«Божественная милость Нитьянанды Прабху спасает самых падших». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 19 февраля 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург
скачать (формат MP4, 31.36M)
Скачать звук (MP3)
Russian
Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Божественная милость Нитьянанды Прабху
спасает самых падших
(19 февраля 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Трудное решение Хадая Пандита
Нитьянанда Прабху до тринадцати лет пребывал в Экачакре. Но пришло время, когда один преданный, санньяси, странствующий монах, остановился на несколько дней у Хадая Пандита. Хадай Пандит был очень счастлив служить ему, увидев в нем чистого преданного Кришны. Они беседовали день и ночь о Кришне, Балараме, о трансцендентном.
Когда странник собрался уходить, Хадай обратился к нему: «Что я могу пожертвовать тебе? Что тебе нужно?», и санньяси сказал ему: «В этом мире меня ничто не затрагивает, нет ничего в нем, к чему бы я стремился. Я лишен желаний или нежеланий. Но, беседуя с тобой и видя твоего трансцендентного сына, во мне родилось глубокое желание: мог бы ты отпустить Его со мной? За то короткое время, что я был здесь, я привязался к этой трансцендентной личности и чувствую, что Он станет самым лучшим спутником для меня, лучшим проводником в мир бессмертия».
Хадая Пандита это шокировало, но он был величайшим преданным, знал, что не мог отказать, хотя и не мог согласиться. Он обратился к своей жене, чтобы посоветоваться, а она ему ответила: «Я приму любое твое решение». Хадай Пандит долго не мог найти в себе сил, но в конечном итоге сказал этому страннику: «Хорошо, я знаю, что для моего сына это будет самым лучшим: с такой святой личностью, как ты, обойти святые места».
Божественная разлука
Что такое любовь? Чистая любовь лишена примеси эгоизма.
Итак, Хадай Пандит отпускает Нитьянанду Прабху, и Нитьянанда уходит. В «Чайтанья Бхагавате» сказано, что с этого дня сознание Хадая помутилось. О каком помутнении сознания говорится? Материальное сознание всегда противостоит трансцендентному сознанию. Когда мы говорим: «Сознание помутилось», о каком сознании идет речь? Хадай сошел с ума, но с какого ума он сошел? Это не был ум души, он просто утратил всякую привязанность к материальному миру и в процессе своей медитации, постоянном памятовании о Нитьянанде Прабху, оставил тело за очень короткое время, несколько дней или недель. Он пережил глубочайшую разлуку со своим сыном в ватсалья-расе, расе отношений родителя.
Когда Кришна приходит в этот мир, у Него есть родители. Родители начинают переживать кришна-лилу и в конечном итоге, когда Кришна уходит, думают: «А был ли вообще Кришна моим сыном? Может быть, этого не было?» Деваки и Васудева думают: «Может быть, сына у нас и не было никогда?», а потом они говорят: «У нас точно никогда не было сына». Они произносят одну и ту же молитву: просят Кришну низойти, Кришна приходит как их сын, они обретают высшие переживания лилы, соприкосновения с Ним. Через какое-то время Кришна уходит, а они погружаются в ту глубокую разлуку, которая, словно магнит, притягивает Кришну обратно.
Любовь в разлуке
И также Хадай Пандит в какой-то момент, памятуя о Нитьянанде Прабху, понял, что у него не было сына, и ушел в вечную лилу, чтобы вернуть Его.
Поэтому Гурудев сказал [об Экачакре]: «Это не место Нитьянанды Прабху, это место Хадая Пандита. То, что там пережил Хадай Пандит, никто не в состоянии пережить в этом мире».
Любовь в разлуке настолько сильна, настолько совершенна! Когда Билвамангал Тхакур сказал проститутке: «Я хочу твоего тела. Я люблю тебя», она ответила: «Что любишь ты во мне? Кишки, испражнения, ногти, волосы, душу? Что ты любишь во мне? Пойми, то, что ты подразумеваешь под словом “любовь”, невозможно применить к этому телу! Если бы ты смог реализовать это и применить в отношении Кришны, если бы ты в Кришну так поверил, если бы ты совершил все эти аскезы ради Кришны, ты бы уже давно достиг Его».
Ценность Кришна-премы
Мы видим, что величайшие вайшнавы полностью отдаются этому поиску. Да, Кришну найти очень трудно: кришна-према судурлабха — любовь к Кришне очень редка. Сам Кришна говорит: «Я очень редко награждаю кришна-премой, но когда Я прихожу как Махапрабху, как Чайтанья, появляется некоторая надежда». Он говорит: «Даже боги этого мира — Брахма, Шива, Кувера и прочие — не в состоянии ее обрести». Хотя Кувера заведует всеми богатствами деватов, он считает, что кришна-према — самое ценное, то, чего нет даже в его сокровищнице.
Дар Нитьянанды Прабху
Нитьянанда Прабху явился, прошло время, Он провел Свои деяния, встретился с Чайтаньей Махапрабху, а затем оставил этот мир. Он проповедовал сознание Кришны по просьбе Махапрабху, но Его песня была: «Бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера на̄ма». Чайтанья Его попросил: «Проповедуй Харе Кришна», но Нитьянанда сказал: «Какое Харе Кришна Я могу проповедовать? Ты — это Харе Кришна! Ты — Кришна и Радхарани, поэтому Я буду проповедовать Гаурангу!» Он наводнил Бенгалию сознанием Гауранги.
«Гауранга! Гауранга!»
Когда я прочел эту историю, то был очень потрясен.
Мы первый раз приехали в девяностых годах на Грушинский фестиваль проповедовать, а Харе Кришна маха-мантру знают все. Но сказано, что имена Гауранги и Нитьянанды способны освободить даже оскорбителей. Харе Кришна маха-мантра открывается, если не совершаются оскорбления, но когда оскорбители вайшнавов оскорбляют Святое Имя — это очень плохо, но Нитай-Гауранга, Гаура-мантра, имя Гауранги вне оскорблений, его даже оскорбители могут слушать.
Когда я увидел пьяную массу людей, тогда понял, что мы будем следовать по стопам Нитьянанды Прабху — будем петь: «Бхаджа гауранга!..» Все пьяные ночью танцевали — «Гауранга! Гауранга!» — им очень нравилось это. Я не помню, что они кричали, но они подходили утром и спрашивали: «О, круто! Что поете? Что такое Гауранга, Нитай?» Проще, чем «Харе Кришна», «Харе Кришна» невозможно проговорить в пьяном состоянии. «Нитай-Гауранга» — очень просто, в особенности «Харибол!» им очень нравилось. И так они пели: «Харибол! Харибол!», и я помню, нас сначала было двое или трое, но через несколько минут вокруг нас наверно были тысячи человек, и мы шли с мридангами, с киртаном… Уже тысячи человек танцевали и пели: «Харибол! Харибол!» Это были незабываемые дни, мы ездили и проповедовали. Это самые лучшие дни в моей жизни! Я уверен, что подобные дни еще настанут, но тогда было немного другое состояние и можно было всю ночь петь и танцевать.
Я всегда вспоминаю об этом, потому что в писаниях сказано: «Кому нужна философия в Кали-югу? Кто может ее понять?» Философия — для философов. Но само соприкосновение с преданными гораздо выше, чем умственные переживания.
Милость Нитьянанды Прабху
Итак, Нитьянанда Прабху пел: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера на̄ма — «Воспевайте Гаурангу, поклоняйтесь Гауранге!» Его цель жизни была только одна — воспеть Гаурангу, и никто не был застрахован от Его милости. Если Махапрабху играл роль санньяси, совершенной личности, то Нитьянанда Прабху проповедовал в питейных заведениях, беседовал с проститутками — любые типы людей для Него были пригодны. Если Чайтанья Махапрабху следовал правилам Вед, то Нитьянанда Прабху ничему не следовал. Никто не знал, то ли Он санньяси, то ли брахмачари.
Однажды Махапрабху пожаловались: «У твоего Шрипада больше золотых колец на пальцах, чем у миллионера». (Нитьянанда Прабху очень любил золотые кольца, в Бенгалии их любят, это особенность бенгальцев.) У Нитьянанды Прабху было много драгоценных камней. Им ответили: «А вы знаете, что это за камни? Что вы думаете, у Нитьянанды какие-то булыжники? Аметисты, агаты или рубины? Это чинтамани — камни, способные очистить и даровать Святое Имя каждому живому существу». Он носит их в большом количестве и показывает во время танца.
Транскрипцию выполнила: Анамика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
Наверх