«Гьяна-шунья-бхакти». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 17 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.0 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Гьяна-шунья-бхакти

(17 августа 2009 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Госвами Махарадж: Да?

Вопрос: На определенном этапе своего духовного развития живое существо обретает божественное знание, дивья-гьяну. Но когда оно достигает уровня гьяна-шунья-бхакти, это знание утрачивается или остается какое-то?

#00:00:31#

Госвами Махарадж: В десятой главе Бхагавад-гиты приводятся шлоки, которые содержат в себе суть Бхагавад-гиты. В одной из строк одной из этих четырех шлок говорится: джн̃а̄на-дӣпена бха̄свата̄[1]. Это слова Кришны, Который говорит: «Я просвещаю их светом», «Я озаряю их светом» или «Я даю им свет». По крайней мере, таков поверхностный смысл.

#00:01:30#

Шрила Гуру Махарадж указывает в связи с этим стихом и этим утверждением на следующее обстоятельство — преданные, о которых идет речь, являются самыми возвышенными преданными Кришны. Ахам аджн̃а̄на-джам̇ тамах̣. Поэтому, когда звучит утверждение: «Я озаряю их светом, благодаря которому развеивается тьма невежества», то, говорит он, речь не идет об обычном невежестве и об обычном знании.

#00:02:26#

Вы упомянули так называемое божественное знание, дивья-гьяну, но это явление общего порядка. Божественное знание — это нечто, что Гуру передает ученику. Также Джива Госвами говорит о том положении:

#00:02:41#

дивйам̇ джн̃а̄нам̇ йато дадйа̄т
курйа̄т па̄пасйа сан̇кш̣айам…[2]

когда преданный просветлен этим божественным знанием, и вся нечистота или вся скверна устраняется, уходит.

#00:03:14#

По словам Шрилы Гуру Махараджа, ум — вместилище всех кармических реакций. Именно там совершается грех. Но речь идет о заблуждении. Для того, чтобы исцелиться от этого заблуждения, ум должен быть наполнен правильным представлением. А правильное представление таково — я являюсь частицей служения, а не эксплуатирующим началом.

#00:04:08#

Здесь мы возвращаемся к разговору Санатаны Госвами и Махапрабху, в котором Махапрабху говорит о том, что джива является служанкой, началом служения. Но также речь идет о том, что во взаимоотношениях с Кришной знание, которое именуется айшварья-гьяной, знанием Его божественности, подавляется или становится скрытым.

#00:05:13#

Примеры подобного рода можно найти в этом мире. Если кто-то знаменит, обычному рядовому человеку с улицы трудно относиться [легко, на равных] к этой звезде или знаменитости, забыть о его/ее высоком положении.

#00:05:26#

аиш́варйасйа самаграсйа,
вӣрйасйа йаш́асах̣ ш́рийах̣…[3]

Кто является самой знаменитой личностью всех времен и народов? Бог. И естественно, что в присутствии Бога трудно забыть о Его божественности. Единственное явление, которое способно отодвинуть знание о божественности на задний план, — естественный поток или течение любви и нежности.

#00:06:55#

В «Бхагаватам» есть утверждение, согласно которому гопи Враджи влюбились (так там сказано буквально) в юношу или мальчика по имени Кришна. Впоследствии на страницах «Шримад-Бхагаватам» присутствует это описание. Махарадж Парикшит и участники его собрания обсуждали этот вопрос: «Почему там сказано, что они влюбились в Кришну, в юношу по имени Кришна? Ничего не зная о Его божественности, они обрели все. Как такое возможно?»

#00:08:11#

Это нечто, подобное тому, что мы наблюдаем в этом мире во взаимоотношениях президента или некоего высокопоставленного человека и его матери. Испытываемое ею чувство материнской любви к сыну настолько велико, что для нее президентское положение сына является чем-то несущественным и, возможно, несуществующим.

#00:08:44#

Несколько шутливо Шрила Гуру Махарадж сказал однажды: «Кришна любит окружать Себя невежественными людьми». Однако под «невежественными людьми» подразумеваются преданные категории гьяна-шунья-бхакти — личности, любовь и нежность в сердцах которых настолько велики, что полностью затмевают или подавляют знание о Его [Кришны] божественности.

#00:09:39#

В начале Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты» описывается умонастроение Кришны, Его мысли перед тем, как Он низошел на Землю в качестве Шри Чайтаньи Махапрабху. Кришнадас Кавирадж Госвами открывает это, цитируя слова Кришны: «В этом мире многие люди прославляют Меня в духе трепета и благоговения, поклоняются Мне. Такое поклонение или прославление является благом для них, но что оно дает Мне?»

#00:10:52#

Также Кришна говорит о том, что если знание Его божественной природы становится препятствием для естественного потока, течения чувств любви и нежности к Нему, тогда Он испытывает разочарование. Далее Он говорит нечто еще более радикальное: «Если Радхарани поносит Меня, оскорбляет или бранит Меня в любовном гневе, подобные укоры и брань отвлекают Мой ум от благоговейных гимнов Вед». Чем занимаются Веды? Они прославляют божественность Кришны.

#00:12:21#

В «Шримад-Бхагаватам» упомянуты стути и другие ведические гимны, прославляющие Кришну. В целом эти прославления носят общий характер, описывая Его природу верховного начала. И лишь некоторые из этих разделов ведического знания посвящены более интимным аспектам, сторонам Его природы.

#00:12:50#

Веды утверждают: «Ты Верховная Личность Бога, Ты столь велик» и так далее. Тогда как Радхарани и Ее подруги говорят, обращаясь к Кришне: «Ты ачарья поведения, о котором вслух говорить нельзя. Ты ачарья такого поведения, и Ты не велик». Кришна говорит, что такие поношения и упреки отвлекают Его ум от гимнов Вед, прославляющих Его величие. Возникает вопрос — почему?

#00:13:41#

Одна точка зрения выражена с помощью благоговейной преданности. А другая точка зрения, носящая негативный характер, выражена с помощью преданности иной природы. Это не обычные оскорбления. Любовный гнев, любовное сожаление.

#00:14:31#

Личность [Бога] принимает почтительное, благоговейное отношение в Свой адрес, поклоны от большинства людей. Для этой Верховной Личности отношение людей, которые превзошли подобное трепетное и благоговейное поклонение, испытывают к Нему естественные чувства сердечной любви, неотразимо привлекательно.

#00:15:07#

Шрила Гуру Махарадж и Шрила Гурудев цитируют стих, в котором преданный делает следующее наблюдение: «Ум Кришны был похищен гопи. У Кришны есть все, но Он утратил Свой ум». Тогда преданный предлагает Кришне собственный ум. Однажды некий преданный спросил у Шрилы Гуру Махараджа: «И что на это сказал Кришна? Что Он ответил на это предложение?» Это риторический вопрос, однако Гуру Махарадж ответил на него. По его словам Кришна ответил: «Ты хочешь [заполучить] ту крохотную толику ума, которая у Меня осталась».

#00:16:03#

Вопрос: Получается, что понимание того, что душа является вечной служанкой Кришны, остается независимо ни от чего?

#00:16:14#

Шрила Госвами Махарадж: На заднем плане оно присутствует. Преданные ватсалья-расы думают, что Кришна зависим от них. «Без нас, — думают они, — Кришна не может жить». Такого рода сознание себя в качестве слуги Кришны отходит на задний план. Этот момент обсуждается в начале «Чайтанья-чаритамриты», где сказано, что если преданные слишком трепетны и благоговейны, недостаточно фамильярны по отношению к Кришне, они не могут забираться к нему на плечи и совершать другие виды [игр в духе любовного служения]...

#00:17:34#

Однако Рагхунатх Дас Госвами, который является прайоджана-таттва-ачарьей этой линии [рупануга-сампрадаи], говорит о необходимости для преданного стремиться к служению низшего порядка. Преданные не стремятся к фамильярным или близким взаимоотношениям с Кришной. Здесь присутствует группа слуг, каждый из которых занят своим делом. Если кому-то из них звонят и приглашают прийти лично к Шриле Гурудеву и служить ему, тогда он отправляется туда. В противном случае эти слуги заняты своим служением.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] Теш̣̄ам эва̄нукампа̄ртхам ахам аджн̃а̄на-джам̇ тамах̣ / на̄ш́айа̄мй а̄тма-бха̄ва-стхо джн̃а̄на-дӣпена бха̄свата̄ — «Из сострадания к ним Я, пребывая в их сердцах, рассеиваю тьму невежества светом духовного знания», или «Покоренный любовью Моих преданных, переживающих боль разлуки со Мной, Я лично являюсь в их сердцах, подобно солнцу, рассеивающему тьму» (Бхагавад-гита, 10.11).

[2] Дивйам̇ джн̃а̄нам̇ йато дадйа̄т курйа̄т па̄пасйа сан̇кш̣айам / тасма̄т дӣкш̣ети са̄ проктā деш́икаис таттва-ковидаих̣ — «Благодаря дикше человек постепенно теряет интерес к мирским наслаждениям и обретает интерес к духовной жизни» («Бхакти-сандарбха» (283) Шрилы Дживы Госвами).

[3] Аиш́варйасйа самаграсйа, вӣрйасйа йаш́асах̣ ш́рийах̣ / джн̃а̄на-ваира̄гйайош́ чаива, ш̣ан̣н̣а̄м̇ бхага итӣн̇гана̄ — Бхагаван — «Тот, Кто в полной мере обладает шестью достояниями, такими как богатство, могущество, слава, красота, знание и отречение» («Вишну-пурана», 6.5.47).

 

← «Вайшнавский фестиваль - 2009». «Как укрепиться в вере?» Лекция Шрипада Б. А. Мадхава Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта. 10 августа 2009 года. ·• Архив новостей •· «Явление Свами Прабхупады». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 15 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования