«Йога». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 20 июля 2008 года. Москва, Кисельный. Фестиваль «Ведалайф»



скачать (формат MP4, 33.80M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Йога

(20 июля 2008 года. Москва, Кисельный. Фестиваль «Ведалайф»)


Опять же мы обращаемся к словам сверх Пураны, супер Пураны, «Бхагавата-пураны», где этот вопрос освящается.

#00:00:43#

Там сказано, что эти практики могут быть благотворны для нас в смысле того, что они помогают обуздать или подчинить материальный, или мирской, аспект, но при этом они не дают сами по себе доступа в положительный, духовный мир.

#00:01:12#

Когда мы слышим различные утверждения о йоге, то нам следует понимать, что сами Веды говорят о йоге как таковой.

#00:01:32#

Является ли та йога, которую практикует, ну, например, поп-звезда Мадонна, той же самой йогой, которую практиковал древневедический мудрец Вишвамитра Муни?

#00:01:45#

кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇,
трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
два̄паре паричарйа̄йа̄м̇,
калау тад дхари-кӣртана̄[1]

Мы слышали, как сказано в этом стихе, что та практика медитации, о которой вы упоминаете, рекомендовалась для людей в прошлые эпохи, когда люди, в частности, жили очень-очень долго. Насколько долго?

#00:02:36#

Поскольку мы на фестивале «Ведалайф», то мы используем Веды как точку отсчета, как первоисточник наших сведений. Веды говорят, что в тот период средняя продолжительность, типичная продолжительность жизни [человека] была сто тысяч лет.

#00:02:59#

Есть отдельные примеры йогов, которые медитировали непрерывно на протяжении шестидесяти тысяч лет.

#00:03:38#

В этой истории описано, что когда этот мудрец медитировал на протяжении шестидесяти тысяч лет, то благодаря силе своей медитации он обрел такое могущество, что царь небес Индра, опасаясь за свое положение, видя, что появляется могущественный конкурент (в чем-то поведение Индры сходно с поведением некоторых политиков), решил подослать к нему одну из лучших небесных танцовщиц (в скобках заметим, если угодно, небесную проститутку, куртизанку высокого уровня), для того чтобы соблазнить этого мудреца.

#00:04:16#

Итак, этот мудрец уже медитировал шестьдесят тысяч лет подряд. Тут явилась эта танцовщица, и он услышал звон ее ножных колокольчиков. Помните, как раньше мы уже говорили о том, что наши чувства могут устремляться либо к низшим объектам, либо к высшим — к звукам ножных колокольчиков красавицы или же к звукам трансцендентного.

#00:05:05#

Итак, он услышал звон ее ножных колокольчиков, открыл глаза, увидел ее и в итоге был соблазнен. Это знаменитая история. Ту небесную танцовщицу звали Менака, а дочь, которая появилась у них, носит имя Шакунтала.

#00:05:34#

Что интересно заметить в этой связи, что эта история никогда не приводится как пример неудачи в духовной жизни, потому что после того, как произошла эта история (родилась дочь и так далее), он снова вернулся к своей практике. Поэтому скорее эту историю приводят как пример решимости. Однако это было замечание в скобках.

#00:06:28#

Но о чем мы говорим здесь? Прежде всего, что сама практика медитации предназначалась для людей в другую эпоху, когда люди обладали гораздо более высокими качествами — в смысле долголетия, в смысле духовных качеств.

#00:06:55#

Затем под влиянием времени продолжительность человеческой жизни стала уменьшаться и качества людей также стали приходить к деградации.

#00:07:12#

В следующую эпоху продолжительность человеческой жизни уменьшилась со ста тысяч лет до десяти тысяч.

#00:07:31#

Соответственно, в рекомендованном духовном процессе для следующей эпохи акцент был смещен с медитации на совершение ягьи, на совершение сложных ритуалов жертвоприношения в сопровождении мантр.

#00:07:57#

В следующую эпоху продолжительность жизни уменьшилась до тысячи лет. Рекомендованный процесс в ту эпоху был храмовым поклонением, поклонением божествам. Сейчас мы живем в следующую эпоху, которая называется Кали-юга.

#00:08:24#

пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа,
кала̄в асмин йуге джана̄х̣
манда̄х̣ суманда-матайо,
манда-бха̄гйа̄ хй упадрута̄х̣[2]

Об этой эпохе сказано, что продолжительность жизни очень мала в это время — сто лет и того меньше.

#00:08:58#

В нашу эпоху очень популярно психическое расстройство среди современных людей, которое называется хроническая неспособность сосредотачивать внимание. Людям сложно сосредоточить свое внимание на чем-либо даже на пятнадцать минут.

#00:09:31#

Существует огромное количество негативных качеств этой эпохи, в которую мы сейчас живем. Например, склонность к духовному не очень сильна. Мы находимся под влиянием рекламы. Каждое мгновение нас что-то отвлекает. Так что же тогда подойдет как духовная практика для людей в это время?

#00:10:25#

В писаниях сказано, что то, чего можно было достичь в прошлые эпохи благодаря сто-тысячелетней медитации, в это время достижимо процессом хари-киртана, кришна-киртана.

#00:10:49#

Из всего вышесказанного не следует делать вывод, что люди в этот век столь сильно деградировали, стали столь недостойны, что им дали какую-то более низкую, более доступную духовную практику. Все наоборот. Подобно тому, когда больной находится в самой критической ситуации, тогда к нему применяют самое сильное средство.

#00:11:31#

Поэтому следует задуматься, что, если то, что в прошлые эпохи можно было достичь сто-тысячелетней медитацией, сейчас, в наше время, здесь и сейчас можно достичь пением Харе Кришна маха-мантры. Неплохой вариант.

#00:11:46#

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн
асти хй эко маха̄н гун̣ах̣
кӣртана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа
мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет[3]

Далее в другом месте сказано, что Кали-юга, наше время, по сути, океан всего неблагоприятного.

#00:12:19#

Однако при этом существует одно качество (асти хй эко маха̄н гун̣ах̣), одно преимущество этой эпохи, которое собой перечеркивает все существующие негативные черты. Это положительное качество — кришна-киртан.

#00:12:50#

В Ведах описано, что даже великие боги и богини хотят низойти на Землю в наше время, в эту эпоху, для того чтобы воспользоваться этой уникальной возможностью.

#00:13:15#

Итак, одним простым шагом, одним простым процессом, с одной стороны, устраняются все негативное влияние, все дурное влияние окружающей среды и, с другой стороны, тем же самым процессом нам дается доступ в высшую, позитивную духовную реальность.

#00:13:36#

йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇,
мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄
ш́раддха̄ва̄н бхаджате йо ма̄м̇,
са ме йуктатамо матах̣[4]

В Бхагавад-гите Кришна описывает различные категории духовных личностей, различные типы йогов. В конечном счете Он подытоживает: «Тот йог, который испытывает симпатию ко Мне, тот лучший из йогов».

#00:14:09#

Имеется в виду, что тот, чье сердце очень мягко, тот, чье сердце расплавлено [любовью и преданностью], — лучше всех. Но те, кто стали напротив очень жесткими, механичными, безжизненными, не считаются высшими.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Все то, что в Сатья-югу люди обретали, медитируя на Вишну, в Трета-югу — проводя жертвоприношения, а в Двапара-югу — служа лотосоподобным стопам Господа, можно обрести и в Кали-югу, если просто петь маха-мантру Харе Кришна» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.52; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.345).

2  «В нынешний век Кали жизнь людей коротка. Люди сварливы, ленивы, лгут себе и другим, на них все время обрушиваются несчастья, и они пребывают в постоянной тревоге» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).

3  «О царь, хотя век Кали и является скопищем всех возможных зол, у него есть одно великое достоинство: в этот век те, кто просто воспевает святое имя Кришны, обретают освобождение и достигают Всевышнего» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.51).

4  «Но лучший из йогов тот, кто предался Мне и непрестанно помнит обо Мне. Исполненный веры в наставления богооткровенных писаний, он служит Мне с любовью» (Бхагавад-гита, 6.47).




←  «Шри Шри Нитьянанда-махимамритам». Посвящение ·• Архив новостей •· «Шри Шри Нитьянанда-махимамритам». Божественные деяния Шри Нитьянандачандры. Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 36.2 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Йога

(20 июля 2008 года. Москва, Кисельный. Фестиваль «Ведалайф»)


Опять же мы обращаемся к словам сверх Пураны, супер Пураны, «Бхагавата-пураны», где этот вопрос освящается.

#00:00:43#

Там сказано, что эти практики могут быть благотворны для нас в смысле того, что они помогают обуздать или подчинить материальный, или мирской, аспект, но при этом они не дают сами по себе доступа в положительный, духовный мир.

#00:01:12#

Когда мы слышим различные утверждения о йоге, то нам следует понимать, что сами Веды говорят о йоге как таковой.

#00:01:32#

Является ли та йога, которую практикует, ну, например, поп-звезда Мадонна, той же самой йогой, которую практиковал древневедический мудрец Вишвамитра Муни?

#00:01:45#

кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇,
трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
два̄паре паричарйа̄йа̄м̇,
калау тад дхари-кӣртана̄[1]

Мы слышали, как сказано в этом стихе, что та практика медитации, о которой вы упоминаете, рекомендовалась для людей в прошлые эпохи, когда люди, в частности, жили очень-очень долго. Насколько долго?

#00:02:36#

Поскольку мы на фестивале «Ведалайф», то мы используем Веды как точку отсчета, как первоисточник наших сведений. Веды говорят, что в тот период средняя продолжительность, типичная продолжительность жизни [человека] была сто тысяч лет.

#00:02:59#

Есть отдельные примеры йогов, которые медитировали непрерывно на протяжении шестидесяти тысяч лет.

#00:03:38#

В этой истории описано, что когда этот мудрец медитировал на протяжении шестидесяти тысяч лет, то благодаря силе своей медитации он обрел такое могущество, что царь небес Индра, опасаясь за свое положение, видя, что появляется могущественный конкурент (в чем-то поведение Индры сходно с поведением некоторых политиков), решил подослать к нему одну из лучших небесных танцовщиц (в скобках заметим, если угодно, небесную проститутку, куртизанку высокого уровня), для того чтобы соблазнить этого мудреца.

#00:04:16#

Итак, этот мудрец уже медитировал шестьдесят тысяч лет подряд. Тут явилась эта танцовщица, и он услышал звон ее ножных колокольчиков. Помните, как раньше мы уже говорили о том, что наши чувства могут устремляться либо к низшим объектам, либо к высшим — к звукам ножных колокольчиков красавицы или же к звукам трансцендентного.

#00:05:05#

Итак, он услышал звон ее ножных колокольчиков, открыл глаза, увидел ее и в итоге был соблазнен. Это знаменитая история. Ту небесную танцовщицу звали Менака, а дочь, которая появилась у них, носит имя Шакунтала.

#00:05:34#

Что интересно заметить в этой связи, что эта история никогда не приводится как пример неудачи в духовной жизни, потому что после того, как произошла эта история (родилась дочь и так далее), он снова вернулся к своей практике. Поэтому скорее эту историю приводят как пример решимости. Однако это было замечание в скобках.

#00:06:28#

Но о чем мы говорим здесь? Прежде всего, что сама практика медитации предназначалась для людей в другую эпоху, когда люди обладали гораздо более высокими качествами — в смысле долголетия, в смысле духовных качеств.

#00:06:55#

Затем под влиянием времени продолжительность человеческой жизни стала уменьшаться и качества людей также стали приходить к деградации.

#00:07:12#

В следующую эпоху продолжительность человеческой жизни уменьшилась со ста тысяч лет до десяти тысяч.

#00:07:31#

Соответственно, в рекомендованном духовном процессе для следующей эпохи акцент был смещен с медитации на совершение ягьи, на совершение сложных ритуалов жертвоприношения в сопровождении мантр.

#00:07:57#

В следующую эпоху продолжительность жизни уменьшилась до тысячи лет. Рекомендованный процесс в ту эпоху был храмовым поклонением, поклонением божествам. Сейчас мы живем в следующую эпоху, которая называется Кали-юга.

#00:08:24#

пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа,
кала̄в асмин йуге джана̄х̣
манда̄х̣ суманда-матайо,
манда-бха̄гйа̄ хй упадрута̄х̣[2]

Об этой эпохе сказано, что продолжительность жизни очень мала в это время — сто лет и того меньше.

#00:08:58#

В нашу эпоху очень популярно психическое расстройство среди современных людей, которое называется хроническая неспособность сосредотачивать внимание. Людям сложно сосредоточить свое внимание на чем-либо даже на пятнадцать минут.

#00:09:31#

Существует огромное количество негативных качеств этой эпохи, в которую мы сейчас живем. Например, склонность к духовному не очень сильна. Мы находимся под влиянием рекламы. Каждое мгновение нас что-то отвлекает. Так что же тогда подойдет как духовная практика для людей в это время?

#00:10:25#

В писаниях сказано, что то, чего можно было достичь в прошлые эпохи благодаря сто-тысячелетней медитации, в это время достижимо процессом хари-киртана, кришна-киртана.

#00:10:49#

Из всего вышесказанного не следует делать вывод, что люди в этот век столь сильно деградировали, стали столь недостойны, что им дали какую-то более низкую, более доступную духовную практику. Все наоборот. Подобно тому, когда больной находится в самой критической ситуации, тогда к нему применяют самое сильное средство.

#00:11:31#

Поэтому следует задуматься, что, если то, что в прошлые эпохи можно было достичь сто-тысячелетней медитацией, сейчас, в наше время, здесь и сейчас можно достичь пением Харе Кришна маха-мантры. Неплохой вариант.

#00:11:46#

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн
асти хй эко маха̄н гун̣ах̣
кӣртана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа
мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет[3]

Далее в другом месте сказано, что Кали-юга, наше время, по сути, океан всего неблагоприятного.

#00:12:19#

Однако при этом существует одно качество (асти хй эко маха̄н гун̣ах̣), одно преимущество этой эпохи, которое собой перечеркивает все существующие негативные черты. Это положительное качество — кришна-киртан.

#00:12:50#

В Ведах описано, что даже великие боги и богини хотят низойти на Землю в наше время, в эту эпоху, для того чтобы воспользоваться этой уникальной возможностью.

#00:13:15#

Итак, одним простым шагом, одним простым процессом, с одной стороны, устраняются все негативное влияние, все дурное влияние окружающей среды и, с другой стороны, тем же самым процессом нам дается доступ в высшую, позитивную духовную реальность.

#00:13:36#

йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇,
мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄
ш́раддха̄ва̄н бхаджате йо ма̄м̇,
са ме йуктатамо матах̣[4]

В Бхагавад-гите Кришна описывает различные категории духовных личностей, различные типы йогов. В конечном счете Он подытоживает: «Тот йог, который испытывает симпатию ко Мне, тот лучший из йогов».

#00:14:09#

Имеется в виду, что тот, чье сердце очень мягко, тот, чье сердце расплавлено [любовью и преданностью], — лучше всех. Но те, кто стали напротив очень жесткими, механичными, безжизненными, не считаются высшими.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Все то, что в Сатья-югу люди обретали, медитируя на Вишну, в Трета-югу — проводя жертвоприношения, а в Двапара-югу — служа лотосоподобным стопам Господа, можно обрести и в Кали-югу, если просто петь маха-мантру Харе Кришна» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.52; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.345).

[2] «В нынешний век Кали жизнь людей коротка. Люди сварливы, ленивы, лгут себе и другим, на них все время обрушиваются несчастья, и они пребывают в постоянной тревоге» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).

[3] «О царь, хотя век Кали и является скопищем всех возможных зол, у него есть одно великое достоинство: в этот век те, кто просто воспевает святое имя Кришны, обретают освобождение и достигают Всевышнего» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.51).

[4] «Но лучший из йогов тот, кто предался Мне и непрестанно помнит обо Мне. Исполненный веры в наставления богооткровенных писаний, он служит Мне с любовью» (Бхагавад-гита, 6.47).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования