«Эволюция души» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж


Russian

Отличительные признаки души
в человеческом теле

Если говорить об эволюции сознания и эволюции форм жизни, то можно сказать, что человек занимает самое высокое положение. Это самая высокая форма жизни. Но это не означает, что душа животного имеет одну природу, а человека — другую. Существуют разные степени и уровни сознания. Душа — это сознательное и сознающее существо. Признаком, симптомом присутствия души в теле является сознание. Но существует постепенное развитие и эволюция сознания.

В человеческой форме жизни душа обладает особыми возможностями, которых она лишена в других формах жизни. Отличительный признак человеческой формы жизни — способность вопрошать или поиск истины. Когда душа воплощается в теле человека, она способна задаться вопросом: «Кто я? Откуда я пришла в этот мир? Каков смысл и цель моей жизни?» Эта способность присуща только человеческим существам. Именно это отличает человека от животного.

К сожалению, мир, в котором мы живем, — это мир эксплуатации. Если человек использует, эксплуатирует животных или растения ради своих собственных целей, он неизбежно получит последствия своих действий. Если он эксплуатирует других людей, его также настигнут последствия его поступков. Мы живем в мире действий и их последствий. Мы не считаем, что человеческие существа обладают неким правом эксплуатировать и использовать в своих целях животных. Это преступно и незаконно. 

Духовное тело души

Природой души и духа является вечность. Душа и дух обладают чувствами. Душа может видеть, слышать, осязать, обонять. Это внутренние, врожденные способности души. Мы видим, что эти способности возможны лишь в том случае, если присутствует личность, есть образ и форма. С духовной точки зрения душа обладает духовным телом, духовной формой, и это духовное тело наделено духовными чувствами. Это не так, что, если душа освобождена и свободна от материального существования, то она является неким безликим и бесчувственным началом. Естественные стремления, склонности и способности души проявляются сейчас в нашем нынешнем положении. Но естественные наклонности и действия души проходят через фильтр материальных желаний и склонностей материального мира. Это является основанием нашего опыта в этом мире. 

Мы являемся душами

«Шримад-Бхагаватам» приводит пример относительно души и сознания. Там говорится о луне, свет которой падает на поверхность водоема, и отражении луны, которое возникает на поверхности воды. Если вы посмотрите на отражение луны на водной глади, когда дует ветер и рябь идет по воде, вы увидите, что оно колеблется. Если вы посмотрите на луну в небе, то увидите, что она неподвижна и эти изменения не влияют на нее.

Душа сияет, проявляя свой свет в теле. Отражение этого сияния души — сознание. Волны материальной природы бросают это отражение души то в одну, то в другую сторону. Это проявляется в том, что живое существо рождается в этом мире, растет, стареет, болеет и умирает. Но для души все эти явления немыслимы и невозможны, потому что по своей природе душа постоянна и вечна. Она пребывает неизменной. Она неподвижна и все вышеперечисленные явления не затрагивают ее. Только отражение подвержено этим влияниям.

Иногда луну застилают облака. Тогда можно видеть, что облако, на которое падает лунный свет, светится. Но само облако не является источником света. Луна, которая находится за облаком, освещает его. Душа скрыта такими началами, как разум, ум, тело, эго. Но именно душа дает жизнь всем этим началам и освещает их. Мы смотрим и видим окружающий мир, потому что являемся душами. 

Абсолютное и относительное

Мы говорим об Абсолюте, и Абсолютом должен быть некто, кто является истиной при любых обстоятельствах. Существует абсолютное положение вещей и относительное. Нас интересует именно абсолютный стандарт, который превосходит обстоятельства.

В этом мире существует много различных религий и атеистических концепций, разных представлений о Боге. Поскольку различных представлений о Боге так много, возникает вопрос, каким образом мы можем оценить или измерить ценность этих религий и представлений.

Мы утверждаем, что существует абсолютный стандарт, критерий, используя который можно судить о месте и об уровне этих религий. Это можно сравнить с деньгами, валютой. 

Мир денег
и религиозный плюрализм

В этом мире существует множество валют. Сравнивая их, можно сказать, что все они обладают некой ценностью, стоимостью. В России используют рубли, в Индии — рупии, а в Америке — доллары. В каждой стране, в местном обороте, это считается валютой. И в каждой стране, когда речь идет о деньгах, подразумевается именно своя валюта.

Точно так же в разных странах люди придерживаются различных религиозных представлений, существуют разные концепции Бога. Образно говоря, это нечто вроде «духовной валюты». Поэтому, когда в какой-либо стране говорят «Бог», то люди представляют себе определенный образ Бога. Но, возвращаясь к примеру с валютами, валюта определенной страны не занимает абсолютного положения. Существует абсолютный стандарт [золото], опираясь на который, можно судить о сравнительной стоимости той или иной валюты. Абсолютная ценность той или иной валюты не может быть измерена с местной точки зрения, с точки зрения страны, где эта валюта имеет хождение. Поскольку эти валюты обладают именно сравнительной ценностью, существует система, иерархия: так, некоторое количество рублей равняется одному доллару. Таким образом, валюты не обладают равной ценностью.

Но по какой-то непонятной причине люди считают, что все религии равноценны и равнозначны. С какой стати мы должны приходить к такому выводу? Мы можем сказать, что все религии, все представления о Боге обладают своей ценностью. Но говорить, что все религии равноценны и равнозначны друг другу, — ошибка.

Поэтому признание права на существование множества религий, некий религиозный плюрализм, — это благородная и достойная позиция.

(продолжение следует)




←  Харинама в Харькове: взгляд из Донецка ·• Архив новостей •· Харьков. Шрипад Мадхав Махарадж. Хари-катха и посвящение в Харинам.  →

Russian

Отличительные признаки души
в человеческом теле

Если говорить об эволюции сознания и эволюции форм жизни, то можно сказать, что человек занимает самое высокое положение. Это самая высокая форма жизни. Но это не означает, что душа животного имеет одну природу, а человека – другую. Существуют разные степени и уровни сознания. Душа – это сознательное и сознающее существо. Признаком, симптомом присутствия души в теле является сознание. Но существует постепенное развитие и эволюция сознания.

В человеческой форме жизни душа обладает особыми возможностями, которых она лишена в других формах жизни. Отличительный признак человеческой формы жизни – способность вопрошать или поиск истины. Когда душа воплощается в теле человека, она способна задаться вопросом: «Кто я? Откуда я пришла в этот мир? Каков смысл и цель моей жизни?» Эта способность присуща только человеческим существам. Именно это отличает человека от животного.

К сожалению, мир, в котором мы живем, – это мир эксплуатации. Если человек использует, эксплуатирует животных или растения ради своих собственных целей, он неизбежно получит последствия своих действий. Если он эксплуатирует других людей, его также настигнут последствия его поступков. Мы живем в мире действий и их последствий. Мы не считаем, что человеческие существа обладают неким правом эксплуатировать и использовать в своих целях животных. Это преступно и незаконно. 

Духовное тело души

Природой души и духа является вечность. Душа и дух обладают чувствами. Душа может видеть, слышать, осязать, обонять. Это внутренние, врожденные способности души. Мы видим, что эти способности возможны лишь в том случае, если присутствует личность, есть образ и форма. С духовной точки зрения душа обладает духовным телом, духовной формой, и это духовное тело наделено духовными чувствами. Это не так, что, если душа освобождена и свободна от материального существования, то она является неким безликим и бесчувственным началом. Естественные стремления, склонности и способности души проявляются сейчас в нашем нынешнем положении. Но естественные наклонности и действия души проходят через фильтр материальных желаний и склонностей материального мира. Это является основанием нашего опыта в этом мире. 

Мы являемся душами

«Шримад-Бхагаватам» приводит пример относительно души и сознания. Там говорится о луне, свет которой падает на поверхность водоема, и отражении луны, которое возникает на поверхности воды. Если вы посмотрите на отражение луны на водной глади, когда дует ветер и рябь идет по воде, вы увидите, что оно колеблется. Если вы посмотрите на луну в небе, то увидите, что она неподвижна и эти изменения не влияют на нее.

Душа сияет, проявляя свой свет в теле. Отражение этого сияния души – сознание. Волны материальной природы бросают это отражение души то в одну, то в другую сторону. Это проявляется в том, что живое существо рождается в этом мире, растет, стареет, болеет и умирает. Но для души все эти явления немыслимы и невозможны, потому что по своей природе душа постоянна и вечна. Она пребывает неизменной. Она неподвижна и все вышеперечисленные явления не затрагивают ее. Только отражение подвержено этим влияниям.

Иногда луну застилают облака. Тогда можно видеть, что облако, на которое падает лунный свет, светится. Но само облако не является источником света. Луна, которая находится за облаком, освещает его. Душа скрыта такими началами, как разум, ум, тело, эго. Но именно душа дает жизнь всем этим началам и освещает их. Мы смотрим и видим окружающий мир, потому что являемся душами. 

Абсолютное и относительное

Мы говорим об Абсолюте, и Абсолютом должен быть некто, кто является истиной при любых обстоятельствах. Существует абсолютное положение вещей и относительное. Нас интересует именно абсолютный стандарт, который превосходит обстоятельства.

В этом мире существует много различных религий и атеистических концепций, разных представлений о Боге. Поскольку различных представлений о Боге так много, возникает вопрос, каким образом мы можем оценить или измерить ценность этих религий и представлений.

Мы утверждаем, что существует абсолютный стандарт, критерий, используя который можно судить о месте и об уровне этих религий. Это можно сравнить с деньгами, валютой. 

Мир денег
и религиозный плюрализм

В этом мире существует множество валют. Сравнивая их, можно сказать, что все они обладают некой ценностью, стоимостью. В России используют рубли, в Индии – рупии, а в Америке – доллары. В каждой стране, в местном обороте, это считается валютой. И в каждой стране, когда речь идет о деньгах, подразумевается именно своя валюта.

Точно так же в разных странах люди придерживаются различных религиозных представлений, существуют разные концепции Бога. Образно говоря, это нечто вроде «духовной валюты». Поэтому, когда в какой-либо стране говорят «Бог», то люди представляют себе определенный образ Бога. Но, возвращаясь к примеру с валютами, валюта определенной страны не занимает абсолютного положения. Существует абсолютный стандарт [золото], опираясь на который, можно судить о сравнительной стоимости той или иной валюты. Абсолютная ценность той или иной валюты не может быть измерена с местной точки зрения, с точки зрения страны, где эта валюта имеет хождение. Поскольку эти валюты обладают именно сравнительной ценностью, существует система, иерархия: так, некоторое количество рублей равняется одному доллару. Таким образом, валюты не обладают равной ценностью.

Но по какой-то непонятной причине люди считают, что все религии равноценны и равнозначны. С какой стати мы должны приходить к такому выводу? Мы можем сказать, что все религии, все представления о Боге обладают своей ценностью. Но говорить, что все религии равноценны и равнозначны друг другу, – ошибка.

Поэтому признание права на существование множества религий, некий религиозный плюрализм, – это благородная и достойная позиция.

(продолжение следует)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования