«Гаура-пурнима» (часть 3)Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 21 марта 2008 года | Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 25.95M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Гаура-пурнима
(часть 3)

(21 марта 2008 года. Москва, Кисельный)


Джай Шри Чайтанья Махапрабху, Гаура-пурнима авирбхав-маха-махотсав-титхи ки джай!

#00:00:22#

Итак, это было замечательное, прекрасное и достоверное описание явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Очевидно, в Бенгалии, когда они поют это описание, эти стихи, у них нет нужды слушать перевод, поскольку они понимают оригинал, бенгали. К сожалению, мы не настолько удачливы, поэтому у нас есть потребность в переводе.

#00:01:07#

В других религиозных концепциях иногда люди говорят о судном дне, о великом суде, о повторном пришествии или втором пришествии [Иисуса Христа], когда всех будут судить. Однако здесь мы видим, что Шри Чайтанья Махапрабху явился не для того, чтобы судить кого бы то ни было, но для того, чтобы наполнить сердца всех и каждого неописуемым блаженством. Такова природа истинной духовности, что она вся исполнена, она вся переполнена истинной радостью, экстазом, счастьем. Духовность — это не система страданий и самоуничижения. И нисхождение Махапрабху показывает нам это.

#00:02:18#

Махапрабху сходил с ума от божественной любви. И, будучи опьянен кришна-премой, будучи всегда в состоянии этого опьянения божественной любовью, Он стремился раздать ее всем и каждому, не учитывая, не принимая во внимание положение человека, его род, расу, пол, возраст и так далее.

#00:02:58#

Зачастую, когда дома в какой-то семье проходит праздник, и отец, глава семейства, также несколько навеселе, в состоянии опьянения, то это самое удачное время для того, чтобы его домашние или дети подходили к нему и просили о чем-то, потому что в этом состоянии он, как правило, необычайно щедр и великодушен.

#00:03:29#

Я помню, в детстве, на протяжении какого-то времени, мой отец работал в баре. Иногда он меня брал на работу и там, естественно, было множество людей, пребывающих в опьянении, и просто потому, что я проходил мимо них, ребенок проходил мимо них, они с радостью давали мне какие-то деньги. Каждый стремился что-то дать.

#00:04:07#

Разумеется, Шри Чайтанья Махапрабху не таков, но, будучи в состоянии опьянения божественной любовью, Он раздавал всем и каждому, не учитывая [их] достоинств, нечто самое драгоценное, самое великое, самое сокровенное. Нечто настолько великое, что нам никогда не пришло бы в голову даже попросить об этом, но Он раздавал это всем и каждому.

#00:04:41#

Есть много систем, согласно которым ты должен быть чистым, ты должен обладать должной квалификацией, ты должен обладать определенными качествами, но Махапрабху не таков. Он не учитывает никаких достоинств человека.

#00:05:16#

И ачарья номер один — Шрила Рупа Госвами Прабху — однажды написал шлоку о приходе, о явлении Шри Чайтаньи Махапрабху: анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау[1]. В этой шлоке он написал, что, явившись в Кали-югу, то есть в эпоху, в которой мы с вами сейчас живем, Он [Шри Чайтанья Махапрабху] дал то, чего ранее никто и никогда не давал.

#00:05:52#

Сейчас стали модными, популярными различные вещи, связанные с Индией, — модны индийские мысли, индийская мудрость. Однако если у нас нет связи со Шри Чайтаньей Махапрабху, то мы не сможем обрести подлинную связь с этой мудростью.

#00:06:21#

Все дело в том, что согласно канонической индийской системе, индийским представлениям все мы, присутствующие здесь, то есть все, кто родились за пределами Индии, а это все присутствующие за исключением, может быть, одного человека, мы не считаемся даже людьми.

#00:06:46#

Наверняка многие из вас слышали о так называемой кастовой системе. В своей изначальной чистой форме эта система называлась варнашрама, когда человеческое общество подразделяется на четыре категории — на категорию священников или мыслителей [брахманы], категорию администраторов, категорию менеджеров [кшатрии], торговцев [вайшьи] и категорию работников, рабочих [шудры]. Но на самом деле эта система никак не связана с тем, где и в какой семье родился человек. Она связана только с качествами человека и с родом его занятий.

#00:07:38#

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇,
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣…[2]

Итак, в Бхагавад-гите для описания этой системы используются термины «гуна-карма», то есть учитываются гуны, качества человека, такие как: каково его сердце, каково его настроение, каков его [духовный] уровень, и карма, то есть деятельность человека — чем он занимается.

#00:08:24#

Сейчас в западном мире мы видим… Например, в Америке (поскольку я американец, я привожу пример из Америки) в каждом городе вы можете найти филиал общества, которое называется «Общество по предотвращению жестокого обращения с животными». Но никто из работников этих организаций даже не является вегетарианцем. Разве это не жестокое обращение с животным, если ты убиваешь его, чтобы съесть? Разве в этом нет жестокости? Мы даже не задумываемся об этом — наши мыслительные способности недостаточно развиты.

#00:09:21#

И согласно индийской школе мысли те, кто родились в столь варварских условиях, то есть в таких условиях, в каких родился я и большинство из присутствующих здесь уважаемых гостей, не считаются даже людьми.

#00:09:48#

Однако Шри Чайтанья Махапрабху, будучи опьянен божественной любовью, не делает никаких различий, Он не хочет различать, проводить различия даже между варварами и святыми. Махапрабху хочет даровать этот дар божественной любви, кришна-премы, каждому.

#00:10:19#

И какова ценность этого дара кришна-премы? Что это такое? Нам нужно постараться понять. Это очень простой процесс — чем больше мы будем об этом знать, тем в большей степени у нас появится желание обрести это. И чем в большей степени мы будем желать обрести это, тем в большей степени мы это получим.

#00:11:09#

Махапрабху был опьянен и счастливо воспевал, и все, воспевая святые имена, были счастливы. Здесь в этом описании было сказано, что все воспевали святые имена и были счастливы от этого, были погружены в экстаз. И даже не индусы — мусульмане, которые в то время захватили Индию путем грабежа и насилия, в то время даже они, видя это воспевание святых имен, были счастливы.

#00:11:50#

Мой личный опыт таков, что когда я в первый раз увидел этих людей, которые шли по улицам и воспевали святые имена, пели Харе Кришна, то просто от того, что я увидел их, я испытал счастье. В тот момент я сильно страдал. Я страдал, хотя и пытался обрести счастье. Я пытался обрести счастье всеми возможными способами. Где я только ни искал. Но я был разочарован своими поисками. Но эти люди Харе Кришна прошли сквозь толпу, они выглядели очень странно — они стучали в барабаны, пели Харе Кришна. Просто видя их, хотя я не имел представления о том, кто это такие и что они делают, просто видя их, я испытал счастье. И я подумал тогда: «Удивительное дело! Я пытаюсь изо всех сил обрести счастье, но все равно постоянно страдаю, сталкиваюсь с разочарованиями. Но сейчас, просто видя этих людей, я счастлив. Почему?»

#00:13:18#

Итак, я спросил своего друга: «А что это за ребята?» Он сказал: «А, это Харе Кришна». Я спрашивал: «А что это такое? Что это означает?» И я захотел приблизиться к этим людям, я захотел узнать больше, я захотел расспросить их. Однако я, как выразился бы Шрипад Джанардан Махарадж, в тот момент пребывал во внечувственном состоянии восприятия. И поэтому я попросил своего друга вместо этого: «Пожалуйста, спроси у этого человека что угодно, задай любой вопрос». В то время в Америке среди мужчин было принято так, что о мужчине судили по длине его волос. И тогда мой друг задал глубочайший философский вопрос этому кришнаиту: «Почему вы бреетесь налысо?» [Смеется.] Но тот человек ответил ему: «Чем ближе ты подходишь к Богу, тем дальше ты отходишь от всего остального». Я никогда ранее не слышал ничего столь практичного. Для меня это было подобно откровению, моменту пробуждения. И я тогда покинул тех людей, с которыми тогда был, я ушел из того места, и на протяжении долгого времени, много часов, практически всю ночь я размышлял над смыслом этих слов: «Чем ближе ты подходишь к Богу, тем дальше ты отходишь от всего остального».

#00:15:45#

Я верил в Бога, однако мои представления о Боге были неправильны. Незадолго до этого я встретился с одним своим другом, и он сказал мне: «Если ты будешь в Калифорнии, то обязательно зайди в это место, которое называется “Big Sir” („Большой сэр“) и там ты обязательно найдешь Бога». И прежде всего я достал список мест, которые хотел бы посетить, и вычеркнул из него это место, потому что уж с кем с кем, а с Богом тогда, по моим представлениям, мне встретиться совсем не хотелось. У меня тогда были представления о Боге как о Боге карающем, о том, кто наказывает. И я думал, что я грешный человек, я совершаю столько ошибок, я совершил столько дурного, я дурно воспитан, я на протяжении уже стольких лет не ходил в церковь и так далее. Поэтому, если я встречусь с Богом, то меня ожидают сплошные неприятности — [так] думал я.

#00:17:22#

Но когда я увидел этих божьих людей, то тогда, просто видя их, я стал счастлив. Просто слыша их слова, я был счастлив. И позже, впоследствии, когда я видел их, каждый раз я испытывал счастье. Даже если я слышал издалека, на расстояния нескольких кварталов, всего лишь тихий звон каратал (ручных цимбал), то я был счастлив. И позже, когда они подходили ближе, я видел их, я становился все более и более счастлив, видя их. С тех пор уже тридцать восемь лет, как я сам делаю это, — пою Харе Кришна на улице, и я вижу, как каждый раз люди, соприкасаясь с этим, видя это, счастливы. Такова программа действий Махапрабху, таков смысл Его прихода — Он не хотел кого-либо анализировать, наказывать, осуждать. Но Он хотел дать каждому живому существу то счастье, которое оно заслуживает.

#00:19:06#

а̄нандамайо ’бхйа̄са̄т[3]

Веданта говорит нам, что сама наша природа — это счастье. Мы по природе своей предназначены для того, чтобы искать счастье. Однако здесь мы не можем, тем не менее, найти счастье. Махапрабху пришел только по этой причине — Он пришел для того, чтобы дать нам возможность обрести то счастье, которое мы так ищем, и дать счастье, далеко превосходящее все то, о чем мы когда-либо смели мечтать. Подобного рода счастье [принес Махапрабху]. Так называемое мирское счастье, обыденное счастье — его даже счастьем, строго говоря, нельзя назвать. Если я очень голоден, и вы предложите мне тарелку еды, тогда эта еда покажется мне очень вкусной. Затем, если вы дадите мне после этого вторую тарелку, то она покажется мне уже не столь вкусной. А третью тарелку… ну, может быть, в молодости и мог бы съесть, но сейчас уже нет. [Смеется.] Итак, вкус к еде уменьшается. И то же самое касается всего, с чем мы соприкасаемся в материальном мире, — вкус этих вещей, радость от них уменьшается. Если вы смотрите даже самый замечательный фильм, который выиграл множество наград и очень интересный, и захватывающий — в первый раз это очень интересно. Во второй раз — да, вы испытываете некий интерес. В третий раз: «Ну хорошо, посмотрю». В четвертый раз… Дальше у вас просто нет никакого желания смотреть этот фильм.

#00:21:35#

Итак, в этом мире наслаждения вкус постоянно уменьшается, поэтому мы даже не в состоянии понять, что такое настоящее счастье. Настоящее счастье — это то, что не уменьшается, но всегда возрастает. И процесс столь прост — просто пойте имена Кришны, пойте Харе Кришна. Это даже не обязательно — петь вместе с нами, вы можете петь где угодно: дома, на работе, хоть в душе, где угодно. Главное — петь святые имена Бога.

#00:22:32#

Если вы воспеваете святые имена, поете святые имена в обществе преданных, то вы обретете большее благо, но если вы не хотите этого делать или не можете этого делать, или слишком стесняетесь, чтобы это делать, или по каким-то иным причинам, то вы можете петь одни, сами по себе. Вы можете петь даже тихо или про себя. Главное — пойте святые имена Кришны.

#00:23:01#

Не существует никакой другой духовной практики, процесса, который был бы столь же плодотворен для вас духовно. И он не зависит от материального. Например, если вы хотите заниматься йогой, то в этом случае… Например, недавно я побывал в аварии на мотоцикле и с тех пор мое колено уже не гнется должным образом. И поэтому я уже не могу заниматься йогой.

#00:23:38#

Но Харе Кришна я по-прежнему могу петь. Что бы ни случилось, я могу петь Харе Кришна. Это так легко, столь практично, столь доступно и столь плодотворно. Когда мы видим Кришну, мы видим, что Он удивителен, поразителен. У Него в руках нет оружия, Он никого не наказывает. Зачастую у нас есть представления, что Бог должен кого-то наказывать. Он наказывает либо нас, либо чаще мы думаем: «Нет, Бог наказывает не нас, но неправильных людей, кого-то других. Он наказывает гомосексуалистов, Он наказывает кого-то еще. Он наказывает других неправильных людей». Но факт в том, что Бог никого не наказывает.

#00:24:50#

У Кришны флейта. Он только играет на флейте, Он даже никакого оружия с Собой не носит. Он только играет на флейте. И Он использует Свою флейту для того, чтобы наполнить сердца живых существ счастьем. Там наверху над алтарем вы видите логотип, лого нашего Матха, и там написано — правда, здесь не на русском, а на бенгали: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи[4]. Это объяснение смысла гаятри-мантры. И смысл этого выражения в том, что даже флейта Кришны старается наполнить наши сердца счастьем, старается даровать нам счастье.

#00:26:00#

Имя Кришны, Святое Имя Кришны, прекрасное имя Кришны нисходит в этот мир для того, чтобы даровать счастье. Для того, чтобы исполнить все чаяния нашего сердца.

#00:26:15#

джӣвера калйа̄н̣а-са̄дхана-ка̄м,
джагате а̄си’ э мадхура на̄м…[5]

Это сладостное имя, Святое Имя, низошло из духовного мира, из духовной реальности сюда, сделалось доступным для нас для того, чтобы наполнить наши сердца несравненной радостью.

#00:26:44#

кр̣ш̣н̣а-на̄ма-судха̄ корийа̄ па̄н…[6]

Бхактивинод Тхакур в одном месте приводит такое сравнение — это как бутылка божественной «водки», нечто опьяняющее. [Смеется.]

#00:27:05#

…джуд̣а̄о бхакативинода-пра̄н̣…

И он говорит: «Благодаря тому, что я пью эту сладость Святого Имени, кришна-нама (кр̣ш̣н̣а-на̄ма-судха̄ корийа̄ па̄н), все мои чаяния, все мои желания были полностью исполнены».

#00:27:37#

Итак, с самого рождения Махапрабху, как мы только недавно читали, начался этот процесс воспевания, пения имен Кришны. И этот процесс работает для всех и каждого. Он работает для русских, для индусов, для венгров, для американцев, для японцев, для китайцев — для кого угодно. Каждый человек, просто следуя этому процессу, обретает счастье. Каждый может это делать. Нет ограничений. Не существует дисквалификации. Таков дар Махапрабху.

#00:28:33#

В противном случае, если мы пытаемся обратиться к ведической мысли, к ведическим понятиям — мы все изначально дисквалифицированы для того мира. Однако то, что в миллионы раз более ценно, — это маха-мантра, нечто наиболее драгоценное. Это дается всем без разбора, без каких-либо ограничений. Не существует никаких жестких правил, ограничений, предписаний. Любой, кто желает, принимает это. Такова воля Господа — чтобы каждое живое существо было исполнено постоянным, вечным экстазом и счастьем — вечным, непрекращающимся экстазом.

#00:29:41#

…а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇…[7]

Шри Чайтанья Махапрабху, сам Махапрабху таким образом описывает воспевание, пение Святого Имени Кришны. Он говорит, что это позволяет тебе окунуться в океан безграничного блаженства и позволяет с каждым дальнейшим шагом наслаждаться этим счастьем и блаженством во все большей и большей степени.

#00:30:44#

Итак, Шри Чайтанья Махапрабху дал это Своим последователям, затем они передали этот дар, Святое Имя Кришны, своим последователям, те — своим последователям, а те — своим последователям. В конце концов те дали это [этот дар] нашему Парам Гуру Махараджу — Ом Вишнупаду Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу, затем он передал это нашему духовному учителю, Шриле Гурудеву, Ом Вишнупаду Шриле Бхакти Сундару Говинде Дев-Госвами Махараджу, а он милостиво передает это сокровище нам.

#00:31:20#

Иногда другие люди, которые также раздают имя Кришны, критикуют нашего Гурудева по такой причине — они говорят: «Он не исследует никого, он дает [Святое Имя] всем и каждому. [Смеется.] Он не устраивает исследование людей, он никого не исключает, не дисквалифицирует из этого процесса, а просто берет и дает всем подряд». Но, извините, таков процесс Махапрабху.

#00:31:51#

па̄тра̄па̄тра-вича̄ра на̄хи…[8]

Не существует никаких экзаменов, никакого отвержения. Не существует ни в начале, ни в середине — нигде на всем пути. Как иногда, знаете, бывает, что в начале допускаются все. Через шесть месяцев: «Извините, уходите». [Смеется.] Нет, этот процесс не таков. Этот процесс, напротив, всегда дарует нам новое вдохновение, жизнь, счастье.

#00:32:43#

И поскольку мы являемся западными людьми, представителями западного мира, то в глазах нашего Гуру мы практически не в состоянии совершить никаких ошибок. Как может даже речь идти о том, чтобы нас дисквалифицировали? Иногда Гурудев, может быть, пытается объяснить некие строгие правила, с определенной строгостью. [Смеется.] Но когда он начинает это объяснять, к моменту, когда он доходит до конца этого объяснения, любые следы строгости уже уходят. Он не может сделать ничего иного, кроме как исполнить свое желание — он очень хочет, чтобы мы обрели этот дар. Это единственное его желание. И ничто не отвратит нас, ничто не дисквалифицирует нас.

#00:34:01#

Итак, мы приглашаем от его имени, по его поручению (не то, что мы кого-то приглашаем, но мы передаем его слова, его пожелания) — примите Святое Имя Кришны, воспевайте Его, будьте счастливы.

#00:34:26#

Итак, мы благодарим всех вас еще раз за то, что вы пришли и присоединились к этому празднованию, к этому действу, поскольку это стало более хорошим праздником, лучшим фестивалем благодаря тому, что все вы помогли отметить его, участвовали в нем. Наш Шрила Гурудев несомненно доволен всеми вами за то, что вы пришли этим вечером.

#00:34:57#

аичхе прабху ш́ачӣ-гхаре, кр̣па̄йа каила авата̄ре
                   йеи иха̄ карайе ш́раван̣а
гаура-прабху дайа̄майа, та̄н̇ре хайена садайа
                  сеи па̄йа та̄н̇ха̄ра чаран̣а[9]

Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты», Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, говорит, что тот, кто услышит эту историю о том, как Шри Чайтанья Махапрабху явился в доме Шачидеви, любой, кто услышит это, тот сумеет обрести милость и особую благосклонность того, кто является самим олицетворением милости, то есть Шри Чайтаньи Махапрабху. И [такой удачливый человек], несомненно, очень скоро обретет общество, соприкосновение с лотосоподобными стопами Махапрабху.

#00:36:09#

Итак, Господь не только не приходит для того, чтобы наказать кого-либо, но, напротив, Он приходит для того, чтобы даровать всем и каждому счастье. Пожалуйста, поразмыслите над этим и пойте святые имена Кришны.

Есть ли у кого-то вопросы? У нас есть еще несколько минут.

#00:36:46#

Вопрос: У меня вопрос не совсем духовный, скорее психологический. Я просто заметил, что люди как будто не стремятся к счастью, а наоборот, стремятся к несчастью. Я заметил это за многими людьми — они склонны к тому, чтобы влюбляться в людей, которые их не любят, и при этом не любить тех, кто любит их.

#00:37:28#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, мы ищем счастье, но мы глупы и запутаны. [Смеется].

#00:37:44#

пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа, кала̄в асмин йуге джана̄х̣
манда̄х̣ суманда-матайо, манда-бха̄гйа̄ [хй упадрута̄х̣]
[10]

Я не хотел бы сейчас наскучивать вам слишком большим количеством санскритской поэзии, но «Бхагаватам» описывает качества людей, таких как мы с вами, в нашу эпоху. Сказано, что они очень неудачливы, несчастны, они пребывают в заблуждении и смущении, они не знают, где искать счастье. Пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа. Эти слова говорят, что в эпоху Кали все люди или почти все люди очень недолго живут.

#00:38:39#

Вы можете, конечно, возразить: «Ну, нет, я же слышал, что есть где-то в Болгарии некий человек, который занимается йогой и ему уже сто пятьдесят лет». Но в целом большинство людей не живут столь долго, и поэтому даже если мы сумеем найти счастье в этом мире, мы не сумеем его удержать. Неважно — что бы мы ни нашли в этом мире… Даже если мы обретем что-то в этом мире, все равно мы не сможем удержать это на сколь-нибудь долгое время. Тогда как мы на самом деле можем быть счастливы здесь? Даже если мы не испытываем никаких беспокойств психики и ищем счастье именно там, где оно и должно быть, даже в этом случае все равно мы не сумеем удержать его надолго.

#00:39:53#

Сейчас у меня замечательная и любящая семья, но уже через пару лет я умру и мое тело сожгут и выбросят. Ну, быть может, восемь или десять людей поплачут обо мне с часок. [Смеется.] Ну, может быть, пятнадцать человек — да, у меня большая семья. [Смеется.] И все. Чего я достиг? У меня хорошая семья, они любят меня, они уважают меня и так далее, и так далее. Но через несколько лет, уже через несколько лет они больше не будут моей семьей. Потому что эта вещь [тело], которую сейчас они считают своим отцом или своим мужем, будет выброшена в огонь. Я надеюсь только, что кто-нибудь из них отнесет мой пепел на Гангу [смеется], а также устроит пир для вайшнавов от моего имени. [Я надеюсь,] что когда-нибудь, в какое-то воскресенье, вы придете на пир и вам скажут: «Вот этот пир за Шруташраву Прабху». [Смеется.] И это факт, так произойдет.

#00:41:19#

Поэтому, даже если мы ищем все в правильном месте — как долго мы сможем удерживать это, даже если найдем? [Усмехается.] На самом деле не так уж и хорошо [ищем]. И таково наше положение. Но каково же решение? Что тогда делать? Очень просто — пойте имена Кришны. Если вы поете их, то те духовные качества, то духовное, что вы обретаете, никогда не оставит вас, оно навсегда останется вместе с вами. Никто и ничто не в состоянии лишить вас духовного. Ни правительство, ни суд, ни другие люди, ни кредиторы — никто не в состоянии забрать у вас духовное.

#00:42:37#

Мы должны быть разумны, это разумный выбор. Может быть, я сам не знал этого [смеется], когда сам делал этот выбор, не знал, что этот выбор разумен, но позже я обнаружил: «Да, на самом деле это самое разумное». Но окружающий мир всегда пытается убедить нас в обратном — что это глупо. Но мы должны быть вдумчивы и поразмыслить над этим, задуматься над тем, кто на самом деле глупец, каким образом я смогу удовлетворить подлинные желания своего сердца, что поможет мне.

#00:43:49#

Несколько лет назад во времена Советского Союза полки магазинов были пусты и не были доступны западные вещи, было множество ограничений. Сейчас большинство из этих ограничений ушло, и вы можете купить что угодно и где угодно, но стали ли от этого люди на самом деле более счастливы?

#00:44:23#

Американцы, например, сходят с ума по Бен Ладену: «Поймать Бен Ладена! Поймать его!» Но даже если этой ночью они поймают миллион бен ладенов — что, завтрашним утром я проснусь в экстазе и счастье? Если завтра утром мы проснемся и увидим, например, что бензин стал стоить пять копеек за литр, — что, мы все навсегда будем исполнены счастья и экстаза? Нет. Но наша жизнь, тем не менее, полностью поглощена этими тривиальными моментами.

#00:45:10#

Когда я был ребенком, в те времена бензин был дешев, жилье было гораздо дешевле, но никто не пребывал тогда в экстазе. Во времена моего детства в большинстве случаев матерям не было необходимости работать — отцы, просто работая, могли обеспечить сполна свою семью. Но люди, тем не менее, не были исполнены экстаза.

#00:45:57#

Мы можем пытаться изменить что-то, пойти на строгие изменения в рамках этого мира, и это на самом деле происходит — мы пытаемся найти счастье в одной системе, в другой системе, сменить политическую систему, сменить президента, сменить то, сменить се, но счастье не приходит.

#00:46:21#

Даже если Америка сможет, допустим, избавиться от Буша и избрать другого президента, даже в этом случае — что, все проснутся на следующее утро и будут в экстазе? Даже если все [американские] войска покинут Ирак и больше не будут связываться с ним, даже это не наполнит мое сердце экстазом. Но мы проводим всю свою жизнь, находясь в смущении, гоняясь за этими поверхностными, пустыми вещами. И у нас не хватает времени для того, чтобы изменить то единственное, что мы на самом деле можем изменить, и то единственное, что нам на самом деле следует изменить — то есть самих себя. Это единственное, что я в силах изменить — сам себя.

#00:47:30#

Будучи родителем, я вижу, что я не в силах изменить своих детей. Даже этих людей — ближайших ко мне людей — я не в состоянии изменить. Я могу изменить только себя. Но вместо этого я поглощен окружающим миром, окружающей средой. Мне все время кажется, что нужно изменить это, поменять то, сделать это.

#00:48:11#

На самом деле ни с чем нет проблем, все в порядке в этом мире, за одним исключением — я не в порядке. И если я сумею изменить себя, тогда я увижу, что в мире уже все находится на своем месте. Духовность — это не абстракция. Существует божественная воля, и когда мы сумеем увидеть эту божественную волю за всем, тогда мы поймем: «Да, я нахожусь в верном положении и все находится на своих местах». Тогда я воистину буду счастлив.

#00:49:08#

Таков процесс «тренировки» [ума], таков процесс воспевания святых имен Кришны, что в результате вы сумеете увидеть, сумеете понять, что все везде в порядке. Насколько счастлива такая жизнь, когда мы, куда бы мы ни глянули, увидели бы, что везде и все в порядке и хорошо? Если мы будем следовать наставлениям Махапрабху, Его программе — петь святые имена Кришны, тогда постепенно эта способность придет к нам. Мы сумеем увидеть, что, куда бы мы ни глянули, везде все в порядке и хорошо. Наш Гуру учит нас этому.

#00:50:18#

Поскольку я не нахожусь на таком уровне сознания, а нахожусь на более низком уровне, то каждый раз, когда я излагаю свои идеи, свое понимание Шриле Гурудеву, он очень нежным и любящим образом отвергает их, указывает на их несовершенство. Когда я пытаюсь сделать так, чтобы он смотрел на вещи моими глазами, воспринимал все столь же несовершенным образом, как я, он говорит мне: «Прабху, пойми — я не инспектор по канализациям». В своем восприятии, в своем видении он видит благо, он видит добро во всех и каждом. И это подлинная духовность — видеть благо во всех. И если святой обладает такими качествами, то Бог должен обладать такими [же] качествами. И если Бог таков, то как Он может наказывать кого бы то ни было?

#00:51:53#

В Бхагавад-гите Кришна описывается как сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇[11] — лучший друг всех живых существ. В санскрите есть множество слов, которыми можно было бы выразить понятие «друг», но там использовано именно это — «сухрид», удивительнейшее слово. Оно означает того, чье сердце исполнено всех наилучших желаний, наилучших пожеланий в отношении тебя. Сердце Кришны исполнено этого по отношению к каждому живому существу. По отношению не только к людям, но ко всем живым существам. Сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇. Он хочет, чтобы мы нашли то, чего мы ищем, чтобы мы преисполнились счастья и экстаза.

#00:52:47#

Итак, Он хочет, чтобы мы обрели это, и, используя Свои безграничные возможности, Своими безграничными способами Он делает это доступным для нас, раскрывает это перед нами.

Пуджари готов?

#00:53:58#

И говоря о мантре, о силе мантры… Например, сейчас зазвонил мобильный телефон. Мы видим, что существует огромное количество мобильных телефонов. В этой комнате, я уверен, что у каждого из присутствующих есть телефон, как минимум один. Но если человек набирает определенный номер, известный ему, то он связывается таким образом посредством вибрации, посредством волн с другим человеком, даже если этот человек находится от него за десятки тысяч километров. Таким образом мы видим, что такова сила звука. Мы видим, как звуки, как вибрации работают таким образом, что мы можем видеть прямую [видео] трансляцию. На другом конце Земли идет Кубок мира [по футболу] — в то же мгновение, когда кто-то бьет по мячу, мы видим это на нашем экране. Если даже с материальной точки зрения вибрации способны на такое, то неужели нам трудно поверить, что божественный звук, божественные вибрации способны даровать нам нечто удивительное?

#00:55:13#

Итак, сейчас мы будем очень удачливы — у нас есть возможность участвовать в воспевании этого божественного звука — святых имен Шри Чайтаньи Махапрабху. Затем нам представится удача соприкоснуться с маха-прасадом Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:55:34#

Итак, мы еще раз благодарим всех вас за то, что вы пришли и участвовали в этом прекрасном действе.

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Чайтанья Махапрабху, Гаура-пурнима титхи авирбхав-махотсав ки джай!

#00:55:53#

Ашутош Кришна Прабху: Джай Шрипад Шруташрава Прабху ки джай!

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас



1  Анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау, самарпайитум уннатоджжвала-раса̄м̇ сва-бхакти-ш́рийам / харих̣ пурат̣а-сундара-дйути-кадамба-сандӣпитах̣, сада̄ хр̣дайа-кандаре спхурату вах̣ ш́ачӣ-нандана — «Да проникнет Всевышний, божественный сын Шримати Шачидеви, в самую глубину вашего сердца. Сияя, словно расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости низошел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, чего ни давало ни одно из воплощений Господа: высочайшую, лучезарную расу служения в преданности — расу супружеской любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4).

2  Ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇, гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣ / тасйа карта̄рам апи ма̄м̇, виддхй акарта̄рам авйайам — «В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай же, что, хотя Я и являюсь создателем этой системы, сам Я, вечный и неизменный, непричастен к какой-либо деятельности» (Бхагавад-гита, 4.13).

3  Веданта-сутра, 1.1.12.

4  «Флейта Кришны поет лишь одну песнь: песнь служения лотосоподобным стопам Шримати Радхарани» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж).

5  Джӣвера калйа̄н̣а-са̄дхана-ка̄м, джагате а̄си’ э мадхура на̄м / авидйа̄-тимира-тапана-рӯпе, хр̣д-гагане бира̄дже — «Пронзая тьму невежества и благословляя души этой вселенной, прекрасное имя Кришны взошло, словно сияющее солнце» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодая-киртан», песня первая, стих 8).

6  Кр̣ш̣н̣а-на̄ма-судха̄ корийа̄ па̄н, джуд̣а̄о бхакативинода-пра̄н̣ / на̄ма бина̄ кичхӯ на̄хико а̄ро, чаудда-бхувана-ма̄джхе — «Испейте чудотворный нектар Святого Имени Кришны и удовлетворите этим душу Тхакура Бхактивинода. Во всех четырнадцати мирах Святое Имя — единственная реальность» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодая-киртан», песня первая, стих 7).

7 Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Да воссияет победоносно шри кришна-санкиртана в своей непорочной чистоте и славе! Совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит свирепый лесной пожар материального бытия и разливает благодатный лунный свет, под которым расцветает лотос сердца. Это пение — жизнь и душа божественного супружества, и, углубляя океан чистейшей радости, оно каждый миг благоухает совершенным нектаром, омывая и освежая все естество души» («Шри Шикшаштакам», 1).

8  Па̄тра̄па̄тра-вича̄ра на̄хи, на̄хи стха̄на̄стха̄на / йеи йа̄н̇ха̄ па̄йа, та̄н̇ха̄ каре према-да̄на — «Раздавая людям любовь к Богу, Чайтанья Махапрабху и Его спутники не принимали во внимание, достоин человек такого дара или нет, и не думали о том, нужно дарить людям эту любовь или не нужно. Они не ставили никаких условий. Везде, где было возможно, Панча-таттва одаривала всех любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.23).

9  «Так, по Своей беспричинной милости, Господь Чайтанья Махапрабху явился в доме Шачидеви. На всякого, кто услышит рассказ о Его пришествии, Господь Чайтанья прольет Свою милость и поможет ему обрести лотосоподобные стопы Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 13.122).

10  «О мудрец, в этот железный век Кали жизнь людей коротка. Они вздорны, ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и к тому же пребывают в постоянной тревоге» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).

11  Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — «Человек, полностью осознавший, что Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).




←  «Уникальный дар Господа Чайтаньи Махапрабху». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Январь 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия. Цикл лекций “Global Goswami” ·• Архив новостей •· Видео-ролик о Гаура-пурниме от лахтинской студии ШЧСМ. 11 марта 2009 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 27.2 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Гаура-пурнима
(часть 3)

(21 марта 2008 года. Москва, Кисельный)


Джай Шри Чайтанья Махапрабху, Гаура-пурнима авирбхав-маха-махотсав-титхи ки джай!

#00:00:22#

Итак, это было замечательное, прекрасное и достоверное описание явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Очевидно, в Бенгалии, когда они поют это описание, эти стихи, у них нет нужды слушать перевод, поскольку они понимают оригинал, бенгали. К сожалению, мы не настолько удачливы, поэтому у нас есть потребность в переводе.

#00:01:07#

В других религиозных концепциях иногда люди говорят о судном дне, о великом суде, о повторном пришествии или втором пришествии [Иисуса Христа], когда всех будут судить. Однако здесь мы видим, что Шри Чайтанья Махапрабху явился не для того, чтобы судить кого бы то ни было, но для того, чтобы наполнить сердца всех и каждого неописуемым блаженством. Такова природа истинной духовности, что она вся исполнена, она вся переполнена истинной радостью, экстазом, счастьем. Духовность — это не система страданий и самоуничижения. И нисхождение Махапрабху показывает нам это.

#00:02:18#

Махапрабху сходил с ума от божественной любви. И, будучи опьянен кришна-премой, будучи всегда в состоянии этого опьянения божественной любовью, Он стремился раздать ее всем и каждому, не учитывая, не принимая во внимание положение человека, его род, расу, пол, возраст и так далее.

#00:02:58#

Зачастую, когда дома в какой-то семье проходит праздник, и отец, глава семейства, также несколько навеселе, в состоянии опьянения, то это самое удачное время для того, чтобы его домашние или дети подходили к нему и просили о чем-то, потому что в этом состоянии он, как правило, необычайно щедр и великодушен.

#00:03:29#

Я помню, в детстве, на протяжении какого-то времени, мой отец работал в баре. Иногда он меня брал на работу и там, естественно, было множество людей, пребывающих в опьянении, и просто потому, что я проходил мимо них, ребенок проходил мимо них, они с радостью давали мне какие-то деньги. Каждый стремился что-то дать.

#00:04:07#

Разумеется, Шри Чайтанья Махапрабху не таков, но, будучи в состоянии опьянения божественной любовью, Он раздавал всем и каждому, не учитывая [их] достоинств, нечто самое драгоценное, самое великое, самое сокровенное. Нечто настолько великое, что нам никогда не пришло бы в голову даже попросить об этом, но Он раздавал это всем и каждому.

#00:04:41#

Есть много систем, согласно которым ты должен быть чистым, ты должен обладать должной квалификацией, ты должен обладать определенными качествами, но Махапрабху не таков. Он не учитывает никаких достоинств человека.

#00:05:16#

И ачарья номер один — Шрила Рупа Госвами Прабху — однажды написал шлоку о приходе, о явлении Шри Чайтаньи Махапрабху: анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау[1]. В этой шлоке он написал, что, явившись в Кали-югу, то есть в эпоху, в которой мы с вами сейчас живем, Он [Шри Чайтанья Махапрабху] дал то, чего ранее никто и никогда не давал.

#00:05:52#

Сейчас стали модными, популярными различные вещи, связанные с Индией, — модны индийские мысли, индийская мудрость. Однако если у нас нет связи со Шри Чайтаньей Махапрабху, то мы не сможем обрести подлинную связь с этой мудростью.

#00:06:21#

Все дело в том, что согласно канонической индийской системе, индийским представлениям все мы, присутствующие здесь, то есть все, кто родились за пределами Индии, а это все присутствующие за исключением, может быть, одного человека, мы не считаемся даже людьми.

#00:06:46#

Наверняка многие из вас слышали о так называемой кастовой системе. В своей изначальной чистой форме эта система называлась варнашрама, когда человеческое общество подразделяется на четыре категории — на категорию священников или мыслителей [брахманы], категорию администраторов, категорию менеджеров [кшатрии], торговцев [вайшьи] и категорию работников, рабочих [шудры]. Но на самом деле эта система никак не связана с тем, где и в какой семье родился человек. Она связана только с качествами человека и с родом его занятий.

#00:07:38#

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇,
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣…[2]

Итак, в Бхагавад-гите для описания этой системы используются термины «гуна-карма», то есть учитываются гуны, качества человека, такие как: каково его сердце, каково его настроение, каков его [духовный] уровень, и карма, то есть деятельность человека — чем он занимается.

#00:08:24#

Сейчас в западном мире мы видим… Например, в Америке (поскольку я американец, я привожу пример из Америки) в каждом городе вы можете найти филиал общества, которое называется «Общество по предотвращению жестокого обращения с животными». Но никто из работников этих организаций даже не является вегетарианцем. Разве это не жестокое обращение с животным, если ты убиваешь его, чтобы съесть? Разве в этом нет жестокости? Мы даже не задумываемся об этом — наши мыслительные способности недостаточно развиты.

#00:09:21#

И согласно индийской школе мысли те, кто родились в столь варварских условиях, то есть в таких условиях, в каких родился я и большинство из присутствующих здесь уважаемых гостей, не считаются даже людьми.

#00:09:48#

Однако Шри Чайтанья Махапрабху, будучи опьянен божественной любовью, не делает никаких различий, Он не хочет различать, проводить различия даже между варварами и святыми. Махапрабху хочет даровать этот дар божественной любви, кришна-премы, каждому.

#00:10:19#

И какова ценность этого дара кришна-премы? Что это такое? Нам нужно постараться понять. Это очень простой процесс — чем больше мы будем об этом знать, тем в большей степени у нас появится желание обрести это. И чем в большей степени мы будем желать обрести это, тем в большей степени мы это получим.

#00:11:09#

Махапрабху был опьянен и счастливо воспевал, и все, воспевая святые имена, были счастливы. Здесь в этом описании было сказано, что все воспевали святые имена и были счастливы от этого, были погружены в экстаз. И даже не индусы — мусульмане, которые в то время захватили Индию путем грабежа и насилия, в то время даже они, видя это воспевание святых имен, были счастливы.

#00:11:50#

Мой личный опыт таков, что когда я в первый раз увидел этих людей, которые шли по улицам и воспевали святые имена, пели Харе Кришна, то просто от того, что я увидел их, я испытал счастье. В тот момент я сильно страдал. Я страдал, хотя и пытался обрести счастье. Я пытался обрести счастье всеми возможными способами. Где я только ни искал. Но я был разочарован своими поисками. Но эти люди Харе Кришна прошли сквозь толпу, они выглядели очень странно — они стучали в барабаны, пели Харе Кришна. Просто видя их, хотя я не имел представления о том, кто это такие и что они делают, просто видя их, я испытал счастье. И я подумал тогда: «Удивительное дело! Я пытаюсь изо всех сил обрести счастье, но все равно постоянно страдаю, сталкиваюсь с разочарованиями. Но сейчас, просто видя этих людей, я счастлив. Почему?»

#00:13:18#

Итак, я спросил своего друга: «А что это за ребята?» Он сказал: «А, это Харе Кришна». Я спрашивал: «А что это такое? Что это означает?» И я захотел приблизиться к этим людям, я захотел узнать больше, я захотел расспросить их. Однако я, как выразился бы Шрипад Джанардан Махарадж, в тот момент пребывал во внечувственном состоянии восприятия. И поэтому я попросил своего друга вместо этого: «Пожалуйста, спроси у этого человека что угодно, задай любой вопрос». В то время в Америке среди мужчин было принято так, что о мужчине судили по длине его волос. И тогда мой друг задал глубочайший философский вопрос этому кришнаиту: «Почему вы бреетесь налысо?» [Смеется.] Но тот человек ответил ему: «Чем ближе ты подходишь к Богу, тем дальше ты отходишь от всего остального». Я никогда ранее не слышал ничего столь практичного. Для меня это было подобно откровению, моменту пробуждения. И я тогда покинул тех людей, с которыми тогда был, я ушел из того места, и на протяжении долгого времени, много часов, практически всю ночь я размышлял над смыслом этих слов: «Чем ближе ты подходишь к Богу, тем дальше ты отходишь от всего остального».

#00:15:45#

Я верил в Бога, однако мои представления о Боге были неправильны. Незадолго до этого я встретился с одним своим другом, и он сказал мне: «Если ты будешь в Калифорнии, то обязательно зайди в это место, которое называется “Big Sir” („Большой сэр“) и там ты обязательно найдешь Бога». И прежде всего я достал список мест, которые хотел бы посетить, и вычеркнул из него это место, потому что уж с кем с кем, а с Богом тогда, по моим представлениям, мне встретиться совсем не хотелось. У меня тогда были представления о Боге как о Боге карающем, о том, кто наказывает. И я думал, что я грешный человек, я совершаю столько ошибок, я совершил столько дурного, я дурно воспитан, я на протяжении уже стольких лет не ходил в церковь и так далее. Поэтому, если я встречусь с Богом, то меня ожидают сплошные неприятности — [так] думал я.

#00:17:22#

Но когда я увидел этих божьих людей, то тогда, просто видя их, я стал счастлив. Просто слыша их слова, я был счастлив. И позже, впоследствии, когда я видел их, каждый раз я испытывал счастье. Даже если я слышал издалека, на расстояния нескольких кварталов, всего лишь тихий звон каратал (ручных цимбал), то я был счастлив. И позже, когда они подходили ближе, я видел их, я становился все более и более счастлив, видя их. С тех пор уже тридцать восемь лет, как я сам делаю это, — пою Харе Кришна на улице, и я вижу, как каждый раз люди, соприкасаясь с этим, видя это, счастливы. Такова программа действий Махапрабху, таков смысл Его прихода — Он не хотел кого-либо анализировать, наказывать, осуждать. Но Он хотел дать каждому живому существу то счастье, которое оно заслуживает.

#00:19:06#

а̄нандамайо ’бхйа̄са̄т[3]

Веданта говорит нам, что сама наша природа — это счастье. Мы по природе своей предназначены для того, чтобы искать счастье. Однако здесь мы не можем, тем не менее, найти счастье. Махапрабху пришел только по этой причине — Он пришел для того, чтобы дать нам возможность обрести то счастье, которое мы так ищем, и дать счастье, далеко превосходящее все то, о чем мы когда-либо смели мечтать. Подобного рода счастье [принес Махапрабху]. Так называемое мирское счастье, обыденное счастье — его даже счастьем, строго говоря, нельзя назвать. Если я очень голоден, и вы предложите мне тарелку еды, тогда эта еда покажется мне очень вкусной. Затем, если вы дадите мне после этого вторую тарелку, то она покажется мне уже не столь вкусной. А третью тарелку… ну, может быть, в молодости и мог бы съесть, но сейчас уже нет. [Смеется.] Итак, вкус к еде уменьшается. И то же самое касается всего, с чем мы соприкасаемся в материальном мире, — вкус этих вещей, радость от них уменьшается. Если вы смотрите даже самый замечательный фильм, который выиграл множество наград и очень интересный, и захватывающий — в первый раз это очень интересно. Во второй раз — да, вы испытываете некий интерес. В третий раз: «Ну хорошо, посмотрю». В четвертый раз… Дальше у вас просто нет никакого желания смотреть этот фильм.

#00:21:35#

Итак, в этом мире наслаждения вкус постоянно уменьшается, поэтому мы даже не в состоянии понять, что такое настоящее счастье. Настоящее счастье — это то, что не уменьшается, но всегда возрастает. И процесс столь прост — просто пойте имена Кришны, пойте Харе Кришна. Это даже не обязательно — петь вместе с нами, вы можете петь где угодно: дома, на работе, хоть в душе, где угодно. Главное — петь святые имена Бога.

#00:22:32#

Если вы воспеваете святые имена, поете святые имена в обществе преданных, то вы обретете большее благо, но если вы не хотите этого делать или не можете этого делать, или слишком стесняетесь, чтобы это делать, или по каким-то иным причинам, то вы можете петь одни, сами по себе. Вы можете петь даже тихо или про себя. Главное — пойте святые имена Кришны.

#00:23:01#

Не существует никакой другой духовной практики, процесса, который был бы столь же плодотворен для вас духовно. И он не зависит от материального. Например, если вы хотите заниматься йогой, то в этом случае… Например, недавно я побывал в аварии на мотоцикле и с тех пор мое колено уже не гнется должным образом. И поэтому я уже не могу заниматься йогой.

#00:23:38#

Но Харе Кришна я по-прежнему могу петь. Что бы ни случилось, я могу петь Харе Кришна. Это так легко, столь практично, столь доступно и столь плодотворно. Когда мы видим Кришну, мы видим, что Он удивителен, поразителен. У Него в руках нет оружия, Он никого не наказывает. Зачастую у нас есть представления, что Бог должен кого-то наказывать. Он наказывает либо нас, либо чаще мы думаем: «Нет, Бог наказывает не нас, но неправильных людей, кого-то других. Он наказывает гомосексуалистов, Он наказывает кого-то еще. Он наказывает других неправильных людей». Но факт в том, что Бог никого не наказывает.

#00:24:50#

У Кришны флейта. Он только играет на флейте, Он даже никакого оружия с Собой не носит. Он только играет на флейте. И Он использует Свою флейту для того, чтобы наполнить сердца живых существ счастьем. Там наверху над алтарем вы видите логотип, лого нашего Матха, и там написано — правда, здесь не на русском, а на бенгали: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи[4]. Это объяснение смысла гаятри-мантры. И смысл этого выражения в том, что даже флейта Кришны старается наполнить наши сердца счастьем, старается даровать нам счастье.

#00:26:00#

Имя Кришны, Святое Имя Кришны, прекрасное имя Кришны нисходит в этот мир для того, чтобы даровать счастье. Для того, чтобы исполнить все чаяния нашего сердца.

#00:26:15#

джӣвера калйа̄н̣а-са̄дхана-ка̄м,
джагате а̄си’ э мадхура на̄м…[5]

Это сладостное имя, Святое Имя, низошло из духовного мира, из духовной реальности сюда, сделалось доступным для нас для того, чтобы наполнить наши сердца несравненной радостью.

#00:26:44#

кр̣ш̣н̣а-на̄ма-судха̄ корийа̄ па̄н…[6]

Бхактивинод Тхакур в одном месте приводит такое сравнение — это как бутылка божественной «водки», нечто опьяняющее. [Смеется.]

#00:27:05#

…джуд̣а̄о бхакативинода-пра̄н̣…

И он говорит: «Благодаря тому, что я пью эту сладость Святого Имени, кришна-нама (кр̣ш̣н̣а-на̄ма-судха̄ корийа̄ па̄н), все мои чаяния, все мои желания были полностью исполнены».

#00:27:37#

Итак, с самого рождения Махапрабху, как мы только недавно читали, начался этот процесс воспевания, пения имен Кришны. И этот процесс работает для всех и каждого. Он работает для русских, для индусов, для венгров, для американцев, для японцев, для китайцев — для кого угодно. Каждый человек, просто следуя этому процессу, обретает счастье. Каждый может это делать. Нет ограничений. Не существует дисквалификации. Таков дар Махапрабху.

#00:28:33#

В противном случае, если мы пытаемся обратиться к ведической мысли, к ведическим понятиям — мы все изначально дисквалифицированы для того мира. Однако то, что в миллионы раз более ценно, — это маха-мантра, нечто наиболее драгоценное. Это дается всем без разбора, без каких-либо ограничений. Не существует никаких жестких правил, ограничений, предписаний. Любой, кто желает, принимает это. Такова воля Господа — чтобы каждое живое существо было исполнено постоянным, вечным экстазом и счастьем — вечным, непрекращающимся экстазом.

#00:29:41#

…а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇…[7]

Шри Чайтанья Махапрабху, сам Махапрабху таким образом описывает воспевание, пение Святого Имени Кришны. Он говорит, что это позволяет тебе окунуться в океан безграничного блаженства и позволяет с каждым дальнейшим шагом наслаждаться этим счастьем и блаженством во все большей и большей степени.

#00:30:44#

Итак, Шри Чайтанья Махапрабху дал это Своим последователям, затем они передали этот дар, Святое Имя Кришны, своим последователям, те — своим последователям, а те — своим последователям. В конце концов те дали это [этот дар] нашему Парам Гуру Махараджу — Ом Вишнупаду Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу, затем он передал это нашему духовному учителю, Шриле Гурудеву, Ом Вишнупаду Шриле Бхакти Сундару Говинде Дев-Госвами Махараджу, а он милостиво передает это сокровище нам.

#00:31:20#

Иногда другие люди, которые также раздают имя Кришны, критикуют нашего Гурудева по такой причине — они говорят: «Он не исследует никого, он дает [Святое Имя] всем и каждому. [Смеется.] Он не устраивает исследование людей, он никого не исключает, не дисквалифицирует из этого процесса, а просто берет и дает всем подряд». Но, извините, таков процесс Махапрабху.

#00:31:51#

па̄тра̄па̄тра-вича̄ра на̄хи…[8]

Не существует никаких экзаменов, никакого отвержения. Не существует ни в начале, ни в середине — нигде на всем пути. Как иногда, знаете, бывает, что в начале допускаются все. Через шесть месяцев: «Извините, уходите». [Смеется.] Нет, этот процесс не таков. Этот процесс, напротив, всегда дарует нам новое вдохновение, жизнь, счастье.

#00:32:43#

И поскольку мы являемся западными людьми, представителями западного мира, то в глазах нашего Гуру мы практически не в состоянии совершить никаких ошибок. Как может даже речь идти о том, чтобы нас дисквалифицировали? Иногда Гурудев, может быть, пытается объяснить некие строгие правила, с определенной строгостью. [Смеется.] Но когда он начинает это объяснять, к моменту, когда он доходит до конца этого объяснения, любые следы строгости уже уходят. Он не может сделать ничего иного, кроме как исполнить свое желание — он очень хочет, чтобы мы обрели этот дар. Это единственное его желание. И ничто не отвратит нас, ничто не дисквалифицирует нас.

#00:34:01#

Итак, мы приглашаем от его имени, по его поручению (не то, что мы кого-то приглашаем, но мы передаем его слова, его пожелания) — примите Святое Имя Кришны, воспевайте Его, будьте счастливы.

#00:34:26#

Итак, мы благодарим всех вас еще раз за то, что вы пришли и присоединились к этому празднованию, к этому действу, поскольку это стало более хорошим праздником, лучшим фестивалем благодаря тому, что все вы помогли отметить его, участвовали в нем. Наш Шрила Гурудев несомненно доволен всеми вами за то, что вы пришли этим вечером.

#00:34:57#

аичхе прабху ш́ачӣ-гхаре, кр̣па̄йа каила авата̄ре
                   йеи иха̄ карайе ш́раван̣а
гаура-прабху дайа̄майа, та̄н̇ре хайена садайа
                  сеи па̄йа та̄н̇ха̄ра чаран̣а[9]

Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты», Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, говорит, что тот, кто услышит эту историю о том, как Шри Чайтанья Махапрабху явился в доме Шачидеви, любой, кто услышит это, тот сумеет обрести милость и особую благосклонность того, кто является самим олицетворением милости, то есть Шри Чайтаньи Махапрабху. И [такой удачливый человек], несомненно, очень скоро обретет общество, соприкосновение с лотосоподобными стопами Махапрабху.

#00:36:09#

Итак, Господь не только не приходит для того, чтобы наказать кого-либо, но, напротив, Он приходит для того, чтобы даровать всем и каждому счастье. Пожалуйста, поразмыслите над этим и пойте святые имена Кришны.

Есть ли у кого-то вопросы? У нас есть еще несколько минут.

#00:36:46#

Вопрос: У меня вопрос не совсем духовный, скорее психологический. Я просто заметил, что люди как будто не стремятся к счастью, а наоборот, стремятся к несчастью. Я заметил это за многими людьми — они склонны к тому, чтобы влюбляться в людей, которые их не любят, и при этом не любить тех, кто любит их.

#00:37:28#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, мы ищем счастье, но мы глупы и запутаны. [Смеется].

#00:37:44#

пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа, кала̄в асмин йуге джана̄х̣
манда̄х̣ суманда-матайо, манда-бха̄гйа̄ [хй упадрута̄х̣]
[10]

Я не хотел бы сейчас наскучивать вам слишком большим количеством санскритской поэзии, но «Бхагаватам» описывает качества людей, таких как мы с вами, в нашу эпоху. Сказано, что они очень неудачливы, несчастны, они пребывают в заблуждении и смущении, они не знают, где искать счастье. Пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа. Эти слова говорят, что в эпоху Кали все люди или почти все люди очень недолго живут.

#00:38:39#

Вы можете, конечно, возразить: «Ну, нет, я же слышал, что есть где-то в Болгарии некий человек, который занимается йогой и ему уже сто пятьдесят лет». Но в целом большинство людей не живут столь долго, и поэтому даже если мы сумеем найти счастье в этом мире, мы не сумеем его удержать. Неважно — что бы мы ни нашли в этом мире… Даже если мы обретем что-то в этом мире, все равно мы не сможем удержать это на сколь-нибудь долгое время. Тогда как мы на самом деле можем быть счастливы здесь? Даже если мы не испытываем никаких беспокойств психики и ищем счастье именно там, где оно и должно быть, даже в этом случае все равно мы не сумеем удержать его надолго.

#00:39:53#

Сейчас у меня замечательная и любящая семья, но уже через пару лет я умру и мое тело сожгут и выбросят. Ну, быть может, восемь или десять людей поплачут обо мне с часок. [Смеется.] Ну, может быть, пятнадцать человек — да, у меня большая семья. [Смеется.] И все. Чего я достиг? У меня хорошая семья, они любят меня, они уважают меня и так далее, и так далее. Но через несколько лет, уже через несколько лет они больше не будут моей семьей. Потому что эта вещь [тело], которую сейчас они считают своим отцом или своим мужем, будет выброшена в огонь. Я надеюсь только, что кто-нибудь из них отнесет мой пепел на Гангу [смеется], а также устроит пир для вайшнавов от моего имени. [Я надеюсь,] что когда-нибудь, в какое-то воскресенье, вы придете на пир и вам скажут: «Вот этот пир за Шруташраву Прабху». [Смеется.] И это факт, так произойдет.

#00:41:19#

Поэтому, даже если мы ищем все в правильном месте — как долго мы сможем удерживать это, даже если найдем? [Усмехается.] На самом деле не так уж и хорошо [ищем]. И таково наше положение. Но каково же решение? Что тогда делать? Очень просто — пойте имена Кришны. Если вы поете их, то те духовные качества, то духовное, что вы обретаете, никогда не оставит вас, оно навсегда останется вместе с вами. Никто и ничто не в состоянии лишить вас духовного. Ни правительство, ни суд, ни другие люди, ни кредиторы — никто не в состоянии забрать у вас духовное.

#00:42:37#

Мы должны быть разумны, это разумный выбор. Может быть, я сам не знал этого [смеется], когда сам делал этот выбор, не знал, что этот выбор разумен, но позже я обнаружил: «Да, на самом деле это самое разумное». Но окружающий мир всегда пытается убедить нас в обратном — что это глупо. Но мы должны быть вдумчивы и поразмыслить над этим, задуматься над тем, кто на самом деле глупец, каким образом я смогу удовлетворить подлинные желания своего сердца, что поможет мне.

#00:43:49#

Несколько лет назад во времена Советского Союза полки магазинов были пусты и не были доступны западные вещи, было множество ограничений. Сейчас большинство из этих ограничений ушло, и вы можете купить что угодно и где угодно, но стали ли от этого люди на самом деле более счастливы?

#00:44:23#

Американцы, например, сходят с ума по Бен Ладену: «Поймать Бен Ладена! Поймать его!» Но даже если этой ночью они поймают миллион бен ладенов — что, завтрашним утром я проснусь в экстазе и счастье? Если завтра утром мы проснемся и увидим, например, что бензин стал стоить пять копеек за литр, — что, мы все навсегда будем исполнены счастья и экстаза? Нет. Но наша жизнь, тем не менее, полностью поглощена этими тривиальными моментами.

#00:45:10#

Когда я был ребенком, в те времена бензин был дешев, жилье было гораздо дешевле, но никто не пребывал тогда в экстазе. Во времена моего детства в большинстве случаев матерям не было необходимости работать — отцы, просто работая, могли обеспечить сполна свою семью. Но люди, тем не менее, не были исполнены экстаза.

#00:45:57#

Мы можем пытаться изменить что-то, пойти на строгие изменения в рамках этого мира, и это на самом деле происходит — мы пытаемся найти счастье в одной системе, в другой системе, сменить политическую систему, сменить президента, сменить то, сменить се, но счастье не приходит.

#00:46:21#

Даже если Америка сможет, допустим, избавиться от Буша и избрать другого президента, даже в этом случае — что, все проснутся на следующее утро и будут в экстазе? Даже если все [американские] войска покинут Ирак и больше не будут связываться с ним, даже это не наполнит мое сердце экстазом. Но мы проводим всю свою жизнь, находясь в смущении, гоняясь за этими поверхностными, пустыми вещами. И у нас не хватает времени для того, чтобы изменить то единственное, что мы на самом деле можем изменить, и то единственное, что нам на самом деле следует изменить — то есть самих себя. Это единственное, что я в силах изменить — сам себя.

#00:47:30#

Будучи родителем, я вижу, что я не в силах изменить своих детей. Даже этих людей — ближайших ко мне людей — я не в состоянии изменить. Я могу изменить только себя. Но вместо этого я поглощен окружающим миром, окружающей средой. Мне все время кажется, что нужно изменить это, поменять то, сделать это.

#00:48:11#

На самом деле ни с чем нет проблем, все в порядке в этом мире, за одним исключением — я не в порядке. И если я сумею изменить себя, тогда я увижу, что в мире уже все находится на своем месте. Духовность — это не абстракция. Существует божественная воля, и когда мы сумеем увидеть эту божественную волю за всем, тогда мы поймем: «Да, я нахожусь в верном положении и все находится на своих местах». Тогда я воистину буду счастлив.

#00:49:08#

Таков процесс «тренировки» [ума], таков процесс воспевания святых имен Кришны, что в результате вы сумеете увидеть, сумеете понять, что все везде в порядке. Насколько счастлива такая жизнь, когда мы, куда бы мы ни глянули, увидели бы, что везде и все в порядке и хорошо? Если мы будем следовать наставлениям Махапрабху, Его программе — петь святые имена Кришны, тогда постепенно эта способность придет к нам. Мы сумеем увидеть, что, куда бы мы ни глянули, везде все в порядке и хорошо. Наш Гуру учит нас этому.

#00:50:18#

Поскольку я не нахожусь на таком уровне сознания, а нахожусь на более низком уровне, то каждый раз, когда я излагаю свои идеи, свое понимание Шриле Гурудеву, он очень нежным и любящим образом отвергает их, указывает на их несовершенство. Когда я пытаюсь сделать так, чтобы он смотрел на вещи моими глазами, воспринимал все столь же несовершенным образом, как я, он говорит мне: «Прабху, пойми — я не инспектор по канализациям». В своем восприятии, в своем видении он видит благо, он видит добро во всех и каждом. И это подлинная духовность — видеть благо во всех. И если святой обладает такими качествами, то Бог должен обладать такими [же] качествами. И если Бог таков, то как Он может наказывать кого бы то ни было?

#00:51:53#

В Бхагавад-гите Кришна описывается как сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇[11] — лучший друг всех живых существ. В санскрите есть множество слов, которыми можно было бы выразить понятие «друг», но там использовано именно это — «сухрид», удивительнейшее слово. Оно означает того, чье сердце исполнено всех наилучших желаний, наилучших пожеланий в отношении тебя. Сердце Кришны исполнено этого по отношению к каждому живому существу. По отношению не только к людям, но ко всем живым существам. Сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇. Он хочет, чтобы мы нашли то, чего мы ищем, чтобы мы преисполнились счастья и экстаза.

#00:52:47#

Итак, Он хочет, чтобы мы обрели это, и, используя Свои безграничные возможности, Своими безграничными способами Он делает это доступным для нас, раскрывает это перед нами.

Пуджари готов?

#00:53:58#

И говоря о мантре, о силе мантры… Например, сейчас зазвонил мобильный телефон. Мы видим, что существует огромное количество мобильных телефонов. В этой комнате, я уверен, что у каждого из присутствующих есть телефон, как минимум один. Но если человек набирает определенный номер, известный ему, то он связывается таким образом посредством вибрации, посредством волн с другим человеком, даже если этот человек находится от него за десятки тысяч километров. Таким образом мы видим, что такова сила звука. Мы видим, как звуки, как вибрации работают таким образом, что мы можем видеть прямую [видео] трансляцию. На другом конце Земли идет Кубок мира [по футболу] — в то же мгновение, когда кто-то бьет по мячу, мы видим это на нашем экране. Если даже с материальной точки зрения вибрации способны на такое, то неужели нам трудно поверить, что божественный звук, божественные вибрации способны даровать нам нечто удивительное?

#00:55:13#

Итак, сейчас мы будем очень удачливы — у нас есть возможность участвовать в воспевании этого божественного звука — святых имен Шри Чайтаньи Махапрабху. Затем нам представится удача соприкоснуться с маха-прасадом Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:55:34#

Итак, мы еще раз благодарим всех вас за то, что вы пришли и участвовали в этом прекрасном действе.

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Чайтанья Махапрабху, Гаура-пурнима титхи авирбхав-махотсав ки джай!

#00:55:53#

Ашутош Кришна Прабху: Джай Шрипад Шруташрава Прабху ки джай!

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас



[1] Анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау, самарпайитум уннатоджжвала-раса̄м̇ сва-бхакти-ш́рийам / харих̣ пурат̣а-сундара-дйути-кадамба-сандӣпитах̣, сада̄ хр̣дайа-кандаре спхурату вах̣ ш́ачӣ-нандана — «Да проникнет Всевышний, божественный сын Шримати Шачидеви, в самую глубину вашего сердца. Сияя, словно расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости низошел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, чего ни давало ни одно из воплощений Господа: высочайшую, лучезарную расу служения в преданности — расу супружеской любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4).

[2] Ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣ш̣т̣ам̇, гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣ / тасйа карта̄рам апи ма̄м̇, виддхй акарта̄рам авйайам — «В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай же, что, хотя Я и являюсь создателем этой системы, сам Я, вечный и неизменный, непричастен к какой-либо деятельности» (Бхагавад-гита, 4.13).

[3] Веданта-сутра, 1.1.12.

[4] «Флейта Кришны поет лишь одну песнь: песнь служения лотосоподобным стопам Шримати Радхарани» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж).

[5] Джӣвера калйа̄н̣а-са̄дхана-ка̄м, джагате а̄си’ э мадхура на̄м / авидйа̄-тимира-тапана-рӯпе, хр̣д-гагане бира̄дже — «Пронзая тьму невежества и благословляя души этой вселенной, прекрасное имя Кришны взошло, словно сияющее солнце» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодая-киртан», песня первая, стих 8).

[6] Кр̣ш̣н̣а-на̄ма-судха̄ корийа̄ па̄н, джуд̣а̄о бхакативинода-пра̄н̣ / на̄ма бина̄ кичхӯ на̄хико а̄ро, чаудда-бхувана-ма̄джхе — «Испейте чудотворный нектар Святого Имени Кришны и удовлетворите этим душу Тхакура Бхактивинода. Во всех четырнадцати мирах Святое Имя — единственная реальность» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодая-киртан», песня первая, стих 7).

[7] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Да воссияет победоносно шри кришна-санкиртана в своей непорочной чистоте и славе! Совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит свирепый лесной пожар материального бытия и разливает благодатный лунный свет, под которым расцветает лотос сердца. Это пение — жизнь и душа божественного супружества, и, углубляя океан чистейшей радости, оно каждый миг благоухает совершенным нектаром, омывая и освежая все естество души» («Шри Шикшаштакам», 1).

[8] Па̄тра̄па̄тра-вича̄ра на̄хи, на̄хи стха̄на̄стха̄на / йеи йа̄н̇ха̄ па̄йа, та̄н̇ха̄ каре према-да̄на — «Раздавая людям любовь к Богу, Чайтанья Махапрабху и Его спутники не принимали во внимание, достоин человек такого дара или нет, и не думали о том, нужно дарить людям эту любовь или не нужно. Они не ставили никаких условий. Везде, где было возможно, Панча-таттва одаривала всех любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.23).

[9] «Так, по Своей беспричинной милости, Господь Чайтанья Махапрабху явился в доме Шачидеви. На всякого, кто услышит рассказ о Его пришествии, Господь Чайтанья прольет Свою милость и поможет ему обрести лотосоподобные стопы Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 13.122).

[10] «О мудрец, в этот железный век Кали жизнь людей коротка. Они вздорны, ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и к тому же пребывают в постоянной тревоге» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).

[11] Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — «Человек, полностью осознавший, что Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования