«Благая удача». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 22 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 22.42M)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Благая удача

(22 сентября 2007 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Авадхут Махарадж: Джанардану Махараджу задали вопрос: как относиться к преданным разных уровней? Как преданные должны относиться друг к другу? И он хочет ответить на этот вопрос.

#00:01:06#

Джанардан Махарадж: Писания разделяют людей в соответствии с разными категориями веры, по разным категориям духовного развития. Первая категория, которая считается начальной, называется каништха-адхикари или пракрита-бхакта. Пракрита обозначает на санскрите «тот, кто материально обусловлен».

#00:01:32#

Более высокий класс преданных (второй класс преданных) называется мадхьяма-адхикари, или тот, кто находится на серединном пути. Слово «мадхья» используется в писаниях по-разному. Например, мы знаем книги [«Шри Чайтанья-чаритамриты»]: Ади-, Антья-, Мадхья-лила, то есть мадхья — это «среднее», «промежуточное». Ну а преданного высочайшего уровня (просветленную личность) называют уттама-адхикари.

#00:02:32#

Начинающий преданный способен поклоняться только определенной форме Бога в определенных рамках религиозного института; иными словами, его божественное видение не может выйти за пределы церкви. Он видит, что Бог существует только в храме. В целом его восприятие, его вера обусловлена такими формальностями, как принадлежность к той или иной религии, [бо́льшая] вера в определенные материальные реалии, нежели духовные. Как правило, его восприятие ограничивается религиозным институтом или храмом, но когда он находится вне религиозного института или храма, у него отсутствует духовные свойства к различению, к восприятию.

#00:04:12#

У мадхьяма-адхикари (того, кто находится на среднем уровне, то есть уже развитого преданного) есть четыре различных способности, которые определяют его духовный уровень: он поклоняется Господу, дружелюбно относится к преданным, умеет отличать невинных и проповедует им и избегает общения с материалистами — людьми бездуховными или являющимися нежелательными для общения в духовной жизни. Он старается с такими людьми не общаться.

#00:05:24#

Но уттама-адхикари (возвышенный преданный, который обладает просветлением) видит все как план Господа. Его не беспокоят ни демоны, ни несправедливость, ни что происходит в этом мире, поскольку он понимает, что в этом мире все связано с планом Верховного Господа. И часто писания говорят: чтобы уттама-адхикари был проповедником, наставником, он должен спуститься на более низкий уровень, на уровень мадхьяма-адхикари, он должен низойти на более низкую платформу, чтобы начать преподавать.

#00:06:36#

Одно из его качеств, которое описывается в писаниях, — это способность увидеть Господа. Совершенная личность, его божественное видение таково, что он видит Господа везде. Он видит Господа не только в храме, он видит Господа не только на изображении, но также осознает, что Господь пребывает в сердце каждого живого существа. Поэтому он испытывает высочайшее сострадание, видя каждое живое существо в связи с Господом. Поэтому с какой-то стороны, чтобы преданный обладал качествами проповедника, чтобы он обладал способностью менять людей и приводить их к Богу, он, конечно, должен быть не неофитом, а находиться на более высоком уровне.

#00:07:36#

Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур рассматривал это несколько в ином ключе. Он давал совет своим практикующим. Он сказал: «Вы должны определенным образом быть связаны с разными этими уровнями». Он сказал так: «Любой, кто воспел Святое Имя хотя бы однажды, должен быть почитаем вами в уме». И это как бы очень демократично. С одной стороны, можно сказать, что любому человеку, который воспел хотя бы раз Святое Имя, следует оказать почтение. Не факт, что с этим человеком есть необходимость общаться тесно, но по крайней мере уважать такого человека следует.

#00:08:56#

Но личности, которая прошла через дикшу (посвящение у духовного учителя), следует оказать почтение, поскольку она встала на духовный путь прогресса. Эта старинная традиция среди преданных, она идет с незапамятных времен, что преданные оказывают друг другу почтение. Они делают это своими поклонами, как часто старшим преданным с утра: когда преданные видят старших, они предлагают свои поклоны.

#00:09:57#

Далее Сарасвати Тхакур сказал: «Но если ты когда-то встретишь в своей жизни преданного, который обладает продвинутым уровнем сознания Кришны (это значит, что в сердце он всегда поклоняется Господу во Вриндаване, то есть его преданность чиста и свободна), такой личности следует всегда оказать служение». Поэтому можно сказать, что такая личность имеет глубокую связь с духовным учителем, и она внутренне занята почитанием Господа.

#00:11:03#

В писаниях сказано: когда человек видит чистого преданного, в его сердце рождается желание воспевать Святое Имя, то есть описано, что только присутствие продвинутой личности вдохновляет человека на воспевание Святого Имени. И в писании сказано, что если когда-нибудь тебе удастся встретить личность, которая обладает такими качествами (присутствие которой вдохновляет на воспевание Святого Имени), помни о том, что это крайне редко, и ты будешь очень удачлив, если посвятишь жизнь такой личности.

#00:11:56#

В нашей миссии мы рассматриваем нашего учителя — Шрилу Гурудева — как обладающего этими божественными качествами чистого преданного, при виде которого к человеку приходит энтузиазм и желание жить духовной жизнью, поэтому, безусловно, это будет разумно для нас — попытаться посвятить свою жизнь духовному развитию и служению такой личности, как он.

#00:12:24#

Мне задал Авадхут Махарадж такой вопрос, я подумал о том, что это важный вопрос, и вот сегодня утром я ответил на него.

Вопрос: Махарадж, насколько реально для каништхи, обычного неофита, стать в этой жизни мадхьямой?

Авадхут Махарадж: Надо спросить у мадхьямы (или уттамы). (Переводит вопрос Джанардану Махараджу).

#00:13:19#

Джанардан Махарадж: В нашей миссии, хотя мы все неофиты, но у нас отнюдь не неофитские задачи. Наша миссия — это проповедническая миссия. Мы стараемся не только сами жить духовной жизнью, но также поклоняться Господу в Его форме, в арчане, общаться с преданными, чтобы преданные были нашими друзьями, и проповедовать, поэтому те, кто следует этому, естественным образом подтягиваются на более высокий уровень.

#00:14:47#

То есть в нашей миссии мы стараемся поклоняться Господу, мы стараемся дружить друг с другом, мы стараемся проповедовать, и, естественно, для практикующих преданных подразумевается, что это не серьезно, если преданные вне храмовой жизни курят, злоупотребляют половой жизнью, ведут себя разнузданно. Если человек серьезно живет духовной жизнью, он по-настоящему следует (как в храмовой жизни, так и в своей обыденной жизни) вайшнавским принципам. Это определяет его стремление к более высокому уровню.

#00:15:38#

Шрила Гурудев часто говорит нам, что мы живем жизнью практикующих, то есть мы ученики, мы те, кто встали на путь практики. Само слово «садхана» с санскрита переводится как «духовная практика». Практика подразумевает то, что мы принимаем принципы и образ жизни преданного настолько, насколько это возможно, вне зависимости от того, живем ли мы в храме или в социуме.

#00:16:28#

Человек, который стремится к преданности, осознает свои несовершенства и стремится избавиться от них. Может быть, он не может избавиться от несовершенств сразу же, но у него есть какие-то цели, у него есть идеалы, он живет духовной жизнью, и в этой духовной жизни он пытается становиться лучше, чем он есть на самом деле. В этом и смысл духовной жизни.

#00:17:00#

Гурудев рассказывал, что однажды в молодости они проповедовали и пришли в дом к одному домохозяину, который сидел с такой огромной трубкой — хукой. И он был очень неконтактным человеком, но Говинда Махарадж сказал ему: «О, у вас очень прикольная трубка. Вы знаете, чем она занимается? — Когда мужчина затягивался трубкой через воду, этот кальян булькал и бурлил. — Вы знаете, о чем говорит ваш кальян?» Мужчина сказал: «Нет, я не знаю». — «Пока вы здесь обкуриваетесь, ваша трубка воспевает Святое Имя». И получилось так, что этому человеку очень понравился Говинда Махарадж, и он стал жертвовать, ходить на программы и постепенно избавился от всех дурных привычек.

#00:18:19#

Сама духовная практика подразумевает то, что в ее процессе человек обретает высший вкус. Может быть, это не может произойти сразу же, на самой начальной стадии. Я помню, много лет тому назад, когда мы жили в Индии, к нам приехал один человек. Позже, я понял, он стал очень продвинутой духовной личностью. Он залез в такси, дал таксисту адрес, он ничего не знал [о Индии]: «Вот, везите меня туда-то, там, наверное, храм». Но таксист решил его накрутить и возил его, катал по Калькутте, как это обычно [бывает] у рикшей.

#00:19:30#

После нескольких часов катания по городу преданный все-таки сказал: «Отвезите меня обратно в аэропорт». Он был полностью разочарован, он пришел в аэропорт, купил билет на следующий самолет и улетел из Индии. Его первый опыт поездки в Индию: получилось так, что его духовная деятельность закончилась в такси. Но позже он принял духовную жизнь и стал очень успешной духовной личностью.

Авадхут Махарадж: Махарадж, вы, наверное, о себе рассказываете (смех), так вдохновенно…

#00:20:49#

Джанардан Махарадж: И так происходит не с одним преданным. Кришна говорит в Бхагавад-гите, что когда ты обретаешь духовный вкус, то есть ты действительно подлинно ощущаешь нечто высшее, то низшее естественно оставляет тебя, низшие вкусы уходят.

#00:21:06#

Я помню, когда в молодости присоединился к движению преданных, какие-то вещи мне не нравились в них, были какие-то конфликты. Я думал: нет, надо валить отсюда, из этого «Харе Кришна». Но у меня никогда не было идеи свалить до обеда (смех), но после обеда я был всегда уставший и не мог уже никуда бежать. И так проходили дни… В процессе постоянных обедов во мне родился некий вкус (смех).

#00:22:03#

Я помню, как вначале меня сослали в Данию. В Дании я встретился с преданными. И после этого, когда я присоединился к преданным, я отправился в Гамбург, в Германию. Я помню, когда в те годы преданные готовили пиры, угощали сотни людей, готовили всегда огромные котлы с кичри, а наверх, чтобы было вкуснее, лили огромными ложками гхи, топленое масло. Тогда мы садились на метро, ехали на санкиртану. Но часто после обеда, когда мы выезжали в город на проповедь, мы все засыпали в метро, потому что был очень вкусный кичри, и наша проповедническая миссия заканчивалась фиаско.

#00:22:28#

Часто говорят, что движение Шрилы Прабхупады в 60-е годы было построено на халаве, на сладостях. И эта халава была настолько вкусная, ее готовили в огромных количествах, тазами, и раздавали всем, не только преданным, но еще кормили полгорода.

#00:24:06#

Естественно, это была Америка 60-х. Поэтому сидели волосатые хиппи и задавали разные вопросы. Кто-то спросил Шрилу Прабхупаду: «А как насчет винца? Можно ли винцом догоняться?» Кто-то стал объяснять, что вино — это вредно, что в пиве много сахаров, всяких разных там ингредиентов, а кто-то, наоборот, говорил, что вино полезно, потому что в нем много сахара… Прабхупада услышал это и сказал: «Добавьте сахара в халаву!» Было решено так, что если от сахара вставляет, то пускай добавляют больше сахара.

#00:25:20#

Поэтому человек начинающий оставляет дурные привычки в процессе духовной жизни. Это не происходит моментально, но чем более возвышается его сознание, тем естественнее становится для него благостная, духовная жизнь и более дикой, так сказать, жизнь материалистов.

#00:25:56#

Это тоже мой опыт. Как-то, когда я был в Индии, в храме в Калькутте, я понял, что мне пора уехать, и понял, что если я не уеду сейчас (останусь до обеда), я уже не уеду никогда. Я дождался поста, когда в храме перестали есть (это происходит в дни экадаши), ворвался в аэропорту в офис и сказал: «Послушайте, у меня нет денег, но мне нужно отсюда свалить. Нет у вас возможности меня увезти отсюда?» Эта женщина, которая была очень благочестивой индуской, увидела меня в одежде монаха и очень смиренно ответила: «К сожалению, господин, мы не сможем вас отправить бесплатно, но я могу позвонить вашим родителям в Америку и попросить их оплатить билет нашей авиалинии, и тогда вы его получите здесь и улетите». Я сказал: «Хорошо, пускай так и будет. Я вернусь к вам через две недели в следующий пост». После того, как я позвонил родителям, я пришел — действительно, билет лежал в офисе авиалинии.

#00:28:27#

Неофит думает оставить духовную жизнь по любому поводу. Когда неофит живет духовной жизнью, он только и думает: вот, то-то там меня не удовлетворяет, поэтому я должен перестать жить духовной жизнью. Или: я это не могу делать, поэтому я должен перестать духовной жизнью жить. Но Кришна очень хитрый, Он ворует сердца преданных, поэтому устраивает им такие как бы [испытания].

#00:28:58#

Я помню, как в 1975 году меня отправили из храма в Аргентину (судя по всему, отправили, потому что уже не могли терпеть), но в это время в Аргентине была война. Была война Сальвадоре Альенде — президента, была гражданская война, так сказать, и в это время я был в храме в Аргентине. Когда я приехал в этот новый храм во время войны, я сказал: «Что у вас, ребята, на обед?» Они с постными лицами показали мне дешевую гороховую кашу без специй и сказали: «Это все, что у нас есть». Поскольку я был будущим президентом храма и не хотел особо вредничать в первый день, я подумал: «Ну ладно, значит, ничего не оставили для меня поесть. Ладно, поем, что есть, завтра разберемся».

#00:30:16#

Но пришло завтра, и была опять дешевая гороховая каша без специй. Я сказал: «Что, ребята, только каша? Все, что есть? Надо разобраться с кухней». Позвал поваров. Я сказал повару: «Попробуй кашу, которую ты приготовил». Повар сказал: «А че ее пробовать — ее и так уже всю съели». Я сказал: «Ну да, съели, потому что больше нечего». Я узнал, что в Латинской Америке в то время было очень дешевое топленое масло, оно стоило какие-то копейки. Пятнадцать килограмм можно было купить чуть ли не за пятьдесят рублей. И три американских цента стоил литр коровьего молока, то есть за доллар можно было купить тридцать литров молока. Когда я узнал такие ценники, я очень сильно обрадовался.

#00:32:24#

И они сделали такое блюдо, которое называлось «смерть мясникам». Это были овощи, потушенные с обжаренным паниром, ужасно аппетитные. Мы стали готовить литры, десятки литров йогуртов, разных вкусных напитков и сладостей. Когда мы начали уже кормить людей настоящим прасадом, вкусным, то сотни людей стали приходить в храм и были в восторге.

#00:33:21#

И вопрос о том, как быть более продвинутым преданным… Когда ты готовишь прасад и приглашаешь людей, ты привлекаешь этих людей прасадом — ты уже вынужден вести себя не как неофит, а как продвинутый преданный.

#00:33:40#

Вот, например, Сиддханти Махарадж очень любит киртаны, вы знаете. Однажды, когда мы с ним ходили на харинамы, я был очень удивлен, видя, как он совершает огромные прыжки. [Сиддханти Махарадж возражает: «Я и так высокий. Зачем мне прыгать?»] Действительно, когда посмотришь на него, подумаешь: «Он и так двухметровый. Когда он еще прыгает на метр…» Поэтому такими прыжками тоже можно привлекать людей. Сладкий прасад, прыжки — все может привлекать людей.

#00:34:48#

Когда я присоединился к преданным, я особо не рассчитывал вернуться к своим старым друзьям. И кто-то мне сказал: «Твои старые дружки из подворотни хотят с тобой встретиться». Я уже много лет их не видел. Когда мой друг предложил мне встретиться с ним, я сказал: «Ладно, я готов с ними встретиться, если они хотят, но у меня есть одно только условие: я не собираюсь с ними говорить ни о каких прошлых делах, поскольку меня уже не интересуют все эти прошлые дела».

#00:35:39#

Тогда мои друзья возмутились и сказали: «А нафиг он тогда нам нужен? Что, он будет проповедовать, парить нам голову?» Они сказали: «Нет!» Это естественно, что от того, кто начинает практиковать сознание Кришны, все старые друзья «отваливаются». Они подумают, что с этим не выпьешь, не тусонешься, не «повисишь»… Они скажут: «А, у него крыша съехала, у него промыты мозги». Но, с другой стороны, можно сказать так, что если мозги грязные, то их неплохо промывать. По крайней мере, хотя бы какой-то чистый ум должен быть у человека.

#00:36:48#

Постепенно человек в духовной жизни встречает других, новых людей. Это естественно. Ты попадаешь в общество преданных, они любят говорить о Кришне, о духовном, у них есть желание посвятить свою жизнь Гурудеву. Они даже могут тебе купить иногда билет в Индию, как это делали мне, со мной это происходило. Или, по крайней мере, с ними можно вместе работать, чтобы отправиться вместе в Индию. (Потом ты можешь присоединиться к Виджай Раману.)

#00:37:51#

Каждый человек нуждается в духовной жизни, в практике. Ты присоединяешься к Гурудеву, видишь замечательные лица, которые все воспевают Святое Имя, все едят двадцать четыре часа в сутки, а каши я люблю везде, даже в Калифорнии, поэтому я счастлив. Мы бросаем вызов пицце: да здравствует каша!

#00:39:11#

Писания говорят, что если человек воспевает Святое Имя хотя бы раз, то в своем сердце мы должны оказать ему почтение. Здесь, в России, по милости нашего Гурудева санкиртана для преданных — это естественное событие, они выходят на выходные. Но не во всех странах эта традиция поддерживается. Даже в ИСККОНе не везде проводят санкиртану.

#00:40:26#

Когда ты ходишь на санкиртану и поешь, ты видишь три категории людей. Большая часть простых людей, которые, увидев тебя, улыбаются, чувствуется, что они радостные: либо они просто прикалываются над тобой, либо у них просто хорошее настроение, либо то, что ты поешь, им создает позитив. Но есть очень небольшой процент людей, которые негативно относятся, когда видят санкиртану, они возмущены. А есть процент людей, которые безразличны.

#00:41:11#

[Авадхут Махарадж: Я говорю, что санкиртана — она настолько прогрессивная, что пробуждает в сердцах многих людей религиозные чувства. Например, когда какие-нибудь фанатики-христиане тебя видят, они начинают креститься. То есть волей-неволей, может быть, у них нет представления о сознании Кришны, но санкиртана вызывает у них религиозные чувства, и кто-то начинает тебя крестить…]

#00:42:04#

Но когда ты видишь людей, которых действительно радует то, что воспевают святые имена, и они нормально к этому относятся, естественно ты в сердце хочешь оказать им свое почтение.

#00:42:32#

Ко мне подошел один мужчина, посмотрел на меня и сказал: «Да, у вас, наверное, очень удобные одежды». Но я не расслышал, что он сказал по поводу одежды, я подумал, что он сказал по поводу машины, на которой я приехал. Я ему сказал: «Да это не мое».

#00:43:13#

Я пошел на харинаму и встретил другого мужика, который отвел меня в сторону и спросил, занимаемся ли мы телепатией. Но мне показалось, что вместо слова телекинез, он произносит слово incense — «благовоние». Он спросил: «Занимаетесь ли вы телепатией?», но мне послышалось: «Продаете ли вы благовония?», и я ему сказал: «У меня с собой нет ничего». Мир полон возможностей для проповеди.

#00:44:20#

Поэтому мне нравится Авадхут Махарадж — он искренне всегда хочет дать людям сознание Кришны [но не знает, как — добавляет сам Авадхут Махарадж]. Это очень приятно, когда ты смотришь на какую-нибудь карту (на Хабаровск или Камчатку) и знаешь, что там есть преданные, которые воспевают святые имена. Мне очень нравятся люди здесь, в России. Я вижу, что они простые, но продвинутые. Люди настолько продвинутые, что даже маленькие дети говорят по-русски, хотя русский — очень трудный язык. [Все очень громко смеются.]

[Авадхут Махарадж говорит, обращаясь к Джанардану Махараджу: Даже не многие русские очень свободно говорят по-русски.]

#00:47:15#

И мы говорим о разных уровнях, но тем не менее мы видим в личности Гурудева все качества возвышенной личности, уттама-адхикари.

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’
1

Санатана Госвами говорит с Махапрабху в «Чайтанья-чаритамрите». Махапрабху объясняет, что если тебе посчастливится в жизни увидеть продвинутого вайшнава, возвышенного вайшнава, то естественным образом ты захочешь воспевать Святое Имя.

#00:48:27#

Сказано: насколько это прекрасно, что есть такая личность, которая своим присутствием вдохновляет людей на духовную жизнь. Мы удачливы, что такая святая личность, как Гурудев, приехала сюда и своим присутствием благословила нас, и у людей есть возможность видеть его, общаться, обрести его милость.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Вайшнав высшей категории — это тот, кто одним своим присутствием побуждает других повторять Святое Имя Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.74).




←  «Оставь все виды религий». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 24 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Святое Имя». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 15 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Благая удача

(22 сентября 2007 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Авадхут Махарадж: Джанардану Махараджу задали вопрос: как относиться к преданным разных уровней? Как преданные должны относиться друг к другу? И он хочет ответить на этот вопрос.

#00:01:06#

Джанардан Махарадж: Писания разделяют людей в соответствии с разными категориями веры, по разным категориям духовного развития. Первая категория, которая считается начальной, называется каништха-адхикари или пракрита-бхакта. Пракрита обозначает на санскрите «тот, кто материально обусловлен».

#00:01:32#

Более высокий класс преданных (второй класс преданных) называется мадхьяма-адхикари, или тот, кто находится на серединном пути. Слово «мадхья» используется в писаниях по-разному. Например, мы знаем книги [«Шри Чайтанья-чаритамриты»]: Ади-, Антья-, Мадхья-лила, то есть мадхья — это «среднее», «промежуточное». Ну а преданного высочайшего уровня (просветленную личность) называют уттама-адхикари.

#00:02:32#

Начинающий преданный способен поклоняться только определенной форме Бога в определенных рамках религиозного института; иными словами, его божественное видение не может выйти за пределы церкви. Он видит, что Бог существует только в храме. В целом его восприятие, его вера обусловлена такими формальностями, как принадлежность к той или иной религии, [бо́льшая] вера в определенные материальные реалии, нежели духовные. Как правило, его восприятие ограничивается религиозным институтом или храмом, но когда он находится вне религиозного института или храма, у него отсутствует духовные свойства к различению, к восприятию.

#00:04:12#

У мадхьяма-адхикари (того, кто находится на среднем уровне, то есть уже развитого преданного) есть четыре различных способности, которые определяют его духовный уровень: он поклоняется Господу, дружелюбно относится к преданным, умеет отличать невинных и проповедует им и избегает общения с материалистами — людьми бездуховными или являющимися нежелательными для общения в духовной жизни. Он старается с такими людьми не общаться.

#00:05:24#

Но уттама-адхикари (возвышенный преданный, который обладает просветлением) видит все как план Господа. Его не беспокоят ни демоны, ни несправедливость, ни что происходит в этом мире, поскольку он понимает, что в этом мире все связано с планом Верховного Господа. И часто писания говорят: чтобы уттама-адхикари был проповедником, наставником, он должен спуститься на более низкий уровень, на уровень мадхьяма-адхикари, он должен низойти на более низкую платформу, чтобы начать преподавать.

#00:06:36#

Одно из его качеств, которое описывается в писаниях, — это способность увидеть Господа. Совершенная личность, его божественное видение таково, что он видит Господа везде. Он видит Господа не только в храме, он видит Господа не только на изображении, но также осознает, что Господь пребывает в сердце каждого живого существа. Поэтому он испытывает высочайшее сострадание, видя каждое живое существо в связи с Господом. Поэтому с какой-то стороны, чтобы преданный обладал качествами проповедника, чтобы он обладал способностью менять людей и приводить их к Богу, он, конечно, должен быть не неофитом, а находиться на более высоком уровне.

#00:07:36#

Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур рассматривал это несколько в ином ключе. Он давал совет своим практикующим. Он сказал: «Вы должны определенным образом быть связаны с разными этими уровнями». Он сказал так: «Любой, кто воспел Святое Имя хотя бы однажды, должен быть почитаем вами в уме». И это как бы очень демократично. С одной стороны, можно сказать, что любому человеку, который воспел хотя бы раз Святое Имя, следует оказать почтение. Не факт, что с этим человеком есть необходимость общаться тесно, но по крайней мере уважать такого человека следует.

#00:08:56#

Но личности, которая прошла через дикшу (посвящение у духовного учителя), следует оказать почтение, поскольку она встала на духовный путь прогресса. Эта старинная традиция среди преданных, она идет с незапамятных времен, что преданные оказывают друг другу почтение. Они делают это своими поклонами, как часто старшим преданным с утра: когда преданные видят старших, они предлагают свои поклоны.

#00:09:57#

Далее Сарасвати Тхакур сказал: «Но если ты когда-то встретишь в своей жизни преданного, который обладает продвинутым уровнем сознания Кришны (это значит, что в сердце он всегда поклоняется Господу во Вриндаване, то есть его преданность чиста и свободна), такой личности следует всегда оказать служение». Поэтому можно сказать, что такая личность имеет глубокую связь с духовным учителем, и она внутренне занята почитанием Господа.

#00:11:03#

В писаниях сказано: когда человек видит чистого преданного, в его сердце рождается желание воспевать Святое Имя, то есть описано, что только присутствие продвинутой личности вдохновляет человека на воспевание Святого Имени. И в писании сказано, что если когда-нибудь тебе удастся встретить личность, которая обладает такими качествами (присутствие которой вдохновляет на воспевание Святого Имени), помни о том, что это крайне редко, и ты будешь очень удачлив, если посвятишь жизнь такой личности.

#00:11:56#

В нашей миссии мы рассматриваем нашего учителя — Шрилу Гурудева — как обладающего этими божественными качествами чистого преданного, при виде которого к человеку приходит энтузиазм и желание жить духовной жизнью, поэтому, безусловно, это будет разумно для нас — попытаться посвятить свою жизнь духовному развитию и служению такой личности, как он.

#00:12:24#

Мне задал Авадхут Махарадж такой вопрос, я подумал о том, что это важный вопрос, и вот сегодня утром я ответил на него.

Вопрос: Махарадж, насколько реально для каништхи, обычного неофита, стать в этой жизни мадхьямой?

Авадхут Махарадж: Надо спросить у мадхьямы (или уттамы). (Переводит вопрос Джанардану Махараджу).

#00:13:19#

Джанардан Махарадж: В нашей миссии, хотя мы все неофиты, но у нас отнюдь не неофитские задачи. Наша миссия — это проповедническая миссия. Мы стараемся не только сами жить духовной жизнью, но также поклоняться Господу в Его форме, в арчане, общаться с преданными, чтобы преданные были нашими друзьями, и проповедовать, поэтому те, кто следует этому, естественным образом подтягиваются на более высокий уровень.

#00:14:47#

То есть в нашей миссии мы стараемся поклоняться Господу, мы стараемся дружить друг с другом, мы стараемся проповедовать, и, естественно, для практикующих преданных подразумевается, что это не серьезно, если преданные вне храмовой жизни курят, злоупотребляют половой жизнью, ведут себя разнузданно. Если человек серьезно живет духовной жизнью, он по-настоящему следует (как в храмовой жизни, так и в своей обыденной жизни) вайшнавским принципам. Это определяет его стремление к более высокому уровню.

#00:15:38#

Шрила Гурудев часто говорит нам, что мы живем жизнью практикующих, то есть мы ученики, мы те, кто встали на путь практики. Само слово «садхана» с санскрита переводится как «духовная практика». Практика подразумевает то, что мы принимаем принципы и образ жизни преданного настолько, насколько это возможно, вне зависимости от того, живем ли мы в храме или в социуме.

#00:16:28#

Человек, который стремится к преданности, осознает свои несовершенства и стремится избавиться от них. Может быть, он не может избавиться от несовершенств сразу же, но у него есть какие-то цели, у него есть идеалы, он живет духовной жизнью, и в этой духовной жизни он пытается становиться лучше, чем он есть на самом деле. В этом и смысл духовной жизни.

#00:17:00#

Гурудев рассказывал, что однажды в молодости они проповедовали и пришли в дом к одному домохозяину, который сидел с такой огромной трубкой — хукой. И он был очень неконтактным человеком, но Говинда Махарадж сказал ему: «О, у вас очень прикольная трубка. Вы знаете, чем она занимается? — Когда мужчина затягивался трубкой через воду, этот кальян булькал и бурлил. — Вы знаете, о чем говорит ваш кальян?» Мужчина сказал: «Нет, я не знаю». — «Пока вы здесь обкуриваетесь, ваша трубка воспевает Святое Имя». И получилось так, что этому человеку очень понравился Говинда Махарадж, и он стал жертвовать, ходить на программы и постепенно избавился от всех дурных привычек.

#00:18:19#

Сама духовная практика подразумевает то, что в ее процессе человек обретает высший вкус. Может быть, это не может произойти сразу же, на самой начальной стадии. Я помню, много лет тому назад, когда мы жили в Индии, к нам приехал один человек. Позже, я понял, он стал очень продвинутой духовной личностью. Он залез в такси, дал таксисту адрес, он ничего не знал [о Индии]: «Вот, везите меня туда-то, там, наверное, храм». Но таксист решил его накрутить и возил его, катал по Калькутте, как это обычно [бывает] у рикшей.

#00:19:30#

После нескольких часов катания по городу преданный все-таки сказал: «Отвезите меня обратно в аэропорт». Он был полностью разочарован, он пришел в аэропорт, купил билет на следующий самолет и улетел из Индии. Его первый опыт поездки в Индию: получилось так, что его духовная деятельность закончилась в такси. Но позже он принял духовную жизнь и стал очень успешной духовной личностью.

Авадхут Махарадж: Махарадж, вы, наверное, о себе рассказываете (смех), так вдохновенно…

#00:20:49#

Джанардан Махарадж: И так происходит не с одним преданным. Кришна говорит в Бхагавад-гите, что когда ты обретаешь духовный вкус, то есть ты действительно подлинно ощущаешь нечто высшее, то низшее естественно оставляет тебя, низшие вкусы уходят.

#00:21:06#

Я помню, когда в молодости присоединился к движению преданных, какие-то вещи мне не нравились в них, были какие-то конфликты. Я думал: нет, надо валить отсюда, из этого «Харе Кришна». Но у меня никогда не было идеи свалить до обеда (смех), но после обеда я был всегда уставший и не мог уже никуда бежать. И так проходили дни… В процессе постоянных обедов во мне родился некий вкус (смех).

#00:22:03#

Я помню, как вначале меня сослали в Данию. В Дании я встретился с преданными. И после этого, когда я присоединился к преданным, я отправился в Гамбург, в Германию. Я помню, когда в те годы преданные готовили пиры, угощали сотни людей, готовили всегда огромные котлы с кичри, а наверх, чтобы было вкуснее, лили огромными ложками гхи, топленое масло. Тогда мы садились на метро, ехали на санкиртану. Но часто после обеда, когда мы выезжали в город на проповедь, мы все засыпали в метро, потому что был очень вкусный кичри, и наша проповедническая миссия заканчивалась фиаско.

#00:22:28#

Часто говорят, что движение Шрилы Прабхупады в 60-е годы было построено на халаве, на сладостях. И эта халава была настолько вкусная, ее готовили в огромных количествах, тазами, и раздавали всем, не только преданным, но еще кормили полгорода.

#00:24:06#

Естественно, это была Америка 60-х. Поэтому сидели волосатые хиппи и задавали разные вопросы. Кто-то спросил Шрилу Прабхупаду: «А как насчет винца? Можно ли винцом догоняться?» Кто-то стал объяснять, что вино — это вредно, что в пиве много сахаров, всяких разных там ингредиентов, а кто-то, наоборот, говорил, что вино полезно, потому что в нем много сахара… Прабхупада услышал это и сказал: «Добавьте сахара в халаву!» Было решено так, что если от сахара вставляет, то пускай добавляют больше сахара.

#00:25:20#

Поэтому человек начинающий оставляет дурные привычки в процессе духовной жизни. Это не происходит моментально, но чем более возвышается его сознание, тем естественнее становится для него благостная, духовная жизнь и более дикой, так сказать, жизнь материалистов.

#00:25:56#

Это тоже мой опыт. Как-то, когда я был в Индии, в храме в Калькутте, я понял, что мне пора уехать, и понял, что если я не уеду сейчас (останусь до обеда), я уже не уеду никогда. Я дождался поста, когда в храме перестали есть (это происходит в дни экадаши), ворвался в аэропорту в офис и сказал: «Послушайте, у меня нет денег, но мне нужно отсюда свалить. Нет у вас возможности меня увезти отсюда?» Эта женщина, которая была очень благочестивой индуской, увидела меня в одежде монаха и очень смиренно ответила: «К сожалению, господин, мы не сможем вас отправить бесплатно, но я могу позвонить вашим родителям в Америку и попросить их оплатить билет нашей авиалинии, и тогда вы его получите здесь и улетите». Я сказал: «Хорошо, пускай так и будет. Я вернусь к вам через две недели в следующий пост». После того, как я позвонил родителям, я пришел — действительно, билет лежал в офисе авиалинии.

#00:28:27#

Неофит думает оставить духовную жизнь по любому поводу. Когда неофит живет духовной жизнью, он только и думает: вот, то-то там меня не удовлетворяет, поэтому я должен перестать жить духовной жизнью. Или: я это не могу делать, поэтому я должен перестать духовной жизнью жить. Но Кришна очень хитрый, Он ворует сердца преданных, поэтому устраивает им такие как бы [испытания].

#00:28:58#

Я помню, как в 1975 году меня отправили из храма в Аргентину (судя по всему, отправили, потому что уже не могли терпеть), но в это время в Аргентине была война. Была война Сальвадоре Альенде — президента, была гражданская война, так сказать, и в это время я был в храме в Аргентине. Когда я приехал в этот новый храм во время войны, я сказал: «Что у вас, ребята, на обед?» Они с постными лицами показали мне дешевую гороховую кашу без специй и сказали: «Это все, что у нас есть». Поскольку я был будущим президентом храма и не хотел особо вредничать в первый день, я подумал: «Ну ладно, значит, ничего не оставили для меня поесть. Ладно, поем, что есть, завтра разберемся».

#00:30:16#

Но пришло завтра, и была опять дешевая гороховая каша без специй. Я сказал: «Что, ребята, только каша? Все, что есть? Надо разобраться с кухней». Позвал поваров. Я сказал повару: «Попробуй кашу, которую ты приготовил». Повар сказал: «А че ее пробовать — ее и так уже всю съели». Я сказал: «Ну да, съели, потому что больше нечего». Я узнал, что в Латинской Америке в то время было очень дешевое топленое масло, оно стоило какие-то копейки. Пятнадцать килограмм можно было купить чуть ли не за пятьдесят рублей. И три американских цента стоил литр коровьего молока, то есть за доллар можно было купить тридцать литров молока. Когда я узнал такие ценники, я очень сильно обрадовался.

#00:32:24#

И они сделали такое блюдо, которое называлось «смерть мясникам». Это были овощи, потушенные с обжаренным паниром, ужасно аппетитные. Мы стали готовить литры, десятки литров йогуртов, разных вкусных напитков и сладостей. Когда мы начали уже кормить людей настоящим прасадом, вкусным, то сотни людей стали приходить в храм и были в восторге.

#00:33:21#

И вопрос о том, как быть более продвинутым преданным… Когда ты готовишь прасад и приглашаешь людей, ты привлекаешь этих людей прасадом — ты уже вынужден вести себя не как неофит, а как продвинутый преданный.

#00:33:40#

Вот, например, Сиддханти Махарадж очень любит киртаны, вы знаете. Однажды, когда мы с ним ходили на харинамы, я был очень удивлен, видя, как он совершает огромные прыжки. [Сиддханти Махарадж возражает: «Я и так высокий. Зачем мне прыгать?»] Действительно, когда посмотришь на него, подумаешь: «Он и так двухметровый. Когда он еще прыгает на метр…» Поэтому такими прыжками тоже можно привлекать людей. Сладкий прасад, прыжки — все может привлекать людей.

#00:34:48#

Когда я присоединился к преданным, я особо не рассчитывал вернуться к своим старым друзьям. И кто-то мне сказал: «Твои старые дружки из подворотни хотят с тобой встретиться». Я уже много лет их не видел. Когда мой друг предложил мне встретиться с ним, я сказал: «Ладно, я готов с ними встретиться, если они хотят, но у меня есть одно только условие: я не собираюсь с ними говорить ни о каких прошлых делах, поскольку меня уже не интересуют все эти прошлые дела».

#00:35:39#

Тогда мои друзья возмутились и сказали: «А нафиг он тогда нам нужен? Что, он будет проповедовать, парить нам голову?» Они сказали: «Нет!» Это естественно, что от того, кто начинает практиковать сознание Кришны, все старые друзья «отваливаются». Они подумают, что с этим не выпьешь, не тусонешься, не «повисишь»… Они скажут: «А, у него крыша съехала, у него промыты мозги». Но, с другой стороны, можно сказать так, что если мозги грязные, то их неплохо промывать. По крайней мере, хотя бы какой-то чистый ум должен быть у человека.

#00:36:48#

Постепенно человек в духовной жизни встречает других, новых людей. Это естественно. Ты попадаешь в общество преданных, они любят говорить о Кришне, о духовном, у них есть желание посвятить свою жизнь Гурудеву. Они даже могут тебе купить иногда билет в Индию, как это делали мне, со мной это происходило. Или, по крайней мере, с ними можно вместе работать, чтобы отправиться вместе в Индию. (Потом ты можешь присоединиться к Виджай Раману.)

#00:37:51#

Каждый человек нуждается в духовной жизни, в практике. Ты присоединяешься к Гурудеву, видишь замечательные лица, которые все воспевают Святое Имя, все едят двадцать четыре часа в сутки, а каши я люблю везде, даже в Калифорнии, поэтому я счастлив. Мы бросаем вызов пицце: да здравствует каша!

#00:39:11#

Писания говорят, что если человек воспевает Святое Имя хотя бы раз, то в своем сердце мы должны оказать ему почтение. Здесь, в России, по милости нашего Гурудева санкиртана для преданных — это естественное событие, они выходят на выходные. Но не во всех странах эта традиция поддерживается. Даже в ИСККОНе не везде проводят санкиртану.

#00:40:26#

Когда ты ходишь на санкиртану и поешь, ты видишь три категории людей. Большая часть простых людей, которые, увидев тебя, улыбаются, чувствуется, что они радостные: либо они просто прикалываются над тобой, либо у них просто хорошее настроение, либо то, что ты поешь, им создает позитив. Но есть очень небольшой процент людей, которые негативно относятся, когда видят санкиртану, они возмущены. А есть процент людей, которые безразличны.

#00:41:11#

[Авадхут Махарадж: Я говорю, что санкиртана — она настолько прогрессивная, что пробуждает в сердцах многих людей религиозные чувства. Например, когда какие-нибудь фанатики-христиане тебя видят, они начинают креститься. То есть волей-неволей, может быть, у них нет представления о сознании Кришны, но санкиртана вызывает у них религиозные чувства, и кто-то начинает тебя крестить…]

#00:42:04#

Но когда ты видишь людей, которых действительно радует то, что воспевают святые имена, и они нормально к этому относятся, естественно ты в сердце хочешь оказать им свое почтение.

#00:42:32#

Ко мне подошел один мужчина, посмотрел на меня и сказал: «Да, у вас, наверное, очень удобные одежды». Но я не расслышал, что он сказал по поводу одежды, я подумал, что он сказал по поводу машины, на которой я приехал. Я ему сказал: «Да это не мое».

#00:43:13#

Я пошел на харинаму и встретил другого мужика, который отвел меня в сторону и спросил, занимаемся ли мы телепатией. Но мне показалось, что вместо слова телекинез, он произносит слово incense — «благовоние». Он спросил: «Занимаетесь ли вы телепатией?», но мне послышалось: «Продаете ли вы благовония?», и я ему сказал: «У меня с собой нет ничего». Мир полон возможностей для проповеди.

#00:44:20#

Поэтому мне нравится Авадхут Махарадж — он искренне всегда хочет дать людям сознание Кришны [но не знает, как — добавляет сам Авадхут Махарадж]. Это очень приятно, когда ты смотришь на какую-нибудь карту (на Хабаровск или Камчатку) и знаешь, что там есть преданные, которые воспевают святые имена. Мне очень нравятся люди здесь, в России. Я вижу, что они простые, но продвинутые. Люди настолько продвинутые, что даже маленькие дети говорят по-русски, хотя русский — очень трудный язык. [Все очень громко смеются.]

[Авадхут Махарадж говорит, обращаясь к Джанардану Махараджу: Даже не многие русские очень свободно говорят по-русски.]

#00:47:15#

И мы говорим о разных уровнях, но тем не менее мы видим в личности Гурудева все качества возвышенной личности, уттама-адхикари.

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’
1

Санатана Госвами говорит с Махапрабху в «Чайтанья-чаритамрите». Махапрабху объясняет, что если тебе посчастливится в жизни увидеть продвинутого вайшнава, возвышенного вайшнава, то естественным образом ты захочешь воспевать Святое Имя.

#00:48:27#

Сказано: насколько это прекрасно, что есть такая личность, которая своим присутствием вдохновляет людей на духовную жизнь. Мы удачливы, что такая святая личность, как Гурудев, приехала сюда и своим присутствием благословила нас, и у людей есть возможность видеть его, общаться, обрести его милость.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Вайшнав высшей категории — это тот, кто одним своим присутствием побуждает других повторять Святое Имя Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.74).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования