«Способы восприятия реальности». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 17 декабря 2008 года. Томск



скачать (формат MP4, 19.85M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Способы восприятия реальности

(17 декабря 2008 год. Томск)


Обычный способ обретения знаний для нас с вами — это непосредственный опыт, пратьякша, как мы уже упоминали. Подразумевается, что я вижу, слышу, осязаю, обоняю, испытываю вкус и таким образом обретаю знания. Но при этом такой способ восприятия ограничен диапазоном моего зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

#00:01:06#

Это приводит нас ко второму уровню постижения способов восприятия, называемому парокша. О чем идет речь? Об опыте, который получили не вы непосредственно, а о том, что увидел, услышал и почувствовал некий другой человек, и поделился этим опытом переживания с вами.

#00:01:52#

Но иногда нам советуют обратиться к совершенно иному способу восприятия. Поэтому нам говорят: постарайтесь забыть обо всех других способах восприятия и постарайтесь подойти к рассмотрению этого предмета с чистого листа. Потому что иначе предвзятость, которая появляется в вас, благодаря вашему прошлому опыту и опыту других людей, создает препятствия, мешающие увидеть предмет.

#00:02:35#

Иногда люди это называют самадхи. Этому можно уподобить состояние глубокого сна, когда тело человека совершенно спокойно и не испытывает никаких переживаний, ничего не видит, не слышит, не обоняет. Но тем не менее, находясь в состоянии глубокого сна, мы можем приобрести какой-то опыт, что-то почувствовать.

#00:03:20#

Но существует четвертый уровень восприятия, который называется адхокшаджа. И с этого уровня восприятия духовное, в глубоком смысле этого слова, собственно, и начинается. Речь идет об особом виде знания, которое нисходит из духовного мира и, приходя, являя себя, подавляет все остальные способы восприятия.

#00:04:01#

Итак, это четыре [способа восприятия]. Девушка спросила: каков же пятый способ восприятия? Пятый уровень называется апракрита. И этот уровень восприятия наиболее интересен. Слово «пракрита» означает «материальный». Соответственно, апракрита означает нечто, что кажется, выглядит в точности как материальное, но таковым не является.

#00:04:48#

Этот уровень восприятия, апракрита, является наиболее утонченным, наиболее возвышенным аспектом уровня адхокшаджа, уровня истины откровения, о котором мы упоминали раньше.

#00:05:06#

Именно там мы находим золотую середину Безграничного, центральную концепцию Безграничного. Это означает, что Безграничное предстает в подобных человеку образах. Его возможности, потенциал, отношения подобны человеческим. Как Библия гласит: «Человек сотворен по образу и подобию Божьему».

#00:05:40#

Но в мире апракрита есть место не только для человека, или [в узком смысле] мужчины, но также и для женщины, которая так же сотворена по образу и подобию Бога. В мире апракрита Божественное предстает и в Своем мужском аспекте, и в Своем женском аспекте. И Их любовные взаимоотношения являются прообразом человеческой цивилизации. В этом смысле человеческая цивилизация есть искаженное отражение божественной цивилизации. С этой точки зрения Земля и человеческая цивилизация как таковая являются центром Вселенной.

#00:06:53#

Только совсем недавно мы приводили довод против этого взгляда. Но сейчас мы рассматриваем вещи с другой точки зрения. С той точки зрения, что эта планета уникальна, и то, что находится на этой планете, уникально. И высшее проявление, высшая ценность всего, что представлено на этой планете, — это человеческая цивилизация, которая суть искаженное отражение божественной цивилизации, то есть цивилизации, основанной на отношениях с божественной абсолютной личностью.

#00:07:55#

Обычно, когда люди говорят о Божественном или об Абсолюте, они ожидают, что у них будет возможность соприкосновения с какими-то духовными спецэффектами, с неким аспектом благоговения, с какими-то духовными сверхъестественными эффектами. Например, что если это Богиня, то у Нее должно быть десять рук, а если это Бог, то Он несомненно должен проявлять бесконечное число обликов во всем времени и пространстве.

#00:08:41#

В одиннадцатой главе Бхагавад-гиты мы находим описание того, как Кришна являет Арджуне Свою вселенскую форму, Свой огромный непостижимый облик[1], подобно тому как опытный гипнотизер являет какие-то вещи тому, кого он гипнотизирует. И, видя все эти безграничные проявления Божественного, бесконечные облики, Арджуна преисполняется чувства благоговения, почтения. Возможно даже элемент ужаса, он шокирован.

#00:09:37#

Но затем Кришна проявляет облик Вишну — четырехрукий облик. И, наконец, двухрукий облик, подобный человеческому[2]. И, уже представ в этом облике, Он говорит: «О Арджуна, именно этот двурукий облик, подобный человеческому, является наиболее сокровенным, наиболее сокровенной истиной. Именно этот облик мудрецы стремятся увидеть хотя бы на мгновение»[3].

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Субхадра Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  См. Бхагавад-гита, 11.5–31.

2  Ма̄ те вйатха̄ ма̄ ча вимӯд̣ха-бха̄во, др̣ш̣т̣ва̄ рӯпам̇ гхорам ӣдр̣н̇ мамедам / вйапета-бхӣх̣ прӣта-мана̄х̣ пунас твам̇, тад эва ме рӯпам идам̇ прапаш́йа — [Господь Кришна говорит Арджуне:] «Ты был изумлен и растерян, увидев Мой пугающий вселенский образ! Отныне оставь все страхи и с умиротворенным сердцем созерцай Мой облик, который ты захотел увидеть» (Бхагавад-гита, 11.49). Итй арджунам̇ ва̄судевас татхоктва̄, свакам̇ рӯпам̇ дарш́айа̄ма̄са бхӯйах̣ / а̄ш́ва̄сайа̄ма̄са ча бхӣтам энам̇, бхӯтва̄ пунах̣ саумйа-вапур маха̄тма̄ — «После этих слов сын Васудевы предстал перед Арджуной в Своем четырехруком образе. Затем, чтобы окончательно успокоить близкого друга, Кришна явил ему Свой двурукий облик, исполненный несравненной красоты и очарования» (Бхагавад-гита, 11.50).

3  Судурдарш́ам идам̇ рӯпам̇, др̣ш̣т̣ава̄н аси йан мама / дева̄ апй асйа рӯпасйа, нитйам̇ дарш́ана-ка̄н̇кш̣ин̣ах̣ — [Господь Кришна говорит Своему другу:] «Арджуна! Крайне трудно узреть Меня таким, каким сейчас Я стою пред тобою. Даже боги стремятся созерцать этот Мой образ хотя бы мгновение» (Бхагавад-гита, 11.52).




←  «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» (часть 2). Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур. Аудиокнига ·• Архив новостей •· «Шри Нама». Шрила Бхактивинод Тхакур | “Sri Nama.” Srila Bhaktivinod Thakur  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 25.9 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Способы восприятия реальности

(17 декабря 2008 год. Томск)


Обычный способ обретения знаний для нас с вами — это непосредственный опыт, пратьякша, как мы уже упоминали. Подразумевается, что я вижу, слышу, осязаю, обоняю, испытываю вкус и таким образом обретаю знания. Но при этом такой способ восприятия ограничен диапазоном моего зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

#00:01:06#

Это приводит нас ко второму уровню постижения способов восприятия, называемому парокша. О чем идет речь? Об опыте, который получили не вы непосредственно, а о том, что увидел, услышал и почувствовал некий другой человек, и поделился этим опытом переживания с вами.

#00:01:52#

Но иногда нам советуют обратиться к совершенно иному способу восприятия. Поэтому нам говорят: постарайтесь забыть обо всех других способах восприятия и постарайтесь подойти к рассмотрению этого предмета с чистого листа. Потому что иначе предвзятость, которая появляется в вас, благодаря вашему прошлому опыту и опыту других людей, создает препятствия, мешающие увидеть предмет.

#00:02:35#

Иногда люди это называют самадхи. Этому можно уподобить состояние глубокого сна, когда тело человека совершенно спокойно и не испытывает никаких переживаний, ничего не видит, не слышит, не обоняет. Но тем не менее, находясь в состоянии глубокого сна, мы можем приобрести какой-то опыт, что-то почувствовать.

#00:03:20#

Но существует четвертый уровень восприятия, который называется адхокшаджа. И с этого уровня восприятия духовное, в глубоком смысле этого слова, собственно, и начинается. Речь идет об особом виде знания, которое нисходит из духовного мира и, приходя, являя себя, подавляет все остальные способы восприятия.

#00:04:01#

Итак, это четыре [способа восприятия]. Девушка спросила: каков же пятый способ восприятия? Пятый уровень называется апракрита. И этот уровень восприятия наиболее интересен. Слово «пракрита» означает «материальный». Соответственно, апракрита означает нечто, что кажется, выглядит в точности как материальное, но таковым не является.

#00:04:48#

Этот уровень восприятия, апракрита, является наиболее утонченным, наиболее возвышенным аспектом уровня адхокшаджа, уровня истины откровения, о котором мы упоминали раньше.

#00:05:06#

Именно там мы находим золотую середину Безграничного, центральную концепцию Безграничного. Это означает, что Безграничное предстает в подобных человеку образах. Его возможности, потенциал, отношения подобны человеческим. Как Библия гласит: «Человек сотворен по образу и подобию Божьему».

#00:05:40#

Но в мире апракрита есть место не только для человека, или [в узком смысле] мужчины, но также и для женщины, которая так же сотворена по образу и подобию Бога. В мире апракрита Божественное предстает и в Своем мужском аспекте, и в Своем женском аспекте. И Их любовные взаимоотношения являются прообразом человеческой цивилизации. В этом смысле человеческая цивилизация есть искаженное отражение божественной цивилизации. С этой точки зрения Земля и человеческая цивилизация как таковая являются центром Вселенной.

#00:06:53#

Только совсем недавно мы приводили довод против этого взгляда. Но сейчас мы рассматриваем вещи с другой точки зрения. С той точки зрения, что эта планета уникальна, и то, что находится на этой планете, уникально. И высшее проявление, высшая ценность всего, что представлено на этой планете, — это человеческая цивилизация, которая суть искаженное отражение божественной цивилизации, то есть цивилизации, основанной на отношениях с божественной абсолютной личностью.

#00:07:55#

Обычно, когда люди говорят о Божественном или об Абсолюте, они ожидают, что у них будет возможность соприкосновения с какими-то духовными спецэффектами, с неким аспектом благоговения, с какими-то духовными сверхъестественными эффектами. Например, что если это Богиня, то у Нее должно быть десять рук, а если это Бог, то Он несомненно должен проявлять бесконечное число обликов во всем времени и пространстве.

#00:08:41#

В одиннадцатой главе Бхагавад-гиты мы находим описание того, как Кришна являет Арджуне Свою вселенскую форму, Свой огромный непостижимый облик[1], подобно тому как опытный гипнотизер являет какие-то вещи тому, кого он гипнотизирует. И, видя все эти безграничные проявления Божественного, бесконечные облики, Арджуна преисполняется чувства благоговения, почтения. Возможно даже элемент ужаса, он шокирован.

#00:09:37#

Но затем Кришна проявляет облик Вишну — четырехрукий облик. И, наконец, двухрукий облик, подобный человеческому[2]. И, уже представ в этом облике, Он говорит: «О Арджуна, именно этот двурукий облик, подобный человеческому, является наиболее сокровенным, наиболее сокровенной истиной. Именно этот облик мудрецы стремятся увидеть хотя бы на мгновение»[3].

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Субхадра Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] См. Бхагавад-гита, 11.5–31.

[2] Ма̄ те вйатха̄ ма̄ ча вимӯд̣ха-бха̄во, др̣ш̣т̣ва̄ рӯпам̇ гхорам ӣдр̣н̇ мамедам / вйапета-бхӣх̣ прӣта-мана̄х̣ пунас твам̇, тад эва ме рӯпам идам̇ прапаш́йа — [Господь Кришна говорит Арджуне:] «Ты был изумлен и растерян, увидев Мой пугающий вселенский образ! Отныне оставь все страхи и с умиротворенным сердцем созерцай Мой облик, который ты захотел увидеть» (Бхагавад-гита, 11.49). Итй арджунам̇ ва̄судевас татхоктва̄, свакам̇ рӯпам̇ дарш́айа̄ма̄са бхӯйах̣ / а̄ш́ва̄сайа̄ма̄са ча бхӣтам энам̇, бхӯтва̄ пунах̣ саумйа-вапур маха̄тма̄ — «После этих слов сын Васудевы предстал перед Арджуной в Своем четырехруком образе. Затем, чтобы окончательно успокоить близкого друга, Кришна явил ему Свой двурукий облик, исполненный несравненной красоты и очарования» (Бхагавад-гита, 11.50).

[3] Судурдарш́ам идам̇ рӯпам̇, др̣ш̣т̣ава̄н аси йан мама / дева̄ апй асйа рӯпасйа, нитйам̇ дарш́ана-ка̄н̇кш̣ин̣ах̣ — [Господь Кришна говорит Своему другу:] «Арджуна! Крайне трудно узреть Меня таким, каким сейчас Я стою пред тобою. Даже боги стремятся созерцать этот Мой образ хотя бы мгновение» (Бхагавад-гита, 11.52).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования