«Как избавиться от ложного эго?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 июля 2008 года | Москва, Кисельный | Фестиваль VEDALIFE



скачать (формат MP4, 18.74M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Как избавиться от ложного эго?

(19 июля 2008 года. Москва, Кисельный. Фестиваль VEDALIFE)

 

На санскрите для обозначения ложного эго употребляется санскритский термин «аханкара». Чаще всего переводят это слово как «ложное эго». Как вы верно заметили, совсем никакого эго у нас не может не быть, какое-то эго всегда есть. Поэтому, что необходимо растворить или уничтожить — это только ложное эго, ложную составляющую, ложные представления о себе. Представления о себе как о тех, кто эксплуатирует.

#00:01:15#

Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный рай» сформулировал это следующими словами, как выбор: «Предпочитаете ли вы служить на небесах или же властвовать в аду?»

#00:01:32#

Это [ложное] эго — это та самая мания властвовать в аду, и гуманистические лозунги лишь только подливают масло в этот огонь. Мы находим массу примеров этому в рекламе. Ведь реклама, по сути дела, — это скрытое обращение к нашей низшей природе. Такие рекламные слоганы как «Just do it!» — «Просто сделай это!» Или: «Управляй своими возможностями!»

#00:02:26#

Эго того, кто управляет, ложным образом подвигает нас на то, чтобы мы думали о себе иллюзорным образом как о тех, кто управляет окружающим. С одной точки зрения, с точки зрения кармы — да, на самом деле мы породили обстоятельства, в которых находимся. Но ни в коем случае мы не можем считать себя владыками своих обстоятельств; скорее, мы рабы ситуации.

#00:03:10#

Итак, какое же эго, какого именно рода эго необходимо нам для продвижения на духовном пути, если мы понимаем, что на самом деле все события не предназначены для того, чтобы принести нам радость. Мир не будет исполнять только мои планы, не будет действовать только ради моего блага. Все знают известный афоризм: «Даже травинка не шелохнется без воли Господа».

#00:04:11#

Тогда мы можем задуматься: «Хорошо, очевидно, я не управляю тем, что вокруг меня (обстоятельствами вокруг себя), но кто-то управляет. И тот, кто управляет, дружественно ли Он ко мне относится или же против меня?» Послание Бхагавад-гиты заключается в том, что дружеская рука Божественного находится за этими обстоятельствами.

#00:04:40#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇
сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати[1]

В Бхагавад-гите сказано, что если ты хочешь обрести подлинное умиротворение, подлинное спокойствие, то пойми, что тот, кто управляет всем, тот, кто является абсолютным владыкой всего, Он не только не против тебя, но, более того, Он твой лучший друг.

#00:05:26#

На этой основе, на этом фундаменте основывается вся духовная культура. Эго эксплуататора или, параллельно ему, эго того, кто посвящает себя Высшему? Поэтому эго преданности — это здоровое эго.

Да?

#00:06:00#

Вопрос: Как понять, кем мы хотим быть?

#00:06:10#

Госвами Махарадж: Да, и чтобы ответить на предыдущий вопрос, есть интересная шлока, которая подчеркивает этот момент. Итак, если в той шлоке (которую мы упоминали) речь идет о нашем лучшем друге, который находится за всем, почему же мы не ощущаем присутствия этого друга? В ответ нам говорят: потому что нас отделяет от Него гора нашего эго.

#00:07:06#

Но нас успокаивают другими словами, нам говорят, что когда меняется наша точка зрения, наше восприятие, тогда эта гора эго, этот океан невежества превращается в крошечную лужицу, в лужицу, которая осталась от отпечатка копыта теленка. Как это возможно? Благодаря иной точке зрения. На санскрите это называется самбандха-гьяна — знание о [истинной] точке восприятия, о точке зрения. Когда мы переосмысливаем себя: да, на самом деле я реализую свой потенциал гораздо лучше как единица преданности, а не эксплуатации.

#00:08:21#

Как, знаете, говорят об углеродном отпечатке, о радиоуглеродном анализе, который позволяет определить возраст, определить примеси. Так вот в подлинной преданности, в подлинном эго преданности нет никакой примеси эксплуатации. И опять же: где это все началось, каково происхождение всего этого? В Бхагавад-гите указывается на это:

#00:08:49#

йаджн̃а-ш́иш̣т̣а̄ш́инах̣ санто,
мучйанте сарва-килбиш̣аих̣…[2]

Говорится, что все начинается с того, что мы едим. Говорится: когда наш поступок совершается в духе ягьи, жертвоприношения, тогда этот поступок не приносит никаких мирских, внешних последствий.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Шьямала Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «Человек, полностью осознавший, что Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

2  Йаджн̃а-ш́иш̣т̣а̄ш́инах̣ санто, мучйанте сарва-килбиш̣аих̣ / бхун̃джате те тв агхам̇ па̄па̄, йе пачантй а̄тма-ка̄ран̣а̄т — «Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовит пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех» (Бхагавад-гита, 3.13).




←  «Причина страданий». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 20 июля 2008 года. Москва, Кисельный | Фестиваль «Ведалайф» ·• Архив новостей •· «Побеждая мир». Шрила Бхактивинод Тхакур. Комментарий к первому стиху «Шри Упадешамриты» | “Conquering The World.” Srila Bhakti Vinod Thakur. Commentary on the first verse of Sri Upadeshamrita  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 23.5 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Как избавиться от ложного эго?

(19 июля 2008 года. Москва, Кисельный. Фестиваль VEDALIFE)

 

На санскрите для обозначения ложного эго употребляется санскритский термин «аханкара». Чаще всего переводят это слово как «ложное эго». Как вы верно заметили, совсем никакого эго у нас не может не быть, какое-то эго всегда есть. Поэтому, что необходимо растворить или уничтожить — это только ложное эго, ложную составляющую, ложные представления о себе. Представления о себе как о тех, кто эксплуатирует.

#00:01:15#

Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный рай» сформулировал это следующими словами, как выбор: «Предпочитаете ли вы служить на небесах или же властвовать в аду?»

#00:01:32#

Это [ложное] эго — это та самая мания властвовать в аду, и гуманистические лозунги лишь только подливают масло в этот огонь. Мы находим массу примеров этому в рекламе. Ведь реклама, по сути дела, — это скрытое обращение к нашей низшей природе. Такие рекламные слоганы как «Just do it!» — «Просто сделай это!» Или: «Управляй своими возможностями!»

#00:02:26#

Эго того, кто управляет, ложным образом подвигает нас на то, чтобы мы думали о себе иллюзорным образом как о тех, кто управляет окружающим. С одной точки зрения, с точки зрения кармы — да, на самом деле мы породили обстоятельства, в которых находимся. Но ни в коем случае мы не можем считать себя владыками своих обстоятельств; скорее, мы рабы ситуации.

#00:03:10#

Итак, какое же эго, какого именно рода эго необходимо нам для продвижения на духовном пути, если мы понимаем, что на самом деле все события не предназначены для того, чтобы принести нам радость. Мир не будет исполнять только мои планы, не будет действовать только ради моего блага. Все знают известный афоризм: «Даже травинка не шелохнется без воли Господа».

#00:04:11#

Тогда мы можем задуматься: «Хорошо, очевидно, я не управляю тем, что вокруг меня (обстоятельствами вокруг себя), но кто-то управляет. И тот, кто управляет, дружественно ли Он ко мне относится или же против меня?» Послание Бхагавад-гиты заключается в том, что дружеская рука Божественного находится за этими обстоятельствами.

#00:04:40#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇
сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати[1]

В Бхагавад-гите сказано, что если ты хочешь обрести подлинное умиротворение, подлинное спокойствие, то пойми, что тот, кто управляет всем, тот, кто является абсолютным владыкой всего, Он не только не против тебя, но, более того, Он твой лучший друг.

#00:05:26#

На этой основе, на этом фундаменте основывается вся духовная культура. Эго эксплуататора или, параллельно ему, эго того, кто посвящает себя Высшему? Поэтому эго преданности — это здоровое эго.

Да?

#00:06:00#

Вопрос: Как понять, кем мы хотим быть?

#00:06:10#

Госвами Махарадж: Да, и чтобы ответить на предыдущий вопрос, есть интересная шлока, которая подчеркивает этот момент. Итак, если в той шлоке (которую мы упоминали) речь идет о нашем лучшем друге, который находится за всем, почему же мы не ощущаем присутствия этого друга? В ответ нам говорят: потому что нас отделяет от Него гора нашего эго.

#00:07:06#

Но нас успокаивают другими словами, нам говорят, что когда меняется наша точка зрения, наше восприятие, тогда эта гора эго, этот океан невежества превращается в крошечную лужицу, в лужицу, которая осталась от отпечатка копыта теленка. Как это возможно? Благодаря иной точке зрения. На санскрите это называется самбандха-гьяна — знание о [истинной] точке восприятия, о точке зрения. Когда мы переосмысливаем себя: да, на самом деле я реализую свой потенциал гораздо лучше как единица преданности, а не эксплуатации.

#00:08:21#

Как, знаете, говорят об углеродном отпечатке, о радиоуглеродном анализе, который позволяет определить возраст, определить примеси. Так вот в подлинной преданности, в подлинном эго преданности нет никакой примеси эксплуатации. И опять же: где это все началось, каково происхождение всего этого? В Бхагавад-гите указывается на это:

#00:08:49#

йаджн̃а-ш́иш̣т̣а̄ш́инах̣ санто,
мучйанте сарва-килбиш̣аих̣…[2]

Говорится, что все начинается с того, что мы едим. Говорится: когда наш поступок совершается в духе ягьи, жертвоприношения, тогда этот поступок не приносит никаких мирских, внешних последствий.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Шьямала Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] «Человек, полностью осознавший, что Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

[2] Йаджн̃а-ш́иш̣т̣а̄ш́инах̣ санто, мучйанте сарва-килбиш̣аих̣ / бхун̃джате те тв агхам̇ па̄па̄, йе пачантй а̄тма-ка̄ран̣а̄т — «Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовит пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех» (Бхагавад-гита, 3.13).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования