«Вариации на тему эксплуатации». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 16 февраля 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 6.35M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Вариации на тему эксплуатации

(16 февраля 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ’тат̣астха̄-ш́акти’ ’бхеда̄бхеда прака̄ш́а’
1

#00:00:24#

Первая истина, которую Махапрабху преподносит Санатане Госвами, описывает природу и положение души. Он говорит, что джива по своей природе — татастха-шакти, источник ее бытия — это энергия, татастха. Тата — значит «срединное, пограничное положение» на окраинах чит-шакти, духовного царства. И в природе дживы заложена перспектива осуществления себя. 

#00:01:30#

Эта перспектива осуществления себя, обретение своего потенциала двояка. Английский поэт Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный рай» так определил две эти возможности, два вида перспективы живого существа: «царствование в аду или служение на небесах». 

#00:02:06#

Одна идея, одна перспектива — это осуществление себя, реализация своего потенциала через эксплуатацию, через господство. Вторая идея — осуществление себя, реализация себя через служение. Господство и служение. Обретение счастья через то, чтобы брать, и через то, чтобы отдавать. 

#00:02:53#

С одной стороны — приобретение, потребление, контроль тех начал, тех реалий, которые по своей природе ниже меня. Это одна возможность, одна позиция. И, с другой стороны, — вручение себя, отдание себя тому началу, природа которого более высока, чем моя природа. Возможность такого выбора лежит перед нами в настоящее время. 

#00:03:34#

С одной стороны, у нас есть некое представление о сознании Кришны, о возможностях, которые открываются в этой сфере. И, с другой стороны, перед нами лежит перспектива эксплуатации и господства в этом мире. Первопричина материального существования — то, что называется аханкарой. Это ложное восприятие себя, ложное вúдение себя в качестве наслаждающегося, потребляющего. 

#00:04:21#

В Гите говорится: 

иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата...2 

Это нечто подобное тому, как семя прорастает, росток разветвляется и появляются два листика. Первое следствие этой аханкары, ложного восприятия себя, проявляется как желание. Второе — как зависть к положению, которое занимает Кришна. В результате мы оказались здесь, в этом мире, в этом измерении бытия, где можем реализовать нашу тенденцию господствовать, где можем пытаться контролировать. И мы по-прежнему пытаемся это делать. Мы пытаемся делать это либо в какой-то ограниченной области, ограниченных рамках, или же в рамках города, страны, всего мира. Мы пытаемся подчинить окружающее своему контролю. 

#00:06:00#

Однако мы, скорее всего, уже заметили, что то, что есть в бытии, вовсе не предназначено для нашего удовлетворения. Должен ли я тогда прийти к выводу, что все это бессмысленно, абсурдно — то, что, в конечном счете, мир, реальность, бытие не призвано вообще кого-либо удовлетворять? 

#00:06:33#

Кришна в Бхагавад-гите описывает демоническую ментальность: 

...ӣш́варо ’хам ахам̇ бхогӣ, сиддхо ’хам̇ балава̄н сукхӣ3 

Это такое отношение, такая позиция, когда человек думает: «Я могущественен, я совершенен, я обладаю силой, я способен контролировать». 

#00:07:09#

О чем говорит вся реклама, которая постоянно пытается захватить наше внимание? По сути дела, эта реклама неизменно обращается к самому основному человеческому инстинкту, фундаментальному побуждению, тенденции человеческой природы, а именно к склонности контролировать, быть в центре всего. 

#00:07:53#

Две этих возможности выбора, две перспективы, два вопроса перед нами: «Осуществим ли мой потенциал, реализация себя через служение или через господство, через потребление или через жертвенность, преданность?» Какое положение занимает джива, когда вступает в материальный мир? Это могут быть разные положения. Есть пуранические описания того, когда джива оказывается в материальном мире. Первое положение, которое она занимает, — положение Брахмы. Впоследствии она опускается до более низких уровней. 

#00:08:50#

Пураны утверждают: «В материальном мироздании существует 8 400 000 форм жизни». Так же, как существуют три изначальных цвета, в рамках материальной природы есть три начала, три основных состояния [гуны]. Три цвета порождают широчайшую цветовую гамму, так же и эти три состояния порождают бесчисленное множество вариаций одной и той же темы, остающейся неизменной, и тема эта — эксплуатация. 

#00:09:45#

Дарвин очень хорошо определил ее как «выживание сильнейшего». В данном случае — выживание достойных, самых лучших. Но что означает «выживание лучших»? «Лучших» — это тех, кто способен доминировать, контролировать в большей степени. Таково основное правило в мире материи. 

#00:10:23#

«Бхагаватам» провозглашает: джӣво джӣвасйа джӣванам — «Одно живое существо живет в этом мире за счет того, что пожирает другое живое существо»4. У Иеронима Босха есть картина, которая называется «Большие рыбы пожирают малых»5. Это очень простое представление, но оно очень глубоко. Этот сюжет объясняет все. В нем все сводится к следующему — большие рыбы пожирают маленьких. И ничего привлекательного в этом нет. Однако так устроен этот мир: одно живое существо пожирает другое, одно живое существо выживает за счет другого. 

#00:10:21#

Духовная же концепция прямо противоположна этому. В духовной реальности одно живое существо выживает за счет служения другим живым существам, а не за счет их эксплуатации. 

#00:11:47#

Бхагьявана-джива, удачливое живое существо, блуждая по просторам мироздания, в процессе своих странствий может, благодаря своей удаче, встретить представителей Истины. Представитель Истины пробуждает в душе чувство ее подлинной перспективы, перспективы достижения истинного счастья для нее, благодаря чему душа, живое существо, начинает понимать, что ее потенциал, ее перспектива счастья лежит не в области господства, эксплуатации, но в измерении преданности. 

#00:12:33#

Однако есть столь многие личности, которые пытаются соблазнить дживу. Все эти перспективы, все эти явления следующие — бхукти, мукти, сиддхи: чувственные наслаждения этого мира [бхукти], мистические силы [сиддхи] и перспективы освобождения [мукти]. 

#00:13:15#

Посредники же, представители Абсолютной Истины в этом мире пробуждают в живом существе чувство иной перспективы — возможности самоопределения, раскрытия своей природы через преданность, самопожертвование. 

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 «По своей сути души — вечные слуги Кришны. Будучи пограничной энергией Кришны, они и отличны, и неотличны от Него» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

2 В Бхагавад-гите (7.27) Шри Кришна говорит Арджуне: иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата / сарва-бхӯта̄ни сам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа — «О покоритель врагов, потомок Бхараты! С начала сотворения вселенной все живые существа погружены в невежество, обманутые двойственностью, которая основана на влечении и отвращении».

3 [Безбожники утверждают:] «Я господин окружающего мира, и буду наслаждаться им. Я совершенен, могущественен и счастлив» (Бхагавад-гита, 16.14).

4 В «Шримад-Бхагаватам» (1.13.47) сказано: ахаста̄ни сахаста̄на̄м, апада̄ни чатуш̣-пада̄м / пхалгӯни татра махата̄м̇, джӣво джӣвасйа джӣванам — «Лишенные рук — добыча имеющих руки, лишенные ног — добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон гласит: одно живое существо — пища для другого».

5 Рисунок «Большие рыбы пожирают малых» (1565) — на самом деле работа голландского художника Питера Брейгеля-старшего. Неточность, допущенная Шрилой Госвами Махараджем, неслучайна. Дело в том, что работодатель Брейгеля по имени Иероним Кок, с целью подогреть интерес покупателей к гравюре художника, малоизвестного в то время мастера, написал на ней имя Иеронима Босха. На оригинале же сохранилась подпись Питера Брейгеля, благодаря чему позднее стало известно, кто подлинно является автором произведения.




←  «Анья-абхилаша чхади». Шрила Нароттам Дас Тхакур | “Anya-abhilasha chadi.” Srila Narottam Das Thakur ·• Архив новостей •· Субботняя программа в лахтинском храме с участием Шрипада Авадхута Махараджа 4 июля 2009 года.  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.7 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Вариации на тему эксплуатации

(16 февраля 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ’тат̣астха̄-ш́акти’ ’бхеда̄бхеда прака̄ш́а’
1

#00:00:24#

Первая истина, которую Махапрабху преподносит Санатане Госвами, описывает природу и положение души. Он говорит, что джива по своей природе — татастха-шакти, источник ее бытия — это энергия, татастха. Тата — значит «срединное, пограничное положение» на окраинах чит-шакти, духовного царства. И в природе дживы заложена перспектива осуществления себя. 

#00:01:30#

Эта перспектива осуществления себя, обретение своего потенциала двояка. Английский поэт Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный рай» так определил две эти возможности, два вида перспективы живого существа: «царствование в аду или служение на небесах». 

#00:02:06#

Одна идея, одна перспектива — это осуществление себя, реализация своего потенциала через эксплуатацию, через господство. Вторая идея — осуществление себя, реализация себя через служение. Господство и служение. Обретение счастья через то, чтобы брать, и через то, чтобы отдавать. 

#00:02:53#

С одной стороны — приобретение, потребление, контроль тех начал, тех реалий, которые по своей природе ниже меня. Это одна возможность, одна позиция. И, с другой стороны, — вручение себя, отдание себя тому началу, природа которого более высока, чем моя природа. Возможность такого выбора лежит перед нами в настоящее время. 

#00:03:34#

С одной стороны, у нас есть некое представление о сознании Кришны, о возможностях, которые открываются в этой сфере. И, с другой стороны, перед нами лежит перспектива эксплуатации и господства в этом мире. Первопричина материального существования — то, что называется аханкарой. Это ложное восприятие себя, ложное вúдение себя в качестве наслаждающегося, потребляющего. 

#00:04:21#

В Гите говорится: 

иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата...2 

Это нечто подобное тому, как семя прорастает, росток разветвляется и появляются два листика. Первое следствие этой аханкары, ложного восприятия себя, проявляется как желание. Второе — как зависть к положению, которое занимает Кришна. В результате мы оказались здесь, в этом мире, в этом измерении бытия, где можем реализовать нашу тенденцию господствовать, где можем пытаться контролировать. И мы по-прежнему пытаемся это делать. Мы пытаемся делать это либо в какой-то ограниченной области, ограниченных рамках, или же в рамках города, страны, всего мира. Мы пытаемся подчинить окружающее своему контролю. 

#00:06:00#

Однако мы, скорее всего, уже заметили, что то, что есть в бытии, вовсе не предназначено для нашего удовлетворения. Должен ли я тогда прийти к выводу, что все это бессмысленно, абсурдно — то, что, в конечном счете, мир, реальность, бытие не призвано вообще кого-либо удовлетворять? 

#00:06:33#

Кришна в Бхагавад-гите описывает демоническую ментальность: 

...ӣш́варо ’хам ахам̇ бхогӣ, сиддхо ’хам̇ балава̄н сукхӣ3 

Это такое отношение, такая позиция, когда человек думает: «Я могущественен, я совершенен, я обладаю силой, я способен контролировать». 

#00:07:09#

О чем говорит вся реклама, которая постоянно пытается захватить наше внимание? По сути дела, эта реклама неизменно обращается к самому основному человеческому инстинкту, фундаментальному побуждению, тенденции человеческой природы, а именно к склонности контролировать, быть в центре всего. 

#00:07:53#

Две этих возможности выбора, две перспективы, два вопроса перед нами: «Осуществим ли мой потенциал, реализация себя через служение или через господство, через потребление или через жертвенность, преданность?» Какое положение занимает джива, когда вступает в материальный мир? Это могут быть разные положения. Есть пуранические описания того, когда джива оказывается в материальном мире. Первое положение, которое она занимает, — положение Брахмы. Впоследствии она опускается до более низких уровней. 

#00:08:50#

Пураны утверждают: «В материальном мироздании существует 8 400 000 форм жизни». Так же, как существуют три изначальных цвета, в рамках материальной природы есть три начала, три основных состояния [гуны]. Три цвета порождают широчайшую цветовую гамму, так же и эти три состояния порождают бесчисленное множество вариаций одной и той же темы, остающейся неизменной, и тема эта — эксплуатация. 

#00:09:45#

Дарвин очень хорошо определил ее как «выживание сильнейшего». В данном случае — выживание достойных, самых лучших. Но что означает «выживание лучших»? «Лучших» — это тех, кто способен доминировать, контролировать в большей степени. Таково основное правило в мире материи. 

#00:10:23#

«Бхагаватам» провозглашает: джӣво джӣвасйа джӣванам — «Одно живое существо живет в этом мире за счет того, что пожирает другое живое существо»4. У Иеронима Босха есть картина, которая называется «Большие рыбы пожирают малых»5. Это очень простое представление, но оно очень глубоко. Этот сюжет объясняет все. В нем все сводится к следующему — большие рыбы пожирают маленьких. И ничего привлекательного в этом нет. Однако так устроен этот мир: одно живое существо пожирает другое, одно живое существо выживает за счет другого. 

#00:10:21#

Духовная же концепция прямо противоположна этому. В духовной реальности одно живое существо выживает за счет служения другим живым существам, а не за счет их эксплуатации. 

#00:11:47#

Бхагьявана-джива, удачливое живое существо, блуждая по просторам мироздания, в процессе своих странствий может, благодаря своей удаче, встретить представителей Истины. Представитель Истины пробуждает в душе чувство ее подлинной перспективы, перспективы достижения истинного счастья для нее, благодаря чему душа, живое существо, начинает понимать, что ее потенциал, ее перспектива счастья лежит не в области господства, эксплуатации, но в измерении преданности. 

#00:12:33#

Однако есть столь многие личности, которые пытаются соблазнить дживу. Все эти перспективы, все эти явления следующие — бхукти, мукти, сиддхи: чувственные наслаждения этого мира [бхукти], мистические силы [сиддхи] и перспективы освобождения [мукти]. 

#00:13:15#

Посредники же, представители Абсолютной Истины в этом мире пробуждают в живом существе чувство иной перспективы — возможности самоопределения, раскрытия своей природы через преданность, самопожертвование. 

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 «По своей сути души — вечные слуги Кришны. Будучи пограничной энергией Кришны, они и отличны, и неотличны от Него» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

2 В Бхагавад-гите (7.27) Шри Кришна говорит Арджуне: иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата / сарва-бхӯта̄ни сам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа — «О покоритель врагов, потомок Бхараты! С начала сотворения вселенной все живые существа погружены в невежество, обманутые двойственностью, которая основана на влечении и отвращении».

3 [Безбожники утверждают:] «Я господин окружающего мира, и буду наслаждаться им. Я совершенен, могущественен и счастлив» (Бхагавад-гита, 16.14).

4 В «Шримад-Бхагаватам» (1.13.47) сказано: ахаста̄ни сахаста̄на̄м, апада̄ни чатуш̣-пада̄м / пхалгӯни татра махата̄м̇, джӣво джӣвасйа джӣванам — «Лишенные рук — добыча имеющих руки, лишенные ног — добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон гласит: одно живое существо — пища для другого».

5 Рисунок «Большие рыбы пожирают малых» (1565) — на самом деле работа голландского художника Питера Брейгеля-старшего. Неточность, допущенная Шрилой Госвами Махараджем, неслучайна. Дело в том, что работодатель Брейгеля по имени Иероним Кок, с целью подогреть интерес покупателей к гравюре художника, малоизвестного в то время мастера, написал на ней имя Иеронима Босха. На оригинале же сохранилась подпись Питера Брейгеля, благодаря чему позднее стало известно, кто подлинно является автором произведения.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования