«Фундамент духовной практики» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 сентября 2009 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP4, 23.49M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Фундамент духовной практики
(часть 2)

(10 сентября 2009 года. Москва, Кисельный)

 

Мы часто вспоминаем эту историю, когда Шрила Гурудев впервые пришел к лотосным стопам Шрилы Гуру Махараджа. Тот спросил его: «Сумеешь ли ты следовать мне, следовать за мной, а не за своим умом?»

#00:00:52#

тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[1]

#00:01:12#

Касательно этой великой шлоки из Бхагавад-гиты, которая в целом говорит о том, чтобы принять руководство вайшнава. Сарасвати Тхакур говорил, что на самом деле речь идет о настроении: я покончил для себя с этим миром. Но означает ли это, что вы больше не будете получать никакого опыта этого мира? Нет конечно.

#00:01:52#

Речь идет о том, чтобы покончить с собственным представлением или собственным стремлением занять положение управляющего, главенствующего в этом мире. Покончить с этой иллюзией.

#00:02:29#

Поэтому те, кто сколько-нибудь глубоким образом соприкоснулись с культурой духовной жизни, стремятся следовать ей, всегда предпочитают занять пусть даже незначительное, но положение в мире преданности, в мире служения, в мире духовной жизни, нежели пусть самое грандиозное и большое, но положение в мире внешнем, в мире материальном.

#00:02:59#

ма̄наса, дехо, гехо, джо кичхӯ мора
арпилу̐ туйа̄ паде, нанда-киш́ора![2]

#00:03:08#

кӣт̣а-джанма хау джатха̄ туйа̄ да̄са
бахир-мукха брахма-джанме на̄хи а̄ш́а[3]

#00:03:59#

Эту мысль очень хорошо сформулировал Шрила Бхактивинод Тхакур в своей знаменитой песне, которая начинается со слов «ма̄наса, дехо, гехо». В этой песне, в частности, есть слова: «Нежели чем быть Господом Брахмой, творцом вселенной…» И стоит заметить, что речь идет о достижении наивысшего положения в этом мире. Как говорит Шрила Гуру Махарадж, положение Брахмы — это наивысшее положение для джив, относящихся к классу «офицеров», классу управляющих. Так вот, Бхактивинод Тхакур говорит: «Нежели, чем быть даже Господом Брахмой, творцом вселенной, я бы предпочел вместо этого быть насекомым, но в доме преданного».

#00:05:01#

Потому что, обитая в доме преданного — в особенности, если речь идет о таком преданном, как Бхактивинод Тхакур, — находясь в доме преданного, вы неизбежно будете слышать хари-катху, гуру-катху. Вы будете слышать рассказы о [подлинной духовной] реальности.

#00:05:16#

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣[4]

#00:05:40#

В этой шлоке говорится о нектаре кришна-катхи, который дарует жизнь.

#00:05:59#

Одна ученая-материалист, когда изучала тех, кого называют экстатическими святыми Бенгалии, пришла к неким примечательным выводам. Она говорит в предисловии к своему труду, что многие люди полагают, что многие из этих так называемых святых просто-напросто обманщики. Пусть у них много поклонников, но также много тех, кто настроен против этих святых. При этом помните, что ее мнение не имеет ничего общего с мнением наших учителей. Она не была знакома с работами наших учителей. Так или иначе, получается иногда, что ученые натыкаются в своих исследованиях на истину.

#00:07:29#

Но, продолжала она, был один человек, Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, и про него никто не говорил, никто не утверждал, что он обманщик. Быть может, не все люди становились его последователями как таковыми, но тем не менее никто не выражал сомнения в том, что он настоящий святой.

#00:08:24#

Она рассказывала одну из, можно сказать, легенд о Гауракишоре Дасе Бабаджи Махарадже, о том, что однажды он повторял кришна-нам, находясь рядом с каким-то домом. И впоследствии, когда он ушел из этого места, свидетели видели собственными глазами и слышали собственными ушами, что даже камни этого дома после его ухода продолжали вибрировать кришна-намом.

#00:09:32#

Наш ум будет так или иначе предлагать нам множество разных вариантов того, кем мы являемся и кем мы можем стать, какое положение мы можем обрести в этом мире.

#00:10:17#

Итак, возвращаемся к тем словам Сарасвати Тхакура, что он произнес: «Необходимо покончить с опытом этого мира». Таково должно быть настроение ученика. Сарасвати Тхакур, как ученик Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, говорил, что необходимо покончить со всеми расчетами, со всеми надеждами занять какое-то главенствующее положение в этом мире и принять исключительно руководство вайшнава, тогда может быть речь о подлинной духовной жизни.

#00:11:12#

В других случаях Сарасвати Тхакур выражал другую мысль о том, что сейчас мы находимся в таком положении, что наш ум, подобно злонамеренному опекуну, держит в плену наше подлинное «я».

#00:11:38#

Мы часто встречаем подобный сюжет в произведениях литературы, в кино о том, как некий ребенок, некое несовершеннолетнее лицо, обретает в качестве опекунов каких-то злонамеренных людей, которые хотят воспользоваться этим положением.

#00:12:01#

Махапрабху провозглашает нам: «Мы все по своей природе вечные слуги Кришны». Тогда нам нужно понять, кто такой Кришна. Он акхила-расамрита-муртих, то есть сладость, красота, любовь, очарование собственной персоной. Непосредственно или косвенно, но все мы ищем именно это.

#00:12:52#

До той степени, до которой мы сумеем предложить себя, отдать себя Кришне, до той степени Кришна отдает Себя Своим преданным.

#00:13:06#

Отличительная черта преданности, отличительный признак чистой преданности — это когда Безграничное, Бесконечное оказывается подчинено ограниченному благодаря любви и преданности.

(перейти к первой части лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

2  «Ум, тело, семья, все, чем бы я ни обладал, я сложил к Твоим лотосоподобным стопам, о юный сын Нанды!» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Манаса дехо гехо», 1).

3  «Я готов родиться червем, лишь бы оставаться Твоим преданным. Я не хочу быть даже Брахмой, если у меня не будет привязанности к Тебе» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Манаса дехо гехо», 5).

4  «Мой Господь, нектар Твоих слов и речей, прославляющих Твои деяния, дарует жизнь тем, кто мучается в материальном мире. Эти рассказы, избавляющие от последствий любых грехов, передаются из уст в уста великими святыми. Любой, кто слушает их, обретает удачу. Исполненные духовной силы, повествования эти распространяются по всему свету. И те, кто несет другим послание Бога, безусловно, самые милосердные из людей, заботящиеся о благе всего мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 14.13)).





←  «Фундамент духовной практики» (часть 1). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 сентября 2009 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Онтология бессмертия» (часть 3). Шрипад Шруташрава Прабху. Весна 2008 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 33.1 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Фундамент духовной практики
(часть 2)

(10 сентября 2009 года. Москва, Кисельный)

 

Мы часто вспоминаем эту историю, когда Шрила Гурудев впервые пришел к лотосным стопам Шрилы Гуру Махараджа. Тот спросил его: «Сумеешь ли ты следовать мне, следовать за мной, а не за своим умом?»

#00:00:52#

тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[1]

#00:01:12#

Касательно этой великой шлоки из Бхагавад-гиты, которая в целом говорит о том, чтобы принять руководство вайшнава. Сарасвати Тхакур говорил, что на самом деле речь идет о настроении: я покончил для себя с этим миром. Но означает ли это, что вы больше не будете получать никакого опыта этого мира? Нет конечно.

#00:01:52#

Речь идет о том, чтобы покончить с собственным представлением или собственным стремлением занять положение управляющего, главенствующего в этом мире. Покончить с этой иллюзией.

#00:02:29#

Поэтому те, кто сколько-нибудь глубоким образом соприкоснулись с культурой духовной жизни, стремятся следовать ей, всегда предпочитают занять пусть даже незначительное, но положение в мире преданности, в мире служения, в мире духовной жизни, нежели пусть самое грандиозное и большое, но положение в мире внешнем, в мире материальном.

#00:02:59#

ма̄наса, дехо, гехо, джо кичхӯ мора
арпилу̐ туйа̄ паде, нанда-киш́ора![2]

#00:03:08#

кӣт̣а-джанма хау джатха̄ туйа̄ да̄са
бахир-мукха брахма-джанме на̄хи а̄ш́а[3]

#00:03:59#

Эту мысль очень хорошо сформулировал Шрила Бхактивинод Тхакур в своей знаменитой песне, которая начинается со слов «ма̄наса, дехо, гехо». В этой песне, в частности, есть слова: «Нежели чем быть Господом Брахмой, творцом вселенной…» И стоит заметить, что речь идет о достижении наивысшего положения в этом мире. Как говорит Шрила Гуру Махарадж, положение Брахмы — это наивысшее положение для джив, относящихся к классу «офицеров», классу управляющих. Так вот, Бхактивинод Тхакур говорит: «Нежели, чем быть даже Господом Брахмой, творцом вселенной, я бы предпочел вместо этого быть насекомым, но в доме преданного».

#00:05:01#

Потому что, обитая в доме преданного — в особенности, если речь идет о таком преданном, как Бхактивинод Тхакур, — находясь в доме преданного, вы неизбежно будете слышать хари-катху, гуру-катху. Вы будете слышать рассказы о [подлинной духовной] реальности.

#00:05:16#

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣[4]

#00:05:40#

В этой шлоке говорится о нектаре кришна-катхи, который дарует жизнь.

#00:05:59#

Одна ученая-материалист, когда изучала тех, кого называют экстатическими святыми Бенгалии, пришла к неким примечательным выводам. Она говорит в предисловии к своему труду, что многие люди полагают, что многие из этих так называемых святых просто-напросто обманщики. Пусть у них много поклонников, но также много тех, кто настроен против этих святых. При этом помните, что ее мнение не имеет ничего общего с мнением наших учителей. Она не была знакома с работами наших учителей. Так или иначе, получается иногда, что ученые натыкаются в своих исследованиях на истину.

#00:07:29#

Но, продолжала она, был один человек, Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, и про него никто не говорил, никто не утверждал, что он обманщик. Быть может, не все люди становились его последователями как таковыми, но тем не менее никто не выражал сомнения в том, что он настоящий святой.

#00:08:24#

Она рассказывала одну из, можно сказать, легенд о Гауракишоре Дасе Бабаджи Махарадже, о том, что однажды он повторял кришна-нам, находясь рядом с каким-то домом. И впоследствии, когда он ушел из этого места, свидетели видели собственными глазами и слышали собственными ушами, что даже камни этого дома после его ухода продолжали вибрировать кришна-намом.

#00:09:32#

Наш ум будет так или иначе предлагать нам множество разных вариантов того, кем мы являемся и кем мы можем стать, какое положение мы можем обрести в этом мире.

#00:10:17#

Итак, возвращаемся к тем словам Сарасвати Тхакура, что он произнес: «Необходимо покончить с опытом этого мира». Таково должно быть настроение ученика. Сарасвати Тхакур, как ученик Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, говорил, что необходимо покончить со всеми расчетами, со всеми надеждами занять какое-то главенствующее положение в этом мире и принять исключительно руководство вайшнава, тогда может быть речь о подлинной духовной жизни.

#00:11:12#

В других случаях Сарасвати Тхакур выражал другую мысль о том, что сейчас мы находимся в таком положении, что наш ум, подобно злонамеренному опекуну, держит в плену наше подлинное «я».

#00:11:38#

Мы часто встречаем подобный сюжет в произведениях литературы, в кино о том, как некий ребенок, некое несовершеннолетнее лицо, обретает в качестве опекунов каких-то злонамеренных людей, которые хотят воспользоваться этим положением.

#00:12:01#

Махапрабху провозглашает нам: «Мы все по своей природе вечные слуги Кришны». Тогда нам нужно понять, кто такой Кришна. Он акхила-расамрита-муртих, то есть сладость, красота, любовь, очарование собственной персоной. Непосредственно или косвенно, но все мы ищем именно это.

#00:12:52#

До той степени, до которой мы сумеем предложить себя, отдать себя Кришне, до той степени Кришна отдает Себя Своим преданным.

#00:13:06#

Отличительная черта преданности, отличительный признак чистой преданности — это когда Безграничное, Бесконечное оказывается подчинено ограниченному благодаря любви и преданности.

(перейти к первой части лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

[2] «Ум, тело, семья, все, чем бы я ни обладал, я сложил к Твоим лотосоподобным стопам, о юный сын Нанды!» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Манаса дехо гехо», 1).

[3] «Я готов родиться червем, лишь бы оставаться Твоим преданным. Я не хочу быть даже Брахмой, если у меня не будет привязанности к Тебе» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Манаса дехо гехо», 5).

[4] «Мой Господь, нектар Твоих слов и речей, прославляющих Твои деяния, дарует жизнь тем, кто мучается в материальном мире. Эти рассказы, избавляющие от последствий любых грехов, передаются из уст в уста великими святыми. Любой, кто слушает их, обретает удачу. Исполненные духовной силы, повествования эти распространяются по всему свету. И те, кто несет другим послание Бога, безусловно, самые милосердные из людей, заботящиеся о благе всего мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 14.13)).



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования