«Основа основ». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. «Гаудия Даршан» № 9
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Основа основ
Мы — преданные Господа и пытаемся практиковать сознание Кришны... Но на пути нам приходится сталкиваться с препятствиями, причина которых — оскорбление вайшнавов. В самом деле мы пытаемся следовать линии Шри Чайтаньи Махапрабху с покорностью и терпением, прославляя преданных. Но иногда мы чувствуем беспокойство. Важнейшая его причина — оскорбление вайшнавов.
В «Чайтанья-чаритамрите» Шриман Махапрабху определил три категории вайшнавов. К первой из них относится каништха-адхикари или практикующий вайшнав. Существуют также две другие особые группы: мадхьяма-адхикари и самая высшая — уттама-адхикари.
арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ ш́раддхайехате
на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у
са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣1
Часто преданные очень сосредоточены на служении Божествам и поклонении Кришне, при этом не уделяя особого внимания другим своим братьям и сестрам. Они чувствуют привязанность к Кришне и духовной практике, но невнимательны к окружающим их преданным, отделяя себя от их прекрасного общества. Такого рода настроение создает угрозу совершить оскорбление. И действительно, в писаниях мы всегда находим подтверждение того, что только общение с преданными может избавить нас от иллюзорного окружения, от нашего нездорового восприятия окружающей реальности.
Лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа2: если мы не имеем привязанности к садху, вайшнаву или преданному, то мы лишаем сами себя единственного милостивого и любовного прибежища, единственного возможного канала, который связывает нас с Высшим, и это никоим образом не может помочь нам в нашей духовной практике. Тогда пракрита, то есть практикующий вайшнав, нуждается в переходе с этого уровня на другой, более высокий. И это возможно только в обществе преданных, которое может привести нас в правильное положение, и тем самым помочь в служении. Тот же, кто сам считает себя преданным, скорее всего находится на более низком или даже низшем уровне осознания. Поэтому для нас очень важным является сильное стремление, самомотивация. Мы сами должны жаждать духовного прогресса, движения вперед от нашего настоящего положения к следующему, более высокому. Это и есть мадхьяма-адхикари.
Что же является основным качеством мадхьяма-адхикари? В «Шримад-Бхагаватам» сказано: «В его сердце присутствует любовь и привязанность к Господу, а также искренние дружеские отношения с преданными». Мы должны милостиво, с нежностью относиться к тем, у кого нет каких-либо квалификаций. Но в то же время мы должны избегать общества тех, кто настроен против сознания Кришны. Это стандарт для мадхьяма-адхикари.
Уттама-адхикари вайшнав всегда и во всем видит Кришну, то есть осознает, что все в этом мире происходит по Его воле. Он живет в гармонии со всеми окружающими его живыми существами и, что немаловажно, отдает каждому из них должное уважение. Все что приходит в его жизнь, хорошее или плохое, за всем он видит волю Господа и может счастливо приспособиться к сложившейся ситуации. На нашем уровне практикующих преданных, нам сложно определить принадлежность того или иного преданного к высшей или низшей категории вайшнавов. Также наше эго продолжает беспокоить наше сознание, и, находясь под этим воздействием, мы думаем: «Я тоже вайшнав, я знаю лучше других». Такого рода мысли только усложняют наше положение, тормозят духовное развитие. Поэтому мы должны быть очень осторожны с ними. К счастью, по милости Кришны, мы получаем возможность общения с истинным вайшнавом, и в соответствии с нашими способностями, пытаемся понять, что является для нас настоящим благом и каково наше реальное положение. Если мы будем пытаться продолжать наш путь таким образом, то наше положение можно считать безопасным. В противном случае, наша ситуация станет источником постоянного беспокойства и в результате мы обречены совершить оскорбление преданных, а это огромное препятствие в нашей духовной жизни.
Эта тема несомненно нуждается в постоянном обсуждении. Чем больше деталей и тонкостей мы будем знать, тем лучше. Но важно понимать, что все это необходимо обсуждать с опытным, квалифицированным вайшнавом. Но до тех пор нужно быть очень осторожным и с уважением относиться ко всем. Это будет очень хорошо для нашего развития. Тогда наше положение станет устойчивым, и мы сможем счастливо продолжать путь вместе с другими.
В процессе нашей практики общения с преданными и совместного служения, наше эго часто атакует нас. Но этого также можно избежать под милостивым руководством вайшнава. Если на этом этапе мы получим должное руководство истинного вайшнава, это будет в высшей степени благоприятно для нас. Нам следует думать так: «Я стараюсь и все, кто вокруг, помогут мне». Если мы желаем получить поддержку других, мы обязаны быть покорными и смиренными, и тогда внимание других преданных обязательно придет. В противном случае, мы останемся незамеченными и наше положение только ухудшится. Общение с возвышенным вайшнавом весьма существенно, ценно и необходимо. Так мы заручимся поддержкой и получим возможность подняться до следующего уровня, мадхьяма-адхикари. Мы можем быть счастливы сами и делать счастливыми окружающих. Однако только на уровне мадхьяма-адхикари становится возможным помогать другим. До достижения этого уровня мы должны сосредоточиться на развитии в себе таких качеств, как покорность и скромность, терпение и уважение к другим.
Но в любом случае невозможно остановить процесс развития духовности. Просто нужно ясно осознавать свое положение и быть всегда наготове, чтобы избежать опасностей и препятствий на пути преданного служения.
18 октября 1999 года
Маврикий
Shrila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj
The cornerstone
We are the devotees of Lord Krishna and we are trying to practice Krishna consciousness as possible by us. But here some obstacles are coming to us through offense to the Vaishnava. Actually we are the followers of Chaitanya Mahaprabhu with humility, tolerance and giving honor to others, trying to practice our religion. Within there some disturbance also we are feeling. That is offense to the Vaishnavas. Actually there are three kinds of Vaishnavas stated in the Chaitanya-charitamrita by Mahaprabhu. One is the kanishtha-adhikari: ordinary Vaishnava. Another some special kind: madhyama-adhikari Vaishnava. And uttama-adhikari Vaishnava (topmost).
The general standard is that everyone is offering very much obeisance to the Lord and is attached with the worshiping of the Lord, but not so much attached with the devotee.
archа̄yа̄m eva haraye
pūjа̄ṁ yaḥ śraddhayehate
na tad-bhakteṣu chānyeṣu
sa bhaktaḥ prа̄kṛtaḥ smṛtaḥ3
That kind of devotee is attached with Krishna, worshiping Krishna everything fine, but not so much attached with the devotee and their great connection. That kind of mood is giving us some chance of offense to them. Actually in the Scriptures always we are seeing, only the association of the Vaishnava is rescuing us from this illusory environment.
Lava-mātra sādhu-saṅge sarva-siddhi haya4, but if not there attachment with sadhu then one channel, what is always a mercifull channel we can consider, that will be disturbed and closed and that is not good anyway for our practicing life. Then who is prakrita, means ordinary Vaishnava, he needs upliftment from that stage to a higher level and that will come through the association of the Vaishnavas, and also a good person, their association will be helpful for the service. But who will be considered by ourselves a devotee, may be below standard, lower standard, not below standard — lower standard. We must try to uplift ourselves from a lower standard to a higher standard. That is madhyama-adhikari. What is the quality of the madhyama-adhikari? Shrimad-Bhagavatam said, "He has love for his Lord and much attachment with the Lord, affection for the Lord and friendship with the devotees. Who is unqualified, we must be mercifull to him to give him Krishna consciousness affectionately. But who is against Krishna consciousness, we not will take his association". This is the standard of madhyama-adikari.
The uttama-adhikari Vaishnava, they are always seeing Krishna everywhere, everything is flowing by the will of Krishna. He is living with all the entities and he is giving honor to everyone. This is uttama-adhikari Vaishnava. He is always seeing everywhere the will of Krishna working, and Krishna living everywhere. Then good or bad anything that comes in his life he can harmonized very happily with that situation. Our practitioners' difficulty is that, we cannot differentiate who is a higher Vaishnava and who is a lower standard Vaishnava, and who is the highest standard of Vaishnava.
And also some ego is coming to us, "I am also Vaishnava, I know better than others". This type of ego is disturbing our situation, practicing life disturbing. We must be careful about that. Fortunately what we are getting by the grace of Krishna, that is association of good Vaishnava, and we will choose some, as my mental situation allows, a good Vaishnava and try to understand what is my situation and what is good for me. If that way we will try to proceed in our practicing life then a safe position we will get. Otherwise we will be disturbed with our situation and sometimes we must make some offense to the Vaishnava and that is a very great obstacle in our spiritual life. About this matter it is necessary to discuss more and more. Details also, if we go into details that will be more good. Anything we will try to discuss, try to discuss with an expert Vaishnava. Until that, we must be careful for our situation and give honor to everyone. That will be very good. And where we will see some light there we will give our respect as madhyama-adhikari Vaishnava. Then our position will be safe and we can practice happily with others.
When we are trying to do congregational chanting there also some ego is coming and attacking us. That also we can avoid with some honorable Vaishnava's guidance. If we get some good guidance of honorable Vaishnava there, that will be good for us. We will try to consider, "I am trying and everyone will try to help me that way". If we want to get any help from others we must be submissive, we must be submissive with humility then the attention will come to me from others. Otherwise we will be ignored and our position will be worse. The association of a good Vaishnava is very essential. Then we will be promoted to madhyama-adhikari. We can do good for us and do good for others. It can only be done in madhyama-adhikari: good for others. Until getting that position we will try to promote ourselves with humility, with tolerance and giving honor to others.
Anyhow we cannot stop our practicing life and process. Only we will be alert about our situation and try to avoid the obstacles in the line of devotion.
Jai Guru Maharaja!
October 18, 1999
Mauritius
1↑ «Преданный, добросовестно поклоняющийся Божеству в храме, но не относящийся с почтением к другим преданным и людям в целом, именуется пракрита-бхактой, материалистичным преданным, и считается занимающим низшее положение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47).
2↑ Стих целиком: ‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’, — сарва-ш́а̄стре кайа / лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа — «Все явленные писания заключают, что даже мгновение общения с чистым преданным способно даровать все благо» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).
3↑ “A devotee who faithfully engages in the worship of the Deity in the temple but does not behave properly toward other devotees or people in general is called a prākṛta-bhakta, a materialistic devotee, and is considered to be in the lowest position” (Shrimad-Bhagavatam, 11.2.47).
4↑ ‘Sādhu-saṅga’, ‘sādhu-saṅga’—sarva-śāstre kaya / lava-mātra sādhu-saṅge sarva-siddhi haya—“The verdict of all revealed scriptures is that by even a moment’s association with a pure devotee, one can attain all success” (Shri Chaitanya-charitamrita, Madhya-lila, 22.54).
Наверх