«Истинная любовь постигается в разлуке». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 декабря 2008 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP4, 20.25M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Истинная любовь постигается в разлуке

(8 декабря 2008 года, Москва, Кисельный)

 

Страдания могут быть связаны либо с забвением о Кришне, либо с памятованием о Кришне. Но кто-то может усомниться: «Как вы можете говорить, что памятование о Кришне может приводить к страданиям или к несчастьям?»

#00:00:49#

[эи мата дине дине, сварӯпа-ра̄ма̄нанда-сане
              ниджа-бха̄ва карена видита]
ба̄хйe виш̣а-джва̄ла̄ хайа
, бхитаре а̄нанда-майа
            кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита[1]

Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что эта уникальная, неповторимая черта свойственна только кришна-преме: иногда внешне кажется, что человек, переживающий это, был отравлен. Но внутри этот человек черпает блаженство соприкосновения с нектарной субстанцией. Итак, в духовной культуре все переворачивается, и так и должно быть. Давайте вспомним: об этом мире сказано, что он — искаженное отражение изначального мира. Значит необходимо перевернуться обратно.

#00:02:48#

Как в этом туре по Украине мы приводили подобные примеры: есть множество радостных песен или рассказов, где описывается счастье и благополучие, однако бывают и очень печальные истории, и песни. И эта аналогия может помочь нам в понимании чего-то более глубокого. Кто-то может сказать: «Разве можно наслаждаться, слушая грустную песню? Разве можно радоваться, слушая печальный рассказ?» По правде говоря, в любой сколь-нибудь глубокой истории о любви должен быть некий момент напряжения, от которого у читателя или слушателя буквально разрывается сердце, что-то обычно связанное с разлукой.

#00:04:28#

Если мы посмотрим на группу людей, которые собрались у телевизора и смотрят подобный фильм, например, то слезы будут литься из их глаз, их сердца будут замирать от волнения, и сострадание, сопереживание происходящему на экране будет переполнять их сердца. И если какой-то человек в это время зайдет в комнату и увидит, как все эти люди рыдают, то он скажет: «Зачем вы страдаете? Давайте я переключу на что-то более радостное!» — «Не трогай!» — «Но почему вы так говорите? Я же вижу, что вы плачете. Очевидно, что вы страдаете, ваши сердца замирают. Почему же вы хотите продолжать эти страдания?» И люди ответят: «Именно этого мы и хотим».

#00:05:48#

Поэтому мы не можем придерживаться каких-то заскорузлых, стереотипных, шаблонных представлений о том, что такое счастье в духовной жизни. Мы говорим о том, что существует страдание иного рода, которое помогает извлекать еще большее сокровище из сердца. Есть пословица, которая говорит, что настоящая любовь познается в разлуке. Шрила Гуру Махарадж объясняет нам, что те чувства, которые может выразить сердце, гораздо более ценны, гораздо более глубоки в разлуке, нежели те, что будут явлены при радости встречи.

#00:07:18#

Эти слова, эти утверждения о природе любви и страданий не являются каким-то одним из периферийных моментов наших идей, но это один из центральных, ключевых моментов для понимания Чайтанья-аватары. Это не просто некое эзотерическое, косвенное толкование, ведь Сам Верховный Абсолют — акхила-расамрита-мурти[2], Кришна — именно через этот момент, через это проявление решает постичь Свою собственную лилу. Он приходит в чайтанья-лиле, и что же Он пытается передать, когда Он принимает положение Гуру?

#00:08:14#

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇
ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе
на̄ма-кӣртана-нартанаих̣[3]

сва-бхактебхйах̣ ш́уддха̄м̇ ниджа-бхаджана-[мудра̄м] упадиш́ан[4]

Этот момент подчеркивают и Рупа Госвами, и Гуру Махарадж. Вайшнавы более глубокого уровня сосредотачивают свое внимание именно на этом моменте. Какие-то для постороннего человека, казалось бы, незначительные события, какие-то мелочи обыденной жизни могут вызвать в этих вайшнавах глубочайшие переживания, глубочайшее памятование, погружение в эту духовную суть.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Так Господь Чайтанья, изо дня в день пребывая в экстазе, открывал Свои сокровенные чувства Сварупе Дамодаре и Рамананде Раю. Со стороны казалось, что Господь испытывает невероятные муки, подобно человеку, который отравился сильным ядом, но в душе Он чувствовал блаженство. Такова поразительная особенность трансцендентной любви к Кришне» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.50).

[2] См. «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 18.142.

[3] «Я беспрестанно прославляю моего Золотого Господа Гаурангу, Который принял настроение Шри Радхики, облачившись в Ее сияние, и Который низошел как Гурудев. Он затопил всю Шри Навадвипа Дхаму пением Святого Имени Кришны, танцуя в великом ликовании» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).

[4] Садопа̄сйах̣ ш́рӣма̄н дхр̣та-мануджа-ка̄йаих̣ пран̣айита̄м̇, вахадбхир гӣр-ва̄н̣аир гириш́а-парамеш̣т̣хи-прабхр̣тибхих̣ / сва-бхактебхйах̣ ш́уддха̄м̇ ниджа-бхаджана-мудра̄м упадиш́ан, са чаитанйах̣ ким̇ ме пунар апи др̣ш́ор йа̄сйати падам — «Господь Чайтанья Махапрабху — самое почитаемое Божество великих богов, включая Брахму и Шиву. Испытывая любовь к Нему, они низошли на землю в облике обычных людей. Своим безупречным примером Он учит преданных чистому преданному служению. Когда же Он вновь предстанет перед моим взором?» (Шрила Рупа Госвами. «Става-мала», «Шри Чайтаньяштака», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 3.66).

 



←  «Чувство удовлетворения в служении». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 20 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург | “The Feeling of Satisfaction in Our Service.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 20 October 2006. Lakhta, Saint Petersburg ·• Архив новостей •· Поздравление преданных от томской ятры с Новым 2009 годом  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 24.0 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Истинная любовь постигается в разлуке

(8 декабря 2008 года, Москва, Кисельный)

 

Страдания могут быть связаны либо с забвением о Кришне, либо с памятованием о Кришне. Но кто-то может усомниться: «Как вы можете говорить, что памятование о Кришне может приводить к страданиям или к несчастьям?»

#00:00:49#

[эи мата дине дине, сварӯпа-ра̄ма̄нанда-сане
              ниджа-бха̄ва карена видита]
ба̄хйe виш̣а-джва̄ла̄ хайа
, бхитаре а̄нанда-майа
            кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита[1]

Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что эта уникальная, неповторимая черта свойственна только кришна-преме: иногда внешне кажется, что человек, переживающий это, был отравлен. Но внутри этот человек черпает блаженство соприкосновения с нектарной субстанцией. Итак, в духовной культуре все переворачивается, и так и должно быть. Давайте вспомним: об этом мире сказано, что он — искаженное отражение изначального мира. Значит необходимо перевернуться обратно.

#00:02:48#

Как в этом туре по Украине мы приводили подобные примеры: есть множество радостных песен или рассказов, где описывается счастье и благополучие, однако бывают и очень печальные истории, и песни. И эта аналогия может помочь нам в понимании чего-то более глубокого. Кто-то может сказать: «Разве можно наслаждаться, слушая грустную песню? Разве можно радоваться, слушая печальный рассказ?» По правде говоря, в любой сколь-нибудь глубокой истории о любви должен быть некий момент напряжения, от которого у читателя или слушателя буквально разрывается сердце, что-то обычно связанное с разлукой.

#00:04:28#

Если мы посмотрим на группу людей, которые собрались у телевизора и смотрят подобный фильм, например, то слезы будут литься из их глаз, их сердца будут замирать от волнения, и сострадание, сопереживание происходящему на экране будет переполнять их сердца. И если какой-то человек в это время зайдет в комнату и увидит, как все эти люди рыдают, то он скажет: «Зачем вы страдаете? Давайте я переключу на что-то более радостное!» — «Не трогай!» — «Но почему вы так говорите? Я же вижу, что вы плачете. Очевидно, что вы страдаете, ваши сердца замирают. Почему же вы хотите продолжать эти страдания?» И люди ответят: «Именно этого мы и хотим».

#00:05:48#

Поэтому мы не можем придерживаться каких-то заскорузлых, стереотипных, шаблонных представлений о том, что такое счастье в духовной жизни. Мы говорим о том, что существует страдание иного рода, которое помогает извлекать еще большее сокровище из сердца. Есть пословица, которая говорит, что настоящая любовь познается в разлуке. Шрила Гуру Махарадж объясняет нам, что те чувства, которые может выразить сердце, гораздо более ценны, гораздо более глубоки в разлуке, нежели те, что будут явлены при радости встречи.

#00:07:18#

Эти слова, эти утверждения о природе любви и страданий не являются каким-то одним из периферийных моментов наших идей, но это один из центральных, ключевых моментов для понимания Чайтанья-аватары. Это не просто некое эзотерическое, косвенное толкование, ведь Сам Верховный Абсолют — акхила-расамрита-мурти[2], Кришна — именно через этот момент, через это проявление решает постичь Свою собственную лилу. Он приходит в чайтанья-лиле, и что же Он пытается передать, когда Он принимает положение Гуру?

#00:08:14#

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇
ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе
на̄ма-кӣртана-нартанаих̣[3]

сва-бхактебхйах̣ ш́уддха̄м̇ ниджа-бхаджана-[мудра̄м] упадиш́ан[4]

Этот момент подчеркивают и Рупа Госвами, и Гуру Махарадж. Вайшнавы более глубокого уровня сосредотачивают свое внимание именно на этом моменте. Какие-то для постороннего человека, казалось бы, незначительные события, какие-то мелочи обыденной жизни могут вызвать в этих вайшнавах глубочайшие переживания, глубочайшее памятование, погружение в эту духовную суть.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Так Господь Чайтанья, изо дня в день пребывая в экстазе, открывал Свои сокровенные чувства Сварупе Дамодаре и Рамананде Раю. Со стороны казалось, что Господь испытывает невероятные муки, подобно человеку, который отравился сильным ядом, но в душе Он чувствовал блаженство. Такова поразительная особенность трансцендентной любви к Кришне» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.50).

[2] См. «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 18.142.

[3] «Я беспрестанно прославляю моего Золотого Господа Гаурангу, Который принял настроение Шри Радхики, облачившись в Ее сияние, и Который низошел как Гурудев. Он затопил всю Шри Навадвипа Дхаму пением Святого Имени Кришны, танцуя в великом ликовании» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).

[4] Садопа̄сйах̣ ш́рӣма̄н дхр̣та-мануджа-ка̄йаих̣ пран̣айита̄м̇, вахадбхир гӣр-ва̄н̣аир гириш́а-парамеш̣т̣хи-прабхр̣тибхих̣ / сва-бхактебхйах̣ ш́уддха̄м̇ ниджа-бхаджана-мудра̄м упадиш́ан, са чаитанйах̣ ким̇ ме пунар апи др̣ш́ор йа̄сйати падам — «Господь Чайтанья Махапрабху — самое почитаемое Божество великих богов, включая Брахму и Шиву. Испытывая любовь к Нему, они низошли на землю в облике обычных людей. Своим безупречным примером Он учит преданных чистому преданному служению. Когда же Он вновь предстанет перед моим взором?» (Шрила Рупа Госвами. «Става-мала», «Шри Чайтаньяштака», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 3.66).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования