«Деяния Кришны» (часть 1). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 1 января 2008 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 21.22M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Деяния Кришны
(часть 1)

(1 января 2008 года. Москва, Кисельный)

 

Шрила Госвами Махарадж: Есть ли у кого-то вопросы? 

#00:00:06#

Слушатель: В Бхагавад-гите Господь говорит: «Кто познал Мои явления и деяния, тот не рождается в этом мире». А что значит познать Его явление и деяния? 

#00:00:33#

Шрила Госвами Махарадж: Вот именно! Суть в этом! 

#00:00:37#

джанма карма ча ме дивйам,
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма,
наити ма̄м эти со ’рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9) 

#00:01:05#

В этом стихе Кришна говорит: «Тот, кто воистину знает Мое рождение и деяния». Используется слово «таттва». То есть знает самую суть, всю истину о них. 

#00:01:37#

кунтй ува̄ча
намасйе пуруш̣ам̇ тва̄дйам
ӣш́варам̇ пракр̣тех̣ парам
алакш̣йам̇ сарва-бхӯта̄на̄м
антар бахир авастхитам 

ма̄йа̄-джаваника̄ччханнам
аджн̃а̄дхокш̣аджам авйайам
на лакш̣йасе мӯд̣ха-др̣ш́а̄
нат̣о на̄т̣йадхаро йатха̄

(«Шримад-Бхагаватам», 1.8.18,19)

#00:02:16# 

Царица Кунти говорит об этом такими словами: «Господь — Нерожденный, но сейчас кажется, будто Он родился». И дальше она продолжает, что мудхи, то есть люди, подобные ослам, глупцы, думают, что Он рождается, подобно обычному человеку. Это можно сравнить с тем, как звезда кино играет свою роль. Так и Кришна — Он лишь показывает… Только выглядит, словно Он рождается у Васудевы и Деваки. Но даже в этом случае мы видим, что сначала Он является как ребенок с четырьмя руками — в облике Вишну. И в это же время во Врадже у Яшоды рождается еще один ребенок с двумя руками. Но все это лила, игра Кришны. Как и все остальные Его деяния — это все Его игры. 

#00:04:03#

а̄нандамайо ’бхйа̄са̄т

(«Веданта-сутра», 1.1.12) 

#00:04:16#

Нам следует понять это с самого начала. «Веданта-сутра» и другие писания говорят нам, что по самой Своей природе Он исполнен упоительной радости. Иными словами, Высшая Первопричина, Первоначальная Субстанция, из которой изошло все остальное, — это Экстаз и Красота собственной персоной. 

#00:05:01#

Все, что Он делает, все, что Он начинает, — всякое движение, — все это является проявлением Его внутреннего экстатического состояния. Люди, живущие в этом мире, как правило, пребывают в обыденном, не экстатическом состоянии и хотят сделать нечто, чтобы оказаться в состоянии экстаза. Но Кришна вовсе не таков. Он — Экстаз собственной персоной. И Его движения — это проявления экстатического настроя. Это проявляется в любых Его играх. Джанма карма (из Бхагавад-гиты, 4.9). Это включает Его рождение и все остальные Его поступки. 

#00:08:07#

Когда мы говорим о Кришне, хотя и используются такие слова, как «рождение» или «карма» («действие»), в подлинном смысле этого слова не может быть рождения или кармы. В этом стихе речь идет о том, что если человек понимает это, то есть обретает правильный, подлинный взгляд на вещи, то тогда само тело этого человека исчезает, поскольку само тело является порождением заблуждений. Когда эти заблуждения устраняются, исчезает причина его следующего рождения, и он вступает в божественную обитель. 

#00:09:07#

Санатана Госвами или Вишванатх Чакраварти в своих комментариях говорят, что человек, о котором здесь идет речь, достигает положения сварупа-сиддхи. Когда такие личности осознают трансцендентную природу, трансцендентный облик Кришны, то это естественным образом приводит к раскрытию их собственного духовного облика, их духовной природы. 

#00:10:06#

Ачарьи говорят, что такие души переносятся в ту вселенную, где в данный момент времени происходят игры Кришны, которые переходят из одной вселенной в другую (в каждой проявленные по 125 лет), и в одной из этих вселенных они рождаются от матерей гопи. Таким образом, души принимают рождение и вырастают во Вриндаване, слыша об удивительном мальчике Кришне. И когда они слушают о Нем, они очаровываются этим мальчиком. 

#00:11:20#

Как в том случае с женами брахманов, которые слышали от уличных торговцев и других людей об удивительных, чудесных событиях, что происходят с сыном Нанды Махараджа. 

#00:11:33#

ш́йа̄мам̇ хиран̣йа-паридхим̇ ванама̄лйа-барха-
дха̄ту-права̄ла-нат̣а-веш̣ам анаврата̄м̇се
винйаста-хастам итарен̣а дхуна̄нам абджам̇
карн̣отпала̄лака-капола-мукха̄бджа-ха̄сам

(«Шримад-Бхагаватам», 10.23.22) 

#00:11:55#

В этой шлоке описывается, каково их впечатление о Кришне, когда они в первый раз увидели Его. 

#00:12:34#

Мы не квалифицированы, не обладаем должными качествами, чтобы обсуждать подробно подобные темы. Да в этом и нет необходимости! Но что нам важно понять, что подобная перспектива открывается перед нами, подобная перспектива доступна для нас. 

#00:13:24#

В стихе, о котором вы говорили, сказано: тйактва̄ дехам̇ — «оставляя тело». Но речь идет не просто об этом теле. Это тело основано на ложных представлениях о себе самом, поэтому здесь речь идет об оставлении ложных представлений о себе. Когда человек оставляет эти заблуждения, ложные представления, и принимает свое подлинное «я», «я» слуги, тогда он оставляет это тело и рождается, переносится в мир духовного служения. Поэтому даже в рамках этого мира, мира смерти, кришна-катха является нектаром, дарующим жизнь. Это нектар, который на самом деле дарует жизнь. 

#00:14:14#

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇,
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇,
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.31.9) 

#00:14:33#

Это подлинное богатство. 

#00:14:36#

Слушатель: Вопрос об имитации и следовании. С одной стороны, учителя говорят, что нельзя имитировать поведение великих святых. С другой стороны, мы должны следовать им — стать рупанугами. Например, мы должны стать аскетичными. Какова мера этого аскетизма? Не впадем ли мы в гордыню? 

#00:15:20#

Шрила Госвами Махарадж: Что вы имеете в виду под аскетизмом? Отречение? Что вы понимаете как аскетизм? 

#00:15:24#

Слушатель: Отречение во всем: во сне, в еде. 

#00:15:34#

Шрила Госвами Махарадж: Вы можете подобрать синоним какой-нибудь? 

#00:15:42#

Слушатель: Аскет — он и есть аскет. Как их еще назвать? 

#00:15:53#

Шрила Госвами Махарадж: То есть вы понимаете аскетизм как отреченный образ жизни? Вы говорите об отречении? 

#00:16:01#

Слушатель: Об отречении и об ограничениях. Какова мера? 

#00:16:24#

Шрила Госвами Махарадж: При таком подходе в действительности возникает двусмысленность и смущение. Мы же подходим с совершенно другой стороны — со стороны севы. Что есть служение? Служение — это наша цель. Цель не в том, чтобы стать аскетом или кем-либо еще. Мы пытаемся служить. Когда мы учитываем служение, все остальное приходит в должное состояние. 

#00:17:11#

Например, нам говорят, что соблюдать экадаши, следовать экадаши — один из видов севы. И даже паран, прерывание поста на экадаши, — это сева. Но мы не станем соблюдать экадаши, этот пост таким образом, чтобы быть при этом лишенными сил заниматься служением, поскольку это противоречит самой цели поста. 

#00:17:55#

Нам не следует думать, что Госвами Вриндавана и другие великие святые являли пример отречения для того, чтобы, якобы, намекнуть нам, что отречение — это путь к преданности. Нет. Следует рассматривать их отречение скорее с обратной, противоположной стороны. Следует рассматривать это таким образом — они настолько поглощены кришна-премой, гопи-бхавой, севой, что у них нет времени на сон, еду, что-то еще. 

#00:18:48#

Итак, иногда мы видим крайние примеры внешнего аскетизма, но это происходит по причине невероятной внутренней погруженности. Это не так, что отречение приводит к возникновению преданности, но наоборот — иногда внутренняя поглощенность служением внешне проявляется как аскетизм. 

#00:19:21#

раса-варджам̇ расо ’пй асйа
парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартате

(Бхагавад-гита, 2.59) 

#00:19:39#

Кришна говорит об этом же в Бхагавад-гите. Он говорит: «Когда вы испытываете высший вкус, тогда естественным образом привязанности, привычки к неким низшим явлениям уходят, покидают вас». Но речь не идет — ни в коем случае, — о том, что через ограничение своих чувств человек вдруг почувствует вкус к чему-то высшему. 

#00:20:15#

Например, мы слышали, что Шрила Рагхунатх Дас Госвами пил лишь пахту, сливки. Мы знаем, что он воспевал определенное количество кругов мантры каждый день, предлагал определенное количество дандаватов, и думаем, что если будем делать то же самое, тогда станем испытывать то же самое, что испытывал Рагхунатх Дас Госвами. Но это не так. Поступать подобным образом было бы подражательством, имитацией. Скорее, мы будем следовать его примеру, а именно — полностью посвящать себя, отдавать свои силы служению, и тогда все остальные аспекты, склонности в нашей жизни сами собой придут в порядок. 

#00:21:37#

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Когда начинающий преданный, неофит, пытается имитировать поведение великих преданных — это словно насмешка над ними». Он предлагал следующую идею — умеренный подход, умеренный и естественный рост. Не стоит пытаться насильно «выжать» из себя что-то, чтобы выглядеть продвинутым. 

#00:22:20#

Слушатель: Тогда в связи с этим, что такое садхана-бхакти

#00:22:38#

Шрила Госвами Махарадж: Следует очень осторожно рассматривать эти явления. Мы, будучи неофитами, можем быть вынуждены иногда заставлять себя для того, чтобы соблюдать какие-то основы духовной практики или хотя бы следовать своим элементарным духовным обетам. Но это не то же самое, как и убеждение, что если я буду делать что-то, следовать чему-то, это гарантирует мне духовное продвижение. В этом состоит большая разница. Если кто-то думает: «Я буду воспевать Харе Кришна маха-мантру, определенное количество кругов, и тогда я гарантированно, в отплату, обрету продвижение в духовной жизни», то это не так. 

#00:23:54#

Другой подход — когда человек искренне говорит: «Мой Гуру попросил меня делать это и поэтому я буду делать. Иногда, может быть, мне придется заставлять себя это делать. Но это нисходит свыше ко мне». А противоположность — когда я навязываю свои представления Высшему. Эти два явления известны как карма-канда и бхакти

#00:24:36#

Иногда мы подталкиваем себя в следовании элементарным духовным процессам в садхана-бхакти. Речь не идет о том, что мы должны думать: «Я не чувствую спонтанного стремления следовать этим практикам, поэтому ничего делать не буду». Это было бы неискренностью. 

#00:25:30#

Слушатель: Бхакти выше Бога? 

#00:25:33#

Шрила Госвами Махарадж: Вы несколько путаете разные понятия. Что такое бхакти? Это преданность Богу. При всем этом Кришна, Высшая Изначальная Личность Бога, оказывается побежденным преданностью. В этом смысле мы можем сказать, что бхакти выше Бога. Но кто объект бхакти? Кришна. Именно поэтому бхакти занимает столь возвышенное положение. Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ

#00:25:35#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄

 («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17)

#00:26:50#

Шрила Рупа Госвами определяет бхакти следующим образом: она обладает такой природой, что привлекает самого Кришну. О Кришне сказано, что Он — Всепривлекающий. Он — центральное представление об Абсолюте, Всепривлекающая Личность Бога. Каждый испытывает неудержимое влечение к Нему. Его зовут Мадана-мохан. В этом мире все очарованы Маданом — купидоном, но сам купидон испытывает смущение, он очарован Кришной. Поэтому Кришна — Всепривлекающий. 

#00:27:47#

Но испытывает ли Кришна влечение к кому-то? Нам говорят, что тот самый Кришна, к которому все испытывают неудержимое влечение, испытывает влечение к Шримати Радхарани. Поэтому Ее называют Мадана-мохана-мохини. Итак, сам Мадана-мохан смущен, видя Ее красоту. И в этом красота сознания Кришны. Сам Кришна испытывает влечение к Шримати Радхарани. И, по Его мнению, Она выше, чем Он. Но Ее мнение — это совсем другое дело. 

#00:29:18#

Рупа Госвами говорит, что сознание Кришны принадлежит Шримати Радхарани, и если кто-то, пусть даже некая маленькая, ограниченная душа, в какой-то степени обладает сознанием Кришны, которое также называют кришна-премой, то это привлекает к этой душе самого Кришну. Поэтому снова и снова мы находим примеры, когда Кришна хочет явить всему миру, дать знать всему миру, что преданный занимает высшее положение. 

#00:30:08#

Вот примеры. Известная история о Кхирачоре Гопинатхе, когда Он украл кхир, сладкий рис, для Своего преданного. Или Сакши Гопал — Божество, ставшее свидетелем для Своего преданного. А Партха-саратхи стал колесничим Арджуны. 

#00:30:44#

Мы можем задаться вопросом: «А кто выше — возничий колесницы или тот, кого Он везет?» В принципе тот, кого Он везет, — выше. Мы можем сказать, что, с технической точки зрения, Арджуна выше, чем Бог, ведь Кришна — его колесничий.

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно
хй асватантра ива двиджа

(«Шримад-Бхагаватам», 9.4.63)

Поэтому, с одной стороны, Кришна полностью независим, с другой стороны, Он чувствует зависимость от Своих преданных. 

#00:31:33#

Мы обнаруживаем преданность там, где Безграничное подчинено ограниченному. Но кому может быть доверено такое положение? В «Бхагаватам» мы находим такие слова Кришны: «Мукти, освобождение, Я дарую с легкостью многим, но бхакти Я не даю». 

#00:32:15#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄

 («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17)

#00:32:29#

Шрила Рупа Госвами, перечисляя характеристики кришна-бхакти, говорит, что оно крайне редко достижимо (судурлабха). Потому что — только представьте! — Высшая Абсолютная Истина, Тот, от Кого зависит все, становится подчинен тому, кто обладает преданностью. Это может быть доверено только тому, чьи интересы едины с интересами Абсолюта. Только через кришна-бхакти можно достичь столь удивительного положения. Это хороший вопрос. Вопрос вопросов. 

#00:33:40#

Слушатель: А какова характеристика сат-шишьи?

#00:33:55# 

Шрила Госвами Махарадж: Где это описано? Откуда это? 

#00:33:58#

Слушатель: Кажется, из книги «Шри Гуру и его милость». 

#00:34:14#

Шрила Госвами Махарадж: Да, есть квалификация Гуру и есть квалификация подлинного ученика. Эта квалификация — передача всех полномочий, передача независимости. В песне Бхактивинода Тхакураэмона дурмати сам̇са̄ра бхиторе») сказано, что наш ум — причина тех кармических обстоятельств, в которых мы находимся сейчас. Поскольку пап (санскритское понятие «пап», грехи) — это результат неправильных представлений о себе. 

#00:35:20#

Дивйам гйанам йато дадхйат, курйат папа са самкшайам. Что такое дикша, посвящение у духовного учителя? Согласно Дживе Госвами, это когда вы обретаете божественное знание — дивйа гйанам — и избавляетесь от всех грехов — папа са самкшайам. Но что такое трансцендентное знание? Мы часто используем эти слова. Они становятся некими громкими словами, не несущими смысла. Это означает обрести подлинное понимание своего «я», это значит понять, что ты — слуга Кришны. Или, как иногда говорил об этом Шрила Шридхар Махарадж, раб Кришны. Это значит, что у тебя нет никакой независимости. Это означает полный отказ от свободы. 

#00:36:46#

Ш́иш̣йас те ’хам̇ ш́а̄дхи ма̄м̇ тва̄м̇ прапаннам (из Бхагавад-гиты, 2.7). Арджуна говорит об этом в Бхагавад-гите: «Ныне я передаю все право судить Тебе. Все мои представления, мои суждения об этом мире, что хорошо, а что плохо, — со всем этим отныне покончено». «Сейчас, — говорит он, — я полностью предаюсь Тебе и отдаю себя Твоей воле, Твоим представлениям, Твоим идеям о том, кто я такой, что мне надлежит делать, к чему стремиться». 

#00:37:49#

Когда Шрила Гурудев пришел к Шриле Шридхару Махараджу в Матх, Шрила Шридхар Махарадж спросил его: «Готов ли ты слушать меня, а не свой ум?» Искренний ученик, стремящийся стать настоящим учеником, — это тот, кто готов или, по крайней мере, пытается искренне перестать слушать свой ум и отдать себя руководству вайшнава высшей квалификации, и служить ему согласно его наставлениям. Если при этом не происходит искренней попытки со стороны ученика отказаться от независимости и передать право суждения учителю, то эта церемония посвящения будет лишь формальностью. 

#00:39:15#

Шрила Гурудев часто говорит о себе: «Тогда я был молод и неопытен, поэтому по своей простоте сказал Гуру Махараджу: “Да, конечно, я готов слушать вас, а не свой ум”». И он говорит: «Я старался. Но не всегда достигал полного успеха — иногда я слушал свой ум». Но, по крайней мере, необходима попытка со стороны человека, искренняя попытка отдать себя, полностью отдать себя во власть вайшнава высшей квалификации. 

#00:40:20#

Даже Арджуна говорил Кришне уже после битвы на Курукшетре: «Не мог бы Ты, пожалуйста, повторить наставления, что Ты дал мне тогда. Тогда была битва, и поэтому я не запомнил всего, что Ты сказал». Кришна ответил: «Да, могу, но тогда были одни обстоятельства, соответственно, одна потребность в наставлениях, сейчас — совсем другие. Но если у тебя есть живая потребность…» Это динамично. 

#00:41:17#

Мы могли бы, конечно, открыть «Хари-бхакти-виласу». Там приведен подробный список качеств, которыми должен обладать подлинный ученик. Но, ознакомившись с этим списком, вы бы упали в обморок или заплакали. Там приведено множество правил. Сказано, что правильное время для инициации — в такое-то время года, в такой-то день, в такое-то время. Вы можете сказать: «Ах, но ведь в моем случае все это не выполняется!» Там приводится множество деталей, тонкостей касательно того, что учитель определенной категории может принимать учеников определенной категории, но не других категорий, и так далее, и так далее. Масса деталей. Об этом всем говорится, потому что на самом деле были времена, когда существовали подобные подлинные кандидаты в ученики, когда все эти условия могли на самом деле выполняться. 

#00:43:25#

Тем не менее, после описания всех этих тонкостей и подробностей Шрила Санатана Госвами заключает: «Но если при всем этом достаточно удачливый кандидат в ученики встречает подлинного Гуру, Сад-Гуру, то — вне зависимости от того, какое время, какое место, какие обстоятельства, — если есть на то воля Гуру, это и есть правильное место, правильное время и обстоятельства». 

#00:44:19#

Если говорить о современных условиях, мы можем сказать, что практически все ученики, которых только можно встретить, относительно не квалифицированы согласно каноническим ведическим представлениям. Но этих учеников или кандидатов в ученики, в ученицы, принимают и дают им посвящение. При этом подразумевается, что со временем, в процессе своей практики, они станут квалифицированы.

Есть такая шлока в писаниях, где сказано, что очень редко можно найти подлинного Гуру в этом мире, но еще труднее найти подлинного ученика. Поэтому минимальное требование — это вера. Такой человек может думать: «Да, я падший и неквалифицированный, но у меня есть вера в моего Гуру. Вера в то, что он способен спасти даже такого падшего, как я».

(вторая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 



←  Сухуми ч.12. Следуя неизменной программе, мы меняемся ·• Архив новостей •· Шрипад Авадхут Махарадж на фестивале религиозных искусств в Киеве  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 22.2 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Деяния Кришны
(часть 1)

(1 января 2008 года. Москва, Кисельный)

 

Шрила Госвами Махарадж: Есть ли у кого-то вопросы? 

#00:00:06#

Слушатель: В Бхагавад-гите Господь говорит: «Кто познал Мои явления и деяния, тот не рождается в этом мире». А что значит познать Его явление и деяния? 

#00:00:33#

Шрила Госвами Махарадж: Вот именно! Суть в этом! 

#00:00:37#

джанма карма ча ме дивйам,
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма,
наити ма̄м эти со ’рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9) 

#00:01:05#

В этом стихе Кришна говорит: «Тот, кто воистину знает Мое рождение и деяния». Используется слово «таттва». То есть знает самую суть, всю истину о них. 

#00:01:37#

кунтй ува̄ча
намасйе пуруш̣ам̇ тва̄дйам
ӣш́варам̇ пракр̣тех̣ парам
алакш̣йам̇ сарва-бхӯта̄на̄м
антар бахир авастхитам 

ма̄йа̄-джаваника̄ччханнам
аджн̃а̄дхокш̣аджам авйайам
на лакш̣йасе мӯд̣ха-др̣ш́а̄
нат̣о на̄т̣йадхаро йатха̄

(«Шримад-Бхагаватам», 1.8.18,19)

#00:02:16# 

Царица Кунти говорит об этом такими словами: «Господь — Нерожденный, но сейчас кажется, будто Он родился». И дальше она продолжает, что мудхи, то есть люди, подобные ослам, глупцы, думают, что Он рождается, подобно обычному человеку. Это можно сравнить с тем, как звезда кино играет свою роль. Так и Кришна — Он лишь показывает… Только выглядит, словно Он рождается у Васудевы и Деваки. Но даже в этом случае мы видим, что сначала Он является как ребенок с четырьмя руками — в облике Вишну. И в это же время во Врадже у Яшоды рождается еще один ребенок с двумя руками. Но все это лила, игра Кришны. Как и все остальные Его деяния — это все Его игры. 

#00:04:03#

а̄нандамайо ’бхйа̄са̄т

(«Веданта-сутра», 1.1.12) 

#00:04:16#

Нам следует понять это с самого начала. «Веданта-сутра» и другие писания говорят нам, что по самой Своей природе Он исполнен упоительной радости. Иными словами, Высшая Первопричина, Первоначальная Субстанция, из которой изошло все остальное, — это Экстаз и Красота собственной персоной. 

#00:05:01#

Все, что Он делает, все, что Он начинает, — всякое движение, — все это является проявлением Его внутреннего экстатического состояния. Люди, живущие в этом мире, как правило, пребывают в обыденном, не экстатическом состоянии и хотят сделать нечто, чтобы оказаться в состоянии экстаза. Но Кришна вовсе не таков. Он — Экстаз собственной персоной. И Его движения — это проявления экстатического настроя. Это проявляется в любых Его играх. Джанма карма (из Бхагавад-гиты, 4.9). Это включает Его рождение и все остальные Его поступки. 

#00:08:07#

Когда мы говорим о Кришне, хотя и используются такие слова, как «рождение» или «карма» («действие»), в подлинном смысле этого слова не может быть рождения или кармы. В этом стихе речь идет о том, что если человек понимает это, то есть обретает правильный, подлинный взгляд на вещи, то тогда само тело этого человека исчезает, поскольку само тело является порождением заблуждений. Когда эти заблуждения устраняются, исчезает причина его следующего рождения, и он вступает в божественную обитель. 

#00:09:07#

Санатана Госвами или Вишванатх Чакраварти в своих комментариях говорят, что человек, о котором здесь идет речь, достигает положения сварупа-сиддхи. Когда такие личности осознают трансцендентную природу, трансцендентный облик Кришны, то это естественным образом приводит к раскрытию их собственного духовного облика, их духовной природы. 

#00:10:06#

Ачарьи говорят, что такие души переносятся в ту вселенную, где в данный момент времени происходят игры Кришны, которые переходят из одной вселенной в другую (в каждой проявленные по 125 лет), и в одной из этих вселенных они рождаются от матерей гопи. Таким образом, души принимают рождение и вырастают во Вриндаване, слыша об удивительном мальчике Кришне. И когда они слушают о Нем, они очаровываются этим мальчиком. 

#00:11:20#

Как в том случае с женами брахманов, которые слышали от уличных торговцев и других людей об удивительных, чудесных событиях, что происходят с сыном Нанды Махараджа. 

#00:11:33#

ш́йа̄мам̇ хиран̣йа-паридхим̇ ванама̄лйа-барха-
дха̄ту-права̄ла-нат̣а-веш̣ам анаврата̄м̇се
винйаста-хастам итарен̣а дхуна̄нам абджам̇
карн̣отпала̄лака-капола-мукха̄бджа-ха̄сам

(«Шримад-Бхагаватам», 10.23.22) 

#00:11:55#

В этой шлоке описывается, каково их впечатление о Кришне, когда они в первый раз увидели Его. 

#00:12:34#

Мы не квалифицированы, не обладаем должными качествами, чтобы обсуждать подробно подобные темы. Да в этом и нет необходимости! Но что нам важно понять, что подобная перспектива открывается перед нами, подобная перспектива доступна для нас. 

#00:13:24#

В стихе, о котором вы говорили, сказано: тйактва̄ дехам̇ — «оставляя тело». Но речь идет не просто об этом теле. Это тело основано на ложных представлениях о себе самом, поэтому здесь речь идет об оставлении ложных представлений о себе. Когда человек оставляет эти заблуждения, ложные представления, и принимает свое подлинное «я», «я» слуги, тогда он оставляет это тело и рождается, переносится в мир духовного служения. Поэтому даже в рамках этого мира, мира смерти, кришна-катха является нектаром, дарующим жизнь. Это нектар, который на самом деле дарует жизнь. 

#00:14:14#

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇,
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇,
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.31.9) 

#00:14:33#

Это подлинное богатство. 

#00:14:36#

Слушатель: Вопрос об имитации и следовании. С одной стороны, учителя говорят, что нельзя имитировать поведение великих святых. С другой стороны, мы должны следовать им — стать рупанугами. Например, мы должны стать аскетичными. Какова мера этого аскетизма? Не впадем ли мы в гордыню? 

#00:15:20#

Шрила Госвами Махарадж: Что вы имеете в виду под аскетизмом? Отречение? Что вы понимаете как аскетизм? 

#00:15:24#

Слушатель: Отречение во всем: во сне, в еде. 

#00:15:34#

Шрила Госвами Махарадж: Вы можете подобрать синоним какой-нибудь? 

#00:15:42#

Слушатель: Аскет — он и есть аскет. Как их еще назвать? 

#00:15:53#

Шрила Госвами Махарадж: То есть вы понимаете аскетизм как отреченный образ жизни? Вы говорите об отречении? 

#00:16:01#

Слушатель: Об отречении и об ограничениях. Какова мера? 

#00:16:24#

Шрила Госвами Махарадж: При таком подходе в действительности возникает двусмысленность и смущение. Мы же подходим с совершенно другой стороны — со стороны севы. Что есть служение? Служение — это наша цель. Цель не в том, чтобы стать аскетом или кем-либо еще. Мы пытаемся служить. Когда мы учитываем служение, все остальное приходит в должное состояние. 

#00:17:11#

Например, нам говорят, что соблюдать экадаши, следовать экадаши — один из видов севы. И даже паран, прерывание поста на экадаши, — это сева. Но мы не станем соблюдать экадаши, этот пост таким образом, чтобы быть при этом лишенными сил заниматься служением, поскольку это противоречит самой цели поста. 

#00:17:55#

Нам не следует думать, что Госвами Вриндавана и другие великие святые являли пример отречения для того, чтобы, якобы, намекнуть нам, что отречение — это путь к преданности. Нет. Следует рассматривать их отречение скорее с обратной, противоположной стороны. Следует рассматривать это таким образом — они настолько поглощены кришна-премой, гопи-бхавой, севой, что у них нет времени на сон, еду, что-то еще. 

#00:18:48#

Итак, иногда мы видим крайние примеры внешнего аскетизма, но это происходит по причине невероятной внутренней погруженности. Это не так, что отречение приводит к возникновению преданности, но наоборот — иногда внутренняя поглощенность служением внешне проявляется как аскетизм. 

#00:19:21#

раса-варджам̇ расо ’пй асйа
парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартате

(Бхагавад-гита, 2.59) 

#00:19:39#

Кришна говорит об этом же в Бхагавад-гите. Он говорит: «Когда вы испытываете высший вкус, тогда естественным образом привязанности, привычки к неким низшим явлениям уходят, покидают вас». Но речь не идет — ни в коем случае, — о том, что через ограничение своих чувств человек вдруг почувствует вкус к чему-то высшему. 

#00:20:15#

Например, мы слышали, что Шрила Рагхунатх Дас Госвами пил лишь пахту, сливки. Мы знаем, что он воспевал определенное количество кругов мантры каждый день, предлагал определенное количество дандаватов, и думаем, что если будем делать то же самое, тогда станем испытывать то же самое, что испытывал Рагхунатх Дас Госвами. Но это не так. Поступать подобным образом было бы подражательством, имитацией. Скорее, мы будем следовать его примеру, а именно — полностью посвящать себя, отдавать свои силы служению, и тогда все остальные аспекты, склонности в нашей жизни сами собой придут в порядок. 

#00:21:37#

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Когда начинающий преданный, неофит, пытается имитировать поведение великих преданных — это словно насмешка над ними». Он предлагал следующую идею — умеренный подход, умеренный и естественный рост. Не стоит пытаться насильно «выжать» из себя что-то, чтобы выглядеть продвинутым. 

#00:22:20#

Слушатель: Тогда в связи с этим, что такое садхана-бхакти

#00:22:38#

Шрила Госвами Махарадж: Следует очень осторожно рассматривать эти явления. Мы, будучи неофитами, можем быть вынуждены иногда заставлять себя для того, чтобы соблюдать какие-то основы духовной практики или хотя бы следовать своим элементарным духовным обетам. Но это не то же самое, как и убеждение, что если я буду делать что-то, следовать чему-то, это гарантирует мне духовное продвижение. В этом состоит большая разница. Если кто-то думает: «Я буду воспевать Харе Кришна маха-мантру, определенное количество кругов, и тогда я гарантированно, в отплату, обрету продвижение в духовной жизни», то это не так. 

#00:23:54#

Другой подход — когда человек искренне говорит: «Мой Гуру попросил меня делать это и поэтому я буду делать. Иногда, может быть, мне придется заставлять себя это делать. Но это нисходит свыше ко мне». А противоположность — когда я навязываю свои представления Высшему. Эти два явления известны как карма-канда и бхакти

#00:24:36#

Иногда мы подталкиваем себя в следовании элементарным духовным процессам в садхана-бхакти. Речь не идет о том, что мы должны думать: «Я не чувствую спонтанного стремления следовать этим практикам, поэтому ничего делать не буду». Это было бы неискренностью. 

#00:25:30#

Слушатель: Бхакти выше Бога? 

#00:25:33#

Шрила Госвами Махарадж: Вы несколько путаете разные понятия. Что такое бхакти? Это преданность Богу. При всем этом Кришна, Высшая Изначальная Личность Бога, оказывается побежденным преданностью. В этом смысле мы можем сказать, что бхакти выше Бога. Но кто объект бхакти? Кришна. Именно поэтому бхакти занимает столь возвышенное положение. Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ

#00:25:35#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄

 («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17)

#00:26:50#

Шрила Рупа Госвами определяет бхакти следующим образом: она обладает такой природой, что привлекает самого Кришну. О Кришне сказано, что Он — Всепривлекающий. Он — центральное представление об Абсолюте, Всепривлекающая Личность Бога. Каждый испытывает неудержимое влечение к Нему. Его зовут Мадана-мохан. В этом мире все очарованы Маданом — купидоном, но сам купидон испытывает смущение, он очарован Кришной. Поэтому Кришна — Всепривлекающий. 

#00:27:47#

Но испытывает ли Кришна влечение к кому-то? Нам говорят, что тот самый Кришна, к которому все испытывают неудержимое влечение, испытывает влечение к Шримати Радхарани. Поэтому Ее называют Мадана-мохана-мохини. Итак, сам Мадана-мохан смущен, видя Ее красоту. И в этом красота сознания Кришны. Сам Кришна испытывает влечение к Шримати Радхарани. И, по Его мнению, Она выше, чем Он. Но Ее мнение — это совсем другое дело. 

#00:29:18#

Рупа Госвами говорит, что сознание Кришны принадлежит Шримати Радхарани, и если кто-то, пусть даже некая маленькая, ограниченная душа, в какой-то степени обладает сознанием Кришны, которое также называют кришна-премой, то это привлекает к этой душе самого Кришну. Поэтому снова и снова мы находим примеры, когда Кришна хочет явить всему миру, дать знать всему миру, что преданный занимает высшее положение. 

#00:30:08#

Вот примеры. Известная история о Кхирачоре Гопинатхе, когда Он украл кхир, сладкий рис, для Своего преданного. Или Сакши Гопал — Божество, ставшее свидетелем для Своего преданного. А Партха-саратхи стал колесничим Арджуны. 

#00:30:44#

Мы можем задаться вопросом: «А кто выше — возничий колесницы или тот, кого Он везет?» В принципе тот, кого Он везет, — выше. Мы можем сказать, что, с технической точки зрения, Арджуна выше, чем Бог, ведь Кришна — его колесничий.

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно
хй асватантра ива двиджа

(«Шримад-Бхагаватам», 9.4.63)

Поэтому, с одной стороны, Кришна полностью независим, с другой стороны, Он чувствует зависимость от Своих преданных. 

#00:31:33#

Мы обнаруживаем преданность там, где Безграничное подчинено ограниченному. Но кому может быть доверено такое положение? В «Бхагаватам» мы находим такие слова Кришны: «Мукти, освобождение, Я дарую с легкостью многим, но бхакти Я не даю». 

#00:32:15#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄

 («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17)

#00:32:29#

Шрила Рупа Госвами, перечисляя характеристики кришна-бхакти, говорит, что оно крайне редко достижимо (судурлабха). Потому что — только представьте! — Высшая Абсолютная Истина, Тот, от Кого зависит все, становится подчинен тому, кто обладает преданностью. Это может быть доверено только тому, чьи интересы едины с интересами Абсолюта. Только через кришна-бхакти можно достичь столь удивительного положения. Это хороший вопрос. Вопрос вопросов. 

#00:33:40#

Слушатель: А какова характеристика сат-шишьи?

#00:33:55# 

Шрила Госвами Махарадж: Где это описано? Откуда это? 

#00:33:58#

Слушатель: Кажется, из книги «Шри Гуру и его милость». 

#00:34:14#

Шрила Госвами Махарадж: Да, есть квалификация Гуру и есть квалификация подлинного ученика. Эта квалификация — передача всех полномочий, передача независимости. В песне Бхактивинода Тхакураэмона дурмати сам̇са̄ра бхиторе») сказано, что наш ум — причина тех кармических обстоятельств, в которых мы находимся сейчас. Поскольку пап (санскритское понятие «пап», грехи) — это результат неправильных представлений о себе. 

#00:35:20#

Дивйам гйанам йато дадхйат, курйат папа са самкшайам. Что такое дикша, посвящение у духовного учителя? Согласно Дживе Госвами, это когда вы обретаете божественное знание — дивйа гйанам — и избавляетесь от всех грехов — папа са самкшайам. Но что такое трансцендентное знание? Мы часто используем эти слова. Они становятся некими громкими словами, не несущими смысла. Это означает обрести подлинное понимание своего «я», это значит понять, что ты — слуга Кришны. Или, как иногда говорил об этом Шрила Шридхар Махарадж, раб Кришны. Это значит, что у тебя нет никакой независимости. Это означает полный отказ от свободы. 

#00:36:46#

Ш́иш̣йас те ’хам̇ ш́а̄дхи ма̄м̇ тва̄м̇ прапаннам (из Бхагавад-гиты, 2.7). Арджуна говорит об этом в Бхагавад-гите: «Ныне я передаю все право судить Тебе. Все мои представления, мои суждения об этом мире, что хорошо, а что плохо, — со всем этим отныне покончено». «Сейчас, — говорит он, — я полностью предаюсь Тебе и отдаю себя Твоей воле, Твоим представлениям, Твоим идеям о том, кто я такой, что мне надлежит делать, к чему стремиться». 

#00:37:49#

Когда Шрила Гурудев пришел к Шриле Шридхару Махараджу в Матх, Шрила Шридхар Махарадж спросил его: «Готов ли ты слушать меня, а не свой ум?» Искренний ученик, стремящийся стать настоящим учеником, — это тот, кто готов или, по крайней мере, пытается искренне перестать слушать свой ум и отдать себя руководству вайшнава высшей квалификации, и служить ему согласно его наставлениям. Если при этом не происходит искренней попытки со стороны ученика отказаться от независимости и передать право суждения учителю, то эта церемония посвящения будет лишь формальностью. 

#00:39:15#

Шрила Гурудев часто говорит о себе: «Тогда я был молод и неопытен, поэтому по своей простоте сказал Гуру Махараджу: “Да, конечно, я готов слушать вас, а не свой ум”». И он говорит: «Я старался. Но не всегда достигал полного успеха — иногда я слушал свой ум». Но, по крайней мере, необходима попытка со стороны человека, искренняя попытка отдать себя, полностью отдать себя во власть вайшнава высшей квалификации. 

#00:40:20#

Даже Арджуна говорил Кришне уже после битвы на Курукшетре: «Не мог бы Ты, пожалуйста, повторить наставления, что Ты дал мне тогда. Тогда была битва, и поэтому я не запомнил всего, что Ты сказал». Кришна ответил: «Да, могу, но тогда были одни обстоятельства, соответственно, одна потребность в наставлениях, сейчас — совсем другие. Но если у тебя есть живая потребность…» Это динамично. 

#00:41:17#

Мы могли бы, конечно, открыть «Хари-бхакти-виласу». Там приведен подробный список качеств, которыми должен обладать подлинный ученик. Но, ознакомившись с этим списком, вы бы упали в обморок или заплакали. Там приведено множество правил. Сказано, что правильное время для инициации — в такое-то время года, в такой-то день, в такое-то время. Вы можете сказать: «Ах, но ведь в моем случае все это не выполняется!» Там приводится множество деталей, тонкостей касательно того, что учитель определенной категории может принимать учеников определенной категории, но не других категорий, и так далее, и так далее. Масса деталей. Об этом всем говорится, потому что на самом деле были времена, когда существовали подобные подлинные кандидаты в ученики, когда все эти условия могли на самом деле выполняться. 

#00:43:25#

Тем не менее, после описания всех этих тонкостей и подробностей Шрила Санатана Госвами заключает: «Но если при всем этом достаточно удачливый кандидат в ученики встречает подлинного Гуру, Сад-Гуру, то — вне зависимости от того, какое время, какое место, какие обстоятельства, — если есть на то воля Гуру, это и есть правильное место, правильное время и обстоятельства». 

#00:44:19#

Если говорить о современных условиях, мы можем сказать, что практически все ученики, которых только можно встретить, относительно не квалифицированы согласно каноническим ведическим представлениям. Но этих учеников или кандидатов в ученики, в ученицы, принимают и дают им посвящение. При этом подразумевается, что со временем, в процессе своей практики, они станут квалифицированы.

Есть такая шлока в писаниях, где сказано, что очень редко можно найти подлинного Гуру в этом мире, но еще труднее найти подлинного ученика. Поэтому минимальное требование — это вера. Такой человек может думать: «Да, я падший и неквалифицированный, но у меня есть вера в моего Гуру. Вера в то, что он способен спасти даже такого падшего, как я».

(вторая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования