котором отвергаются карма, гьяна, йога и все остальное. Брамины, йоги, карми — все эти явления несовершенны, неполны, они лишь идут в направлении цели. Но тот, кто особо квалифицирован, может примкнуть к школе «Бхагаватам». Лишь посредством преданности каждый квалифицирован, если у него есть своего рода определенная нежность, некое чувство к Господу. Это может быть женщина, мужчина, зверь, дерево также. Он может обрести благо. Любой. Несознательно.

#00:08:01#

Кто-то стал деревом в результате своей прошлой кармы, но если некое чувство рождается в сердце этого живого существа в теле дерева — этого достаточно. Речь идет о влечении, отсутствии расчета, стремления к положению. Они просто привлечены, они испытывают влечение, они не знают, почему они испытывают влечение. Это безусловное влечение, вера, просто вера. Такого рода влечение — через предание, отдание себя. Отдание себя должно присутствовать. Вера, только лишь вера, посредством веры.

#00:09:11#

Система варнашрамы — это для массы. Определенный расчет присутствует в таком обществе. Это общий поход, кампания общего характера. Они также представляют собой единое целое, группу, но это движение невежественно, лишено знания, и варнашрама благотворна для этого похода. Наш Прабхупада Гуру Махарадж пытался организовать дайва-варнашраму, не телесную варнашраму. Не чатурварна-варнашрама, но ниргуна-варнашрама. Не сагуна-варнашрама, но ниргуна-варнашрама — прямое обращение, прямой подход.

#00:10:36#

В рамках этого божественного общества также есть классификация, деление. Оно необходимо для того, чтобы спасти людей от сахаджиизма, от имитации. Поэтому Гуру Махарадж представил новую форму варнашрамы — дайва-варнашрама, божественное общество, чтобы собрать вместе преданных схожей природы и организовать их, группировать их тем или иным образом. Проповедники — это брамины. Есть также технические работники, инженеры, администраторы. Все они получают прямое, непосредственное сукрити в связи с Господом, минуя Вираджу, Вайкунтху. Непосредственно к Кришне, прямой поход. Прямой поход, прямой марш, особая организация.

#00:11:47#

Особый поезд, который не останавливается на промежуточных станциях — нечто в этом роде. Он хотел представить такое явление — дайва-варнашраму. Необходимо превзойти стандарт брахманизма, а иначе мы станем сахаджиями — с такой мыслью Прабхупада Сарасвати Тхакур организовал эту систему. Мы должны понять и почувствовать это внутри своего существа. Все должно быть занято, задействовано в служении — такой идеал должен присутствовать, жить в нас. В качестве браминов мы получаем священный шнур, но речь не идет только о внешней форме. Мундир не делает человека солдатом, один лишь мундир: человек должен действовать в духе солдата, поступать соответственно этому мундиру. Если человек не сражается, а просто носит мундир, то этого недостаточно. Таким образом.

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

Это нечто более внутреннее. Бхаргава Прабху, что ты думаешь?

Бхаргава Прабху: Да.

#00:13:56#

Шрила Шридхар Махарадж: Варнашрама- и бхагавата-дхарма. Рамананда-самвада начинается с варнашрамы, затем карма-мишра, затем гьяна-мишра-бхакти. Махапрабху говорит: «Эхо ба̄хйа — это поверхностно, это поверхностно». И наконец — гьяна-шунья-бхакти, вера, независимая от энергии знания. Вера, влечение к Кришне. «Да, реальное явление начинается здесь», — сказал Махапрабху. Ни йога, ни гьяна, ни карма — все [перечисленное] имеет более материальный, менее духовный характер. Но Махапрабху сказал: гьяна-шунья-бхакти — это начало шуддха-бхакти, не смешанное с величием, с ученостью, талантами в области финансов — ничего подобного. Чистая преданность.

#00:15:27#

Здесь начинается гьяна-шунья, слепая вера — нечто в этом роде. Конечно, не «слепая» в дурном смысле этого слова, но вера, независимая от знания, учености, богатства. В этой точке, в этом моменте Махапрабху признал это явление: чистая преданность. «Иди дальше!» До этого — карма-мишра, гьяна-мишра — Он говорил: «Эхо ба̄хйа — это поверхностно. Иди глубже, иди глубже». И наконец — чистая преданность. «Да, да. Мы не можем избежать, все остальное поверхностно». Начиная с этого момента, Он сказал: «Да, вот оно. А теперь иди дальше».

Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редакторы: Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



[1] «Разделив людей согласно их качествам (гунам) и роду занятий (карме), Я создал общество, состоящее из четырех сословий (варн). Несмотря на то, что Я создатель этой системы, знай Меня как бездействующего и неизменного» (Бхагавад-гита, 4.13).

[2] «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Падьявали», 74; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования