«Роли преданных в играх Кришны» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 20 января 2008 года. Сочи



скачать (формат MP3, 28.69M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Роли преданных в играх Кришны

(20 января 2008 года. Сочи)

 

Вопрос: Есть такое утверждение: «Что ни делается — все к лучшему». Иногда преданные говорят: на все воля Кришны. Хотелось бы знать, что говорит по этому поводу философия чистого сознания Кришны?

Шрила Госвами Махарадж: С высшей точки зрения, это правда, но это не означает, что мы будем любые глупости списывать на это: «А, это воля Кришны!» Это неправильно. В конечном счете это Кришна позволяет дживе, живому существу, злоупотреблять своей свободой воли так, как заблагорассудится этой душе. Само по себе это удивительно: люди сражаются за власть в этом мире и заставляют подчиняться себе, однако Тот, Кто воистину способен это сделать, Тот, Кто на самом деле мог бы заставить каждого без исключения подчиняться Своей воле — Кришна, — оставляет всем свободу воли.

#00:02:12#

Итак, Абсолют не вмешивается в независимость крошечных живых существ, однако нам не следует по глупости своей винить в своих бедах Его.

...вимр̣ш́йаитад аш́еш̣ен̣а
йатхеччхси татха̄ куру
1

В конце Бхагавад-гиты, в восемнадцатой главе, Кришна говорит Арджуне: «Я тебе рассказал определенные вещи, теперь поразмысли над всем услышанным и поступай, как сочтешь нужным». Это непостижимо, что Безграничное говорит ограниченному: «Так или иначе, таково Мое предложение. Я думаю, что так будет хорошо. Но ты подумай и поступай, как знаешь».

#00:02:12#

Вопрос: Каждому человеку приходит время чувствовать (и я начинаю чувствовать), что я родился на этой земле не в первый раз, что я что-то должен исправить из предыдущих моих жизней. Как правильно найти путь к тому, чтобы понять, кем ты был и что надо исправить?

#00:04:36#

Шрила Госвами Махарадж: Если мы сможем оценить потенциально, как много раз мы уже рождались в этом мире и как много дурного уже успели совершить, то мы потеряем сознание. Мы не знаем, что именно мы сделали не так, кроме неких общих соображений, конкретно что мы не знаем.

Иногда, допустим, некто в Сочи пьет, гуляет, затем пьяный садится в машину и убивает в аварии трех человек. Приходит в себя в тюрьме и спрашивает охрану: «А что я здесь делаю?» Ему объясняют: «Ты пьяный вчера сел за руль и убил трех людей». — «Но я же не помню этого!» Ему отвечают: «То, что ты не помнишь, — неважно, это не означает, что мы отпустим тебя. Ты должен будешь пострадать за этот поступок». Но человек может сказать: «Как же это поможет мне стать лучше, если я даже не помню, как я это делал?» Ему говорят: «Твое неведение о содеянном не извиняет тебя».

Давайте сформулируем это так: вам предстоит страдать за вещи, которые вы сделали, но не помните этого — что-то в этом роде. Это грубый пример, но он показывает [ситуацию] в общих четах.

#00:06:57#

Что люди традиционно старались делать для того, чтобы свести к нулю эти нежелательные последствия? Это раздача милостыни, совершение аскез. Вы видите, что любой человек, который сумел накопить, заработать огромное состояние в этом мире, на каком-то этапе [жизни] неизбежно открывает какое-либо благотворительное учреждение. Я не говорю, что это плохо, однако этот подход едва ли гарантирует успех в том, чтобы полностью свести к нулю те последствия, с которыми вы должны столкнуться и от которых должны страдать.

#00:08:07#

Мы уже упоминали раньше: «Падма-пурана» говорит, что последствия прошлых поступков проявляются в четырех стадиях: семя, росток, цветок и плод. Но, — говорят нам, — если вы прожарите семена, то они не дадут ростков. Огонь сознания Кришны поджаривает семена греховных плодов.

#00:08:54#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄
2

Шрила Рупа Госвами, давая определение того, что такое подлинная преданность Кришне, перечисляет одно из ее качеств таким образом: клеш́а-гхнӣ — она устраняет страдания, поджаривая семена греховных последствий.

Вопрос: Скажите, вы медитируете? Как правильно это делать?

#00:09:39#

Шрила Госвами Махарадж: Я не занимаюсь абстрактной медитацией. Мой Гуру объяснил медитацию иным, новым образом. Он сказал, что на самом деле это означает сосредоточиться и думать о служении. Нужно медитировать таким образом, а не на что-то абстрактное. Мы медитируем на служение. Предположим, служение какого-то человека — готовить пищу. Человек не может мешать поварешкой и при этом думать о чем-то: «О, я медитирую». Необходима сосредоточенность: контролировать температуру, чтобы не подгорело; контролировать другие три блюда, которые готовятся одновременно; сюда нужна соль, сюда — сахар. Это тоже может быть медитацией, и это мы можем делать.

#00:11:14#

Однако абстрактное мышление не несет в себе ничего глубокого. Наша цель, устремление — приблизиться к миру служения, чтобы мы могли пригодиться в служении. Это означает, что у вас есть некие приобретенные качества и способности, и в идеале нам следует приспособиться использовать эти склонности и способности в преданном служении, тогда эти способности будут не причиной плена, но причиной освобождения. Поэтому служение на самом деле способно полностью сосредоточить, сконцентрировать ваш ум. Также когда вы пытаетесь воспроизвести те духовные вещи, что вы услышали, это заставит вас еще глубже задуматься.

#00:12:42#

Допустим, если вы сегодня уйдете после программы и встретитесь с каким-то человеком, который спросит вас: «О чем там рассказывали?», вам придется задуматься, очень внимательно подумать. Это будет началом вашей медитации. На самом деле, вы уже медитируете, потому что размышляете, рассматриваете все эти вещи. Это уже началось, но можно сделать это более интенсивным, чтобы это стало глубже и яснее.

Слушатель: Я не буду думать, я уже знаю ответ: я встретил своего первого Гуру.

#00:13:36#

Шрила Госвами Махарадж: Джай Шрила Гурудев!

Одна из функций Гуру — это указать, где подлинный Гуру. Есть определенная категория Гуру, который говорит: «Настоящий Гуру — вот здесь». Такие люди также исполняют функцию Гуру.

Преданный: Одна преданная, Таништха Диди, просила передать дандават и вопрос Махараджу. Сейчас она беременна и спрашивает, каково положение и задачи женщины в семье и каков опыт живого существа в лоне матери?

#00:15:08#

Шрила Госвами Махарадж: Сперва ответим на вторую часть, об этом рассказывает третья песнь «Шримад-Бхагаватам». Там рассказано, что постепенно, когда эмбрион, зародыш ребенка приходит в сознание, начинает осознавать себя, это крайне неудобное, некомфортное положение. Есть популярные, романтические иллюзии, что в утробе матери так здорово, тепло, уютно, пища приходит сама собой… Однако, согласно «Бхагаватам», это очень неуютное, некомфортное положение, которое исполнено страданий. Я не собираюсь сейчас подробно перечислять эти страдания (если хотите, прочтите о них в третьей песни «Бхагаватам»), сейчас мы вкратце их опишем.

#00:17:04#

Там сказано, что иногда по милости Господа эта душа может испытать некое прозрение и увидеть свои прошлые сто рождений: она видит, как впустую потратила эти жизни, и начинает молиться Кришне: «Я посвящу эту жизнь Тебе, только вытащи меня из этого ужасного положения! Я буду Твоим преданным, я буду служить Тебе, я буду хорошим». Затем ее выталкивает из утробы — и это травмирующий опыт, как минимум. И вот малыш видит улыбающееся лицо матери, отца, всей семьи, и все радуются. Ребенка заворачивают в теплое одеяло, и он думает: «Вот это — жизнь!» — и забывает о Кришне, потому что он (или она) становится центром внимания: «Все любят меня, все восхищаются моей красотой. Все, что мне нужно, — это чуть-чуть поплакать, и они тут же принесут еду и все остальное».

#00:19:07#

Это нехорошее положение для эго человека. Что же тогда следует делать маме (или по крайней мере маме, которая чувствует духовные обязательства)? Несомненно, она должна заботиться о материальных нуждах своего ребенка, но также ее обязанность — это дать ребенку возможность соприкоснуться с духовной культурой. Даже во время беременности мама может иногда слышать киртан, ребенок при этом также слышит киртан.

#00:20:20#

Мы слышали, что Абхиманью, сын Арджуны, еще находясь в утробе матери, услышал [духовные] наставления. Маму Прахлады Махараджа, когда она была беременна, спас Нарада Муни. Она жила в его ашраме. Находясь в утробе матери, ребенок мог услышать духовные наставления Нарады Муни. Разумеется, это все — примеры великих душ, но любой ребенок, который родился у матери и отца преданных также необычен. Поэтому, даже находясь в утробе матери, такие дети обретают благо от духовных звуков, вибраций: когда мама слушает Гуру, вайшнава, садху, шастры, когда она занята киртаном.

#00:21:44#

В наставлениях Прахлады Махараджа сказано, что духовное обучение должно начинаться с самого детства. Однако Шрила Гурудев предостерегает своих учеников, он говорит: не навязывайте, не принуждайте. Сознание Кришны заключается в добровольном участии, даже для детей. Конечно, мы не даем детям полную свободу — мы говорим не об этом. Ни один родитель никогда не позволит делать своему ребенку все, что угодно, и как угодно. Для такой вседозволенности нужно стать подростком — тогда можно делать все, что угодно. Гурудев иногда так говорит. Он не может поверить своим глазам, когда видит, что у подростков в западном мире такая вседозволенность, что они ведут себя почти как Кришна. В Индии дети должны почитать свою мать и своего отца, а здесь у детей есть выбор, но до подросткового возраста родители будут давать возможность своему ребенку соприкасаться с духовной культурой.

Преданная: Расскажите, пожалуйста, о Шридхаре Махарадже.

#00:24:10#

Шрила Госвами Махарадж: Мне вспоминаются слова, которые Эйнштейн однажды сказал о Махатме Ганди. Он сказал: в будущем люди не смогут поверить, что столь великий человек на самом деле жил (то есть люди станут считать его неким мифическим героем). Что касается Шрилы Шридхара Махараджа, то в нем мы всегда находили присутствие всего, что только описано в писаниях, — черты, качества, присущие Гуру высшей категории. У него была уникальная способность выражать древние знания очень доступным для западных слушателей образом. Выражая эти идеи, он при этом ссылался на западных мыслителей, писателей, философов. Иными словами, есть какие-то вещи, которые мы уже знали из западной культуры, но он мог показать параллели: каким образом эти реалии можно связать с культурой сознания Кришны.

#00:26:41#

В его присутствии для нас всегда было совершенно очевидно, что мы находимся в обществе человека, который полностью поглощен сознанием Кришны высочайшего уровня двадцать четыре часа в сутки, что это некто, кто непрестанно, постоянно черпает радость, когда думает о Кришне, говорит о Кришне, описывает Кришну, и в особенности — Махапрабху и Шримати Радхарани. На самом деле для того чтобы должным образом сказать что-то по-настоящему о Шриле Гуру Махарадже, я должен процитировать слова самого Гуру Махараджа. Однажды он сказал: «Когда я думаю о Шримати Радхарани, я утрачиваю само свое бытие».

#00:28:14#

Что такой человек существовал и существует, люди [в будущем не будут верить], они будут думать, что это некий герой со страниц «Шримад-Бхагаватам». Его нежность и терпение по отношению к нам были безграничны. Он позволил нам получить глубокий отблеск самого центра Безграничного, он дал нам осознание некоего необычайного потенциала, он показал, что это можно реализовать, что это достижимо. Каждый день своей жизни я слушаю его, и каждый день своей жизни я слышу, как он говорит что-то новое — некий новый взгляд на сознание Кришны, — и это всегда безупречно, всегда уникально.

#00:30:00#

Иногда люди спрашивают: а в чем разница между вашей и другими миссиями, которые продвигают сознание Кришны? Разница в оригинальном богатстве, в концепциях Гуру Махараджа. Его духовные братья иногда говорили ему: «Когда мы слушаем то, что ты говоришь, иногда мы слышим вещи, которые не можем найти в писаниях предшествующих ачарьев, однако эти вещи находятся в согласии с их идеями, поэтому мы принимаем твои слова как истину».

#00:31:01#

Многие могут познакомиться с неким предметом и воспроизводить это, но кто может создать учебник? Шрила Шридхар Махарадж принадлежит к такой категории. Многие могут познакомиться с теориями Эйнштейна и представлять эти идеи другим, но только Эйнштейн может создать теорию. Шрила Шридхар Махарадж — словно духовный Эйнштейн, у которого есть множество оригинальных теорий сознания Кришны.

#00:32:01#

Одно высказывание, которое он произнес касательно Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в равной степени применимо к нему самому. Он сказал: «Что мне нравиться в моем Гуру Махарадже — это то, что он не повторял то, что слышал ранее от других, но всегда давал нечто свежее». Это в равной степени верно и в отношении него. Поэтому у нас есть «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Субъективная эволюция сознания», «Золотой Вулкан божественной любви» и бесчисленные выражения концепций сознания Кришны. Его духовные братья говорили: «Если нам приходится защищать свою правоту, свою точку зрения в спорах с неким древним санскритологом, то в этом случае он [Шрила Шридхар Махарадж] защищает достоинство нашей линии. И если нам приходится вступать в диспут с неким современным ученым, то и в этом случае также Шрила Шридхар Махарадж защищает достоинство и возвышенность нашей линии». Поэтому его положение уникально.

#00:34:11#

Что больше мы можем сказать, если сам Сарасвати Тхакур признал в нем все богатство Бхактивинода Тхакура? Сарасвати Тхакур сказал: «Мы видим, что один человек [Шрила Шридхар Махарадж] обрел сполна это сокровище, которое мы пришли раздать, распространить в этом мире. Таковы некоторые из вещей, что приходят на ум.

Вопрос: Но Шрила Шридхар Махарадж не знал Бхактивинода Тхакура, как же тогда это произошло [как Шрила Шридхар Махарадж обрел духовное богатство Шрилы Бхактивинода Тхакура]?

#00:35:06#

Шрила Госвами Махарадж: Но Сарасвати Тхакур обнаружил это в его [Шрилы Шридхара Махараджа] произведениях. Если мы называем эти вещи произведениями, или поэзией, или (как на санскрите) шлоками — эти названия могут ввести нас в некое заблуждение. Это не то, что он написал красивые стихи на санскрите: на самом деле он сумел заключить духовные концепции в форме, в облике стихов. Те книги, которые мы издали, являются пассивной репрезентацией субстанции сознания Кришны. Только кажется, что это — книги. Поэтому то, что он написал, — полностью представленная духовная суть.

#00:36:39#

Духовное общение, духовное соприкосновение выходит за рамки времени и пространства, поэтому, когда Сарасвати Тхакур прочел его произведение, он сказал: «Здесь — Бхактивинод, потому что я вижу здесь то богатство, которое пришел дать Бхактивинод Тхакур. Это значит, что ты обладаешь им». Речь не идет о том, что он жил за столько-то лет до [этих событий]: это — [взгляд] с материальной точки зрения. Но с духовной точки зрения он жив, они более живы, чем мы, и те, кто обладает достаточной духовной реализацией и способностями, могут обрести их общение.

#00:37:53#

Как игры Кришны: они переходят из одной Вселенной в другую. После того, как сто двадцать пять лет они проявлены в этой Вселенной, они переходят в другую. Что же говорить о том, что они вечно проявлены в духовном мире? Шрила Шридхар Махарадж приводил такое сравнение: если вы бросаете цветок в Гангу, то поток Ганги уносит этот цветок от вас, но если вы будете идти при этом по берегу Ганги с той же скоростью, что и цветок, то он будет оставаться в поле вашего зрения.

#00:38:56#

Итак, существуют реализованные, осознавшие себя души, которые движутся, так сказать, с той же скоростью, что и божественный поток, поэтому ход времени не устраняет, не удаляет эти игры из их восприятия.

Вопрос: Что такое привязанность, и что нам делать с этими привязанностями? Второй вопрос: что делать с дурными желаниями, которые мешают нам идти по этому пути преданности и мешают обрести успех в преданности?

#00:40:08#

Шрила Госвами Махарадж: Я думаю, вы знаете, что такое привязанности, что такое желания, иначе вы бы не задавали этот вопрос.

Вопрос: Но как бороться с ними?

Шрила Госвами Махарадж: Да, я хочу внести одно предложение. Что мы слышали: общение с теми, кто выше нас, может помочь нам, именно поэтому мы собираемся. На самом деле нам также помогут и наши равные. Когда мы остаемся сами по себе, это очень трудно, но когда мы в обществе других преданных, это помогает нам поддержать свое положение. Таково мнение не только неофитов, начинающих, но и духовно продвинутых.

#00:41:35#

Шрила Сарасвати Тхакур говорил своим ученикам: «Вы все — мои спасители, вы спасаете меня из этого опасного положения». Он искренне говорил это. Разумеется, они сами никогда не стали бы думать, что они — его спасители, но таков его угол зрения: и тому, и другому можно найти свое место, поэтому общение нам помогает на самом деле.

#00:42:26#

Достижение подлинного духовного положения зависит от принятия прибежища тех, кто выше нас в духовном плане. Нас иногда спрашивают: в чем смысл шикхи? Я скажу одну из вещей, которые говорят по этому поводу. Нам говорят, что ученик обматывает свою шикху вокруг лотосных стоп своего Гуру, чтобы, когда волны, потоки этого материального мира обрушатся и будут носить нас из стороны в сторону, мы оставались связаны со стопами своего Гуру.

#00:43:24#

Сегодня чуть раньше мы говорили об определении Гуру, одно из определений Гуру — «тяжелый», а ученика называют лагху — «легкий», как перышко. Перышко носит потоками в разные стороны, и у него нет постоянного, твердого положения. Мы в таком положении: желания приходят к нам и манипулируют нами, но на самом деле это не мы. Мы думаем, что это мы. Можно сравнить это с наркозависимостью: когда ты попал в зависимость, тобой руководит наркотик, ты утратил свою свободу. Итак, нас носят кругами эти потоки материального, но Гуру значит «тяжелый» (как Гуру Махарадж сказал однажды в книге «Шри Гуру и его милость»: «тяжелее Гималаев»), и «легкий» (лагху) ученик связывается с «тяжелым» Гуру и обретает постоянное положение.

#00:45:03#

Итак, нам необходимо серьезным образом принять прибежище в Гуру и вайшнаве. Также мы должны быть готовы к неудачам. Как маленькие дети: они учатся ходить, но сколько раз такой ребенок будет падать? Много раз. Нет ни одного ребенка, который бы просто начал ходить и ни разу не упал, но вы падаете на землю, отталкиваетесь от нее и снова встаете. Должна быть определенная решимость: я буду ходить! Также мы должны получать вдохновение, поощрение от других. Мы не можем думать: я пал — все потеряно! Нет, я снова отталкиваюсь, поднимаюсь и продолжаю.

#00:46:27#

Мы пытаемся сделать нечто, что можно сравнить с достижением невозможного, с неким чудом из чудес. То есть после того, как мы были обусловлены (с незапамятных времен), теперь мы пытаемся выйти из этого мира и обратиться в мир служения. Давайте честно признаемся: это выше наших сил, но эти обстоятельства не сильнее, чем милость моего Гурудева. Я знаю, что я падшая душа, именно поэтому я в этом мире.

#00:47:26#

Однажды некий человек сказал Гуру Махараджу: «Махарадж, я чувствую жалость, мне очень жаль всех этих невинных людей в этом мире, невинных душ, которые страдают». Гуру Махарадж ответил: «Здесь нет невинных людей. Мы бы не оказались в материальном мире, будучи невинными, мы все предали нашего Господа — таково наше положение». Но через общение с теми, кто выше нас, мы исполнены оптимизма и надежды выйти из этого положения и достичь невозможного. Или умереть в попытках. Но это — самое достойное стремление.

#00:48:29#

Например, есть исследователи, медики, которые пытаются найти лекарство от рака. Никто еще не нашел лекарство от рака, но это не останавливает их в их попытках, исследованиях. Они получили образование (причем не одно, а много образований во многих различных школах), и на протяжении всей жизни они посвящают поиску этого лекарства все свои силы. Они, может быть, пренебрегают своей личной жизнью, своей семьей, но несмотря на это они так и не нашли этого лекарства. Кто-то мог бы сказать ему: «Ты впустую тратишь время, ты всю жизнь потратил на поиски лекарства от рака, но его никто не нашел. Бесполезно, оставь!» Но эти люди могут ответить (и это будет вполне уместным ответом): «Я считаю, что это настолько достойная цель, что она стоит попыток. Даже если я не достигну ее, даже в этом случае моя жизнь, энергия, ресурсы были потрачены достойным образом».

#00:50:32#

Если человек имеет полное право так сказать о подобных поисках, то что тогда говорить о поиске самого высшего? Нам говорят, что отличительная черта, признак подлинной преданности — когда Безграничное становится подчинено ограниченному. Какое самопожертвование соизмеримо с этим результатом? Даже если бы мы пожертвовали собой целиком и полностью (мы — лишь крошечные, ограниченные живые существа), как мы могли бы заслужить Безграничное? Но нам говорят: преданность и любовь (любовь, на самом деле, является синонимом преданности) обладают настолько великой силой, что способны подчинить себе Безграничное.

#00:52:22#

Если мы понимаем возвышенность этой цели, в этом случае это будет побуждать нас, несмотря на всевозможные препятствия на этом пути продолжать прикладывать усилия, дерзать. Но нам следует также знать, что те, кто продвинуты в сознании Кришны, выражаясь словами Прабхупады, «наслаждаются как не знаю кто». Они наслаждаются духовным счастьем, блаженством, которое пребывает далеко за пределами всего, что мы можем себе только представить сейчас.

#00:53:17#

Нам говорят, что в общем и целом высшее счастье в материальном мире — это сексуальные удовольствия, но и нам говорят, что брахмананди — те, кто полностью посвятили себя духовным устремлениям, — с презрением смотрят на сексуальные удовольствия. По сравнению с тем духовным блаженством, что они испытывают, это им кажется чем-то отталкивающим.

#00:53:58#

[са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ —]
брахма̄нандо бхавед эш̣а чет пара̄рддха-гун̣ӣкр̣тах̣
наити бхакти-сукха̄мбходхех̣ парама̄н̣у-тула̄м апи
3

Рупа Госвами говорит, что если вы рассмотрите наслаждение, которое испытывают брахмананди, и умножите его в триллионы раз, тогда это не сравнится даже с одной крупицей того счастья, которое испытывает преданный Кришны. Это должно навести нас на мысль: «Боже мой! Что это тогда должно быть?» Это должно пробудить наше любопытство.

Вопрос: Мне понятно, что сказал Махарадж. Но если, допустим, нет рядом старших преданных, и пришло желание, и знаешь, что оно нехорошее, есть ли какой-то секрет, чтобы избавиться от него?

#00:55:35#

Шрила Госвами Махарадж: Нароттам Тхакур говорит: «Тогда взывайте к именам вайшнавов». Призывайте имя нашего Гуру. Таков секрет.

Вопрос: Как вам сегодняшняя лекция в «Синема-холле»?

#00:56:14#

Шрила Госвами Махарадж: По ходу процесса она стала лучше, потому что поначалу я слишком много думал о том, чего не говорить, но со временем понял, что же следует сказать. Думаю, что в целом все прошло хорошо, люди были очень внимательны, они участвовали, откликались — целый поток вопросов. Можно было, на самом деле, продолжать бы и дальше. В целом люди не были склонны бросать вызов: они уважительно представляли оппозиционные идеи и уважительно выслушивали то, что мы представляли. Поэтому я думаю, что все прошло хорошо.

#00:57:36#

А потом мы поехали в библиотеку, пришел Грант. [Шутливая реплика: «Вы выиграли грант?»] А вы знаете, что на санскрите значит грантха? Книга!

Грант был в библиотеке, и он сказал: «В этой библиотеке нет книги, которую я ищу». Мы, как особая служба доставки, доставили ему книгу. Я только сейчас понял, что санскритское слово для обозначения книги — грантха.

Вопрос: Согласны ли вы с восточной пословицей: «Когда ученик готов, к нему приходит учитель»?

#00:58:59#

Шрила Госвами Махарадж: Да, Гуру Махарадж принял бы это. Он говорил, что когда вы искренни в своем устремлении к встрече с Божественным, то Он нисходит к вам, раскрываясь в ваших относительных обстоятельствах. Поэтому все, что необходимо с нашей стороны, — это искренность. Мы оказались в этом мире, потому что у нас есть склонность к самообману, поэтому, когда речь заходит о выборе Гуру, мы не хотим, чтобы это стало результатом, следствием нашей склонности к самообману. Искренность спасет нас, проведет через все препятствия и неизбежно приведет к успеху.

Вопрос: Ученик Конфуция сказал: «Чтобы поймать зайца, нужна ловушка, но когда поймаешь зайца, забываешь о ловушке. Чтобы поймать мысль, нужно слово, а поймав мысль, мы забываем про слово». Я давно ищу человека, который поймал мысль, чтобы с ним поговорить…

#01:01:31#

Шрила Госвами Махарадж: Мы получили это от Гуру Махараджа, но когда вы понимаете, ухватываете некую идею, концепцию в сознании Кришны, тогда позже вы выражаете, передаете ее для блага других. Это называется шраванам (слушание) — киртанам (речь), и это путь духовного продвижения. Гуру Махарадж приводил сравнение с реактивным двигателем: он втягивает в себя воздух спереди и выталкивает сзади, таким образом самолет продвигается вперед.

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
 Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1 Ити те джн̃а̄нам а̄кхйа̄там̇ гухйа̄д гухйатарам̇ майа̄ /вимр̣ш́йаитад аш́еш̣ен̣а йатхеччхси татха̄ куру — «Итак, Я раскрыл тебе самые сокровенные истины. Теперь хорошо обдумай Мои слова и поступай, как пожелаешь» (Бхагавад-гита, 18.63).

2 Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать самого Шри Кришну».

3 «Бхакти состоит из сгущенного блаженства особого рода. Блаженство постижения Брахмана, накопленное в продолжающемся половину жизни Брахмы самадхи, не идет ни в какое сравнение с одной каплей океана счастья бхакти» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.38).




←  Сухуми (часть 14). Единственное желание ·• Архив новостей •· «Великие святые. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами» (часть 3). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 30.1 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Роли преданных в играх Кришны

(20 января 2008 года. Сочи)

 

Вопрос: Есть такое утверждение: «Что ни делается — все к лучшему». Иногда преданные говорят: на все воля Кришны. Хотелось бы знать, что говорит по этому поводу философия чистого сознания Кришны?

Шрила Госвами Махарадж: С высшей точки зрения, это правда, но это не означает, что мы будем любые глупости списывать на это: «А, это воля Кришны!» Это неправильно. В конечном счете это Кришна позволяет дживе, живому существу, злоупотреблять своей свободой воли так, как заблагорассудится этой душе. Само по себе это удивительно: люди сражаются за власть в этом мире и заставляют подчиняться себе, однако Тот, Кто воистину способен это сделать, Тот, Кто на самом деле мог бы заставить каждого без исключения подчиняться Своей воле — Кришна, — оставляет всем свободу воли.

#00:02:12#

Итак, Абсолют не вмешивается в независимость крошечных живых существ, однако нам не следует по глупости своей винить в своих бедах Его.

...вимр̣ш́йаитад аш́еш̣ен̣а
йатхеччхси татха̄ куру
1

В конце Бхагавад-гиты, в восемнадцатой главе, Кришна говорит Арджуне: «Я тебе рассказал определенные вещи, теперь поразмысли над всем услышанным и поступай, как сочтешь нужным». Это непостижимо, что Безграничное говорит ограниченному: «Так или иначе, таково Мое предложение. Я думаю, что так будет хорошо. Но ты подумай и поступай, как знаешь».

#00:02:12#

Вопрос: Каждому человеку приходит время чувствовать (и я начинаю чувствовать), что я родился на этой земле не в первый раз, что я что-то должен исправить из предыдущих моих жизней. Как правильно найти путь к тому, чтобы понять, кем ты был и что надо исправить?

#00:04:36#

Шрила Госвами Махарадж: Если мы сможем оценить потенциально, как много раз мы уже рождались в этом мире и как много дурного уже успели совершить, то мы потеряем сознание. Мы не знаем, что именно мы сделали не так, кроме неких общих соображений, конкретно что мы не знаем.

Иногда, допустим, некто в Сочи пьет, гуляет, затем пьяный садится в машину и убивает в аварии трех человек. Приходит в себя в тюрьме и спрашивает охрану: «А что я здесь делаю?» Ему объясняют: «Ты пьяный вчера сел за руль и убил трех людей». — «Но я же не помню этого!» Ему отвечают: «То, что ты не помнишь, — неважно, это не означает, что мы отпустим тебя. Ты должен будешь пострадать за этот поступок». Но человек может сказать: «Как же это поможет мне стать лучше, если я даже не помню, как я это делал?» Ему говорят: «Твое неведение о содеянном не извиняет тебя».

Давайте сформулируем это так: вам предстоит страдать за вещи, которые вы сделали, но не помните этого — что-то в этом роде. Это грубый пример, но он показывает [ситуацию] в общих четах.

#00:06:57#

Что люди традиционно старались делать для того, чтобы свести к нулю эти нежелательные последствия? Это раздача милостыни, совершение аскез. Вы видите, что любой человек, который сумел накопить, заработать огромное состояние в этом мире, на каком-то этапе [жизни] неизбежно открывает какое-либо благотворительное учреждение. Я не говорю, что это плохо, однако этот подход едва ли гарантирует успех в том, чтобы полностью свести к нулю те последствия, с которыми вы должны столкнуться и от которых должны страдать.

#00:08:07#

Мы уже упоминали раньше: «Падма-пурана» говорит, что последствия прошлых поступков проявляются в четырех стадиях: семя, росток, цветок и плод. Но, — говорят нам, — если вы прожарите семена, то они не дадут ростков. Огонь сознания Кришны поджаривает семена греховных плодов.

#00:08:54#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄
2

Шрила Рупа Госвами, давая определение того, что такое подлинная преданность Кришне, перечисляет одно из ее качеств таким образом: клеш́а-гхнӣ — она устраняет страдания, поджаривая семена греховных последствий.

Вопрос: Скажите, вы медитируете? Как правильно это делать?

#00:09:39#

Шрила Госвами Махарадж: Я не занимаюсь абстрактной медитацией. Мой Гуру объяснил медитацию иным, новым образом. Он сказал, что на самом деле это означает сосредоточиться и думать о служении. Нужно медитировать таким образом, а не на что-то абстрактное. Мы медитируем на служение. Предположим, служение какого-то человека — готовить пищу. Человек не может мешать поварешкой и при этом думать о чем-то: «О, я медитирую». Необходима сосредоточенность: контролировать температуру, чтобы не подгорело; контролировать другие три блюда, которые готовятся одновременно; сюда нужна соль, сюда — сахар. Это тоже может быть медитацией, и это мы можем делать.

#00:11:14#

Однако абстрактное мышление не несет в себе ничего глубокого. Наша цель, устремление — приблизиться к миру служения, чтобы мы могли пригодиться в служении. Это означает, что у вас есть некие приобретенные качества и способности, и в идеале нам следует приспособиться использовать эти склонности и способности в преданном служении, тогда эти способности будут не причиной плена, но причиной освобождения. Поэтому служение на самом деле способно полностью сосредоточить, сконцентрировать ваш ум. Также когда вы пытаетесь воспроизвести те духовные вещи, что вы услышали, это заставит вас еще глубже задуматься.

#00:12:42#

Допустим, если вы сегодня уйдете после программы и встретитесь с каким-то человеком, который спросит вас: «О чем там рассказывали?», вам придется задуматься, очень внимательно подумать. Это будет началом вашей медитации. На самом деле, вы уже медитируете, потому что размышляете, рассматриваете все эти вещи. Это уже началось, но можно сделать это более интенсивным, чтобы это стало глубже и яснее.

Слушатель: Я не буду думать, я уже знаю ответ: я встретил своего первого Гуру.

#00:13:36#

Шрила Госвами Махарадж: Джай Шрила Гурудев!

Одна из функций Гуру — это указать, где подлинный Гуру. Есть определенная категория Гуру, который говорит: «Настоящий Гуру — вот здесь». Такие люди также исполняют функцию Гуру.

Преданный: Одна преданная, Таништха Диди, просила передать дандават и вопрос Махараджу. Сейчас она беременна и спрашивает, каково положение и задачи женщины в семье и каков опыт живого существа в лоне матери?

#00:15:08#

Шрила Госвами Махарадж: Сперва ответим на вторую часть, об этом рассказывает третья песнь «Шримад-Бхагаватам». Там рассказано, что постепенно, когда эмбрион, зародыш ребенка приходит в сознание, начинает осознавать себя, это крайне неудобное, некомфортное положение. Есть популярные, романтические иллюзии, что в утробе матери так здорово, тепло, уютно, пища приходит сама собой… Однако, согласно «Бхагаватам», это очень неуютное, некомфортное положение, которое исполнено страданий. Я не собираюсь сейчас подробно перечислять эти страдания (если хотите, прочтите о них в третьей песни «Бхагаватам»), сейчас мы вкратце их опишем.

#00:17:04#

Там сказано, что иногда по милости Господа эта душа может испытать некое прозрение и увидеть свои прошлые сто рождений: она видит, как впустую потратила эти жизни, и начинает молиться Кришне: «Я посвящу эту жизнь Тебе, только вытащи меня из этого ужасного положения! Я буду Твоим преданным, я буду служить Тебе, я буду хорошим». Затем ее выталкивает из утробы — и это травмирующий опыт, как минимум. И вот малыш видит улыбающееся лицо матери, отца, всей семьи, и все радуются. Ребенка заворачивают в теплое одеяло, и он думает: «Вот это — жизнь!» — и забывает о Кришне, потому что он (или она) становится центром внимания: «Все любят меня, все восхищаются моей красотой. Все, что мне нужно, — это чуть-чуть поплакать, и они тут же принесут еду и все остальное».

#00:19:07#

Это нехорошее положение для эго человека. Что же тогда следует делать маме (или по крайней мере маме, которая чувствует духовные обязательства)? Несомненно, она должна заботиться о материальных нуждах своего ребенка, но также ее обязанность — это дать ребенку возможность соприкоснуться с духовной культурой. Даже во время беременности мама может иногда слышать киртан, ребенок при этом также слышит киртан.

#00:20:20#

Мы слышали, что Абхиманью, сын Арджуны, еще находясь в утробе матери, услышал [духовные] наставления. Маму Прахлады Махараджа, когда она была беременна, спас Нарада Муни. Она жила в его ашраме. Находясь в утробе матери, ребенок мог услышать духовные наставления Нарады Муни. Разумеется, это все — примеры великих душ, но любой ребенок, который родился у матери и отца преданных также необычен. Поэтому, даже находясь в утробе матери, такие дети обретают благо от духовных звуков, вибраций: когда мама слушает Гуру, вайшнава, садху, шастры, когда она занята киртаном.

#00:21:44#

В наставлениях Прахлады Махараджа сказано, что духовное обучение должно начинаться с самого детства. Однако Шрила Гурудев предостерегает своих учеников, он говорит: не навязывайте, не принуждайте. Сознание Кришны заключается в добровольном участии, даже для детей. Конечно, мы не даем детям полную свободу — мы говорим не об этом. Ни один родитель никогда не позволит делать своему ребенку все, что угодно, и как угодно. Для такой вседозволенности нужно стать подростком — тогда можно делать все, что угодно. Гурудев иногда так говорит. Он не может поверить своим глазам, когда видит, что у подростков в западном мире такая вседозволенность, что они ведут себя почти как Кришна. В Индии дети должны почитать свою мать и своего отца, а здесь у детей есть выбор, но до подросткового возраста родители будут давать возможность своему ребенку соприкасаться с духовной культурой.

Преданная: Расскажите, пожалуйста, о Шридхаре Махарадже.

#00:24:10#

Шрила Госвами Махарадж: Мне вспоминаются слова, которые Эйнштейн однажды сказал о Махатме Ганди. Он сказал: в будущем люди не смогут поверить, что столь великий человек на самом деле жил (то есть люди станут считать его неким мифическим героем). Что касается Шрилы Шридхара Махараджа, то в нем мы всегда находили присутствие всего, что только описано в писаниях, — черты, качества, присущие Гуру высшей категории. У него была уникальная способность выражать древние знания очень доступным для западных слушателей образом. Выражая эти идеи, он при этом ссылался на западных мыслителей, писателей, философов. Иными словами, есть какие-то вещи, которые мы уже знали из западной культуры, но он мог показать параллели: каким образом эти реалии можно связать с культурой сознания Кришны.

#00:26:41#

В его присутствии для нас всегда было совершенно очевидно, что мы находимся в обществе человека, который полностью поглощен сознанием Кришны высочайшего уровня двадцать четыре часа в сутки, что это некто, кто непрестанно, постоянно черпает радость, когда думает о Кришне, говорит о Кришне, описывает Кришну, и в особенности — Махапрабху и Шримати Радхарани. На самом деле для того чтобы должным образом сказать что-то по-настоящему о Шриле Гуру Махарадже, я должен процитировать слова самого Гуру Махараджа. Однажды он сказал: «Когда я думаю о Шримати Радхарани, я утрачиваю само свое бытие».

#00:28:14#

Что такой человек существовал и существует, люди [в будущем не будут верить], они будут думать, что это некий герой со страниц «Шримад-Бхагаватам». Его нежность и терпение по отношению к нам были безграничны. Он позволил нам получить глубокий отблеск самого центра Безграничного, он дал нам осознание некоего необычайного потенциала, он показал, что это можно реализовать, что это достижимо. Каждый день своей жизни я слушаю его, и каждый день своей жизни я слышу, как он говорит что-то новое — некий новый взгляд на сознание Кришны, — и это всегда безупречно, всегда уникально.

#00:30:00#

Иногда люди спрашивают: а в чем разница между вашей и другими миссиями, которые продвигают сознание Кришны? Разница в оригинальном богатстве, в концепциях Гуру Махараджа. Его духовные братья иногда говорили ему: «Когда мы слушаем то, что ты говоришь, иногда мы слышим вещи, которые не можем найти в писаниях предшествующих ачарьев, однако эти вещи находятся в согласии с их идеями, поэтому мы принимаем твои слова как истину».

#00:31:01#

Многие могут познакомиться с неким предметом и воспроизводить это, но кто может создать учебник? Шрила Шридхар Махарадж принадлежит к такой категории. Многие могут познакомиться с теориями Эйнштейна и представлять эти идеи другим, но только Эйнштейн может создать теорию. Шрила Шридхар Махарадж — словно духовный Эйнштейн, у которого есть множество оригинальных теорий сознания Кришны.

#00:32:01#

Одно высказывание, которое он произнес касательно Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в равной степени применимо к нему самому. Он сказал: «Что мне нравиться в моем Гуру Махарадже — это то, что он не повторял то, что слышал ранее от других, но всегда давал нечто свежее». Это в равной степени верно и в отношении него. Поэтому у нас есть «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Субъективная эволюция сознания», «Золотой Вулкан божественной любви» и бесчисленные выражения концепций сознания Кришны. Его духовные братья говорили: «Если нам приходится защищать свою правоту, свою точку зрения в спорах с неким древним санскритологом, то в этом случае он [Шрила Шридхар Махарадж] защищает достоинство нашей линии. И если нам приходится вступать в диспут с неким современным ученым, то и в этом случае также Шрила Шридхар Махарадж защищает достоинство и возвышенность нашей линии». Поэтому его положение уникально.

#00:34:11#

Что больше мы можем сказать, если сам Сарасвати Тхакур признал в нем все богатство Бхактивинода Тхакура? Сарасвати Тхакур сказал: «Мы видим, что один человек [Шрила Шридхар Махарадж] обрел сполна это сокровище, которое мы пришли раздать, распространить в этом мире. Таковы некоторые из вещей, что приходят на ум.

Вопрос: Но Шрила Шридхар Махарадж не знал Бхактивинода Тхакура, как же тогда это произошло [как Шрила Шридхар Махарадж обрел духовное богатство Шрилы Бхактивинода Тхакура]?

#00:35:06#

Шрила Госвами Махарадж: Но Сарасвати Тхакур обнаружил это в его [Шрилы Шридхара Махараджа] произведениях. Если мы называем эти вещи произведениями, или поэзией, или (как на санскрите) шлоками — эти названия могут ввести нас в некое заблуждение. Это не то, что он написал красивые стихи на санскрите: на самом деле он сумел заключить духовные концепции в форме, в облике стихов. Те книги, которые мы издали, являются пассивной репрезентацией субстанции сознания Кришны. Только кажется, что это — книги. Поэтому то, что он написал, — полностью представленная духовная суть.

#00:36:39#

Духовное общение, духовное соприкосновение выходит за рамки времени и пространства, поэтому, когда Сарасвати Тхакур прочел его произведение, он сказал: «Здесь — Бхактивинод, потому что я вижу здесь то богатство, которое пришел дать Бхактивинод Тхакур. Это значит, что ты обладаешь им». Речь не идет о том, что он жил за столько-то лет до [этих событий]: это — [взгляд] с материальной точки зрения. Но с духовной точки зрения он жив, они более живы, чем мы, и те, кто обладает достаточной духовной реализацией и способностями, могут обрести их общение.

#00:37:53#

Как игры Кришны: они переходят из одной Вселенной в другую. После того, как сто двадцать пять лет они проявлены в этой Вселенной, они переходят в другую. Что же говорить о том, что они вечно проявлены в духовном мире? Шрила Шридхар Махарадж приводил такое сравнение: если вы бросаете цветок в Гангу, то поток Ганги уносит этот цветок от вас, но если вы будете идти при этом по берегу Ганги с той же скоростью, что и цветок, то он будет оставаться в поле вашего зрения.

#00:38:56#

Итак, существуют реализованные, осознавшие себя души, которые движутся, так сказать, с той же скоростью, что и божественный поток, поэтому ход времени не устраняет, не удаляет эти игры из их восприятия.

Вопрос: Что такое привязанность, и что нам делать с этими привязанностями? Второй вопрос: что делать с дурными желаниями, которые мешают нам идти по этому пути преданности и мешают обрести успех в преданности?

#00:40:08#

Шрила Госвами Махарадж: Я думаю, вы знаете, что такое привязанности, что такое желания, иначе вы бы не задавали этот вопрос.

Вопрос: Но как бороться с ними?

Шрила Госвами Махарадж: Да, я хочу внести одно предложение. Что мы слышали: общение с теми, кто выше нас, может помочь нам, именно поэтому мы собираемся. На самом деле нам также помогут и наши равные. Когда мы остаемся сами по себе, это очень трудно, но когда мы в обществе других преданных, это помогает нам поддержать свое положение. Таково мнение не только неофитов, начинающих, но и духовно продвинутых.

#00:41:35#

Шрила Сарасвати Тхакур говорил своим ученикам: «Вы все — мои спасители, вы спасаете меня из этого опасного положения». Он искренне говорил это. Разумеется, они сами никогда не стали бы думать, что они — его спасители, но таков его угол зрения: и тому, и другому можно найти свое место, поэтому общение нам помогает на самом деле.

#00:42:26#

Достижение подлинного духовного положения зависит от принятия прибежища тех, кто выше нас в духовном плане. Нас иногда спрашивают: в чем смысл шикхи? Я скажу одну из вещей, которые говорят по этому поводу. Нам говорят, что ученик обматывает свою шикху вокруг лотосных стоп своего Гуру, чтобы, когда волны, потоки этого материального мира обрушатся и будут носить нас из стороны в сторону, мы оставались связаны со стопами своего Гуру.

#00:43:24#

Сегодня чуть раньше мы говорили об определении Гуру, одно из определений Гуру — «тяжелый», а ученика называют лагху — «легкий», как перышко. Перышко носит потоками в разные стороны, и у него нет постоянного, твердого положения. Мы в таком положении: желания приходят к нам и манипулируют нами, но на самом деле это не мы. Мы думаем, что это мы. Можно сравнить это с наркозависимостью: когда ты попал в зависимость, тобой руководит наркотик, ты утратил свою свободу. Итак, нас носят кругами эти потоки материального, но Гуру значит «тяжелый» (как Гуру Махарадж сказал однажды в книге «Шри Гуру и его милость»: «тяжелее Гималаев»), и «легкий» (лагху) ученик связывается с «тяжелым» Гуру и обретает постоянное положение.

#00:45:03#

Итак, нам необходимо серьезным образом принять прибежище в Гуру и вайшнаве. Также мы должны быть готовы к неудачам. Как маленькие дети: они учатся ходить, но сколько раз такой ребенок будет падать? Много раз. Нет ни одного ребенка, который бы просто начал ходить и ни разу не упал, но вы падаете на землю, отталкиваетесь от нее и снова встаете. Должна быть определенная решимость: я буду ходить! Также мы должны получать вдохновение, поощрение от других. Мы не можем думать: я пал — все потеряно! Нет, я снова отталкиваюсь, поднимаюсь и продолжаю.

#00:46:27#

Мы пытаемся сделать нечто, что можно сравнить с достижением невозможного, с неким чудом из чудес. То есть после того, как мы были обусловлены (с незапамятных времен), теперь мы пытаемся выйти из этого мира и обратиться в мир служения. Давайте честно признаемся: это выше наших сил, но эти обстоятельства не сильнее, чем милость моего Гурудева. Я знаю, что я падшая душа, именно поэтому я в этом мире.

#00:47:26#

Однажды некий человек сказал Гуру Махараджу: «Махарадж, я чувствую жалость, мне очень жаль всех этих невинных людей в этом мире, невинных душ, которые страдают». Гуру Махарадж ответил: «Здесь нет невинных людей. Мы бы не оказались в материальном мире, будучи невинными, мы все предали нашего Господа — таково наше положение». Но через общение с теми, кто выше нас, мы исполнены оптимизма и надежды выйти из этого положения и достичь невозможного. Или умереть в попытках. Но это — самое достойное стремление.

#00:48:29#

Например, есть исследователи, медики, которые пытаются найти лекарство от рака. Никто еще не нашел лекарство от рака, но это не останавливает их в их попытках, исследованиях. Они получили образование (причем не одно, а много образований во многих различных школах), и на протяжении всей жизни они посвящают поиску этого лекарства все свои силы. Они, может быть, пренебрегают своей личной жизнью, своей семьей, но несмотря на это они так и не нашли этого лекарства. Кто-то мог бы сказать ему: «Ты впустую тратишь время, ты всю жизнь потратил на поиски лекарства от рака, но его никто не нашел. Бесполезно, оставь!» Но эти люди могут ответить (и это будет вполне уместным ответом): «Я считаю, что это настолько достойная цель, что она стоит попыток. Даже если я не достигну ее, даже в этом случае моя жизнь, энергия, ресурсы были потрачены достойным образом».

#00:50:32#

Если человек имеет полное право так сказать о подобных поисках, то что тогда говорить о поиске самого высшего? Нам говорят, что отличительная черта, признак подлинной преданности — когда Безграничное становится подчинено ограниченному. Какое самопожертвование соизмеримо с этим результатом? Даже если бы мы пожертвовали собой целиком и полностью (мы — лишь крошечные, ограниченные живые существа), как мы могли бы заслужить Безграничное? Но нам говорят: преданность и любовь (любовь, на самом деле, является синонимом преданности) обладают настолько великой силой, что способны подчинить себе Безграничное.

#00:52:22#

Если мы понимаем возвышенность этой цели, в этом случае это будет побуждать нас, несмотря на всевозможные препятствия на этом пути продолжать прикладывать усилия, дерзать. Но нам следует также знать, что те, кто продвинуты в сознании Кришны, выражаясь словами Прабхупады, «наслаждаются как не знаю кто». Они наслаждаются духовным счастьем, блаженством, которое пребывает далеко за пределами всего, что мы можем себе только представить сейчас.

#00:53:17#

Нам говорят, что в общем и целом высшее счастье в материальном мире — это сексуальные удовольствия, но и нам говорят, что брахмананди — те, кто полностью посвятили себя духовным устремлениям, — с презрением смотрят на сексуальные удовольствия. По сравнению с тем духовным блаженством, что они испытывают, это им кажется чем-то отталкивающим.

#00:53:58#

[са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ —]
брахма̄нандо бхавед эш̣а чет пара̄рддха-гун̣ӣкр̣тах̣
наити бхакти-сукха̄мбходхех̣ парама̄н̣у-тула̄м апи
3

Рупа Госвами говорит, что если вы рассмотрите наслаждение, которое испытывают брахмананди, и умножите его в триллионы раз, тогда это не сравнится даже с одной крупицей того счастья, которое испытывает преданный Кришны. Это должно навести нас на мысль: «Боже мой! Что это тогда должно быть?» Это должно пробудить наше любопытство.

Вопрос: Мне понятно, что сказал Махарадж. Но если, допустим, нет рядом старших преданных, и пришло желание, и знаешь, что оно нехорошее, есть ли какой-то секрет, чтобы избавиться от него?

#00:55:35#

Шрила Госвами Махарадж: Нароттам Тхакур говорит: «Тогда взывайте к именам вайшнавов». Призывайте имя нашего Гуру. Таков секрет.

Вопрос: Как вам сегодняшняя лекция в «Синема-холле»?

#00:56:14#

Шрила Госвами Махарадж: По ходу процесса она стала лучше, потому что поначалу я слишком много думал о том, чего не говорить, но со временем понял, что же следует сказать. Думаю, что в целом все прошло хорошо, люди были очень внимательны, они участвовали, откликались — целый поток вопросов. Можно было, на самом деле, продолжать бы и дальше. В целом люди не были склонны бросать вызов: они уважительно представляли оппозиционные идеи и уважительно выслушивали то, что мы представляли. Поэтому я думаю, что все прошло хорошо.

#00:57:36#

А потом мы поехали в библиотеку, пришел Грант. [Шутливая реплика: «Вы выиграли грант?»] А вы знаете, что на санскрите значит грантха? Книга!

Грант был в библиотеке, и он сказал: «В этой библиотеке нет книги, которую я ищу». Мы, как особая служба доставки, доставили ему книгу. Я только сейчас понял, что санскритское слово для обозначения книги — грантха.

Вопрос: Согласны ли вы с восточной пословицей: «Когда ученик готов, к нему приходит учитель»?

#00:58:59#

Шрила Госвами Махарадж: Да, Гуру Махарадж принял бы это. Он говорил, что когда вы искренни в своем устремлении к встрече с Божественным, то Он нисходит к вам, раскрываясь в ваших относительных обстоятельствах. Поэтому все, что необходимо с нашей стороны, — это искренность. Мы оказались в этом мире, потому что у нас есть склонность к самообману, поэтому, когда речь заходит о выборе Гуру, мы не хотим, чтобы это стало результатом, следствием нашей склонности к самообману. Искренность спасет нас, проведет через все препятствия и неизбежно приведет к успеху.

Вопрос: Ученик Конфуция сказал: «Чтобы поймать зайца, нужна ловушка, но когда поймаешь зайца, забываешь о ловушке. Чтобы поймать мысль, нужно слово, а поймав мысль, мы забываем про слово». Я давно ищу человека, который поймал мысль, чтобы с ним поговорить…

#01:01:31#

Шрила Госвами Махарадж: Мы получили это от Гуру Махараджа, но когда вы понимаете, ухватываете некую идею, концепцию в сознании Кришны, тогда позже вы выражаете, передаете ее для блага других. Это называется шраванам (слушание) — киртанам (речь), и это путь духовного продвижения. Гуру Махарадж приводил сравнение с реактивным двигателем: он втягивает в себя воздух спереди и выталкивает сзади, таким образом самолет продвигается вперед.

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
 Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1 Ити те джн̃а̄нам а̄кхйа̄там̇ гухйа̄д гухйатарам̇ майа̄ /вимр̣ш́йаитад аш́еш̣ен̣а йатхеччхси татха̄ куру — «Итак, Я раскрыл тебе самые сокровенные истины. Теперь хорошо обдумай Мои слова и поступай, как пожелаешь» (Бхагавад-гита, 18.63).

2 Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать самого Шри Кришну».

3 «Бхакти состоит из сгущенного блаженства особого рода. Блаженство постижения Брахмана, накопленное в продолжающемся половину жизни Брахмы самадхи, не идет ни в какое сравнение с одной каплей океана счастья бхакти» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.38).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования