«Деяния Кришны» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 1 января 2008 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 24.32M)

Russian



Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Деяния Кришны
(часть 2)

(1 января 2008 года. Москва, Кисельный)

 

#00:01:29#

Вопрос: Можно ли сказать, что повторное рождение в этом мире выше, нежели освобождение, поскольку освобождение означает конец бхакти? 

#00:01:39#

Шрила Госвами Махарадж: Мы можем сказать даже еще более сильно, повторяя слова Шрилы Бхактивинода Тхакура. Он говорит, что даже материалист и наслажденец находится в гораздо более выгодном положении, нежели тот, кто следует по пути имперсонального освобождения, то есть достигает освобождения. (Если мы подразумеваем под освобождением отсутствие какой-либо связи с бхакти.) Поскольку даже материалист и наслажденец может обрести связь с вайшнавом и со служением, но тот, кто погрузился, говоря словами Шрилы Шридхара Махараджа, во мрак, вечный мрак самадхи, тот не в состоянии обрести связь со служением. 

#00:02:32#

Возвращаясь к той же шлоке Шрилы Рупы Госвами [мокша лагхута крит], где он описывает качества Кришна-бхакти, можно сказать, что по сравнению даже с одним из них мокша кажется лагху, чем-то незначительным. 

#00:03:00#

А если вы под освобождением понимаете кайвалью — полное слияние, то Нароттам Дас Тхакур по этому поводу говорил, что это нара-каята, подобно аду, поскольку в этом единении нет служения. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур, разбирая смысл имени Мукунда, говорит, что «му» указывает на мукти («освобождение»), а «ку» в данном случае означает «ужасный», «отвратительный». То есть природа Кришны такова, что по сравнению с Ним освобождение кажется чем-то отвратительным. 

#00:03:59#

а̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣
патантй адхо ’на̄др̣та-йуш̣мад-ан̇гхрайах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.2.32) 

#00:04:29#

Также сказано, что даже те, кто выбирается за пределы этого мира, но не обретает связи с преданным служением стопам Кришны, вновь вынуждены пасть в этот мир. 

#00:04:47#

В беседе между Махапрабху и Раманандой Раем возникает вопрос: «А что же тогда с ними происходит?» Рамананда Рай говорит, что они обретают рождение ставара — в формах неживых предметов, чего-то неподвижного: деревьев или скал, драгоценных камней. 

#00:05:18#

Вопрос: Махарадж, встречали ли вы за свою практику людей, у которых нет эго? 

#00:05:36#

Шрила Госвами Махарадж: Я видел подобное в личностях Шрилы Гурудева, Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Прабхупады. Я написал одну статью, которая была издана как небольшая книга «Guardian of Devotion» («Хранитель преданности») на английском. В ней были, кроме прочего, описаны отношения между Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Прабхупадой. Шрила Гуру Махарадж внимательно выслушал эту статью, каждое ее слово, и сказал в заключение: «Я полностью представлен здесь». 

#00:06:37#

В ответ на это некие другие люди попытались написать книгу или статью, направленную против Шрилы Шридхара Махараджа. На самом деле это была самоубийственная попытка. Некому человеку досталась столь неудачная роль чтеца — он прочел эту статью перед Шрилой Шридхаром Махараджем. Там, страница за страницей, была нинда (злословие) о нем. Шрила Шридхар Махарадж, когда выслушал все это, сказал: «Что, неужели это все? Тогда это скорее прославление». Мы все были крайне напряжены, мы думали: «Как же отреагирует Шрила Шридхар Махарадж?» Но мы увидели, что он улыбается и говорит: «Как, неужели это все, что они написали обо мне?» 

#00:08:13#

Это был один из случаев, когда нам довелось увидеть проявление этого качества, которое описывают наши ачарьи. Манна шунья та описывается как один элементов, сопровождающих бхаван кур. То есть речь идет о независимости от так называемого прославления или злословия в рамках этого мира. Шрила Сарасвати Тхакур в своих произведениях [в песне «Вайшнава ке?»: «ваиш̣н̣авӣ пратиш̣т̣ха̄, та̄те коро ниш̣т̣ха̄»] также говорит, что нас интересует мнение вайшнава, а не мнение, положительное или отрицательное, людей этого мира. 

#00:09:23#

Нам следует стараться, чтобы нас заботило исключительно мнение высших личностей, но снова и снова ложные перспективы этого мира соблазняют нас. Соблазняют тех, кто принимает эти идеи. Однако это приводит лишь к тому, что душа теряет свое богатство. В нашем распоряжении ограниченное количество времени и энергии. Поэтому на самом деле нам следует постараться принять исключительное покровительство Гуру и вайшнава. 

#00:10:35#

Нам не следует быть убаюканными и подчиняться, подчиниться и следовать течению этого мира. Здесь, в этом мире, ничего нет. Нет ничего. Нуль и даже меньше нуля. Таково положение вещей. Единственная ценность, единственное ценное в этом мире — это Господь и Его преданные. Все остальное же лишь отвлекает от этого. 

#00:11:26#

Шрила Шридхар Махарадж иногда высказывал со всей силой убеждения такую мысль: «Я не могу принять, что в этом мире существует нехватка или голод по чему-либо, кроме Кришна-катхи, кроме бесед о Кришне». Эта идея настолько завладела им, что и сорок-пятьдесят лет спустя можно было услышать, что он по-прежнему повторяет это. 

#00:11:59#

Вопрос: Если ученик не имеет возможности по какой-либо причине посещать святую Дхаму, как это скажется на его дальнейшей духовной жизни? 

#00:12:24#

Шрила Госвами Махарадж: Это зависит от ученика, от того, как он будет реагировать на это. Для одного это может стать причиной сильного стремления, а кто-то другой может просто погрузиться в свои индивидуальные иллюзии. Нам говорят — учителя нашей гуру-варги, и в «Бхагаватам» говорится о том же, — что подлинный смысл посещения святого места — это общение с Гуру и вайшнавом. Нароттам Дас Тхакур говорит, что в противном случае, — если кто-то отправляется в святое место не за принятием прибежища у Гуру и вайшнава, — это всего лишь одна из иллюзий. Наша линия, наша культура такова, что вайшнав — это всё, поскольку только присутствие вайшнава делает святое место святым. Без общения с ним мы получим превратные представления и можем оскверниться. 

#00:14:30#

Вопрос: Вы наверняка знаете историю Кала Кришнадаса. Каково онтологическое значение этой лилы? 

#00:14:58#

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Гуру Махарадж рассказывал подобного рода истории о временах Сарасвати Тхакура и Гаудия Матха. Я не буду сейчас повторять в подробностях эти истории, но самая суть, которую мы можем извлечь из них, — это что иногда преданные могут совершать ошибки. Иногда очень серьезные ошибки. Иногда даже в присутствии своего Гуру или духовного хранителя. 

#00:16:11#

В одном случае Сарасвати Тхакур сказал о ком-то: «Поскольку Махапрабху не может принять его, то и я не могу принять этого человека». «Но, — добавил он, — Нитьянанда Прабху, тем не менее, принял его. Поэтому этот человек не будет иметь прямой, непосредственной связи со мной, но через вас, моих последователей, он может иметь связь со служением». А в другом случае он сказал о другой личности: «Единственное, что способно спасти этого человека, — это общение с вайшнавами и служение. Так как же я могу лишить его этого?!» И главным образом мы следуем такой линии мысли в нашей миссии. 

#00:17:31#

Если кто-то одержим каким-либо из своих чувств, но, тем не менее, совершает определенное служение, то мы позволяем ему поддерживать выполнение этого служения для Миссии. Не идет и речи о наказании. 

#00:18:14#

Как говорил Сарасвати Тхакур, цитируя шлоку «сва-па̄да-мӯлам бхаджатах̣ прийасйа» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.42), что то, чем уже заняты преданные, деятельность, связанная с сознанием Кришны, — это уже, само по себе, очищает в высшей степени. Какое-либо дополнительное искупление или покаяние не принесло бы никакой пользы, поэтому единственное, что надлежит делать этому человеку, — это искренне продолжать свое служение.

#00:18:49#

Кто-то может сказать: «Как можно принять то, что он находился в обществе самого Махапрабху и, тем не менее, оказался во власти иллюзии, майи! Как это понять?» Следует понимать это так: это произошло из необходимости лилы, ради наставления и блага других — в том числе таких людей, как мы. 

#00:19:36#

Вопрос: В одной из книг Кришна говорит: «Тот, кто осознает себя (осознавшая себя душа), возвращается к Нему». Что подразумевается под этим? 

#00:19:52#

Шрила Госвами Махарадж: Подразумевается принятие своего «я» как слуги. Я — слуга. Нужно понимать, о чем говорит Кришна. Мы не можем убрать из картины Кришну. Мы должны понимать, что всякий раз, когда Кришна говорит «Я» или «Меня», речь не идет о Кришне одном, пребывающем в изоляции. Кришна — значит Радха и Кришна, а также Нанда и Яшода, Радхарани и другие враджа-гопи, враджа-балы, то есть пастушки Враджи. Ямуна, Вриндаван, павлины, коровы — это все подразумевается, когда Кришна говорит: «Я». Итак, кто квалифицирован, чтобы соприкоснуться с духовным миром, кроме души, которая осознала свое подлинное «я», свою сущность как слугу этого мира, которая едина по своим интересам, стремлениям с этим миром? Такие души воистину квалифицированы соприкоснуться с высшим миром, вступить в него.

#00:21:32#

Вопрос: Ваше Святейшество, Мирабаи всегда считала себя супругой Господа Кришны. Можно ли сказать, что она, таким образом, считала себя служанкой Кришны? 

#00:22:02#

Шрила Госвами Махарадж: В ее образе мысли есть некая аномалия или недостаток, изъян. На это указывали Шрила Бхактивинод Тхакур, Шрила Сарасвати Тхакур, Шрила Шридхар Махарадж. Мы знаем, что сам Господь говорит: «Те, кто говорит, что они Мои преданные, на самом деле не преданы Мне». «Но, — продолжает Господь, — те, кто предан Моим преданным, те воистину преданы Мне». И, как указывает на это Шрила Шридхар Махарадж, быть может, она и сходит с ума, прославляя Кришну, но при этом она не признает положения преданного Кришны. Поэтому подобная так называемая преданность — это выдумка, поскольку Мирабаи не признавала положения Шримати Радхарани или Ее представителей. 

#00:23:37#

Как мы говорили, отвечая на прошлый вопрос: «Нельзя изолировать Кришну от Его преданных». Когда человек сосредотачивает свое внимание на Кришне и только на Нем одном — это очень отдаленное представление о Кришне. В этом поверхностном взгляде на Кришну присутствует изъян. Может быть, это не для всех очевидно, но духовные эксперты видят это. Более того, Мирабаи не только не признает положения преданных, но даже есть примеры, когда она оскорбляет подлинных, возвышенных преданных — Рупу Госвами, Дживу Госвами. Тогда каково же ее положение? Обвинять Госвами в том, что они обладают материалистичным, мирским сознанием, мирскими представлениями — это великое оскорбление. 

#00:25:21#

Даже тот, кто находится на уровне брахма-вади, осознает, что он не является этим телом, соответственно не считает себя ни мужчиной, ни женщиной. Что уж говорить о том, когда она обвиняет кого-то невероятно более возвышенного — одного из близких спутников Господа, предводителя линии преданности Господу в этом мире, — в подобных грубых ошибках? 

#00:26:35#

Учителя нам рассказывают, что однажды она захотела встретиться с Рупой Госвами, но он ей ответил: «Я не хочу встречаться с женщиной». На что она сказала: «А я думала, что во Вриндаване только один Пуруша». То есть она подразумевала этими словами, что Рупа Госвами мыслит как материалист. 

#00:27:02#

Вопрос: А на каком же уровне они были тогда? Получается, что они видели в ней женщину? 

#00:27:26#

Шрила Госвами Махарадж: Прежде всего, поймите кто такой Рупа Госвами. Рупа Госвами — это сама Рупа Манджари. В духовном мире есть иерархия: Шримати Радхарани, Ее помощницы Лалита и Вишакха, Рупа и Рати. И одна из ближайших наперсниц Радхарани явилась в этом мире как Рупа Госвами — один из спутников Махапрабху. Сам Махапрабху признал Рупу Госвами достойной личностью, тем, кто обладает нужной квалификацией для того, чтобы рассуждать о духовных тонкостях или анализировать их, тончайшие проявления особых состояний экстаза и любви. Поэтому, если он, находясь на этом уровне, видит женщину, которая отождествляет себя с женским телом, пребывая в мирском сознании, и решает не тратить впустую, без необходимости свое время на общение с ней, это только хорошо. 

#00:29:16#

Нам всегда следует зреть в самый корень, доискиваться сути. Если вы поймете кто такой Махапрабху, кто такой Сварупа Дамодар, и то, до какой степени они признали положение Шрилы Рупы Госвами, вся ситуация прояснится для вас. Поймите принципы. Есть важнейший принцип, который работает в начале, в середине и в конце сознания Кришны, — сам Кришна говорит: «Те, кто называет себя Моими преданными, не преданы Мне, но те, кто предан Моим преданным, те воистину преданы Мне». 

#00:30:50#

Все равно некоторые люди говорят: «Но как же так, ведь столь многие считают ее преданной!» Но поймите, ведь сам Кришна говорит о том, что такие люди могут называть себя преданными или даже изображать из себя преданных, но они не являются преданными. Тем не менее, люди не понимают: «Как? Но ведь она же говорит о Кришне!» В том-то и суть. Самая суть. Сознание Кришны проявляется в преданности преданным Кришны — в особенности в линии рупануга. Цель этой линии — Радха-дасьям, служение лотосоподобным стопам Шримати Радхарани. 

#00:31:56#

Вопрос: Что касается преданности преданным Кришны, в какой степени это относится к мужчинам, а в какой — к женщинам? 

#00:32:06#

Шрила Госвами Махарадж: Это никак не связано с представлениями о мужчинах или женщинах. Речь идет о самой сути. Не говорится: «преданный мужчина» или «преданная женщина». Но кто такой преданный? Кто является преданным? Мы говорим о подлинных, глубоких преданных Кришны. О тех, кого Кришна считает Своими собственными, о тех, кто целиком отдал себя Ему. 

#00:32:52#

Мы используем очень великодушно слова «преданный», «преданная». Мы используем слова «преданный», «преданная» в отношении тех, кто связан с сознанием Кришны несколько дней, неделю, месяц, год, двадцать лет. А кто-то, может быть, и 10 000 жизней. Если мы говорим о преданном Кришны, речь идет о чистом преданном, обладающем исключительной и полной преданностью Кришне. Что уж тогда говорить о Преданной, что занимает высшее положение, то есть Шримати Радхарани. Мы можем раскрыть слова Кришны: «Те, кто утверждает, что преданы Мне, — не Мои преданные, но те преданные, кто предан Моим преданным...» следующим образом: только те, кто предан Шримати Радхарани, на самом деле являются Его преданными. Но кто это? Кто предан исключительно Шримати Радхарани? Это Лалита Сакхи и ее главная помощница, предводительница всех младших гопи — Рупа Манджари, то есть Рупа Госвами. Это и есть линия рупануга. 

#00:34:49#

Вопрос: Как это относится к нашей сегодняшней жизни? 

#00:35:03#

Шрила Госвами Махарадж: Нашего Гуру следует рассматривать как представителя Шримати Радхарани. Так же, как Шримати Радхарани осуществляет все служение Кришне, так же и Гуру является проводником всего служения: от его учеников — к Кришне. 

#00:35:58#

Сам Махапрабху говорит: гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я хочу стать слугой слуги слуги гопи Вриндавана»1. Сам Шри Чайтанья Махапрабху, далее — Рупа Госвами. Наш Матх называется «Чайтанья-Сарасвата», то есть речь идет о духовном потоке, идущем от Махапрабху через Сарасвати Тхакура и других последователей этой линии. Поэтому должное выражение этой идеи в современных условиях для искреннего ученика — это выказать искреннее стремление стать слугой слуги вайшнава. 

#00:36:49#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что это не просто поэтическое выражение или красивые слова, но это реальность. Из слов Шрилы Шридхара Махараджа мы можем понять, что Шрила Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинод Тхакур и другие святые заняты служением в духовной реальности, в том высшем мире. Шрила Гуру Махарадж служит Сарасвати Тхакуру, а Шрила Гурудев руководит, управляет всем служением Шриле Шридхару Махараджу. И, наконец, у Гурудева есть свои представители в сфере служения. Мы же предлагаем свои силы в услужении, в помощи им. Это практическое средство, как обрести осмысленную, подлинную связь. Речь не идет о фантазировании о том, как мы служим Радхарани или Ее близким спутницам. 

#00:38:27#

Вопрос: Махарадж, я прочитала в одной из книг Шрилы Шридхара Махараджа, где он говорит, что преданные не должны погружаться в дела материалистов и должны жить параллельно течению этого мира. Разъясните, пожалуйста. 

#00:38:57#

Шрила Госвами Махарадж: Можно привести такую аналогию: принимать пищу — это необходимость, потребность. И мы почитаем прасадам. Итак, существует необходимость принимать пищу и все обычные, мирские люди едят, но мы почитаем прасадам.

Однажды профессор Саньял сказал одному из своих друзей:

— Мы не едим.

— Но как! Я же видел, как вы едите!

— Нет, мы не едим, мы почитаем прасад.

Такова параллель. По крайней мере это то, что я могу сказать в ответ на услышанное от вас, на то, как вы это представили. 

#00:39:52#

Вопрос: Сейчас в Москве появилось несколько вайшнавов, которые получили посвящение во Вриндаване у одного гуру. Они считают, что теперь они знают свои изначальные формы в духовном мире. Насколько авторитетно с точки зрения вайшнавской сиддханты знать нам сейчас, кем мы являемся в духовном мире? 

#00:40:33#

Шрила Госвами Махарадж: Какова необходимая квалификация для этого? Должно что-то требоваться? Или просто любой человек с улицы может зайти и узнать, что он, например, павлин в духовном мире? Это становится насмешкой. 

#00:41:17#

Шрила Гуру Махарадж в ответ на подобные вопросы говорил, что необходимые требования — это достижение уровня бхава-бхакти. Мы вчера говорили об этих ступенях духовной жизни: шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава. Нам говорят, что уровень бхава — это этап, предшествующий Кришна-преме, когда семя преданности Кришне (бхакти-лата-биджа) уже начинает расцветать, становиться цветком. На этом уровне оно источает особый аромат преданности, который привлекателен для Кришны. И на этом этапе духовной жизни все эти вышеупомянутые вещи становятся осмысленны и уместны. Заслужите — тогда просите. 

#00:42:39#

Но вы говорите о людях, которые не проявляют готовности заплатить должную цену. Поэтому нашелся человек, готовый обмануть их и рассказать им об их положении в духовном мире. Есть определенный момент, когда это становится уместно, но когда этот момент настает? Здесь же с самого начала, на первых ступенях им рассказывают об этом. 

#00:43:20#

Бывает кто-то говорит: «Но я же уже столь много лет воспеваю!» Воспеваете что? 

#00:43:37#

Качество и количество. Форма и суть. 

#00:43:56#

Шрила Шридхар Махарадж иногда говорил в подобных случаях: «Ну что ж, пусть они пляшут согласно своей глупости». Он никогда не считал, что это нечто столь дешевое, как здесь описано. 

#00:44:17#

Мы говорим о мире самопредания, полного самопосвящения, самопожертвования, вплоть до самозабвения. Полное единство с интересами того мира. Речь не идет о фантазиях. Поэтому вышеупомянутые люди имеют дело лишь только с уровнем ума. В этом нет духовных качеств. Но, видимо, они обречены на это. 

#00:45:33#

Бхактивинод Тхакур, когда говорит о демонах Вриндавана, приводит некие аллегории, аналогии, олицетворяющие этих демонов. Первый демон, который приходит во Вриндаван, — это Путана. Бхактивинод Тхакур говорит, что эта демоница Путана олицетворяет ложного гуру, который под предлогом поддержки начинающего садхаки, начинающего практикующего, вместо этого отравляет его. Это препятствие на пути преданности, которое следует устранить. 

#00:46:16#

Вопрос: Если человек получил инициацию у Гуру, — например, у Прабхупады было много учеников, и у одного из его учеников человек получил инициацию, — в течение нескольких лет практиковал Харе Кришна маха-мантру и не получил результата, то что послужило причиной того, что он не получил результата? Или он был недостаточно… 

#00:47:08#

Шрила Госвами Махарадж: Сам Махапрабху говорил [дур дева ми джасами ха джани на анурага?]: «Я не получаю результата, не получаю плода, потому что Я не ценю его в должной степени». Мы также не обретаем результата из-за оскорблений. 

#00:47:38#

Поэтому на самом деле, с точки зрения Бхактивинода Тхакура, Шрилы Шридхара Махараджа, такой садхака должен принять всю вину на себя, а не обвинять кого бы то ни было еще. Даже в случае, если выбор Гуру был ошибочен. Нам говорят, что садхака и в таком случае должен думать: «Что же такого было во мне, что привело к неправильному выбору с моей стороны?» 

#00:48:40#

Но если речь идет о подлинном, настоящем Гуру и об ученике, который посвятил себя подлинному Гуру, он должен понимать: «Я не получаю результата из-за своих оскорблений». И нас постоянно предостерегают против совершения десяти оскорблений Святого Имени. Предостерегают как во время инициации, так и все время после. 

#00:49:46#

Шрила Джива Госвами говорит, что даже если мы совершаем оскорбления, но продолжаем свои попытки воспевать Святое Имя, в этом случае Святое Имя сумеет пролить Свою милость на нас, и тогда мы будем очищены и рано или поздно освободимся от оскорблений. 

#00:50:20#

Но на самом деле мы обретем более трезвый, здравый взгляд на вещи, если посмотрим на это с другой стороны — я пытаюсь служить, а не воспевать ради обретения какого-то чудесного результата или счастья. Иногда люди думают: «Я буду повторять эти звуки Святого Имени снова и снова, и тогда я, наконец, очищусь и испытаю экстаз, счастье. Это моя цель». Но Гуру Махарадж никогда не говорил об этом. 

#00:51:03#

Идея Шрилы Гуру Махараджа была такова: «Вы обращаетесь к квалифицированному вайшнаву и получаете Святое Имя от него. Затем, находясь под руководством вайшнавов, мы начинаем служить им. И постепенно, благодаря общению с ними и их наставлениям, определенные впечатления появляются, откладываются в нашем сердце. Сердце же, находясь под подобным влиянием, в подобном соприкосновении, наконец выражает, являет из себя Святое Имя». И этим словам можно найти подтверждение в «Шаранагати» Бхактивинода Тхакура. Святое Имя являет себя из сердца, являет себя наружу, а не с языка проникает внутрь. Севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ (из «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234)2. Оно может быть выражено только через служение. 

#00:52:29#

Джай Ом Вишнупад Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 13.80.

2 Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он Сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).




←  «Действовать в интересах души». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 14 февраля 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Полноразвитый теизм». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1982 год. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 25.5 МБ)

Russian



Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Деяния Кришны
(часть 2)

(1 января 2008 года. Москва, Кисельный)

 

#00:01:29#

Вопрос: Можно ли сказать, что повторное рождение в этом мире выше, нежели освобождение, поскольку освобождение означает конец бхакти? 

#00:01:39#

Шрила Госвами Махарадж: Мы можем сказать даже еще более сильно, повторяя слова Шрилы Бхактивинода Тхакура. Он говорит, что даже материалист и наслажденец находится в гораздо более выгодном положении, нежели тот, кто следует по пути имперсонального освобождения, то есть достигает освобождения. (Если мы подразумеваем под освобождением отсутствие какой-либо связи с бхакти.) Поскольку даже материалист и наслажденец может обрести связь с вайшнавом и со служением, но тот, кто погрузился, говоря словами Шрилы Шридхара Махараджа, во мрак, вечный мрак самадхи, тот не в состоянии обрести связь со служением. 

#00:02:32#

Возвращаясь к той же шлоке Шрилы Рупы Госвами [мокша лагхута крит], где он описывает качества Кришна-бхакти, можно сказать, что по сравнению даже с одним из них мокша кажется лагху, чем-то незначительным. 

#00:03:00#

А если вы под освобождением понимаете кайвалью — полное слияние, то Нароттам Дас Тхакур по этому поводу говорил, что это нара-каята, подобно аду, поскольку в этом единении нет служения. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур, разбирая смысл имени Мукунда, говорит, что «му» указывает на мукти («освобождение»), а «ку» в данном случае означает «ужасный», «отвратительный». То есть природа Кришны такова, что по сравнению с Ним освобождение кажется чем-то отвратительным. 

#00:03:59#

а̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣
патантй адхо ’на̄др̣та-йуш̣мад-ан̇гхрайах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.2.32) 

#00:04:29#

Также сказано, что даже те, кто выбирается за пределы этого мира, но не обретает связи с преданным служением стопам Кришны, вновь вынуждены пасть в этот мир. 

#00:04:47#

В беседе между Махапрабху и Раманандой Раем возникает вопрос: «А что же тогда с ними происходит?» Рамананда Рай говорит, что они обретают рождение ставара — в формах неживых предметов, чего-то неподвижного: деревьев или скал, драгоценных камней. 

#00:05:18#

Вопрос: Махарадж, встречали ли вы за свою практику людей, у которых нет эго? 

#00:05:36#

Шрила Госвами Махарадж: Я видел подобное в личностях Шрилы Гурудева, Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Прабхупады. Я написал одну статью, которая была издана как небольшая книга «Guardian of Devotion» («Хранитель преданности») на английском. В ней были, кроме прочего, описаны отношения между Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Прабхупадой. Шрила Гуру Махарадж внимательно выслушал эту статью, каждое ее слово, и сказал в заключение: «Я полностью представлен здесь». 

#00:06:37#

В ответ на это некие другие люди попытались написать книгу или статью, направленную против Шрилы Шридхара Махараджа. На самом деле это была самоубийственная попытка. Некому человеку досталась столь неудачная роль чтеца — он прочел эту статью перед Шрилой Шридхаром Махараджем. Там, страница за страницей, была нинда (злословие) о нем. Шрила Шридхар Махарадж, когда выслушал все это, сказал: «Что, неужели это все? Тогда это скорее прославление». Мы все были крайне напряжены, мы думали: «Как же отреагирует Шрила Шридхар Махарадж?» Но мы увидели, что он улыбается и говорит: «Как, неужели это все, что они написали обо мне?» 

#00:08:13#

Это был один из случаев, когда нам довелось увидеть проявление этого качества, которое описывают наши ачарьи. Манна шунья та описывается как один элементов, сопровождающих бхаван кур. То есть речь идет о независимости от так называемого прославления или злословия в рамках этого мира. Шрила Сарасвати Тхакур в своих произведениях [в песне «Вайшнава ке?»: «ваиш̣н̣авӣ пратиш̣т̣ха̄, та̄те коро ниш̣т̣ха̄»] также говорит, что нас интересует мнение вайшнава, а не мнение, положительное или отрицательное, людей этого мира. 

#00:09:23#

Нам следует стараться, чтобы нас заботило исключительно мнение высших личностей, но снова и снова ложные перспективы этого мира соблазняют нас. Соблазняют тех, кто принимает эти идеи. Однако это приводит лишь к тому, что душа теряет свое богатство. В нашем распоряжении ограниченное количество времени и энергии. Поэтому на самом деле нам следует постараться принять исключительное покровительство Гуру и вайшнава. 

#00:10:35#

Нам не следует быть убаюканными и подчиняться, подчиниться и следовать течению этого мира. Здесь, в этом мире, ничего нет. Нет ничего. Нуль и даже меньше нуля. Таково положение вещей. Единственная ценность, единственное ценное в этом мире — это Господь и Его преданные. Все остальное же лишь отвлекает от этого. 

#00:11:26#

Шрила Шридхар Махарадж иногда высказывал со всей силой убеждения такую мысль: «Я не могу принять, что в этом мире существует нехватка или голод по чему-либо, кроме Кришна-катхи, кроме бесед о Кришне». Эта идея настолько завладела им, что и сорок-пятьдесят лет спустя можно было услышать, что он по-прежнему повторяет это. 

#00:11:59#

Вопрос: Если ученик не имеет возможности по какой-либо причине посещать святую Дхаму, как это скажется на его дальнейшей духовной жизни? 

#00:12:24#

Шрила Госвами Махарадж: Это зависит от ученика, от того, как он будет реагировать на это. Для одного это может стать причиной сильного стремления, а кто-то другой может просто погрузиться в свои индивидуальные иллюзии. Нам говорят — учителя нашей гуру-варги, и в «Бхагаватам» говорится о том же, — что подлинный смысл посещения святого места — это общение с Гуру и вайшнавом. Нароттам Дас Тхакур говорит, что в противном случае, — если кто-то отправляется в святое место не за принятием прибежища у Гуру и вайшнава, — это всего лишь одна из иллюзий. Наша линия, наша культура такова, что вайшнав — это всё, поскольку только присутствие вайшнава делает святое место святым. Без общения с ним мы получим превратные представления и можем оскверниться. 

#00:14:30#

Вопрос: Вы наверняка знаете историю Кала Кришнадаса. Каково онтологическое значение этой лилы? 

#00:14:58#

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Гуру Махарадж рассказывал подобного рода истории о временах Сарасвати Тхакура и Гаудия Матха. Я не буду сейчас повторять в подробностях эти истории, но самая суть, которую мы можем извлечь из них, — это что иногда преданные могут совершать ошибки. Иногда очень серьезные ошибки. Иногда даже в присутствии своего Гуру или духовного хранителя. 

#00:16:11#

В одном случае Сарасвати Тхакур сказал о ком-то: «Поскольку Махапрабху не может принять его, то и я не могу принять этого человека». «Но, — добавил он, — Нитьянанда Прабху, тем не менее, принял его. Поэтому этот человек не будет иметь прямой, непосредственной связи со мной, но через вас, моих последователей, он может иметь связь со служением». А в другом случае он сказал о другой личности: «Единственное, что способно спасти этого человека, — это общение с вайшнавами и служение. Так как же я могу лишить его этого?!» И главным образом мы следуем такой линии мысли в нашей миссии. 

#00:17:31#

Если кто-то одержим каким-либо из своих чувств, но, тем не менее, совершает определенное служение, то мы позволяем ему поддерживать выполнение этого служения для Миссии. Не идет и речи о наказании. 

#00:18:14#

Как говорил Сарасвати Тхакур, цитируя шлоку «сва-па̄да-мӯлам бхаджатах̣ прийасйа» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.42), что то, чем уже заняты преданные, деятельность, связанная с сознанием Кришны, — это уже, само по себе, очищает в высшей степени. Какое-либо дополнительное искупление или покаяние не принесло бы никакой пользы, поэтому единственное, что надлежит делать этому человеку, — это искренне продолжать свое служение.

#00:18:49#

Кто-то может сказать: «Как можно принять то, что он находился в обществе самого Махапрабху и, тем не менее, оказался во власти иллюзии, майи! Как это понять?» Следует понимать это так: это произошло из необходимости лилы, ради наставления и блага других — в том числе таких людей, как мы. 

#00:19:36#

Вопрос: В одной из книг Кришна говорит: «Тот, кто осознает себя (осознавшая себя душа), возвращается к Нему». Что подразумевается под этим? 

#00:19:52#

Шрила Госвами Махарадж: Подразумевается принятие своего «я» как слуги. Я — слуга. Нужно понимать, о чем говорит Кришна. Мы не можем убрать из картины Кришну. Мы должны понимать, что всякий раз, когда Кришна говорит «Я» или «Меня», речь не идет о Кришне одном, пребывающем в изоляции. Кришна — значит Радха и Кришна, а также Нанда и Яшода, Радхарани и другие враджа-гопи, враджа-балы, то есть пастушки Враджи. Ямуна, Вриндаван, павлины, коровы — это все подразумевается, когда Кришна говорит: «Я». Итак, кто квалифицирован, чтобы соприкоснуться с духовным миром, кроме души, которая осознала свое подлинное «я», свою сущность как слугу этого мира, которая едина по своим интересам, стремлениям с этим миром? Такие души воистину квалифицированы соприкоснуться с высшим миром, вступить в него.

#00:21:32#

Вопрос: Ваше Святейшество, Мирабаи всегда считала себя супругой Господа Кришны. Можно ли сказать, что она, таким образом, считала себя служанкой Кришны? 

#00:22:02#

Шрила Госвами Махарадж: В ее образе мысли есть некая аномалия или недостаток, изъян. На это указывали Шрила Бхактивинод Тхакур, Шрила Сарасвати Тхакур, Шрила Шридхар Махарадж. Мы знаем, что сам Господь говорит: «Те, кто говорит, что они Мои преданные, на самом деле не преданы Мне». «Но, — продолжает Господь, — те, кто предан Моим преданным, те воистину преданы Мне». И, как указывает на это Шрила Шридхар Махарадж, быть может, она и сходит с ума, прославляя Кришну, но при этом она не признает положения преданного Кришны. Поэтому подобная так называемая преданность — это выдумка, поскольку Мирабаи не признавала положения Шримати Радхарани или Ее представителей. 

#00:23:37#

Как мы говорили, отвечая на прошлый вопрос: «Нельзя изолировать Кришну от Его преданных». Когда человек сосредотачивает свое внимание на Кришне и только на Нем одном — это очень отдаленное представление о Кришне. В этом поверхностном взгляде на Кришну присутствует изъян. Может быть, это не для всех очевидно, но духовные эксперты видят это. Более того, Мирабаи не только не признает положения преданных, но даже есть примеры, когда она оскорбляет подлинных, возвышенных преданных — Рупу Госвами, Дживу Госвами. Тогда каково же ее положение? Обвинять Госвами в том, что они обладают материалистичным, мирским сознанием, мирскими представлениями — это великое оскорбление. 

#00:25:21#

Даже тот, кто находится на уровне брахма-вади, осознает, что он не является этим телом, соответственно не считает себя ни мужчиной, ни женщиной. Что уж говорить о том, когда она обвиняет кого-то невероятно более возвышенного — одного из близких спутников Господа, предводителя линии преданности Господу в этом мире, — в подобных грубых ошибках? 

#00:26:35#

Учителя нам рассказывают, что однажды она захотела встретиться с Рупой Госвами, но он ей ответил: «Я не хочу встречаться с женщиной». На что она сказала: «А я думала, что во Вриндаване только один Пуруша». То есть она подразумевала этими словами, что Рупа Госвами мыслит как материалист. 

#00:27:02#

Вопрос: А на каком же уровне они были тогда? Получается, что они видели в ней женщину? 

#00:27:26#

Шрила Госвами Махарадж: Прежде всего, поймите кто такой Рупа Госвами. Рупа Госвами — это сама Рупа Манджари. В духовном мире есть иерархия: Шримати Радхарани, Ее помощницы Лалита и Вишакха, Рупа и Рати. И одна из ближайших наперсниц Радхарани явилась в этом мире как Рупа Госвами — один из спутников Махапрабху. Сам Махапрабху признал Рупу Госвами достойной личностью, тем, кто обладает нужной квалификацией для того, чтобы рассуждать о духовных тонкостях или анализировать их, тончайшие проявления особых состояний экстаза и любви. Поэтому, если он, находясь на этом уровне, видит женщину, которая отождествляет себя с женским телом, пребывая в мирском сознании, и решает не тратить впустую, без необходимости свое время на общение с ней, это только хорошо. 

#00:29:16#

Нам всегда следует зреть в самый корень, доискиваться сути. Если вы поймете кто такой Махапрабху, кто такой Сварупа Дамодар, и то, до какой степени они признали положение Шрилы Рупы Госвами, вся ситуация прояснится для вас. Поймите принципы. Есть важнейший принцип, который работает в начале, в середине и в конце сознания Кришны, — сам Кришна говорит: «Те, кто называет себя Моими преданными, не преданы Мне, но те, кто предан Моим преданным, те воистину преданы Мне». 

#00:30:50#

Все равно некоторые люди говорят: «Но как же так, ведь столь многие считают ее преданной!» Но поймите, ведь сам Кришна говорит о том, что такие люди могут называть себя преданными или даже изображать из себя преданных, но они не являются преданными. Тем не менее, люди не понимают: «Как? Но ведь она же говорит о Кришне!» В том-то и суть. Самая суть. Сознание Кришны проявляется в преданности преданным Кришны — в особенности в линии рупануга. Цель этой линии — Радха-дасьям, служение лотосоподобным стопам Шримати Радхарани. 

#00:31:56#

Вопрос: Что касается преданности преданным Кришны, в какой степени это относится к мужчинам, а в какой — к женщинам? 

#00:32:06#

Шрила Госвами Махарадж: Это никак не связано с представлениями о мужчинах или женщинах. Речь идет о самой сути. Не говорится: «преданный мужчина» или «преданная женщина». Но кто такой преданный? Кто является преданным? Мы говорим о подлинных, глубоких преданных Кришны. О тех, кого Кришна считает Своими собственными, о тех, кто целиком отдал себя Ему. 

#00:32:52#

Мы используем очень великодушно слова «преданный», «преданная». Мы используем слова «преданный», «преданная» в отношении тех, кто связан с сознанием Кришны несколько дней, неделю, месяц, год, двадцать лет. А кто-то, может быть, и 10 000 жизней. Если мы говорим о преданном Кришны, речь идет о чистом преданном, обладающем исключительной и полной преданностью Кришне. Что уж тогда говорить о Преданной, что занимает высшее положение, то есть Шримати Радхарани. Мы можем раскрыть слова Кришны: «Те, кто утверждает, что преданы Мне, — не Мои преданные, но те преданные, кто предан Моим преданным...» следующим образом: только те, кто предан Шримати Радхарани, на самом деле являются Его преданными. Но кто это? Кто предан исключительно Шримати Радхарани? Это Лалита Сакхи и ее главная помощница, предводительница всех младших гопи — Рупа Манджари, то есть Рупа Госвами. Это и есть линия рупануга. 

#00:34:49#

Вопрос: Как это относится к нашей сегодняшней жизни? 

#00:35:03#

Шрила Госвами Махарадж: Нашего Гуру следует рассматривать как представителя Шримати Радхарани. Так же, как Шримати Радхарани осуществляет все служение Кришне, так же и Гуру является проводником всего служения: от его учеников — к Кришне. 

#00:35:58#

Сам Махапрабху говорит: гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я хочу стать слугой слуги слуги гопи Вриндавана»1. Сам Шри Чайтанья Махапрабху, далее — Рупа Госвами. Наш Матх называется «Чайтанья-Сарасвата», то есть речь идет о духовном потоке, идущем от Махапрабху через Сарасвати Тхакура и других последователей этой линии. Поэтому должное выражение этой идеи в современных условиях для искреннего ученика — это выказать искреннее стремление стать слугой слуги вайшнава. 

#00:36:49#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что это не просто поэтическое выражение или красивые слова, но это реальность. Из слов Шрилы Шридхара Махараджа мы можем понять, что Шрила Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинод Тхакур и другие святые заняты служением в духовной реальности, в том высшем мире. Шрила Гуру Махарадж служит Сарасвати Тхакуру, а Шрила Гурудев руководит, управляет всем служением Шриле Шридхару Махараджу. И, наконец, у Гурудева есть свои представители в сфере служения. Мы же предлагаем свои силы в услужении, в помощи им. Это практическое средство, как обрести осмысленную, подлинную связь. Речь не идет о фантазировании о том, как мы служим Радхарани или Ее близким спутницам. 

#00:38:27#

Вопрос: Махарадж, я прочитала в одной из книг Шрилы Шридхара Махараджа, где он говорит, что преданные не должны погружаться в дела материалистов и должны жить параллельно течению этого мира. Разъясните, пожалуйста. 

#00:38:57#

Шрила Госвами Махарадж: Можно привести такую аналогию: принимать пищу — это необходимость, потребность. И мы почитаем прасадам. Итак, существует необходимость принимать пищу и все обычные, мирские люди едят, но мы почитаем прасадам.

Однажды профессор Саньял сказал одному из своих друзей:

— Мы не едим.

— Но как! Я же видел, как вы едите!

— Нет, мы не едим, мы почитаем прасад.

Такова параллель. По крайней мере это то, что я могу сказать в ответ на услышанное от вас, на то, как вы это представили. 

#00:39:52#

Вопрос: Сейчас в Москве появилось несколько вайшнавов, которые получили посвящение во Вриндаване у одного гуру. Они считают, что теперь они знают свои изначальные формы в духовном мире. Насколько авторитетно с точки зрения вайшнавской сиддханты знать нам сейчас, кем мы являемся в духовном мире? 

#00:40:33#

Шрила Госвами Махарадж: Какова необходимая квалификация для этого? Должно что-то требоваться? Или просто любой человек с улицы может зайти и узнать, что он, например, павлин в духовном мире? Это становится насмешкой. 

#00:41:17#

Шрила Гуру Махарадж в ответ на подобные вопросы говорил, что необходимые требования — это достижение уровня бхава-бхакти. Мы вчера говорили об этих ступенях духовной жизни: шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава. Нам говорят, что уровень бхава — это этап, предшествующий Кришна-преме, когда семя преданности Кришне (бхакти-лата-биджа) уже начинает расцветать, становиться цветком. На этом уровне оно источает особый аромат преданности, который привлекателен для Кришны. И на этом этапе духовной жизни все эти вышеупомянутые вещи становятся осмысленны и уместны. Заслужите — тогда просите. 

#00:42:39#

Но вы говорите о людях, которые не проявляют готовности заплатить должную цену. Поэтому нашелся человек, готовый обмануть их и рассказать им об их положении в духовном мире. Есть определенный момент, когда это становится уместно, но когда этот момент настает? Здесь же с самого начала, на первых ступенях им рассказывают об этом. 

#00:43:20#

Бывает кто-то говорит: «Но я же уже столь много лет воспеваю!» Воспеваете что? 

#00:43:37#

Качество и количество. Форма и суть. 

#00:43:56#

Шрила Шридхар Махарадж иногда говорил в подобных случаях: «Ну что ж, пусть они пляшут согласно своей глупости». Он никогда не считал, что это нечто столь дешевое, как здесь описано. 

#00:44:17#

Мы говорим о мире самопредания, полного самопосвящения, самопожертвования, вплоть до самозабвения. Полное единство с интересами того мира. Речь не идет о фантазиях. Поэтому вышеупомянутые люди имеют дело лишь только с уровнем ума. В этом нет духовных качеств. Но, видимо, они обречены на это. 

#00:45:33#

Бхактивинод Тхакур, когда говорит о демонах Вриндавана, приводит некие аллегории, аналогии, олицетворяющие этих демонов. Первый демон, который приходит во Вриндаван, — это Путана. Бхактивинод Тхакур говорит, что эта демоница Путана олицетворяет ложного гуру, который под предлогом поддержки начинающего садхаки, начинающего практикующего, вместо этого отравляет его. Это препятствие на пути преданности, которое следует устранить. 

#00:46:16#

Вопрос: Если человек получил инициацию у Гуру, — например, у Прабхупады было много учеников, и у одного из его учеников человек получил инициацию, — в течение нескольких лет практиковал Харе Кришна маха-мантру и не получил результата, то что послужило причиной того, что он не получил результата? Или он был недостаточно… 

#00:47:08#

Шрила Госвами Махарадж: Сам Махапрабху говорил [дур дева ми джасами ха джани на анурага?]: «Я не получаю результата, не получаю плода, потому что Я не ценю его в должной степени». Мы также не обретаем результата из-за оскорблений. 

#00:47:38#

Поэтому на самом деле, с точки зрения Бхактивинода Тхакура, Шрилы Шридхара Махараджа, такой садхака должен принять всю вину на себя, а не обвинять кого бы то ни было еще. Даже в случае, если выбор Гуру был ошибочен. Нам говорят, что садхака и в таком случае должен думать: «Что же такого было во мне, что привело к неправильному выбору с моей стороны?» 

#00:48:40#

Но если речь идет о подлинном, настоящем Гуру и об ученике, который посвятил себя подлинному Гуру, он должен понимать: «Я не получаю результата из-за своих оскорблений». И нас постоянно предостерегают против совершения десяти оскорблений Святого Имени. Предостерегают как во время инициации, так и все время после. 

#00:49:46#

Шрила Джива Госвами говорит, что даже если мы совершаем оскорбления, но продолжаем свои попытки воспевать Святое Имя, в этом случае Святое Имя сумеет пролить Свою милость на нас, и тогда мы будем очищены и рано или поздно освободимся от оскорблений. 

#00:50:20#

Но на самом деле мы обретем более трезвый, здравый взгляд на вещи, если посмотрим на это с другой стороны — я пытаюсь служить, а не воспевать ради обретения какого-то чудесного результата или счастья. Иногда люди думают: «Я буду повторять эти звуки Святого Имени снова и снова, и тогда я, наконец, очищусь и испытаю экстаз, счастье. Это моя цель». Но Гуру Махарадж никогда не говорил об этом. 

#00:51:03#

Идея Шрилы Гуру Махараджа была такова: «Вы обращаетесь к квалифицированному вайшнаву и получаете Святое Имя от него. Затем, находясь под руководством вайшнавов, мы начинаем служить им. И постепенно, благодаря общению с ними и их наставлениям, определенные впечатления появляются, откладываются в нашем сердце. Сердце же, находясь под подобным влиянием, в подобном соприкосновении, наконец выражает, являет из себя Святое Имя». И этим словам можно найти подтверждение в «Шаранагати» Бхактивинода Тхакура. Святое Имя являет себя из сердца, являет себя наружу, а не с языка проникает внутрь. Севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ (из «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234)2. Оно может быть выражено только через служение. 

#00:52:29#

Джай Ом Вишнупад Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 13.80.

2 Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он Сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования