скачать (формат MP4, 19.77M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Сознание
(11 декабря 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург)
И «Чайтанья-чаритамрита» говорит нам, что все представления о том, что есть добро, что есть зло, хорошее, плохое, все это (дословно там сказано — мана-дхарма) существует только в уме. Это все — представление ума. То есть все суждения в рамках этого мира о том, что хорошо, а что плохо — это все бхрама, ошибка, ошибочные суждения. Не важно, хороший сон или дурной, все равно это сон.
#00:01:22#
И для того, чтобы помочь нам понять эту концепцию, Шрила Гуру Махарадж предложил свою оригинальную идею чидабхасы. Иногда духовный мир называют чит-джагат, иначе говоря, мир сознания. А здесь мы находимся в мире, который именуется джара, то есть мертвый мир, мир материи.
#00:02:07#
Тогда возникает вопрос: как же что-то, принадлежащее к миру сознания, может действовать в рамках мира материи, где нет сознания? Значит, необходимо, чтобы душа, сознание — все эти явления, были проявлены подобно своей тени, то есть [в мире материи должно проявляться] какое-то теневое отражение сознания. Тень сознания проявляется как аханкара, разум, ум, а также пять элементов, то есть тело [грубое и тонкое], в которых пребывает [еще] более тонких три элемента. И эта конструкция позволяет душе действовать в мире материи.
#00:03:32#
Мы видим в таком явлении, как анестезия, обезболивание, некие интересные моменты. Есть один способ, как можно объяснить очень по-простому, в чем суть анестезии, обезболивания. Мы знаем, что душа, сознание, пронизывает все тело, но благодаря обезболиванию мы делаем так, что сознание не пронизывает какой-то определенный участок тела, по крайней мере, в смысле чувственного восприятия в этом участке. Когда мы осознаем свое тело, тогда даже какие-то незначительные вещи, казалось бы, мелочи могут доставлять нам большие неудобства, беспокойства. Однако если применить обезболивание, наркоз, анестезию, то врачи могут делать все что угодно с этим участком, который подвергнут этому воздействию, даже резать его, и нам не будет до этого в общем-то никакого дела, в том смысле, что мы не будем чувствовать боли и неудобств.
#00:05:31#
Этот несложный пример помогает нам понять, что чувственное восприятие основано на сознании. Но кто-то может сказать: «Да, но даже если некий человек не осознает существование какой-то части, то другие наблюдатели все равно видят, что это существует». Да, потому что вы также наделены сознанием. Если бы вы не были наделены сознанием, не было бы и речи о восприятии вами чего-либо.
#00:06:22#
Итак, в целом все это вписывается в такую схему, что мы можем высказать свое мнение о чем-либо [лишь] постольку, поскольку мы можем наблюдать это явление или предмет.
#00:06:45#
Шрила Гуру Махарадж переформулирует этот вопрос таким образом, он говорит: «Следует ли нам придерживаться мнения, что несовершенное в процессе развития порождает совершенное?» Эту идею он называет идеей фасилизма, то есть дословно останкизма. Это слово, которое он изобрел, означает «из остатков, ископаемых порождается сознание».
#00:07:38#
Или же, в противоположность этому, [он] предлагает: не разумнее ли предположить иное объяснение, что на самом деле совершенное в какой-то момент, в какой-то своей части кажется несовершенным?
#00:07:57#
Жизнь, как таковая, как мы ее знаем, целиком и полностью основывается на открытии себя. Иногда люди переживают состояние некого просветления или прозрения, то есть переживают настолько глубокое переосмысление себя, своего потенциала, своих перспектив, что понимают: «До сих пор я не осознавал этого, я пребывал в глубоком сне, я не видел себя по-настоящему».
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 21.8 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Сознание
(11 декабря 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург)
И «Чайтанья-чаритамрита» говорит нам, что все представления о том, что есть добро, что есть зло, хорошее, плохое, все это (дословно там сказано — мана-дхарма) существует только в уме. Это все — представление ума. То есть все суждения в рамках этого мира о том, что хорошо, а что плохо — это все бхрама, ошибка, ошибочные суждения. Не важно, хороший сон или дурной, все равно это сон.
#00:01:22#
И для того, чтобы помочь нам понять эту концепцию, Шрила Гуру Махарадж предложил свою оригинальную идею чидабхасы. Иногда духовный мир называют чит-джагат, иначе говоря, мир сознания. А здесь мы находимся в мире, который именуется джара, то есть мертвый мир, мир материи.
#00:02:07#
Тогда возникает вопрос: как же что-то, принадлежащее к миру сознания, может действовать в рамках мира материи, где нет сознания? Значит, необходимо, чтобы душа, сознание — все эти явления, были проявлены подобно своей тени, то есть [в мире материи должно проявляться] какое-то теневое отражение сознания. Тень сознания проявляется как аханкара, разум, ум, а также пять элементов, то есть тело [грубое и тонкое], в которых пребывает [еще] более тонких три элемента. И эта конструкция позволяет душе действовать в мире материи.
#00:03:32#
Мы видим в таком явлении, как анестезия, обезболивание, некие интересные моменты. Есть один способ, как можно объяснить очень по-простому, в чем суть анестезии, обезболивания. Мы знаем, что душа, сознание, пронизывает все тело, но благодаря обезболиванию мы делаем так, что сознание не пронизывает какой-то определенный участок тела, по крайней мере, в смысле чувственного восприятия в этом участке. Когда мы осознаем свое тело, тогда даже какие-то незначительные вещи, казалось бы, мелочи могут доставлять нам большие неудобства, беспокойства. Однако если применить обезболивание, наркоз, анестезию, то врачи могут делать все что угодно с этим участком, который подвергнут этому воздействию, даже резать его, и нам не будет до этого в общем-то никакого дела, в том смысле, что мы не будем чувствовать боли и неудобств.
#00:05:31#
Этот несложный пример помогает нам понять, что чувственное восприятие основано на сознании. Но кто-то может сказать: «Да, но даже если некий человек не осознает существование какой-то части, то другие наблюдатели все равно видят, что это существует». Да, потому что вы также наделены сознанием. Если бы вы не были наделены сознанием, не было бы и речи о восприятии вами чего-либо.
#00:06:22#
Итак, в целом все это вписывается в такую схему, что мы можем высказать свое мнение о чем-либо [лишь] постольку, поскольку мы можем наблюдать это явление или предмет.
#00:06:45#
Шрила Гуру Махарадж переформулирует этот вопрос таким образом, он говорит: «Следует ли нам придерживаться мнения, что несовершенное в процессе развития порождает совершенное?» Эту идею он называет идеей фасилизма, то есть дословно останкизма. Это слово, которое он изобрел, означает «из остатков, ископаемых порождается сознание».
#00:07:38#
Или же, в противоположность этому, [он] предлагает: не разумнее ли предположить иное объяснение, что на самом деле совершенное в какой-то момент, в какой-то своей части кажется несовершенным?
#00:07:57#
Жизнь, как таковая, как мы ее знаем, целиком и полностью основывается на открытии себя. Иногда люди переживают состояние некого просветления или прозрения, то есть переживают настолько глубокое переосмысление себя, своего потенциала, своих перспектив, что понимают: «До сих пор я не осознавал этого, я пребывал в глубоком сне, я не видел себя по-настоящему».
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас